Выбранные места из диссертации по теологии

14 616

- Любите ли вы читать диссертации по теологии?

- ??

-  Ну и зря, чтение поучительное.

Из разговора.


О сюжетах собственно богословских судить не берусь, да и не уверен, что сие увлекло бы даже Прихожанку, Помидорку и "социолога Задумова". А вот описание той социокультурной ситуации, в которой развернулось творчество святителя Филарета, представляется мне заслуживающим внимания и весьма поучительным.

1.2. Реформы Петра I и их влияние на церковную жизнь и русское богословие

26-летний Пётр I. Портрет кисти Кнеллера был подарен Петром в 1698 английскому королю.


Со времен Петра заявленная цель государя и государства — «беспечалие подданных»108; вместе с нею земные интересы и страсти на законном основании входят в жизнь христиан, способствуя расцерковлению общества109.

************************************

108 «Есть царского сана долженство, еже есть сохраняти, защищати во всяком беспечалии содержати, наставляти же и исправляти подданных своих» (Феофан (Прокопович), архиеп. Правда воли монаршей. С. 27).

109 Спустя полвека (срок вполне достаточный для проникновения идей в жизнь) святитель Тихон Задонский скажет, что «в христианство нынешнее языческое состояние вошло» (Тихон Задонский, свт. Творения. Т. 2. С. 354).

35

На смену «Москве — третьему Риму» является Рим четвертый (Sankts Peters Burg — град святого Петра), апеллирующий более всего к своему языческому первообразу110, однако парадоксальным образом связавший свою судьбу с православием.

************************************

110 Уже одно слово Сенат говорит о многом. «Из двух путей — столицы как сосредоточия святости и столицы, осененной тенью императорского Рима — Петр избрал второй… В этом контексте наименование новой столицы Градом Святого Петра неизбежно ассоциировалось не только с прославлением небесного покровителя Петра Первого, но и с представлением о Петербурге как Новом Риме» (Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции… С. 239).

36

…в допетровскую эпоху границы Церкви и государства все же в основном совпадали на уровне единства церковно-государственного быта; теперь петровские реформы быта разделяют нацию на «общество» и «народ»112. Образованные классы последовательно начинают осваивать поле европейской культуры с ее светским бытом. В результате — пространство Церкви в обществе сжимается, практически, до пространства храма. Более того: если раньше Церковь, «исходя из себя», сакрализовала общественный быт вообще, то теперь светский быт, напротив, «вошел» уже и в пространство храма и в свою очередь десакрализовал его113. 

************************************

113 Свт. Игнатий: «Западное просвещение так сильно нахлынуло в Россию, что оно вторглось в Церковь, нарушило ее восточный православный характер, хотя нарушило его в предметах, нисколько не касающихся сущности христианства» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений: В 8 т. М., 2007. Т. 4. С. 467).

36-37

Указанные процессы наложились на процессы сословного обособления духовенства, также запущенные Петром. Как известно, Петр сперва опирался на малороссийскую иерархию, видя в ней союзника своим просвещенческим планам. Однако в конечном счете далеко не все малороссы оправдали ожидания Петра. Последней каплей, уже при Екатерине II, стало дело свтятителе Арсения (Мацеевича), выступившего против секуляризации церковных земель. С тех пор окончательно решено было сделать ставку на ставленников из великороссов.

37

С проведением синодальных реформ ситуация меняется. Духовенство постепенно — ко второй половине XVIII в. — снизу до верху замкнулось в особое сословие, роль иерархического «лифта» в котором играло духовное образование; а поскольку последнее, как известно, тесно было связано со знанием языков, кандидатами на замещение вакантных иерархических мест становились, как правило, люди, имевшие склонность к филологии, вследствие этого хорошо учившиеся и подчас довольно быстро делавшие карьеру от учителя греческого или латыни до правящего архиерея N-ской епархии. Казалось, что такая система должна была бы ввести духовенство в круг образованного общества, но этому, помимо происхождения, столь важного в сословном обществе, препятствовал все тот же быт, так как духовенство, монашество и простой народ остались в старом, допетровском быту, хранившем в себе черты прежде всего русской церковной, а не светской европейской культуры; и это различие оказалось, в конечном счете, гораздо более значимым, чем латинский язык богословия и наличие образовательного ценза у вращающихся в обществе архиереев, чин которых по петровской табели о рангах соответствовал генеральскому.

37-38

Сословная замкнутость духовного образования определила и еще один важный факт: отсутствие богословских факультетов в русских университетах. Эта особенность российского высшего образования стала, безусловно, одной из существенных причин возникновения своеобразного богословия мирян, или «внеакадемического» богословия, в образованном обществе, с одной стороны, лишенном возможности получить регулярное богословское образование, с другой — не готовом полагаться на выводы представителей духовно-академической науки, то есть, иерархии, отделенной от него резкой сословной гранью.

Отчасти в связи с этим, отчасти же вследствие выше описанной открытости образованного общества Западу и затруднительности для его представителей найти себе место в «простонародной» Церкви вообще115, в последней четверти XVIII века возникает и широко распространяется такое характерное явление как русское масонство. Именно видные масоны И. В. Лопухин и А. Ф. Лабзин были первыми представителями богословия мирян. Немаловажно, что к масонским кругам принадлежали и семьи Аксаковых, Кошелевых, Киреевских, Хомяковых, откуда вышли богословы-миряне 40-х годов. При этом, как отмечают исследователи, русское масонство носило «ярко национальный характер, вообще масонству не свойственный и обнаружившийся вследствие нежелания русских масонов беспрекословно подчиняться иноземной масонской власти»116.

Русские масоны не без презрения смотрели на церковных иерархов, но в таинствах участвовали охотно. Орден вел широкую филантропическую и издательскую деятельность, характерную, прежде всего, своей всеядностью. Типография Лопухина печатала и греческих святых отцов (напр., «Гомилии» святителя Григория Паламы), и сочинения Фенелона, и первые переводы блаженного Августина, и работы тех западных авторов, где русскому читателю предлагался внеконфессиональный мистико-аскетический путь к Богу.

************************************

115 Дополнительным фактором стала и реакция на «вольнодумство» Екатерининской эпохи.

116 Соколовская Т. О. Материалы по истории русского масонства XVIII —XIX вв. М., 2000. С. 133.

38-39

1.3. Школа «научного богословия»

С точки зрения содержания учебных курсов московская Славяно-греко-латинская академия мало чем отличалась от киево-могилянской школы XVII в., однако в результате петровских реформ на смену им обеим приходит школа «научного богословия», основанная преосв. Феофаном Прокоповичем. Известна его характеристика прот. Георгием Флоровским: «Феофан Прокопович был человек жуткий»119, — и действительно, именно таким предстает перед нами преосв. Феофан в последние годы своей жизни, за которою он боролся последовательно и целеустремленно, не брезгуя ничем: ни доносами, ни пытками собратьев-архиереев.

Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в.

...

В молодости, как и некоторые другие выпускники Киевской коллегии (например, будущий митрополит Стефан Яворский), он был отправлен доучиваться на Запад, вследствие чего попал в Рим. Значение этого факта трудно переоценить. Здесь, благодаря покровительству начальника униатской коллегии святого Афанасия, он получает доступ к Ватиканской библиотеке, где штудирует отцов Церкви, здесь знакомится с сочинениями современных гуманистов, здесь узнает «из первых рук» о янсенистских спорах и осуждении Фенелона, отсюда выносит стойкую нелюбовь к папству, понуждающую его бежать из коллегии и вернуться на родину. Считается также, что на обратном пути он провел зиму в Швейцарии, познакомившись там с учением местных реформатов. На основании этого факта и нередких ссылок в его сочинениях на реформатского богослова Аманда Поланского преосв. Феофана нередко подозревали в протестантизме. Однако упрекнуть его в простом отрицании святоотеческого предания невозможно.

************************************

119 Флоровский Г., прот. Пути… С. 89.

41-42

2.1. Становление личности и стиля

Святитель вырос в обстановке допетровского церковного быта362. Сохранению последнего, надо думать, способствовало и то, что до начала XIX века Коломна была епархиальным городом. Н. П. Гиляров-Платонов не без горечи писал о конце епархиального периода Коломенской истории: «Опустела родина. Она подошла под тот тип казенщины, который там раньше, там позже, но неуклонно повсюду овладевает Россиею, стирая все бытовое, местное, историческое»363. Впрочем, именно тогда будущий святитель свою «малую родину» и покинул.

************************

362 В ведомости, представленной в Коломенскую Консисторию в 1787 году у священника Михаила Феодоровича значится «сын не определенный в причет и в подушный оклад не положенный, Василий, 5-ти лет, Часослов обучает» (Корсунский И. Н. Предки Филарета // РА. 1894. Кн. 2. № 5. С. 39). При императоре Павле, правда, коломенским семинаристам велено было носить косички и треуголки, однако сломить силу быта это не смогло.

363 Гиляров-Платонов Н. П. Из пережитого. Ч. 1. С. 45.  


Источник. Хондзинский Павел Владимирович (протоиерей). Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского.  http://www.doctorantura.ru/ima...


Вопрос к добросовестным православным монархистам (а есть и такие, как ни странно). Зачем вам монархия, дорогие? Лимит на Дмитриев Донских и Александров Невских Россия исчерпала. Любой мыслимый монарх будет носителем еуропского духа и еуропских толерастических традиций, да и бабу (в смысле, жену) будет брать себе из патентованных протестанток. А благородное сословие, "шляхетство российское", которое возродится неминуемо, на православных попов будет смотреть не как на брахманов,а как на часть "подлого народа", со всеми вытекающими последствиями. И в чём радость? При Петре, по крайней мере, решались какие-то державные задачи. А тут-то зачем корячиться? И капитал не приобретёте, и с невинностью как-то так ...

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • Аз делал попытку провести опрос о цветовом ассоциированиии веры, религии и церкви. И вот что интересно - при любых возможных придирках и инсинуациях ясно, что Вера, Религия и Церковь - разные феномены в сознании людей (а может быть, и не только в сознании?). Разницу (метафизическую и "по факту") между тем, что есть Вера, Что есть Религия (религии) и что есть Церковь (церкви) возможно следует учитывать как клерикалам, так и атеистам. А так = +
  • Монархию - фтопку!  :thumbsup:
  • Монархия  у нас не приемлема, народ не поддержит ее,а те кто ее навязывает нам враги государства нашего и если найдется деятель который ее захочет возродить , то он пожнет бурю ибо  "Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят её" (Осия: 8:7)
  • даже сама мысль, что шестую часть суши с населением  в 140 млн подарят хрен знает кому - вызывает оторопь и желание взять вилы, как и полагается в царские времена.
  • Мдя, на фоне сего труда работы, посвященные физическим размерам ангелов господних (сколько ангелов может уместиться на кончике иглы) совсем не выглядят бессмыслицей... Даже исследование гомосексуальности у самцов божьих коровок приобретает некий смысл.