Староверы и "царь Фердинанд" (2)

2 1664

Продолжение. Начало - https://cont.ws/@mzarezin1307/607921

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ

4. Старообрядцы и М.Чайковский

В бытность свою в Вене оба белокриницких посланца, Павел и Алимпий, официально получили австрийские паспорта и уже в качестве австрийских подданных, под защитой консульского аппарата Габсбургской империи, отправились на поиски древлеправославного архиерея. Поездка 1844—1845 гг. по Молдавии, Сербии и Черногории оказалась неудачной, они нигде не нашли свободного от паствы и согласного перейти в старую веру архиерея. Но зато следующее путешествие двоих иноков, начатое 4 июня 1845 г., увенчалось полным успехом. Решив на этот раз проехать через Константинополь, Сирию, Софию и Египет, чтобы подыскать подходящего для старообрядцев архиерея, оба делегата заехали в Добруджу к некрасовцам и, в частности, посетили Славский монастырь.

Там уже знали о намерениях белокриницких старообрядцев и встретили их очень приветливо, пригласили к старшинам, в том числе к главе некрасовских казаков Осипу Семеновичу Гончару190. Беседа с Гончаром затянулась надолго: "Просидели до свету с восторгом и великой любовью, даже не могли видеть когда нощь прошла в приятном разговоре"191. Видимо, именно тогда опытный турецкий казак, имевший большие связи в Константинополе, предложил Павлу и Алимпию воспользоваться для поисков архиерея помощью всемогущих в Порте польских эмигрантов и особенно главы последних в Турции, известного авантюриста Михаила Чайковского, уже успевшего стать мусульманином под именем Садык паша192.

худ. А. Олещинский. Портрет Михаила Чайковского-Садык-паши


Чайковский к тому времени имел тесные связи с некрасовцами и прочими эмигрантами из России, и, несомненно, пристально следил за активностью старообрядцев и в Добрудже, и в Молдавии, и на Буковине. Вполне возможно, что его агенты связались с Павлом и Алимпием уже в Вене, во всяком случае Надеждин, посетивший Белую Криницу и Добруджу в 1844—1845 гг., уверяет, что даже поездка Павла и Алимпия в Вену была предпринята по совету униатского митрополита Галиции Михаила Левицкого193. Кельсиев тоже говорит об участии Чайковского, Чарторыйского и французских властей в организации белокриницкой митрополии194, но, как указывал уже Н.И. Субботин, в статье Кельсиева явно перепутаны даты195.

******************************************

190 См. биографию и библиографию О.С. Гончара в примечаниях к изданиям: Герцен Л. И. Былое и думы. Т. 3. М.-Л. 1932; Кельсиев В.И. Исповедь Исповедь//ЛН. 1941. Т. 41—42. С. 253-470. 

191 Слова Гончара, цит. по: Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 327.

192 LewakA. Dzicije Emigracji Polskiej w Turcij 1831-1878. Warszawa, 1935. S. 51—52; Чайковский М. Записки. С. 691-693.

193 Надеждин Н.И. О заграничных раскольниках. С. 102.

194 Кельсиев В. Польские агенты в Цареграде / / Русский вестник. 1869. №№ 6—11. 195 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 330.

464

Из Славского монастыря оба инока вместе с Гончаром проехали в Тульчу, где вступили в контакт с неким Жуковским, представителем Чайковского в Добрудже. С рекомендациями Гончара и Жуковского Павел и его спутники прибыли в Константинополь к Чайковскому и "посредством рекомендации Иосифа Семеновича (Гончара—С.3.) обрели еще и здесь, одного такого благодетельного пана (польского дворянина), которому все здешние обстоятельства известны",— извещал тогда Павел своего остававшегося в Белой Кринице друга Геронтия196.

Чайковский действительно был готов помочь старообрядцам чем только мог. Он даже объяснил турецкому министру "всю выгоду, которую можно было извлечь" из создания старообрядческой иерархии; он не сомневался, что эта иерархия создаст в России сильную партию, на которую смогут опереться и поляки, и турки, и все те, которые опасались сильной Русской империи197. Чайковский—Садык паша поручил поиски подходящего епископа польскому ксендзу в Константинополе Филиппу Пашалыку. Кроме того, он и живший в Белой Кринице поляк Будкевич посоветовали Павлу и Алимпию в случае удачи и "приобретения" епископа немедленно посвятить как можно больше людей в епископский и священнический сан, так как, по его мнению, "Меттерних выдаст нашего епископа по первому требованию России", несмотря на все полученные взятки198. Действительно, слова Чайковского оказались пророческими, и его совет не мешкать с поставлением епископов позже весьма пригодился. Чтобы облегчить действия иноков, а может быть, чтобы и самому перехватить немного денег, Чайковский даже организовал получение денег из Москвы. Бывший в добрых отношениях с султаном, с французским посольством и с поляками банкир Аллеон199 доставил от старообрядческих кругов России 75 000 рублей, которые были переданы Гончару для финансирования всего предприятия200. Для большей конспирации, чтобы агенты русского посла не обнаружили иноков, Чайковский посоветовал им уехать из Константинополя201. Это вполне отвечало их планам, так как раньше чем "приобретать" какого-нибудь епископа в Константинополе, они хотели разузнать, нет ли где-нибудь на Востоке церкви, полностью сохранившей древний обряд. Большую часть зимы они провели в Сирии, Палестине и Египте и только 30 января 1846 г. вернулись в Константинополь. Иноки убедились, что греки вполне православны, крестятся, как и старообрядцы, погружением, епископ и клир в Иерусалиме и других местах набожны. Если в XVIII столетии в греческой церкви бывали шатания и стремления сблизиться с католиками либо с протестантами, то зато в XIX веке восточное православие крепко держалось традиции и старалось не забывать своего великого прошлого. А величие древнего восточного христианства не могло не произвести сильного впечатления на Павла202.

Не понравилось инокам лишь то, что греки и православные арабы "даже в шапках и чалмах стоят в церкви и молятся Богу"203. Кроме того, они узнали, найдя в Египте некрасовцев и маленький старообрядческий скит, что настояще-

******************************************

196 Письмо из Иерусалима от 3 декабря 1845 г. / / Переписка раскольнических деятелей (материалы для истории белокриницкого священства) / Изд. Н. Субботин. Вып. 1. М., 1887. С. 7.

197 Чайковский М. Записки / / Русская старина. 1898. Т. 95. Август. С. 442—443.

198 Там же. С. 442.

199 LewakA. Dzicije Emigracji... S. 75. 200 Чайковский M. Записки. С. 442—443.

201 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 41, 66. 202 Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. С. 96. 203 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 13.

465


го "древлего православия" нет уже нигде204. Полюбовались странники и Нилом, который "господственно разливает свои щедроты и долина которого зеленела произрастаниями и древесами подобно едемскому саду"; "посреди же этой красы" они увидели "славный город Каир, египетскую столицу, издали показывающуюся в гордом виде огромных зданий, бесчисленных мечетей и высоких минаретов"205. Путешествие было полезно—иноки многое увидели и поняли, а главное, узнали, что ничего другого, как добыть епископа в Константинополе, делать им не остается. Пока старообрядческие посланцы искали древлее благочестие в пустынях Сирии и Египта, их польские друзья не дремали. Чайковский успел съездить к добруджинским некрасовцам. Встреча с Павлом и Алимпием вызвала в нем энтузиазм, и он думал, что скоро можно будет начать действовать и в России. Видевший его в некрасовском селении Сартик-Кий русский агент Надеждин сообщал, что "Чайковский восхвалял воинственный дух и патриархальную суровость нравов (казаков-раскольников— С.3.), которые, по его мнению, заключали в себе твердый залог счастливой будущности для восстановления самобытности вообще всех казаков, будущности, возможной, впрочем, не иначе как в союзе с Польшей... В их разговорах слышались имена Дуная и Дона, Сечи и Москвы, князя Адама и благополучно царствовавшего Николая I".

В Константинополе Надеждин узнал, что Чайковский, В. Равский и другие польские агенты стремятся возбудить казаков к общему восстанию за казачество и старую веру, когда "придет время"206.

Большое оживление — правда, совсем не политическое, а религиозное, — Надеждин заметил и в Белой Кринице. Там все готовились к приезду будущего главы старообрядчества. Оставшийся в Белой Кринице Геронтий успел съездить в Россию для улучшения связей и получения средств: после смерти С. Громова главными инициаторами дела там остались Рахмановы207. Со значительными средствами Геронтий вернулся в Белую Криницу, где принялся за перестройку церкви в собор и келий в монастырь208. Кроме того, ему удалось привезти из России и священноинока (иеромонаха) Иеронима, который должен был принять епископа в лоно древлей церкви209.

5. Амвросий

Польский ксендз Филипп Пашалык оказался человеком энергичным. За зиму 1845—1846 гг. он не только успел разузнать, сколько "безработных" епископов живет в Константинополе, но и выяснить, кто из них наиболее подходит для старообрядческой кафедры. Постоянное вмешательство турок в дела православной церкви и смена по их требованиям епископов и патриархов создали в Константинополе громадный резерв из шести безработных патриархов и двадцати епископов210.

Поляки и приставленный ими к инокам переводчик с греческого на русский, некий православный серб Константин Огнянович2", скоро выделили из этого списка двух, "изъявивших желание выслушать наших послов предложе-

******************************************

204 Липранди И.П. Геронтий Левонов... С. 183. 

205 Письмо Павла см.: Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 350. 

206 Надеждин Н.И. О заграничных раскольниках. С. 133.

207 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 291—292.

208 Надеждин Н.И. О заграничных раскольниках. С. 109.

209 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 310.

210 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 67 (письмо Павла, апрель 1846 г.). 

211 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 14.

466


ние"212. Один из епископов сразу отказался, даже "в тот же миг отряхнул свои руки"; другой, некий Амвросий, бывший митрополит Боснии, согласился начать переговоры.

Амвросий был уроженцем румелийского городка Эноса, где родился в 1791 г., в старинной то ли греческой, то ли славяно-греческой священнической семье, и был представителем уже 23-го поколения этой "священнической династии"213.

В 1811 г. он стал священником, а через три года, после смерти жены, постригся в монахи. Благочестивый, ревностный духовник и доброй души человек, Амвросий сделал хорошую карьеру и после служения при патриаршем соборе в Константинополе был в 1835 г. назначен боснийским митрополитом. В Боснии он быстро заслужил уважение всего народа. "Этот владыка был святой человек,— сообщает боснийская летопись,— он был родом болгарин, вовсе не был сребролюбив и радел только о том, чтобы народу было спокойно, чтобы народ не терпел неправды"214. Но после того, как он в 1840 г. проявил свое сочувствие восстанию босняков против турок, Амвросий стал для местной оттоманской администрации персоной нон грата. Губернатор Боснии визир Хозрев паша уговорил местных купцов-богачей, часть которых, как и вообще большинство богатых босняков, были мусульманами, послать на митрополита донос, и в том же 1840 г. он был смещен патриархом215. Когда Павел и Алимпий встречались с ним, он уже четыре года жил в Константинополе в бедственном положении без места и без надежд на место.

При первом разговоре с Павлом и Алимпием Амвросий отказался от предложения стать главой старообрядческой церкви. Позже, после дальнейших бесед, узнав, что ни догматикой, ни обрядом они не отличаются от греческой церкви и отделились от русской церкви лишь из-за не столько религиозных, сколько культурно-идеологических разногласий, Амвросий заинтересовался предложением.

Он навел справки, расспросил старообрядческих представителей и убедился, что двуперстное знамение и некоторые детали в службе, отличавшие старообрядцев от господствующей русской церкви, раньше были присущи всему православному Востоку. Единственное, на что ему трудно было решиться, это самовольный выход из юрисдикции Вселенского патриарха. Просить же патриарха об отпуске или официальном увольнении Амвросий ввиду секретности дела не мог. Если бы переговоры раскрылись, русское правительство, несомненно, не только бы надавило на патриарха, но и потребовало от турок высылки иноков-раскольников.

После долгих колебаний Амвросий согласился на предложение. Павел и Алимпий гарантировали Амвросию (у которого после смерти жены оставался сын с семьей) 500 червонцев "австрийского золота" в год, что было для него колоссальной суммой.

Отъезд Амвросия из Константинополя напоминает страницы из детективного романа или повести о шпионах. Боязнь вмешательства русского посла заставила Павла, Чайковского, Гончара и самого Амвросия покрыть отъезд глубочайшей тайной. Митрополит уезжал с паспортом некрасовского казака и в казачьем одеянии. Поляки провели его на пристань и оттуда на лодке достави-

******************************************

212 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 67. 2,3 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 363.

214 Скендерова С. Летопись Боснии / / Записки Императорского Русского Географического Общества. 1859. Т. 13. С. 587. 215 Там же. С. 593.

467


ли на пароход, где его уже ожидал Павел. К своему ужасу Амвросий заметил, что вместе с ним едет знакомый купец, и несчастный митрополит целыми днями не выходил из каюты, чтобы не попасться тому на глаза. Его просто "уложили" на койку: "Аки бесчувствен, положен в ложе за занавесочку мало отдохнуть и собраться с силами"216.

Зато по приезде в Добруджу, куда сперва направились путники, митрополита ожидала торжественная встреча казаков-раскольников. В Браилове Амвросий и его свита пересели на пароход, идущий в Вену, куда они и приехали 28 июня 1846 г.

Дворачек и другие их друзья, например, близкий к императору Вайс, и сочувствующие белокриницкому предприятию не заставили Амвросия долго сидеть в Вене.

Уже 11(23) июля сам император Фердинанд торжественно принял митрополита, ободренного этим первым успехом: "когда приехали во дворец, то неизъяснимое великолепие царских чертогов и предстоящих от разных полков генералов рассыпало всю дряхлость господствующего митрополита" 217. Побывал Амвросий с Павлом и у других знатных покровителей "затейки": графа Коловрата, князя Меттерниха, эрцгерцога Людвига218. 18 сентября Императорско-Королевская Тайная Придворная и государственная канцелярия (Гоф-канцелярия) позволила Амвросию выехать в Белую Криницу219. Амвросий прибыл туда к 12(24) октября 1846 г.220, его радостно и торжественно встречало все местное население, а еще через две недели, 28 октября (8 ноября) 1846 г., митрополита торжественно присоединили к старообрядческой церкви. Священноинок Иероним исповедовал и причастил владыку, который в подтверждение своего православия проклял все ереси. Затем митрополит был помазан миром, которое, как было принято у старообрядцев, было освящено самим патриархом Иосифом ( 1643— 1652) еще до раскола русской церкви. Старообрядческая иерархия стала свершившимся фактом221.

6. Первые епископы

Известие о создании собственной древлеправославной иерархии довольно быстро разнеслось по старообрядческому миру. "Торжество и ликование в старообрядчестве по случаю приобретения митрополита Амвросия было действительно великое. Весь старообрядческий мир пришел в движение, и большинство раскольников радостно отозвалось на весть о совершившемся в Белой Кринице событии"222.

Их почти двухсотлетняя мечта иметь иерархию исполнилась. Один из ведущих руководителей Рогожского кладбища "дворник" И.А. Гусев писал своему другу уставщику Евтихию Евстафьеву в Сары Кей (в Добруджу), что новый епископат— это "новый путь, ведущий в четвертый Рим"223. Не только Москва, Керженец, Стародубье, но и Урал, Поволжье сейчас же были осведомлены о свершившемся событии и начали собирать средства для епископата, искать кандидатов

******************************************

216 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 15; Письмо Павла от 8 июля 1846 г. // Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 75. 

217 Письмо Павла от 27 июля 1847 г.//Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1.С. 83; Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 421. 

218 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 19. 

219 Липранди И.П. Геронтий Левонов... С. 158. 

220 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 479; МВД. Собрание. Т. I. С. 143. 

221 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 426. 

222 Субботин Н.И. Присоединение к православию раскольнических епископов и других членов так называемой Белокриницкой иерархии. М., 1866. С. 12. 

223 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 168.

468


в священники, намечать делегации для связи с Белой Криницей. В Саратове богатые купцы Перфильев и Гусев начали сбор средств, а Гусев и сам послал в Белую Криницу некоторую сумму; в Вольске во главе негласного комитета стоял тоже миллионер Серебрянников; богатый купец Мальцов возглавлял друзей Белой Криницы в Николаевске, толстосумы Кузьмичев, Гузиков и Пономарев отправили своих хвалынских уставщиков в Белую Криницу для посвящения в священники. Единоверцы и беспоповцы хлынули в поповщину224.

В Белой Кринице тоже не дремали. Вожди белокриницкого центра Павел, Алимпий, Геронтий и их соратники твердо запомнили слова Чайковского и Будкевича, советовавших как можно скорее посвятить хотя бы нескольких епископов. Как и поляки, Павел и его друзья не сомневались, что известие о приезде Амвросия в Белую Криницу и воссоздании белокриницкой иерархии возбудит негодование и репрессии со стороны Николая I 225. Но несмотря на донесения представителя МВД Надеждина, заметившего в Белой Кринице зимой 1845—1846 гг. явные приготовления к приему старообрядческого епископа и знавшего об активности Чайковского и его друзей226, русское правительство почти полгода ничего не знало о приезде и деятельности Амвросия в Белой Кринице. Медлительность русского и австрийского бюрократических аппаратов продлила срок пребывания Амвросия в Белой Кринице, и за год с лишним, с 28 октября 1846 г. (когда Амвросий возглавил старообрядчество) до его ареста 1(13) декабря 1847 г., старообрядческая иерархия пустила глубокие корни.

Митрополит Амвросий Белокриницкий


Страх перед русским правительством, конспиративность белокриницкого предприятия и, главное, неуверенность в том, что воссоздание иерархии будет доведено до конца, все же не позволили старообрядцам надлежащим образом использовать первоначальный успех дела Павла. Хотя кандидатов в диаконы и священники оказалось очень много, достойных к поставлению в епископы вначале не нашлось. Сам создатель иерархии инок Павел не счел себя достойным архиерейства и, видимо, сознавая с присущим ему чутьем, что нельзя одному и тому же лицу и создавать епископат, и самому делаться епископом, хиротонисаться не стал. Недолго он и прожил после создания иерархии и вскоре (в 1854 г.) скончался.

Такую же позицию занял и Алимпий227. Еще один очевидный кандидат в епископы, Геронтий, уже в 1847 г. попал в руки русской полиции и кончил свою жизнь в ужасном Алексеевском равелине.

За границей — среди турецких казаков, молдавских купцов и белокриницких мужиков — почти не было кандидатов не то что в епископы, но даже и в священники; связи с Россией были очень затруднены полицейским надзором и террором.

Кроме того, разгром Николаем I монастырей, школ и общежитий поповцев не дал возможности воспитать подходящее молодое поколение, а многие достойные кандидаты в епископы были или сосланы, или находились под полицейским наблюдением, часть же их была почти насильно переведена в единоверие.

Поэтому за год деятельности Амвросию удалось ввиду отсутствия кандидатов хиротонисать только двух епископов, пятерых священников и четырех диаконов228.

******************************************

224 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 467-468.

225 Чайковский М. Записки / / Русская старина. 1898. Т. 95. Август. С. 441.

226 Надеждин Н.И. О заграничных раскольниках / / МВД. Сборник. Вып. 1. С. 108—115. 

227 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 495-512.

228 Памятник происходящих дел Белокриницкого староверческого монастыря / / Субботин Н.И. История Белокриницкой иерархии. Т. 1. Приложения. С. 110—120.

469


Эти два епископа и спасли старообрядческую иерархию после ареста Амвросия, но тот факт, что оба они мало подходили для занятия епископских кафедр, весьма негативно сказался на всем старообрядческом движении. В первый же месяц после того, как Амвросий стал главой старообрядческой церкви, Павел наметил кандидатов в помощники и заместители митрополита. По содержанию декрета об установлении белокриницкой иерархии 6(18) сентября 1844 г. старообрядцы Австрии должны были иметь одного викарного архиерея —"наместника". Кандидитами в наместники с новым титулом епископа майносского Павел и белокриницкие старейшины выдвинули Геронтия, инока Нифонта из русских выходцев и начетчика белокриницкой церкви Киприана Тимофеева. По старому русскому обычаю епископ избирался жребием среди трех намеченных кандидатов;

жребий пал на наименее подходящего из них—Киприана. Начитанный, религиозный и честный Тимофеев был все же только простым липованином, мужиком без кругозора, опыта и культуры229. Тимофеев был так поражен своим избранием, что "едва не рехнул в уме" и ночью перед самым поставлением в архиереи чуть было не убежал из монастыря230.

Но несмотря на явную непригодность Тимофеева для этой роли, отсутствие иных кандидатов и необходимость упрочения иерархии вынудили белокриницких вождей принять его—тем более что Амвросий, не зная русского языка, фактически не мог возглавить старообрядческую церковь. 6(18) января 1847 г. первый русский епископ-старообрядец был рукоположен при всеобщем ликовании, когда даже Павел и Геронтий забыли свои сомнения231. Утверждение 4 августа 1847 г. Тимофеева, теперь епископа Кирилла, австрийскими императорскими властями232 окончательно закрепило иерархию, так как коренной уроженец Буковины епископ Кирилл не мог уже быть выслан, как грозило это Амвросию, хотя Амвросий и был официально принят в австрийское подданство 20 июня (2 июля) 1847 г.233

Через полгода с небольшим Амвросий рукоположил в епископы еще одного монаха, инока Аркадия (Дорофеева) из Славского скита в Добрудже. Аркадий, названный епископом Славским по своему местопребыванию, стал окормлять всех раскольников Балкан, включая некрасовцев234. Этим фактически и закончилась святительская деятельность Амвросия, так как гроза гнева Николая I уже приближалась.

Роль Павла в создании белокриницкой иерархии была, конечно, основной, но вряд ли он смог бы добиться успеха без поддержки врагов России, стремившихся к ее ослаблению и расчленению. В Турции полезнейшим союзником оказался М. Чайковский, который, стремясь приобрести для Польши новых союзников в лице казаков и старообрядцев, целиком поддержал план Павла, помог ему найти подходящего епископа и спокойно выбраться из Турции. Планы Меттерниха кажутся менее ясными, но не будем забывать, что ослабление России как великой державы неизменно входило в стратегию Австрии. В 1840—1850 гг. Австрия под-

******************************************

229 Липранди И.П. Геронтий Левонов... С. 148; Памятник происходящих дел... С. 112. 

230 Липранди И.П. Геронтий Левонов... С. 162. 

231 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 87; Нильский И.Ф. О последней попытке раскольников найти себе епископа / / Христианское чтение. 1860. № 1. С. 6.

232 Памятник происходящих дел... С. 118. № 32; Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1.С. 507-508.

233 Памятник происходящих дел... № 31, С. 117; Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 115 (24 августа (5 сентября) 1847 г.).

234 Памятник происходящих дел... С. 119 (№ 34).

470


держала раскольников против Николая I, с 1860-х гг. она с того же галицийско-буковинского плацдарма поддерживает и украинские движения. Проводники политики менялись, цель оставалась той же. Недаром, когда черновицко-молдавский православный митрополит во второй воловине 1840-х гг. вновь стал действовать против старообрядцев, то Вена открыто осудила его и даже уменьшила его денежное содержание с 12 000 до 10 000 золотых235.

7. Гнев царя

Павел, которого после успешного создания старообрядческой иерархии стали называть Павлом Белокриницким, после поставления Кирилла в епископы писал в Россию: осталось лишь благодарить и "молиться о самодержавнейшем великом государе Царе нашем Фердинанде"236. И был он, к несчастью для русской монархии, прав. Сердца всех зарубежных раскольников преисполнились благодарности австрийскому императору, тогда как русский царь выступал в роли мучителя и преследователя старой веры. Создавалась опасность, что надежды старого лиса Меттерниха и Садык паши — Чайковского осуществятся. Могло легко случиться так, что даже старообрядцы в самой России, столь многочисленные и в исконном великорусском центре, и на вечно беспокойных казачьих и заволжских окраинах, вовсе забудут свои верноподданнические чувства к царю и перенесут свою лояльность с враждебного и чуждого им Петербурга на еще более чуждую, но зато более ласковую к ним Вену. Вероятность подобной реакции старообрядчества русское правительство, несомненно, усмотрело сразу же после получения первых известий об успехе планов Павла. Львовский корреспондент русской Археографической комиссии Зубрицкий письмом от 24 декабря 1846 г. известил о событиях в Белой Кринице Министерство народного просвещения237. Министерство не сразу поняло значение этого сообщения и только к началу февраля переслало его в МВД. Министр внутренних дел Л. А. Перовский сразу оценил всю значительность новости и немедленно информировал Николая I и Секретный Комитет по делам раскола. Сведения Зубрицкого произвели в правительственных кругах эффект разорвавшейся бомбы, так как, несмотря на долгие переговоры Павла в Вене и уже полугодовое пребывание Амвросия в Австрии, русское посольство ничего об этом не знало; но теперь правительственный аппарат сразу же заработал. Уже 28 февраля 1847 г. III отделение Собственной Его Величества Канцелярии потребовало дополнительных сведений от Министерства иностранных дел238. Нессельроде немедленно дал инструкции русскому послу в Вене, чтобы тот обратил внимание венского кабинета на предосудительные действия митрополита Амвросия на Буковине, "явившегося самовольно между пребывающими в том краю раскольниками"239. В свою очередь, МВД распорядилось о перлюстрации всей переписки из России с Балканами и Австрией240.

В результате перлюстрации писем было установлено, что в Белую Криницу действительно приехал перешедший к старообрядцам греческий митрополит Амвросий и что настоятель монастыря архимандрит Геронтий выезжает по де-

******************************************

235 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 2. М., 1889. С. 217.

236 Письмо от 15 января 1847 г. / / Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 92.

237 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 2. С. 89; Извлечение из дел св. Синода 10 марта 1847 г. / / МВД. Сборник. Вып. 2. С. 293.

238 Приложения к записке Надеждина// МВД. Сборник. Вып. 2. С. 143. 

239 Извлечение из дел св. Синода 10 марта 1847 г. / / МВД. Сборник. Вып. 2. С. 295.

240 Приложения к записке Надеждина / / МВД. Сборник. Вып. 1. С. 145—146.

471


лам в Россию под видом купца Геронтия Левонова. Действительно, в начале 1847 г. Геронтий в сопровождении инока Абрама (в миру Дионисия Ушакова) выехал в Россию, чтобы лично информировать московских старообрядцев о восстановлении иерархии, собрать средства и, наконец, чтобы согласно указаниям Бенкендорфа от 1832 г. представить Николаю I прошение о позволении старообрядцам "заимствовать рукоположением священника от их Буковинского Митрополита и Епископа"241.

Тотчас по приезде Геронтия за ним и Ушаковым была установлена слежка, причем чиновник МВД, некто Мозжаков, устроился в ту же гостиницу, где остановился архимандрит242. Геронтий прожил в Москве около трех месяцев, но хотя ему и удалось собрать значительные средства для Белой Криницы, вторая главная цель его приезда — уговорить старообрядцев подать прошение на имя Николая I о разрешении официально получать священников из Белой Криницы, не удалась:  боясь царя, старообрядцы отказались от такого ходатайства. Николай I лично интересовался слежкой за Геронтием и, получив первые донесения из Москвы, возмутился его смелостью: "Действия раскольников, — писал царь, — и дерзость их требует решительных мер"243. Когда же министр внутренних дел Перовский, указывая на австрийское подданство раскольников, запросил санкцию на их арест, царь наложил резолюцию: "Исполнить, доставить прямо к нам в штаб"244. Боясь, что из Белой Криницы могут появиться и новые представители Павла и Амвросия, он отдал распоряжение "брать под арест" вообще всех приезжающих из Австрии раскольников245.

В то время как в Петербурге Николай I и шеф жандармов А.Ф. Орлов делали все возможное, чтобы поймать появившихся в России эмиссаров белокриницкого монастыря, в Москве выступил против Амвросия митрополит Филарет. Ему стало известно, что старообрядцы добились успеха в борьбе за епископат, и он немедленно известил по своей линии и правительство и Синод246. Через своих соглядатаев среди старообрядцев Филарет знал, что Рогожское кладбище видит в белокриницком событии "светлую для себя зарю", и предупреждал, что старообрядческий епископат станет "новой сильной преградой в деле сближения рогожских раскольников с православной церковью"247. В его глазах действия Амвросия были "греховны" и поэтому церковь "обязана обратиться против этого случая, чтобы... зло не распространилось, осудить... присечь новый соблазн"248. Он советовал связаться с вселенским патриархом, который мог запретить в служении и осудить Амвросия249.

Когда правительство последовало его совету и обратилось к константинопольскому патриарху, то Филарет же и составил текст обращения. В нем Синод просил патриарха "употребить силу самых священных правил данной от Бога вла-

******************************************

241 Липранди И.П. Геронтий Левонов... С. 125; Субботин Н.И. Поездка в Белокриницкий монастырь. М., 1864. С. 5. 

242 Донесение от 15 апреля 1847 г. //Липранди И.П. Геронтий Левонов... С. 106; Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 145. 

243 Резолюция 17 апреля 1847 г., см.: Приложения к записке Надеждина // МВД. Сборник. Вып. 1.С. 145-146. 

244 Там же. С. 147. 

245 Повеление 25 мая 1847 г. / / МВД. Обзор. С. 115. 

246 МВД. Сборник. Вып. 2. С. 205. 

247 Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов. Т. III. С. 232. 

248 Там же. С. 234.

249 Там же. С. 232; МВД. Сборник. Вып. 2. С. 297.

472


сти... чтобы присечь сей новый соблазн" и "побудить непокорного епископа принести покаяние ...отвергнуть и осудить общение с раскольниками"250.

Ничего не подозревая об активности Синода и III отделения, Геронтий и его спутники пробыли в России около трех месяцев, до конца мая. Правда, в последние недели Геронтий заметил, что за ним следят, но счел это обычной, как за всеми видными старообрядцами, слежкой, не придал ей большого значения. 28 мая Геронтий со своими спутниками покинул Москву, но не отъехали они и ста верст, как были арестованы агентами МВД и жандармами251. Вместе с белокриницким настоятелем были задержаны еще семь человек: все время сопровождавший архимандрита австрийский купец И. Миллер, белокриницкий инок Ушаков, киевские купцы Конон и Тимофей Бульшикины, бывшие главными агентами связи Белой Криницы с Россией, две старообрядки-крестьянки, связанные с Рогожским кладбищем, и десятилетний сын одной из них252. Всех немедленно доставили в Петербург, где к их допросу немедленно приступил давний и опытный чиновник МВД действительный статский советник И.П. Липранди. Геронтий и Ушаков заявили, что они буковинские купцы-старообрядцы, а не монахи, и два месяца, до середины августа, с честью выдерживали допрос Липранди253.

Липранди сам проникся уважением к своим "клиентам" и отзывался об архимандрите с симпатией: "Физиономия чрезвычайно привлекательная... Голос плавный, рассчитанный... память большая... он мне казался человеком умным, хитрым и вместе с тем твердым"254. Липранди устроил своих арестантов с известным комфортом, доставлял им книги. Однажды он даже устроил между Геронтием и своим сослуживцем, выпускником духовной академии Н.И. Надеждиным, богословское состязание, из которого Геронтий вышел победителем "по крайней мере изобилием приводимых им текстов"255.

Признаний арестованных Липранди добился лишь в начале августа 1847 г. и только хитростью. Его уловка была построена на классических приемах следователей — внезапности и уверениях, будто сообщник уже во всем сознался. Когда Дионисия привели на допрос, Липранди неожиданно заявил ему о мнимом признании и прибавил: "Что же ты не подойдешь под благословение?" Растерявшийся инок упал к ногам архимандрита. Тот дал благословение, и оба залились слезами — нервы у них не выдержали256.

После этого следствие пошло быстро: узнав, что оно ведется по приказу и под наблюдением самого императора, Геронтий дал письменные показания, в которых прямо указал на роль венского кабинета в восстановлении старообрядческой иерархии, просил помиловать себя и разрешить Белой Кринице ставить священников для России.

Липранди сразу же повез показания сперва к министру внутренних дел, а затем к шефу жандармов графу Орлову, который, в свою очередь, незамедлительно представил записку Геронтия Николаю I. Приговор был краток и далеко не милостив:

"...не выпускать из России, а задержать в одной из государственных крепостей".

******************************************

250 Послание Синода от 30 июня 1847 г. (Извлечения из дел Синода)//МВД. Сборник. Вып. 2. С.298.

251 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства. Вып. 1.М., 1895. С. 95.

252 Липранди И.П. Геронтий Левонов... С. 124, 140.

253 Там же. С. 112-116.

254 Там же. С. 112-113.

255 Там же. С. 114, 115. 256 Там же. С. 117.

473


Несчастный архимандрит был немедленно переведен в Алексеевский равелин, где пробыл двадцать лет, а затем был переведен в Гуслицкий монастырь под Москву, где вскоре умер257. Попал в крепость и его спутник инок Ушаков; обеих крестьянок сослали в монастыри, а десятилетнего сына одной из них отдали в кантонисты.

******************************************

257 Там же. С. 121. 

Источник.

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В двух томах/Сост. Г.М.Прохоров. Общ. ред. В.В.Нехотина. М.: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009 — 688 с: ил.

http://txt.drevle.com/lib/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-pdf.html

Окончание следует. 

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить