«АТЛАНТ», УВЫ, РАСПРАВЛЯЕТ ПЛЕЧИ Или «тайные вечери»» Алана Гринспена и Алисы Розенбаум

0 7477

На днях я совершил читательский подвиг – прочитал роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Подвиг, во-первых, потому, что роман гигантский – более 1100 страниц, а во-вторых, мало того, что он громадный, он ещё и малохудожественный. Его герои, даже любовники, разговаривают друг с другом монологичными периодами по несколько страниц, что даёт основание читателю говорить о романе, как о типичном случае логореи.

Роман (три части) писался двенадцать лет, а речь его центрального персонажа, в которой изложено его кредо и, соответственно, автора – пять лет. Естественно, что при таком подходе уложиться в стандартные 300-400 страниц невозможно. Пожалуй, самое художественное в этом романе - описание фигуры героини, её платьев, украшений. Вот в этом отдаю должное писателю женщине.

Но возникает вопрос, зачем же совершать такое насилие над собой, почему бы не бросить чтение где-нибудь в середине, когда уже стало ясно, что это не Гоголь, не Бунин? Объяснение простое – рекомендации авторитетного экспертного сообщества.

Вот, например, Алан Гринспен, руководивший Федеральной резервной системой США 18,5 лет заявил: «Именно Айн Рэнд в долгих ночных спорах убедила меня, что капитализм не только эффективен, но и морален». Понимаете, сам Гринспен, находясь в ядре этой системы, в её моральности не был уверен, а вот писательница в «долгих ночных спорах» всё же заставила его увериться в моральности этой системы. О чём же они там спорили? Тут поневоле заинтересуешься содержимым романа.

Другой эксперт – предприниматель, представитель нашего либерального сообщества Евгений Чичваркин, некоторое время бывший лидером московского отделения «Союза правых сил», ныне проживающий на брегах туманного Альбиона, сообщает: «Я думаю, что это самое мощное произведение, и по своей сути и по значению, написанное в 20 веке… Основная [его] идея в том, что капиталистический строй, по сути, является не только строем наивысшей справедливости, но и наивысшей морали…Поклонниками Айн Рэнд являются Алан Гринспен, Рональд Рейган. И ещё среди нескольких миллионов человек — у людей с доходом больше миллиона долларов в США, — эта книга популярнее, чем Библия. Настоятельно рекомендую прочесть это гениальное произведение». На день рождения премьера Дмитрия Медведева Евгений подарил ему этот роман Айн Рэнд.

И, наконец, такой знаток капитализма, как В.Ю.Катасонов, который сам написал гигантский труд (тоже 1100 страниц) под названием «Капитал изм». Именно он обратил внимание на эту книгу, как на своеобразный манифест того самого «золотого миллиарда», а на самом деле, пожалуй, узкой его прослойки - «золотого миллиона». Именно он обратил внимание на заключительные строки, в которых изложена соль романа, а практически, будущее, которое ждёт человечество.

Так что пришлось прочитать, чтобы не быть голословным в дискуссиях на тему о конспирологии в истории.

Начать, естественно, стоит с того, кто такая сама Айн Рэнд? Это бывшая наша соотечественница Алиса Зиновьевна Розенбаум, родившаяся в 1905 году в С.-Петербурге и успевшая до 1926 года пожить при Советской власти, после чего уехала в США, где увлеклась философией и занялась профессионально литературной деятельностью.

Фабула и идея её центрального романа изложена в двух его названиях: первоначальном – «Забастовка» и окончательном – «Атлант расправил плечи», предложенным мужем писательницы. Роман написан в жанре утопии. К власти в США пришли социал-популисты (в романе их ещё называют «разрушителями», «потребителями», чьё кредо, по оценке одного из «Движителей», «добродетель – это когда тебе дают не заслуженное тобой»), якобы радеющие об общем (и для американцев, и для народов других стран) благе.

Но всё натурально пошло кувырком. И тогда страдающие «Движители» - предприниматели, на которых и легла забота о благе всех, решили объявить забастовку. «Мы, - говорит один из персонажей романа, - бастуем против грабежа и против морального кодекса, который его требует. Бастуем против тех, кто считает, что один человек должен жить для другого». Любопытно, что Е.Чичваркин, говоря о романе, заметил, что это «книга о силе созидания, благодаря которой человек способен создавать что-то для других…». Впрочем, в категориях рынка это означает: даю, чтобы ты дал и – никакого альтруизма.

Забастовка оказалась не временной – с целью решения каких-то тактических задач, а, наоборот, нацеленной на кардинальное изменение жизнеустройства. Один из персонажей говорит: «Но теперь думаем, что увидим, и довольно скоро, день нашей победы и нашего возвращения».

«Движители» стали куда-то исчезать один за другим. Вместе с их исчезновением стали в полном физическом смысле ликвидироваться (взрываться, гореть, рушиться) и их предприятия, инфраструктура, в которых были заняты реальные миллионы простых людей.

Конечно, народ страдает. Трудно понять в большей степени от чего – то ли от социал-популистов, то ли от исчезнувших капитанов индустрии – каждый вносит свою лепту. Вот, например, что-то не ладится с железнодорожными перевозками. Оказывается, виноват «прогрессивный концерн, образованный социологами, проповедующими восточный аскетизм, и бизнесменами, ведшими прежде нелегальную лотерею». Очень напоминает нашу нынешнюю ситуацию. Во главе России находятся вроде бы и не социал-популисты, но отдельными промышленными кластерами почему-то руководят и журналисты, и социологи…

Народ в романе – бесформенная страдающая масса, иногда, правда, вступающаяся за этих магнатов – носителей «наивысшей моральности».

Но куда же исчезают «Движители», эти таланты от бизнеса? Оказывается, они нашли себе Атлантиду, убежище в ущелье в Скалистых горах, где и живут, и работают, как хотят, то есть платят за всё, золотом - даже друзьям за гостеприимство.

В центре этой Атлантиды на пьедестале возвышается золотой символ веры «атлантов» - знак доллара. В романе это описывается так: «…Вблизи, на стройной гранитной колонне, поднимавшейся с уступа внизу до уровня её глаз, стоял слепивший своим блеском, делавший всё остальное тусклым, знак доллара высотой в три фута, выполненный из чистого золота. Он сиял в пространстве над городом, словно его герб, его символ, его маяк, и улавливал солнечные лучи, будто аккумулируя их и пересылая в сиянии своем туда, вниз к крышам домов».

Читатель, конечно же, сразу вспомнит библейскую историю золотого тельца. И если библейские персонажи стали поклоняться золотому тельцу, как это сейчас видно, по недомыслию, по неразумению (Библия-то- руководство к действию, ещё не была написана), за что и были наказаны, то «атланты» возвели свой монумент сознательно, прекрасно зная историю золотого тельца. Это их выбор. Это их вызов. Вызов христианским основам цивилизации. Ведь, по их мнению, «причиной возникновения всех вер, противоречащих здравому смыслу, было обнищание мозгов. А целью всех вер, проповедующих самопожертвование, было ограбление способности мыслить». Сама Айн Рэнд – убеждённая атеистка, пожалуй, нет, не атеистка, а, если исходить из содержания её романа, то убеждённая сатанистка. Для неё Бог – это всего-навсего метафора. В одном из писем она так и пишет: «Да простит меня Бог (метафора!), если это ошибочное самомнение».

Теперь у «Движителей» такого противоречия здравому смыслу нет. Нет никакого намёка на самопожертвование, на возможность жить для других. Нет, они живут только для себя. Джон Голт, герой романа, дабы исключить даже намёк на неправильное понимание его жизненной философии, высек в граните: «КЛЯНУСЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ и ЛЮБОВЬЮ К НЕЙ, ЧТО НИКОГДА НЕ БУДУ ЖИТЬ ДЛЯ КОГО-ТО ДРУГОГО и НЕ ПОПРОШУ КОГО-ТО ДРУГОГО ЖИТЬ ДЛЯ МЕНЯ». (Вот как тут, в скобках, кстати не вспомнить о подарке Чичваркина нашему премьеру Медведеву. История с пенсионными делами убедительно говорит о восприимчивости Дмитрия Анатольевича к содержимому этого сосуда мерзости).

Другой персонаж, казалось бы, гуманист, поскольку по профессии врач, уже пребывая в Атлантиде, рассказывает, как он ещё в прошлой жизни «открыл метод защиты кровеносных сосудов мозга от тех роковых разрывов, которые именуются апоплексическими ударами». Этот метод, говорит доктор, «избавит человечество от ужаса внезапного паралича…Но там ничего не узнают о моём открытии». Там - это в прошлой, доатлантовой, жизни. Плевать, что там люди страдают. Там – недочеловеки, которых не жалко. И пусть этот мир с недочеловеками погибнет! Для этого «атланты» делают всё возможное: уничтожают созданные ими же самими материальные ценности, по принципу «Так не доставайся же ты никому!»

Один из персонажей с говорящим именем Мидас, проживающий в Атлантиде, говорит: «Мир разваливается так быстро, что вскоре начнёт голодать. Но здесь мы сможем себя обеспечить».

Естественно, что мир, который покинули «атланты», гибнет. А как же иначе? И вот концовка романа. Два героя романа Дагни Таггерт и Джон Голт стоят «на самом высоком из досягаемых уступов горы». И что же они видят?

«Они не видели мира за горами, там были лишь пустота и безжизненные скалы, но за этой темнотой скрывался лежащий в руинах континент: дома без крыш, ржавеющие трактора, тёмные улицы, заброшенные рельсы. Однако, вдалеке, на краю земли, ветер колыхал легкое пламя, вызывающее упорное пламя Факела Уайэтта (Уайэтт – один из первых, кто сжёг своё производство – В.С.), оно трепетало, исчезало и вспыхивало снова, его невозможно было погасить. Казалось, оно напряжённо ждёт тех слов, которые Джон Голт должен был теперь произнести.

- Путь расчищен, сказал Голт. – Мы возвращаемся в мир.

Он поднял руку и начертал в пространстве над разорённой зкмлёй символ доллара».

Роман был впервые напечатан в 1957 году. И сейчас, по прошествии полустолетия, мы видим, как в соответствии с установками «атлантов», мир рушится. Разрушаются семьи, молодёжь, да и вообще всё население обыдляется. «Пол» уничтожается, вводится «гендер», а с ним в жизнь входят «родитель N1 и родитель N2», рушатся основы христианской цивилизации. Уничтожается производство. То есть делается всё, чтобы население земли, как минимум, не размножалось, а, как максимум, сокращалось (прививки, войны, некачественное питание, плохая вода, педерастия, алкоголизм, наркомания и пр.).

И вот теперь возникает вопрос, о чём же в течение длительных ночных споров беседовали финансист Алан Гринспен и Алиса Розенбаум?

Виктор Свинин

P.S. На днях российская общественность была возбуждена словами А.Чубайса о неблагодарности граждан России к столпам общества – к магнатам, которые и создали всё нынешнее российское благоденствие, естественно, в понимании Анатолия Борисовича. «Ржавый Толик», видимо, один из членов ордена Алисы Розенбаум.

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...