Староверы и "царь Фердинанд" (окончание)

0 1705

Начало здесь https://cont.ws/@mzarezin1307/607921

и здесь - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ

8. Николай и Австрия

Николай I


Получив уже первые известия об организации на австрийской территории старообрядческого церковного центра, русское правительство уже могло заподозрить Меттерниха и его коллег в поддержке раскольничьего движения в России. Но никто поначалу не представлял, сколько активно содействовали Павлу и его друзьям австрийцы. "Да, так далеко этого и не ожидали",— воскликнул шеф жандармов граф Орлов, получив показания Геронтия258. И действительно, как отмечал Липранди, из протокола "видны были все козни Венского двора"259. Насколько большое значение придавали МВД, Орлов и сам царь полученной от Геронтия информации, видно уже из того, что Орлов просил Липранди сдать ему окончательный текст протокола в тот же день в любое время, "в каком бы часу дня или ночи ни было".

Фердинанд I


Император негодовал на старообрядцев, но еще больше был возмущен австрийским правительством и немедленно приготовил ноту для передачи австрийскому кабинету. По мнению Николая I, венское правительство и Фердинанд I "недостаточно озабочивались соблюдением в своих действиях той внимательности, какой вправе взаимно друг от друга ожидать и требовать державы, находившиеся в дружественных отношениях"260. Еще совсем недавно царь поддержал Вену в ее борьбе с "новым учением, так называемых, Неокатоликов, которое есть не что иное, как раскол, образовавшийся в недрах Римско-Католической Церкви"261 и потому считал себя вправе рассчитывать на то, что и Австрия поддержит политику России в отношении старообрядцев. На ноте царь сделал личную и очень резкую приписку, по существу ультиматум, и поручил русскому Министерству иностранных дел передать Австрии "решительное требование, чтобы мнимый монастырь был немедленно закрыт, а самозванец епископ выслан как бродяга". Царь требовал "объявить австрийскому правительству, что если я не получу скоро удовлетворения в моих настояниях, я вынужден буду прибегнуть к другим крайне мне прискорбным мерам"262.

Нессельроде по соображениям международной политики старался все же представить все дело венскому кабинету в более мягкой и менее срочной форме. Русскому послу в Вене барону Медему были даны инструкции, видимо, более умеренные263, и только через три месяца, 1(13) декабря 1847 г.264, Амвросий получил распоряжение австрийского губернатора Галиции графа Стадионе немедленно явиться к нему для объяснений265. Стадионе отправил Амвросия и сопровож-

******************************************

258 Там же. С. 118. 

259 Там же. С. 119. 

260 Там же. С. 177. 

261 Нота, составленная для передачи Министерству иностранных дел, для дальнейшего направления на 20 стран / / Там же. С. 177. 

262 МВД. Обзор. С. 87. 

263 Приложения к записке Надеждина // МВД. Сборник. Вып. 1. С. 152. 

264 Памятник происходящих дел... С. 119. 

265 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства... С. 115.

474


давших его Павла и Аркадия к Высокому канцлеру двора Габсбургской империи графу Инцаги266.

Престарелый митрополит приехал в Вену 2(15) декабря 1847 г., но министр внутренних дел принял его только через месяц, вручив Амвросию запрос правительства из 10 пунктов. В этом запросе австрийцы старались изобразить, что были введены старообрядцами в заблуждение, обвиняли белокриницкий монастырь в незаконных отношениях с Россией и спрашивали об отношениях Амвросия к константинопольскому патриарху267.

Константинопольский патриарх и сам начал разыскивать исчезнувшего митрополита и, видимо, узнав о его появлении в Бёлокриницкой митрополии, 12 марта 1847 г. заявил, что, оставив патриархию без разрешения, Амвросий "не может иметь от церкви никакого дозволения на отправления архиерейских обязанностей"268.

Русское правительство придавало большое значение каноническому положению Амвросия и его отношениям с константинопольским патриархом и старалось добиться осуждения митрополита Вселенской патриархией. Это было важно в силу как официального статуса церкви в австрийской и русской монархиях, так и казуистического, педантичного и формалистического отношения старообрядцев к церковным проблемам. Церковный суд над Амвросием, которого желали митрополит Филарет и царь, мог бы подорвать положение митрополита в глазах старообрядческой паствы. Но, несмотря на давление со стороны Петербурга, константинопольский патриарх Анфим ограничился выговором Амвросию за уход из своей юрисдикции и посвящение в епископы лиц неясного благочестия269.

Конечно, он подразумевал под этим принадлежность обоих посвященных Амвросием епископов, Кирилла и Аркадия, к старообрядчеству. Но ни суда над Амвросием, ни его запрещения в служении, чего так добивался Филарет, со стороны Константинополя так и не последовало.

Вполне вероятно, что официально осуждая Амвросия за уход из своей юрисдикции, патриарх Анфим в душе сочувствовал ему и считал справедливым, что такие ревностные православные, как старообрядцы, наконец получили епископат и священство. Во всяком случае, мирная позиция Анфима и неосуждение им Амвросия дали старообрядцам полное право считать свою иерархию, происшедшую от Амвросия, канонической. Так же, видимо, отнеслись в душе к этому вопросу и австрийцы.

Примирительная позиция патриарха Анфима помогла Амвросию найти удовлетворительное объяснение своего отъезда из Константинополя. Амвросий— вернее, его венские советники Павел и Дворачек — отвечал, что хотя и не имел разрешения патриарха, но считал своим долгом отозваться на призыв старообрядцев "для спасения лишенных пастыря овец" и что лично он ни в какие сношения со старообрядческими организациями России не входил. Конечно, все это были лишь отговорки для разгневанного Николая I, так как и Амвросий, и венский кабинет, и белокриницкие раскольники прекрасно знали, что и почему делали в 1846 г. Ответы в Вене были переданы Амвросием лично графу Инцаги 268

******************************************

266 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 178.

267 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства... С. 133-138.

268 Летопись происходящих в расколе событий / / Братское слово. 1876. Кн. II. С. 208—209. 2МТамже. С. 210.

475


января (8 февраля) 1848 г270, и сам факт этой аудиенции у австрийского министра показывал, что отношение властей к Амвросию не переменилось. Тем не менее Инцаги откровенно объявил старообрядцам, что это "есть дело дипломатическое и потому он представит его самому Меттерниху"271. Помимо Инцаги, давние покровители старообрядцев эрцгерцог Людвиг и граф Коловрат тоже приняли их, но тоже сказали, что решение будет обусловлено чисто дипломатическими соображениями272. Меттерних, конечно, не хотел провоцировать Николая I на "самые решительные шаги", то есть посылку войск на Буковину для ареста старообрядческих епископов и разгона монастыря. Кроме того, нараставшие в Австрии с начала 1848 г. революционные настроения делали необходимым поддержание хотя бы на время дружбы двух самых могущественных и консервативных европейских монархий.

Было ясно, что добрые отношения с Николаем I важнее проблематических выгод интриги со старообрядцами. Поэтому решение Меттерниха, санкционированное 10 (22) февраля 1848 г. императором Фердинандом I, в корне меняло положение Амвросия: ему сообщили, что о возвращении в Белую Криницу не может быть и речи и что дальнейшая церковно-иерархическая деятельность липован и белокриницкого епископата должна прекратиться. Одновременно особым декретом закрывался сам монастырь273.

Белокриницкий монастырь был опечатан 3(15) марта 1848 г., но, похоже, ни центральные власти в Вене, ни всегда дружественный к раскольникам черновицкий Kreisamt (Окружное управление) не желали полного его разгрома. Правда, инокам русского происхождения, которые таковыми и числились, было предложено покинуть пределы Австрии, но это не коснулось тех, в том числе и Павла, кто формально считался австрийскими подданными — они остались в Белой Кринице274.

Сам наместник Амвросия, епископ Кирилл, был даже оставлен в монастыре, а иноки из липован и русские, которые числились в монастыре как липоване — общим числом 36 человек — просто переселились из своих келий в частные дома Белой Криницы и соседнего местечка Климоуцы (Климовцы)275. "Комиссия весьма для нас благоприятна",— писал Павел 16 марта в Москву и тут же раскрывал секрет венского и черновицкого либерализма: "В Вену беспрестанно значительные требования денег"276. Добрые традиции бюрократии, описанные Гоголем в "Ревизоре", в 1848 г. были живы и среди высших государственных деятелей Вены, и рогожские капиталы, собранные еще в 1832 г., оказали свое благотворное влияние и на буковинскую, и на центральную Императорско-Королевскую администрацию, что и спасло Белую Криницу.

Австрийское правительство легко пошло навстречу требованиям Николая I и выполнило оба его требования — высылку из Белой Криницы митрополита Амвросия и формальное закрытие монастыря. Хотя распоряжением 11(23) июня Амвросий был выслан в город Цилли (Штирия, ныне Словения) и официально

******************************************

270 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 25. 271 Письмо Алимпия от 12 февраля 1848 г. / / Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 117.

272 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 19. 273 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства...

С. 175; Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 121; Памятник происходящих дел... С. 120-121.

274 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 122.

275 Там же. С. 129, 136. 276 Там же. С. 123.

476


совершенно изолирован от старообрядцев277, фактически боснийский митрополит уже не интересовал ни раскольников, ни австрийцев. "Мавр сделал свое дело, мавр может удалиться",— могли сказать и те и другие. Старообрядческая иерархия была создана, и два новых раскольничьих епископа, Кирилл и Аркадий, могли обеспечивать ее дальнейшее существование и в отсутствие Амвросия.

Тем временем в жизни Австрийской империи происходили большие перемены, отразившиеся и на белокриницком монастыре. Ураган революционного брожения, заставивший Луи Филиппа отречься 24 февраля от французской короны, быстро распространился и на Австрию, 13 марта приведя к отставке Меттерниха. В тот самый день, 15 марта, когда комиссия опечатывала белокриницкий монастырь, император Фердинанд издал манифест с обещанием конституции, а Венгерская палата депутатов провозгласила свою собственную. Вместо Меттерниха к власти в Австрии пришел давний, еще с 1844 г. друг старообрядцев граф Франц Карл Коловрат. Благодаря как его либерализму, так и всеобщей растерянности перед быстро развивающимися революционными событиями белокриницкий монастырь снова вернулся к жизни. Хотя министр внутренних дел Довгоф (Dovhof) и выслал 14 (26) июня Амвросия в Цилли, австрийские власти и не вздумали протестовать, а спокойно приняли к сведению то, что 29 августа того же 1848 г. преемник Амвросия поставил себе в помощники нового епископа (с титулом браиловского) Онуфрия278.

Заслуживает интереса такой эпизод первого периода австрийской революции 1848—1849 гг., как выступление на Пражском Всеславянском съезде инока Алимпия, друга и сотрудника Павла. Хотя события 1848 г. в значительной степени спасли старообрядцев Белой Криницы от полного разгрома, сердце Павла было не на стороне революционеров. " 1 марта открылась в столичном граде Вене ужасная и даже от веков небывалая революция... Теперь у нас архиереев и попов сколько угодно себе поставляй. Книги какие угодно себе печатай публично и безвозбранно".

Но, добавляет Павел, не радует его "открытая в здешних странах многими ублажаемая такая великая свобода и вольность понеже превосходит меры... а безмерная воля доводит людей до неволи... Но я хощу открыть вам ужасное ожидание о великой конституции: ...если услышите "Конституция", бойтесь яко некоего кровожадного губителя, являющегося к вам под видом миротворителя... нужно посмотреть на его вольность с другой точки зрения, то есть не с начинания, но самого совершения цели..."279.

Когда Амвросия вызвали из Белой Криницы в Вену, инок Алимпий (Милорадов) выехал вместе с ним. Узнав о созыве в Праге панславянского съезда, Амвросий предложил Алимпию поехать туда в качестве представителя старообрядческих селений Буковины. Алимпий, прибывший в Прагу 3 мая, и приехавший из Бреслау М.А. Бакунин оказались на съезде двумя единственными делегатами России280.

Хотя съезд состоял почти исключительно из славян Австро-венгерской империи, делегаты встретили обоих с энтузиазмом и зачислили их в польско-русинскую (polsko-rusinski) секцию, причем Алимпий числился как Ζ Galicyi Rossijanin ("С Галиции россиянин")281. Оба выступили с речами, причем Алимпий Ми-

******************************************

277 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 25.

278 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства... С.186.

279 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. 125. 280 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 24.

281 Драгоманов Μ. Μ.Α. Бакунин. СПб., 1906. С. 58.

477


лорадов по страстности превзошел даже М.А. Бакунина. В своей речи он обвинил Российскую империю в религиозных преследованиях, а австрийцев — и в религиозных, и в политических. Речь Алимпия, приправленная крепкими русскими выражениями, вызвала всеобщий энтузиазм. Вероятно, успеху способствовало и облачение старообрядческого инока — клобук и манатейка, — столь резко отличавшее Алимпия от других делегатов282. Когда 12 июня, в Духов день, начались массовые выступления, то из отеля "Голубая Звезда", где жили Бакунин и Алимпий, по солдатам была открыта стрельба283, быстро приведшая к столкновениям с войсками и появлению баррикад. В постройке баррикад и стычках принял участие и Алимпий. Позже Герцен в статье о Бакунине превратит одного Алимпия чуть ли ни в толпу старообрядческих иноков и сделает "г. Милорадова" первым активным европейским революционером среди старообрядцев284.

После съезда Алимпий вернулся в Вену, а затем, после ссылки Амвросия в Цилли, — в Белую Криницу, где участвовал в архиерейских хиротониях как помощника епископа Кирилла, инока Онуфрия (Парусова), так и первого епископа для России, некоего Степана Жирова285. Степан Жиров, в иночестве нареченный Софронием, был хиротонисан в епископа симбирского. Ни Павел, ни его белокриницкие сотрудники не хотели назначать его на более видную кафедру, так как Жиров, начетчик из московских мещан, вряд ли вполне годился даже к роли епископа симбирского. Но ввиду революционных событий в Австрии граница тщательно охранялась, связи с Россией были очень затруднены и подходящих кандидатов просто не было. Поэтому и было решено посвятить в епископы Жирова, чтобы дать старообрядческой пастве в России священников и диаконов. Хиротония состоялась 3 января 1849 г., и вскоре епископ Софроний уехал в Россию, чтобы если и не возглавить там старообрядческую церковь, то во всяком случае укрепить священство. На следующий день, 4 января 1849 г., Кирилл был поставлен на митрополичью кафедру, возглавив старообрядческую иерархию. Амвросий безнадежно застрял в Штирии и поэтому отказался от руководства ею.

Таким образом, к началу 1849 г. у старообрядцев было уже четыре действующих архиерея: митрополит Кирилл, его наместник Онуфрий, Софроний для России и Аркадий для турецких раскольников. Связь с Россией хотя и была очень затруднена, но существовала, и на Рождество 1848 г. митрополита навестили представители казанских, московских и калужских старообрядцев, "северные послы", как их иносказательно называли в Белой Кринице286.

Окончательная легализация новой старообрядческой иерархии венским правительством произошла уже после подавления Габсбургами революционного движения. Как ни странно, Николай I и его секретные комитеты совершенно упустили из виду рост белокриницкой митрополии. Видимо, русские власти полагали, что высылка Амвросия и "закрытие" белокриницкого монастыря положили конец новому раскольничьему епископату. Когда летом 1849 г. русские войска под командованием генерала Паскевича пришли на помощь Габсбургам, ни Николаю I, ни митрополиту Филарету, ни "спецам" по раскольникам вроде

******************************************

282 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 24. 283 MalyJ. Nase znovozrozeni. Prague, 1881. S. I—VI. 284 Драгоманов M. М.А. Бакунин. С. 79—81 <в самой статье Герцена "М.А. Бакунин" (1862) подобных преувеличений нет>.

285 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства... С. 210.

286 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 131.

478 


Надеждина и Липранди не пришло в голову, что даже небольшой отряд русских войск может легко захватить всех белокриницких иерархов. Но вошедшие в Венгрию 17 июня 1849 г. русские отряды перешли Карпаты с севера (там, где с 1945 г. пролегала советско-венгерская граница), а в Южную Галицию и Буковину русских частей вообще не посылали. Благодаря русской интервенции революция в Габсбургской империи закончилась 13 августа 1849 г. капитуляцией главнокомандующего венгерскими повстанцами А. Гергея в городе Вилагош. Австрийское правительство уже через два месяца и четыре дня, 17 октября 1849 г., выказало свою "благодарность" Николаю I: Императорско-Королевское Министерство культа и просвещения официально признало Онуфрия законным наместником митрополита Кирилла287. В следующем 1850 г. венский кабинет утвердил за Кириллом титул митрополита "всех древлеправославных христиан", а в июне 1851 г. настала очередь Высокой Порты, легализовавшей положение старообрядческой церкви в Оттоманской империи288. Таким образом, несмотря на гнев и решительность Николая I, позиции старообрядческого епископата—создания упорного Павла—становились все прочнее и прочнее.


9. ["Древляя иерархия"]


Воссоздание епископата было встречено старообрядцами России с большим энтузиазмом. "Мы обрели новый путь, ведущий нас в четвертый Рим",— писал И.А. Гусев, один из заправил Рогожского кладбища289. Наиболее видные из его вождей, богатейшие московские купцы Рахмановы, Солдатенков, Досужев, Мартынов, Свешников, Баулин, Соколов и другие обещали самую широкую поддержку для распространения новой иерархии в Москве и по всей России290.

Вскоре по прибытии Амвросия в Белую Криницу от Рогожской общины на Буковину выехала делегация московских поповцев, для того чтобы познакомиться с митрополитом, ставшим первым главой старообрядческой иерархии. Делегация состояла из В.В. Борисова — энергичного, молодого, образованного начетчика Рогожской общины, и Ф.В. Жигарева из кладбищенского причта.

Ехали они без паспортов и должны были перебраться из России в Австрию тайно, через Днестр, с помощью агентов монастыря. Несмотря на тяжесть путешествия — Днестр переходили в ледоход — до Австрии удалось добраться благополучно291.

Они смогли наладить связь не только с иноком Павлом и Амвросием, но и объездить старообрядческие общины Австрии и Молдавии. Местные старообрядцы легко достали молдавские паспорта на их имя, и оба путешествовали под видом купцов292. По возвращении в Россию обоих арестовали. Жигарев был приговорен к ссылке, менее стойкий В.В. Борисов присоединился к господствующей церкви293.

И аресты посланников белокриницкого центра (архимандрита Геронтия и инока Ушакова) и рогожских делегатов Борисова и Жигарева, и действия австрийско-

******************************************

287 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства... С.195.

288 Там же. С. 315-316. 289 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 168.

290 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства... С. 11.

291 См.: Поездка в Белокриницкий монастырь. Как мы ездили за миром в Белую Криницу / Предисл. Н.И. Субботина// Русский вестник. 1864. № 3. 292 Там же. С. 35.

293 Липранди И.П. Геронтий Левонов... С. 104 и след.

479


го правительства против Белой Криницы, и события 1848 г. — все это почти на два года задержало развитие Белокриницкой иерархии в России. Московские старообрядцы были так напуганы арестами и резкими выступлениями правительства, что 8 ноября 1847 г. часть их созвала собор и постановила отказаться от всякого общения с Белой Криницей294. Лишь в декабре 1849 г. в Белую Криницу прибыл первый кандидат в епископы из России, Степан Жиров295. Он не был официально избран рогожцами, но рекомендован управляющим делами общины купцом Дмитрием Корнеевым и видным рогожским деятелем Авфонием Кочуевым296.

Бывший купец, "человек умный и хитрый, большой ревнитель раскола и хорошо начитанный"297 Жиров был давно связан с кладбищем и даже был там одно время дьячком. Павел был рад появлению первого кандидата в старообрядческие епископы в самой России, но, не считая Жирова достойным выразителем интересов всего поповства, решил, что тот больше подходит для роли провинциального владыки.

После иноческого пострижения с именем Софроний и поставлений в диаконы и  священники, Жиров был 3 января 1849 г. хиротонисан в епископы симбирские298. Многочисленность старообрядчества на Нижней Волге и связи Софрония с саратовскими, симбирскими и астраханскими общинами делали первую старообрядческую кафедру весьма влиятельной. Значение первого епископа, несмотря на географическую ограниченность его епархии, было особенно велико, поскольку он получил право поставлять священников "на время и в прочих местах по всей России"299. До тех пор, пока не ставились новые епископы, Софроний de facto делался главой всей старообрядческой церкви России.

Вернувшись в Россию, он немедленно взялся за восстановление священства в старообрядческих общинах. Суровые меры Николая I в значительной степени прекратили приток священников из господствующей церкви, и многие общины оставались без пастырей300. Поэтому поставление новых священников было самой настоятельной потребностью.

Владыка Софроний был человеком в раскольничьих делах опытным. Еще купцом он в совершенстве постиг все детали отношений между старообрядцами и полицией. Софроний прекрасно понимал, что, оставаясь долго на одном месте, он безусловно попадет в руки полиции. Поэтому, избрав Москву своей основной резиденцией, Софроний беспрерывно перемещался из одного города в другой.

В течение нескольких лет своего епископства он неоднократно посещал Петербург, поволжские города и села, Дон, Урал, Север. Везде он ставил священников, проповедовал, ободрял паству.

Слухи о поставлений Софрония в епископы и его возвращении в Россию быстро дошли до московского митрополита Филарета. Филарет не переставал зорко следить за старообрядчеством и белокриницким центром и, узнав в марте 1850 г. о деятельности Софрония, немедленно сообщил об этом Синоду и МВД301.

Но его осведомители сами были не слишком информированы и сообщали, буд-

******************************************

294 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 172. 

295 Мельников П. И. Очерки поповщины. С. 299 

296 Мельников П.И. Очерки поповщины. С. 359; Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства... С. 199. 

297 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства... С.200. 

298 Там же. С. 202. 

299 Там же. С. 207. 

300 Мельников П.И. Очерки поповщины. С. 320—321. 

301 Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов. Т. III. С. 336.

480

то в Москве не один, а два архиерея: Софроний и купец Авфоний Кочуев, рогожский идеолог и вдохновитель, который на самом деле никогда епископом не был. Министерство внутренних дел немедленно начало охоту за Софронием. Чиновник МВД Мозжаков, поймавший в 1847 г. белокриницкого архимандрита Геронтия, начал многолетнюю безуспешную гонку за "летающим" епископом. "В настоящее время следить за ним (Софронием) весьма трудно, — совершенно секретно доносил Мозжаков 17 октября 1856 г. самому шефу жандармов.—Когда разнеслась молва, что его ищут, то он сделался очень осторожен. Недавнее время я две недели с утра до вечера стерег его у фабрики купца Устинова, но труды мои были напрасны... После этого я следил за домом купца Соколова... раскольниками в отношении его приняты все меры предосторожности..."302

Софрония чуть было не схватили в Вольске; он бежал оттуда на Дон, с Дона в Москву и снова начал разъезжать по Владимирской, Нижегородской, Костромской, Казанской, Оренбургской, Саратовской, Самарской, Тверской, Екатеринбургской, Калужской, Санкт-Петербургской и другим губерниям России. Скрывали Софрония и финансировали его деятельность купцы и крестьяне, ямщики и казаки303. Везде он укреплял павшую духом паству, ставил священников. В мае 1850 г., в самый разгар охоты МВД за Софронием, его полномочия были расширены:

Павел и белокриницкий центр разрешили ему ставить даже епископов, чтобы ускорить восстановление иерархии и священства среди русских старообрядцев304.

Охрана границы и наблюдение полиции за Рогожским кладбищем и другими центрами делали трудной посылку кандидатов в архиереи за хиротонией в белокриницкий монастырь. Но деятельность епископа Софрония, единоличная и бесконтрольная, не могла дать хороших результатов. Полицейская слежка не позволяла приходам и Рогожскому кладбищу регулярно сотрудничать с ним, и, имея абсолютную и никем не контролируемую власть, Софроний наделал немало ошибок в выборе людей, способных окормлять старообрядцев России. Только в 1853 г. рогожские руководители и белокриницкий центр нашли достойного кандидата для возглавления старообрядческой иерархии в России. Он на долгие годы и стал руководителем поповцев.

Андрей Илларионович Шутов вышел из официально православной, но склонной к старообрядчеству семьи. Родился он в 1800 г. в селе Настасьине Московской губернии и, хотя был крестьянином по происхождению, рано вошел в контакт со старообрядческим купеческим миром. В 1821 г. он поступил на фабрику попечителя Преображенского кладбища, известного миллионера и старообрядческого деятеля Ф.А. Гучкова. Позже Шутов стал казначеем Преображенского кладбища. После того как в конце 1840-х гг. Преображенское кладбище было разгромлено правительством, а дети Гучкова (а с ними и многие другие федосеевцы) перешли в единоверие, чтобы спасти свое положение как крупнейших фабрикантов, Шутов в 1851 г. эмигрировал и поселился сначала в беспоповском монастыре в Пруссии, затем на Буковине в селении Климоуцы недалеко от Белой Криницы.

Восстановление иерархии, с которой Шутов познакомился в Белой Кринице, произвело на него глубокое впечатление. Беспоповцы никогда не были про-

******************************************

302 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства... С.323, 324.

303 МВД. История. С. 648.

304 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства... С.326.

481


тив священства вообще, но только против приема беглых священников из никонианской церкви. Конечно, и белокриницкая иерархия была тоже не древнерусского, а греческого происхождения, но принятие ее обещало уже не обслуживание отдельных приходов случайными священниками из господствующей русской церкви, а воссоздание всего церковного аппарата. Встречи и беседы с иноком Павлом и рассуждения белокриницкого вождя о необходимости восстановления священства и епископства склонили давнего федосеевца к переходу в поповщину и воссоединению с Белокриницким центром. В начале февраля 1852 г. Шутов перешел в белокриницкий монастырь и вскоре завоевал уважение Павла и всей братии305. Карьера его была очень быстрой. Бывший казначей Преображенского кладбища был опытным, начитанным и умным человеком. Он пользовался уважением среди всех московских старообрядцев, был прекрасно знаком со всеми старообрядческими вождями России, находился в курсе взаимоотношений старообрядцев и полиции. Воссоединение столь значительного беспоповца с белокриницкой иерархией обещало сближение обоих толков. Неудивительно, что Павел, Кирилл и Онуфрий вскоре решили поставить его в епископы.

Новый кандидат был настолько подходящим по своему общественному положению в старообрядчестве, что белокриницкий центр решил поставить его во главе всей старообрядческой иерархии России. Но, конечно, он оставался при этом в подчинении Белокриницкой митрополии: при режиме Николая I устроить главный центр всего старообрядчества в самой России было невозможно. И белокриницкий митрополит, и Антоний отчетливо понимали, что новому всероссийскому старообрядческому иерарху придется действовать в подполье и беспрерывно подвергаться опасности ареста. По этой причине было решено поставить Антония (такое имя Шутов получил при иноческом пострижении) в архиепископа Владимирского: время для создания старообрядческой патриархии или митрополии в Москве еще не наступило. Тем не менее титул владимирского архиепископа был чисто номинальным, так как резиденцией Антония была назначена Москва. "Владимирский архиепископ подведомственно себе иметь должен все единоверные епархии ныне существующие и впредь еще учредиться могущие во всей Российской державе, даже в Персии и Сибири", — так определяла статус нового архиепископа уставная грамота, данная Антонию белокриницким монастырем306.

Антоний был поставлен в епископы 3 февраля 1853 г. и на следующий день, 4 февраля, отбыл в Москву. При отправлении нового вождя старообрядчества на родину инок Павел со свойственным ему остроумием сделал характерную запись в дневнике: "Отправлен к больным, в карантине сидящим"307.

Архиепископ Антоний (Шутов)

В Москве Шутов, ныне уже архиепископ Антоний, сразу же явился на Рогожское кладбище, которое по своему значению должно было стать центром старообрядческой иерархии и управления. Попечители кладбища сразу же признали его главенство, и у них, главным образом у купца Ф.Я. Свешникова, Антоний обычно останавливался во время своего пребывания в Москве. На самом Рогожском кладбище жить было небезопасно: встревоженный ростом старообрядческих сил император Николай I с каждым днем усиливал и гонения и сыск308.

******************************************

305 Сочинения архимандрита Павла Прусского. М., 1888. Т. III. С. 473.

306 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства...С. 351.

307 Там же. С. 353, прим. 129.

308 Там же. С. 420.

482


Источник.

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В двух томах/Сост. Г.М.Прохоров. Общ. ред. В.В.Нехотина. М.: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009 — 688 с: ил.

http://txt.drevle.com/lib/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-pdf.html

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

"Все кончено": Вашингтон направил сигнал в Москву. Украины больше не будет

Решением выделить финансовую помощь Украине Вашингтон дал понять, что отношения с Москвой мертвы, заявил бывший советник Пентагона полковник Дуглас Макгрегор в интервью Youtube-каналу Judging Freedom....

Бессмысленность украинской капитуляции

Всё больше западных аналитиков и отставных военных торопятся отметиться в качестве авторов негативных прогнозов для Украины. Неизбежность и близость украинской катастрофы настолько очев...