Дело в следующем… Про нашу Машу и её приятеля Медведя уже несколько дней пишут с самыми разными чувствами: от злорадных (не будем тыкать пальцем в прибалтов и укров, это неприлично) до недоумения. Конспирологи всеми конечностями голосуют за заговор: детей лишают милосердия и юмора, натравливая с пелёнок на нас! Или нас извещают об очередном бреде супостатской пропаганды, чтоб злее были, врага долбили, своих не трогали.
А если выдохнуть, посмотреть на небеса и подумать, не горячась? Вот специально больше ни полслова. Ни про Машу, ни про Мишу договоримся не произносить лишнего. Лучше посмотрим старый советский мульт «Рикки-Тикки-Тави»
А теперь проведём эксперимент. Во-первых, найдём оригинальный текст Киплинга на его языке.
Во-вторых, сравним с переводом на русский и оценим массовость тиража, репутацию фирмы: издательство «Детская литература» (первоначально «ДЕТГИЗ» — Детское государственное издательство) — это советское и российское издательство с 1933 года до наших дней.
И, наконец, ответим, в чём смысл рассказа Rikki-Tikki-Tavi из «Книги джунглей» Редьярда Киплинга. Что он хотел передать читателям?
Если читали оригинал, узнаем, что умирающего мангуста спасла семья офицера колониальных войск. Рикки спас того, кто поработил его родину, герой стал коллаборантом, по-нашему — предателем.
Это свойство (рефлекторное предательство родины) Киплинг превратил в мотив благородства, представив, как ненависть к кобрам — просто «такова природа» существа.
Кого Киплинг приравнивал к кобрам, сами догадайтесь, только помните, что это не индусы захватили Британию, а наоборот.
Всё. Подсказки кончились. В советском мультфильме мангуст отвечает добром за добро семье индусов, спасителям, если по-нашему, он поступает по совести.
В британском тексте Рикки вписан в байку о бремени белого человека.
Мангуст — слуга, раб. Герой обязан самой природой душить кобр и спасать хозяев. Таких персонажей в боьшевистской пропаганде называли цепными псами. Самодержавия, например.
Последнее: разбирая скрытые струны скандала по поводу мульта «Маша и медведь» мы пожимаем плечами и ощущаем неловкость.
Понимаем, как в «Приключениях Флоризеля», какие думы обычно думают, заявляя, что «джентльмена не может укачать при дамах».
Просто к ним, пыхтящим на наш мультик, надо относиться как к убогим. Они хватаются за всё, что имеет причастность к борьбе умов, сердец, силе духа и несокрушимости скреп.
И понимать, что они бьются с нами за души, за справедливость, за их чумной мир, проигрывающий нашим идеалам.
И они не хотят исчезать, хотят, чтобы исчезли мы. Дело не в мультике.
Радоваться мультфильмам отличного качества будем по-детски, а поступать должны по-взрослому.
Такой вывод. Морали тут нет. Только устройство автомата.
Оценили 4 человека
6 кармы