Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Пушкин о духовности. 1823 (4). "Евгений Онегин", глава I

13 1146

Продолжаем читать Пушкина. В 1823 году Александр Сергеевич создаёт первую и вторую главы "Евгения Онегина". Поговорим и о них. Разумеется, ваш покорный слуга не претендует на "всестороннее раскрытие идейно-художественного содержания" романа в стихах. Рядовому контиянину такое не под силу. Но задача-то у нас с вами куда более узкая. Мы договорились посмотреть, был ли Пушкин "духовен", т.е. признавал ли он, что миром правит совокупноть иерархически организованных разумных загробностей. Вот и давайте посмотрим. Сегодня читаем первую главу. В некоторых случаях я ссылаюсь на комментарии Ю. М. Лотмана и В. В. Набокова.

А.

I.

"Moй дядя самых честных nравил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример друrим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полу-живого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же чорт возьмет тебя!"

II

Так думал молодой повеса,

Летя в пыли на почтовых,

Всевышней волею Зевеса

Наследник всех своих родных

а) Набоков пишет: "Первая строка «ЕО» представляет собой (что известно, как я заметил, русским комментаторам) отголосок четвертой строки басни Крылова «Осел и мужик», написанной в 1818 г. и опубликованной в 1819 г. («Басни», кн. VI, с. 77). ... Четвертая строка басни Крылова звучит: «Осел был самых честных правил». Когда мужик нанял его стеречь огород, осел не поживился с него ни листочком капусты; но так скакал по грядкам, что разорил весь огород, и за это был избит хозяином дубиной: глупость не должна браться за важные дела; не прав, однако, и тот, кто поручает ослу стеречь огород."

http://pushkin-lit.ru/pushkin/...

б) "Дядя" исповедует некие "правила", т.е. определённую этическую систему. Правила множественны и могут классифицироваться по уровню "честности". Но как бы не были они честны, грош им цена, если носитель данной этической системы не в состоянии провести её в жизнь посредством насилия: "он уважать себя заставил".

Вот, кстати, пример несколько иных "правил":

III

...

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил;

Ребенок бьrл резов, во мил.

Monsieur l'Аbbе, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил,

И в Летний сад гулять водил.

IV.

Когда же юности мятежной

Пришла Евгению пора,

Пора надежд и грусти нежной,

Monsieur прогнали со двора.

Французик осуществляет образовательные услуги по стандартам подготовки "квалифицированного потребителя",  а по возмужании потребителя получает пинка под зад. Понятно, что наниматели не обязаны содержать французика до гробовой доски, но уж пристроить в семейство с образовательными запросами такого же уровня могли бы. 

Видимо, Онегин не верит в то, что "правила" даны нам свыше. Да и в жизни он не видит подтверждений этой смелой гипотезе.

в) Дядя - достаточно близкий родственник, безусловно, он принадлежит к кругу "ближних", но "молодой повеса" вовсе не чувствует себя обязанным творить добро для собственного дяди. Тут просто вступает в права суровая экономическая необходимость. Повеса даже и бранит себя за вынужденное лицемерие.

г) В мире существует определённая иерархия закономерностей. Онегин наследует всем своим родным "всевышней волею Зевеса", а момент смерти того или иного родственника определяется чёртом ("когда же чорт возьмёт себя").

"Зевес", вероятно, учинил Наполеоновские войны, в ходе которых они родственники Онегина погибли, а другие не имели случая родиться. Кроме того, коварный Зевес, предположительно, повлиял на демографическое поведение дворян с сторону падения рождаемости.

А чёрт просто договаривается с Парками о том, кого из наследодателей в какой последовательности уконропупить.

____________________

Б.

III.

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Набоков отмечает, что "отлично-благородно" в  данном случае не просто принятая бюрократическая формула, но и указание на то, что отец не брал взяток и не пользовался казённым имуществом. 

Что делать! Соблюдать некоторые заповеди и вести дворянский образ жизни - две вещи несовместные.

________________________

В.

VIII.

...

Но в чем он истинный был гений,

Что звал он тверже всех наук,

Что было для веrо измада

И труд и мука и отрада,

Что занимало целый день

Ero тоскующую лень, -

Была наука страсти нежной

...

X.

Как рано моr он лицемеритъ,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным, иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Oдним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себяl

Как взор ero был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!


XI.

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым,

Приятной лестью забавлять,

Ловить минуту умиленья,

Невинных лет предубежденья

Умом и страстью побеждать,

Невольной ласки ожидать,

Молить и требовать призванья,

Подслушать сердца первый звук.

Преследовать любовь, н вдруг

Добиться тайного свиданья ...

И после ей наедине

Давать уроки в тишине!

а) Лотман комментирует:

Что было для него измлада... — Измлада (церковносл.) — смолоду. Употребление слова «измлада», возможного лишь в высоком стиле, придает строфе иронический оттенок.

http://pushkin-lit.ru/pushkin/...

б) Т.е. Онегин даже и не "кобель" по природе своей. Он не нуждается во всё новых и новых эротических одолениях физиологически. Он вполне способен довольствоваться "уроками". Но чем занять себя, чему посвятить свои досуги?

в) Пожалуй, тут-то и можно заметить некоторые признаки духовности. Эта часть главы построена на предположении об интеллектуальном превосходстве мужчины над женщиной, что вполне соответствует духу и букве священных текстов.

_________________________

Г.

XXXVII.

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда же мог

Beef-steaks и стразбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой

И сыпать острые слова,

Когда болела голова:

И хоть он был повеса пылкой,

Но разлюбил он наконец

И брань в caблю и свинец.


XXXVIII.

Heдуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому cплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел;

Но к жизни вовсе охладел.

Как Child-Harold, угрюмый, томный

В гостиных появлялся он;

Ни сплетав света, ни бостон,

Ни милый взгляд, ни вздох нескромвыlt,

Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

Не совсем уж пустой человек не может "срывать цветы удовольствий" бесконечно долгое время. Рано или поздно пустота и бессмысленность существования наполняют его сердце тоской и тогда уж и самоубийство не представляется исходом невозможным.

Слов нет, набожный и благочестивый россиянин указал бы Онегину путь: ставить свечки, говеть, исповедоваться, оказывать финансовую помощь монастырям. Но тут ведь надобно и чувство юмора чем-то заглушить. А это не каждому по силам.

________________________

Д.

XLIII.

...

Отступник бурных наслаждений,

Онегин дома заnерся,

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его,

И не попал он в цех задорныlt

Людей, о коих не сужу,

Затем, что к ним принадлежу.

XLIV.

И снова, преданный безделью,

Томясь душеввоlt пустотой,

Уселся он - с похвальной целью

Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал - а всё без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет;

На всех различные вериги;

И устарела старина,

И старым бредит новизна.

Как женщин, он оставил книги,

И полку, с пыльной их семьей,

Задернул траурной тафтой.

а) Видимо, духовные плоды воспитания под руководством убогого французика сказываются.

б) А вот книгам современников Онегин дал качественную оценку. Вкус и сообразительная способность его не оставили несмотря на оригинальный  образ жизни.

________________________

Е.

XLV.

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой Фортуны и людей

На самом утре наших дней.

XLVI.

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не nрезирать людей;

Кто чувствовал, того тревожит

Призрак невозвратимых дней:

Тому уж нет очарований,

Того змия восnоминаний,

Того раскаянье грызет.

Всё это часто придает

Большую прелесть разговору.

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам.

И злости мрачных эпиграм.

Лотман пишет: "Строфа принадлежит к наиболее пессимистическим в творчестве Пушкина. Она связана с пересмотром в ходе идейного кризиса 1823 г. концепции Руссо об исконной доброте человека. Пушкин пришел к убеждению о связи торжества реакции и исконного эгоизма человеческой природы."  

http://pushkin-lit.ru/pushkin/...

_________________________

Ж.

Помер дядя, не дождался племянника! Чёрт на сей раз договорился с Парками очень оперативно. Онегин вступает во владение дядиным имением.

LIII.

Нашел он полон двор услуги;

К покойнику со всех сторон

Съезжались недруги и други,

Oxoтники до похорон.

Покойника похоронили.

Попы и гости ели, пили,

И после важно разошлись,

Как будто делом занялись.

В том, что эти строки принадлежат человеку набожному и благочестивому, как-то даже и сложно усомниться.

Вот так. В следующий раз поговорим о второй главе романа.

________________________

Пушкин и духовность. 1813-1820 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1821. "Кавказский пленник" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1821 (1) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1821 (2) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1821 (3) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1821 (4) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1821 (5) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. "Гавриилиада" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. "Гавриилиада" (2) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. "Гавриилиада" (3) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1822 (1) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1822 (2) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1822 (3) „Царь Никита и сорок его дочерей” - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1822 (4) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1822 (5) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1822 (6.1). "Братья разбойники" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1822 (6.2). "Братья разбойники" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1822 (6.3). "Братья разбойники" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1822 (6.4). "Братья разбойники" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1823 (1) Письма - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. 1823 (2) Стихотворения - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности.1823 (3). "Бахчисарайский фонтан" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Продолжение следует.

Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Обсудить
    • ***
    • 30 апреля 2021 г. 22:05
    "миром правит совокупноть иерархически организованных разумных загробностей" - занимательная гипотеза о сущности и природе духовности. Но, как видно, Вы не принимаете в расчет так называемую "темную" (черную) духовность. Вообще, как мне представляется, Вы чрезмерно наивны - впрочем, как 90 % всей российской интеллигенции и разночинцев. Если, мол, Пушкин сказал, что Моцарта сгубил Сальери - значит, так оно и есть. Если Моцарт светочь - значит, так. А то, что Моцарт, например, перепоручил музыкальное воспитание своего сына тому самому Сальери - факт, равно как и то, что Моцарт был масоном. И так можно проезжать по многим пушкинским пунктам. Не надо задаваться вопросом - "почему Руслан свищет?" Можно нарваться на ответ - "да характер у него плохой." :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • Игра "верю - не верю" не для Пушкина. Пушкин не верил в Бога, он знал Его лично!
  • ...Мы договорились посмотреть, был ли Пушкин "духовен", т.е. признавал ли он, что миром правит совокупноть иерархически организованных разумных загробностей. Вот и давайте посмотрим... Я канешна понимаю, что Ю. М. Лотман и В.В. Набоков зарабатывали себе на хлеб, лишь бы что нить написать. Но не будете же вы требовать уголовного преследования Марининой или Донцовой за описываемые ими преступления вымышленных героев? А о духовности Пушкина может говорить факт того, что он заставил " негодяя" О. отказаться от халявной возможности трахнуть несовершеннолетнюю девочку. Бог не велит...
  • Алгеброй разъять гармонию не всегда получается. А чаще всего - и не стоит делать.