Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Коммунизм без марксизма или 7 идей русских мечтателей

3 1214

Коммунизм или социализм без Маркса, политэкономии и диалектического материализма?

Возможно ли это?!

Коммунизм и утопия

Коммунизм или справедливое общество придумал не Маркс. Надеюсь, никто не удивлён этим фактом?

Карл Маркс (сам или через своих последователей) обозначил, что марксисты заняты социализмом научным, а все прочие – социализмом утопическим. Причём слово «утопия» чётко связано с чем-то несбыточным – с идеей справедливости.

Понятно, откуда идут такие установки и ярлыки, что, якобы, справедливость утопична?.. Кому и для чего выгодно подобное утверждать? Ответ очевидный…

Утопией называют даже модель, которую выстраивал Сталин в СССР. Кстати, пока это единственная модель общества с относительно успешным опытом очеловечивания паразитов.

Причём в первую очередь ярлыки вешают те, кто сами строят антиутопию. Т.е. общество с крайней степенью социального расслоения и паразитирования. По факту любая антиутопия – это такое расслоение общества, когда элитарии становятся попросту недоступными для “быдла”, а последние расчеловечены.

Коммунизм как идея возник ещё у древних.

Общество, крайне отдалённо напоминающее справедливое, описывали Платон, Цицерон, Сенека. В Библии у Иоанна Богослова было описание некоего идеального общества – Небесного Иерусалима. Позже поисками идеального общества справедливости занялись Томас Мор в «Утопии» в 1516 г. и Томмазо Кампанелла в «Городе Солнца» в 1602 г. А затем появился Карл Маркс и заложил научный фундамент под идею утопии.

Это дело нужное, что тут скажешь.

В итоге идеологи и пропагандисты марксизма чуть ли не приватизировали модель коммунизма. Причём марксисты видят единственную модель справедливого общества, основанную на диалектическом материализме, дарвинизме, атеизме и т.д. Им вторят пропагандисты левацких идеологий (ещё менее научно обоснованных), приватизировав модель социализма. И те, и другие ревностно бдят, дабы никто более не претендовал на влияние на классовое сознание пролетариата.

Понятно, что всякие мелкобуржуазные идеологии ведут охоту за электоратом, описывая всякие иные модели общества, предлагая свои форматы «справедливости».

Но ещё раз напомним о том, что идеологии (не важно, политические или религиозные) не всегда адекватно отражают реальность, внося в умы электората всевозможные когнитивные искажения в виде лозунгов и догм. Об этом мы писали тут.

Ещё вопрос: марксисты в Китае или в позднем СССР вообще коммунизм строили? Также как и социал-демократы и прочие "леваки" стран Запада отнюдь не социализм строят. Там речь о справедливом обществе – вообще лишь замануха для лохов. Что многие заметили, например, как тезис «у вас есть нефть, но не нет демократии, тогда мы идём к вам!..» или «вы не платите углеродные налоги и не поддерживаете лгбт, значит у вас тоталитаризм!..» и т.д.

Тот поздний социализм, который мы наблюдали в 80-е гг. перед самым развалом СССР, – это отнюдь не настоящий социализм. Да, справедливости тогда было гораздо больше, чем теперь. Но логики в общественном устройстве позднего СССР было столько же, сколько и ныне. Т.е. исчезающе мало. Т.е. не было.

А вообще социализм, который строила КПСС, совсем не то, что до того строили сталинисты, ленинцы или троцкисты. А до того воображали все философы. Это были совершенно разные модели.

Свой вариант социализма собирались строить все, начиная от анархистов и эсеров и заканчивая всякими кадетами и петлюровцами. По факту это были разные модели капитализма.

Причём модели были не только и не столько экономические, сколько социальные и этические.

Мы говорим о социализме (коммунизме), как модели справедливого общества без паразитизма классов, социальных групп или индивидов. Речь не только об экономике, но и обо всех остальных связях в обществе.

Как тогда победила модель Ленина? Путём идеологической дискуссии периодически превращающейся в террор. Причём террор шёл со всех сторон, был и красным, и белым, и зелёным, и чёрным… Троцкисты и ленинцы резали левых эсеров и кадетов, а те стреляли в ответ, петлюровцы резали большевиков, и потом большевики уничтожали петлюровцев, затем уже махновцев, меньшевиков, троцкистов… Вся эта «дискуссия» шла вплоть до начала Великой отечественной, когда встал вопрос о сохранении страны.

Основой для той социальной модели, что в итоге выстроили сталинисты в стране Советов стали идеи не только марксизма в формате ленинизма, но и идеи всех русских философов.

7 идей о справедливом обществе в русской философии

Рассмотрим, как русские философы смотрели на суть справедливого общества. Очень поверхностно вспомним идеи 12-ти самых ярких русских философов.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910).

Недаром В. И. Ленин называл его «зеркалом русской революции». После того, как великий писатель решил оставить литературу, он посвятил себя педагогике и философии. За это удостоился отречения от церкви, т.к. старался очистить христианское учение от исторических искажений и догм официальной религии.

По сути, видел общественную модель, как христианский социализм, но антицерковный и антигосударственный.

Единственное отличие его модели общества от анархистской было в методах, его главный постулат был: “непротивление злу насилием” (последнее слово – ключевое). Кстати, затем этот метод использовал в Индии Махатма Ганди и частично преуспел в освобождении страны от колониальной зависимости от Британии.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889)

Собственно именно он сформулировал один из главных русских вопросов: «Что делать?» И даже роман одноимённый написал.

Призвал всех быть разумными эгоистами, что ведёт к логической необходимости альтруизма. На основе этого возможно построение справедливого общества, основанного не на конкуренции, а на сотрудничестве.

По сути, это философский социализм.

Пётр Алексеевич Кропоткин (1842–1921)

Князь Кропоткин был создателем учения анархо-коммунизма, полагая, что любое государство – инструмент насилия. Он стал одним из высочайших нравственных авторитетов своего времени, мечтал о воцарении на Земле безгосударственного коммунизма.

Самое главное в его учении: настоящий двигатель прогресса – не конкуренция и борьба за существование, а взаимопомощь и сотрудничество. Эволюция – это борьба не между индивидами, а между видами, и преимущество получает тот вид, внутри которого царит сотрудничество. Только благодаря ему мы, люди, столь мощно эволюционировали.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900), Иван Степанович Проханов (1869–1935), Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944), Николай Александрович Бердяев (1874–1948), Павел Александрович Флоренский (1882–1937) – плеяда мыслителей, которые фактически были христианскими социалистами, искавшими особый путь России к построению справедливого общества через любовь и добро, но в рамках православия.

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935)

Космический коммунизм – это единственный путь распространения разума по Вселенной. Каждый атом наделён жизнью, но спит в неорганической материи, а в органической просыпается. Разум же способствует радости, поэтому вместе с ним «все эти воплощения субъективно сливаются в одну субъективно-непрерывную прекрасную и нескончаемую жизнь и… космос превратится в великое совершенство».

Владимир Иванович Вернадский (1863–1945)

Биосферный социализм в учении философа будет выглядеть так: человечество создаст единую информационную систему, общенародное управление и каждый займётся научной деятельностью. Затем наступит ноосферный социализм, когда человечество сможет управлять природными процессами.

Владимир Ильич Ленин (1870–1924)

На удивление, товарищ Ленин был человеком, который решил не просто болтать и размышлять о справедливом обществе, а построить его в реальности. Он был не просто философом-марксистом и диалектическим материалистом, он создал философию русского экономического социализма и впервые в истории попытался дать в руки угнетённому классу трудящихся власть – власть Советов.

Можно было бы ещё упомянуть такого мечтателя и практика, как Иосиф Виссарионович Сталин (1878–1953), который реально построил первую в мире модель социализма, а советскую власть упрочил.

В любом случае появление такого феномена, как советская власть, дало возможность совершить реальную попытку построения справедливого общества. Но это отдельная большая тема для исследования.

Коммунизм или социализм без Маркса, политэкономии и материализма?

Возможно. Вполне.

Марксисты скажут, что все идеи вне диалектического материализма ненаучны, мелкобуржуазны и пр. Но с ярлыками и стереотипами бороться – процесс длительный. Главное – не лозунгами рассуждать, а искать смыслы. Будем исследовать дальше...

Подписывайтесь на наш канал НЕРАЗБУДДИЗМ

Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Обсудить
  • Лайкнул, ибо в целом альтернатива неплоха! Однако концовка покоробила, где Сталин Советскую власть упрочил. Это как так он ее упрочил, что последний съезд Советов СССР прошел в конце 36 г., когда высшим органом стал полностью карманный Верховный совет СССР?! Меченый попытался вернуть власть Советам, стали опять созывать съезды да поздняк метаться уже было! То же самое про КПСС: рядовых членов так загнобили, что они покорно проглотили что ежовщину, что вынос тела вождя из Мавзолея, что отставку Хрущева, что скатывание Союза в могилу... Попытался Генералиссимус прижать обкомовских с ЦК-овскими, да как-то подозрительно быстро ласты склеил, а уж Хрущ не на голом месте полный карт-бланш всем этим бонзам дал, поляна окультурена была и хорошенько Сталиным унавожена...
  • Навеяно: в школе от Чернышевского тошнило, когда его вталкивали в головы. А вот с годами понимаешь, что его "сознательный эгоизм", его модель социального альтруизма очень даже неплохая идея.