"Вся страна, из конца в конец, единым сердцем и единой душой возликовала о новых светлых днях своей жизни..." (июль 1917)

4 934

Последняя подборка высказываний церковных иерархов и резолюций-постановлений церковных собраний разного уровня. Революционная активность духовенства падает (рассуждения М.А. Бабкина о причинах этого парадоксального снижения активности - https://cont.ws/@mzarezin1307/... ), а главной трибуной церковного красноречия с августа становится Поместный Собор.


Материал, по традиции, разбит на три раздела.

I. Проклятое прошлое и терпимое настоящее

В заголовок вынесены слова из послания Св. синода к народу (2.6)

Военное духовенство единодушно приветствует государственный переворот (2.6)

Цезарепапизм - огромное зло (1.1)

Временное правительство - правительство антихристово (2.1)


II. Что делать?

Министр-герой Керенский должен укрепить дух армии (1.3)

"Горячий патриот А.Ф. Керенский становится одиноким, его оставили все его единомышленники". Надо бы и поддержать патриота (2.9)

Вручить Временному правительству всю полноту власти (2.4)

России нужна твёрдая надпартийная власть [Корнилов?] (2.8)

Поддержать меньшевиков и эсеров-максималистов (3.3)

Бороться за ЦПШ с Временным правительством (2.1)

Воспламенять, поддерживать огонь новой гражданственности (1.2)

Церковь должна работать на пользу народной души (1.2)

Священно- церковнослужители могут присоединяться к политическим партиям и поддерживать (например, в Учредительном Собрании) тех представителей, которые борются за проведение в жизнь христианских начал и идей народовластия (2.5)

Дело духовенства не политика, а религиозное строение жизни. (2.7)

Солдаты должны довериться офицерам (2.4)

Надо защищать монастырские угодья. Это задача Собора и православных братств (на государство надежды нет) (3.2)


III. Чем сердце успокоится

Мир без аннексий и контрибуций (2.4, 3.3)

Нужна федеративная республика (3.3)

Церковь самостоятельна, но государство ей платит (3.1)


I. Проклятое прошлое и терпимое настоящее

1.1. Из статьи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомского) «Цезарепапизм наизнанку»

Июнь - июль 1917 г.

Архиеп. Андрей (князь Ухтомский)

О вреде цезарепапизма написаны целые горы бумаги. Его разрушающее влияние на Церковь, как общество, не подлежит никакому сомнению; все, кто мог еще колебаться в решении этого вопроса, ныне наблюдая церковную жизнь, могут удостовериться, что це- зарепапизм поставил церковную жизнь в ее общественном проявлении - на край гибели.

...Цезарепапизм боролся вообще с общественностью, поэтому сам цезарь1 погиб в неравной борьбе и погубил церковную общественность и изуродовал всю нашу социальную жизнь.

...Цезарепапизм тем был опасен в церковной жизни, что он вмешивался в область, лежащую совершенно вне его компетенции. Если государственная власть решала, что нужно «помочь» Церкви, то она помогала только иерархии и тем отдаляла ее от верующих мирян; наделяя церковную иерархию нецерковными атрибутами, государственная власть в корне подсекала церковную жизнь: пастыри перестали знать свою паству, а паства перестала любить своих пастырей. Государственная власть в самые важные минуты церковной жизни считала нужным вломиться в церковную жизнь и, нисколько ее не понимая, только все в этой жизни портила, в конце концов расшатав все ее устои. Все, даже искренне думающие о своей принадлежности к Церкви перестали понимать ее природу, и политическую благонамеренность стали смешивать с верностью св. Церкви. Вместо церковной проповеди наши пастыри начали вводить в употребление только митинговые речи. Служение Божией правде было подменено служением правде царской; а потом и смирение пред неправдой царской было объявлено добродетелью.

Церковно-общественная мысль. Киев, 1917. № 5. С. 3-5.

1 Имеется в виду Николай II.

1.2. Из речи архиепископа Карталинского и Кахетинского Платона (Рождественского) перед открытием V Всероссийского миссионерского1 съезда2

25 июля 1917 г.

...300 лет тому назад наш народ, ввиду громадных государственных затруднений, избрал человека, которому и вручил самодержавную власть3. Теперь народ взял, в виду большой опасности для государственной жизни, свое самодержавие назад, в свои руки. Для русского народа наступила гражданская зрелость. Свои политические пеленки он с себя сбросил. Жизнь его стала свободной, а вместе с тем ему открылась возможность видеть свободной и свою церковь. К сожалению, народная свобода, которая так велика и широка сейчас на словах, на деле гаснет. Нужно воспламенять, поддерживать огонь новой гражданственности. Иначе от него останется одно воспоминание.

При всех, однако, наших государственных затруднениях, мы должны быть уверены, что Россию ожидает блестящее будущее. Наш народ сумеет осуществить свою задачу, чтобы в стране не было «ни эллина4, ни иудея» [Кол. 3, 11], то есть чтобы всякий народ сохранял и улучшал свой национальный облик при гармоничном государственном единстве всех народов и племен, населяющих Россию; чтобы все народности Руси составляли как бы один благоухающий букет, в котором, однако, каждый цветок сохраняет свои, ему присущие особенности. Но это будет тогда, когда наша церковь православная, церковь свободного народа будет восходить от силы в силу, ибо православие органически связано с народной душой и светит последней, как идеал жизни, а не только как догмат, как теория. Отсюда задача церкви - работать на пользу народной души.

ВЦОВ. 1917. №83. С. 2.

Предыдущие четыре миссионерских съезда состоялись, соответственно, в Москве (в 1887 г. и 1891 г.) и в Киеве (в 1897 г. и в 1908 г.) (Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917 гг. М., Изд. Русская панорама. 2003. С. 242-243).

2 Съезд проходил в находящемся на берегу р. Днепра Бизюковом (Григория-Бизюковом) мужском монастыре Херсонской епархии. При монастыре была пастырско-миссионерская семинария. На съезде присутствовали 7 архиереев РПЦ и 65 миссионеров - делегатов от епархий. Его председателем был избран первенствующий член Св. синода архиепископ Платон. В 1913 г., Михаилу Феодоровичу Романову.

4 Эллин, еллин - грек.


1.3. Телеграмма министру-председателю Временного правительства А.Ф. Керенскому1 съезда духовенства и мирян Аткарского уезда Саратовской губернии

Не ранее 8 июля - не позднее 25 октября 1917 г.

В часы тяжких испытаний, ниспосланных России на поле брани, съезд духовенства и мирян Аткарского уезда молит Бога споспешествовать вам, министр-герой, в деле укрепления павшего духа армии [для] спасения Родины.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 161. Л. 116. Подлинник.

1 Керенский А.Ф. возглавил Временное правительство с 8 июля 1917 г. (см.: Политические партии России. С. 251).


II. Что делать?

2.1. Из письма архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому) викария Могилевской епархии епископа Гомельского Варлаама (Ряшенцева)

1 июля 1917 г.

Ваше Высокопреосвященство, Глубокочтимый Владыка!

Вы, благодаря Богу, теперь снова у кормила Церковного1, и голос Ваш силен. Неужели Св[ятейший] Синод не будет реагировать на «аннексию»2 церков[ных] школ и достояния церковного3?

Неужели и теперь будет действовать политика «непротивления злу», доведшая до разрухи церковной, или лишь слабого словесного протеста? Тогда Церковь наша разрушится и, увы, от нас самих, стоящих во главе Ее.

Ни один безбожник-министр не решился бы на то, что свершило наше «благоверное Правительство». Какое же оно - благоверное? Оно - антихристово, гибельное для народа и всех, и это надо сказать им открыто.

Ввиду злостной разрухи Церковного дела, противодействия церковным начинаниям, тирании над Церковью, святители наши вправе были бы пригрозить [Временному правительству] и отлучением [от Церкви,] и др[угими] мерами.

С сатаной все равно надо выходить на борьбу; так лучше сделать это теперь, чем когда последует и аннексия храмов на том основании, что на постройку их давались и казенные средства.

Если не желаешь тратиться на церковные школы, то прекрати казенную субсидию, но заниматься аннексией, это - позор, нетерпимый, немыслимый3.

И в то же время трубят, что мир [с Тройственным союзом] должен быть [заключен] без аннексий. Значит, Церковь и верующие, 100 миллионов] русского народа хуже германцев стали.

Духовенство жалеет, что у нас нет Главы [Церкви] в роде [Римского] Папы: тот бы не допустил таких экспериментов, или[,] право[,] объявил бы крестовый поход, или [в знак протеста Временному правительству] запер бы все церкви4.

Во что реальное выльется противодействие сатанизму Св[ятейшего] Синода, мы будем ждать и надеемся. Это будет нечто заметное и сильное, ибо сейчас кто не со Христом, тот уже против Христа. [.. .]5.

Ваш присный молитвенник

Епископ Варлаам.

ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 248. Л. 20-2Зоб. Рукопись. Подлинник.

1 29 апреля 1917 г. Св. синод принял решение о создании особого органа - Предсобор- ного Совета. В его задачу входила подготовка вопросов, подлежащих рассмотрению на Поместном соборе РПЦ. 12 мая было решено организовать в Совете ряд отделов, один из которых - «О правовом положении Православной Российской Церкви в государстве» - возглавил архиепископ Арсений (Стадницкий). Совет начал свою работу 12 июня 1917 г. Соответственно, Арсений, до 14 апреля 1917 г. являвшийся членом Св. синода, вновь получил возможность влиять на ход внутрицерковных дел (ЦВ. 1917. № 18-19. С. 101; ВЦОВ. 1917. № 17. С. 3).

2 Здесь и далее подчеркнуто Варлаамом.

3 Церковно-приходские школы постановлением Временного правительства от 20 июня 1917 г. были переведены из ведомства Св. синода в Министерство народного просвещения, что вызвало острое недовольство среди духовенства и значительной части православного населения (ЦВ. 1917. №28. С. 192-193).

4 То есть в качестве церковной меры воздействия на светскую власть объявил бы так называемый интердикт - запрет богослужений.

5 Далее в письме говорится о задачах Поместного собора.

2.2. Телеграмма Военному и морскому министру А.Ф. Керенскому Всероссийского съезда военного и морского духовенства

1 июля 1917 г

Всероссийский съезд военно-морского1 духовенства, открывая свои заседания, шлет Вам, господин министр, свой привет и молитвенное пожелание: да поможет Вам Господь Бог в Вашей великой организаторской работе. Ее плоды мы видим в могучем наступательном порыве вдохновляемой Вами славной русской революционной армии, поднявшейся на защиту молодой свободы и благородного призыва к миру, которого не хотел оценить коварный враг

Кровь павших на фронте наших собратьев-пастырей, разделение от начала войны2 - боевой страды нашей паствы - неразрывными узами связали священника и воина. Одушевленные желанием и впредь нести подвиг совместного служения с русским воином, мы верим, что и в новых условиях жизни свободной Родины военный священник найдет добрую почву для сеяния семян вечной истины и Вашу поддержку своему святому делу.

ВЦОВ. 1917. №65. С. 3.

1 Так в источнике. Должно быть «военного и морского».

2 Текст приводится по источнику.

2.3. Телеграмма А.Ф. Керенскому Воронежского епархиального съезда духовенства и мирян1

1 июля2 1917 г.

Воронежский епархиальный съезд духовенства и мирян восторженно приветствует славные полки победоносной Российской революционной армии, перешедшей в наступление и геройски сражающейся ныне за правду и народную свободу. Все мы душою с нашими храбрыми воинами, молитвенно напутствуем их на подвиги во славу горячо любимой Родины нашей и нашего многострадального народа. Горячо приветствуем мы Вас, господин Министр, беззаветного друга народа, великого руководителя и вдохновителя нашей свободной революционной армии. Дай Бог Вам сил до конца послужить великому народному делу.

Вестник церковного единения. Воронеж, 1917. № 7. С. 3.

1 В телеграмме этого же съезда председателю Совета министров Г.Е. Львову тот назван «стражем и охранителем святых принципов свободы, равенства и братства свободного государства» (Вестник церковного единения. Воронеж, 1917. № 5. С. 3).

2 С начала Февральской революции это был второй съезд духовенства и мирян Воронежской епархии. Он состоялся с 22 июня по 1 июля.

2.4. Воззвание «К воинам-гражданам великой Русской Армии» Всероссийского съезда военного и морского духовенства

1-2 июля1 1917 г.

Братья воины! Страшную истину возвещаем Вам, истину, перед которой тяжкой скорбью горит русское сердце: наша Родина милая, кровью и потом, трудами миллионов русских людей созданная, наша Русь святая гибнет...

Страшно об этом думать! Ужас леденит нашу душу! Ужель Россия гибнет потому, что хлебнула свободы, вкусила новой жизни? Да не будет! Ведь для того-то и умирали, гибли русские люди, для того-то волею Божиею и их трудами Россия призвана к свободе, чтобы спастись свободой от развала, к которому вела Россию старая власть.

Не свобода губит Россию, а наша непривычка к свободе. Как птица, если ей на долгое время связать крылья, разучается летать, так русский народ, живший века в тяжкой неволе, под постоянной охраной, опьянел, вырвавшись из темницы и глотнув чистого воздуха свободы. У всех закружилась голова. Вместо свободы, русские люди впали в своеволие. «Нет закона, нет власти, что хочу, то делаю, чего не хочу, к тому никто не вправе меня принудить», - вот как понял свободу русский человек, вчерашний раб, призванный неожиданно к свободе.

Может ли существовать государство без твердой власти, которая имела бы право приказать, запретить и наказать? Такого государства не было и не будет, пока люди остаются людьми! Что такое армия без власти, без дисциплины? Она обращается в сброд, который бежит перед врагом, спасая свои животы, оставляя свои позиции, оружие, артиллерию, позоря тех своих товарищей, которые за эти три страшные года войны умирали смертью героев, смертью святых мучеников, поддерживая славу русского воинства с одной только слабой надеждой на свободу.

Братья воины, лучшие сыны России, ее цвет и надежда! Мы, военные священники, делившие с Вами тяготы окопной жизни, слившие кровь лучших собратий наших священной кровью русского солдата2, мы Христом Богом просим, молим Вас: образумьтесь, не давайте врагам родины и нашей свободы, безумцам иль изменникам, дурачить, обманывать, развращать Вас, не дайте погибнуть России. Только Вы можете спасти ее!

России нужна сильная власть. Признайте всю полноту власти за Временным Правительством, составленным из друзей народа, одушевленных одним стремлением спасти Россию, создать ее счастье!

России нужна могучая сила - войско, которое бы от врагов спасло и защитило ее. Дайте же, - время не терпит, - скорее дайте России эту силу! Все, кому дорого счастье Родины, кому страшен вечный позор, порадейте, чтобы в расстроенных смутой, развращенных большевистской пропагандой воинских частях скорее установить порядок и дисциплину, вернуть им их боевую мощь.

Солдаты! Офицеры! Скорее сплотитесь в дружную, родную семью! Солдаты, доверьтесь офицерам! Они вместе с Вами гниют в окопах, вместе с Вами страдают и умирают! Они - Ваши братья, Ваши старшие товарищи, защитники свободы, верные сыны великой русской демократии. Беспрекословно исполняйте приказания своих начальников! Если Вам говорят начальники идти вперед, - идите. Знайте, что это нужно для поддержки гибнущих, где-нибудь рядом с Вами, товарищей Ваших, для спасения Свободной России. Нам не нужно никаких захватов: русский народ имел благородство отказаться от аннексий и контрибуций3. Мы преклоняемся пред этим порывом русской души. Но спасите же Россию от страшного и нового ярма, спасите ее от немецкой неволи, которая страшнее была бы и татарщины и барщины! Истекающему кровью народу русскому нужен мир, и мы молим Бога, чтоб Господь скорее послал его исстрадавшейся Родине нашей. Но мы не хотим мира позорного, мира во что бы то ни стало. Мы вместе с народом исповедуем, что лучше умереть в свободе и за свободу, чем жить в позорных цепях рабства. Мы призываем Вас, дорогие, к продолжению войны во имя грядущего мира, после которого мы вместе с Вами, с Евангелием в руках будем бороться против чудовища войны и всякого насилия.

Не бойтесь смерти! Помните слова Христа Спасителя: «Кто хочет спасти жизнь свою, погубит ее, а кто не боится потерять ее, тот спасет ее»4. Изменника и труса бросающего свой пост и спасающего свой живот, смерть постигнет там, где он ее не ждет, смерть позорная. Братья воины! К порядку, дисциплине, к святому подвигу свободных граждан! Иначе погибнет Родина наша, Русь святая, а нас проклянут грядущие поколения русского народа, которые будут стонать под немецким игом. Они скажут о нас: «Нам стыдно за своих отцов и братьев, они были трусы и предатели, они так легко, словно из рук Божиих, получили драгоценную свободу и продали ее легко мысленно, преступно и позорно, за чечевичную похлебку». Да спасет Христос - Царь мира исстрадавшуюся, гибнущую от безвластия и нашего своеволия дорогую Родину нашу! Да благословит Вас Господь, родные, дорогие, на крепкое стояние в труде, под виге и молитве, которыми спасется Русь.

Будьте истинными гражданами, а свободный русский гражданин должен сказать «Я не хочу жить, если погибнет Россия!»

Всероссийский съезд Военного и Морского духовенства РГА ВМФ. Ф. 715. On. 1. Д. 133. Л. 108-108об. Машинопись. Копия.

1 Документ в источнике не датирован. Всероссийский съезд военного и морского духовенства работал с 1 по 11 июля 1917 г. Однако поскольку 1-е коалиционное Временное правительство действовало с 6 мая до 2 июля, а 2-е коалиционное было сформировано лишь через три недели - 24 числа, то датировку данного документа можно уточнить: 1-2 июля 1917 г.

2 Так в тексте.

3 За мир «без аннексий и контрибуций» выступали Советы (социалистические партии), но ни Временное правительство, определявшее внешнюю политику страны.

4 Свободный пересказ евангельских слов: [Лк. 17, 33].

2.5. Из резолюций Всероссийского съезда военного и морского духовенства1

1-11 июля 1917 г.

Отношение к государственному перевороту:

Съезд ...[постановил] единодушно приветствовать совершившийся государственный переворот как исторический момент исключительной важности, открывший перед русским народом светлые перспективы обновленной политически и равно общественной жизни, построенные на евангельских началах свободы, любви, равенства и братства. ...Служители Церкви, проповедующие вечные истины должны стоять выше изменяющейся политики и каких-либо партий, но будучи в то же время гражданами, призванными в данный момент осуществить свои гражданские права, священно-церковнослужители могут присоединяться к политическим партиям и поддерживать (например, в Учредительном Собрании) тех представителей, которые борются за проведение в жизнь христианских начал и идей народовластия.

Церковно-общественная мысль. Киев, 1917. № 1. С. 34-35.

1 Съезд проходил в г. Могилеве губернском. Он был организован по инициативе и программе протопресвитера военного и морского духовенства Георгия Шавельского.

2.6. Из обращения Св. синода к народу («Чадам Всероссийской Православной Церкви и всем гражданам Российской Державы»)1

12 июля 1917 г.

Господи, благослови.

Тяжелые и беспримерно грозные дни переживает ныне наша дорогая Родина. Три года раздается плач по Руси и омрачается скорбью лицо земли нашей при виде крови, проливаемой лучшими в самоотвержении своем сынами ее и гражданами - защитниками Отечества, ее святынь и достояния. Три года слышится стон России, которая, «простирая руки свои», со слезами вопиет: «О, горе мне! Душа моя изнывает перед убийцами» [Иер. 4,31]. И этому стону, этому горю отцов и матерей, жен и детей нашего доблестного воинства, казалось, не будет конца; в тумане несчастий, нависшем над страной, не виделось никакого просвета.

Но вот пробил час общественной свободы Руси. Вся страна, из конца в конец, единым сердцем и единой душой возликовала о новых светлых днях своей жизни, о новом, благоприятном для нее лете Господнем. И расцвела надежда на то, что Русь, сбросив с себя сковывавшие ее политические цепи, обратит всю мощь свою на освобождение свое от немецкого ига, и весь разум свой - на мирное внутреннее развитие и устроение государства и общего народного блага.

Однако, к глубокой скорби страны, не долго было суждено исстрадавшейся Родине жить этой надеждой. Вслед за свободой к нам проник новый злой враг и посеял на Руси плевелы, которые не замедлили дать всходы, заглушающие ростки желанной свободы. Хищения, грабежи, разбои, насилия и обострившаяся партийная политическая борьба стали достоянием нашей новой жизни и поселили в народе озлобление и рознь, повлекшие за собой внутреннюю братоубийственную войну, неоднократное кровопролитие. И в результате, с одной стороны, - приостановка блестяще начатого наступления на врага2, с другой, вместо свободы - новое взаимное угнетение, вместо братства - охлаждение любви, упадок добрых, мирных, братских общественных отношений...3.

ЦБ. 1917. № 30. С. 231-233;

Церковно-общественная мысль. Киев, 1917. Приложение к№ 3-4. С. 1;

Холмский народный листок. М., 1917. № 13-16. С. 73-75;

РГВИА. Ф. 2082. On. 1. Д. 1. Л. 125. Текст типографской печати.

1 Согласно определению Св. синода № 4443 от 12 июля 1917г., данное обращение подлежало широкому обнародованию. Его надлежало прочитать со всех церковных амвонов в первый воскресный или праздничный день после получения текста. Кроме того, его предлагалось опубликовать в «Церковных ведомостях», «Вестнике Временного правительства», «Всероссийском церковно- общественном вестнике» и других периодических изданиях (ЦВ. 1917. № 30. С. 233).

2 18 июня 1917 г. российские войска перешли в наступление против австрийской армии. Главный удар был сосредоточен на юго-западном фронте. Его целью было овладение столицей Галиции Львовом. Однако наступление было неудачным: в начале июля немецкими и австрийскими войсками оно было остановлено (Уткин А.И. Забытая трагедия. Россия в Первой мировой войне. Смоленск, 2000. Изд. Русич. С. 375-377).

3 Характеристику действиям Св. синода в послефевральский период 1917 г., данную одним из иерархов РПЦ в октябре того же года, см. в приложении I к сему документу.

2.7. Из проповеди архиепископа Петроградского и Ладожского Вениамина (Казанского) во время посещения одной из сельских церквей Ямбургского уезда Петроградской епархии

14 июля 1917 г.

Дело духовенства не политика, а религиозное строение жизни.

Известия по Петроградской епархии. Пг., 1917. № 34. Отдел неофиц. С. 8.


2.8. Из резолюций Московского чрезвычайного епархиального съезда духовенства и мирян1

24 июля 1917 г.

В настоящий грозный момент, когда на долю нашей многострадальной Родины выпали неслыханные бедствия, позор и ужас, когда на полях смерти забывшие стыд и честь воинские части позорно бегут, а внутри страна раздирается анархией, московский чрезвычайный съезд духовенства и мирян, совместно с другими общественными организациями, считает своим гражданским долгом со всей силой убеждения, со всей страстностью болеющего русского сердца во всеуслышание заявить, что пора слов, речей и воззваний миновала, что прежде, чем говорить о спасении революции, надо подумать о спасении России и что измучившейся Родине нужна твердая и, что самое главное, опирающаяся на доверие всей страны, всего населения власть - власть, умеющая ставить интересы государства выше партийных и славу и честь России выше торжества какой-либо политической доктрины.

ВЦОВ. 1917. №79. С. 4; Утро России. М., 1917. № 180. С. 5.


2.9. Из речи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (Ухтомского) в день Открытия Всероссийского съезда православных' старообрядцев-единоверцев2

26 июля 1917 г.

…В настоящее трудное время не слышно русского голоса. Великое молчание на Руси, но теперь не время молчать, теперь нужно напрячь все силы на помощь родине. Временное Правительство тщетно прислушивается к голосу народа. Горячий патриот А.Ф. Керенский становится одиноким, его оставили все его единомышленники...

Миссионерский сборник•*. Рязань, 1917. № 6-7. С. 294; Утро России. М., 1917. № 182. С. 3.

1 Епископ Андрей был избран председателем этого съезда, который проходил в Н.-Новгороде. В работе съезда принимало участие более 220 человек, собравшихся со всей страны: от Риги и Херсона до Кавказа, Урала и Алтая.

2 Единоверие - особенная часть Русской православной церкви, учрежденная в 1800 г. указом императора Павла I по представлению митрополита Московского Платона (Левшина), для тех старообрядцев, которые согласны войти в подчинение Св. синоду, оставаясь служить по старым обрядам. Единоверцы обязываются принимать священство от «господствующей» РПЦ и поминать на службах синод РПЦ (с конца 1917 г. - патриарха).

Термин «единоверие» был введен, чтобы подчеркнуть несамостоятельность, несамодостаточность общества старообрядцев, примкнувших к «господствующей» церкви. На Всероссийском единоверческом съезде, состоявшемся в С.-Петербурге в 1912г., было принято решение о переименовании единоверцев в православных старообрядцев, но новое имя не прижилось (см. подробнее: Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М., Изд. Церковь. 1996. С. 94-101; Христианство. Энциклопедический словарь. М., Изд. «Большая российская энциклопедия». 1993. Т. 1. С. 524-525).

Положение о созыве съезда православных старообрядцев (единоверцев), а также программа вопросов, подлежащих его обсуждению, была утверждена Св. синодом РПЦ 26 мая 1917г. (см. подробнее: ЦВ. 1917. № 22-23. С. 147-148; № 26. С. 169; ВЦОВ. 1917. № 32. С. 3).

3 «Миссионерский сборник» - церковный журнал, в 1891-1892 гг. выходивший в качестве «Прибавлений к Рязанским епархиальным ведомостям» (Энциклопедический словарь / Сост. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Т. 37. С. 441).


2.10. Телеграммы Всероссийского съезда православных1 старообрядцев-единоверцев2

27 июля 1917 г.

Керенскому А.Ф.:

Всероссийский Съезд православных старообрядцев, вполне доверяя вашему глубокому патриотизму, шлет вам свои наилучшие пожелания и изъявляет свою готовность всемерно помогать правительству в тяжелую годину испытаний. Верьте, Александр Федорович, что коренная Русь ожидает ясного, твердого призыва во имя Божие на спасение родины. Немедленно организуйте приходскую жизнь - приходская совесть возродит русское войско3.

Родзянко М.В.:

Православное старообрядчество, собравшись на Всероссийский Съезд, выражает вам свое глубокое уважение, как человеку, беззаветно преданному Родине. Просим вас твердо верить, что русский народ ожидает своего спасения от твердой честной власти, проверенной Государственной Думой. Нужен постоянный голос Думы, необходима свобода слова, нужно начать строительство государственной власти от древне-русского прихода. Немедленно организуйте приход. Это начало спасения родины.

ВЦОВ. 1917. №89. С. 1-2;

Миссионерский сборник. Рязань, 1917. № 6-7. С. 294-295; Утро России. М., 1917. № 182. С. 3.

1 Съезд состоялся в Н.-Новгороде. В его заседаниях принимало участие 220 депутатов. Съезд проходил под председательством епископа Уфимского Андрея (Ухтомского). В качестве почетного гостя присутствовал управляющий Нижегородской епархией епископ Балахнинский Лаврентий (Князев). Обе приводимые телеграммы были посланы по предложению епископа Андрея. - Примеч. источника.

2 Телеграммы были посланы по предложению епископа Андрея (Ухтомского).

3 Вторая часть последнего предложения отсутствует в «Миссионерском сборнике» и в «Утре России».


III. Чем сердце успокоится

3.1.  Из постановлений съезда духовенства и мирян Курганского уезда Тобольской губернии1

17-19 июля 1917 г.

Об отношении церкви к государству:

Православная церковь в своём внутреннем устройстве должна быть совершенно самостоятельна и обладать всею полнотой самоопределения и самоуправления на незыблемом основании учения Христа, изложенного в Святом Евангелии, деяниях и посланиях апостолов и определениях Священных Вселенских Соборов, и как таковая она должна быть совершенно независима от изменений, которые могут происходить в государстве. С внешней стороны — представляя собою учреждение, установленное Спасителем для удовлетворения насущных потребностей человеческого духа, церковь должна быть признана учреждением публично-правового характера и поэтому пользоваться материальной поддержкой государства и покровительством закона. Удовлетворяя религиозные потребности духа самой многочисленной части населения (более 70%, 114 миллионов), воспитывая эту часть в духе истинного понимания учения Христа, Православная церковь требует, чтобы глава государства, а равно глава того государственного учреждения, который будет ведать в государстве делами исповеданий, должны быть непременно православными от рождения.

Церковь при всяком государственном строе свободна в своей внутренней жизни: государство создаёт внешний общественный быт, а церковь распространяет начала нравственности в духе Христовой истины.

Цит. по: Съезды, конференции и совещания... в Тобольской губернии. С. 85-86.

1 Резолюция в более кратком виде (согласно информации по доступному ранее источнику) была процитирована в сборнике документов: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. 2008. С. 218.

3.2. Из постановлений Всероссийского съезда представителей от монастырей1

23 июля 1917 г.

Вопрос земельный: Ввиду того, что монастырь является не только молитвенным, но и трудовым братством, за монастырями должно сохраниться в полной мере право на обладание принадлежащими им земельными угодиями и возвращение захваченных [земель], почему всероссийский съезд представителей от монастырей признает необходимым ходатайствовать пред Поместным Собором Православной Всероссийской Церкви о том, чтобы он поднял свой голос в защиту земельно-имущественных прав монастырей. ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 372. Л. 307об. Машинопись. Подлинник.

Меры защиты церковного имущества и монастырской собственности: 

При наблюдающемся бессилии Временного Правительства в ограждении прав собственности от захватных приемов, всероссийский съезд представителей от монастырей признаёт единственной мерой защиты церковного имущества и монастырской собственности организацию православных братств при монастырях по образцу уже существующих в западных губерниях, каковые братства должны объединяться в своей деятельности епархиальным епископом.

Примечание: Положение о православных братствах при монастырях вырабатывается применительно к местным условиям жизни в особой Комиссии, состоящей из представителей монастырей епархии под председательством епископа2.

ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 372. Л. 311об., 396об. Машинопись. Два подлинника.

1 Съезд состоялся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На нем присутствовало около 150 человек.

2 Под постановлениями съезда представителей от монастырей стоит подпись его председателя - викария Московской епархии епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского), настоятеля Данилова монастыря (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 372. Л. ЗПоб., 403).

3.3. Из постановлений съезда духовенства и мирян Канского уезда Енисейской губернии1

25 июля 1917 г.

Съезд высказался за заключение мира без аннексий и контрибуций, потребовал установления в стране федеративной республики во главе с Государственной думой и Советом министров. Он выразил желание выступить на выборах в Учредительное собрание самостоятельно, выставив собственную программу, которая не должна «соприкасаться с правыми партиями и должна держаться программы социал-демократов-меньшевиков и социал-революционеров-интернационалистов».

Цит. по: Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических, религиозных, национальных организаций в Енисейской губернии. (Март 1917 — ноябрь 1918 г.) / Сост. Е.Н. Косых. Томск: Томский университет, 1991. С. 86.

1 В источнике приводится в изложении.


Источники

Бабкин М.А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. — 1918 г.). Исследования и материалы. — М.: Индрик, 2011. http://www.e-reading.club/chap...  - документы 3.1, 3.3

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) / Сост., автор предисловия и комментариев М.А. Бабкин — М.: Индрик, 2006. http://krotov.info/acts/20/191...   - остальные документы

Замминистра обороны Иванова подозревают в получении взятки «космической суммы»

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов, по некоторым данным, получил «космическую сумму взятки» от строительных компаний за то, чтобы они получали подряды от военного ведомства, пишет Telegr...

Отважные зачистили Очеретино и освободили Новобахмутовку, штурмуют Новокалиново, Семеновку и подходят к Керамику

Украинские военные аналитики публикуют новые карты, признавая полный провал ВСУ на Авдеевском направлении:➖«ВС РФ взяли Очеретино и Новобахмутовку, имели успех в направлении Керамика и в Семеновке».➖«...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Обсудить
  • Церковь на побегушках у царей, это ещё можно понять. Но Церковь на побегушках у капитала, - это принять невозможно.