Не надо возводить глупость в квадрат там, где она возведена в закон
Не ради цели задеть, обидеть, или унизить, а ради цели просветить.
Ликбез - обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.
Мнение топового автора, в некоей степени являющимся лидером мнений:
Ликбез:Жизнеустроение страны — это конечная картина, которая рисуется кистью под названием «идеология», а художником в данном случае является человек, сообщество, политическая партия, властвующая группировка — те, кто отвечает реально за то, как устроена наша страна. Всё это программируется, декларируется и предъявляется.
...Современное политически актуальное, практически значимое и результативное содержание категории «идеология» раскрывается через понятия ценностей, целей и идеалов. Высший вопрос жизни для человека и для его сообщества заключается в том, насколько он отличается в своей мегаисторической эволюции от своего предтечи-прародителя. Можно обозначить такой параметр эволюции развития человека как его «очеловеченность», оразумленность, отличительность от «нулевого состояния», когда он был еще животным и начал эволюционировать в сторону некоего предела: «человека категориального», «человека настоящего». В религии этот предел определяется так: человек — «по образу и подобию», то есть вводится понятие некоторого целевого, идеального образа. Как чего? Как идеала, некой предельной нормы, сущностной и содержательной, которая отличает человека от животного. Если вдуматься во все обстоятельства жизни человека, становится ясно: нет цели более значимой, чем быть человеком в истинном, абсолютном смысле.В реальной жизни этот тезис сопряжен с огромным множеством вопросов: как поступить в данный момент? Украсть или трудом заработать себе благо? Добить слабого или протянуть ему руку? Накапливать сверх меры или жить неким праведным нестяжательным образом? Любить женщину и рожать детей или получать удовольствие от соития с кем угодно или даже с чем угодно?
Эти вызовы пронизывают всю жизнь. Они проходят сквозь всю материю и пространство жизнеустройства обществ и государств. Ответы на эти вызовы как важные достижения развития социума фиксируются в традициях, устоях, законах государств и обществ. Поэтому неслучайно, что в российской конституции появилась столь ключевая категорическая закладка — запрет на общестрановую идеологию.
Если исходить из самого важного для человеческой жизни и деятельности, то ключевое определение приобретает следующий вид.
Идеология — это собрание высших ценностей-идеалов, формирующее представление о добре и зле, о смысле жизни и мотивирующее человека и общество на намерения и действия. Идеология как собрание ценностей-идеалов, порождает высшие цели человеческой деятельности и действия по их достижению. Без ценностей целей не бывает. Без целей не бывает деятельности.
Государственная общестрановая идеология — это цельное, единое собрание ценностей страны, закрепленное нормативно и сакрально, реализуемое и защищаемое государством, выработанное в общественной практике в идентичной цивилизационной версии.
О НАЗНАЧЕНИИ ИДЕОЛОГИИ
«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация». (Достоевский Ф.М.)
Основной закон предписывает запрет в нашей стране на единое, общее представление о том, что такое идеал, ценности. Но без ценностного, без идеального ни общества, ни государства не бывает. Значит по умолчанию предписано, предложено и внедрено что-то иное. И это явно не высокие человеческие ценности, идеалы и точки стремления, точки, которые формируют целеположенное развитие. Скорее, это то, что пользуется самым большим коммерческим спросом и удовлетворяет по большей части физиологические потребности человека.
Внедрена антиценностная повестка: будьте нелюдьми, не стремитесь к идеалу, не ставьте себе высоких целей, будьте потребителями. Приносите прибыль тому, кто все это придумал — клубу бенефициаров, хозяевам мира, их подносчикам — местным олигархам.
Если в конституции сформулирован запрет на существование единого идеала, выработанного и одобренного обществом, выношенного столетиями предыдущей практики и закрепленного собрания ценностей, то тогда невозможно установить цели развития. Идеал есть ценностное содержание точки, к которой должны развиваясь приближаться не только личность, человек, но и государство. Государственные цели развития должны быть во всех сферах жизни: в экономике, экологии, культуре, здравоохранении, образовании, внешней политике и т. д.
Ценности могут быть только абсолютными. Если, ценности начинают трактоваться релятивично, например, так: «нравственностей» есть много, своя «нравственность» может быть даже у преступника (Кара-Мурза С.Г.), то это будет означать, что уничтожается само понятие целеполагания, абсолютного эволюционного движения человека разумного, одухотворенного от животного к «образу и подобию». Все это релятивизмом уничтожается.
Если абсолютные ценности не заявлены, то нет и качественного содержания точки устремленности, невозможно поставить цели. Сегодня они в России и не ставятся. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно познакомиться с современными российскими политическими документами: основами политик, стратегиями, доктринами, национальными проектами. В них невозможно обнаружить ценностные цели. Получается, что страна живет бесцельно, она не управляется. А поэтому и не развивается, а деградирует.
Подход, говорящий, что идеология — это не собрание ценностей, а собрание представлений о чем-нибудь для чего-нибудь и по какому-нибудь поводу, внедренный в учебники и справочники за 20 лет, адвокатирует закладку в нынешней конституции, девальвируя понятие идеала. Такой подход делает государственное управление, общество в России беспомощным, бессмысленным, а страну — не имеющей своего будущего. Идеология, как понятие, более адекватна, когда его производят не от релятивистского понятия «идея», а от абсолютного понятия — «идеал». Не очень страшно, что тогда хотелось бы написать «идеалогия» или «идеалология». А пишется — «идеология». Понятия с ходом жизни уточняются и как бы вызревают в связи с исторической практикой. Так происходит и в данном случае. Множественность трактовок тяготеет к самой главной, несмотря на то, что слово пишется по-прежнему. Вполне возможно, что написание слова тоже уточнится.
С чем сталкивается человек, человечество на пути к идеалу, высшей ценности и высшему целеполаганию? Кроме движения к образу и подобию, к «очеловеченности» человека и сообщества, возможен и обратный процесс, движение в противоположную сторону. Откаты, падения, расчеловечивание хорошо эксплуатируются обществом потребления и его бенефициарами, и ведут человечество к гибели.
Российский народ уважает и ценит усилия многих поколений предков, создавших страну и тысячу лет сохранявших её и от внешней агрессии, и от внутреннего нестроения. За это время сформировался свой уникальный способ общежития, особый путь к идеалу. Сегодня страна «заболела» и сбилась с пути, потеряв свой ориентир. Именно это событие и состояние закрепила Конституции 1993 года. С этим согласиться невозможно, поэтому и должна вернуться общестрановая идеология, как перечень высших ценностей и идеалов, обеспечивающих установление ценностных целей развития страны. Именно на этом теоретическом базовом понимании родился проект «Новой конституции России», в который введены категории: «высшие ценности России», «государственная идеология». Их закрепление в обязательных документах — точка борьбы с поражающими общество искушениями и соблазнами. Возможно ли единое представление о наборе высших ценностей для разных народов и в разные исторические времена? Определенно, да.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО СЛЕДОВАТЬ ИДЕАЛУ
Человек живой это «образец жизни». Высший смысл существования любого образца жизни — это жить, это быть. Природа не только родила органическую жизнь, способность обратных связей для нее, но и наделила человека разумом и душой, что многократно увеличило его способность к адаптации, его жизнеспособность.
Человек — сложносоставная сущность, био-социально-духовная. Если представить процесс эволюции человека, то понадобятся три оси для его описания (рис. 2): по одной оси будет изображен биогенез, по другой — социогенез, по третьей сологенез — высший тип эволюции человека, духовное развитие (от Soul — душа).
Когда-то на этих осях человека вообще не было. Была неживая природа, потом возникла биологическая живая природа.
Изначально развитие шло исключительно по оси биогенеза: амебы, клеточные, многоклеточные, позвоночные, млекопитающие, обезьяны. Но вдруг сверкнула искра разума, возник человек, и движение направилось вдоль оси эволюции социальной, кооперативной, общественной. Оси социогенеза. Эволюция пошла уже по двум направлениям. Человек стал меняться не только физически, но и развиваться в социальном отношении, продвигаться в направлении идеала. Если основной смысл для человека как любого образца жизни — быть, то, значит, его способности и свойства общаться с окружающей средой должны совершенствоваться.
Биологическое совершенствование позволяло человеку наращивать свою жизнеспособность. Но в какой-то момент времени совершенствование по этой оси подходит к своему пределу. Представим практически идеальную акулу, которая уже не совершенствуется, она абсолютно приспособилась. Но если бы у неё появился человеческий разум, то она стала бы гораздо более жизнеспособна. Поэтому человеческий разум, его социальность, его кооперативность — не случайный набор характеристик. К своему пределу подойдёт и развитие человечества по оси социальной, но эволюция не остановится. Дальнейшее повышение жизнеспособности человека будет связано с его духовным развитием. Эволюция будет продолжаться по всем трём осям, бесконечно приближаясь к идеалу — такова программа жизни.
Этот «трехмерный» универсум мироздания существует, в нём есть законы. Для человечества чрезвычайно важно понять, что эти требования вечны, абсолютны, не случайны, они определяют будущее человечества.
СУЩЕСТВОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДЛЯ РОССИИ ЦЕННОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ЛЕЖАТЬ В ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ
Локальные цивилизации, к которым относится и Россия, государство-цивилизация, — это человеческие сообщества, повышающее свою жизнеспособность за счет специфических свойств, характеристик и качеств (в культуре, в экономике, в потреблении, распределении и производстве, поведенческих укладах, в образе жизни, мировоззренческих картинах и т.д.), то есть за счет того, что называется культурой, традицией, идентичностью. Они вырабатываются поколениями как адаптационные механизмы при взаимоотношении этого сообщества с климатическими, географическими особенностями места развития, с социальным окружением. Россия — континентальная страна, воевавшая почти все время, страна многонациональная и многорелигиозная, ее генофонд самый богатый в мире. При этом мы не лучше и не хуже других, просто фактор обобщенной жизнеспособности для нашей цивилизации специфичен и отличается от других. Эту специфику надо признавать, уважать, и тогда основания для расизма, фашизма, колониализма исчезнут.
... Весь этот механизм запускают разделяемые и поддержанные всем обществом и государством ценности, поэтому тут возникает связь с идеологией как принципом организации жизни сообщества, государства и каждого его гражданина. Если государство активно формирует цепочку связей: ценности — набор ценностей — законодательное, конституционное закрепление высших ценностей государства — проецирование ценностей на порядки, устои, уклады, институты государственного и общественного устройства, — то создаются важнейшие предпосылки для прогрессивного развития государства и общества. В ином случае, государство и общество деградируют, что и происходит у нас в модели либерального минималистского государства.
Идеология — это не правила и тюремный устав, как сейчас пытаются навязать, напоминая о трагедии советских людей в годы сталинских перегибов, либеральные идеологи и пропагандисты. Жизненно необходимая современной России идеология — это цепочка, которая делает человека человеком, общество человеческим, а государство, с точки зрения прогресса и эволюции, — наиболее жизнеспособным.
О ВАЖНОСТИ СУФФИКСА «ИЗМ»
Говорить об идеологии, не представляя её начальную точку, безответственно. Любой суффикс «изм» — не пустая словообразовательная единица, которая присоединяется к слову, преобразуя его смыслы в новые мотивирующие значения. Представьте, если «изм» приклеится к затёртому слову. На практике это будет не более чем болтовнёй. Как часто можно услышать о «гуманизме» или о «социальном гуманизме» вне контекстного поля, когда слова употребляются по принципу «лишь бы сказать». И что дальше? Проще всего придумать «новое» слово, но оно будет нежизнеспособным, так как к слову надо подходить ответственно, надо объяснять смысловую пирамиду, тем более, если говорить о чертеже жизнеустроения страны, которому предпосылается идеология.
Базовые точки отсчёта. Это те точки, которые формируют ценностную и смысловую аксиоматику, идеологию и жизнеустройство страны в виде нашего проекта Конституции.
· Абсолютной высшей ценностью является существование самой России, родины народа России, народа с большой буквы. Это — характеристика нашего многоэтничного (при доминировании русского этноса) российского населения.
· Высшими ценностями России являются единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России.
· Всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании.
· Забота всех и каждого о сохранении и умножении достояния народа России.
· Русская российская цивилизационная идентичность.
· Единство дружбы и солидарность русского и всех братских российских народов.
· Служение государства народу России.
· Человеческая жизнь, достоинство и свобода человека.
· Патриотичность и любовь к Родине.
· Неприятие расовой, национальной, религиозной, языковой и социальной дискриминации.
· Любовь и семейность. Рождение и воспитание детей.
· Связь поколений.
· Сочетание традиционности и прогресса.
· Коллективность и взаимопомощь.
· Социальная справедливость.
· Гуманизм и взаимное уважение между людьми.
· Альтруизм и сопереживание.
· Гармоничное развитие личности.
· Честь, совесть и нравственность.
· Идейно-духовная и мировоззренческая мотивированность человека и общества.
· Устремлённость к идеалу.
· Нестяжательство и преобладание духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами.
· Трудолюбие, устремлённость к творчеству.
Кто против? Кто может возразить, что это и есть отражение, отпечаток нашей тысячелетней истории, создания наиболее адаптированного по критерию жизнеспособности общественно-государственного и индивидуального типа: целеполагания, ценностного выбора, жизнеустройства, поведенческих императивов?
Автор - Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор
Оценили 5 человек
11 кармы