Эльдар Рязанов - История съемок "Карнавальной ночи"

46 835

Предлагаю вашему вниманию рассказ Э.А. Рязанова о работе над "Карнавальной ночью", подробный план этого рассказа (передача длится 1 час 12 минут, и я не уверен, что найдётся много желающих посмотреть её целиком) и мои "посильные соображения" по поводу рассказанного Рязановым. 

Названия ключевых фрагментов выделены полужирным шрифтом.

https://youtu.be/ooE4ceawfcg


Эльдар Рязанов - История съемок 'Карнавальной ночи'

1) 0:14 - 0:45 Формирование характера

2) 0:45 - 4:46 Как Рязанов оказался на Мосфильме

3) 4:46 -  6:16 О Пырьеве

4) 6:16 - 11:05 Как Рязанов стал режиссёром "Карнавальной ночи". Ласкин, Поляков, Пырьев.

5) 11:05 - 11:45 Сценаристы Ласкин и Поляков

6) 11:45 - 12:23 Мощная съёмочная группа

7) 12:23 - 14:24 Кому играть Огурцова? Константинов или Ильинский?

(13:01 - 13:21 

"... он [Константинов] так напоминал нам всех этих сталинских держиморд, тупых, ограниченных, вообще, таких, от земли. Которые вторгались в любое, так сказать, дело ...  Сегодня он директор кладбища, завтра он в парке культуры, послезавтра руководит электронным предприятием. Это, так сказать, что угодно, лишь бы руководить".

Вот сразу приходят на ум Первухин, Сабуров, Тевосян, Ванников, Байбаков, Косыгин, Кафтанов и мн. др. И, кстати, вспоминается "Момент истины". Почти в таких словах, в каких Рязанов честит "сталинских бюрократов",  капитан Аникушин мысленно характеризует капитана Алёхина из СМЕРШа в знаменитой сцене на поляне.)

8) 14:24 17:42 - Ильинский. Антисталинский пафос картины.

(16:32 - 16: 53

"Он [Ильинский] играл такого руководителя, в котором очень угадывались черты уходящей сталинской эпохи. Таких людей, которые наломали дров во всех областях, и в промышленности, и в культуре, и в сельском хозяйстве. Таких людей, действительно, было очень много и Игорь Владимирович именно это и пытался показать на экране".

А потом откуда-то пришли "товарищи телегины", возглавили "пареньков" и принялись методично реставрировать наломанные дрова.)  

9) 17:42- 23:56 Предварительные Леночки Крыловы

(20:01 - 20:09 Рязанов об отце-сидельце)

10) 23:56 - 27:20 Гурченко

11) 27:20 - 31:50 Лектор

12) 31:50 - 37:36 "Пять минут"

(32:32 - 32:38 Сатира против сталинских чиновников)

13) 37:36 - 38:25 Новогодние "Огоньки"

14) 38:25 - 40:07 Вихревой темп

15) 40:07 - 41:58 Расправа с бюрократией

16) 41:58 - 43:16 Сложное положение начинающего режиссёра

17) 43:16 - 44:32 Кольцатый

18) 44:32 - 47:50 Взросление начинающего режиссёра

19) 47:50 - 49:45 Худсовет. Юткевич, Зархи, Дзига Вертов. "Чудовищная пошлость".

20) 49:45 - 51:43 Роом.

21) 51:43 - 53:16 Ильинский

22) 53:16 - 54:25 Как следует работать с актёрами

23) 54:25 - 55:03 Гурченко, Белов

24) 55:03 - 56:04 Клоуны (Петкер, Зельдин). Идеологически ключевой эпизод.

25) 56:04 - 57:10 Предпостельная сцена

26) 57:10 - 58:14 Пырьев (лёгкая комедия или острая сатира)

27) 58:14 - 59:40 Сложная обстановка (Пошлая комедия по пошлому сценарию)

28) 59:40 - 1:00:06 Экономические показатели

29) 1:00:06 - 1:01:18  Премьеры

30) 1:01:18 -  1:02:36 Извинения от 1 канала

31) 1:02:36 - 1:02:59 Пырьев - амортизатор.

32) 1:02:59 - 1:06:52 Козинцев

33) 1:06:52 - 1:07:34 Премьера в "Ударнике"

34) 1:07:34 - 1:11:25 "Карнавальная ночь" в Германии

******************************************

Что интересно в этом живом рассказе?

Эльдар Александрович прямо признаёт, что картина носила антисталинский (эпизоды 7, 8, 12, 15, 24) и, более того, антисоветский, антикоммунистический (эп. 34) характер.

Рязанов подчёркивает, что у него был личный мотив (20:01 - 20:09) и нисколько не раскаивается в своей антисоветской работе (уже и после того, как она вполне "увенчалась" "геополитической катастрофой").

Рязанов рассказывает и о борьбе, которая развернулась вокруг фильма. У фильма были сторонники (эп. 20, 24, 26, 31), но были и противники (эп. 19, 27). Характерно, что среди яростных противников были и выдающиеся мосфильмовские режиссёры.

Очень интересно всё, что Рязанов рассказывает об Игоре Владимировиче Ильинском (эп. 7, 8, 21). Но, в целом, мотивы, которыми руководствовался Ильинский в работе над этим фильмом, остаются не совсем понятными. Безусловно, он сделал образ Огурцова в максимально возможной степени глубоким, человечным, вызывающим сочувствие в ряде эпизодов. Но общий антисоветский характер картины был Ильискому совершенно ясен. Почему он в этом заведомо нечестном предприятии участвовал?

Интересны рассуждения о "вихревом темпе" картины (эп. 14). Рязанов объясняет высокий темп стремлением скрыть от зрителя нестыковки сырого сценария. Но, мне думается, причина была серьёзнее. Фильм носит манипулятивный характер, он должен воздействовать на сознание зрителей исподволь, неявно, "крадучись", он должен вбивать в сознание антисоветские установки под маской лояльности, добропорядочности, доброкачественности. А потому режиссёру и необходимо что-то, похожее на "технологию 25-го кадра".


Чего в рассказе Рязанова нет совсем.

1. Фильм носит антисталинский характер. Но выйти на экран он мог только потому, что негативному сталинцу противопоставлен позитивный хрущёвец. Кто он, как он действует, во имя чего? Эта сторона комедии не рассмотрена.

Товарищ Телегин с супругой.

2. Порицание руководителей сталинского типа по необходимости должно было носить тотальный характер. Речь шла не только о художественных предпочтениях, лексических пристрастиях и манере одеваться. Речь шла о том, что в обществе произошёл геологический переворот. Изменилась система целеполагания. Изменился сам смысл существования общества. Перезаключён был общественный договор. Власть предъявила новые требования к индивиду (и отменила старые), а у индивида изменилась система ожиданий, обращённых к власти. Какие-то изменения претерпел и трудовой коллектив, являющийся, во многих отношениях, посредником между властью и индивидом.

Но вот тут-то, по части "привлекательной альтернативы" "сталинизму", Рязанов нем как рыба.

3. Устраняя из жизни руководящих огурцовых, создатели фильма должны были устранить и "простого советского человека" старой формации. А человека этого отличали энтузиазм, бескорыстие, вера в собственные силы, выраженные лидерские качества, ну и, вообще, выраженная индивидуальность. 

Но с таким-то человеком в более прогрессивном и либеральном обществе хлопот не оберёшься. Ему на смену должен прийти "массовый человек", стандартный, одномерный, принесённый аистом прямо с конвейера. И чтобы обязательно знал, что слоники на комоде - это мещанство, а торшер возле журнального столика - очень стильно. 

И имя этому простому человеку новой формации - "паренёк".

Совершенно не случайно, что одна из песенок, которую в фильме исполняет Людмила Марковна, так и называется - "Песенка о влюблённом пареньке", а в двух других песенках "пареньки" упоминаются в позитивном контексте.

.

А паренькам, безусловно, должны соответствовать и аналогичные существа противоположного пола.


Ничего не сказал Эльдар Александрович о новой, "пареньковой" эстетике! А жаль, было бы очень интересно.

4. Фильм содержит в себе не только новый эстетический канон (песенки о пареньках, написанные для пареньков), но и новую этическую систему. А эта новая этическая система вполне допускает бесстрашную, изобретательную и неутомимую травлю всеми одного с разрешения начальства (и при прямом поощрении "товарища Телегина") в обстановке нарастающей весёлости.

Ощути себя подонком, удостоверься в том, что твой товарищ - подонок, пойми, что твой начальник - тоже подонок и попробуй кого-нибудь затравить стаей. Это же так здорово!

Вот этот новый этический канон, к сожалению, тоже остался за кадром...


Но, несмотря на отдельные недостатки, рассказ талантливого художника о большой творческой работе - важное событие в культурной жизни нашей страны.

*****************

"Карнавальная ночь" или эпоха "пареньков" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

"Карнавальная ночь" (смотрим вместе) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Людмила Гурченко о "Карнавальной ночи" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • :thumbsup: :exclamation:
  • Интересный анализ. Но весь рассказ Рязанова я смотреть не стал - он, естественно, лукавит и старается показать себя в самом выгодном свете. Не знал, но предполагал, что кто-то из его близких был репрессирован. Как всегда "ни за что". Антисталинская направленность картины и образ Огурцова очевидны. Но в хрущевские времена, на смену "сталинским директорам" пришли "хрущевские" - еще более безграмотные и тупые самодуры, "кукурузники" и карьеристы. Можно сказать, что Огурцов - пародия именно на них. Пожалуй, на этом закончу.
  • Да, действительно, в те времена многое так и оставалось за кадром...
  • :clap: :clap:
  • Тупые,  ограниченные держиморды от земли сделали все,  чтобы родился такой мальчик Эльдар,  вырос,  выучился,  и стал плодить  своих "пареньков".  И совершенно верно - они могли руководить и парком,  и кладбищем,  и заводом,  и везде наводили порядок.  А Рязанов?  Хорошо,  не нравился Сталин и его держиморды,  обидели,  высмеял. А дальше-то что?  А дальше ему тоже не нравилось,  и он высмеивал уже другие порядки: "Роман", "Ирония", "Гараж", "Вокзал", а потом следующие,  демократические "Клячи". Но ведь этого хотел или чего еще?  И ведь продолжал жить в этой проклятой стране.  Зачем?  Полагаю,  что отлично понимал,  что нигде больше он не будет так хорошо жить,  с удовольствием работать,  получая и признание и материальные блага. Наверняка знал,  что не будет ни востребован,  ни известен нигде больше,  кроме как в этой стране.  Спасибо за публикации,  они невероятно интересны.