Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

О духовности без околичностей

3 173

Бонч-Бруевич, Владимир Дмитриевич. Избранные атеистические произведения.  M., «Мысль», 1973. 

Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (28 июня [10 июля] 1873, Москва — 14 июля 1955, там же)


Из письма священнику (г-ну Леониду Федорову) 1

31 марта 1919 г.

Я давно получил Ваше письмо по поводу отношенияПетроградских властей. О всех Ваших соображениях по поводу декрета об отделении церкви от государства, не вхо«


308

дя в подробное рассмотрение, могу сказать следующее: подход к этому вопросу у нас и у Вас совершенно различный. Вы, как верующий человек и стоящий во главе своей паствы, конечно, не можете иначе рассуждать, как Вы рассуждаете в Вашем письме. Мы же, представители рабоче-крестьянского правительства нашей Российской Социалистической Федеративной Республики, люди совершенно неверующие, атеисты, не можем подходить к церковным вопросам с той стороны, с которой подходите Вы.

Мы все твердо стоим на самом решительном проведении принципа отделения церкви от государства и школы от церкви, здесь среди нас нет ни малейших колебаний и нет никаких надежд на изменение в политике этого вопроса, так как этот принцип мы считаем самым здоровым и самым необходимым как для русского, так и вообще для каждого народа. Помимо этого теоретического принципа, осуществляемого теперь на практике, при свете которого мы допускаем свободу совести, т. е. свободу веры и неверия, каждый из нас в отдельности, а правительство в целом, конечно, признает, что тот религиозный туман, которым опутывают умы представители всех религий и всех вер, в высшей степени плохо влияет на массы и на их культурное развитие. Как теперь, так и всегда ранее я лично писал и говорил и не устану до конца своих дней говорить против этого тумана, который, как мне известно из изучения всевозможных систем религиозной мысли, до такой степени плотно облегает человеческую душу и совесть, что пробиться сквозь эту толщу, совершенно ненужную человеческому обществу и сознанию, бывает крайне трудно и, конечно, теперь, когда есть полная возможность твердой рукой разрушать все религиозные суеверия и предрассудки, оставляя независимым принцип свободы совести, каждый из нас обязан вывести народ на новый путь критического сознания и полной свободы мысли, особенно в тех вопросах, которые так долго составляли монополию касты господствующего духовенства, всегда покровительствуемого светской властью.

Исходя из этой точки зрения, Вам уже будет совершенно ясно мое личное отношение, например, к устройству тех домов для духовных упражнений или, как Вы их называете «реколлекционных домов». Я понимаю, что, с Вашей точки зрения, Вы считаете эти дома духовных упражнений чем-то особенно высоким и привлекательным.


309

С нашей, социалистической, точки зрения, кроме вреда, мы от них ничего не видим, но мы наверно знаем, что все эти духовные упражнения, по большей части развивающиеся на нервно-экстатической почве, под руководством весьма опытных, расчетливых, прекрасно знающих, к какой цели они ведут свою паству, пастырей, гасят свободный дух человека, соподчиняют его воле главенствующего духовенства, обращают свободного гражданина в раба церкви, из которого вылепливается обыкновенный консервативно-монархический материал, который так нужен старому миру для буржуазного господства и который столь ненавистен нам, представителям свободного коммунистического строя. В этих домах, как во всевозможных обителях и монастырях даже православной церкви, —я говорю о тех обителях, где задачи православной церкви стояли наиболее высоко, под видом нравственных усовершенствований совершенно незаметно для посещающих их, в конечном счете ведется та или иная политическая пропаганда, которая выражается в направлении воли паствы по тому желаемому пути, который всегда уводит сознание этих несчастных людей не в сторону их собственных желаний, а в сторону того главенствующего коллектива, которому они соподчинены. Дома для духовных упражнений, — очень умно и хитро придуманная штука еще давнишними иезуитами, — будут рассадниками папизма в России, что, конечно, столь же нежелательно, как и насаждение подчинения «свободного духа» церкви, иерархии. Я знаю, что дома эти при той свободе, к которой мы все идем, могут возникать; я знаю, что если они будут держаться хотя бы в рамках кажущейся аполитичности, их не будут преследовать, потому что мы твердо убеждены, что наше слово, наша пропаганда слова и дела разобьет все цепи и оковы мысли и разума, которые вот уже почти более 1 1/2 [тысячи] лет духовенство господствующей церкви всемерно и всецело накладывает на народные массы. Я не могу не радоваться тому просветлению русского народа, который сам своими собственными руками разрушает тот вековой обман, на котором коренилась православная вера, эта нелепая вера в мощи, чудеса и тому подобные совершенно не соответствующие человеческому разуму представления. Мы видим, как этот вековой обман, как мираж, рассеивается от реального соприкосновения с этой святостью, которая так тщательно


310

скрывалась господствующими представителями православной церкви. Когда народ пожелал познать свои собственные святыни, когда он своими дерзкими руками прикоснулся к тому, что каста жрецов для обмана темных людей запрещала касаться, освящая эти никому не нужные предметы какой-то святостью, неприкосновенностью, тогда народ увидал сам, что его обманывают и обманывали нагло, издеваясь над ним, подделывая мощи самым грубым, я бы сказал, кощунственным образом2; и те, кто подделывали, знали прекрасно, что они обманывают народ, но они продолжали стоять у этих святынь, кадить, читать молебны и акафисты, и обманывали, обманывали на каждом шагу. Теперь, когда это раскрылось, народ в громадных массах отхлынул от этих святынь и от тех обманщиков, которые стояли на страже этих святынь.

Смотрите, как они присмирели — их голоса не слышно; да и понятно! Что им сказать, как посмотреть в глаза и лицо народа, когда кругом и всюду раздается гул возмущенных голосов обманутых, увлеченных людей. Я полагаю, что недалеко то время, когда раскрытие векового обмана народных масс коснется не только России, но и Западной Европы, когда и католическая церковь переживет страшное потрясение от сильных духом народов Западной Европы, где свет и счастье свободы все больше и больше заливает туманный горизонт. Я думаю, что тот во сто раз более искусный обман искушенных жизненным опытом представителей духовенства будет раскрыт сразу с невероятной силой, от края до края всей вселенной католической церкви, и все чудеса чудотворных икон, мощей и прочих нелепостей Лурда, Варшавы, Неаполя и Рима будут сразу опрокинуты мощным взмахом всемирной революции. Вот, что я решил ответить Вам на Ваше обращение ко мне, ответить для того, чтобы Вы знали раз навсегда твердое и неуклонное отношение представителей Советской власти ко всем религиям вообще, и ортодоксальным в частности и особенности, потому что, с нашей точки зрения, нет большего вреда для человека, чем тот вред, который принесла народу именно эта ортодоксальная религия Запада и Востока. Я написал Вам с полной откровенностью, чтобы Вы знали, с кем Вы имеете дело, и знали бы раз и навсегда, что, несмотря на все отрицательное отношение к самой сущности религии, религиозной мысли4 мы, представители Советской власти, найдем всегда


311

в себе силу твердости наших убеждений стоять на страже свободы совести, как бы нелепы ни были проявления этой совести, потому что знаем и твердо убеждены, что бороться с убеждениями надо опытом жизни, анализом ее проявлений, широчайшей пропагандой, требованием новых форм общественной жизни, которые сами по себе носили бы залог отрицания старого мира. И до тех пор, пока духовенство различных религий не будет вступать в политическую борьбу, как не однажды пытались сделать представители православной религии за последние годы, деятельность этого духовенства, находящаяся в пределах закона, не будет подвергаться и не подвергается преследованию со стороны Советской власти, и, наоборот, всякие попрания ее прав будут восстановлены. Но, с другой стороны, не надо надеяться на какие-либо малейшие изменения в политике Советской власти в деле отделения церкви от государства и школы от церкви. Чем дальше, тем глубже и отчетливее мы этот принцип проводим в жизнь твердо и неуклонно. Мы убеждены, что громадные массы рабочих и крестьян не только пойдут к нам навстречу, но и сами своими собственными руками, как это сделали они с раскрытием векового обмана в вопросе мощей, помогут нам все более и более и с каждым месяцем все шире и шире развить нашу антирелигиозную, атеистическую пропаганду для отрыва народных масс от старых источников затемнения народного разума. Само собой Вам должно быть понятно наше отношение к вопросам крещения, брака и т. п. церковным вопросам. Вы говорите, что без крещения невозможно вступить в царство небесное. И прекрасно, ибо мы хотим, чтобы никто и не думал ни о каком царстве небесном, а если уже думать, — надо думать о царстве людей, свободе «среди человеков», свободных и равных, без всяких притеснений. И, конечно, мы ни в каком случае в творчестве наших гражданских законов не можем считаться с тем, удобно или неудобно тому или иному гражданину Российской Социалистической Федеративной Советской Республики войти или не войти в то воображаемое царство, которое Вы называете небесным, или в ту воображаемую тьму, которую Вы называете адом. Нас это нисколько не интересует и нимало не касается. 

______________________

Ответ священнику Леониду Федорову в Петроград. В архиве В. Д. Бонч-Бруевича письмо Л. Федорова не сохранилось. Факт отправки письма В. Д. Бонч-Бруевича Федорову не установлен. Печатается по книге: В. Д. Бонч-Бруевин. Избранные сочинения, т. I. M., 1959.

1 Леонид Федоров — униатский (греко-католический) священник, ставленник Львовского митрополита Шептицкого и Ватикана. По поручению последних занимался созданием католических организации и насаждением унии, имея в виду распространение папской власти в России. Был связан и с австро-венгерской разведкой, после Февральской революции был назначен Шептицким экзархом — главой греко-католической церкви в России. Занимал крайне враждебную позицию к Советской России, был связан с иностранными разведками и, находясь в Ленинграде, использовал католические церковные организации для борьбы с Советской властью.

2 Массовое вскрытие «мощей» происходило в 1918—1919 гг. в присутствии представителей духовенства, медицинской экспертизы, общественных организаций и органов Советской власти. В результате было наглядно показано, что культ мощей поддерживался в народе обманом. Материалы вскрытия мощей публиковались в журнале «Революция и церковь» (1919, № 2, стр. 9—23; № 3—5, стр. 28—32;№ 6—8, стр. 50—60). 

Леонид Иванович Фёдоров (4 ноября 1879, Санкт-Петербург — 7 марта 1935, Киров) — протопресвитер католической церкви, экзарх Апостольского экзархата католиков византийского обряда в России. В 2001 году причислен к лику блаженных Католической церкви.

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
    • ***
    • 16 ноября 2020 г. 21:25
    "и, конечно, теперь, когда есть полная возможность твердой рукой разрушать все религиозные суеверия и предрассудки, оставляя независимым принцип свободы совести" - про полную возможность твердой рукой сомнительно вчера, сегодня, завтра. :smirk:
    • balda
    • 17 ноября 2020 г. 05:51
    "обращают свободного гражданина в раба церкви, из которого вылепливается обыкновенный консервативно-монархический материал", - вся суть письма и религии в целом.