Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Зеркало русской революции (окончание)

0 852

Ленинские статьи о творчестве Толстого я выкладывал раньше:

https://cont.ws/@mzarezin1307/...

https://cont.ws/@mzarezin1307/...

https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Какие выводы сделал Ленин из анализа творчества Льва Толстого?

1. Россия вовлечена во всемирный процесс. 

<<...старая патриархальная Россия после 1861 года стала быстро разрушаться под влиянием мирового капитализма...>>

http://www.uaio.ru/vil/20.htm

Не коварные масоны (и даже жидомасоны) внедряли в сознание интеллектуально непорочных русичей идеи бунта, неповиновения и неуважения к попу и уряднику, а мировое капиталистическая хозяйство, как сила на тот момент неодолимая, втягивала страну в неведомое (и жуткое) будущее.

Жизнь разбила толстовство в одном из капитальных пунктов. С хрестоматийной неподвижностью восточных стран и народов отныне покончено. Пришли в движение Персия, Китай и русский народ, который Л.Н. Толстой причислял к народам восточным.


2. Особенности русской революции 

Ленин характеризует русскую революцию как небывалое, уникальное явление в истории человечества. Подогнать это явление под то, что "уже было", невозможно. Речь идёт о революции нового типа, разворачивающейся в новых исторических условиях. 

В чём новизна революции? В первую очередь в том, что одним из главных её деятелей становится патриархальное крестьянство, протестующее против капитализма, против рынка, против разорения. Хотя, "по правилам", крестьянство должно бороться против пережитков феодализма, за частную собственнось на землю, за рыночные свободы. Дело, вероятно, в том, что все места за тем столом, за которым пируют буржуазные нации, давно уже заняты. А новичкам предлагается занять место под столом и терпеливо дожидаться объедков.


3. Русское крестьянство 

<<Патриархальная деревня, вчера только освободившаяся от крепостного права, отдана была буквально на поток и разграбление капиталу и фиску. Старые устои крестьянского хозяйства и крестьянской жизни, устои, действительно державшиеся в течение веков, пошли на слом с необыкновенной быстротой. >> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm


У крестьянства появился новый враг, бороться с которым оно не умеет. Крестьянская жизнь не переходит в какое-то новое качество, а просто рушится, обрекая крестьянство на позор, одичание, голод, мучительную нищету.

<<И противоречия во взглядах Толстого надо оценивать не с точки зрения современного рабочего движения и современного социализма (такая оценка, разумеется, необходима, но она недостаточна), а с точки зрения того протеста против надвигающегося капитализма, разорения и обезземеления масс, который должен был быть порожден патриархальной русской деревней.>> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

<<... эта критика действительно отражает перелом во взглядах миллионов крестьян, которые только что вышли на свободу из крепостного права и увидели, что эта свобода означает новые ужасы разорения, голодной смерти, бездомной жизни среди городских «хитровцев» и т. д.>>

http://www.uaio.ru/vil/20.htm

<<Отчаяние свойственно тем классам, которые гибнут, а класс наемных рабочих неизбежно растет, развивается и крепнет во всяком капиталистическом обществе, в том числе и в России. Отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла, не видит выхода, не способен бороться. >>

http://www.uaio.ru/vil/20.htm

Георгий Валентинович Плеханов и молодой Ленин оценивали "разложение крестьянства" как процесс позитивный. Считалось, что "крестьянство" - понятие ненаучное. 

Есть некая быстро разрушающаяся мелкобуржуазная масса, которая прямо на глазах распадается на сельских капиталистов-кулаков и многочисленное батрачество. А если упразднить общину, навязанную крестьянству в интересах фиска, то разложение крестьянства неимоверно ускорится. Причём капитализм выгоден и батракам, ибо, теряя имущество, они избавляются и от варварских полуфеодальных форм эксплуатации, выходят на рынок рабочей силы, что сопряжено и с некоторым повышением доходов и с появлением возможности отстаивать свои экономические интересы теми способами, которыми их отстаивает рабочий класс.

Теперь Ленин рассматривает патриархальное крестьянство как единую силу и силу упорно и убеждённо антибуржуазную. Вероятно, эта антибуржуазность продиктована коренными интересам крестьянства, которые не совпадают с перспективой "встраивания в рынок". Рынок несёт крестьянству гибель.

Речь идёт не о буржуазной революции, не о борьбе против "пережитков", а о революции антибуржуазной, о желании как-то устроиться без капитализма. Жизнь при капитализме немыслима в принципе.

<<Противоречия во взглядах Толстого, с этой точки, зрения, - действительное зеркало тех противоречивых условий, в которые поставлена была историческая деятельность крестьянства в нашей революции. С одной стороны, века крепостного гнета и десятилетия форсированного пореформенного разорения накопили горы ненависти, злобы и отчаянной решимости. Стремление смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян, - это стремление красной нитью проходит через каждый исторический шаг крестьян в нашей революции...>>

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

Это достаточно революционное изменение изменение воззрений на революционное крестьянство. Ранее марксисты исходили из того, что крестьянство будет нестойким союзником пролетариата в революционной борьбе, а теперь крестьянство рассматривается как грозная сила, настроенная на то, чтобы смести к чёртовой матери весь старый хлам, разрушить всё отжившее и устроить жизнь в соответствии со своими идеалами.

Нет ли в словах о том, что крестьянство враждебно церкви, помещикам и помещичьему государству, противоречия с тем, что крестьянство выступает как сила антибуржуазная? А и нет, пожалуй. Помещичье хозяйство интегрировалось в мировую капиталистическую экономику, стало важным поставщиком товарного хлеба на экспорт, стало крупным клиентом банков, в том числе и частных. Крушение помещичьего хозяйства может оказаться фатальным для отечественного капитализма. Царская власть активно и последовательно проводит курс на привлечение иностранного капитала в страну, строит железные дороги, дабы максимально облегчить хлебный экспорт, заключает политические союзы с ведущими западными странами. Да и церковь капитализму не враг.

<<С другой стороны, крестьянство, стремясь к новым формам общежития, относилось очень бессознательно, патриархально, по-юродивому, к тому, каково должно быть это общежитие, какой борьбой надо завоевать себе свободу, какие руководители могут быть у него в этой борьбе, как относится к интересам крестьянской революции буржуазия и буржуазная интеллигенция, почему необходимо насильственное свержение царской власти для уничтожения помещичьего землевладения. Вся прошлая жизнь крестьянства научила его ненавидеть барина и чиновника, но не научила и не могла научить, где искать ответа на все эти вопросы. В нашей революции меньшая часть крестьянства действительно боролась, хоть сколько-нибудь организуясь для этой цели, и совсем небольшая часть поднималась с оружием в руках на истребление своих врагов, на уничтожение царских слуг и помещичьих защитников. Большая часть крестьянства плакала и молилась, резонерствовала и мечтала, писала прошения и посылала «ходателей», - совсем в духе Льва Николаича Толстого! И, как всегда бывает в таких случаях, толстовское воздержание от политики, толстовское отречение от политики, отсутствие интереса к ней и понимания ее, делали то, что за сознательным и революционным пролетариатом шло меньшинство...>> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

<<Толстовские идеи, это - зеркало слабости, недостатков нашего крестьянского восстания, отражение мягкотелости патриархальной деревни и заскорузлой трусливости «хозяйственного мужичка».>>

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

Вот и сурово, но Ленин крестьян не обличает, не порицает. Он специально подчёркивает, что слабости крестьянского движения объективно обусловлены. Опыт, приобретённый крестьянами ранее, в новых условиях оказался во многом бесполезным. 

<<Возьмите солдатские восстания 1905-1906 годов. Социальный состав этих борцов нашей революции - промежуточный между крестьянством и пролетариатом. Последний в меньшинстве; поэтому движение в войсках не показывает даже приблизительно такой всероссийской сплоченности, такой партийной сознательности, которые обнаружены пролетариатом, точно по мановению руки ставшим социал-демократическим. С другой стороны, нет ничего ошибочнее мнения, будто причиной неудачи солдатских восстаний было отсутствие руководителей из офицерства. Напротив, гигантский прогресс революции со времен Народной воли сказался именно в том, что за ружье взялась против начальства «серая скотинка», самостоятельность которой так напугала либеральных помещиков и либеральное офицерство. Солдат был полон сочувствия крестьянскому делу; его глаза загорались при одном упоминании о земле. Не раз власть переходила в войсках в руки солдатской массы, - но решительного использования этой власти почти не было; солдаты колебались; через пару дней, иногда через несколько часов, убив какого-нибудь ненавистного начальника, они освобождали из-под ареста остальных, вступали в переговоры с властью и затем становились под расстрел, ложились под розги, впрягались снова в ярмо - совсем в духе Льва Николаича Толстого!>> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

<< Толстой отразил накипевшую ненависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, - и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости. Историко-экономические условия объясняют и необходимость возникновения революционной борьбы масс и неподготовленность их к борьбе, толстовское непротивление злу, бывшее серьезнейшей причиной поражения первой революционной кампании.>>

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

Жалкая картина, напрасные жертвы! Но иначе-то и быть не могло. 

<<Говорят, что разбитые армии хорошо учатся. Конечно, сравнение революционных классов с армиями верно только в очень ограниченном смысле. Развитие капитализма с каждым часом видоизменяет и обостряет те условия, которые толкали крестьянские миллионы, сплоченные вместе ненавистью к помещикам-крепостникам и к их правительству, на революционно-демократическую борьбу. В самом крестьянстве рост обмена, господства рынка и власти денег все более вытесняет патриархальную старину и патриархальную толстовскую идеологию.>> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

<<Но одно приобретение первых лет революции и первых поражений в массовой революционной борьбе несомненно: это - смертельный удар, нанесенный прежней рыхлости и дряблости масс. Разграничительные линии стали резче. Классы и партии размежевались. Под молотом столыпинских уроков, при неуклонной, выдержанной агитации революционных социал-демократов, не только социалистический пролетариат, но и демократические массы крестьянства будут неизбежно выдвигать все более закаленных борцов, все менее способных впадать в наш исторический грех толстовщины!>> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

Все классы старого общества получили в ходе революции огромный опыт, сделали неизбежные выводы. И попытка правительства разрушить крестьянство, уничтожить его посредством Столыпинской реформы, многократно усилит энергию следующего революционного взрыва.


4. Изоморфность старого общества 

Толстой <<в своих последних произведениях, обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь.>>

http://www.uaio.ru/vil/20.htm

<<Толстой с огромной силой и искренностью бичевал господствующие классы, с великой наглядностью разоблачал внутреннюю ложь всех тех учреждений, при помощи которых держится современное общество: церковь, суд, милитаризм, «законный» брак, буржуазную науку. >>

http://www.uaio.ru/vil/20.htm

Образованное общество стремительно трансформируется, но при этом не утрачивает антинародной однородности.


5. Утилизация толстовства разными нехорошими людьми

а) казёнщина 

<<Легальная русская пресса, переполненная статьями, письмами и заметками по поводу юбилея 80-летия Толстого, всего меньше интересуется анализом его произведений с точки зрения характера русской революции и движущих сил ее. Вся эта пресса до тошноты переполнена лицемерием, лицемерием двоякого рода: казенным и либеральным. Первое есть грубое лицемерие продажных писак, которым вчера было велено травить Л. Толстого, а сегодня - отыскивать в нем патриотизм и постараться соблюсти приличия перед Европой. Что писакам этого рода заплачено за их писания, это всем известно, и никого обмануть они не в состоянии.>>  

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

б) кадеты 

<<Послушать кадетских балалайкиных из «Речи» - сочувствие их Толстому самое полное и самое горячее. На деле, рассчитанная декламация и напыщенные фразы о «великом богоискателе» - одна сплошная фальшь, ибо русский либерал ни в толстовского бога не верит, ни толстовской критике существующего строя не сочувствует. Он примазывается к популярному имени, чтобы приумножить свой политический капиталец, чтобы разыграть роль вождя общенациональной оппозиции>> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

<<И, как всегда бывает в таких случаях, толстовское воздержание от политики, толстовское отречение от политики, отсутствие интереса к ней и понимания ее, делали то, что за сознательным и революционным пролетариатом шло меньшинство, большинство же было добычей тех беспринципных, холуйских, буржуазных интеллигентов, которые под названием кадетов бегали с собрания трудовиков в переднюю Столыпина, клянчили, торговались, примиряли, обещали примирить, - пока их не выгнали пинком солдатского сапога.>> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

В поведении кадетов есть нечто, похожее на поведение непоследовательных и робких крестьян, но сходство это чисто внешнее. Если крестьяне просто не умеют пока действовать последовательно революционным образом, не уверены в необходимости суровой и бескомпромиссной борьбы, то кадеты принципиально обречены на половинчатость. Их не устраивает существующее общественное устройство, но осуществление крестьянских требований в полном объёме для них просто погибель. Поэтому и приходится маневрировать, выторговывать себе уступочки, используя мужицкую энергию, но стараясь при этом не уступить мужику ничего существенного.Из такой общественной позиции естественно вытекает стремление опошлить, выхолостить, обмазать густым слоем соплей с сахаром крупное, значимое художественное явление.

в) ликвидаторы 

Бессилие толстовства, слабость, вялость, утопизм его построений используются ликвидаторами для борьбы с революционными силами. Авторитет непогрешимого "учителя жизни" становится средством примирения с действительностью. Ленина это приводит в ярость.


6. За Толстого надо бороться 

<<... разбираясь в учении Толстого, весь русский народ должен будет понять, в чем заключалась его собственная слабость, не позволившая ему довести до конца дело своего освобождения.>>

http://www.uaio.ru/vil/20.htm

<<Этому-то движению вперед мешают все те, кто объявляет Толстого «общей совестью», «учителем жизни». Это - ложь, которую сознательно распространяют либералы, желающие использовать противореволюционную сторону учения Толстого.>>

http://www.uaio.ru/vil/20.htm

Толстой, объективно, сила революционная. Потому сторонники капитализма и стараются абсолютизировать слабые стороны его учения.


7. Отражение общественных процессов в художественном творчестве

<<И если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях.>> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

<<Но противоречия во взглядах и учениях Толстого не случайность, а выражение тех противоречивых условий, в которые поставлена была русская жизнь последней трети XIX века. >> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

<<Противоречия во взглядах Толстого, с этой точки, зрения, - действительное зеркало тех противоречивых условий, в которые поставлена была историческая деятельность крестьянства в нашей революции.>> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

Дело совсем не в том, разделяет ли "великий художник" цели и идеалы революции. Дело даже не в том, понимает ли он эти цели, понимает ли он задачи и интересы противоборствующих классов. Своеобразие острой классовой борьбы отражается в самом характере мышления художника. Внутренние противоречия его построений тождественны противоречиям в сознании революционного класса. 

<<Острая ломка всех «старых устоев» деревенской России обострила его [Толстого] внимание, углубила его интерес к происходящему вокруг него, привела к перелому всего его миросозерцания.>>

http://www.uaio.ru/vil/20.htm

Великий художник порабощён своим талантом. Он не просто "пописывает" для читателя, который "почитывает", а проникается духом своего времени, изменяет своему сословию, своему классу и переходит на сторону угнетённого народа.

Быстрая ломка старых порядков облегчает такой переход. Новые обыкновения не закреплены традицией, народ не успел, не сумел к ним приноровиться. Вопиющая несправедливость новых порядков гораздо очевиднее.


8. Своеобразие творчества Толстого

  

«Лев Толстой в аду». Собрание Музея истории религии и атеизма. 1883 г. На фрагменте стенной росписи из церкви с. Тазова Курской губернии Толстой в объятиях Сатаны.


<<Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого - действительно кричащие. С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны - помещик, юродствующий во Христе. С одной стороны, замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши, - с другой стороны, «толстовец», т. е. истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: «я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками». С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, - юродивая проповедь «непротивления злу» насилием. С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок; - с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному убеждению, т. е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины.>> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

<<Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества...>> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

<<Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России. Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых как целое, выражает как раз особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции. >> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

<<Критика Толстого не нова. ... Но своеобразие критики Толстого и ее историческое значение состоит в том, что она с такой силой, которая свойственна только гениальным художникам, выражает ломку взглядов самых широких народных масс в России указанного периода и именно деревенской, крестьянской России.>>

http://www.uaio.ru/vil/20.htm

<<Толстой стоит на точке зрения патриархального, наивного крестьянина, Толстой переносит его психологию в свою критику, в свое учение.>>

http://www.uaio.ru/vil/20.htm

<<Толстой отражает их настроение так верно, что сам в свое учение вносит их наивность, их отчуждение от политики, их мистицизм, желание уйти от мира,   «непротивление  злу»,  бессильные  проклятья по адресу капитализма и «власти денег».>>

http://www.uaio.ru/vil/20.htm

<<Его устами говорила вся та многомиллионная масса русского народа, которая уже ненавидит хозяев современной жизни, но которая еще не дошла до сознательной, последовательной, идущей до конца, непримиримой борьбы с ними.>>

http://www.uaio.ru/vil/20.htm

<<Великое народное море, взволновавшееся до самых глубин, со всеми своими слабостями и всеми сильными своими сторонами отразилось в учении Толстого.>>

http://www.uaio.ru/vil/20.htm

<<Стремление смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян, - это стремление красной нитью проходит через каждый исторический шаг крестьян в нашей революции, и несомненно, что идейное содержание писаний Толстого гораздо больше соответствует этому крестьянскому стремлению, чем отвлеченному «христианскому анархизму», как оценивают иногда «систему» его взглядов.>>

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

<<Толстовские идеи, это - зеркало слабости, недостатков нашего крестьянского восстания, отражение мягкотелости патриархальной деревни и заскорузлой трусливости «хозяйственного мужичка».>> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm

<<Толстой отразил накипевшую ненависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, - и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости. Историко-экономические условия объясняют и необходимость возникновения революционной борьбы масс и неподготовленность их к борьбе, толстовское непротивление злу, бывшее серьезнейшей причиной поражения первой революционной кампании.>> 

http://www.uaio.ru/vil/17.htm


Ленин любил Толстого, хорошо знал его произведения, перечитывал их в самое неподобающее, по обывательским меркам, время. Но эта любовь не была слепой влюблённостью, она не мешала уникальному читателю понимать уникального писателя во всей сложности и противоречивости его творчества. 

****************************

Ленин и русская литература. 

Дальние подступы к теме

https://cont.ws/@mzarezin1307/...

https://cont.ws/@mzarezin1307/...

https://cont.ws/@mzarezin1307/...

https://cont.ws/@mzarezin1307/...

https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Тексты собственно по теме

https://cont.ws/@mzarezin1307/... (о тех, кто старше Пушкина)

https://cont.ws/@mzarezin1307/... (1799-1814)

https://cont.ws/@mzarezin1307/... (1815-1825)

https://cont.ws/@mzarezin1307/... (1827-1848)

https://cont.ws/@mzarezin1307/...  (1850-1868)

https://cont.ws/@mzarezin1307/...  (1869-1895)

https://cont.ws/@mzarezin1307/...  (о Толстом)

https://cont.ws/@mzarezin1307/...   (о Щедрине)

https://cont.ws/@mzarezin1307/...   (ещё о Щедрине)


Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...