Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу
«Записка» Ахмеда Ибн-Фадлана – чрезвычайно важный источник
по истории Восточной Европы X века. Ее автор посетил Волжскую
Булгарию в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира
(908-932 гг.). Поездка была предпринята по инициативе правителя
Волжской Булгарии, который, желая избавиться от власти хазар,
просил покровительства халифа и обещал принять ислам. Посольство
вышло из Багдада в 921 г. и прибыло в Волжскую Булгарию в мае
922 г. О его результатах ничего не известно, но Ибн-Фадлан
(возможно, второе лицо в посольстве) оставил подробный отчет о
путешествии, и в этом отчете приводится множество уникальных
сведений этнографического характера о гузах, башкирах, булгарах и
хазарах. Кроме этого, Ибн-Фадлан видел в Булгарии русов и оставил
подробное описание их погребального обряда.
Отчет Ибн-Фадлана был широко известен в арабско-персидском
мире. По свидетельству географа XIII века Йакута ар-Руми,
работавшего в Мерве, в его время это сочинение было весьма
распространено и находилось у многих лиц в восточном Иране. Сам
Йакут включил несколько фрагментов из Ибн-Фадлана в свой
«Географический словарь», дошедший в нескольких списках.
Единственный известный список «Записки» Ибн-Фадлана был
обнаружен востоковедом А.З.В.Тоганом (А.З.Валидовым) в 1920-х
годах в библиотеке при гробнице имама Али ибн-Риза в Мешхеде
(Иран). К сожалению, конец рукописи отсутствует, причем
неизвестно, скольких листов не хватает. В 1937 г. фотокопия
Мешхедской рукописи была передана в дар Академии наук СССР от
правительства Ирана, и на ее основе А.П.Ковалевским было
подготовлено издание на русском языке. В 1956 г. им же было
подготовлено существенно переработанное и дополненное издание, но
наша электронная публикация основана на издании 1939 г.
В издании 1237 ссылок, в основном ими отмечены комментарии
по существу перевода. Проведено также сравнение текста Мешхедской
рукописи со всеми списками словаря Йакута. В электронной
публикации мы сочли возможным ограничиться только некоторыми из
комментариев и убрать все отсылки на Йакута. Скобками обозначены
вставные слова, не имеющие соответствия в арабском оригинале.
Выверено по изданию: Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу.
Изд. Академии наук СССР М-Л, 1939. [Перевод и комментарии
А.П.Ковалевского.] Под редакцией И.Ю.Крачковского.
Диалог русского князя с Ибн-Фадланом:
Такин (еще прежде) рассказывал мне, что в стране царя есть
(один) человек (муж) чрезвычайно огромного телосложения. Итак,
когда я прибыл в эту страну, я спросил у царя о нем. Он же
сказал: "Да, он был раньше в нашей стране и умер. Он не был из
жителей этой страны и также (вообще) не из числа людей. История
же его такова, что несколько купцов вышли к реке Атиль, как они
(обыкновенно) выходят. А эта река поднялась, и вода ее выступила
из берегов. Я не успел опомниться в этот же день, как уже прибыла
ко мне толпа купцов, которые сказали: "О царь, следовал по воде
(какой-то) человек (муж) (такой, что) если он из народа близкого
от нас, то мы не можем оставаться (жить) в этих поселениях, и (не
остается) ничего другого, как переселиться". Итак, я поехал
верхом вместе с ними, пока не прибыл к реке, и вот, я около этого
человека, и вот (я вижу), что в нем, (меряя) моим локтем,
двенадцать локтей, и вот, у него голова (по величине) самый
большой котел, какой только бывает, и нос больше четверти, а оба
глаза огромны, а пальцы каждый больше четверти. Испугал меня его
вид, и овладел мною такой же страх, что и теми людьми. И начали
мы говорить с ним, а (он) не говорил нам (ничего), но только
смотрел на нас. Я перевез его в свое местопребывание и написал к
людям Вису, – а они от нас на (расстоянии) трех месяцев, –
спрашивая их о нем. Они же написали ко мне, извещая меня, что
этот человек (муж) из (числа) Яджудж и Маджудж
Они от нас на (расстоянии) трех месяцев, между нами и ими помещается
море, на берегу которого действительно они (находятся), и они, подобно
скотам, совокупляются друг с другом. Аллах могучий и великий
выводит для них каждый день рыбу из моря, и вот, приходит каждый
из них, и с ним (имеется) нож, и отрезывает себе от нее столько,
сколько достаточно ему и достаточно для его семьи. Если же он
возьмет сверх того (количества), которое их удовлетворяет, то
заболит живот у него, и также у его семьи заболят животы, а
иногда он умирает и умирают они все. Когда же они возьмут от нее
(рыбы) то, что им нужно, она поворачивается и уходит в море.
Итак, они каждый день этим живут. А между нами и ими море,
(которое находится у них) с одной стороны, а горы, окружающие их,
с других сторон, и преграда (стена)
также поместилась между ними и воротами (ед.ч.), из которых они
обычно выходили. А когда Аллах могучий и великий захочет вывести их в обитаемые земли, то
он произведет для них раскрытие преграды и высыхание моря, и
прекратится для них рыба. Он (Ибн-Фадлан) сказал: тогда я спросил
его (царя) об (этом) человеке (муже), и он сказал: "Жил (он) у
меня некоторое время. Итак, бывало, не взглянет на него мальчик
без того, чтобы не умереть, и беременная (не взглянет) без того,
чтобы не выбросить своего плода. И бывало, если он овладеет
человеком, то сжимает его обеими своими руками, пока не убьет
его. Когда же я увидел это, я повесил его на высокое дерево, пока
он не умер. Если ты хочешь посмотреть на его кости и его голову,
то я отправлюсь с тобою, чтобы ты посмотрел на них". Я же сказал:
"Клянусь Аллахом, я очень хочу этого". Итак, он поехал со мной
верхом к большому лесу, в котором были огромные деревья. И вот
уже разложился на дереве...76, а голова его под ним (деревом), и
я увидел, что голова его (человека) подобна большой кадке, ребра
его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и таковы
же кости его голеней и обеих его локтевых костей. Я же изумился
ему и удалился.
Источник: http://www.hist.msu.ru/ER/Etex...
Оценили 3 человека
3 кармы