И о духовной жизни Римской империи

8 297

Читаю потихоньку книгу Джонса. Буду выкладывать то, что касается античной духовности, поначалу весьма языческой.


А. X. М. Джонс. Гибель античного мира

ГЛАВА ІІ. ИСТОКИ: ПРИНЦИПАТ

<...>

Религия империи представляла из себя хаотическую смесь местных и региональных культов. В Италии и римских колониях в провинциях поклонялись богам из римского пантеона, а в Греции, Македонии и старинных греческих городах на границе с Малой Азией — богам из греческого пантеона. Римские и греческие боги все больше отождествлялись в течение веков и имели общую мифологию. В Британии и Галлии кельты поклонялись духам священных источников и деревьев. В Африке главным божеством была семитическая небесная богиня Карфагена, в Малой Азии — ранние варианты формы Великой матери, ее маленького сына и возлюбленного. В Сирии существовали местные Ваалы, отождествлявшиеся с богами плодородия; в некоторых городах. их культ включал ритуальную проституцию. Египтяне поклонялись своим звероголовым богам и почитали священных животных. В их древних храмах сотни бритоголовых священников в белых льняных одеждах совершали старинные ритуалы. Кроме Египта, профессиональные священники, получавшие зарплату, были редкостью. Священнослужительство обычно являлось привилегией почетных граждан, чаще всего декурионов, и исполнялось ими либо в течение всей жизни, либо по годам.

Формально единство этой многоликой смеси придавалось за счет греческих и римских имен, присваеваемых местным богам. Отождествление часто носило случайный характер. Так, существовало нечто общее между греческой девственной богиней охоты Артемидой и Артемидой египетской, многогрудой богиней плодородия, или Зевсом и Элагабалом, метеоритным черным камнем в сирийской Эмесе. Более того, во всех городах, за исключением Египта, где все еще сохранился стиль фараонов, храмы строились в греко-латинском стиле и в них, судя по всему, совершались греческие и римские обряды жертвоприношений. Помимо местных обрядов, поддерживаемых правителями городов, существовал всеимперский культ Рима и Августа. Он устанавливался в столицах всех провинций федеральными советами, состоявшими из представителей всех городов провинции. Культ почти не носил религиозный окраски и его главной целью были захватывающие игры, включавшие гладиаторские бои, которые проводились на средства главного священника провинции. Им являлся богатый почетный житель провинции, назначенный в честь этого случая.

Существовало также некоторое количество интернациональных культов, поддерживающихся-частными обществами ревностных поклонников. Самыми популярными из них были культы фригийской Ма, египетской богини Исиды и персидского бога Митры. Их часто называли таинственными религиями, потому что ритуалы, по крайней мере часть их, были секретными, а поклонники этих религий' для принятия в ряд верующих должны были пройти ряд обрядов посвящения. Они обладали большой притягательностью потому, что посвященным обещалось очищение грехов и блаженная жизнь после смерти.

В первые века до н. э. и н. э. многие представители высшего класса, хотя и придерживались религии, установленной в обществе, были скептиками или агностиками, а самые интеллектуально развитые среди них были приверженцами какой-либо греческой философской системы, особенно стоицизма. Начиная со II в. высшее общество становилось все более религиозным. Образованные люди не верили в мифы греческих и римских богов. Они не были склонны ни к пантеизму, ни к монотеизму и рассматривали общепринятых богов как различные порождения или проявления одного высшего бога, символом которого иногда выступало солнце, иногда философски понимаемая Первопричина или платоническая Идея Добра. В III в. наблюдалось возрождение и развитие платонизма, инициатором которого стал великий египетский философ Плотин. Это движение современными учеными было названо неоплатонизмом. Философы этого века были далеки от осмеяния общественных культов и легенд и расценивали их как аллегории, вдохновленные божеством, посредством которых люди могли немного приблизиться к пониманию универсальных истин.

Как видно, философия и многочисленные культы, существовавшие в империи, относились довольно терпимо друг к другу и даже с долей уважения. Исключения составляли только две секты. Евреи отказывались поклоняться какому-либо другому богу, кроме их собственного. Всех остальных богов они считали фальсификацией. Соседи язычники сильно недолюбливали евреев, но римское правительство прочно охраняло их культ и их право на собственный религиозный закон. Еврей не мог быть вызван в суд или привлечен к судебной ответственности в священную субботу. Не могли его призвать и на военную службу, где он, очевидно, не мог соблюдать Моисеевы законы. Такое отношение к евреям не было связано с тем, что большинство членов римского правительства питали симпатии именно к этой секте, но одним из принципов управления империи был принцип лояльного отношения к тому, что каждое сообщество поклоняется своему богу в собственной манере. И к этому прибавилось то, что еврейское сообщество получило гарантии еще во времена Юлия Цезаря. Другой непримиримой сектой, провозгласившей языческих богов погребенными образами или преступными демонами, было христианство. Христиане пользовались еще меньшей популярностью, чем евреи. Существовало всеобщее поверье, что они совершают ритуальные детоубийства, что как бы вытекало из тайных собраний христиан, на которых они якобы ели плоть и кровь сына человеческого, а также устраивали кровосмесительные оргии, известные как праздники любви, во время которых мужчины и женщины, называющие себя братьями и сестрами, занимаются чем-то, что не считают нужным скрывать. Но самым главным обвинением против христиан было обвинение в атеизме: они отрицали и оскорбляли всех языческих богов. Простые люди думали, что боги могут разгневаться за такое неуважение к себе и излить свою ярость на империю, которая это допустила. Если где-то случалось землетрясение или голод, люди требовали бросить христиан на растерзание львам, чтобы умиротворить разгневанных богов.

Император Нерон возложил вину за великий пожар в Риме в 64 г. н. э. на христиан и, возможно, именно с этого времени быть христианином стало означать совершение уголовного преступления. К евреям относились благосклонно, потому что они исполняли свой национальный традиционный культ, в то время как христиане добровольно отказались поклоняться богам. Тем не менее с христианами обходились довольно мягко. Император Траян давал распоряжения Плинию, правителю Вифинии, не устраивать травлю христиан. Принимать меры следовало только в случае официального доноса. Более того, христианин мог получить прощение, если отрекался от своей веры, что надо было доказать, прокляв Христа и принеся жертвоприношение 6огам. Только самые упорствующие подвергались казни. Гонения носили местный характер и совершались в единичных случаях в I, II и начале III в. Обычно они происходили под давлением народного возмущения.

Постепенно христианство распространилось среди средних и низших классов общества в городах, особенно на грекоговорящем Востоке. Изначально христианские сообщества существовали в больших городах Запада, но большей частью в них входили только местные жители Леванта. В Риме до IV в. церковным языком был греческий. Широкое распространение христианство получило среди крестьян и даже среди представителей высших сословий были случаи принятия христианства. Несколько высокообразованных людей также перешли в новую веру, особенно в Александрии, где в конце II и начале III в. ряд философов и ученых, Пантаен, Климент и великий Ориген заложили христианскую теологию, переведя на язык греческой философии священные писания христиан.

Гай Мессий Квинт Траян Деций

С распространением христианства росло количество стихийных бедствий, и император Деций, очевидно, уверовал в то, что всеобщее мнение о христианах было верным. В 250 году он приказал всем жителям, т. е. свободным людям, населявшим империю, совершить жертвоприношение богам и получить сертификат от местных властей, подтверждающий, что это действительно произошло. Многие христиане, пожалуй большинство, обнаружили себя, это было тем более не сложно, что соседи язычники относились к ним недоброжелательно и сразу доносили на них. Многие подкупали инспекторов, чтобы получить сертификаты, а христиане, особенно из высших сословий, которые не смогли достать нужные документы, инсценировали жертвоприношение. Очень немногие были казнены.

Публий Аврелий Лициний Валериан

Деций был убит в битве с готами через год, и гонения прекратились. В 257 году Валериан возобновил преследования: конфисковал церкви, запрещалась служба в частных домах, изгонялись епископы и духовенство. Но Валериан вскоре был взят в плен персами и его сын Галиен не только отменил гонения, но и реставрировал здания и вернул кладбища церквям. После этого в течение 40 лет церковь пребывала в мире, количество ее членов росло и христианство все более проникало в высшие слои общества. Казалось, что обычная общественная неприязнь к христианам ушла в прошлое, люди все больше привыкали к ним, и они уже не были столь одиноки в своих привычках.

Часто возникал вопрос о существовании в провинциях национальных чувств против римского правления. Евреи все еще возлагали надежду на Мессию и поднимали грозные восстания против Нерона в 66–70 гг. н. э., против Траяна — в 115–116 гг. и против Адриана в 133–135 гг. Эти восстания были жестоко подавлены и тем не менее правительство продолжало терпимо относиться к иудаизму. Кроме этих, нам больше не известны случаи национальных волнений. В 70 г. н. э. некоторыми галльскими городами была предпринята попытка основать «галльскую империю». Но движение потерпело неудачу. При Марке Аврелии произошло восстание в Египте, руководителями которого были священники, и оно могло носить националистический характер. Спокойствие Египта тем более замечательно, что местное население [не]редко поднимало серьезные восстания против поздних Птоломеев во II и I вв. до н. э. Вот и все случаи, на которые можно указать. Из литературных источников понятно, что представители высших сословий, как греко-, так и латиноговорящих, были сдержанны и лояльны. Нам не удастся узнать, что думали неграмотные массы, но по крайней мере никаких признаков недовольства они не проявляли.


ГЛАВА ІІІ. ДИОКЛЕТИАН

<...>

20 ноября 284 г. армия провозгласила императором Валерия Диоклетиана, человека незнатного рода, вольноотпущенника, как утверждали, который поднялся до должности командира императорской гвардии протекторов. Последующие поколения помнят этого замечательного человека главным образом как организатора последнего и самого жестокого гонения христиан. Среди его достижений были восстановление стабильности в империи, реорганизация административной системы, увеличение армии в 2 раза и урегулирование финансового положения.

<...>

Представляется, что Диоклетиан был искренне набожным человеком, исповедовавшим старую веру. Он не любил ставших популярными новых богов, подобных Митре или Непокоренному Солнцу, а отдавал предпочтение Юпитеру Optimus Maximus (Лучший, Величайший), древнему покровителю Рима. В законе, текст которого полностью дошел до нас, нашли отражение его религиозные чувства. Он запрещал кровосмешение под угрозой самых жестоких наказаний на основании того, что бессмертные боги могут из-за этого отвернуться от империи. Тем не менее, в первые десятилетия своего правления он терпимо относился к христианам.

Согласно Лактанцию, преподавателю латыни в Никомедии, изменение политики в этой области было вызвано отсутствием знамений во время государственного жертвоприношения. Священнослужители донесли, что печени забитых животных не были отмечены метками, а в качестве причины этого привели рассказ о том, что солдаты христиане во время парада осенили себя крестным знамением и тем самым обидели богов. Разгневанный этим беспричинным срывом государственной церемонии, Диоклетиан приказал исключить всех христиан из армии и сместить их с государственных постов, если они не совершат жертвоприношения. И все же никаких серьезных мер против христиан принято не было до 23 февраля 303 года, когда в Никомедии был издан указ о закрытии всех церквей, изъятии и сожжении Священных писаний. Религиозные встречи были запрещены, а христиане, занимавшие какую-либо должность, лишались ее. После двух пожаров во дворце, устроителем которых, согласно Лактанцию, был цезарь Галерий, вышел второй указ об аресте всех священников. До ноября их содержали в тюрьме, после чего заставили совершить отряд жертвоприношения и отпустили. В конце концов появившийся четвертый указ принуждал к всеобщему жертвоприношению.

Первый указ был обнародован и приведен в действие в доминионах Максимиана. Цезарь Констанций закрыл церкви, но дальнейших мер не предпринимал. Не было мучеников и в Галлии и Британии. Три других указа, так, похоже, и не были обнародованы на Западе, а после отречения Максимиана 1 мая 305 года преследования христиан прекратились. Максенций даже вернул принадлежавшую церквям собственность. На Востоке Галерий и Максимин, наоборот, с жаром принялись за проведение кампании. Другое всеобщее жертвоприношение было объявлено в 305 году и были предприняты меры, чтобы никому не удалось его избежать. В 311 году Галерий, умиравший от страшной и отвратительной болезни, уверовал в то, что это была месть христианского бога, и отменил преследования. Единственным желанием императоров, заявил он, было призвать христиан к поклонению наследственным богам, но в результате они перестали поклоняться и своему богу, и другим богам. Соответственно, он был против того, чтобы христиане молились за империю своему богу. Через несколько дней Галерий умер, но его предсмертный указ был принят Лицинием, со временем — Максимином.

Последний, впрочем, был убежденный язычник и вскоре возобновил атаку, но провел ее более изысканным способом. Он придал язычеству организованный характер, чего оно было до этого времени лишено. С этой целью в каждом городе был назначен официальный верховный священник и такой же священник — в каждой провинции. Он издал псевдоуказы Пилата и приказал изучать их в школах. Он заставил проституток официально признаться, что они принимали участие в христианских оргиях, и предал это огласке. Он милостиво соглашался на требования Никомедии, Тира и других больших городов, а также целых провинций, о выдворении христиан с этих территорий. И после всех подготовительных мероприятий преследования приняли серьезный оборот. Максимин был против смертной казни и предпочитал осуждать иноверцев на работы в рудниках и каменоломнях после предварительного ослепления на один глаз и подвешивания за ногу. Но пострадавших было немного. Преследования были отменены самим Максимином после его поражения Лицинием в 313 году.

В нашем распоряжении имеется точные данные о случаях мучительной смерти, мы также владеем записями о мероприятиях, проведенных попечителем Кирты, столицы Нумидии, после выхода первого указа. Он собрал всех священнослужителей в церкви и приказал предъявить все атрибуты культа и священные Писания. Священники предъявили некоторые вещи, а по поводу Писаний заявили, что они находятся у людей, которые в это время не присутствовали. Тем не менее, список их был предъявлен, и они смиренно отдали Писания. Самым важным для нас документом является «Мученики Палестины» Евсевия. Всего с 303 по 313 год было казнено 93 человека, из которых 32 были жителями Палестины и 51 — жителями Египта. Многие случаи наказаний были специально спровоцированы. Например, один молодой человек прервал речь правителя во время жертвоприношения, а другие шестеро, взявшись за руки, начали кричать, что они христиане. Нет оснований считать, что Палестина была исключением и количество мучеников было не таким уж большим, если не считать Египет и Африку. Просто это были единственные районы, где христианство распространилось в среде крестьян, а крестьяне оказались более стойкими, чем жители городов. Несомненно, большинство христиан просто не были выявлены или избежали наказания. Способы были различными. Священники вместо Писаний предъявляли еретические тексты, миряне просили своих друзей — язычников (или заставляли рабов-христиан) подменить их во время жертвоприношений. Духовников было гораздо больше, чем принявших мученическую смерть, потому что правительство предпочитало не убивать их, а пытать в течение долгого времени, чтобы заставить совершить жертвоприношение. В конечном счете гонения, имевшие место в восточных провинциях, приняли громадные масштабы. Результатом этих гонений стало укрепление церкви, потому что отрекшиеся стали требовать их повторного принятия в общину, после того как все испытания остались позади, многие язычники были удивлены мужеством духовников и казненных. К этому времени среди населения уже не было вражды к христианам, и действия властей соответственно были очень вялыми. Правитель Тнгисиса в Африке попросил епископа предъявить несколько любых книг для сожжения, если он хочет сохранить Писания.

https://royallib.com/book/dgon...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Обсудить
    • ***
    • 26 декабря 2021 г. 18:45
    Римляне хорошо понимали функцию религии в жизни общества. И обычно хорошо использовали религиозный ресурс. :sunglasses:
    • balda
    • 26 декабря 2021 г. 22:03
    "Но самым главным обвинением против христиан было обвинение в атеизме: они отрицали и оскорбляли всех языческих богов." Судьба не лишена иронии, теперь христиане обвиняют в атеизме несогласных, и устраивают гонения на основании "оскорбления чувств верующих".