• РЕГИСТРАЦИЯ

Искусство призвано воспитывать, а не развращать, в том и разница между кинематографом Советского времени и потерявшей своё лицо прозападной России.

Владимир Ненеску
24 октября 2018 г. 07:10 1 459

   

     (По страницам бесед Обозревателя «Правды» Виктор КОЖЕМЯКО с киноведом и социологом Фёдором РАЗЗАКОВЫМ.( в редакции и сокращении))

     Революция дала искусству, как и всему обществу, в первую очередь ВЫСОКУЮ ИДЕЮ, способную захватить миллионы, — идею социальной справедливости: кто был ничем, тот станет всем.

     Многие нынешние деятели — поют осанну царской России. Говорят, что если бы не Октябрь 1917 года, то наша страна была бы необыкновенно цветущим государством.                      Всё это сказки для несведущих.

     — Кинематограф в России начался за полтора десятка лет до Октября 1917 года. Но каким он был за редким исключением? В основном — калькой с зарубежной «синемы». Серьёзных и по-настоящему значимых фильмов почти не снималось, так как власти предержащие старались говорить с народом языком лубка, чтобы, не дай бог, в его голове не вызрели серьёзные мысли 

                      (та же ситуация, кстати, и в сегодняшней России).

     Однако избежать Октября 1917 года всё равно не удалось. Ведь сколько ни зарывай голову в песок, а «пятая точка» торчит на поверхности...

     — Становление нового кино, как и нового общественно-политического строя, проходило в труднейших условиях. Разруха Первой мировой войны, сопротивление буржуазии, Гражданская война…

     — Ясно, что господа капиталисты сопротивлялись изо всех сил, не приемля рабоче-крестьянскую власть. А в кино они даже пытались полностью замолчать сам факт Октябрьской революции. 

     Поразительно, что за год после неё, к осени 1918 года, частными фирмами в России было снято 150 фильмов — и ни в одном из них даже не упоминалось об этом величайшем, переломном историческом событии в жизни страны!

     — Уже в начале 1918 года, то есть спустя несколько месяцев после Октября, при отделе средних учебных заведений Наркомпроса РСФСР создаётся секция школьного кинематографа. И вот на свет появляется первый отечественный детский фильм — «Сигнал» (режиссёр А. Аркатов), снятый Московским комитетом Наркомпроса.

     — К детям был обращён и знаменитый фильм «Красные дьяволята», вышедший на экраны в 1923 году, то есть сразу после Гражданской войны… Несмотря на всю свою приключенческую сказочность, фильм в основе своей был правдив: дети активно помогали красным победить белых.

     Кроме того, этот фильм явился великолепной адаптацией жанра американского вестерна, который некогда завоевал царскую Россию. Но если при царе в наших кинотеатрах показывали американские вестерны, а свои достойные приключенческие картины не снимали, то теперь родился аналогичный собственный жанр — истерн, или вестерн по-советски.

     Из его «шинели» потом столько прекрасных фильмов вышло! Кстати, «Красных дьяволят» ценил и В.И. Ленин, который к тогдашнему игровому кино в целом относился скептически.

     — Раз уж речь у нас зашла о Владимире Ильиче, то скажем о его влиянии на наш кинематограф.

     — Ленин был у истоков советского кино и много сделал для его становления, поскольку прекрасно понимал: за этим искусством будущее.

     Ещё в 1907 году он прозорливо написал, что «пока кино находится в руках пошлых спекулянтов, оно приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы»

                            (как и сейчас, не правда ли?).

     Именно Ленин разработал этапный декрет Совнаркома от 27 августа 1919 года «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению».

     После этого началась национализация кинопредприятий и возникла система государственных органов, ведающих кинематографией в Советской России.

     Ведь Ленин настаивал на необходимости «внести в кино не только науку, не только искусство, не только производство, но и юмор, но и смех, но и животрепещущие сцены комедии и драмы, но всё это должно быть направлено к одной, единственной цели: к борьбе за новый быт, за новые нравы, за лучшее будущее...»

     А с началом «перестройки» этот тезис ловко вывернули: тогда шла борьба уже не за новый советский быт, а за АНТИСОВЕТСКИЙ.

                   Да и будущее в целом виделось уже совсем иным…

                              В кино так же кадры решают всё

     — Много толкуют сейчас о цензуре того времени.

     — Да, была введена достаточно жёсткая цензура, которая следила, чтобы не наносился ущерб делу социализма и самой Советской власти.

     Но ведь в тех же капиталистических странах мощным средством цензуры были деньги: все крупнейшие кинофирмы защищали интересы господствующей буржуазии — денежных мешков.

     Ну а в СССР цензура направлялась идеологией, поскольку государство было идеократическим: главным, как мы уже говорили, стала ИДЕЯ. В советском варианте — идея справедливого мироустройства!

     Идея, может, для кого-то и утопическая, но она всегда владела и будет владеть умами и сердцами миллионов людей.

     И, повторюсь, именно наличие этой ИДЕИ, диктовавшей необходимость воспитания нового человека, наполняло особым содержанием советское искусство, в том числе и кинематограф.

     Он был ориентирован на то, чтобы поднимать самые серьёзные общественные проблемы, исследовать глубины человеческой натуры, бичуя её пороки и воспевая достоинства. Поскольку нельзя было строить самое справедливое общество на земле и быть плохим человеком!

     Ведь именно этим — воспитанием человека — занималась и классическая русская литература, преемником которой в значительной степени по-своему стал советский кинематограф.

     — А можно сказать, что и благодаря сталинскому кинематографу СССР удалось стать мощнейшей индустриальной и культурной державой, которая выиграла самую страшную войну в истории человечества?

     — Так оно и было! Сталинский кинематограф, лицо которого определяется в итоге многими десятками выдающихся фильмов, конечно, создавался не сразу, но весьма интенсивно. При безусловном партийном и государственном руководстве.

     — Созданное в феврале 1933 года Главное управление кинофотопромышленности, стало руководящим органом для всех союзных и республиканских кинотрестов.

     Кино помогало успешно решать многие грандиозные задачи: провести коллективизацию и индустриализацию, значительно повысить образованность общества, воспитать новое поколение молодёжи — куда более патриотичное, чем то, что формировалось в условиях новой экономической политики (нэпа), ставшей вынужденной временной уступкой капитализму и оказавшей далеко не лучшее влияние на воспитание людей.

     — Темы революционного героизма и отечественного патриотизма благодаря сталинской мудрости и прозорливости действительно слились, соединились в кинематографе 30-х годов, которые предшествовали надвигавшейся Великой войне. Скажу так: если бы этого не произошло, тому поколению гораздо труднее было бы выиграть страшнейшую войну.

     Это счастье, что его воспитывали книги того времени, те песни, музыка, живопись, скульптура, театр…

                                           И, конечно, кино!

     — Опять же все фильмы, которые формировали поколение победителей, невозможно перечислить. Новый, советский человек воспитывался действительно всеми видами и жанрами кино.

     Кино исключительно много сделало для подготовки народа к защите Родины во время Великой Отечественной войны. А когда она началась, то для кинематографистов, как и для народа в целом, согласитесь, главным стал лозунг «Всё для фронта, всё для победы!»

     — Да, воевали тогда не только регулярные воинские части с обеих сторон. Воевали и фильмы, которые показывались солдатам перед боем.

     — С нашей стороны воевали тогда и песни, которых мы уже коснулись, причём многие опять-таки приходили с экрана. У немцев ничего подобного не было и не могло быть.

     — Конечно же, то была война двух диаметрально противоположных идеологий и, соответственно, двух культур, двух искусств.

     Корни горбачёвской «перестройки» зарождались ещё при Хрущёве — в начале 60-х.

     — И тогда же советское кино стало постепенно менять свой идеологический ракурс         — от позитивно-идеалистического, заложенного при Сталине, к позитивно-критическому.

     При этом сказалось и то, что время менялось: в жизнь вступало новое поколение, которое несколько иначе — более критично — воспринимало окружающую действительность.

      Поэтому кинематограф должен был реагировать.

     — Дело в том, что советское общество вступило в эпоху, когда руководители кинематографа всё сильнее стали зависеть от проката, от денег, которые он приносил. Именно с этим связано и то, что стал увеличиваться прокат зарубежных картин — по 150 фильмов в год, из которых больше трети принадлежало фильмам капиталистических стран. Кстати, самыми кассовыми зарубежными фильмами в СССР были ленты из Франции, а на втором месте фильмы из США. Эта волна западного кино постепенно размывала у советских людей критичное восприятие Запада.

                                             Смена ориентиров

     — Говорилось, что кино отражает реалии тех лет. Дескать, разве у нас не было проституток, хулиганствующей молодёжи, бандитов? Началось целевое заигрывание с аудиторией, чтобы пробудить в ней именно низменные инстинкты. И сделано это было с учётом более низкого, чем прежде, культурного уровня широкой аудитории.

     Кто есть кто в «перестройке» и далее

     — Известно, что «Интердевочку» снял Пётр Тодоровский — человек, который прошёл войну. Кстати, первый советский фильм про представительницу этой древнейшей профессии собирались было снять ещё во времена нэпа на киностудии «Белгоскино». Он так и назывался — «Проститутка». Но не сняли, поскольку нэп вовремя был свёрнут. А к концу 80-х он вернулся к нам в извращённом виде горбачёвской «перестройки» и с появлением «знакового» фильма «Интердевочка».

     — С одной стороны, и в самом деле удивительно: ведь это человек, который начал свой путь в кино с замечательной, пронзительной военной ленты «Верность». Но с другой — надо учитывать, что к этому времени Тодоровский относился уже к либеральному клану, подавляющая часть которого всегда держала «фигу в кармане».

     Именно либералы во власти, объединившись с либералами из среды творческой интеллигенции, начали последовательно уничтожать великий советский кинематограф.

     Угробили сначала наше позитивное кино, заменив его негативным, а потом и страну.

     А чтобы читателю было понятно, почему именно Пётр Тодоровский снял фильм о проститутке, приведу его собственные слова, сказанные им в интервью 2007 года:

     «Я не хотел снимать фильм о проститутке. Я хотел сделать картину про молодых и талантливых людей, которым невозможно было себя реализовать. Вот они и уезжали, чтобы получить возможность заниматься любимым делом, а не быть за 15 копеек медсестричкой: дежурить, за кем-нибудь выносить «утку»...

     Как, например, строили БАМ? 

     Собрали людей со всей страны, завезли в глухомань. Многие поломали там свои жизни...»

     — Ничего себе признание!

          Откровенное, а по сути — ужасное.

     — Да, приход к власти Горбачёва и запуск «перестройки» обеспечили антисоветчикам-либералам ведущие позиции в кино…

     — Они не только антисоветчики, но и антипатриоты, русофобы. Так что вполне закономерно, что их последователи после развала СССР наладили выпуск фильмов, одно название которых наводит оторопь на любого:

     «Дрянь», «Фуфло», «Нелюдь», «Бля», «Бес», «Сатана», «Нечистая сила», «Шкура», «Живодёр», «Палач», «Псы», «Бомж», «Саранча», «Месть», «Поджигатели», «Распад», «Кома», «Шок», «Катафалк», «Метастазы», «Автопортрет в гробу», «Только для сумасшедших», «День казни» и т.д. и т.п.

     Кто сегодня вспоминает эти фильмы? Никто! То есть их создатели, можно сказать, занимались с нынешней точки зрения «мартышкиным трудом».

     Но на самом деле тогда такие фильмы очень даже пригодились господам разрушителям.

     Для того, чтобы деморализовать народ и провести над ним свою страшную экзикуцию: ограбить до нитки и выдать это за благое дело.

     Нынешний наш кинематограф, повторюсь, хорошо охарактеризовал В.И. Ленин ещё в 1907 году, написав, что, «пока кино находится в руках пошлых спекулянтов, оно приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы».

     Эти слова можно взять эпиграфом к состоянию сегодняшнего российского кино.

Стала известна реальная цена американского СПГ для Украины

По поводу стоимости сжиженного природного газа США для Украины ходило много слухов. Кто-то называл заоблачные цифры, кто-то старался взглянуть на ситуацию максимально оптимистично, заяв...

Сегодня выдающихся россиян чествуют в Кремле за заслуги перед Отечеством

Ни одна страна не может состояться как держава без одаренных и преданных граждан. Отчизну великой делают, прежде всего, её люди. Любой правитель это должен осознавать, поощряя за верность и карая за п...

Идиоты из ФБК: как Навальный планируется судиться с президентом

Навальный в очередной раз расписался в тупости собственных юристов, не знающих даже основных правовых норм. Сегодня блогер заявил, что его команда готовится пойти в суд с иском к презид...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Партийная демократия и руководство (по просьбе)

                              Внутренняя жизнь партии строится так, чтобы коммунисты могли максимально активно участвовать в ее практической работе. В этом суть партийной демократии. С этой целью создаются необходимые условия для того, чтобы члены партии имели возможность обсуждать все вопросы, контроли...
    65

    ПРОЕКТ УСТАВА ВСЕСОЮЗНОЙ ЛЕНИНСКОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ Секция Коммунистического Интернационала

                  Создан по уставу ВКП(б) единогласно принятым XVII съездом ВКП(б)                                                                &n...
    66

    Каганович об организующей роли партии в классовой борьбе

                «Никогда стихийное настроение и движение, каким бы положительным оно ни было, точно так же, как и благоприятные объективные условия, сами по себе не приводят, не приводили к победе без сознательной, организующей идейно-политической силы партии — и именной такой действенной, активной, построенной на основе великой теории маркси...
    60
    Владимир Ненеску 20 ноября 07:21

    ТОВАРИЩ А.Прокофьев

      https://www.youtube.com/watch?v=vBYHqe5Lius От синей Онеги, от громких морейРеспублика встала у наших дверей!                                                        1929» Я песней, как ветром, наполню страну О том, как ...
    59
    Владимир Ненеску 20 ноября 07:01

    ПРИМЕР ИСТИННОЙ ПЕДАГОГИКИ

                            КОБАon 20.11.2019in Blog, История, Социум, СССР                                                                  &nb...
    73
    Владимир Ненеску 20 ноября 06:54

    А СКАЗОЧКУ НЕ ХОТИТЕ? МОРОКА Демьян Бедный, 1916,1917 годы С к а з к а

          Вот, братцы, сказочка про одного царя. По правде говоря, Мне сказки про царей изрядно надоели, Но как же быть-то в самом деле? Обычай сказочный нас с вами постарей. Выходит: люди без царей Жить раньше вовсе не умели. Нередко царь иной чинил такой грабеж И измывался так над бедным черным людом, Что становилося народу невтерпеж И делал он царя ...
    58
    Владимир Ненеску 19 ноября 06:18

    Что такое Ленинизм „Ленинизм — высшее достижение русской культуры”». И.В Сталин

                                   Ленинизм — философское, политическое и социально-экономическое учение, созданное В. И. Лениным в развитии марксизма.         Классическое определение ленинизма дано Сталиным (1926):          «Ленинизм есть марксизм...
    79
    Владимир Ненеску 19 ноября 06:08

    Дней минувших анекдоты …

                         « … Я не сомневался в этом, потому что хорошо помнил, как в день победы над Японией Сталин сказал:     «Мы, русские люди старого поколения, сорок лет ждали этого дня».    Тогда, услышав эту фразу, я был возмущен. Меня ведь учили, что Русско-японская война обнажила в...
    123
    Владимир Ненеску 18 ноября 08:28

    Владимир Бушин высказывает Горбачеву в 1990 году.

                      Стенограмма выступления Владимира Бушина на VII съезде писателей России 14 декабря 1990 года Москва. Центральный театр Советской Армии    — Поскольку мы с вами, уважаемые товарищи, все тут завзятые плюралисты, и не только в сфере содержания, но, надеюсь, и формы, то я счел возможным в ...
    133
    Владимир Ненеску 18 ноября 08:17

    В.Бушин . Будённый и Шойгу.

                            Самые буйные русофобы и гонители русского языка не за бугром, а дома!    Президент на исходе второго десятилетия своего правления решил, наконец, навести порядок в важнейших сферах царства-государства.     После того, как даже вроде бы послушная вице-премьер...
    132
    Владимир Ненеску 18 ноября 08:05

    Главная причина распада СССР (коротко)

             Главной причиной распада Советского государства, как ни странно, стала сама Коммунистическая партия, вставшая во главе государства и установившая по сути вместо диктатуры пролетариата - Диктатуру коммунистической партии.     В. И. Ленин писал: «Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания дикт...
    135
    Владимир Ненеску 17 ноября 07:25

    Ленин о роли марксизма в изучении истории производства и классов.

                             «Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов обще...
    101
    Владимир Ненеску 17 ноября 07:18

    ГОСУДАРСТВО ( Идея Сергея Боброва, в сокращении и обработке)

                                                        Наиболее цельное представление о государстве и демократии дают классики научного коммунизма. А наиболее компактно эти воззрения собраны...
    97
    Владимир Ненеску 16 ноября 07:51

    ГОСУДАРСТВО ЛикБез.

                                  Государство, как аппарат насилия одного класса над другим, существовало не всегда. В период первобытнообщинного общества, когда средства производства считались собственностью всей родовой общины и когда не было разделения общества на классы, не сущ...
    204
    Владимир Ненеску 16 ноября 07:41

    К вопросу о классовых интересах

          Иногда приходится слышать о том, что в современном демократическом обществе классов уже не существует.     Такая позиция стала популистской находкой современной буржуазии, пытающейся убедить пролетариат в переходе то ли к постиндустриальному обществу, то ли к мирно-партнёрскому воспитанию олигархией счастливого «среднего класса». &n...
    191
    Владимир Ненеску 15 ноября 08:15

    ЛЕНИНСКИЙ РАЗМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ!

         В тяжелейшие годы отражения международной капиталистической интервенции 1918-1920 гг., в годы борьбы с белогвардейскими армиями В. И. Ленин и руководимая им Советская Россия создавали институты (!!!) и десятки научных центров.     Сравните деятельность Ленина с "делами" нынешних либералов от Ельцина до Путина и станет понятнее, почему у н...
    177
    Владимир Ненеску 15 ноября 07:58

    "Жертвы сталинских репрессий". Кем они были на самом деле?

            Охотники за новостями 14 ноября, 18:24     Один пример из тысячи: Осенью 1942 г. в Починковском районе Горьковской области были пойманы одетые в лохмотья дети, воровавшие картофель и зерно с колхозных полей.     Выяснилось, что "урожай собирали" воспитанники районного детского дома. И делали они это отнюдь не от х...
    1296
    Владимир Ненеску 15 ноября 07:36

    Стихотворение Юлии Друниной: Теперь не умирают от любви

    https://www.youtube.com/watch?v=eSv8POXRKlM    Душа любого человека ищет света и любви, иначе загнана в темницы страха и боли.   И тем не менее, чувства живут и просятся быть востребованными.                                Теперь не умирают от любви — насмешливая...
    235
    Владимир Ненеску 14 ноября 06:33

    Ленин о буржуазном национализме

                                            «Буржуазный и буржуазно-демократический национализм, на словах признавая равноправие наций, на деле отстаивает (часто тайком, за спиной народа) некоторые привилегии одной из наций и всегда стремится к достижению больших выгод для ...
    267
    Владимир Ненеску 14 ноября 06:28

    Ленин о буржуазных пропагандистах

          «…Прихвостни и прихлебатели буржуазии рисовали социализм, как однообразную, казенную, монотонную, серую казарму.     Лакеи денежного мешка, холопы эксплуататоров, — господа буржуазные интеллигенты «пугали» социализмом народ, именно при капитализме осужденный на каторгу и казарму безмерного, нудного труда, полуголодной жизни, тяжелой...
    240
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика