Ленин и русская литература - 9-1

14 691

После длинного перерыва продолжаю серию. Предыдущий текст  здесь: https://cont.ws/@mzarezin1307/...


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Если раньше я старался "захватить" сразу писателей по десять, то сегодня речь пойдёт только о Щедрине. Причин тому две:

1) уж очень Ленин Щедрина любил;

2) уж очень часто излюбленные литературные герои (свои и чужие!) фразы, обороты, словечки кочевали из одного произведения Щедрина в другое. А когда какой-нибудь "казённый пирог" или "государственный младенец" кочевал из книги в книгу, ИМЛ полагал, что следует упомянуть все произведения Щедрина, в которых этот "пирог" или "младенец" встречается, что породило изрядный "повторный счёт".

Портрет Салтыкова-Щедрина кисти Н. Н. Ге, 1872 г.


Тут, как и в предыдущих выпусках, полужирным шрифтом названы произведение Щедрина и том Полного собрания сочинений В.И. Ленина, обычным шрифтом - номер страницы, а в круглых скобках - более или менее пространный отрывок из работы Ленина, в которой упоминается что-нибудь "из Щедрина".

Благонамеренные речи1, 241 (он [капитализм] создает на место бездны мелких благонамеренных живоглотов кучку крупных «столпов отечества») , 254 (столпов нашего отечества), 485 (благонамеренные речи); 2, 254 (дать ответ [дать отчёт - у Щедрина]), 474 (столп  ... "кому надобно"), 525 (столп); 4, 417 (урвать казённого пирога), 420—421 (право на самые жирные (а при нужде и нежирные) куски казенного пирога, т. е. народных денег), 422 (стремление урвать более или менее жирные кусочки казенного пирога); 5, 57 (благонамеренные речи), 191 («Объективный» ученый должен старательно собирать фактики, отмечать «с одной стороны» и «с другой стороны»), 297 (все новые и новые батареи полицейского «пресечения» и «обуздания»), 300 (пресечь, обуздать и сократить), 337 (урвать кусочек казённого пирога); 7, 216 (Теперь уже нельзя не сознаться ... Но, с другой стороны, надо признаться...); 9, 81 (государственного младенца); 

12, 52 (они чаще оглядываются влево, хотя слюнки и текут у них при виде пышного, украшенного новыми сахарными завитушками думского пирога), 312 (поделиться доброй половиной власти с кадетской Думой, которая усядется за пирог и примет резолюцию сожаления по поводу «безумства» вооруженного восстания); 13, 167 (к отстранению кадетов "от пирога"); 16, 141 (ухватить добрый кусок казенного пирога), 142 (Обе родственные между собою социальные группы стремятся отхватить себе кусок пирога побольше и пожирнее); 17, 223 (Конкуренция капиталистических держав, желающих «урвать кус»); 18, 314 (С одной стороны, нельзя не сознаться; с другой стороны, надо признаться.), 347 (сколько угодно ничуть не худших определений, ничего не определяющих, кроме «благонамеренности» автора); 19, 220 (не удалось урвать кусок пирога на Балканах); 20, 182 (Дану, Мартову и К° пришлось заметать следы и дальше, «с одной стороны», солидаризируясь с тремя упомянутыми ренегатами, а «с другой стороны» - легонечко от них «отмежевываясь»), 202 (независимо от добрых пожеланий и благонамеренных речей); 22, 146 ("урвать кусок" Турции), 213 (Демократы теперь в упоении делят жирные куски общественного пирога.); 24, 41 (Он как будто выжидал и присматривался: с одной стороны, нет иной партии кроме старой; с другой стороны, неровен час, «они» ее немножечко похоронят...); 26, 149 (крохи от этих "кусков пирога"); 

31, 366 (с одной стороны, нельзя не сознаться, а с другой стороны, надо признаться...); 32, 214 («Дело Народа» тоже, употребляя щедринское выражение, «спапашилось» с «Единством».); 33, 47 (чтобы по очереди сажать «к пирогу» доходных и почетных местечек побольше эсеров и меньшевиков); 34, 159 (следует ли считать их государственными младенцами), 308 (как настоящий "государственный младенец"); 35, 199 (как бы урвать хоть кусок у буржуазии ... «урвать кусок побольше и удрать»); 36, 286 (Прямо поставить этот вопрос «левые» не решились, и они барахтаются комично, громоздя один довод на другой, вылавливая соображения, разыскивая всяческие «с одной стороны» и «с другой стороны», растекаются мыслью по всем предметам, и многим прочим, стараясь не видеть, как они побивают сами себя.), 287 («с одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться»); 37, 318 (Каутский отделывается, как всегда, знаменитым: с одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться.), 335 (С одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться); 42, 286 ("с одной стороны, с другой стороны"), 291 («С одной стороны, школа, с другой, аппарат»), 292 («с одной стороны, с другой стороны»).

В среде умеренности и аккуратности1, 405 (Мнение того общества, которое «ищет идеалов с послеобеденным спокойствием»?), 406 («Общество» сочувствует этому «идеалу». Но так как оно и его «ищет» с послеобеденным спокойствием и так как оно пуще всего на свете боится нарушения этого спокойствия, то... то оно и спешит очень медленно, прогрессирует так мудро, что с каждым годом оказывается все дальше и дальше позади. Гг. народники думают, что это - случайность, что сейчас послеобеденный сон кончится и начнется настоящий прогресс. Дожидайтесь!); 2, 155 (не помнящие родства); 4, 267 (не якшаются с Балалайкиными буржуазного либерализма,); 5, 7 (до такой степени не помнящие родства); 6, 96 (чего изволите?); 7, 228 (не помнящие родства с народниками); 9, 93 (Балалайкин), 252 (ловя момент); 

11, 300 (маленькая гипербола); 14, 196 (Люди реакции - не чета либеральным Балалайкиным); 15, 163 (Балалайкины российского либерализма); 16, 26 (заражают общественную атмосферу миазмами «конституционного» низкопоклонства, предательства и молчалинства ... месяцы «конституционного» удушья и балалайкинско-молчалинского преуспеяния), 220 (чего изволите?), 239 (Иван Непомнящий); 17, 153 (Иван Непомнящий), 209 (послушать кадетских балалайкиных из"Речи"); 19, 62 (чего изволите?), 64 (намек на героев "чего изволите"); 20, 189 (Иваны Непомнящие); 21, 410 (Газета "Чего изволите"); 22, 44 (Русско-турецкая война помогла этому карьеристу «найти себя» и найти свою дорожку лакея, награждаемого громадными доходами его газеты «Чего изволите?».  «Новое Время» Суворина на много десятилетий закрепило за собой это прозвище «Чего изволите?»), 243 (вот что говорит и должен говорить всякий умный крепостник-помещик думским Балалайкиным), 338 (Иваны Непомнящие); 24, 23 (кто не хочет быть Иваном Непомнящим), 224 (становиться Иваном Непомнящим); 25, 133 (Иван Непомнящий), 308 (непомнящие родства); 45, 5 (как будто мы все стали Иванами Непомнящими); 46, 394 (Балалайкин-Троцкий ... с этим Балалайкиным), 395 (Балалайкин-Троцкий).

Вяленая вобла1, 147 (уши выше лба не растут), 160 (наподобие вяленой воблы); 4, 83 (Но, - возражает Струве (это очень характерное «но»!)); 6, 132 (выше лба уши не растут!); 8, 199 (но (знаменитое щедринское "но"!); 14, 278—279 (Но... Щедрин давно уже переводит на общепонятный язык это либеральное российское «но» - не растут уши выше лба, не растут! - но «технические затруднения», «не посылают литературы», «не дают бюллетеней», «полицейские стеснения»...); 15, 118 (Не растут уши выше лба, не растут!), 251 (софистика вяленой воблы); 17, 11 (но - знаменательное "но"!), 285 (замечательное "но"); 20, 93 (уши выше лба не растут); 25, 202 (не растут уши выше лба, не растут!), 283—284 (это то самое «однако», которое соответствует щедринскому «но» - «не растут уши выше лба, не растут»).

Газетчик2, 155 (не помнящие родства ... с Адамом); 5, 7(до такой степени не помнящие родства); 7, 228 (не помнящие родства с народниками); 9, 252 (не помнящих родства интеллигентиков); 16, 239 (поступил, как Иван Непомнящий); 17, 153 (поступил, как Иван Непомнящий); 20, 189 (Иваны Непомнящие (и в особенности Иваны, не любящие вспоминать про былую оформленность)); 22, 338 (ликвидаторы, как Иваны Непомнящие, запели); 24, 23 (кто не хочет быть Иваном Непомнящим), 224 (становиться Иваном Непомнящим); 25, 133 (Иван Непомнящий), 308 ("непомнящие родства" критики нашей программы); 45, 5 (как будто мы все стали Иванами Непомнящими).

Господа Головлевы1, 277 (либеральное пустоутробие), 301 (иудушка); 4, 420 (прикрывать своё нутро Иудушки); 5, 284 (иудушкино стремление), 302 (бессмертные речи бессмертного Иудушки Головлева, отчитывавшего обираемых им крестьян); 7, 35 (елейное пустословие в духе Иудушки Головлева); 12, 287 (К чему борьба, зачем междоусобицы? говорит Иудушка-кадет, вознося очи горе и укоризненно поглядывая и на революционный народ, и на контрреволюционное правительство.); 15, 213 (Жаль, что не дожил Щедрин до «великой» российской революции. Он прибавил бы, вероятно, новую главу к «Господам Головлевым», он изобразил бы Иудушку, который успокаивает высеченного, избитого, голодного, закабаленного мужика: ты ждешь улучшения? Ты разочарован отсутствием перемены в порядках, основанных на голоде, на расстреливании народа, на розге и нагайке? Ты жалуешься на «отсутствие фактов»? Неблагодарный! Но ведь это отсутствие фактов и есть факт величайшей важности! Ведь это сознательный результат вмешательства твоей воли, что Лидвали по-прежнему хозяйничают, что мужики спокойно ложатся под розги, не предаваясь зловредным мечтам о «поэзии борьбы».

Черносотенцев трудно ненавидеть: чувство тут уже умерло...

Но кадетский Иудушка Головлев способен внушить самое жгучее чувство ненависти и презрения. Ведь этого «либерального» помещика и буржуазного адвоката слушают, слушают даже крестьяне. Ведь он действительно засоряет глаза народу, действительно отупляет умы!..), 214 (Это ты, Иудушка! День, когда секомые вместо «дебатов» будут молчать, теряя сознание, когда старая помещичья власть (подкрепленная «либеральными» реформами) будет так же обеспечена помещикам, как обеспечен либеральным Иудушкам обед днем, а театр вечером, - этот день будет днем окончательного торжества «народной свободы». ...

Иудушки стараются очистить себя, доказывая, что и среди левых партий были и есть сторонники «бережения». К счастью, на этот раз среди сбитых с толку Иудушками фигурирует не социал-демократ, а эсер.); 16, 457 (...Далеко Иудушке Головлеву до этого парламентария!); 20, 96 (О КРАСКЕ СТЫДА У ИУДУШКИ ТРОЦКОГО

Иудушка Троцкий распинался на пленуме против ликвидаторства и отзовизма. Клялся и божился, что он партиен. Получал субсидию.

После пленума ослабел ЦК, усилились впередовцы - обзавелись деньгами. Укрепились ликвидаторы, плевавшие в «Нашей Заре» перед Столыпиным в лицо нелегальной партии.

Иудушка удалил из «Правды» представителя ЦК и стал писать в «Vorwarts» ликвидаторские статьи. Вопреки прямому решению назначенной пленумом Школьной комиссии, которая постановила, что ни один партийный лектор не должен ехать во фракционную школу впередовцев, Иудушка Троцкий туда поехал и обсуждал план конференции с впередовцами. План этот опубликован теперь группой «Вперед» в листке.

И сей Иудушка бьет себя в грудь и кричит о своей партийности, уверяя, что он отнюдь перед впередовцами и ликвидаторами не пресмыкался.

Такова краска стыда у Иудушки Троцкого.); 

22, 87 (вместе с националистическим иудушкиным "Новым временем"); 25, 193 (Ведь это же целиком приемы Ноздрева или Иудушки Головлева.); 27, 272 (Каутский повторяет сладенькие иудушкины речи); 37, 287 (С глубоким нравственным возмущением наш ученейший Иудушка Головлев рассказывает немецким рабочим, что 14. VI. 1918 г. Всероссийский ЦИК Советов постановил исключить из Советов представителей партии правых эсеров и меньшевиков. «Это мероприятие, - пишет Иудушка Каутский, весь горя от благородного негодования, - направляется не против определенных лиц, которые совершили определенные наказуемые действия... Конституция Советской республики ни слова не говорит о неприкосновенности депутатов - членов Советов. Не определенные лица, а определенные партии исключаются здесь из Советов» (стр. 37).

Да, это в самом деле ужасно, это нестерпимое отступление от чистой демократии, по правилам которой будет делать революцию наш революционный Иудушка Каутский.), 288 (Иудушка Каутский); 39, 142 (Разве это не Иудушка Головлев самой новейшей капиталистической формации?); 44, 416 (по образцу Иудушки Головлева).

Господа Молчалины6, 96 (чего изволите?); 16, 220 (чего изволите?); 19, 62 (чего изволите?), 64 (тонкий намёк на героев "чего изволите?"); 21, 410 (Газета «Чего изволите», называемая в просторечии «Новым Временем»); 22, 44 (Чего изволите?).

Господа ташкентцы1, 366 (невинные пожелания), 443 (севрюжиной с хреном); 4, 417 (укажем третью точку зрения - мужей государственных), 420-421 (мужей совета ... Все твердо верят в свое «священное право» на сотни или тысячи десятин земли, награбленной предками или пожалованной грабителями, в право эксплуатировать крестьян и играть господствующую роль в государстве, в право на самые жирные (а при нужде и нежирные) куски казенного пирога, т. е. народных денег), 422 (урвать более или менее жирные кусочки казенного пирога); 5, 337 (образчик самого «жизнерадостного» русского дворянчика, всегда готового урвать кусочек казенного пирога); 9, 81 (найти такого государственного младенца), 85 (заведомые пенкосниматели), 339 (демократические пенкосниматели); 12, 52 (хотя слюнки и текут у них при виде пышного, украшенного новыми сахарными завитушками думского пирога), 312 (с кадетской Думой, которая усядется за пирог и примет резолюцию сожаления по поводу «безумства» вооруженного восстания); 13, 167 (к отстранению кадетов "от пирога"); 16, 41 (вы, демократы, сводите в своих писаниях конституцию к севрюжине с хреном. Ибо не подлежит сомнению, что для контрреволюционного помещика конституция есть именно севрюжина с хреном), 141 (добрый кусок казённого пирога), 142 (стремятся отхватить себе кусок пирога побольше и пожирнее); 17, 53 (не столько конституции, сколько севрюжины с хреном), 223 (урвать кус); 18, 222 (и конституция и севрюжина с хреном); 19, 220 (урвать кусок пирога); 

22, 146 (урвать кусок), 208 (Подхалимская болтовня о «конституции» (или севрюжине с хреном à la Родзянко) ), 213 (делят жирные куски общественного пирога); 26, 149 (крохи от этих "кусков пирога"); 33, 47 (В правительстве идет перманентный кадриль, с одной стороны, чтобы по очереди сажать «к пирогу» доходных и почетных местечек побольше эсеров и меньшевиков, с другой стороны, чтобы «занять внимание» народа.); 34, 159 (следует ли считать их государственными младенцами), 308 (по строгости); 35, 199 (урвать хоть кусок); 44, 362 (будут похожи на щедринских акушеров).

Губернские очерки1, 234 («Открываются таланты, из которых выходят Колупаевы, Деруновы и прочих наименований живоглоты, а простодушные и простоватые отстают, опускаются, разоряются и переходят в батраки» [Ленин цитирует Кривенко]), 235 (денежное хозяйство есть именно та «школа», из которой выходят «талантливые» живоглоты и «простодушные» батраки ...борьбу нужно вести именно против «школы» и хозяйничающих в ней «живоглотов» ... оставлять в полной неприкосновенности капиталистическую «школу» с живоглотами и хотеть устранить либеральными полумерами ее капиталистические продукты - это значит быть истинным «другом народа»! ... указание на школу живоглотов и батраков ... почему крестьянство раскалывается на живоглотов и батраков), 236 (классовой борьбы пролетариата против живоглотов), 237 (переходит к живоглоту), 241 (он [капитализм] создает на место бездны мелких благонамеренных живоглотов кучку крупных «столпов отечества»), 244 (для этого необходима экспроприация «живоглотов»), 284 (выразить политико-экономически ту «школу» «живоглотов» и «батраков», существование которой в нашей деревне не отрицается и противниками); 23, 264 (довольные кулаки и живоглоты).

Дети Москвы4, 417 (С одной стороны, нельзя не сознаться, что как будто и зазорно, но с другой стороны, надо признаться, что выгодно.); 11, 90 (непоследовательная и своекорыстная буржуазия, которая и «приобретала капитал» монархической защиты от народа и «соблюдала невинность» либерализма); 12, 50 (Он [Витте] сохраняет невинность либерализма, усиленно предлагает министерские портфели вожакам партии кадетов ... А в то же время он приобретает вместе с невинностью и капиталец, ибо он остается главой царского правительства ...).

Дикий помещик1, 405 (наслаждающееся послеобеденным сном общество иногда мычит), 406 {не нашёл упоминания об этой сказке Щедрина}; 5, 303 (диких помещиков); 10, 70 (социальную природу "дикого помещика"); 16, 143 (от диких помещиков); 17, 77 (дикого помещика), 215 (господство дикого помещика), 283 (господством "дикого помещика"), 435 (говорил устами Пуришкевича дикий помещик и старый держиморда); 20, 7 (неустранимость господства диких помещиков), 218 (дикие помещики), 372 (у дикого помещика); 21, 159 (не подрывать власти дикого помещика); 22, 359-360 (дикого помещика); 24, 270 (правительство диких помещиков); 32, 351 (выкрики дикого помещика).

Дневник провинциала в Петербурге - 1, 279 (пирогом с вязигой), 366 (пенкоснимателей), 405 (идеалов с послеобеденным спокойствием), 406 (послеобеденный сон), 443 (севрюжиной с хреном[у Щедрина: ботвинья с малосольной севрюжиной, поросенок под хреном и сметаной, жареные утки и гурьевская каша; хотя в других произведениях Михаил Евграфович упоминает и севрюжину с хреном]); 2, 155 (не помнящие родства ... с Адамом), 254 (с одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться); 4, 417 (казённого пирога); 5, 7 (не помнящие родства), 174 (для "меньшего брата"), 191 («с одной стороны» и «с другой стороны»); 6, 285 (специально приспособлено для "меньшего брата"); 7, 216 (Теперь уже нельзя не сознаться, что можно оставаться в рядах социал-демократической партии с программной «кооперацией и социализацией»; только догматики и ортодоксы могут не видеть этого. Но, с другой стороны, надо признаться, что Давид, в отличие от благородных соц.-рев., делает некоторые уступки бернштейнианству. ), 228 (не помнящие родства); 8, 376 (господа пекущиеся о меньшем брате); 9, 85 (заведомые пенкосниматели), 252 (ловя момент), 339 (демократические пенкосниматели); 

12, 289 («славная» политическая забастовка ... Победившая забастовка была «славная».); 13, 333 (меньшого брата); 14, 238 (родить конституцию посредством убиения революции); 16, 41 (сводите в своих писаниях конституцию к севрюжине с хреном), 239 (Иван Непомнящий); 17, 53 (не столько конституции, сколько севрюжины с хреном), 153 (Иван Непомнящий); 18, 222 (и конституция и севрюжина с хреном, и реализм и солипсизм), 314 (С одной стороны, нельзя не сознаться; с другой стороны, надо признаться.); 20, 182 (Дану, Мартову и К° пришлось заметать следы и дальше, «с одной стороны», солидаризируясь с тремя упомянутыми ренегатами, а «с другой стороны» - легонечко от них «отмежевываясь»), 189 (Иваны Непомнящие), 280 (тришкин кафтан буржуазного попечения о "меньшом брате"), 281 («нетерпимости» меньшого брата); 21, 75 (Как это не тошнит людей от этого - употребляю щедринское выражение - языкоблудия?), 256 (рыцари либерального российского языкоблудия,); 22, 208 (Подхалимская болтовня о «конституции» (или севрюжине с хреном à la Родзянко) в черной Думе), 338 (как Иваны Непомнящие); 24, 23 (кто не хочет быть Иваном Непомнящим), 41 (Он как будто выжидал и присматривался: с одной стороны, нет иной партии кроме старой; с другой стороны, неровен час, «они» ее немножечко похоронят...), 224 (становиться Иваном Непомнящим); 25, 133 (как Иван Непомнящий), 308 (непомнящие родства); 

31, 366 (с одной стороны, нельзя не сознаться, а с другой стороны, надо признаться...); 36, 286 (разыскивая всяческие «с одной стороны» и «с другой стороны»), 287 (с одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться); 37, 318 (с одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться), 335 (С одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться.); 42, 286 («И то, и другое», «с одной стороны, с другой стороны» - вот теоретическая позиция Бухарина. Это и есть эклектицизм. ), 291 («с одной стороны... с другой стороны»), 292 («с одной стороны, с другой стороны»); 45, 5 (как будто мы все стали Иванами Непомнящими).

За рубежом1, 147 (уши выше лба не растут), 359 (не может быть иных «залогов будущего»), 362 (все для народа, за его счет [из статьи, которую цитирует Ленин]), 366 (гражданские заповеди), 407 (утробные процессы); 2, 544 (европейские идеалы); 4, 83 (Но, - возражает Струве (это очень характерное «но»!)), 417 (урвать казенного пирога), 420-421 (право на самые жирные (а при нужде и нежирные) куски казенного пирога), 422 (урвать более или менее жирные кусочки казенного пирога); 5, 337 (образчик самого «жизнерадостного» русского дворянчика, всегда готового урвать кусочек казенного пирога); 6, 132 («я вовсе не отношусь враждебно к интеллигенции, но»... (это то самое но, которое Щедрин переводил словами: выше лба уши не растут!)); 8, 199 (Но (знаменитое щедринское «но»!)); 9, 247 (благоглупости); 

12, 52 (хотя слюнки и текут у них при виде пышного, украшенного новыми сахарными завитушками думского пирога), 261 (Францией эпохи "республики без республиканцев"), 262 (коренные устои), 312 (поделиться доброй половиной власти с кадетской Думой, которая усядется за пирог и примет резолюцию сожаления по поводу «безумства» вооруженного восстания); 13, 167 (к отстранению кадетов "от пирога"); 14, 237 (Щедрин классически высмеял когда-то Францию, расстрелявшую коммунаров, Францию пресмыкающихся перед русскими тиранами банкиров, как республику без республиканцев. Пора родиться новому Щедрину, чтобы высмеять Васильева и меньшевиков, защищающих революцию посредством лозунга «отсутствие» революционеров, «отсутствие» революции.), 278-279 (Но... Щедрин давно уже переводит на общепонятный язык это либеральное российское «но» - не растут уши выше лба, не растут!); 15, 118 (Не растут уши выше лба, не растут!); 16, 141 (ухватить добрый кусок казённого пирога), 142 (Обе родственные между собою социальные группы стремятся отхватить себе кусок пирога побольше и пожирнее, - и отсюда неизбежное расхождение их в вопросах местного самоуправления и центральной организации государственной власти.), 254 (основной источник всех благоглупостей), 404 (А для сохранения своего господства им не с кем соединиться, как с «чумазым», с Разуваевым и Колупаевым против крестьянской массы.); 17, 11 (но - знаменательное "но"!), 223 (урвать кус), 285 (замечательное "но"); 19, 95 (почему это редакция «Пролетария» не пожелала «даже» взять в свои руки контроль над партийной школой в богостроительском Царевококшайске? ... Царевококшайск может поместиться в Петербурге и переместиться (по крайней мере большей своей частью) в Петербург, но Петербург не может ни поместиться в Царевококшайске, ни переместиться в Царевококшайск [Царевококшайск как удивительный город упомянут Щедриным в "Господах Молчалиных", а не в "За рубежом"]), 220 (урвать кусок пирога); 

20, 93 (уши выше лба не растут), 138 (худшими представителями русского"колупаевского" капитализма), 346 (благоглупости); 21, 172 (с заменой какого-нибудь Твердоонто каким-нибудь Угрюм-Бурчеевым); 22, 146 (урвать кусок), 213 (Демократы теперь в упоении делят жирные куски общественного пирога); 24, 26 (благоглупостями); 25, 202 (но... (великолепное «но», то самое «но», которое Щедрин переводил фразой: не растут уши выше лба, не растут!)), 283—284 ((это то самое «однако», которое соответствует щедринскому «но» - «не растут уши выше лба, не растут»)), 313 (мальчик без штанов), 314 (мальчик без штанов), 315 (мальчик без штанов); 26, 149 (крохи от этих "кусков пирога"); 31, 286 (стараются учредить республику возможно более монархическую: нечто вроде французской, которую Щедрин называл республикой без республиканцев); 32, 324 (Ну, кого вы, господа, благоглупостями ваших намеков благоудивить думаете?); 33, 47 (по очереди сажать "к пирогу"); 35, 199 (как бы урвать хоть кусок); 37, 400 (у каких-нибудь Колупаевых и Разуваевых), 411 (рядом с Колупаевыми и Разуваемыми).

Забытые слова16, 293 (забытые слова); 26, 98 (забытые слова), 213 (о "забытых словах"); 27, 94 (время забытых слов); 32, 218 ("забытые слова" демократизма [подзаголовок]); 33, 24 (принадлежащее также к числу "забытых слов" марксизма), 45 (к числу "забытых слов" марксизма), 71 (тоже "забытые слова" марксизма).

Завещание моим детям1, 279 (толковать о меньшем брате и сочинять гуманные проекты «улучшения» его положения); 5, 174 (для "меньшего брата"); 6, 285 (для "меньшего брата"); 8, 376 (господа пекущиеся о меньшем брате); 13, 333 (снисходительно поучающую "меньшого брата"); 20, 280 (тришкин кафтан буржуазного попечения о "меньшом брате"), 281 (по случаю "нетерпимости" меньшого брата).

Игрушечного дела людишки12, 291 (игрушечного дела людишки); 19, 62 (игрушечного дела людишки ... игрушечного дела людишек ... «игрушечного дела людишки»), 63 (игрушечного дела людишек), 147 (игрушечного дела людишкам); 23, 298 (горстка игрушечного, славянофильского, дела людишек).

История одного города1, 252 (административные способности отечественного помпадура), 270 (это стоит речей знаменитых российских помпадуров), 300 (всякий помпадур); 5, 307 (да передаваемые кое-когда разговоры досужего репортера с тем или иным помпадуром, преважно излагающим «мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем»), 308 (о котором говорит г. помпадур), 322 (божеские и полицейские предначертания), 330 (наш помпадур не стесняется сделать этот вывод); 6, 268 (из столкновения ... статистиков с помпадурами), 358 (против помпадуров-губернаторов, башибузуков-жандармов и иезуитов-цензоров); 8, 241 (помпадурское ... понимание централизма), 352 (сделал приступ к такому рассмотрению), 353 (помпадурство), 383 (горькие жалобы на «помпадурство»); 9, 81 (Не легко было бы, даже среди русских сановников, даже среди наших Угрюм-Бурчеевых, найти такого государственного младенца, который бы поверил в такое пугало. ), 230 (петербургские Угрюм-Бурчеевы); 

11, 297 (спокойствие и порядок); 13, 294 (не потерплю! сокрушу!); 17, 184 (в том маленьком градоначальстве), 310 (в духе Угрюм-Бурчеева); 21, 172 (с заменой какого-нибудь Твердоонто каким-нибудь Угрюм-Бурчеевым); 25, 108 (помпадур); 45, 31 (Он останется, употребляя щедринское выражение, не столько сражающимся, сколько сражаемым), 410 (в области нэпа мы не столько сражались, сколько были сражаемы); 46, 392 (старчески-озлобленную руготню против советников Ивановых).

Итоги4, 417 (С одной стороны, нельзя не сознаться, что как будто и зазорно, но с другой стороны, надо признаться, что выгодно), 420—421 (право на самые жирные (а при нужде и нежирные) куски казенного пирога), 422 (урвать более или менее жирные кусочки казенного пирога); 5, 337 (образчик самого «жизнерадостного» русского дворянчика, всегда готового урвать кусочек казенного пирога); 12, 52 (хотя слюнки и текут у них при виде пышного, украшенного новыми сахарными завитушками думского пирога), 312 (с кадетской Думой, которая усядется за пирог и примет резолюцию сожаления по поводу «безумства» вооруженного восстания); 13, 167 (к отстранению кадетов «от пирога»); 16, 141 (ухватить добрый кусок казенного пирога), 142 (отхватить себе кусок пирога побольше и пожирнее); 17, 223 (урвать кус); 19, 220 (урвать кусок пирога на Балканах); 22, 146 ("урвать кусок" Турции), 213 (Демократы теперь в упоении делят жирные куски общественного пирога); 26, 149 (возможность получать крохи от этих «кусков пирога» и для небольшого меньшинства мелких буржуа; затем наилучше поставленных служащих, чиновников рабочего движения и т. п.); 33, 47 (по очереди сажать «к пирогу» доходных и почетных местечек побольше эсеров и меньшевиков); 35, 199 (как бы урвать хоть кусок у буржуазии).

Карась-идеалист20, 117 (пока есть у демократии политические караси, будет чем жить и щукам либерализма. Пока есть такая неустойчивость в социализме, такая дряблость в демократии, которая иллюстрируется очень наглядно фигурами à la Потресов, до тех пор искусства «эмпириков» либерализма всегда хватит для уловления этих карасей.); 47, 221 (Ежели дело в «нигилизме» «ершей», в малограмотности и пр. кое-кого, не верящего в то, что он пишет, и т. п., - тогда, значит, не глубок раскол, и даже не раскол.).

Коняга - 1, 403 (пробуждение человека в "коняге"), 420 (Об этой «святой» обязанности говорится забитому и задавленному ею коняге!!), 421 (его забитость, заставляющая его верить в то, что ему навеки суждена «святая обязанность» быть конягой).

Круглый год 1, 273 (невежество ли безмерное, нахальство ли беспримерное?), 405 (ищет идеалов с послеобеденным спокойствием); 4, 408 (язвы современного строя), 417 (урвать казенного пирога), 420-421 (право на самые жирные (а при нужде и нежирные) куски казенного пирога), 422 (урвать более или менее жирные кусочки казенного пирога); 5, 337 (образчик самого «жизнерадостного» русского дворянчика, всегда готового урвать кусочек казенного пирога); 6, 15 (эзоповским, но для всех «интересующихся» понятным языком), 96 (чего изволите?); 9, 81 ( найти такого государственного младенца); 

12, 9 (эзоповским языком ), 52 (хотя слюнки и текут у них при виде пышного, украшенного новыми сахарными завитушками думского пирога), 100 (Проклятая пора эзоповских речей), 312 (поделиться доброй половиной власти с кадетской Думой, которая усядется за пирог и примет резолюцию сожаления по поводу «безумства» вооруженного восстания); 13, 167 (к отстранению кадетов "от пирога); 16, 96 (говорить эзоповским языком), 141 (с желанием также ухватить добрый кусок казенного пирога), 142 (Обе родственные между собою социальные группы стремятся отхватить себе кусок пирога побольше и пожирнее), 220 (чего изволите?); 17, 223 (Конкуренция капиталистических держав, желающих «урвать кус»); 19, 62 (чего изволите?), 64 (чего изволите), 220 (если не удалось урвать кусок пирога на Балканах); 

21, 410 (Газета «Чего изволите», называемая в просторечии «Новым Временем»); 22, 44 (найти свою дорожку лакея, награждаемого громадными доходами его газеты «Чего изволите?».   «Новое Время» Суворина на много десятилетий закрепило за собой это прозвище «Чего изволите?».), 146 («урвать кусок» Турции), 213 (Демократы теперь в упоении делят жирные куски общественного пирога.); 26, 149 (возможность получать крохи от этих «кусков пирога» и для небольшого меньшинства мелких буржуа); 27, 301 (формулировать необходимые немногочисленные замечания относительно политики с громаднейшей осторожностью, намеками, тем эзоповским - проклятым эзоповским - языком, к которому царизм заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки перо для «легального» произведения.); 33, 47 (по очереди сажать «к пирогу» доходных и почетных местечек побольше эсеров и меньшевиков); 34, 159 (Следует ли считать их государственными младенцами), 308 (государственный младенец); 35, 199 (как бы урвать хоть кусок у буржуазии ... «урвать кусок побольше и удрать»).

Культурные люди1, 270 (являются люди, которым надоело сидеть за зелеными столами, участвовать в любительских спектаклях и есть предводительские пироги с вя-зигой, люди, которые выходят на работу с редким самоотвержением (подумайте-ка: отвергли, ведь, зеленые столы, спектакли и пироги!)), 279 (в промежутке между пирогом с вязигой и зеленым столом, толковать о меньшем брате), 405 (Мнение того общества, которое «ищет идеалов с послеобеденным спокойствием»? ... Наслаждающееся послеобеденным сном общество иногда мычит - наверное, это значит, что оно приготовилось дружно действовать против кулачества.), 406 (с послеобеденным спокойствием), 443 (севрюжиной с хреном); 12, 52 (хотя слюнки и текут у них при виде пышного, украшенного новыми сахарными завитушками думского пирога.), 312 (поделиться доброй половиной власти с кадетской Думой, которая усядется за пирог и примет резолюцию сожаления по поводу «безумства» вооруженного восстания); 13, 167 (к отстранению кадетов «от пирога»); 16, 41 (вы, демократы, сводите в своих писаниях конституцию к севрюжине с хреном); 17, 53 (начиная с помещика, добивавшегося не столько конституции, сколько севрюжины с хреном); 18, 222 (тут чего хочешь, того просишь: и конституция и севрюжина с хреном, и реализм и солипсизм); 22, 208 (Подхалимская болтовня о «конституции» (или севрюжине с хреном à la Родзянко) в черной Думе); 33, 47 (по очереди сажать «к пирогу» доходных и почетных местечек побольше эсеров и меньшевиков).

Либерал1, 268 (Нельзя не вспомнить по этому поводу так метко описанную Щедриным историю эволюции российского либерала. Начинает этот либерал с того, что просит у начальства реформ «по возможности»; продолжает тем, что клянчит «ну, хоть что-нибудь» и кончает вечной и незыблемой позицией «применительно к подлости». ); 5, 51 (после всяких опытов со «сведущими людьми»); 8, 95 («по возможности»); 9, 88 (Пытаться же наперед определить, так сказать, меру допустимой подлости, пытаться заранее установить, какие отступления от демократизма позволительны для демократа, чтобы он имел хоть какое-нибудь право выступать в качестве демократа, - это задача настолько умная, что невольно является подозрение, не помогали ли нашей редакции сочинять ее тов. Мартынов или тов. Дан.), 186 (Это именно значит «заранее определять меру допустимой подлости».), 235 («по возможности»); 14, 199 (Глядишь - мы опять легальны и мирны, тактичны и лояльны, приспособимся и без бланков, приспособимся всегда применительно к подлости!), 230 (Ты испугался, обыватель? - спрашивают читателя каждый день кадетские газеты. - Положись на нас! Мы не будем тебя пугать, мы против насилий, мы покорны правительству, положись только на нас, и мы все для тебя устроим «по возможности»!), 240 (революционеры пали, сраженные в борьбе, и сцена принадлежит либералам, которые пали добровольно, легли ниц перед врагом, чтобы ползком ползти «применительно к подлости»), 260 («по возможности»), 262 («по возможности»); 22, 84 (А Щедрин беспощадно издевался над либералами и навсегда заклеймил их формулой: «применительно к подлости»); 23, 87 («по возможности»); 48, 181 (Я решительно против писания «применительно к подлости» оппортунистов из «Neue Zeit» или из «Kampf'а».).

Мелочи жизни1, 188 (нужно только, чтобы «друзья народа» поподробнее указали «ясные и непреложные» пути «желанной экономической эволюции» - и тогда этих «друзей народа» наверное «призовут» для решения «практических экономических проблем»), 246 («друзья народа»), 259 («друзьям народа»), 261 («друг народа» ... "друзей народа"), 265 («друзья народа»), 269 («друзей народа»), 278 («другу народа» ... «другу народа»); 2, 155 (не помнящие родства... с Адамом), 412 («хозяйственному мужичку»), 503 (хозяйственных мужичков), 524 (превращение хозяйственных мужичков в сельскую буржуазию), 535 («Хозяйственный мужичок»); 3, 69 (Мы видим здесь наглядное опровержение того народнического предрассудка, будто «кулак» и «ростовщик» не имеют ничего общего с «хозяйственным мужиком»), 152 (Как мила должна быть такому «хозяйственному мужичку» «арендная теория» г-на Карышева), 270 (М. Е. Салтыков в «Мелочах жизни» пишет о «Хозяйственном мужичке»... «Мужичку все нужно; но главнее всего нужна... способность изнуряться, не жалеть личного труда... Хозяйственный мужичок просто-напросто мрет на ней» (на работе). «И жена и взрослые дети, все мучатся хуже каторги».); 4, 55 (близость сельских ростовщиков-«мироедов» и пр. к «хозяйственным мужикам»), 417 (наше высшее сословие в совершенстве обладает чутьем насчет того, где бы можно урвать казенного пирога), 420- 421 (право на самые жирные (а при нужде и нежирные) куски казенного пирога), 422 (стремление урвать более или менее жирные кусочки казенного пирог); 5, 7 (не помнящие родства), 192 (хозяйственный мужичок), 325 (цепкие «хозяйственные мужички»), 337 (образчик самого «жизнерадостного» русского дворянчика, всегда готового урвать кусочек казенного пирога); 6, 308 («читателя-друга»), 379 (писатель пусть пописывает, читатель - почитывает); 7, 228 (не помнящие родства); 9, 195 (взаимное влечение культурнической (демократической) интеллигенции к хозяйственному мужичку и обратно), 196 (хозяйственных мужичков), 252 (всех непомнящих родства интеллигентиков), 357 (антагонизм сельского пролетариата и «хозяйственных мужичков»); 

11, 90 (торжествовала всего более непоследовательная и своекорыстная буржуазия, которая и «приобретала капитал» монархической защиты от народа и «соблюдала невинность» либерализма); 12, 50 (в то же время он приобретает вместе с невинностью и капиталец), 52 (хотя слюнки и текут у них при виде пышного, украшенного новыми сахарными завитушками думского пирога), 102 (писатель пописывает, читатель почитывает), 276 (товарищей из России, желающих не только «почитывать» дневники «пописывающего» писателя, но и действовать как-нибудь определенно среди рабочей массы), 312 (усядется за пирог и примет резолюцию сожаления); 13, 167 (к отстранению кадетов «от пирога»), 401 («уходящая вдаль перспектива»), 402 (хозяйственного мужичка), 404 (для защиты хозяйственных мужичков); 14, 287 (заявление «хозяйственных мужичков» в Думе); 16, 141 (хватить добрый кусок казенного пирога), 142 (Обе родственные между собою социальные группы стремятся отхватить себе кусок пирога побольше и пожирнее), 201 (благородных и чумазых лендлордов), 239 (Иван Непомнящий), 403 (преимущественно благородных, а частью также чумазых лендлордов), 404 (с «чумазым»); 17, 153 (как Иван Непомнящий), 212(«хозяйственного мужичка») , 223(«урвать кус») ; 19, 220 (урвать кусок пирога), 296 (с голосовцами-имяреками); 

20, 125 (Плеханова и имярека), 189 (Иваны Непомнящие (и в особенности Иваны, не любящие вспоминать про былую оформленность)) ; 22, 146 («урвать кусок»), 213 (демократы теперь в упоении делят жирные куски общественного пирога.), 338 (как Иваны Непомнящие); 24, 23 (кто не хочет быть Иваном Непомнящим), 224 (становиться Иваном Непомнящим); 25, 125 («нефракционного» имярека), 133 (как Иван Непомнящий), 308 («непомнящие родства» критики нашей программы); 26, 149 (возможность получать крохи от этих «кусков пирога»), 199 (Писатели «Нашего Слова» будут пописывать, читатели «Нашего Слова» будут почитывать.); 33, 47 (чтобы по очереди сажать «к пирогу» доходных и почетных местечек побольше эсеров и меньшевиков); 35, 199 (урвать хоть кусок у буржуазии); 36, 264(организуемся и подтянемся, или некий маленький чумазый, число ему миллион, нас скинет) ; 44, 132(поручить его имярекам) ; 45, 5 (как будто мы все стали Иванами Непомнящими); 46, 271(писатель пописывает, а читатель (интеллигент) почитывает) , 272 (Щедринская формула (писатель пописывает) еще далеко, далеко чересчур оптимистично смотрит на «читателя»!!); 47, 74 (писатель будет пописывать, а читатель почитывать); 48, 113 (Газета ведь не такая вещь, что читатель почитывает - писатель пописывает.) .

Невинные рассказы. Деревенская тишь2, 544 (всякие самобытные благоглупости); 9, 247 (обычные комитетские (иерархические) благоглупости); 16, 254 (основной источник всех благоглупостей); 19, 95 (отзовистско-богостроительские благоглупости); 20, 135 (кадетам благоугодно), 346 (благоглупости парижских примиренцев); 24, 26 (кого этими благоглупостями и этим лицемерием обмануть думают?); 32, 324 (у, кого вы, господа, благоглупостями ваших намеков благоудивить думаете?); 41, 195 (если прокурорам благоугодно будет возбуждать преследования на основании резолюций съездов Коммунистического Интернационала и т. д.).

Не[д]оконченные беседы1, 273 (невежество ли безмерное, нахальство ли беспримерное?), 366 (народнические невинные пожелания становятся «либеральным паспортом» для вместителей утробных процессов, пенкоснимателей и т. д.); 2, 155 (не помнящие родства... с Адамом); 4, 408 (язвы современного строя); 5, 7 (люди, до такой степени не помнящие родства); 6, 15 (эзоповским, но для всех «интересующихся» понятным языком); 7, 228 (не помнящие родства с народниками); 9, 85 (заведомые пенкосниматели), 252 (непомнящих родства интеллигентиков), 339 (Господа демократические пенкосниматели); 

12, 9 (писавшую эзоповским языком ), 100 (Проклятая пора эзоповских речей); 16, 96 (говорить эзоповским языком), 239 (Иван Непомнящий); 17, 153 (Иван Непомнящий); 20, 189 (Иваны Непомнящие (и в особенности Иваны, не любящие вспоминать про былую оформленность)); 22, 338 (Иваны Непомнящие); 24, 23 (кто не хочет быть Иваном Непомнящим), 224 (становиться Иваном Непомнящим); 25, 133 (как Иван Непомнящий), 308 («непомнящие родства»); 27, 301 (тем эзоповским - проклятым эзоповским - языком, к которому царизм заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки перо для «легального» произведения.); 45, 5 (как будто мы все стали Иванами Непомнящими).

Недреманное око1, 188 (Он, г. Михайловский, знает гораздо более простые и верные пути к осуществлению социализма, чем этот: нужно только, чтобы «друзья народа» поподробнее указали «ясные и непреложные» пути «желанной экономической эволюции» - и тогда этих «друзей народа» наверное «призовут» для решения «практических экономических проблем»), 246 (вообразив, видимо, что его уже «призвали» «решать практические экономические проблемы»), 265 (Все зависит, значит, от того, кого «призовут» - друзей ли парода или представителей интересов помещиков и капиталистов. ), 278 (он ["друг народа"] впадет совсем в неистовство, станет кричать о всемогуществе нашего правительства, о том, что оно только по роковому недоразумению и несчастной случайности «призывает» всё представителей интересов капитализма, а не «друзей народа», что оно искусственно насаждает капитализм...).

Пестрые письма1, 279 (в промежутке между пирогом с вязигой и зеленым столом, толковать о меньшем брате); 2, 155 (не помнящие родства... с Адамом); 4, 417 (урвать казенного пирога), 420-421 (право на самые жирные (а при нужде и нежирные) куски казенного пирога), 422 (стремление урвать более или менее жирные кусочки казенного пирога); 5, 7 (до такой степени не помнящие родства), 174 (для «меньшего брата»), 337 (урвать кусочек казенного пирога); 6, 285 (для «меньшего брата»), 379 (писатель пусть пописывает, читатель - почитывает); 7, 228 (социалисты-революционеры, не помнящие родства с народниками); 8, 376 (пекущиеся о меньшем брате); 9, 252 (девятое января еще раз изобличило всех непомнящих родства интеллигентиков); 

12, 52 (хотя слюнки и текут у них при виде пышного, украшенного новыми сахарными завитушками думского пирога), 102 (писатель пописывает, читатель почитывает), 276 (желающих не только «почитывать» дневники «пописывающего» писателя, но и действовать как-нибудь определенно среди рабочей массы), 289 (политиканство кадетов), 312 (с кадетской Думой, которая усядется за пирог и примет резолюцию сожаления по поводу «безумства» вооруженного восстания); 13, 167 (к отстранению кадетов «от пирога»), 333 (снисходительно поучающую «меньшого брата»); 14, 238 (оставить шайку интеллигентских языкоблудов и заменить социалистическую политику либеральным языкоблудием); 16, 141 (добрый кусок казенного пирога), 142 (отхватить себе кусок пирога побольше и пожирнее), 239 (Иван Непомнящий); 17, 153 (Иван Непомнящий), 223 («урвать кус»); 19, 220 (урвать кусок пирога на Балканах); 

20, 189 (Иваны Непомнящие (и в особенности Иваны, не любящие вспоминать про былую оформленность)), 280 (тришкин кафтан буржуазного попечения о «меньшом брате»), 281 (у «меньшого брата»); 21, 75 (Как это не тошнит людей от этого - употребляю щедринское выражение - языкоблудия?), 256 (рыцари либерального российского языкоблудия); 22, 146 («урвать кусок»), 213 (жирные куски общественного пирога), 338 (Иваны Непомнящие); 24, 23 (кто не хочет быть Иваном Непомнящим), 224 (значит опять-таки становиться Иваном Непомнящим); 25, 133 (как Иван Непомнящий), 308 («непомнящие родства»); 26, 149 (возможность получать крохи от этих «кусков пирога»), 199 (Писатели «Нашего Слова» будут пописывать, читатели «Нашего Слова» будут почитывать.); 33, 47 (по очереди сажать «к пирогу» доходных и почетных местечек побольше эсеров и меньшевиков); 35, 199 (как бы урвать хоть кусок у буржуазии); 45, 5 (как будто мы все стали Иванами Непомнящими); 46, 271 (писатель пописывает, а читатель (интеллигент) почитывает), 272 (Щедринская формула (писатель пописывает) еще далеко, далеко чересчур оптимистично смотрит на «читателя»!!); 47, 74 (писатель будет пописывать, а читатель почитывать); 48, 113 (газета ведь не такая вещь, что читатель почитывает - писатель пописывает.).

Письма к тетеньке2, 155 (не помнящие родства); 4, 417 (урвать казенного пирога), 420—421 (право на самые жирные (а при нужде и нежирные) куски казенного пирога, т. е. народных денег), 422 (урвать более или менее жирные кусочки казенного пирога); 5, 7 (до такой степени не помнящие родства), 94 (со своими мелкими, второстепенными вопросами - «лужением тазов»), 337 (образчик самого «жизнерадостного» русского дворянчика, всегда готового урвать кусочек казенного пирога); 7, 228 (не помнящие родства с народниками); 9, 252 (не помнящих родства интеллигентиков); 11, 90 (торжествовала всего более непоследовательная и своекорыстная буржуазия, которая и «приобретала капитал» монархической защиты от народа и «соблюдала невинность» либерализма); 12, 50 (Он [Витте] сохраняет невинность либерализма, усиленно предлагает министерские портфели вожакам партии кадетов ... А в то же время он приобретает вместе с невинностью и капиталец, ибо он остается главой царского правительства ...), 52 (хотя слюнки и текут у них при виде пышного, украшенного новыми сахарными завитушками думского пирога), 263 (местные учреждения занимаются безвредным для буржуазного государства «лужением умывальников»), 312 (с кадетской Думой, которая усядется за пирог и примет резолюцию сожаления по поводу «безумства» вооруженного восстания), 329 (кадетская Дума была бы осуждена на то, чтобы заниматься вопросами о лужении умывальников); 13, 13 (лишь в вопросе о лужении умывальников самостоятельны,), 167 (к отстранению кадетов «от пирога»); 16, 141 (ухватить добрый кусок казенного пирога), 142 (отхватить себе кусок пирога побольше и пожирнее), 239 (как Иван Непомнящий), 404 (им не с кем соединиться, как с «чумазым»); 17, 153 (как Иван Непомнящий), 223 («урвать кус»); 19, 220 (если не удалось урвать кусок пирога на Балканах), 281 (в журнале «Наши Помои»); 

20, 138 (худшими представителями русского «колупаевского» капитализма), 189 (Иваны Непомнящие (и в особенности Иваны, не любящие вспоминать про былую оформленность)); 21, 226 (горстку «реформ», которые, во-первых, ограничатся умывальниками, а во-вторых, застрянут в Государственном совете); 22, 146 («урвать кусок» Турции), 213 (Демократы теперь в упоении делят жирные куски общественного пирога), 338 (Иваны Непомнящие); 24, 23 (кто не хочет быть Иваном Непомнящим), 224 (Иваном Непомнящим); 25, 133 (как Иван Непомнящий), 308 («непомнящие родства» критики нашей программы); 26, 149 (получать крохи от этих «кусков пирога»); 33, 47 (по очереди сажать «к пирогу» доходных и почетных местечек побольше эсеров и меньшевиков); 35, 199 (урвать хоть кусок у буржуазии); 37, 400 (должны работать у вас нисколько не хуже, чем они работали у каких-нибудь Колупаевых и Разуваевых), 411 (рядом с Колупаевыми и Разуваевыми); 45, 5 (как будто мы все стали Иванами Непомнящими); 48, 294 ( ликвидаторов мало клеймят за грязь и помои. Так и звать их ежедневно: помойная газета, помойные литераторы. Их дело - помои. Наше дело - работа. ... За работу и долой помойных литераторов!).

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил5, 89 (Какую пользу извлекут из кусочков земли хотя бы и по три тысячи десятин все их владельцы-генералы, если не найдется «мужика», вынужденного на этих генералов работать?).

Помпадуры и помпадурши1, 252 (административные способности отечественного помпадура), 270 (это стоит речей знаменитых российских помпадуров), 300 (всякий помпадур), 366 (так в литературе народнические невинные пожелания становятся «либеральным паспортом» для вместителей утробных процессов, пенкоснимателей  и т. д.); 5, 307 (разговоры досужего репортера с тем или иным помпадуром), 308 (г. помпадур), 330 (наш помпадур не стесняется); 6, 268 (с помпадурами), 358 (против помпадуров-губернаторов); 8, 241 (неправильное, бюрократическое, формалистическое, помпадурское, не социал-демократическое понимание централизма), 353 (помпадурство), 383 (горькие жалобы на «помпадурство»); 9, 85 (заведомые пенкосниматели), 339 (Господа демократические пенкосниматели); 13, 294 (Это - настоящий манифест реакционного самодержавия к народу: не потерплю! сокрушу!); 25, 108 (К редакторам наш мещанский Нарцисс питает презрение такое же, как помпадур полицейский в некоем государстве к третьему элементу ).

Похороны1, 273 (невежество ли безмерное, нахальство ли беспримерное?); 2, 254 (Сисмонди дал даже целых два ответа: первый - «я не знаю»; второй - «с одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться»); 4, 408 (язвы современного строя), 417 (С одной стороны, нельзя не сознаться, что как будто и зазорно, но с другой стороны, надо признаться, что выгодно.); 5, 191 ( «с одной стороны» и «с другой стороны»); 6, 15 (эзоповским, но для всех «интересующихся» понятным языком), 96 («чего изволите?»); 7, 216 (Теперь уже нельзя не сознаться, что можно оставаться в рядах социал-демократической партии с программной «кооперацией и социализацией»; только догматики и ортодоксы могут не видеть этого. Но, с другой стороны, надо признаться, что Давид, в отличие от благородных соц.-рев., делает некоторые уступки бернштейнианству. ) ; 

12, 9 (эзоповским языком ), 100 (Проклятая пора эзоповских речей...); 16, 96 (говорить эзоповским языком), 220 (из какого-то итальянского Пошехонья); 18, 314 (С одной стороны, нельзя не сознаться; с другой стороны, надо признаться.); 19, 62 («чего изволите?»), 64 («чего изволите»); 20, 182 (Дану, Мартову и К° пришлось заметать следы и дальше, «с одной стороны», солидаризируясь с тремя упомянутыми ренегатами, а «с другой стороны» - легонечко от них «отмежевываясь»); 21, 410 (Газета «Чего изволите», называемая в просторечии «Новым Временем»...); 22, 44 («Новое Время» Суворина на много десятилетий закрепило за собой это прозвище «Чего изволите?»); 24, 41 (Он как будто выжидал и присматривался: с одной стороны, нет иной партии кроме старой; с другой стороны, неровен час, «они» ее немножечко похоронят...); 27, 301 (тем эзоповским - проклятым эзоповским - языком, к которому царизм заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки перо для «легального» произведения); 

31, 366 (с одной стороны, нельзя не сознаться, а с другой стороны, надо признаться...); 36, 286 (разыскивая всяческие «с одной стороны» и «с другой стороны»), 287 («с одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться»); 37, 318 (Каутский отделывается, как всегда, знаменитым: с одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться.), 335 (Вандервельде, как и Каутский, великий мастер по части замены диалектики эклектицизмом. С одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться. ); 42, 286 («И то, и другое», «с одной стороны, с другой стороны» - вот теоретическая позиция Бухарина), 291 («с одной стороны... с другой стороны»), 292 («с одной стороны, с другой стороны»).

Пошехонская старина8, 95 (оценивать происшествия какого-нибудь русского или заграничного Пошехонья с точки зрения интересов всей партии); 12, 263 (городская дума какого-нибудь французского Пошехонья); 37, 518 (из какого-то итальянского Пошехонья); 38, 37 (В самых глухих углах, в каком-нибудь итальянском Пошехонье, собираются батраки и рабочие и заявляют: «Мы приветствуем германских спартакистов и русских советистов и требуем, чтобы их программа стала программой рабочих всего мира».); 46, 139 (вместо приучения людей (их надо годами приучать к этому, если мы хотим образовать заслуживающую этого названия политическую партию) к ведению общерусского дела, - вместо этого поощрять опять кустарническую работу, местную узость и развитие вместо общерусской - какой-нибудь пошехонской социал-демократии, - это будет не чем иным, как пошехонством, это не может быть ничем иным. ), 355 (только благодушные пошехонцы могут еще не видеть этого); 48, 238-239 (Автор абсолютно не понял положения дел в России и дал себя увлечь... как бы это помягче выразиться?... «амикошонству», что ли, с пошехонскими меньшевиками.).

Пошехонские рассказы1, 147 (но (это замечательное «но»! Это даже не «но», а то знаменитое «mais», которое в переводе на русский язык значит: «уши выше лба не растут») ), 279 ((толковать о меньшем брате)), 447 (на долю потомков лейбкампанцев [Ленин цитирует Струве, который, в свою очередь, упоминает лейбкампанцев]); 4, 83 (Но, - возражает Струве (это очень характерное «но»!)), 417 (урвать казенного пирога), 420— 421 (право на самые жирные (а при нужде и нежирные) куски казенного пирога), 422 (стремление урвать более или менее жирные кусочки казенного пирога); 5, 174 (для «меньшего брата»), 337 (всегда готового урвать кусочек казенного пирога); 6, 132 («...но»... (это то самое но, которое Щедрин переводил словами: выше лба уши не растут!)), 285 (специально приспособлено для «меньшего брата»); 8, 95 (происшествия какого-нибудь русского или заграничного Пошехонья), 199 («Но (знаменитое щедринское «но»!)), 376 (Пролетариат не боится организации и дисциплины, господа пекущиеся о меньшем брате! ); 12, 52 (хотя слюнки и текут у них при виде пышного, украшенного новыми сахарными завитушками думского пирога), 263 (безвредным для буржуазного государства «лужением умывальников»), 312 (усядется за пирог и примет резолюцию сожаления по поводу «безумства» вооруженного восстания); 13, 167 (к отстранению кадетов «от пирога»), 333 (снисходительно поучающую «меньшого брата»); 14, 278—279 (Но... Щедрин давно уже переводит на общепонятный язык это либеральное российское «но» - не растут уши выше лба, не растут! ); 15, 118 (Не растут уши выше лба, не растут!); 16, 141 (ухватить добрый кусок казенного пирога), 142 (Обе родственные между собою социальные группы стремятся отхватить себе кусок пирога побольше и пожирнее); 17, 11 (но - знаменательное «но»!), 223 («урвать кус»), 285 (замечательное «но»); 19, 220 (урвать кусок пирога на Балканах); 

20, 93 (о том, что уши выше лба не расту), 280 (тришкин кафтан буржуазного попечения о «меньшом брате»), 281 (Буржуазия в Англии и во Франции в свое время, в половине XVII века или в конце XVIII, не вздыхала по случаю «нетерпимости» меньшого брата, не строила кислых гримас по поводу «слишком пламенных ораторов» из числа этого меньшого брата...); 22, 146 («урвать кусок»), 213 (в упоении делят жирные куски общественного пирога); 25, 202 (но... (великолепное «но», то самое «но», которое Щедрин переводил фразой: не растут уши выше лба, не растут!)), 283—284 ("однако" (это то самое «однако», которое соответствует щедринскому «но» - «не растут уши выше лба, не растут»)); 26, 149 (возможность получать крохи от этих «кусков пирога» и для небольшого меньшинства мелких буржуа); 33, 47 (по очереди сажать «к пирогу» доходных и почетных местечек побольше эсеров и меньшевиков); 35, 199 (урвать хоть кусок у буржуазии); 36, 85 (кто-нибудь из мягкотелых интеллигентов); 37, 518 (из какого-то итальянского Пошехонья); 38, 37 (в каком-нибудь итальянском Пошехонье); 46, 139 (развитие вместо общерусской - какой-нибудь пошехонской социал-демократии), 355 (благодушные пошехонцы); 48, 238—239 (Автор абсолютно не понял положения дел в России и дал себя увлечь... как бы это помягче выразиться?.. «амикошонству», что ли, с пошехонскими меньшевиками.).

Премудрый пескарь13, 294 (Кадеты и трудовики, как щедринские премудрые пискари, прячутся под лопухи закона); 14, 199 (О, премудрые пескари пресловутой прогрессивной «интеллигенции»!), 377 (А Маркс не проникся премудростью пескарей, боящихся обсуждать технику высших форм революционной борьбы.); 17, 165 (Будем учить народ приспособляться к монархии, авось не «обратят они внимания» на нашу областную деятельность и «даруют нам жизнь», как щедринскому пескарю.); 22, 78 (Цюрихское кантональное правительство требовало от городской управы запрещения пикетов вообще, а четверо премудрых пескарей, то бишь цюрихских социал-демократов, внесло «компромиссное» предложение запретить пикеты только в окрестностях двух механических мастерских, в которых были прекращены работы.).

Признаки времени1, 279 (толковать о меньшем брате); 4, 417 (С одной стороны, нельзя не сознаться, что как будто и зазорно, но с другой стороны, надо признаться, что выгодно.), 420—421 (право на самые жирные (а при нужде и нежирные) куски казенного пирога), 422 (урвать более или менее жирные кусочки казенного пирога); 5, 174 (для «меньшего брата»), 337 (образчик самого «жизнерадостного» русского дворянчика, всегда готового урвать кусочек казенного пирога); 6, 285 (специально приспособлено для «меньшего брата»); 8, 270 (либо в зубы, либо ручку пожалуйте! [У Щедрина: либо в рыло, либо ручку пожалуйте! ]), 271 (либо в зубы, либо ручку пожалуйте), 365 (либо в зубы, либо ручку пожалуйте), 376 (Пролетариат не боится организации и дисциплины, господа пекущиеся о меньшем брате!); 12, 52 (хотя слюнки и текут у них при виде пышного, украшенного новыми сахарными завитушками думского пирога), 312 (с кадетской Думой, которая усядется за пирог и примет резолюцию сожаления по поводу «безумства» вооруженного восстания); 13, 167 (к отстранению кадетов «от пирога»), 333 (снисходительно поучающую «меньшого брата»); 16, 141 (ухватить добрый кусок казенного пирога), 142 (стремятся отхватить себе кусок пирога побольше и пожирнее); 17, 223 (желающих «урвать кус»); 19, 220 (урвать кусок пирога на Балканах), 302 («либо в зубы, либо ручку пожалуйте».  Пять лет вы просили «ручку», теперь даете на 32-х страницах двойного формата «в зубы», а на 32-ой странице «выражаете готовность»: согласны и опять меньшевиком признать, и «ручку» попросить.); 

20, 280 (тришкин кафтан буржуазного попечения о «меньшом брате»), 281 (Буржуазия в Англии и во Франции в свое время, в половине XVII века или в конце XVIII, не вздыхала по случаю «нетерпимости» меньшого брата, не строила кислых гримас по поводу «слишком пламенных ораторов» из числа этого меньшого брата...); 22, 146 («урвать кусок»), 213 (Демократы теперь в упоении делят жирные куски общественного пирога.); 26, 149 (возможность получать крохи от этих «кусков пирога» и для небольшого меньшинства мелких буржуа); 33, 47 (по очереди сажать «к пирогу» доходных и почетных местечек побольше эсеров и меньшевиков); 35, 199 (урвать хоть кусок у буржуазии).

Современная идиллия1, 252 (административные способности отечественного помпадура), 270 (это стоит речей знаменитых российских помпадуров), 300 (всякий помпадур ); 2, 254 (с одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться»); 4, 267 (не якшаются с Балалайкиными буржуазного либерализма), 417 (урвать казенного пирога); 5, 191 (есть дифференциация, есть и нивелировка, для объективного исследователя это процессы равной важности (как для щедринского объективного историка было все равно - Изяслав Ярослава побил или Ярослав Изяслава) ), 307 (разговоры досужего репортера с тем или иным помпадуром 1), 308 (г. помпадур), 330 (А раз собственник - хозяин, то он должен быть хозяином и врачебного, и статистического, и образовательного «дела»: наш помпадур не стесняется сделать этот вывод, заключающий в себе прямое признание политического главенства имущих классов.); 6, 268 (с помпадурами), 358 (против помпадуров-губернаторов); 7, 216 (Теперь уже нельзя не сознаться, что можно оставаться в рядах социал-демократической партии с программной «кооперацией и социализацией»; только догматики и ортодоксы могут не видеть этого. Но, с другой стороны, надо признаться, что Давид, в отличие от благородных соц.-рев., делает некоторые уступки бернштейнианству. ); 8, 241 (неправильное, бюрократическое, формалистическое, помпадурское, не социал-демократическое понимание централизма), 353 (помпадурство), 383 (горькие жалобы на «помпадурство»); 9, 93 (Вот они, новые тактические задачи, новые тактические взгляды новой «Искры», о которых с такой помпой возвестили всему миру через редакционного Балалайкина. В одном отношении этот Балалайкин сказал, однако, нечаянно правду: между старой и новой «Искрой» действительно лежит пропасть.); 

11, 227—229

(Итак, ученый историк буржуазии не боится восстаний народа. Он боится победы народа. Он не боится того, чтобы реакция, бюрократия, ненавистная ему бюрократия, была проучена слегка народом. Он боится свержения реакционной власти народом. Он ненавидит самодержавие и всей душой желает свержения его, но погибели для России он ждет не от сохранения самодержавия, не от отравления народного организма медленным гниением неумерщвленного паразита монархической власти, а от полной победы народа.

Он знает, этот муж алтынной науки, что время революции есть время предметных уроков для народа, и вот он не хочет предметных уроков по части уничтожения реакции, пугая нас предметными уроками по части уничтожения революции. Он пуще огня боится того пути, когда революция хоть на небольшое время одерживала полную победу, и он жаждет всей душой такого исхода, вроде немецкого, когда реакция на долгие и долгие периоды одерживала полнейшую победу.

Он не приветствует революции в России, а лишь старается смягчить вину ее. Он желает не победоносной революции, а неудавшейся революции. Он считает реакцию явлением законным и правомерным, естественным и прочным, надежным и благоразумным. Он считает революцию явлением незаконным, фантастическим, неправомерным, которое может быть в лучшем случае оправдано до известной степени неустойчивостью, «слабостью», «несостоятельностью» самодержавного правительства. Он смотрит на революцию, этот «объективный» историк, не как на законнейшее право народа, а лишь как на греховный ж опасный прием исправления крайностей реакции. Для него революция, победившая вполне, есть «анархия», а реакция, победившая вполне, не есть анархия, а только небольшое преувеличение известных необходимых функций государства. Он не знает другой «власти», кроме монархической, другого «порядка» и другой «общественной организации», кроме буржуазных. Из тех европейских сил, которым революция в России «откроет провиденциальную миссию», он знает только «немецкого вахмистра», но не знает и знать не хочет немецкого социал-демократического рабочего. Ему противна больше всего «гордыня» тех, кто «собирается обгонять западную буржуазию» (г. профессор пишет слово буржуазия в иронических кавычках: нашли, дескать, такой нелепый термин в применении к европейской, - ев-ро-пей-ской, - культуре!). Он благодушно закрывает глаза, этот «объективный историк», на то, что именно благодаря застарелой самодержавной мерзости в России Европа вот уже десятки и десятки лет стоит на месте или пятится назад в политическом отношении. Он боится предметных уроков «собравшегося с новыми силами урядника» и поэтому - о, вождь народа! о, политический деятель! - он пуще всего предостерегает от решительного разгрома всех «сил» современного урядника, Какая презренная холопская фигура! Какое гнусное предательство революции под соусом якобы ученого и якобы объективного рассмотрения вопроса! Копните русского и найдете татарина, говорил Наполеон. Копните либерального российского буржуа, скажем мы, и найдете одетого в новенький мундир урядника, которому оставляют 9/10 его старой силы по тому глубокомысленному «ученому» и «объективному» соображению, что иначе он захочет, пожалуй, «собраться с новыми силами»! У всякого идеолога буржуазии - насквозь торгашеская душонка; он думает не об уничтожении сил реакции и «урядника», а о том, чтобы подкупить, подмаслить, умягчить этого урядника посредством возможно более быстрой сделки с ним.), 

300 (разве может быть что-либо более «настоящее» для земского Балалайкина?); 14, 196 (Люди реакции - не чета либеральным Балалайкиным); 15, 163 (Балалайкины российского либерализма); 16, 26 (месяцы «конституционного» удушья и балалайкинско-молчалинского преуспеяния); 17, 209 (Послушать кадетских балалайкиных из «Речи» - сочувствие их Толстому самое полное и самое горячее); 18, 314 (С одной стороны, нельзя не сознаться; с другой стороны, надо признаться.); 20, 182 (Дану, Мартову и К° пришлось заметать следы и дальше, «с одной стороны», солидаризируясь с тремя упомянутыми ренегатами, а «с другой стороны» - легонечко от них «отмежевываясь»); 22, 243 (вот что говорит и должен говорить всякий умный крепостник-помещик думским Балалайкиным); 24, 41 (Он как будто выжидал и присматривался: с одной стороны, нет иной партии кроме старой; с другой стороны, неровен час, «они» ее немножечко похоронят...); 25, 108 (помпадур полицейский); 

31, 366 (с одной стороны, нельзя не сознаться, а с другой стороны, надо признаться...); 32, 214 («Дело Народа» тоже, употребляя щедринское выражение, «спапашилось» с «Единством».); 36, 286 («с одной стороны» и «с другой стороны»), 287 («с одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться»); 37, 318 (Каутский отделывается, как всегда, знаменитым: с одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться.), 335 (С одной стороны, нельзя не сознаться, с другой стороны, надо признаться. С одной стороны, под государством можно понимать «совокупность нации» (смотри словарь Литтре, - труд ученый, что и говорить, - стр. 87 у Вандервельде), с другой стороны, под государством можно понимать «правительство» (там же).); 42, 286 (Теоретическая сущность той ошибки, которую здесь делает т. Бухарин, состоит в том, что он диалектическое соотношение между политикой и экономикой (которому учит нас марксизм) подменяет эклектицизмом. «И то, и другое», «с одной стороны, с другой стороны» - вот теоретическая позиция Бухарина.), 291 («с одной стороны... с другой стороны»), 292 (тов. Бухарин дал смешную поправочку: «с одной стороны, с другой стороны».); 48, 394 (Потресов в фельетоне «В тисках своего прошлого (О Плеханове)», напечатанном в «Луче» №№ 119, 121 и 122; 25, 28 и 29 мая 1913 года, продолжал «лить помои» на Плеханова), 395 («красть нельзя»).

Убежище Монрепо1, 279 (толковать о меньшем брате), 359 (не может удовлетвориться «утробными процессами»), 362 (страницей назад вся эта нравственность сводилась к утробным процессам и разврату), 366 ( народнические невинные пожелания становятся «либеральным паспортом» для вместителей утробных процессов, пенкоснимателей и т. д.), 407 (буржуазное общество занято только утробными процессами и послеобеденным сном); 4, 417 (С одной стороны, нельзя не сознаться, что как будто и зазорно, но с другой стороны, надо признаться, что выгодно.), 420— 421 ( право на самые жирные (а при нужде и нежирные) куски казенного пирога), 422 (урвать более или менее жирные кусочки казенного пирога); 5, 174 (для «меньшего брата»), 337 (бразчик самого «жизнерадостного» русского дворянчика, всегда готового урвать кусочек казенного пирога); 6, 285 (специально приспособлено для «меньшего брата»); 8, 376 (Пролетариат не боится организации и дисциплины, господа пекущиеся о меньшем брате! ); 

11, 90 (торжествовала всего более непоследовательная и своекорыстная буржуазия, которая и «приобретала капитал» монархической защиты от народа и «соблюдала невинность» либерализма); 12, 50 (Он [Витте] сохраняет невинность либерализма.... А в то же время он приобретает вместе с невинностью и капиталец, ибо он остается главой царского правительства...), 52 (хотя слюнки и текут у них при виде пышного, украшенного новыми сахарными завитушками думского пирога), 312 (усядется за пирог и примет резолюцию сожаления по поводу «безумства» вооруженного восстания); 13, 167 (подготовка сознания широких народных масс ... к отстранению кадетов «от пирога»), 333 (снисходительно поучающую «меньшого брата»); 16, 141 (с желанием также ухватить добрый кусок казенного пирога), 142 (Обе родственные между собою социальные группы стремятся отхватить себе кусок пирога побольше и пожирнее), 201 (благородных и чумазых лендлордов), 403 (преимущественно благородных, а частью также чумазых лендлордов), 404 (для сохранения своего господства им не с кем соединиться, как с «чумазым», с Разуваевым и Колупаевым против крестьянской массы); 17, 223 («урвать кус»); 19, 220 (урвать кусок пирога); 20, 138 (худшими представителями русского «колупаевского» капитализма), 280 (тришкин кафтан буржуазного попечения о «меньшом брате»), 281 (Буржуазия в Англии и во Франции в свое время, в половине XVII века или в конце XVIII, не вздыхала по случаю «нетерпимости» меньшого брата, не строила кислых гримас по поводу «слишком пламенных ораторов» из числа этого меньшого брата...  Немецкая буржуазия тоже вздыхала, подобно русской, по поводу того, что у «меньшого брата» ораторы «слишком пламенные», - и в истории человечества она явила образец низости, подлости, лакейства, награжденного пинками «юнкерских» сапогов. Различие той и другой буржуазии объясняется, конечно, не «свойствами» разных «рас», а высотой экономического и политического развития, заставлявшего буржуазию бояться «меньшого брата», - заставлявшего буржуазию бессильно колебаться между осуждениями насилий феодализма и осуждением «нетерпимости» рабочих.); 21, 119 («от соприкосновения с действительностью»); 22, 146 («урвать кусок»), 213 (в упоении делят жирные куски общественного пирога); 26, 149 (крохи от этих «кусков пирога»); 33, 47 (по очереди сажать «к пирогу» доходных и почетных местечек побольше эсеров и меньшевиков); 35, 199 (как бы урвать хоть кусок у буржуазии); 36, 264 (какой это богатый материал для людей, которые интересуются построчными или эффектами); 37, 400 (у каких-нибудь Колупаевых и Разуваевых), 411 (рядом с Колупаевыми и Разуваевыми); 55, 236 (Привет из нашего монрепо.), 240 (из моего летнего «монрепо»).

**********************

Ну, вот и всё. На основании этого "вороха" попозже сделаю более компактную и удобочитаемую выжимку. Благо, применительно к третьему изданию Собрания сочинений Ленина эта работа уже проделана с любовью и с блеском - http://old.old.imli.ru/litnasl...


Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Зеленский перешёл границы разумного: Паника американцев теперь стала абсолютно ясна
  • ATRcons
  • Вчера 20:03
  • В топе

Теракт в концертном зале "Крокус Сити Холл" расставил по местам всех игроков на политической арене вокруг России. И это связано с реакцией стран на инцидент, унесший жизни почти 150 чело...

Обсудить
  • Давно не было новых выпусков, утащу в закладки. :thumbsup: :thumbsup:
  • Какой труд, однако! Снимаю почтительно шляпу....
  • Супер!++++
  • сильная работа  :thumbsup:  сильнейшая! это почище "Фауста...", пожалуй, будет)