Алексей Чадаев. Про десантирование Бога в Конституцию

0 223

     Патриарх, конечно, нынешним языком выражаясь, попросту хайпанул.

    Но тема слишком серьезная, чтоб на ней просто хайповать. И она не про наши нынешние конституционно-переписывательские усилия. Тут дело в ином.

    Если совсем большими мазками, то конституция как жанр – продукт эпохи Просвещения, политический смысл ее был в вытеснении институтом Государства института Церкви с большинства общественных «полян».

    На то, чем раньше занималась исключительно религия, стало претендовать государство. Это было неизбежно вследствие развития абсолютизма, который и уничтожал единственно реальное разделение властей – на светскую и духовную, обнуляя последнюю.

    Но даже после этого разгрома у Церкви оставалось важное преимущество: корпус священных текстов. Соответственно в какой-то момент неизбежно возникла идея – и то, и другое, и «разделение властей», и «священный текст» завести уже и в государстве.

    И вот в конце XVIII века начинают появляться конституции – американская, польская, французская.

    Их роль – это буквально «светская библия»: основополагающий текст, на котором базируется и из которого проистекает вся правовая система.

    Библия – священный текст, полученный в форме религиозного откровения.

    Конституция – тоже священный текст, полученный в результате некого общенационального ритуала (будь то учредительное собрание или референдум).

    Главное отличие – в модели первоисточника власти: в старой парадигме «власть – от Бога», в новой парадигме «источник власти – народ».

    Рассуждая цинично и безбожно, можно сказать, что это примерно одно и то же: что совой об пень, что пнём об сову.

    И «бог», и «народ» – очевидно воображаемые сущности, наделять которые столь «тяжёлой» субъектностью как первоисточник власти в обоих случаях есть вопрос веры и только. Просто в более ранней (средневековой) картине мира Бог очевидно существует, а «народа» никакого не было, было просто люди, никоим образом ни в какую коллективную сущность не объединенные.

    Но вот эпоха Просвещения повернула все прямо наоборот: «народ» очевидно существует, а вот есть ли Бог или нет – это пусть ещё «наука докажет».

    Интересно кстати, что ни отцам-просветителям, ни кому-либо из их последователей не пришло в голову поставить той же науке задачу доказать существование «народа».

    И, кажется, первой эту крамольную мысль высказала вообще чуть ли не бабушка Тетчер: «общества не существует».

                Но даже её, похоже, не услышали.

    В этом смысле, возвращаясь к идее Кирилла, пытаться «упомянуть Бога в Конституции» (протащить его контрабандой, на полях и т.д.) – это примерно то же самое, что попытаться записать туда рецепт бабушкиного пирога с черникой.

    Задача любой конституции, вне зависимости от того, упомянут там бог или нет – по определению антирелигиозная.

    Она именно что конституирует: государство – оно ни от какого не от «бога», а просто вот «народ собрался и решил – будет вот так».

    А под этим еще лежит даже не просветительская, а ренессансная идея, что историю творит не бог, а человек, люди. Которые, конечно, могут верить во что хотят, в одно и то же или каждый в своё – это отныне их сугубо личное дело.

    Абсолютистские монархи – от Людовиков до наших Петра и Екатерины – радостно догрызая церковь, низводя её на уровень «психотерапевтической службы в составе органов власти», не понимали, что тем самым неизбежно копают и под свои собственные троны.

    Потому что пока монархия сакральна – никакой бунт против неё не сможет стать полноценной революцией.

    Но как только ты «опускаешь» источник власти на землю, «в народ» – жди беды: обязательно найдутся те, кто попытается опрокинув трон от имени и по поручению «народа».

    Что касается «разделения властей» по Монтескье, которым сейчас у нас размахивают как флагом при обсуждении правок в конституцию – гиблая от начала и до конца затея, если исходить из того, что «источник» власти во всех случаях один и тот же.

    Все эти юридические сдержки – вот тут парламент, тут правительство, а тут суд – работают, если только каждую из «ветвей» седлает группа аристократии, бдительно следящая за балансом и не допускающая усиления других.

    При этом капитал у этих групп должен быть разной природы: у кого-то финансовый, у кого-то земельный, у кого-то производственный, а у кого-то и «человеческий».

    В нашем же колхозе единственный капитал, который можно действительно считать таковым – это капитал «силовой».

    А любое другое – это вообще не капитал: это «активы», которые можно легко «отжать».

    Поэтому любые попытки завести у нас по-модному «ветви», будь то «правительство», «парламент», «суд» и т.п., заканчиваются одним – они все превращаются в то, чем только и могут быть при нашей социальной структуре: в выносные департаменты Администрации президента.

   Изо всех сил изображающие, что они тут действительно парламент с партиями, правительство, суд и т.д., но периодически забывая партитуры – и тогда айда к начальству за свежей методичкой.

    В этом смысле правильным было бы предложение не Бога в Конституцию вписывать, а, наоборот, Путина в Библию. Образно говоря.

➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/111891/34898/-

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Вчера 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...