Страхи во многом строятся из потребностей человека. В зависимости от того, чего он хочет, выстраивается и страх недостижения, либо, как вариант, страх препятствий на пути достижения цели.
Существует три базовых страха, из которых формируются все остальные страхи, тревоги, фобии...
Это голод, холод и одиночество.
Полагаю вы сразу поняли, что за каждым из этих страхов лежит потребность. Соответственно это пищевая потребность, потребности в безопасности и в общении.
Но если копнуть глубже, то у этих трех базовых страхов есть один корень - страх смерти.
Мы боимся умереть от голода, когда наша потребность в пище не удовлетворена. Понятно, что наша культура трансформирует эту базовую потребность в такие формы, которые достаточно далеко ушли от природного базового состояния.
Ведь теперь мы хотим не просто покушать, а покушать так чтобы это было культурно. Не просто капустки пожевать, а поесть что-то сытное из трёх блюд, как минимум. А ещё наши потребности искажаются. И так на базе этой потребности возникают такие искажения, как алкоголизм и табакокурение. Мы не просто заедаем наш страх смерти, но ещё и запиваем его.
Да мы боимся умереть от холода. Конечно больше в переносном смысле. Вся наша цивилизация и её материальная культура выросли исключительно на том, что мы строили себе жильё, удовлетворяя эту базовую потребность в безопасности. И, конечно, это базовая потребность также трансформировалась и исказилась в ходе развития культуры.
Мы настолько оторвались от природы, что теперь это потребность предстаёт в весьма причудливых формах. Ведь теперь нам недостаточно просто безопасного шалаша или пещеры, порой некоторым мало и дворца с сотней слуг. Нам не достаточно иметь собственный огород, сейчас это базовая потребность исказилось настолько, что нам необходим 1000000 баксов, чтобы ощутить себя в безопасности. Нам нужно не просто средство передвижения, а самая крутая тачка от самого крутого автомобилестроителя.
Но самое страшное - это одиночество. Ни один Робинзон не способен выжить без Пятницы. И тут имеется в виду не день недели, а какой-нибудь живой человек. И желательно, чтобы этот живой человек был весьма изящных форм и с достаточно внушительный пятой точкой.
По сути сам страх смерти связан не столько со смертью нашего тела, но и со смертью нашего духа, нашей души. К примеру, феномен героизма связан как раз с тем, что не столько страшно умереть физически, сколько гораздо страшнее умереть духовно. Потому герой не боится смерти, а боится оказаться слабаком и предателем. А в обычной жизни подчас потеря репутации оказывается гораздо страшнее, чем потеря жизни. И потому человек готов покончить с собой, лишь бы не нарушить обет чести.
Это напрямую связано с тем кругом общения, от которого мы очень сильно зависимы. Наша личность по факту и есть некий сплав тех моментов общения, которые происходят у нас жизни. Подавляющая часть наших жизненных обстоятельств - это и есть общение с другими людьми. Без других людей и нас бы не было - ни как личности, ни как тела.
Потому формы страха одиночества могут трансформироваться в такие страхи как боязнь потери репутации, боязнь негативной оценки, боязнь предательства со стороны других.
Огромный пласт трансформированного страха одиночества - это страхи, связанные с нашей сексуальностью, то есть взаимоотношениями с противоположным полом. А уж эта тема гипертрофирована настолько, что что даже дедушка Зигмунд объявил это самым главным в нашей жизни. Тема сексуальных извращений вышла в топы всех мейнстримов. И накал возбуждения не спадает уже более 50 лет с самого начала сексуальной революции. Ведь даже тема любви подменена темой секса. И тут страхи стали просто всеподавляющими, а тревоги неопределимыми.
И неудивительно, что основные темы юмора (то есть такая форма психологической защиты) связаны как раз именно с этими тремя сферами искаженных потребностей: пищевыми, безопасности и одиночества. Еда и алкоголь, богатство и бедность, и много-много разнообразного секса.
Потому и рекомендация психолога может быть простой. Всего лишь обратите внимание, какая базовая потребность скрывается за вашим страхом.
Оценили 17 человек
33 кармы