Насилие — применение тем или иным классом (социально-политической группой) различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, различных прав или привилегий.
Методы насилия применяются как в отношениях между классами, так и в междоусобных распрях в среде господствующего класса (борьба за власть между отдельными фракциями, партиями), а также в межгосударственных отношениях.
Основным органом насилия является государство.
Политика во всех антагонистических формациях оставалась сферой систематического применения насилия.
В капиталистическом обществе сохранение отношений эксплуатации маскируется формальной «свободой» работника. Однако в эпоху империализма в политике господствующих классов резко проявляется тенденция к отказу от формально-демократических методов, к установлению откровенно насильственных, милитаристских, фашистских диктатур, к диктату и войнам в международных отношениях.
В области идеологии наряду с социальной демагогией широко распространяется откровенная апология насилия, получившая концентрированное выражение в фашизме.
Марксистская постановка проблемы насилия исходит из объективных закономерностей и условий классовой борьбы в антагонистическом обществе. Исторический опыт показал, что господствующие классы не отказываются добровольно от своих привилегий и применяют в борьбе с угнетенными классами все доступные им средства, вплоть до массового террора.
Это заставляет и революционные классы прибегать к ответным насильственным мерам, вплоть до вооруженной борьбы. Масштабы и формы революционного пролетарского насилия зависят прежде всего от сопротивления свергаемых классов, а также от размаха и темпа революционных процессов. Ставя проблему насилия на почву конкретно-исторического анализа, марксизм требует сводить вооруженное насилия до минимума на каждом из этапов борьбы и применять более мягкие формы принуждения там, где имеется выбор.
Это требование вытекает из гуманистического характера марксизма и диктуется соображениями революционной целесообразности: вооруженная борьба, гражданские войны сопряжены с максимальными жертвами и страданиями масс, разрушением производительных сил, ограничением демократических институтов.
С самого своего зарождения марксизм выдвигал мирный путь развития революции как возможную в определенных условиях альтернативу немирному пути. Границы этой возможности расширяются по мере роста сил социализма и прогресса. Но даже признание реальной возможности мирного пути не предполагает того, что эксплуататорские классы добровольно откажутся от власти, собственности и привилегии.
Никакая глубинная социальная революция не мыслима без массовых политических действий, без применения принудительных мер к эксплуататорам, без установления диктатуры революционных классов, т. е. определенных форм социального насилия.
Однако неизбежная в социалистическом обществе социальная смерть эксплуататорских классов не означает применения ко всем их представителям репрессий, а тем более их физического уничтожения: решительно пресекая сопротивление враждебных социализму сил, пролетарское государство предоставляет лояльным элементам полную возможность применить свои знания и способности в строительстве нового общества.
Марксистское понимание насилия является объектом постоянных нападок и фальсификаций в современном антикоммунизме. Буржуазные пропагандисты замалчивают тот факт, что само буржуазное общество есть строй, основанный на насилии по отношению к трудящимся массам, угнетенным нациям.
Изображая коммунистов почитателями террора, они умалчивают о том, что применение пролетариатом насилия является вынужденным, а также носит временный, ограниченный характер.
В своей деятельности коммунисты следуют заветам основоположников марксизма-ленинизма, неоднократно подчеркивавших, что в коммунистическом «идеале нет места насилию над людьми»
(Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 122).
https://yandex.ru/images/search?
Оценили 5 человек
13 кармы