Алексей Агуреев: Поклонской урок. Почему в Союзе атеизм и религия не мешали друг другу?

2 821

Религия по-советски!

В СССР во многих семьях периода развитого социализма существовали темы, которые откровенно обсуждались лишь в кругу самых родных и близких. Для кого-то это были прабабушки и прадедушки из дворян или кулаков, для кого-то — родственники за границей, для кого-то — репрессированные в 30-х, для кого-то — национальность. В моей семье такой темой была Религия. Именно так, с большой буквы.

В церковь меня водили нечасто, главным образом — причащаться, но с религиозной пропагандой никогда палку не перегибали. Считалось, что придёт время — малóй сам всё поймёт. Малóй понял, но по-своему.

Было мне лет шесть. В тот день мне предстояло важное дело: моя верующая бабушка решила причастить "кая́нного". Моя "баушка", как она сама себя называла, на всю жизнь останется примером народной мудрости, но вот с памятью, вернее, даже не с памятью, а с подбором имен у нашей "народной мудрости" бывали проблемы. Детей у неё было шестеро, двое из которых умерли в младенчестве, внуков — тоже шестеро, и вся эта родня (плюс жёны и мужья) топталась летом у неё на даче. Так что когда она кого-то звала, то она смотрела на тебя в упор и звучало это примерно так: "Женьк, Андрюшк, Кольк, Дениск, Ленк, да тьфу ты господи, ну ты — дурак большой, иди сюда, каянный!". Вне зависимости от того, кто ей требовался, именно этого-то имени она никак и не могла вспомнить в нужный момент.

Так вот, привезла она меня тогда с дачи, уложила спать, вечером пришла мама, которой почему-то о планах причастия известно не было, и наварила мама щи из кислой капусты (страшная гадость). Поутру меня разбудили, чтобы успеть к заутренней, а пока бабушка туда-сюда, тут-то в меня, в сонного и плохо соображающего, впихнули тарелку щей и на меня надели свитер. Мамочка проявила заботу.

Привозит меня бабушка в храм Николы в Хамовниках, а по дороге рассказывает о том, что на исповеди перед причастием надо правду говорить. А мне-то что, я врать-то и не собирался.

К тому моменту я уже несколько раз бывал в церкви, и было мне всегда там страшно скучно и душно. Правда, прихожане всегда норовили поощрить маленьких детей за приход в приход и мои карманы после таких походов всегда были полны конфет. Как приличный ребёнок, я всегда отказывался, но мне их всё равно пихали.

Итак, я стоял и страдал совершенно безвинно, думал про себя, а есть ли на свете такие бабушки, которые детей в церковь ходить не заставляют?

Отмучившись часа два, я наконец-то дождался того момента, когда к батюшке выстроилась очередь верующих на исповедь и причастие. Я уже ликовал внутри, так как понимал: ещё совсем немного и свобода! Сзади стояла бабушка.

Подходит моя очередь, и первый вопрос священника:

— Отрок, а ел ли ты сегодня?

— Да, спасибо, — отвечаю я. — Ел уже.

— А что ел? — спрашивает батюшка.

— Щи из кислой капусты, — отвечаю я. — Мама налила.

— А где твоя мама?

— Мама дома, я здесь с бабушкой, — продолжаю я говорить правду и только правду.

— Что же вы ребёнка щами-то накормили? — спрашивает батюшка мою бабушку. — Нельзя ему святых даров сегодня.

"Вот, каянный!" — шипела бабушка всю дорогу домой.

А я, кстати, поначалу слишком несерьёзно воспринял неудавшееся причастие. И только дома я узнал, что на следующее утро придётся снова идти в церковь. Да ладно, если бы просто пройтись до церкви, так ведь и стоять там ещё два часа!

А потому я с утра взял ситуацию под контроль: не только ничего не ел, но и пить на всякий случай отказывался. Кто его знает, какие они там ещё новые правила придумают, сейчас чаю попью, а там, глядишь, и на третий день ни свет ни заря вставать придётся.

Но на этот раз всё шло без сучка без задоринки. Два часа ожидания, очередь на исповедь и причастие, тот же самый батюшка, я подхожу и сразу говорю, что ничего не ел, не пил, он меня узнаёт и спрашивает:

— А слушаешься ли ты папу, отрок?

— А папа с нами не живёт, — отвечаю я.

— А маму? — не отстаёт батюшка.

— Маму слушаюсь.

— А вот всегда ли ты слушаешься маму, ну задумайся, спроси сам себя честно, — продолжает священник.

Задумался я. Дело-то, конечно, понятное — в принципе, я был послушный мальчик, но даже самый что ни на есть паинька периодически не слушается.

— Нет, не всегда, — подумав, честно ответил я, и даже стало мне мою маму жалко, что я её не всегда слушаюсь.

— Надо всегда слушаться и не врать в церкви, — резюмировал батюшка, но всё-таки причастил.

Прошёл месяц, или два, или три, но опять меня повела бабушка в церковь. Алгоритм тот же. Батюшка тот же. Вопрос тот же:

— Слушаешься ли ты, отрок, маму?

— Нет, не слушаюсь, — честно признаюсь я, вспоминая мою последнюю исповедь, наказ батюшки не врать в церкви и понимая, что слушаюсь я маму всё-таки по-прежнему не всегда.

— Как же ты, отрок, можешь маму-то не слушаться? — говорит священник. Знаешь ли ты, отрок, что американцы — а они любят проводить социологические опросы по всяким поводам — подсчитали, что дети, которые слушаются родителей, в два раза чаще чувствуют себя счастливыми, когда вырастают, чем те дети, которые родителей не слушались?

Ну, тут я, как сейчас помню, честно говоря, подрастерялся: американцы какие-то, социологические опросы — слова-то всё чудны́е! Причём здесь американцы? В общем, хотел парень нормально исповедь пройти, во всём честно и сразу на этот раз признался, и опять какой-то облом.

Проходит ещё месяца три. Я уже первоклассник вовсю и прекрасно знаю, что на все вопросы старших можно ответить либо правильно, либо неправильно. Бабушка опять засобирала меня причащаться. У неё, видимо, было какое-то внутреннее расписание, по которому она определяла, когда "каянный внук" ещё может бороться с нечистым на внутренних резервах организма, а когда пора уже подкрепиться духовной силой. А тут меня же ведь ещё и в октябрята приняли — в общем, по бабушкиным прикидкам, пора мне было на святое причастие в храме Николы во Хамовниках. Два часа ожидания и переминаний с ноги на ногу. Очередь. Батюшка. Тот же. Меня не узнал. Исповедь. Вопрос: "А слушаешься ли ты маму, отрок?"

— Да даже и не знаю, как ответить правильно, — говорю я, честный советский октябрёнок.

— А почему же так, чадо моё?

— Да я один раз сказал вам, что слушаюсь, а оказалось, что соврал и не всегда слушаюсь, а врать нельзя. А когда в другой раз честно сказал, что не всегда слушаюсь, так вы мне сказали, что надо слушаться, потому что американцы слушаются. Вот я и не знаю, какой правильный ответ!

— Ступай к причастию, — сказал мне батюшка, — И, отрок, не умничай больно в храме Божьем!

С тех самых пор я сделал для себя вывод, что и к православию, и к другим верованиям относиться надо просто с уважением и неверующим не стоит умничать, когда речь заходит о религии.

Атеизм по-советски!

Но ведь официально в идеологии СССР правил атеизм! Совершенно верно, правил! Но вот только в годы развитого социализма профессиональные атеисты и борцы с "опиумом для народа" проявляли и к религии, и к "служителям культа", и к их точке зрения и взгляду на жизнь максимум уважения и пиетета. И поучиться этому чувству меры и уважения к оппоненту было бы не вредно в наши дни и сверхпродвинутым блогерам и суперагрессивным борцам за чистоту и нравственность.

А что мы имеем сегодня? Как правило, ор и хамство в общественных местах, и зачастую с демонстрацией по ТВ; в лучшем случае — уничижительные посты в ФБ и ВК. Вот недавно опять наткнулся на рассказ крайне передовой и демократичной особы о её суровой встрече с кошмарной постсоветской реальностью. Да и вы, наверное, тоже видели такого рода тексты. Они все сделаны примерно так:

1. Вот иду (сижу, еду, лечу) я такая хорошая (хороший).

2. Рядом бабушка (дедушка, таксист преклонного возраста или явно рождённый ещё в СССР гастáрбайтер).

3. Я — такой хороший (хорошая) — жалею явно тяжело работающего и перебивающегося с хлеба на воду человека (покупаю у него пучок редиски, букетик ненужных мне васильков, обещаю таксисту чаевые, а то и просто так, за здорово живёшь дарю этому бедолаге аж 50 рублей — но делаю это благородно и не унижая человеческого достоинства близкого моего).

4. А потом начинается разговор, где облагодетельствованный мной старик/старуха/попрошайка/гастарбáйтер вдруг нагло берётся утверждать, что в СССР лучше жилось, и хвалить всё советское. Я — такой хороший (хорошая) пытаюсь ему на пальцах объяснить элементарные вещи, но все мои наполненные умной иронией возражения остаются непонятыми этим недалёким посредственным человеком.

5. Далее следует вывод: эти глупые бедные несвободные люди сами виноваты в своём тяжелом настоящем и в беспросветном будущем.

Рискну в этой связи рассказать ещё одну личную историю. Итак, если в моей религиозной семье особой пропаганде меня не подвергали, то вот в школе как раз наоборот — мне довелось познакомиться с официальным атеизмом. Собрали как-то нас — свеженьких пионеров — перед Пасхой на классный час и рассказали, что религия — опиум и что верующим надо объяснять, что они неправы. Классная была не слишком убедительна, но помножьте это на пионерский задор и...

Другими словами, узнав на классном часе, что верующим надо правду рассказывать, я на следующее утро, когда бабушка встала на молитву перед иконами, встал рядом с ней и, как учили, принялся доказательно объяснять, что рая нет. Ничего не сказала мне бабушка, а вот мама вечером позвала "на поговорить".

— Алёша, — сказала мама (а Алёшей меня по жизни, кроме неё, до сих пор никто никогда не называет), — ты же понимаешь, что наша бабушка старенькая и вскоре может уйти из жизни?

— Конечно понимаю, — отвечаю я.

— Алёша, а ты бабушку нашу любишь?

— Конечно люблю, — отвечаю я.

— А наша бабушка хороший человек?

— Конечно!

— Ну тогда ты должен понимать, что ей на душе легче сейчас от веры в Бога, от веры в то, что попадёт она в Царствие Небесное. И если ты бабушку любишь, то должен уважать и то, во что она верит.

Другими словами, уважаемые прогрессивные блогеры и дорогие защитники моральных ценностей, как бы яростно вы ни спорили друг с другом, но у нас всех одно советское прошлое. Давайте возьмём из него лучшее — а это и скромность, и уважение друг к другу, и дружелюбие, и человечность, и умение спорить без надрыва и перехода на личности. И, пожалуй, не стоит пытаться объяснять бабушкам и дедушкам, что они ошибались? Во-первых, бесполезно, ничего никогда не объясните! Ну, а в главных, просто пожалейте их, им и так досталось, дайте этому поколению хоть уйти из жизни в душевном равновесии и без ощущения того, что жизнь была посвящена ложным идеалам.

via

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • Урок не впрок. Во-первых, она практически не жила при Союзе (сколько ей там годков-то ныне?) и потому не может в полной мере оценить Ваш посыл. Во-вторых, она неофит, а неофиты по большей части - твердолобые фанатики идеи. Убеждение, увещевание, наконец, просто голос разума - это до них не доходит.
  • дык на самом деле учить дедушек и бабушек атеизму никому и в голову не приходит. Отвращение вызывают ползучие потуги церковников взеть в умы внуков и правнуков этих бабушек-дедушек.