Искусство персидской миниатюры, Исфаханская школа

5 9380

Сегодняшний Иран всегда славился богатым культурным наследием, которое включает персидскую поэзию, каллиграфию и миниатюру. Изобразительное искусство существовало в Иране с древних времен, о чем напоминают сохранившиеся чеканные чаши из серебра, винные кубки, блюда, на которых изображались сцены из придворной жизни, результаты военных походов, и великие правители Ирана.

Однако, после распространения Ислама искусство в целом было вынуждено наложить на себя определенные ограничения в связи с исламской традицией, это касается и изображения. Именно по этой причине живопись в Иране на протяжении нескольких веков не могла быть на одном уровне с другими сферами культурной жизни. Напомним, что в Исламе запрещено изображение живых существ, в особенности человека. Считалось, что художник, будучи творцом, таким образом уподобляет себя Аллаху.

В это время на первый план выходит каллиграфия и графика, где в основном используются растительные мотивы. Орнамент прекрасно справляется с задачей фона и заполнителя пространства, например, на странице книги.

Но после всплеска национального самосознания и идей о былом величии Персидской империи желание выделяться среди других мусульман становиться настолько сильно, что народ и искусство начинают преодолевать навязанные ограничения и рамки.

Обновленная культура Ирана во многом демонстрировала не столько новаторство, сколько виртуозную переработку до-исламских реалий, а именно уже существовавшие до Ислама изображения тронных и пиршественных сцен, сражений и побед.

Персидский художник Султан Мухаммед. Султан Санджар и старуха. «Хамсе» Низами. 1539—1543 годы,
Британская библиотека, Лондон

Как развивалась персидская миниатюрная живопись?

Отметим, что живопись стала одним из наиболее популярных видов искусства в Персии только с XIII века. 

Чем же отличается персидская миниатюра от, например, западноевропейской или русской, или той же китайской, хотя китайское влияние в персидской живописи этого периода особенно заметно по типажу лиц и одежды? Миниатюра на Среднем Востоке и в странах Западной Европы развивалась почти одновременно, но в средневековой Европе основным объектом иллюстрирования культовая литература, а на Востоке внимание художников сосредоточилось на литературе светской.

Тимуридский царевич Байсонгхор, 1430г.


Бахрам Гур убивает дракона. Фирдоуси, "Шахнаме" 1371г. 

В персидской миниатюре главными героями становились легенды, любимые всеми предания и сюжеты. И это не просто дань уже прославившейся на тот момент поэзии, это образ мышления народа, привязанность к традиции, что до сих пор является отличительной чертой иранского общества.

Хумаюн подглядывает за Хумаем, стоящим у ворот. Миниатюра. «Три поэмы» Хаджу Кермани. 1396 г. Ширазская школа

Миниатюра теряет большую часть заложенного в нее смысла без сопоставления с текстом. Литература средневековой Персии оказалась сокровищницей выдающихся произведений, способных вдохновить художников-миниатюристов. Основной задачей миниатюриста было изображение широко известных образов, эпизодов, персонажей.

Школы персидской миниатюры

Самые влиятельные из школ миниатюры находились в Ширазе, Тебризе,
Исфахане и Герате. В этой статье мы побываем в нынешнем Исфахане.

Школа миниатюры в Исфахане возникла в XVI веке при Аббасе I. Исфаханская школа стоит довольно обособленно. Для этой школы не столь важны цвет, сложность композиции, а главной отличительной особенностью является изображение объемных фигур, выполненных свободными легкими мазками кисти на позолоченном или монохромном плоском фоне. 

"Два возлюбленных", 1630, Реза Аббаси 

Сегодняшние умельцы, как и раньше, уходят с головой в творчество, казалось, теряя связь с реальностью... Их реальность за пределами тесной и ограниченной мастерской, которая, кажется лишь условным местом присутствия, а степень концентрации на процессе создания миниатюр поражает. Не будет преувеличением сказать, что в этих миниатюрах вся их жизнь. 


Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

Обсудить
  • :sparkles:
    • Sergo
    • 18 января 2018 г. 13:25
    :thumbsup:
  • Ранее прочитал, но коммент оставить не смог, с интернетом были проблемы. Большое спасибо за текст и иллюстрации, было очень интересно ознакомиться с этой гранью древней культуры Ирана! Приятно читается, пишите ещё  :blush: