СимфонИя начала века

0 182


https://eknigi.org/istorija/11...

Николай Митрохин. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. Современное состояние и актуальные проблемы. "Новое литературное обозрение". Москва, 2006.

Часть II ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РПЦ 

5. РПЦ В ПОЛИТИКЕ: ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ 

5.3. Федеральный уровень

5.3.1. Президент и его Администрация

Для того чтобы требования МП к государству реализовались, в первую очередь ей надо найти понимание в Администрации Президента, которая в настоящее время реально контролирует основные направления политической жизни в стране. Поддержание нормальных отношений с крупнейшей конфессией страны является одной из задач Отдела по взаимодействию с религиозными объединениями (входит в состав управления общественных связей и гуманитарной политики) Главного управления внутренней политики во главе с А.О. Протопоповым, который курирует заместитель руководителя Администрации В. Сурков. При Администрации Президента действует и совещательный орган для контактов с религиозными организациями – Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, который возглавляет глава Администрации Д.А. Медведев. Представители РПЦ имеют в нем несомненное преимущество. В состав Совета входят (с февраля 2004 г.) пять архиереев РПЦ – митрополиты Кирилл (Гундяев), Ювеналий (Поярков), Сергий (Фомин), архиепископы Евгений (Решетников) и Климент (Капалин), другие конфессии представлены только своими руководителями. В составе Совета имеются также несколько государственных чиновников и светские эксперты .

Сам Патриарх регулярно встречается с Президентом России и их отношения можно определить как теплые. На этих встречах или в кулуарных беседах чиновников более низкого ранга МП удачно лоббирует в Администрации Президента некоторые инициативы. Однако по принципиальным вопросам, которыми являются придание православию де-юре статуса государственной религии, оказание РПЦ масштабной финансовой поддержки, изменения в законодательстве, направленные на ограничение свободы совести, возвращение значительного количества изъятой собственности, введение православного образования в школах, Президент и его Администрация отказывают МП в удовлетворении претензий.

Пока не ясно, чем вызвана столь сдержанная позиция – уважением ли В. Путина к законам и международной правовой практике, малым ли реальным политическим весом МП или отсутствием необходимости делать популистские шаги в условиях высокого рейтинга нынешнего главы РФ. Примечательно, что в период высокой популярности Б. Ельцина в 1991–1992 гг. РПЦ имела наибольшую в своей истории независимость от российского государства. Однако Церковь энергично избавилась от 

____________________

 1  Персональный состав членов Совета см.: Стал известен новый состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ // Сайт «Страна.Ru». 2002. 23.03.



ненужной свободы, как только первое лицо государства после фактического проигрыша пропрезидентскими партиями парламентских выборов в декабре 1993 г. обратило внимание на РПЦ, надеясь с ее помощью найти необходимую поддержку в обществе.

Супруга Чубайса, сам Чубайс, Гульназ Ивановна Сотникова, Святейший Патриарх Алексий II, Черномырдин.

Сергей Викторович Пугачёв. Ныне гражданин Франции, находится в междунардном розыске


Отказывая МП в удовлетворении ее наиболее серьезных требований, Администрация Президента выступает не только в качестве обороняющейся стороны. Поведение Патриарха контролируют два человека, тесно связанные с Администрацией, – фаворитка Г. Сотникова (скандально известная предпринимательница, глава Фонда Патриарха Алексия II (в прошлом Фонда примирения и согласия), в 2000 г. пытавшаяся монополизировать рынок грузовых авиаперевозок между Россией и Китаем) и член Совета Федерации от Республики Тува, «православный предприниматель» С. Пугачев (бывший (до декабря 2001 г.) председатель совета директоров полугосударственного Межпромбанка, замешанный в скандале вокруг реконструкции Кремля). Кроме этих двух фигур Администрация Президента использует еще несколько крупных окологосударственных или полугосударственных коммерческих структур, принадлежащих «олигархам» («Газпром», «Лукойл», «Балтийская строительная компания»), для скрытого финансирования деятельности МП, что является дополнительной страховкой от резких политических демаршей Патриарха.


5.3.2. Правительство РФ и министерства

Как казалось первоначально, отставка правительства России в феврале 2004 г. сделала этот параграф достоянием истории. На момент окончания книги структура правительства еще не была окончательно утверждена. Тем более новые министры, их заместители и начальники департаментов не успели определиться в своем отношении к РПЦ. Вместе с тем политическая ситуация в стране остается стабильной и, как представляется сейчас, вряд ли позиции министерств во втором четырехлетии правления В. Путина будут принципиально отличаться от заявленных в 2000–2003 гг. Поэтому следующий текст оставлен мною без изменений.

Правительство России в целом (в том числе департаменты аппарата правительства) не замечено в охране интересов РПЦ. Несколько случаев, когда правительство одобряло законы, косвенно играющие на руку Церкви, произошли по инициативе политической власти (т.е. Президента страны). Вместе с тем при правительстве действует Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ во главе с заместителем Председателя Правительства РФ Г. Кареловой и рабочими заместителями: А.Е. Себенцовым (который сохраняет эту должность в течение многих лет) и государственным министром В.Ю. Зориным. Комиссия имеет 


достаточно самостоятельную позицию по вопросам взаимоотношений с религиозными организациями, в частности с РПЦ. Нередко именно она является той формальной инстанцией, в которой гаснут многие полезные, с точки зрения РПЦ, инициативы. Цитата из одного из интервью с А. Себенцовым наглядно показывает его точку зрения на конкордат между государством и РПЦ: «Я лично с настороженностью пока отношусь к такой идее. Потому что со стороны Церкви понятно, что у нее есть интересы и она готова за них бороться. У нашего государства в этой части никто ничего не понимает. Грубо говоря, государство в этой области недееспособно, а любой договор между тем, кто понимает, чего хочет, и тем, кто не понимает, изначально вреден» 2. Однако недовольство МП Комиссией и лично А. Себенцовым мало влияет на его положение.

Руководство министерств и государственных комитетов РФ по-разному относится к РПЦ. Главы экономических министерств и ведомств, скорее, относятся к ней негативно, видя в МП злостного неплательщика налогов, который к тому же претендует на государственное финансирование и собственность. Когда 21 марта 2001 г. митрополит Смоленский Кирилл (Гундяев) выступил с инициативой выплаты Церкви части подоходного налога, собранного с граждан, для ведения ею социальной помощи, реакция со стороны финансовых ведомств была следующая: «Первый замминистра финансов РФ Алексей Улюкаев назвал предложения митрополита Кирилла "абсолютной нелепостью"... [Он] подчеркнул, что никаких обращений по этому поводу в правительственные структуры от Русской Православной Церкви или других конфессий не поступало. А. Улюкаев отметил, что по Конституции РФ Церковь отделена от государства, и поэтому никаких отчислений подоходного налога в пользу какой-либо из конфессий быть не может. <...> "В России Церковь отделена от государства, и налоги государство собирает для поддержания своей жизнедеятельности", – заявил министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев. [И продолжил:] "У Церкви есть верующие, которые своими подаяниями содержат Церковь. У государства задача другая – с помощью налогов содержать своих граждан"» 3. Единственное экономическое министерство, которое регулярно оказывает МП материальную помощь (в том числе через дочерние компании) и по своей воле передает собственность, – МПС.

Социальные министерства (труда, здравоохранения, образования, культуры и печати) не вполне определились со своей позицией, хотя за период 2000–2003 гг. стали с большей охотой прислушиваться к пожеланиям РПЦ. Министерство культуры, с одной стороны, сотрудничает с МП в деле передачи движимого и недвижимого 

_________________

2 Бабасян Н. Церковное имущество: «Мы не против, если это возможно» // Сайт «Грани.Ru». 2001. 12.04.

3 Тараторкин Ф. Букаев и Улюкаев против введения церковного налога // Сайт «Страна.Ru». 2001. 23.03.



имущества, конфискованного советской властью и находящегося в музейных коллекциях, с другой стороны, по многим вопросам общего языка не найдено. Министр труда и социальной занятости А. Починок является воцерковленным и одним из спонсоров Раифского монастыря в Казанской епархии. Однако это не сказывается на его деятельности в качестве министра, хотя Церковь была бы весьма заинтересована в освоении «социальных денег» в рамках программ сотрудничества.

Целенаправленная работа членов Священного Синода и руководства ПСТБИ по проникновению в Министерство образования РФ и убеждению сотрудников его аппарата в полезности «православизации» образовательной системы увенчалась успехом. Сам министр образования В. Филиппов ежегодно принимает участие в Рождественских чтениях, а его заместитель Л. Гребнев открыто позиционирует себя в качестве «православного» чиновника. В настоящее время протесты общественности, скрытое сопротивление части педагогического сообщества, а также контроль Администрации Президента удерживают министерство от дальнейших демонстративных шагов по выражению солидарности с позицией РПЦ. Министерство здравоохранения в целом относится к РПЦ положительно, и стремление епархий открывать храмы при больницах не встречает сопротивления, однако центральный аппарат министерства воздерживается от публичных контактов со структурами РПЦ. В то же время стремление православных миссионеров трактовать членство в новых религиозных движениях в качестве психического заболевания, а борьбу с сектантами считать видом медицинской помощи не встречает понимания у профессионалов. Министерство печати занимает нейтральную позицию, выразившуюся в поддержке информационного портала «Религия и СМИ», освещающего и анализирующего деятельность РПЦ и других конфессий с точки зрения полезности (в понимании министерства) интересам России. Известно, что министерство поддерживает некоторые православные издательские проекты.

Наибольшее понимание РПЦ находит у «силовых» министерств – МВД, МО, МЧС, Минюста (точнее, переданного в его состав Главного управления исполнения наказания – ГУИН), ФСБ. Бывшие гонители верующих, сменив парадигму восприятия религии, сейчас являются самыми активными сторонниками МП среди государственных чиновников. Хотя реально верующих людей в этих ведомствах немного, весьма распространен «православный магизм», усилившийся за время войны в Чечне. Считается, что перед боем надо креститься (кто не крещен), а также искать заступничества у святых, издревле курирующих определенные рода войск В 2001 г. МП придумала небесную защитницу даже для ракетных войск – св. Варвару. Во всех министерствах, воспринимающих православие как новую идеологию, открыты ведомственные храмы – последней в марте 2002 г. открылась церковь в здании ФСБ на Лубянке.



Самую большую поддержку РПЦ выражает МИД. Личная позиция его главы – И. Иванова, вероятно, самого ярого министра-«государственника» периода 2000–2004 гг., имеет непосредственное отражение в политике его ведомства. Не имея возможности из-за прозападной риторики политического лидера страны конфликтовать со странами Европы и Северной Америки по серьезным поводам (вопросы войны и мира, экономические связи), И. Иванов воюет с ними на «духовной почве», поддерживая инициативы РПЦ как на внешней, так и на внутриполитической арене. С 2000 г. МИД оказывает систематическую поддержку РПЦ в постройке церквей на территории дипломатических миссий России, в борьбе за здания храмов и другую собственность, принадлежавшую ей до революции, и соучаствует в политике дискриминации зарубежных конфессий, ведущих религиозную деятельность в России.

Характерным в этом отношении является выступление первого заместителя главы МИД А. Авдеева, состоявшееся 31 марта 2000 г. на заседании Попечительского совета благотворительного фонда «Святыни России»: «Сотрудничество с РПЦ Александр Авдеев рассматривает в контексте деятельности российского МИДа по "последовательной защите прав наших соотечественников за рубежом". В этой деятельности, по [его] мнению... необходимо опираться "на духовное богатство православия, поддерживать миротворческие усилия РПЦ". <...> Александр Авдеев в целом положительно оценивает ход процесса создания подворий РПЦ "в ряде католических стран". В качестве конкретных примеров он рассказал о переговорах, связанных с намерением Московского Патриархата открыть свой приход в Риме, о содействии муниципалитета Брюсселя в решении вопроса о строительстве "солидного храма" РПЦ в столице Бельгии, об "укреплении" подворья РПЦ в Мадриде и о возможности строительства храма в испанском курортном городе Малаге. По мнению Александра Авдеева, современная российская власть нуждается "в использовании ценностей православия для создания истинного имиджа России в мире"» 4.

Сформулированная таким образом позиция и в настоящее время определяет суть взаимоотношений МИДа РФ и МП (в первую очередь в лице ОВЦС). Помимо содействия открытию новых приходов и представительств РПЦ в различных странах мира (но в первую очередь в Европе), МИД занял жесткую позицию на стороне РПЦ в ее межконфессиональном конфликте с Римско-католической церковью. С мая 2003 г. 

____________________

4 Первый заместитель министра иностранных дел РФ рассказал о совместной деятельности МИДа и РПЦ // Благовест-инфо. 2000. 31.03.



сотрудничество между РПЦ и МИД РФ организовано в рамках постоянной рабочей группы 5.


5.3.3. Государственная дума

В отсутствие в России традиций представительной демократии лоббисты могут эффективно работать, лишь заручившись поддержкой той или иной группы в аппарате исполнительной власти. Даже при существующем в России вот уже более 10 лет парламенте, избираемом в ходе свободных (со всеми оговорками) выборов населением страны, реальная политика по-прежнему делается «на Старой площади» (т.е. в Администрации Президента), в Белом доме (т.е. здании Кабинета министров) или в кабинетах региональных администраций. В результате, встречая некоторую поддержку среди депутатов парламента, РПЦ практически никогда не может претворить ее в реальные дела.

Для всех парламентских партий, заседающих в Государственной думе РФ (далее Госдума), характерно использование в предвыборной борьбе лозунга о возрождении православия (или «духовности» – в массовом сознании все равно ассоциируемой с православием), который используется МП для обоснования выделения государственных средств на ее деятельность. Это считается неизбежной частью «джентльменского набора» любой серьезной партии наравне с обещаниями защиты прав граждан, борьбы с коррупцией и улучшения экологической ситуации. Поэтому все парламентские партии заинтересованы в хороших отношениях с МП, хотя после 1993 г. она не раз заявляла публично о своем нежелании участвовать в политических баталиях и запретила своим священникам выдвигаться в качестве депутатов в федеральные и местные законодательные органы.

Четкая антицерковная позиция, по мнению публичных политиков, может повредить их имиджу, и поэтому все крупные партии, за исключением, пожалуй, СПС, посылают своих представителей на различные мероприятия, устраиваемые МП, – как-то ежегодный Всемирный русский народный собор или широко отмечаемые дни рождения Патриарха. На Соборе 2001 г. даже лидер леволиберальной партии «Яблоко» Г. Явлинский был вынужден заявить о своем исповедании православия и о важности задачи по возрождению «духовности».

Вместе с тем нельзя говорить, что деятельность всех или почти всех фракций Госдумы направлена на поддержку инициатив МП. Как правило, они вязнут еще на уровне комитетов Думы, поскольку имеют для депутатов меньшую ценность, чем 

__________________________

5.  Представители МИД и РПЦ обсудят, как поддержать соотечественников за рубежом // NEWSru.com / РИА «Новости». 2003. 8.05.



интересы Администрации Президента или финансово-промышленных групп. Лоббисты интересов РПЦ, которые либо искренне стремились помочь РПЦ, либо позиционировали себя в качестве «православных депутатов», организационно оформились только в Госдуме 3-го созыва (1999–2003 гг.), где в предвыборном 2003 г. сформировали Межфракционное депутатское объединение (МФО) «В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей». Его координатором стал член фракции «Народный депутат» В. Гальченко, представлявший в парламенте интересы Дмитровского избирательного округа, в состав которого входит и «воцерковленный» Сергиево-Посадский район Московской области. Теоретически МФО (куда записалось 45 депутатов) представляло интересы всех «традиционных» конфессий и его деятельность была инициирована Межрелигиозным советом России 6, однако реально ее деятельность свелась к серии проправославных РК-акций ее координатора. В частности, в июле 2003 г. В. Гальченко попытался добиться от Генеральной прокуратуры РФ возбуждения уголовного дела против ряда правозащитных организаций, выступивших против учебника А. Бородиной «Основы православной культуры» 7, а также требовал ввести квоты на показ иностранных фильмов по российскому телевидению и в кинопрокате. Результата это не принесло, как не удалась и попытка «Народной партии», одним из руководителей которой был В. Гальченко, консолидировать православный электорат: в их предвыборный список 2003 г. были включены референт Патриарха Н. Державин, известный также в качестве ведущего православных телепрограмм, и председатель Союза православных граждан В. Лебедев, но партия не собрала и 3% голосов.

Некоторые депутаты отстаивали интересы РПЦ и вне рамок МФО. Наиболее влиятельными из них были заместитель спикера Госдумы, лидер Либерально-демократической партии России В. Жириновский (сохранил свой пост и в Госдуме 4-го созыва) и заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, лидер Российской христианско-демократической (затем традиционалистской) партии А. Чуев, а также руководитель Комитета по связям с общественными организациями В. Зоркальцев (фракция КПРФ), депутаты Н. Кривельская (ЛДПР), чьей специализацией является борьба с сектами, и Т. Астраханкина (КПРФ), борющаяся за нравственность граждан вместе с фундаменталистскими группировками.

Наиболее успешной акцией православных лоббистов в Госдуме 3-го созыва было проведенное 12 февраля 2003 г. с подачи А. Чуева голосование за принятие 

_____________________

6 Наиболее подробное описание принципов формирования МФО и начального периода ее работы см.: Лукашино, В. Одно лобби на четыре конфессии // Сайт «Газета.Ru». 2003. 6.06.

7 Письмо координатора МФО «В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей» Валерия Гальченко Генеральному прокурору РФ // Сайт Информационного агентства «Русская линия». СПб. 2003. 14.07.



обращения к Генеральному прокурору РФ о необходимости проверки действий сотрудников музея им. А.Д. Сахарова, устроивших художественную выставку «Осторожно, религия!», на предмет разжигания религиозной вражды 8. Выставка была ранее разгромлена православными активистами, которые были задержаны по обвинению в хулиганстве. После того как за принятие обращения проголосовали 265 депутатов из присутствовавших 267, следственные органы пересмотрели свое отношение к делу. Погромщики были выпущены на свободу, а против устроителей выставки было возбуждено уголовное дело.

Но уже через месяц Госдума провалила гораздо более важное для Церкви постановление по имущественным вопросам, отказавшись поддержать представленный С. Глазьевым (на тот момент членом фракции КПРФ и членом МФО «от православных», сопредседателем Союза православных граждан; в 4-й Думе в течение двух месяцев – лидер парламентской фракции блока «Родина») законопроект, предоставляющий религиозным организациям право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками для использования в уставных целях, связанных с их функциональной деятельностью. Причиной стала неодобрительная реакция правительства 9.

Говорить об активности православных лоббистов в 4-й Думе пока рано, но их количество заметно увеличилось (и они сами оказались организационно более консолидированными) после успеха блока «Родина», собравшего на выборах 9,02% голосов. По списку «Родины» в парламент прошли С. Глазьев, А. Чуев, Н. Нарочницкая (постоянный автор сайта «Православие.Ru»), А. Кругов (главный редактор и фактический руководитель находящегося под влиянием архимандрита Тихона (Шевкунова) холдинга «Русский дом»), бывший генерал КГБ Н. Леонов (штатный аналитик «Русского дома»), А. Савельев (один из организаторов СПГ). В Думе есть и другие «православные» депутаты, например прошедший от партии «Единая Россия» член СПГ К. Затулин.


5.3.4. Совет Федерации

Верхняя палата парламента проявляет меньшую отзывчивость в защите интересов РПЦ. Входившие в нее в 1993– 2002 гг. губернаторы и главы региональных законодательных собраний полагали, что могут оказать большую помощь местным епархиям РПЦ (и делали это). Общецерковные интересы их занимали меньше. После 

____________________

 8 Коробов П. Депутаты Госдумы заступились за православных погромщиков // КоммерсантЪ. 2003. 13.02.

9 Госдума РФ не поддержала законопроект о предоставлении религиозным организациям права бессрочного пользования земельными участками // Сайт «Седмица». 2003. 9.04.


проведения реформы Совета Федерации (далее СФ) в 2001–2002 гг., когда состав палаты был изменен и его сформировали представители регионов, не имеющие реальной власти на местах, ситуация изменилась в лучшую для Церкви сторону. Количество публичных и декларативных заявлений в пользу Церкви от лица сенаторов увеличилось. В феврале 2002 г. советником первого заместителя председателя СФ В. Горегляда (подал в отставку в январе 2004 г.) стал вице-президент Миссионерского отдела РПЦ, доктор экономических наук игумен Филипп (Симонов) 10. А уже в июле новый председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике И. Стариков (вынужден был подать в отставку в апреле 2004 г.) сразу после встречи с президентом РФ поделился с корреспондентом газеты «КоммерсантЪ» идеей о необходимости возвращения РПЦ изъятых после революции 1917 г. сельскохозяйственных земель в размере 40 млн гектаров 11. В конце 2002 г. членом СФ стал представитель Тувы – предприниматель С. Пугачев, человек весьма близкий к МП и лично к Патриарху. Однако в современной России значение СФ резко уменьшилось по сравнению с 1990-ми гг. Фактически он лишь одобряет законы, принятые Госдумой и неформально утвержденные в Администрации Президента. Поэтому искать помощи и защиты у членов СФ лоббистам РПЦ практически бессмысленно.


5.3.5. Судебная власть

Духовенство РПЦ откровенно не любит светскую судебную власть (в частности, потому, что не признает ее компетенции над собой) и старается делать все, чтобы касающиеся ее проблемы не доходили до публичного разбирательства.

«Интересы Церкви в суде, за исключением крайней необходимости, представляют миряне, уполномоченные Священноначалием на соответствующем уровне. Внутрицерковные споры не должны выноситься на светский суд. Межконфессиональные конфликты, а также конфликты с раскольниками, не затрагивающие вопросов вероучения, могут выноситься в светский суд» 12.

______________________

10  Игумен Филипп – один из самых удачливых и влиятельных лоббистов РПЦ в структурах власти и финасово-промышленных кругах. В 1996–2000 гг. он работал финансовым аналитиком и руководителем пресс-службы Московской межбанковской валютной биржи, затем занимался той же работой в банке «Российский кредит». Подробнее см.: Щипков Д. Мы не бегаем с крестом ни в мечеть, ни в синагогу / Интервью с игуменом Филиппом (Симоновым) // Независимая га¬зета. 2002. 17.07.

11 Колесников А Владимиру Путину нравится сельский образ жизни // КоммерсантЪ. 2002. 3.07.

12 Основы социальной концепции РПЦ // Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13–16 августа 2000. С. 187.



За последнее десятилетие известно несколько случаев, когда священнослужители успешно отстаивали свои интересы в судах (чаще это дела о защите чести и достоинства после сомнительных публикаций), однако широко распространенной эта практика не стала 13. Судебные органы, особенно федерального уровня, в своей практике редко сталкиваются с деятельностью РПЦ, разве что священники становятся потерпевшими или свидетелями по уголовным делам, связанным с насилием и кражами церковного имущества.


5.3.6. Юридические аспекты взаимоотношений РПЦ с федеральной властью

С юридической точки зрения деятельность РПЦ, равно как и других религиозных организаций, ведется на основании Закона «О свободе совести и о деятельности религиозных объединений», принятого в 1997 г. Известно, что в преамбуле Закона православие (но не РПЦ как организация) упомянуто в числе четырех «традиционных» для России конфессий – наряду с исламом, буддизмом и иудаизмом. По Закону это не дает РПЦ никаких дополнительных льгот, хотя на практике она их получает.

Контроль за деятельностью зарегистрированных религиозных организаций осуществляет Департамент по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции РФ (во главе (на начало 2004 г.) с к.и.н. А.И. Кудрявцевым) и территориальные органы Минюста.

На федеральном уровне систематическая научно-информационная и экспертная деятельность по изучению религиозных конфессий ведется в Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ (председатель – д. филос н. М.П. Мчедлов), в 34 региональных экспертных советах при части территориальных органов Минюста и на кафедре религиоведения Российской Академии государственной службы, которую с 2002 г. возглавляет д.и.н. О.Ю. Васильева. С ее приходом кафедра резко повысила уровень своего взаимодействия с РПЦ и другими «традиционными» конфессиями, открыв, в частности, курсы по обучению руководителей региональных организаций «традиционных» конфессий (в первую очередь епископов РПЦ) юридическим, компьютерным и другим полезным навыкам.

После 2000 г. в политической среде и прессе неоднократно обсуждался вопрос об образовании (точнее, воссоздании) государственной структуры, аналогичной Совету по делам религий при Совете Министров СССР. Он мог бы координировать 

_______________________

13  Например, дело митрополита Николая (Кутепова) против газеты «Губернские ведомости» (Нижний Новгород, 1994), дело епископа Гурия (Шалимова) против «Комсомольской правды» (Москва, 2000).


все взаимоотношения религиозных организаций с государственными органами и следить за выполнением законодательства в этой сфере. Особенно активно эту идею пропагандировали А. Себенцов и председатель Гильдии религиозных журналистов Медиасоюза (проправительственной журналистской организации) к филос. н. А. Щипков. Идею создания подобной структуры поддерживали большинство мусульманских и протестантских организаций, видевших в ней будущего защитника от притеснений местных властей, нередко игнорирующих федеральное законодательство и занимающихся с подачи духовенства РПЦ преследованиями «сектантов». МП в свою очередь выступила резко против создания такой структуры, утверждая, что она будет не столько контролировать соблюдение законодательства, сколько ограничивать деятельность Церкви. Действительно, в регионах, где сохранены должности уполномоченного по делам религий, нередко их занимают те же люди, что и 15–20 лет назад. Патриарх в одном из недавних интервью заявил по этому поводу следующее:

«В последнее время нередко высказывается убеждение в желательности создания некоего государственного органа, в ведении которого находились бы вопросы, связанные с религиозной жизнью. Подобная структура – Совет по делам религий при Совете Министров СССР – существовала в нашей стране на протяжении долгих десятилетий. Этот орган, помимо прочего, служил непреодолимым средостением между Церковью и государством, фактически исключая всякую возможность прямого диалога между ними и блокируя многие важные церковные инициативы. Этот негативный опыт еще свеж в нашей памяти. <...> Существующая ныне практика церковно-государственных отношений видится мне близкой к оптимальной» 14.

Не имея собственной точки зрения на данный вопрос, мне приходится отметить, что при несомненной правоте Патриарха (и моих малых симпатиях к возрождению советской символики и административных структур) для Церкви весьма удобно нынешнее ее положение, при котором она может беспрепятственно использовать симпатизирующих ей чиновников разного уровня и разных ведомств, лоббируя необходимые ей инициативы.

Существенным юридическим противоречием в церковно-государственных отношениях является деятельность религиозных организаций (в первую очередь православных церквей и молитвенных комнат) в государственных учреждениях (больницах, тюрьмах, воинских частях). По российскому законодательству политические и религиозные организации не имеют права создавать свои местные ячейки по месту работы. Все существующие ведомственные храмы образованы по 

______________________

14  Вызов века сего / Интервью К. Волкова с Патриархом Алексием II // Итоги. 2003. 10.05. № 18.


воле руководителей учреждений, а не желанию групп верующих, являются государственной собственностью и могут быть закрыты по мановению руки.


5.4. Региональный уровень

Наибольшее понимание требования РПЦ встречают на региональном уровне. Если федеральные власти, принимая решения, вынуждены оглядываться на законодательство, мировое и внутрироссийское общественное мнение, прессу, то местные власти считаются со всем этим гораздо меньше. Кроме того, если для центральной власти конкретные шаги по поддержке РПЦ мало что дают в плане удовлетворения электората, то местные власти инвестиции в Церковь видят как конкретную и относительно дешевую социальную акцию, которая будет оценена избирателями. Именно поэтому самым распространенным и заметным во всех отношениях символом сотрудничества власти и Церкви являются новые храмы и монастыри, построенные, восстановленные или отреставрированные на средства областных и районных бюджетов. Наиболее известен из них Храм Христа Спасителя в Москве, возведенный на деньги города и средства предприятий. Показательно, что этот храм не передан Церкви, а принадлежит городу и мэр столицы считает возможным проводить в нем мероприятия без участия духовенства. В 2001 г., например, в зале церковных соборов он провел свою встречу с актерами московских театров, посвященную текущим вопросам художественной жизни Москвы.

Именно так – как объекты соцкультбыта и памятники архитектуры – воспринимают храмы и монастыри областные и городские чиновники. Если в рамках этой парадигмы местным церковным властям удается доказывать им полезность православных инициатив, то тогда эти идеи имеют шанс быть одобренными и профинансированными из бюджета региона или муниципального образования. Противодействие религиозным конкурентам из сект и «нетрадиционных» конфессий подается как забота о «духовной безопасности» и «борьба с экстремизмом». Продвижение в школы православной интерпретации Закона Божьего под видом предмета «Основы православной культуры» обосновывается необходимостью патриотического воспитания, борьбы с наркоманией и подростковой преступностью. Православные передачи на теле-видении преподносятся как дело сохранения культурных (или народных) традиций данной местности.

При таком подходе очень многое зависит от личных контактов руководителей местных органов светской и церковной власти. Нередко при замене одного епископа или областного начальника на другого вся система отношений рушится. Пренебрежение властей, как светских, так и духовных, к писаному праву и заключенным на бумаге договоренностям приводит к довольно острым конфликтам. Например, в 2000 г. в Курской области после переизбрания губернатора А. Руцкого, покровительствовавшего местной епархии, новая власть (коммунисты) отказала епархии в финансировании. В результате рабочие, занимавшиеся реконструкцией огромного кафедрального собора в центре города, стали объявлять забастовки из-за 



задержек зарплаты, а областная дума отказалась продолжать финансирование программы по распространению «Основ православной культуры» в средней школе. А в Коми конфликт архиерея с главой республики привел к тому, что светский руководитель начал создавать свою, параллельную епархии православную инфраструктуру, а региональные газеты занялись яростным обличением владыки в грехах, которых ранее предпочитали не замечать 15. В Саратовской же области, наоборот, при нелюдимом архиепископе Александре (Тимофееве) отношения епархии с губернатором Д. Аяцковым были никакими, а при назначении нового архиерея – Лонгина (Корчагина) стали тесными и дружескими.

________________________

15  Интервью Н. Митрохина с епископом Питиримом (Волочковым). Москва, 2002. 17.12.

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Наши спортфедерации потоком отказываются от Олимпиады

"Слать команду бомжей не будем!" Федерации одна за другой посылают Париж-2024 лесом.История с допуском-недопуском наших спортсменов на парижские ОИ уже изрядно приелась. Столько было сл...