Страдальцы соловецкие

3 775

19 июня 2017 года, 11:38

Старообрядцы строят первый в России храм в честь погибших за веру на Соловках

http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=67464

Москва. 19 июня. ИНТЕРФАКС - В городе Людиново Калужской области началось строительство старообрядческого храма во имя святых мучеников и исповедников Соловецких.

"Примечательно то, что это первый храм в честь страдальцев соловецких", - сообщает пресс-служба Русской православной старообрядческой церкви.

Решение о строительстве храма было принято еще в 2013 году в ходе встречи главы РПСЦ митрополита Корнилия с губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым, но строительство было начато лишь недавно.

В Людиново пока нет ни одного старообрядческого храма, верующие собираются молитвенном доме.

*********************************

Тут, вероятно, уместна небольшая историческая справка

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009

http://txt.drevle.com/lib/zenk...

Уже через месяц после их [протопопа Аввакума и его товарищей] "казни" и ссылки, в сентябре того же, 1667 года, один из влиятельнейших русских монастырей, бывшая обитель митрополита Филиппа, Соловки, решительно отверг постановления собора и отказался принять новый обряд. На этот раз это было соборное решение многочисленной монашеской группы, насчитывавшей около полутысячи человек, бывшей самой могущественной церковной организацией на русском Севере.

Решения соловецкой братии не были вполне неожиданными. Со времени появления там протопопа Ивана Неронова беспокойство за будущее русской церкви не оставляло старый монастырь. Постановления монастырских соборов 1658 и 1663 годов и писательская деятельность старца Герасима Фирсова131 были только ранними проявлениями глухого недовольства монахов монастыря. Уже собор-

***************************************

129 Аввакум. Сочинения... С. 57—60; Житие протопопа Аввакума... С. 102.

130 Ключевский В.О. Соч. Т. III. С. 341.

131 См. выше, гл. 26 этой книги.


232

ный приговор 1658 года, подписанный пятьюдесятью иеромонахами и монахами, давшими свои подписи и за себя, и за остальную многочисленную, но не всегда грамотную братию, показывал большое единодушие по вопросу об обряде. Только три иеромонаха высказали тогда в отдельной записке свое согласие служить по новым книгам132. Смерть старого и всеми уважаемого архимандрита Илии, последовавшая в 1659 году, содействовала дальнейшим волнениям монахов. Новоизбранный архимандрит Варфоломей был слабым, неученым и нерешительным настоятелем, колебавшимся между старым и новым обрядом, между солидарностью с братией и страхом перед начальством. Под его влиянием был вынесен неясный компромиссный приговор 1661 года о возможном пользовании новыми книгами, но уже через два года постановление нового соловецкого собора, 16 февраля 1663 года, категорически потребовало "смирять монастырским смирением" всех тех, кто "чины новые приимет"133. Шаткая церковная позиция и личное не особенно нравственное поведение Варфоломея привели его в конце концов к конфликту с братией, возглавляемой Герасимом Фирсовым. Обе стороны жаловались царю на монастырские непорядки и неподобающее поведение противной стороны, и обе были в конце концов вызваны для покаяния и дачи показаний на общерусский церковный собор 1666 года. Вдогонку Варфоломею 14 февраля 1666 года братия монастыря послала целую инструкцию, обычно называемую первой соловецкой челобитной134, в которой они просили царя Алексея Михайловича не изменять преданиям церкви и не нарушать церковного чина и устава и заветов святых. Варфоломей безоговорочно покаялся перед собором, но по слабости характера не огласил присланной ему челобитной. Призванный для дачи показаний на суде собора уже упомянутый старец Герасим Фирсов тоже не решился сопротивляться авторитету иерархии, "покаяние приносил и прощения просил"135.

Но эти капитуляции и архимандрита, и идеолога соловецкой оппозиции вовсе не обозначали готовности монастыря подчиниться решениям собора и царя. В августе того же 1666 года собор и царь решили послать в волновавшийся монастырь спасского архимандрита Сергия, чтобы он передал монахам решения собора, потребовал от них признания новых обрядов и произвел полное следствие о бывших там волнениях и беспорядках. Вместе с Сергием это следствие должен был производить старый и опытный специалист патриаршего приказа по борьбе с оппозицией отец Адриан, уже в 1652 году выступавший против Неронова и двух других священников боголюбцев136. Когда в Соловках узнали о царской комиссии, то вожди оппозиционной партии—пребывавший тогда в Соловках уже упомянутый бывший настоятель Саввина Звенигородского монастыря архимандрит Никанор и старец Александр Стукалов—взяли власть в свои руки и составили новую, вторую челобитную с просьбой об отмене новых книг. Прибывший 4 октября 1666 года в Соловки архимандрит Сергий был принят монахами крайне враждебно. Чтение его полномочий было встречено "большим шумом и криком с невежествием и упорством великим", как доносил сам Сергий137. Ни-

***************************************

132 Материалы для истории раскола... Т. III. С. 3—4, 6.

133 Там же. С. 4, 39—43; Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII веке. Магистерская диссертация. С. 132—136.

134 Материалы для истории раскола... Т. III. С. 45—46.

135 Там же. С. 113.

136 Там же. С. 126.

137 Там же. С. 145.

233



канор резко, "с большим гневом" оборвал Сергия и не дал ему договорить. Затем была прочитана только что составленная вторая челобитная на имя царя, в которой монахи заявляли о своей готовности остаться верными заветам и традиции основателей монастыря преподобных Зосимы и Савватия138. Ничего не добившись, архимандрит Сергий и его помощник Адриан 11 октября должны были оставить обитель. С тех пор официальные отношения между Соловками и царскими властями почти что прекратились, хотя сам архимандрит Никанор и выехал в Москву, чтобы предстать перед судом патриархов во время собора 1667 года. Представши пред судом владык, Никанор решил не следовать примеру Аввакума, Лазаря и Епифания и принес притворное покаяние139. Никанор был по-своему прав: принеся покаяние на соборе, он не попал в тюрьму, смог вовремя предупредить Соловки о посылке туда Варфоломея и Иосифа, нового поставленного правительством архимандрита, и наконец бежал из Москвы, чтобы снова возглавить сопротивление соловецких монахов140. Он, видимо, надеялся, что Соловки, став центром сопротивления "новой вере", смогут увлечь за собой и другие монастыри и районы России и в конце концов, может быть, добьются возвращения церкви и власти к старому обряду.

Появление 14 сентября 1667 года в Соловках Иосифа и Варфоломея вызвало там бурю негодования. "Ты нам архимандрит ненадобен, сиди-де ты в своей келий",— кричали Иосифу монахи и вскоре выслали обоих из монастыря141. За несколько дней до этого братия послала в Москву четвертую, а вскоре затем и самую важную по своему содержанию пятую челобитные царю, в которых излагала свой взгляд на церковные новшества142. Эта составленная казначеем монастыря старцем Геронтием пятая челобитная явилась наряду со "Словами" Спиридона Потемкина и "Ответом Православных" одним из первых и самых важных изложений старой веры. В этой челобитной монахи заявляли, что Никон и его последователи создали "новую веру по своему плоцкому мудрованию, а не по апостольскому и святых отец преданию" и что "весь церковный чин и устав нарушили и книги все перепечатали-де на свой разум, богопротивно и развращенно". Далее в челобитной разбирались все нововведения и новые тексты сравнивались со старыми.

Ссылаясь на показания патриархов Константинопольских Иеремию и Феофана, в челобитной утверждалось, что русская вера лучше сохранилась, чем вера греческая, так как у греков "православная вера от насилия поганых турков до конца иссякла". Автор вполне логично и справедливо доказывал, что при исправлении книг Никон и его справщики пользовались вовсе не древними греческими и славянскими материалами, а новыми печатными изданиями. При этом эти новые греческие книги были изданы не в православных землях, а в католических и могли быть там нарочно искажены и поэтому не могут считаться авторитетными. Челобитная очень остроумно отмечала, что все русские святые спасались и достигли святости, молясь по старым книгам и пользуясь старыми обрядами и что русская церковь,

***************************************

138 Там же. С. 150—164. Более просторная версия обычно называется четвертой челобитной. См.: Там же. С. 164—171.

139 Там же. С. 202.

140 Братское слово. 1876. Т. 111. С. 184.

141 Материалы для истории раскола... Т. III. С. 278. 142 Там же. С. 213—276 ("Челобитная (пятая) о вере соловецких иноков"); Три челобитные. М.,

1862; или же старообрядческие издания "Истории об отцех и страдальцах соловецких" в Клинцах и Супрасле.

234



признавая их святость, должна признать и почитаемые ими обряды. Этот аргумент во время собора 1667 года уже приводился и Аввакумом и, конечно, не мог быть опровергнут русскими и греческими иерархами143. Вся аргументация составителя челобитной старца Геронтия была так логична, обстоятельна и подробна, что она легла в основу почти что всех дальнейших богословских писаний старообрядцев.

В заключение и от имени всех монахов автор челобитной умолял царя "не изменяти и не потрудовать" православную веру и обещал за братию, что пусть "огню и мукам нас те новые учителя предадут, или на уды рассекут, но убо изменить апостольского прореченного и отеческого предания не будем во веки. Великий государь царь смилуйся пожалуй-ста!"144

Выдержанный, но твердый тон челобитной и высылка монахами царских посланцев показали правительству, что справиться с Соловками вовсе не так просто. От уговоров оно перешло к санкциям. Указ 27 декабря того же, 1667 года извещал Соловки о конфискации правительством всех имуществ, принадлежавших монастырю на материке, в Москве, на Севере и на берегах Белого моря, в том числе всех сельскохозяйственных угодий, монастырских сел, соляных промыслов и складов товаров145. Решение начать пока что хотя бы экономическую и финансовую войну с монастырем было принято Москвой, конечно, с тяжелым сердцем. В течение двух столетий Соловки были главным форпостом России на Севере и единственной серьезной крепостью на Белом море, которая прикрывала северо-восточную границу со Швецией и Финляндией и единственные открытые морские пути из России на Запад. Культурное и хозяйственное значение монастыря, этого оплота русской веры и традиции и главного экономического центра во всем районе Белого моря, было совершенно исключительным. Еще в 1664 году монастырь послал царю добровольно 20 000 рублей—громадную по тому времени сумму, равную годовому жалованию 5000 офицеров и воинов,—за что правительство освободило монастырские предприятия от налогов146. В самом монастыре число трудников достигало в эти годы 700 человек, а кроме того, тысячи людей работали на сельскохозяйственных и рыбных угодьях и промыслах, принадлежавших Соловкам147. Не будет преувеличением сказать, что Соловки доминировали над всем хозяйством Беломорского края. Военное значение монастыря как крепости было не меньшее. На его почти что неприступных стенах и башнях были десятки пушек, а в его складах находились громадные запасы оружия, пороха и продовольственных припасов. Даже после его взятия в результате долголетней осады воеводы царя нашли в монастырских складах достаточно хлеба для прокормления гарнизона в тысячу человек в течение одного года148.

Видя непоколебимую верность соловецкой братии старой вере, правительство летом 1668 года начало военную блокаду монастыря. Во главе братии стоял Никанор, бежавший из Москвы и прибывший на остров уже 20 октября 1667 го-

***************************************

143 Аввакум. Сочинения... С. 58—59.

144 Материалы для истории раскола... Т. III. С. 262.

145 ДАИ. Т. V. С. 340; ААЭ. Т. IV. С. 211-212.

146 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1853. Т. I. С. 143; Т. III. С. 151 — 159;

Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев...// Православный собеседник. 1880. № 5. С. 66.

147 Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев... / / Православный собеседник. 1880. №5. С. 69.

148 Досифей (Немчинов). Указ. соч. Т. I. С. 152—153.

235



да. Отряд стрельцов под командой стряпчего Волохова был направлен к берегам Белого моря, чтобы отрезать снабжение монастыря с материка. Но Волохов со своим небольшим отрядом, конечно, не мог ни серьезно отрезать пути снабжения, ни осадить монастырь. В это время в монастыре было уже не менее 500—600 боеспособных монахов и их сторонников149. Большинство из них имели военную тренировку, так как монастырь всегда считался важной крепостью, и поэтому Волохов избегал даже небольших стычек с защитниками монастыря и не приближался к стенам крепости150. Сопротивление братии длилось почти восемь лет, и только в 1676 году правительство смогло, да и то благодаря измене, одолеть соловчан. Несмотря на такое открытое сопротивление решениям собора, в течение почти всего времени осады монахи продолжали молиться за царя и не переставали утверждать, что они борются только за старый обряд, а не против царской власти. Все же в самые последние годы осады настроения части соловецких защитников стали резко радикализироваться.

<...>

***************************************

149 АИ. Т. IV. С. 538. 

150 АИ. Т. IV. С. 532; Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII веке. Магистерская диссертация. С. 260. 

236


<...>

Приход энергичного патриарха Иоакима к власти отразился и на судьбе Соловецкого монастыря. Начатая в 1668 году блокада обители была не эффективна, и поэтому правительство неоднократно обращалось к монастырю с предложением прощения, если он покорится и примет новую веру. Но братия каждый раз с негодованием отвергала предложения правительства. Население берегов Белого моря, вполне сочувственно относившееся к защитникам монастыря, снабжало монахов дополнительными, к имевшимся уже в обители на складах, запасами продовольствия, по преимуществу рыбой и овощами. Только весной 1674 года А. И. Мещеринов, сменивший полковника Клементия Евлева, второго командира блокировавших монастырь войск, высадил свои войска на главном острове архипелага и начал регулярную осаду крепости. Вокруг монастырских стен были построены бастионы и окопы и установлены стенобитные орудия207.

В последние годы осады в монастыре среди его защитников начались раздоры. Религиозно более консервативные и политически более умеренные монахи и миряне настаивали на строгом соблюдении монастырских правил и на начале переговоров с правительством. Во главе этой умеренной партии был сам старец Геронтий, составитель пятой, знаменитой Соловецкой челобитной208. Не отказываясь от своих убеждений, что старые книги лучше новых, Геронтий и его друзья, видя безысходность положения, начали под конец осады в 1674 году уговаривать монахов, "чтобы они по государевым людям не стреляли" и перешли бы к царским войскам209. Эта умеренность Геронтия может быть объяснена его опасениями радикализации части монахов и значительного числа светских защитников монастыря-крепости. По мере того, как осада затягивалась, начал замечаться союз между наиболее фанатичными противниками новых книг и политическими радикалами из среды мирян, пришедших на помощь монастырю. Этот процесс одновременной религиозной и политической радикализации среди осажденных несколько напоминал усиление крайних фанатиков-антибаптистов во время осады Мюнстера.

По некоторым донесениям, часть разинцев после разгрома основных сил казачьего восстания в 1670 году проникла в монастырь и призывала монахов "стоять и биться против государевых людей за воров, за сотников и помереть всем заодно"210. Никанор и служка Федюшка Бородин стали с 1674 года вдохновителями сопротивления211.

Несмотря на все попытки царских войск Мещеринова овладеть монастырем, братия и мирские ее сторонники отбивали правительственные отряды. Зима 1675— 1676 года была наиболее тяжелой для Соловков, так как теперь осада уже не прерывалась и сообщения с внешним миром были почти что совершенно отрезаны. Правда, большой штурм 23 декабря 1675 года был отбит, но настроение осажденных падало. В январе перебежавший из монастыря к осаждавшим войскам монах Феоктист указал Мещеринову на существование неохраняемого ночью тайного пути в монастырь212. Ночью 22 января 1676 года стрельцы проникли через этот тайный путь внутрь монастырских укреплений и открыли ворота войскам213. Защитники старообрядческой твердыни проснулись слишком

***************************************

207 ААЭ. Т. IV. С. 291; Соловьев СМ. Т. VI (XII). С. 326.

208 ААЭ. Т. IV. С. 534-535.

209 АИ. Т. IV. С. 534.

2,0 Там же. С. 538.

211 Там же. С. 538; Досифей (Немчинов), архим. Указ. соч. Т. III. С. 146.

212 Материалы для истории раскола... Т. III. С. 385.

213 Досифей (Немчинов), архим. Указ. соч. Т. III. С. 162.

251



поздно и были почти все перебиты. Никанор и вождь мирян, видимо разиновец, казак Самко были повешены. Перед казнью Никанор, по данным С. Денисова, смело заявил воеводе: "Не боюсь я тебя, ибо и самодержца душу в руце своей имею"214. Немало и других защитников Соловков погибло в страшных мучениях от рук палачей.

Почти что десятилетнее стояние Соловков за старую русскую веру произвело очень сильное впечатление на всю Россию и особенно на преданное традиции население Севера и Востока России. Еще в середине XIX века на Севере и среди казаков продолжали петь песни о Соловецком стоянии. В одной из песен, рассказывающей о посылке воевод против монастыря, как бы от имени царя говорилось:

Ты ступай ко морю синему

к острову ко тому ко большому

к монастырю ко честному, к Соловецкому,

ты порушь веру старую правую,

поставь веру новую неправую215.

Действительно, в умах людей старой веры осада Соловков была ничем иным, как лишним проявлением попыток епископов и царя ввести в России вместо древлего православия новую, наполовину греческую, наполовину латинскую веру. Поэтому на Севере России, где падение обители тяжело переживалось большинством населения, оно вызвало большое религиозное напряжение и большую злобу против людей нового обряда. Кроме того, немало соловецких монахов, успевших оставить монастырь до его падения, сыграли значительную роль в религиозной радикализации Поморья. Спасшиеся при разгроме монастыря и разбредшиеся по Северу монахи, как, например, старцы Игнатий, Савватий, Евфимий, Иосаф и другие, составили в Поморье наиболее упорные кадры распространителей старой веры216. Некоторые из них стали проповедниками самосжигания, а Савватий даже принял участие в московской попытке 1682 года вернуть все Русское государство к старой вере. Через несколько десятков лет после осады монастыря выговский старообрядческий вождь Семен Денисов составил эпическое описание Соловецкого стояния за веру, в котором он восхвалял монахов и говорил, что они были:

мужи чюдного и высокого жития,

мужи храброго и крепкого терпения217.

Религиозная радикализация беломорских областей, происходившая с одновременным ростом противоправительственных настроений, началась уже во время Соловецкой осады. "Воры, сотник Исачко Воронин, да кемлянин Самко Васильев", по-видимому, бывшие участники разинского восстания, проникшие в монастырь еще до начала его блокады Мещериновым, "про великого государя говорят такие слова, что не только писать, но и помыслить страшно",—показывал один из перебежчиков218. Эти "воры" запрещали молиться за царя, выскребли из

***************************************

214 Семен Денисов. История о отцех и страдальцах соловецких / / Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVIII столетия. Т. II. СПб., 1863. С. 27.

215 Соловьев СМ. VII (XIII), 162

216 Семен Денисов. История о отцех и страдальцах соловецких. С. 47—50; Досифей (Немчинов), архим. Указ. соч. Т. III. С. 162.

217 Семен Денисов. История о отцех и страдальцах соловецких. С. 5.

218 Материалы для истории раскола... Т. III. С. 329; АИ. Т. IV. С. 532.

252


церковных списков имена всех членов царской семьи и постоянно заявляли, что они против царской власти. "Не восхотиша благочестивого царя себе в государях иметь". Эти же мятежники, а с ними и некоторые монахи начали проклинать всех священников, называли их еретиками, не приходили на исповедь и к причастию и вместо этого исповедовались один у другого. Многие вообще отказывались ходить в церковь, когда там служили священники219. Никанор, хотя и был архимандритом, сам поддерживал этих "воров" в их противосвященнических настроениях и говаривал: "Мы-де и без священников проживем, а в церкви-де часы сами станем говорить, а священники нам не нужны"220.

Неожиданная смерть царя Алексея Михайловича, последовавшая 29 января 1676 года всего лишь на 47 году его жизни и ровно через неделю после падения знаменитой обители, была, по мнению людей старой веры, наказанием Божиим за разгром монастыря и, конечно, не помогла росту престижа царской власти. Место Тишайшего занял больной четырнадцатилетний ребенок, и период новых серьезных смут наступил для государства Российского.

***************************************

219 Материалы для истории раскола... Т. III. С. 328, 336.

220 Там же. Τ III. С. 334

253

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Обсудить
  • Небось старообрядческий патриарх и его архиереи не таковы, как Гундяев & Cо.
  • +++