Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

О том, как безбожный режим грабил монастыри и глумился над православными

9 1667


Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009

http://txt.drevle.com/lib/zenk...

ТОМ II

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

8. НИЖНЕВОЛЖСКИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ

<...>

Слава и вольности иргизского, да и вообще нижневолжского старообрядчества сохранялись сравнительно недолго, всего каких-нибудь семьдесят лет от

416


начала царствования Екатерины до вступления на престол Николая I. Либеральный режим Екатерины II и Александра I, отдаленность от центра страны, слабость администрации во время периода заселения Нижнего Поволжья — все эти условия способствовали укреплению и обогащению местного старообрядчества.

Такие губернаторы, как, например, ушедший в 1826 г. Панчулидзев, целиком находились под влиянием опытных и ловких саратовских, хвалынских и Вольских миллионеров, покровителей Иргиза. Далекий Петербург мало интересовался жизнью глухой, хотя и процветавшей юго-восточной окраины и не мешал процветанию ни монастырей, ни старообрядческих обществ в приволжских городах.

Положение резко меняется, когда в 1826 г. саратовским губернатором назначается князь Александр Борисович Голицын, ранее бывший губернатором Сибири, а в Пензу, от которой тогда зависела церковная жизнь саратовского края, приезжает новый архиерей Ириней (Нестерович). Человек железной воли и, как малоросс, не понимавший и не сочувствовавший старообрядчеству, епископ Ириней ужаснулся при виде успехов раскола в саратовском крае и решил немедленно с корнем ликвидировать это гнездо раскола. В лице князя Голицына епископ Ириней нашел понимающего и рьяного союзника. Голицына вряд ли интересовали духовные и церковные проблемы, и нет оснований предполагать, что он был действительно столь ревностным сыном православной церкви. Занятие откупами, насаждение кабаков в Сибири, где до появления предприятий князя-губернатора водочная промышленность была развита очень слабо, говорят за то, что моральные проблемы не слишком тревожили душу нового саратовского губернатора255.

Не действовал Голицын и по приказанию свыше. Можно сказать, что он стал пионером преследований старообрядчества при Николае I и что выработанные им методы начали успешно применяться правительством во всероссийском масштабе только лет через 7—10 после изобретения их предприимчивым князем.

Скорее всего, опытный чиновник и карьерист Голицын рано понял, что император Николай I по всему складу своей души и политических воззрений не будет долго терпеть раскол как самостоятельное; не подчиняющееся контролю власти общественное явление. Вольности старообрядчества и в особенности Иргиза так резко противоречили всей идеологии императора, что Голицын, начиная борьбу с расколом в своей губернии, мог быть уверен, что его инициатива рано или поздно заслужит одобрение царя и откроет ему новые возможности в бюрократической карьере.

Ириней (Нестерович)


При вступлении на престол Николай I мало или, может быть, вообще ничего не знал о расколе и во всяком случае не считал необходимым действовать резко и раздражать богатых купцов-старообрядцев—экономически сильных, интеллектуально и духовно консервативных, а политически в то время нейтральных. Недоверие к дворянству должно было подсказать ему, что нет никакого смысла одновременно выступать против следующего за дворянством—по богатству и силе—купеческого класса, значительное количество представителей которого принадлежало к расколу. Поэтому, сочувствуя стремлениям Голицына целиком подчинить нижневолжских старообрядцев контролю администрации и церкви, император одновременно тормозил и останавливал рьяного карьериста.

"Голицынское наступление" на раскол началось в 1827 г. По настоянию губернатора управлявшая заволжскими землями Удельная контора отказалась ут-

********************************************

255 Соколов Н. С. Раскол в Саратовском крае. С. 276.

 417



вердить в сане игумена переизбранного монахами строгого и упорного Прохора, тем самым лишив иргизские монастыри энергичного руководителя. Одновременно Голицын нанес первый удар по Вольскому старообрядческому обществу, запретив ему пользоваться построенной в 1824 г. с разрешения МВД церковью. МВД поддержало кампанию Голицына и запретило раскольничьим священникам переезжать из одного уезда в другой, а старообрядческим общинам принимать новых священников. Особое распоряжение запрещало посылку священников с Иргиза в другие старообрядческие общества256. Эти мероприятия полностью подрывали роль Иргиза как духовного и иерархического центра раскола и уничтожали то единство "поповского" старообрядчества, которое было достигнуто в конце XVIII века. Кроме того, всем поповским общинам наносился сильный удар — дальнейшее обслуживание их священниками ставилось под угрозу.

Не довольствуясь чисто законодательными мерами, Голицын начал и полицейско-психологическую войну против монастырей: для запугивания иноков в октябре 1827 г. был сделан обыск в монастырях. Полиция (правда, безуспешно) искала тайники и потайные подземные ходы, которыми будто бы пользовались беглые. В начале следующего года Голицын произвел сильный нажим на вождей раскола в Вольске: созвав около 300 главных раскольников-богачей, он предложил им перейти в православие, угрожая в противном случае репрессиями. Встретив решительное сопротивление, Голицын предложил тогда МВД обширную программу борьбы со старообрядчеством. Главный пункт его программы состоял в предложении объявить, что все привилегии и вольности, данные старообрядчеству в предыдущие царствования, касались не старообрядческих обществ и вероисповедания в целом, а только лиц, живших в момент обнародования соответствующих законов или указов. Таким образом, по мере вымирания современников Екатерины II, Павла I и Александра I указы и законы о веротерпимости и о свободах старообрядческих общин становились недействительными и неприменимыми. Такое истолкование давало бы правительству законную и моральную основу для закрытия монастырей, церквей, роспуска обществ и запрещения богослужений257. Опираясь на МВД, Голицын изгнал из монастырей Иргиза всех поселившихся там после времени Павла I иноков, послушников и бельцов, а в октябре 1828 г. принял монастыри от удельного ведомства в свое губернское управление и произвел опись имуществ. Некоторые историки, например Мордовцев и Соколов258, довольно прозрачно намекают, что причиной настойчивости князя было прежде всего богатейшее имущество монастырей, в особенности золотые и платиновые оклады и утварь с драгоценными камнями, а затем уж его ревность к церкви и преданность престолу. Во всяком случае, во время описи имущества немало богатств монастырей пропало.

Последним "достижением" князя было присоединение Нижне-Воскресенского монастыря к единоверию. Применяя угрозы, обещая сдать непослушных в солдаты или сослать в Сибирь и стараясь привлечь слабых лаской и перспективами спокойного жития, князь добился 10 мая 1829 г. капитуляции монасты-

********************************************

256 Распоряжения МВД от 24 мая и 8 ноября 1827 г. цит. по: Соколов Н.С Раскол в Саратовском крае. С. 281 (запрещение по Иргизу—от 27 июня 1827 г.). 257 Текст предложения Голицына см.: Леопольдов А. Ф. Исторические заметки о Самарском крае. СПб., 1860. С. 87-89. 258 Мордовцев Д.Л. Последние годы иргизских раскольничьих общин //Дело. 1872. № 1. С. 87. С. 92-93; Соколов Н.С Раскол в Саратовском крае. С. 310-320.

418



ря. Но присоединение только одного монастыря из пяти и согласие только ничтожной части монахов — остальные разбежались — принять под угрозами "Голицынское православие" было довольно слабым результатом четырех лет упорных трудов князя. Эти "подвиги" Голицына в значительной степени противоречили воле тогда еще нерешительного в своей политике по отношению к расколу Николая I. Санкционировав ту часть голицынских предложений, которая касалась унификации политики правительства в отношении старообрядцев, Николай I повелел иерархии прекратить "действия, принятые против раскольников, и ограничиться исполнением общих законов"259. Явная противозаконность действий Голицына, очевидно, возмутила и государя, любившего полное повиновение власти.

Несколько лет саратовские старообрядцы могли наслаждаться сравнительным покоем. Но в 1833 г. особая правительственная комиссия под руководством Арсеньева снова подняла тревогу по поводу положения в Саратовской губернии, указывая, что раскол продолжает усиливаться и охватывать все новые и новые районы Поволжья. Арсеньев отмечал, что хотя на Иргизе официально только 30 000 старообрядцев, но на самом деле их гораздо больше. Число монахов в обителях значительно упало, но все же достигало, по подсчетам Арсеньева, не менее тысячи человек, а монастыри продолжали привлекать тысячи и тысячи богомольцев. Арсеньев видел главные причины роста раскола в мягкости администрации губернатора Переверзева и в фанатизме старообрядцев и считал положение опасным. По совету Арсеньева для ослабления влияния старообрядческих поселений были основаны новые, с более смешанным населением города Николаевск, Новоузенск и Царев (но и они вскоре тоже стали почти чисто раскольничьими центрами). Иргизские монастыри были распределены между разными уездами, самый главный из них, Успенский (Верхе-Спасо-Преображенский), подлежал закрытию, а Средне-Никольский должен был быть преобразован в единоверческий260.

Арсеньев К.И.

Чтобы сразу же запугать "упорных раскольников", Комитет министров предписал Переверзеву снять крест с главного Вольского старообрядческого храма. Это произошло в драматической обстановке: "Тысячи народу запрудили улицы, окна и крыши домов... Тут и православные, и старообрядцы,— так описывал это событие очевидец.—Весь город налицо... Плотник взбирается по куполу к кресту... он вдруг заколебался, но колебание прошло... сотни и тысячи рук благоговейно сложились, глаза наполнились слезами... Крест спилен... Общий стон, плач, обмороки"261. Из этого рассказа можно заключить, что снятие креста скорее усилило, чем ослабило позиции местных старообрядцев. Опасаясь, что закрытие монастырей вызовет сопротивление, Николай I назначил губернатором Александра Петровича Степанова, бывшего адъютанта Суворова, человека "крутого, но образованного, автора книги о Сибири и романиста". Зная желание государя, Степанов при своем назначении заявил Николаю I: "Ваше Величество, я их приведу к одному знаменателю!" На что император на всякий случай ответил: "Без сильных мер! Надо действовать осторожно и не раздражать"262.

М. Г. Хозяинов. Портрет губернатора А. П. Степанова. 1820-е.

********************************************

259 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 293.

260 Добротворский И.М. Обращение иргизских старообрядческих монастырей к единоверию //Православный собеседник. 1858. № 2. С. 245-246.

261 Саратовский сборник. 1881. Т. 1. Отд. 1. С. 62-63.

262 СтепановЛ.П. Взятие у старообрядцев Иргизского монастыря в 1836 г.... С. 552.

 419



Новое заседание Секретного комитета по делам раскольников дополнило постановления Комитета министров и личные инструкции царя. Губернским и епархиальным властям предписывалось действовать негласно и с осторожностью. Все мероприятия должны были быть проведены секретно. Средне-Никольский монастырь после перевода в единоверие должен был быть отдан под управление архимандрита Зосимы, опытного единоверческого администратора263. Что Степанов был решительным военным, привыкшим действовать с быстротой, свойственной его знаменитому учителю Суворову, сомнений быть не может. Но нельзя сомневаться и в том, что поступать осторожно и дипломатично он не умел. Не более успешен оказался и архимандрит Зосима, который, как человек в саратовском крае новый, вовсе не представлял себе всех ожидавших его трудностей. 8 февраля 1837 г. в сопровождении нескольких чиновников он прибыл в Никольский монастырь для принятия его от староверов. Настоятель игумен Корнилий категорически отказался передать ему управление обителью. Пока шли переговоры, собралась толпа человек в триста. Боясь столкновений, Зосима уехал. На следующий день с утра у обители появились новые чиновники, с ними были понятые и солдаты. Но монастырь был уже занят собравшимися со всех сторон крестьянами и горожанами-старообрядцами, которые решили не впускать власти внутрь него. С 9 по 21 февраля обе стороны стягивали силы. Начались стычки.

В обители собралось до тысячи старообрядцев. 21 февраля прибыл сам Степанов. Он уже располагал 2000 понятых, ротой пехоты, отрядом казаков, одной конной батареей, пожарной командой264. Старообрядцы легли вокруг обители на землю, держа друг друга за руки. Подойдя к монастырю, Степанов приказал дать залп в воздух. Солдаты и казаки бросились на раскольников. "Поднялся шум, вопль, колокольный звон". Сапоги и копыта топтали лежащих людей. Приклады падали на головы и спины лежащих. Пожарные поливали толпу водой. Казаки били нагайками. Понятые и солдаты вязали и арестовывали почти не сопротивлявшихся защитников, которые стремились только сохранить живую цепь вокруг стен своей святыни265.

Пассивное сопротивление защитников Никольского монастыря было быстро сломлено. Один из участвовавших на стороне правительственных сил священников описал поле сражения: "Подъезжая к воротам монастыря, я увидел множество народа обоего пола, лежащего связанным. Въехав во внутрь онаго, мы увидели по всему двору текущую воду и множество крови, ибо насосы поливали народ, а на лошадях казаки разбивали оных врозь. Оттого вода и кровь омыли монастырскую площадь"266.

Монастырь был "присоединен". 379 мужчин было арестовано. К ним добавилось еще 200 или 300 человек из тех, кто сочувствовал сопротивлению староверов; 160 человек было отпущено ввиду ранений. Первоначальный суровый приговор, по которому 403 человек ждало жестокое наказание, был смягчен государем под влиянием министра внутренних дел Бибикова, который боялся более широкого возмущения, и только 27 человек были сосланы и наказаны, остальные помилованы. Степанов получил от царя суровый выговор за неумение

********************************************

263 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 372.

264 Добротворский ИМ. Обращение иргизских старообрядческих монастырей к единоверию. С. 253; Степанов А.П. Взятие у старообрядцев Иргизского монастыря в 1836 г.... С. 554.

265 Степанов А.П. Взятие у старообрядцев Иргизского монастыря в 1836 г.... С. 554. 266 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 395.

420


действовать осторожно и локализовать бунт267. Из богатейшего имущества монастыря, накопленного несколькими поколениями, не осталось ничего, зато разбогатели на "Иргизском походе" казаки и чиновники268. Монахи разбежались, часть зданий была подожжена раскольниками.

Последние два монастыря были закрыты 27 февраля и 28 мая 1840 г.: на этот раз власти действовали осторожно. Обе операции были проведены тихо и незаметно для окружающих селений. Чтобы обители перестали быть святыми для старообрядцев, администрация приказала переосвятить их и окропить по православному обряду: "оскверненные никонианами" монастыри потеряли притягательную силу для раскольников, но чувство горечи в их сердцах еще увеличилось. Многим казалось, что наступает конец света.

"По грехам нашим нашу страну

Осени облак зело мрачный,

Постигла нас тьма кромешная,

Во солнце угасли лучи светлые",

—пели потерявшие радость жизни иргизские иноки и миряне269. Другие бежали от властей за границу. Новый Иерусалим был сломлен. Но чувства старообрядцев к церкви и властям не стали от этого лучше.

"Иргизские операции" Степанова и Голицына во многом напоминают действия французских властей при министерстве Комба. Но факт остается: церкви закрывались царем.

********************************************

267 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 385, 403.

268 Мордовцев Д.Л. Последние годы иргизских раскольничьих общин //Дело. 1872. № 1. С. 93. 

269 Соколов Н.С Раскол в Саратовском крае. С. 399, 400.

421


++++++++++++++++++++++++++

Православным монархистам на заметку. Молитесь, братья, за грешников из дома Романовых, да и за святых отцов, далеко заступивших за красную черту...

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • " и, как малоросс, не понимавший и не сочувствовавший старообрядчеству" это все , что надо знать об уничтожении русской веры, и нанесения иезуитской ереси на Русь.Полностью уничтожили русских в руководстве церкви, а затем заменили "сына Божьего"на Бога , как у латинян.   
  • :clap: :clap: :clap: