Флюгер моих ветров
Стрелкою оловянной
Нити моих путей
Вычертит без труда.
Роза моих ветров
Слишком уж постоянна -
Дует один туда,
Дует другой сюда.
Слёзы моих дождей
Бьют по щекам всё злее,
Каждый осенний лист
Плачет в моём дворе.
Слёзы моих дождей
Наверняка имеют
Максимум в сентябре,
Максимум в сентябре.
Реки моих надежд
Так полноводны в мае...
Разве ж виновен я
В том, что из года в год
Реки моих надежд,
Пообмелев, впадают
В море моих забот,
В море моих забот.
Видимо, климат мой
Резко континентален.
Кто же сумеет мне
Правильный дать прогноз,
Что меня ждёт в году -
Радости иль печали,
Ждёт ли меня тепло,
Ждёт ли меня мороз...
Трудно предположить, что это не просто отличные стихи - слова из песни. Но именно такую настоящую поэзию использует в своём творчестве дуэт Алексей Иващенко - Григорий Васильев, в народе прозванный "Иваси". Дадим слово их другу, корреспонденту "Комсомолки" Андрею Павлову:
- Недавно услышал по радио: «Молодой дуэт Васильев - Иващенко…» Если это не ретропередача, радионяни слегка загнули. Всё же за шестьдесят каждому. (Справка «КП»: Алексей Иващенко родился 12 мая 1958 года, Георгий Васильев родился 22 июня 1957 года, живут и работают в Москве.) Но по сути всё верно. Первую их песню я услышал в 1986 году. Борис Оскарович Бурда, в те годы великий книгочей и знаток, привёз в Одессу, где я тогда учился, магнитофонную бобину с песней какой-то «московской парочки с географического факультета МГУ». Слушали хором, как ходоки - Ленина. Потрясло до основания. Хотя, что там такого было-то? Ну, смешная фенька.
«Робот музыкальный, МУ-043, сделан капитально, с пробками внутри. Если заиграет что-нибудь не так, то предохранитель сразу швак! Чтоб от программы ни на шаг! Я музыкальный автомат, лауреат и дипломант, пою в кредит согласно таксе по рублю. Пою, как славно быть вдвоём, как хорошо весенним днём, как я цветы, мечты и родину люблю…»
Впрочем, это сегодня кажется – ничего особенного. Тогда в авторской песне был застой. И публика, замученная ревнителями чистоты жанра и занудными подражателями, возлюбила Лешу с Гошей (они же «Иваси») любовью великой. Фанаты, ажиотаж, на концертах люди толкутся в проходах, родился отдельный жанр «записок «Ивасям»: «Дорогой Васильев, дорогой Иващенко, будете дурачиться - попадете в Кащенко!» У ребят целая коллекция таких записок, можно издавать отдельно. Их было за что любить. Каждая песня той поры била наотмашь. Как говорил Окуджава: «Настоящий поэт приходит в мир с мешком гвоздей. Каждым своим движением он раздирает души окружающих в кровь…» Это о них. И вроде бы всё просто - казалось, мы и сами такое смогли бы написать…
«На кочках цветочки, за кочками лес. На дальний глухой полустаночек, наладив пилу да рубаночек, с утра мы приехали строить навес на дачу к Евгенью Иванычу… Я знаю - дача будет, я знаю - саду цвесть. Способны наши люди не спать, не пить, не есть. Таскать кирпич под мышкой, век путаться в долгах, чтоб свить гнездо детишкам у черта на рогах…»
Вся поющая страна была во власти этого безбашенного дуэта. Кстати, я сейчас набиваю их тексты, не глядя в песенники: так крепко врезалось в память. Конец 80-х, время суровое, от политики никуда. Сочиняются хиты, которые и сегодня звучат крамолой: «Непутевка в парадном убранстве. Из уезда приехал в село капитан - предводитель дворянства и урядник с клинком наголо. Донести повеление свыше до селян предводитель спешит. Старый барин, говорит, на пенсию вышел, выбрать нового вам надлежит. Царь велел, говорит урядник, чтоб народ выбирал господ. И я всех запру в курятник, кто указ не признает!» А лирика? Такого щемящего - на грани - сочетания иронии и любви не знаю ни у кого. «Кончается четверг, и дождик мелок. И сквозь него едва-едва видны два косяка летающих тарелок над мокрой территорией страны. И девушки, бегущие с работы, по лужам торопливо семенят. Промокший двор и в нем промокший кто-то, немножечко похожий на меня…»
А потом страна разбрелась в разные стороны. Иващенко ушел в актеры, стал главным голосом Дональда Дака на территории всея бывшего СССР, озвучивал джинна в «Аладдине». Васильев основывал биржи, фирмы и до того стал бизнесменом, что все только крякали и чесали в затылке: брат, песни у тебя – достать портвейн и плакать. С таким фонтаном в голове бродить тебе босиком с гитарой за спиной и срывать все цветы мира. А ты - в миллионеры…
Прошло время. И случился «Норд-Ост». Для тех, кто помнит только кошмар с заложниками на Дубровке, напоминаю: там еще был первый российский мюзикл. Потрясающий, мирового уровня, с эффектами, до той поры на отечественной сцене невиданными. И либретто, и музыка - «Ивасей». Старт был прекрасен. Глядишь, и был бы со временем у нас коллективный Эндрю Ллойд-Уэббер. Не срослось. Ещё один повод не любить терроризм. Сегодня ребят редко встретишь вместе. А жаль.
Иващенко уверен, что своим успехом мюзикл обязан правильно выбранному литературному материалу(Повесть Вениамина Каверина "Два капитана"). Васильев уточняет: «В конце 1990-х общество устало от потрясений. В телевизоре была сплошная чернуха. „Норд-Ост“ был очень нужен людям. Он рождал у зрителей чувство оптимизма и единения. Он показывал, что в нашей истории были люди, которые стремились к идеалам и которыми мы можем гордиться. Он рождал чувство светлого патриотизма — еще до того, как патриотизм стал государственной идеологией».
После «Норд-Оста» было несколько проектов, самый значительный из которых – мюзикл Юлия Кима и Геннадия Гладкова «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца, где Алексей Иващенко выступил в роли продюсера. А Георгий Леонардович Васильев уже несколько лет продюсирует очень успешный проект «Фиксики» – детский образовательный мультипликационный сериал.
Но многие до сих пор помнят их замечательные, побуждающие к размышлениям песни. Любителям авторской песни, конечно же, хорошо знакома одна из лучших композиций Алексея Иващенко и Георгия Васильева «Погиб ли тот фрегат». Эту вещицу дуэт создал под впечатлением от прослушивания кассет с записями Визбора. Так получилось, что впервые она прозвучала со сцены в 1984 году, в тот самый день, когда «Иваси» узнали о смерти барда. И невольно подражание превратилось в посвящение.
«У Визбора хорошие песни. Не отличные, не прекрасные и не блестящие, а именно хорошие. Простые и добрые. Петь их очень приятно и полезно для души», — так выразил отношение к творчеству старшего товарища Георгий Васильев. Лучше вряд ли скажешь.
Оценили 23 человека
45 кармы