Православный мученик Илья Фондаминский

13 746


ФОНДАМИНСКИЙ ИЛЬЯ ИСИДОРОВИЧ

https://drevo-info.ru/articles...

Илья Фондаминский


Илья Исидорович Фондаминский [1] (1880 - 1942), историк, публицист, мученик

Память 20 июля (Конст.)

Родился 17 февраля 1880 года [2] в Москве в зажиточной еврейской купеческой семье. Родители строго придерживались иудейских религиозных традиций. Однако, бо́льшее влияние на него оказал пример старшего брата Матвея, который в 1885 году во время учебы в Московском университете примкнул к террористической организации "Народная воля". В следующем году Матвей был выдан полиции и осужден на 10 лет каторги, в 1889 принял участие в бунте политических ссыльных в Якутске, после чего был приговорен к пожизненной каторге, где и умер от туберкулеза в возрасте 29 лет.

В 1900-1904 годах Илья учился на философских факультетах Берлинского и Гейдельбергского университетов. В конце 1902 года вступил в партию социалистов-революционеров ("эсеров") и стал членом ее боевой организации.

В 1903 женился на подруге детства Амалии Гавронской, внучке чаеторговца Высоцкого, получив огромное приданое, в частности долю в чайных плантациях на Цейлоне.

Революция 1905 года

В годы Первой русской революции несколько раз подвергался арестам, в том числе за участие в восстании моряков на крейсере "Память Азова." Принимал участие в организации восстания на флоте в 1905 году. Имел репутацию искусного оратора. Пожертвовал несколько десятков тысяч рублей из личных средств на вооружение боевиков. В начале декабря 1905 года под его воздействием съезд железнодорожников принял решение о начале всеобщей политической забастовки, ставшей прологом к декабрьскому восстанию в Москве. Входил в штаб восстания, а после подавления его правительственными войсками бежал в Финляндию.

Первая эмиграция

В 1907 [3] - 1917 годах он жил в эмиграции в Париже, являясь в это время членом Заграничной делегации партии эсеров. В 1907 году участвовал в Штутгартском конгрессе II Интернационала. Был назначен куратором террористической Боевой организации, во главе которой встал Борис Савинков.

Тем не менее в эмиграции во многом пересмотрел свои прежние взгляды. Сблизился с литераторами-декадентами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, которые после поражения русской революции искали синтеза между идеями социализма и Христианства. Писатели привлекли его к финансированию религиозно-философского журнала "Вопросы жизни." В 1912 Фондаминский и его старый товарищ Авксентьев наладили выпуск в Париже журнала "Почин," который выступал против политического террора.

В революционной России

Вскоре после Февральской революции, в апреле 1917 года, вернулся в Россию через Англию. На III съезде эсеров он был избран членом Центрального комитета партии и стал товарищем председателя исполнительного комитета Всероссийского Совета крестьянских депутатов. Летом 1917 года Временным правительством был назначен генеральным комиссаром на флоте Черного моря, а осенью 1917 года - избран депутатом Учредительного собрания от Черноморского флота, а также членом бюро фракции эсеров. После Октябрьской революции и разгона в январе 1918 года Учредительного собрания был сторонником широкой антибольшевистской коалиции, членом антибольшевистского "Союза возрождения," объединившего правых социалистов.

Летом 1918 года бежал на Украину и поселился в Одессе. В ноябре того года в качестве представителя "Союза возрождения" участвовал в конференции в Яссах, на которой обсуждался вопрос о возможности начала интервенции войск Антанты.

Вторая эмиграция

В апреле 1919 года эвакуировался из Одессы на французском корабле, вновь поселился в Париже.

В 1919 по рекомендации видных русских масонов Кандаурова и фон Мекка был принят в масонскую парижскую ложу "Братство," входившую в ложу "Великий Восток." С 1921 - один из создателей русской ложи в Париже "Добрый самаритянин." Впоследствии покинул ее из-за внутренних разногласий в среде русских масонов. Не порывал связи с братством до середины 1930-х годов, когда с переменой своих духовных воззрений, подвергся добровольному "радиированию" - вычеркиванию из списков ложи (в таких случаях удаляются все упоминания о причастности человека к масонству).

В 1920-1940-х годах участвовал в издании популярного в эмиграции журнала "Современные записки." Благодаря ему журнал был открыт для авторов различных направлений общественно-политической мысли и различных литературных течений. Так, в журнале публиковались работы Л. Шестова, С. Франка, Г. Флоровского, Д. Мережковского; художественные произведения И. Бунина, В. Набокова, А. Ремизова, М. Алданова. В 1937-1939 годах - редактор "Русских записок."

В 1930-х годах был редактором христианских религиозно-философских журналов "Путь" и "Новый град" и оказывал им финансовое содействие. Во время своей второй эмиграции написал большое количество исторических, литературоведческих и публицистических произведений, в том числе цикл историософских статей "Пути России." Вместе с супругой оказывал благотворительную помощь многим русским эмигрантам во Франции.

Приход к Православию

В конце 1920-х годов отошел от активной общественной деятельности в связи с тяжелой болезнью жены. В 1935 году Амалия Фондаминская умерла в возрасте 55 лет.

В этот период постепенно пришёл к Православию, начал регулярно молится в православной церкви, однако откладывал свое крещение, ссылаясь на духовную неготовность к этому шагу.

В 1930 году стал одним из организаторов "Лиги православной культуры." Также участвовал в Русском студенческом христианском движении и в конце 1930-х годов был одним из создателей в Париже благотворительного и просветительного объединения "Православное Дело," которое возглавляла мать Мария (Скобцова).

В оккупированной Франции

В июне 1940 года, сразу же после военного разгрома немцами Франции, бежал от нацистов из Парижа в неоккупированную зону страны - в город Аркашон, юго-западнее Бордо. Однако осенью 1940 года вернулся в столицу и зарегистрировался как еврей. Знакомые недоумевали, почему он приехал из "свободной зоны" в Париж. В это время устроенные Американским еврейским рабочим комитетом визы на выезд в США ждали в Марселе. Тем не менее он отказался бежать из оккупированной Франции. После возвращения в Париж бедствовал, был вынужден за бесценок продать свою огромную библиотеку немецкому офицеру. 22 июня 1941 года, в день нападения Германии на СССР, был схвачен в ходе облавы во время массовых арестов русских эмигрантов и отправлен в Компьенский лагерь (лагерь Фронт-Сталаг 122 близ города Компьень, в 80 километрах северо-восточнее Парижа) [4].

В этом лагере 20 сентября 1941 года русский священник Константин Замбржицкий крестил его. Крестным отцом стал участник объединения "Православное Дело" Федор Пьянов. Позднее отец Константин сказал, что ощутил "его духовное и даже богословское превосходство." В начале литургии "за которой И[лья] И[сидорович] должен был впервые причаститься, ворвались немецкие солдаты и приказали прекратить службу, так как приходская церковь подлежала закрытию. Таинство было закончено вне церкви, в одном из бараков. Так старый подпольщик в подполье встретил своего Христа" [5].

Вскоре после крещения с язвой желудка попал в лагерный лазарет, где монахиня Мария (Скобцова) добилась свидания со своим другом и соратником с довоенных времен. Работники "Православного Дела" и русские социалисты - участники движения Сопротивления продумали и подготовили его побег через "свободную" зону на Юге Франции в США, но его мучил вопрос, как совместить переход в Православие с преданностью еврейскому народу. И после долгих раздумий он решил отказаться от побега и сознательно принять мученическую смерть за веру, по-христиански разделив участь других узников-евреев - своих родных по плоти братьев. В письме матери Марии он писал:

"Пусть мои друзья обо мне не беспокоятся. Скажите всем, что мне очень хорошо. Я совсем счастлив. Никогда не думал, что столько радости в Боге."

Потрясенная его решением мать Мария сказала:

"Из такого теста святые делаются" [6].

В начале 1942 года вместе с другими евреями был депортирован в пересыльный лагерь Дранси в северном предместье Парижа, а затем в концлагерь Освенцим (Аушвиц), где и погиб. Как написал Г. П. Федотов, "В последние дни свои он хотел жить с христианами и умереть с евреями."

Мученичество

Об обстоятельствах его смерти сведения расходятся. В Париже прошел слух, что в Аушвице он вступился за избиваемого еврея и был насмерть забит нацистами [7]. После войны правительство Франции сообщило родным, что И. И. Фондамнский погиб 19 ноября 1942 года в газовой камере [8].

Русский эмигрантский писатель Аминад Шполянский (Дон-Аминадо) писал:

"...превыше всех путей был для него путь религиозного устремления, путь поздно обретенной веры, тяжкое и мучительное восхождение на гору Фаворскую, вершины которой открылись ему уже в концентрационном лагере Компьена и в предсмертном бреду в немецкой газовой камере" [9].

16 января 2004 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил Илью Исидоровича Фондаминского к лику мучеников.

<...>

[1] Другое прочтение фамилии - Фундаминский. Литературный и партийный псевдоним - Бунаков - был выбран им по случайно увиденной на Маросейке вывеске магазина, согласно http://interpretive.ru/dictionary/458/word/fondaminskii-psev...ich

[2] По другим данным 17 октября 1881 года, также указывают 1879 год. См. http://guides.rusarchives.ru/browse/gbfond.html?bid=204&fund_id=709441

[3] По другим данным - с 1906 года.

[4] Черняев В. Ю., "Русские узники Компьенского лагеря и их судьбы," Нансеновские чтения 2009, СПб, 2010, 212.

[5] Черняев В. Ю., "Как старый подпольщик встретил своего Христа: И.И. Бунаков (Фондаминский) в России и эмиграции," Политическая история России XX века. К 80-летию профессора Виталия Ивановича Старцева. Сборник научных трудов, СПб., 2011, 406.

[6] Гаккель, Сергий, прот., Мать Мария (1891-1945), Париж, 1995, 129, 157-158.

[7] Щербатов А. П., Криворучкина-Щербатова Л., Право на прошлое, М., 2005, 368.

[8] Гаккель, Сергий, прот., Мать Мария (1891-1945), Париж, 1995, 157-158, 174.

[9] Дон-Аминадо, Наша маленькая жизнь: Стихотворения. Политический памфлет. Проза. Воспоминания, М., 1994, 679.

[10] По http://www.emigrantika.ru/news/677--30-


*****************************

1. Удивительная, но далеко не исключительная для той давней эпохи судьба.

2. А и не надо, пожалуй, господа-товарищи, доверять манипуляторам, которые сводят всю суть революции к коварным козням жЫдов и иностранных разведок. Не читайте Млечина и Сванидзе. Читайте жития новомучеников.

3. Как ни поразительно, я не знаю ни одного православного христианина, который погиб бы  от рук нацистов и которого Русская православная церковь причислила бы к сонму новомучеников.


Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • Поразительная судьба удивительного человека. Мог остаться евреем и благоденствовать. Предпочел стать православным мучеником и человеком.
  • Впечатляет, конечно, его мужество и моральный выбор в конце жизненного пути. Но ведь предыдущая жизнь весьма рваная, так сказать чёрно-белая. Впрочем я не знаю канонов по которым в мученики берут.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: