Зачем квалифицированному потребителю грамота?

7 775

https://yadi.sk/d/cPd5KjRQvze1...

ВРАГИ ЛИКБЕЗА

В. И. Ленин никогда не рассматривал вопрос о ликбезе как какой-то чисто культурнический вопрос. Он ставил его как вопрос классовой борьбы. Первые победы похода за культуру и всеобщую грамотность были одержаны в ожесточенной борьбе с врагами социализма, стремившимися всячески помешать делу культурной революции.

Слово «культармеец» звучало тогда почти как военное, так же как и слово «культпоход».

Казалось бы, ничего страшного в себе эти слова не заключали, но они пугали врагов социализма.

95


Особенно бешеное сопротивление оказали культпоходу кулаки и церковники. Это и понятно. Культпоход усиливал колхозное строительство, помогал выполнению хозяйственно-политических задач, а следовательно, и ликвидации кулака как класса, подрывал основы поповщины, сектантства.

Ликвидация неграмотности мешала кулаку и попу в деревне, нэпману в городе спекулировать .на темноте и невежестве трудящихся, выбивала из-под ног врагов почву. Классовый враг хорошо понимал, что расцвет социалистической культуры означает ускорение его гибели.

Излюбленным методом борьбы против ликбеза было распространение небылиц. Кулаки и духовенство распускали дикие слухи:

— Вот поштурмуют неграмотность, а потом сундуки начнут «штурмовать», до последней рубахи доберутся.

— Прежде неграмотность ликвидируют, а потом неграмотных начнут ликвидировать, одни коммунисты останутся.

— Общество «Долой неграмотных» — это такое общество, которое неграмотных будет изничтожать.

— Всех детей, которых горячими завтраками кормят, на особый антихристов учет возьмут.

На родительском собрании в Михайловском районе Нижне-Волжского края выступил с речью подкулачник: -

— Нельзя детей в школу пускать. Раз в школу, то в пионеры; раз в пионеры — значит крест долой; а раз крест долой — сатане в руки.

Его спросили:

— А зачем ты своего ребенка пускаешь?

— Рад бы не пускать, да заставляют. А потом: неграмотного Советская власть в гроб загонит, ликвидирует.

В селе Крутояр Нижне-Волжского края появилось «Таинственное письмо старца Питирима», призывавшее «предать анафеме стариков и баб, посещающих бесовские пристанища и набирающихся сатанинской мудрости».

Не раз из-за угла посмеивались кулаки: «Штурмуете? ОДН — значит Отдай Деньги Нам?.. Так-так...»

96 


Чтобы сорвать культпоход, кулачество распускало и слухи о высокой плате за учебники, карандаши.

Сплетни о ликбезе враг сеял везде и всюду. Ставропольское кулачество нашептывало учащимся ликбеза, что их, учащихся, всех возьмут на войну. В Средне-Волжском крае кулаки запугивали бедноту. Они говорили, что каждый учащийся будет обложен специальным налогом, увеличат сельхозналог. Только благодаря энергичной работе партийной организации и ОДН эти слухи были рассеяны.

В Курском округе враждебные элементы «предсказывали»: «Грамоте выучат — в колхоз возьмут, а там в коммуну, где будут под семиверстным одеялом спать»; «Девушкам насильно косы обрежут» и т. д.

По селам бродили «странники», «толкователи святого писания». В селе Становом Тимского района ходил некий Евдоким. Соберет женщин и рассказывает, что «аннуляция неграмотности — дело змеиных рук, и пойдут в ночь под 1 марта стрелы огненные, и поразят они нечестивцев».

Огорчил многих становских женщин этот странник.

— А мы-то, недотепы, на ликпункты шлялись...

Так всю ночь в Становом под 1 марта и горели свечи, лампадки: боялись темные женщины «стрел огненных». Но вскоре все узнали, что странник подослан кулаками. Неграмотные снова сели за учебу.

Под влиянием классово враждебной агитации кое-где неграмотные скрывались от переписчиков, натравливали собак на культармейцев, уклонялись от занятий. На ярославской фабрике «Красный перекоп» пьяные хулиганы сорвали несколько вечеров, посвященных борьбе за грамоту.

От распространения всевозможных нелепиц и разного рода слухов кулаки, попы и сектанты переходили к открытой агитации против мероприятий по ликвидации неграмотности. В селе Николаевке Баландин- ского района Нижне-Волжского края кулаки и подкулачники выставили лозунг: «Даешь ситец — будем учиться, а нет — будем плясать». Бедняки и батрачество давали в таких случаях решительный отпор. На заявления кулаков: «Пахать можно и неграмотно- 

97 


му»,— колхозники отвечали: «Вы раньше пахали нашей силой, а мы пашем теперь машиной. А управлять машиной можно только грамотному».

Или такой пример. Идет собрание крестьян одного из сел. Обсуждается вопрос о ликбезе. К столу осторожно подходит пожилой мужчина. Просит слова.

— Товарищ Ленин сказал давно: неграмотные социализм не выстроят. Верно. Почему? Да потому, что социализм могут делать только культурные люди. У нас ой как много неграмотных. Мы некультурны. А все-таки социализм мы строим... Строим и даже можем строить. Стало быть, не к спеху уничтожать неграмотность. Успеется. Поважнее дела есть. Верно я говорю?..

Собрание молчит. Недодумавши, трудно уразуметь эту непонятную логику.

— Я думаю, что верно,— продолжает мягко оратор.— От грамоты сыт не будешь.

— Э... Загибаловку гнешь,— подскочила Дарья Рогова...— Ишь какой гусь! А зачем сам грамотный? Ленина читаешь да по-своему понимаешь... Мы тоже хотим Ленина знать!..

— Вот так отчехвостила! — ликовали крестьяне.

— Товарищи, я пишусь в ликбез. Что же, люди,— обратилась она к собранию,— слепыми, что ль, будем?

— Нет!..

Бурно захлопали в ладоши. Здесь же, на собрании, все неграмотные записались в ликбез.

Классовый враг использовал каждое событие для своих целей. Приспосабливаясь к условиям, церковники организовывали поповские школы грамоты, хоровые, музыкальные и драматические кружки. Чтобы сорвать культпоход, враги применяли и террор. В Центрально-черноземной области было много случаев избиения учителей, покушений на культармейцев, поджогов ликпунктов, уничтожения книг и букварей. В Сосновском районе кулаки разогнали школы грамоты. В селе Бондарях Тамбовского округа в Народном доме была устроена антирелигиозная лекция, она привлекла много неграмотных. Кулаки решили отомстить безбожникам и ночью подожгли Народный дом. В Соседском районе кулаки спалили библиотеку.

98


В Курском районе кулаки по вечерам одевались в белые саваны и пугали возвращавшихся с ликпункта. Однажды шедших с занятий девушек избили кнутами.

В Ленинском районе Ростова-на-Дону группа хулиганов систематически срывала занятия, влезая в окна в страшных масках. В Таганроге кулаки и подкулачники стреляли в окна школ, били стекла, рвали буквари, с ножами врывались в школы во время занятий, разгоняли учащихся.

Кулаки прибегали к самым диким средствам расправы над энтузиастами культпохода. В Сибири, в деревне Кирсановке, от рук кулаков погиб ликвидатор и селькор коммунист Панкратий Маркидонов. В одной из бесед с жителями своего села Маркидонов говорил: «Темный угол наша деревня, надо всех образовать, разогнать тьму, и только тогда будет хорошо».

Кулачье грозило:

— Тебе, коммунист, все больше всех надо, тебя не трогают, чего лезешь в чужое дело?

Маркидонов не испугался угроз, продолжал активно бороться за новую, счастливую жизнь простых людей. И кулаки убили его ночью, выстрелив из обреза в окно.

Этот пример кулацкой расправы далеко не единичен. Только осенью 1929 года было совершено до двухсот преступных актов классового врага против культармейцев, из них более 60 случаев относилось к террористическим.

В Андижанском округе Узбекистана баи сожгли школу ликбеза, в которой находились учительница и пять учениц. В феврале 1925 года была зверски замучена басмачами делегатка Сулейманова. В апреле того же года погибла от рук убийц Анна Джамал — туркменка из аула Геок-Тепе. Анна была беднячка, делегатка аула. Не боясь угроз, она помогала создавать школу, смело разоблачала нарушителей советских законов. Артистки Туреуна и Нурхон были убиты только за то, что осмелились прийти на работу в театр. Работница-активистка Самаркандской шелкомотальной фабрики Ширафатова была живьем закопана в землю.

Но сорвать культпоход врагам Советской власти не удалось. Их подрывная деятельность была пресечена 7*

99 


органами пролетарской диктатуры и общественностью. Коммунисты и комсомольцы организовывали дежурства по охране школ от бандитских налетов. Еще активнее становилась работа, росли ряды борцов за культуру.

Никакие вражеские силы не в состоянии были остановить могучее движение миллионов к свету и знаниям. 

100

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Вчера 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

Обсудить
  • :clap: :clap: :clap: , зачем рабу грамота? Логика упыря безупречна.
  • А кто такой потребитель?
  • Водитель автомобиля -- его потребитель, а не творец. Грамотность -- умение водить -- нужна ему, чтобы осуществлять потребление с пользой для себя и без опасности для других. Когда вещь сложнее карандаша, для её потребления грамотность необходима. Неграмотный человек в современном обществе не выживет, даже имея откуда-то средства на проживание. Про работу и говорить нечего.