Важная страница в истории формирования менталитета немецкого народа до второй мировой войны. О Шребер-гартен и нацистах.

5 1125

В Германии имеют распространение мини-дачи - небольшие садовые участки в пределах города, сдаваемые горожанам в аренду. Они называются Шребер-гартен. Несколько таких садиков находится прямо возле моего дома. Там построены летние домики, посажены плодовые деревья и кустарники. Летом я вижу там приехавшие семьи с детьми, они резвятся среди зелени и не подозревают о связи названия их сада с именем врача, оказавшего зловещее влияние на целую нацию.

Daniel Gottlob Moritz Schreber 15. Oktober 1808 in Leipzig; † 10. November 1861 немецкий врач ортопед и университетский педагог

Многие задавались вопросом, как могла страна философов и поэтов скатиться в такой ад, где люди могли одновременно наслаждаться лучшими произведениями музыкальной классики и убивать других людей.

И, оказалось, причина кроется в методе воспитания детей, который применялся несколько поколений подряд, практически целое столетие, начиная с середины 19 века.

Все, наверное, видели фильм об этом Михаэля Ханеке "Белая лента".

Михаэль Ханеке был дружен с психологом Элис Миллер, которая в свое время подняла голос против "черной педагогики". И он сделал этот фильм под впечатлением ее книги - бестселлера: "Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я»"

Она объясняет столь распространенную в начале века среди немцев склонность к насилию, сделавшую их легкой добычей плебеев национал-социалистов, влиянием метода доктора Морица Готтлоба Шребера. В Интернете есть его портрет, красивый благородный мужчина с дворянской осанкой. Был необыкновенно популярен, и память о нем сохранилась во всех немецких городах и по сей день в так называемых "шребер-гартен". У немцев всегда огромным вниманием пользовался вопрос здоровья нации. Да и почти вся Германия жила в частных домах с садами, на природе. Ведь больших городов в Германии было очень мало, еще до 70-х гг. XIX в Германия состояла из более чем 300 мелких княжеств. Так что такой провинциальный образ жизни сохранился и с появлением некоторых крупных городов и связанным с индустриализацией строительством многоэтажных домов. И хотя они и были в те поры максимум трехэтажными, в обществе возникла тревога за бедных детей, лишенных сада, так называемых «Etagen-Kinder».

Вот поэтому доктор Шребер разработал программу оздоровления детей, предложив выделить в городе небольшие недорого арендуемые участки для создания маленьких садов, которые бы в свободное время обрабатывали родители с детьми, чтобы они пребывали на свежем воздухе, имели физическую нагрузку и приучались к порядку. Практически те же садовые участки, что распространились у нас примерно с 60-х годов по другой причине, необходимости самим выращивать овощи и фрукты, которые кроме Москвы почти нигде нельзя было купить. Но в Германии это движение началось с XIX века. И сохранилось до сих пор, а такие сады и сегодня называются Шребер-гартен.

Однако господин Шребер заботился не только о физическом здоровье. Он создал также теорию нравственного здоровья немцев, их надо было воспитывать настоящими героями, сильными, мужественными, выносливыми и, конечно, с королевской осанкой: "gerade Rücken, gerade Geist" (прямая спина - прямой дух). Для этого надо было приучать детей сызмала к самостоятельности и терпению. Не обращать внимания, если ребенок в коляске плачет, держать в строгости и требовательности, с неукоснительным исполнением установленных отцом порядков. Кроме самой теории он разработал чертежи станков, в которые предлагалось сажать детей, дабы они просто физически не могли искривить осанку, во время выполнения домашних заданий. А, кроме того, металлические пояса, охватывающие гениталии, для мальчиков, в которых они должны были спать, чтобы их тело было недоступно рукам (для предотвращения «сексуальных извращений»). С этой же целью он практиковал для мальчиков холодные сидячие ванны перед сном). Эти замечательные устройства можно увидеть на чертежах. И все эти орудия пыток он испытывал в первую очередь на своих детях. Шребер считал, что с первого дня жизни необходимо приучать младенца к безусловному подчинению. Отец в семье - Бог, которому должны беспрекословно подчиняться. Родитель должен был стать повелителем ребёнка, чтобы впоследствии «одного лишь взгляда, одного угрожающего жеста было достаточно, чтобы полностью подчинить ребёнка себе». Если младенец плачет, его нужно заставить замолчать «любым физически доступным способом». В педагогике Шребера допускались любые наказания, в том числе и физические, причем, начина с первого года жизни. К тому же, считалось, что любые проявления любви к ребёнку неизбежно приведут к избалованности и «дегенеративному слабоволию». А для воспитания такого необходимого для истинного немца качества, как самоотречение, малыша «помещали» на колени к няне, которая в это время ест или пьет все, что ей по вкусу. «Как бы ни были сильны у ребенка возникающие в этой ситуации оральные потребности, их не следует удовлетворять».

Здесь уместно напомнить, что сам господин Готтлоб Шребер был в детстве болезненным ребенком, и приложил много усилий для закалки и занятий гимнастикой, чтобы укрепить себя. Поэтому он на своем опыте свято верил в эффектиность и необходимость такого рода воспитания. Итак, Шребер воспитывал своих пятерых детей в согласии со своей теорией, все свои изобретения он испытывал в первую очередь на своих детях, но его проект «Идеальный человек» потерпел поражение в собственной семье. Четверо из пяти его детей закончили жизнь в психбольницах. Оба сына Шребера стали известными юристами. Старший, Густав, в возрасте 38 лет покончил с собой, застрелился. Покончила собой и одна из дочерей. Младший брат Пауль стал известным юристом, но вошел в историю психоанализа как классический случай параноидной шизофрении.

На основе его автобиографии, (Даниэль Пауль Шребер (1842-1911) опубликовал «Мемуары нервнобольного» в 1903 году (в издательстве Освальда Мутце), где он подробно описал свои болезненные ощущени и переживания, Зигмунд Фрейд описывал развитие паранойи. «Мемуары» Шребера предоставили З.Фрейду возможность обосновать два главных теоретических положения: что паранойя – это защитный невроз и что её основным механизмом является проекция. И его книга имела ключевое значение в работе Жиля Делеза и Феликса Гватари «Анти-Эдип».

В своих работах он имел дело главным образом со здоровьем детей и социальными последствиями городской жизни в начале индустриализации. В дополнение к «систематической лечебной гимнастике» он также проводил кампанию за укрепление городской молодежи, работой в сельской местности, или в специальных садах, поскольку окружающая среда многоквартирных домов предоставляла мало соответствующих возможностей.

В программном предисловии советника по вопросам образования Kallipädie (1858) он написал:

«Даже очень несовершенные природные данные часто удивительным образом компенсируется хорошо продуманным образованием... »

Шребер был занят поиском путей гармоничного и здорового развития детей. Одной из его центральных идей было создание небольших садов, где каждому ребенку выделялось по паре грядок. Дети должны были самостоятельно ухаживать за растениями, а затем самостоятельно собирать с них урожай. В настоящее время многие специалисты называют Шребера предшественником природной медицины. Природная или натуральная медицина - это вид лечения, когда вместо медикаментов используется солнечный свет, свежий воздух, гимнастика, диета или массаж.

Идеи Шребера, однако, выходили далеко за пределы оздоровления народа через земледельческий труд на свежем воздухе. Даниэль Шребер был занят вопросом правильного и гармоничного воспитания человека с самого рождения. Этой теме он посвятил свою книгу под названием "Каллиопедия, или воспитание чувства прекрасного". В ней изложены представления Шребера о том, как надо растить ребенка.

Книги Готтлоба Шребера выдержали до 30 изданий. Они оказали огромное влияние на несколько поколений родителей. Идеи врача Шребера оздоровления нации получили такую огромную популярность, что вместе с ними распространились и все его методики, жестокие меры воспитания. Еще до 60-х годов ХХ века практиковалось избиение детей в образованных слоях населения, как нормальный метод воспитания. (У нас, правда, и сегодня побивают детей, но все же не в культурных, а маргинальных семьях).

Элис Миллер пишет: испытывая жестокость родителей в раннем детстве, они усваивали методы насилия во взаимоотношениях людей, жестокость родителей становилась основой душевной раздвоенности (смесь любви и ненависти – основы садомазохизма) и невроза, а лишение ласки и понимания, физического контакта (когда родители жалеют ребенка, гладят его, обнимают) приводило к отмиранию и атрофии некоторых функций головного мозга, из-за чего у них не развивались полноценно чувства, способность к эмпатии, (что, как мы сегодня знаем, есть, пожалуй, важнейший элемент воспитания), и они вырастали как дети в детдоме, с недоразвитыми чувствами и со скрытой агрессией. Именно таким воспитанием объясняет она - почему немцы всенародно с такой легкостью приняли пропаганду насилия нацистами, почему они готовы были к насилию.

Возможно, эта теория объясняет еще одну вещь, вызывавшую вопросы. Почему именно высококультурные немцы, знакомые с утонченными искусствами, тоже оказались в большинстве готовыми к насилию. Такие строгие, даже строжайшие авторитарные, порой деспотические методы воспитания были в основном именно в образованных семьях, где особое значение уделялось немецкому духу, где стремились достичь во всем высшей планки и господствовал перфекционизм. Историки пишут, что за помощью к психоаналитикам обращались в основном люди из высшего сословия.

Элис Миллер писала, что, безусловно, идеологии, оправдывающие насилие, в разное время и в разных странах свои. Но истинные мотивы всегда одни - подавленные негативные эмоции детства. «И в нацистской Германии, и среди американских солдат-добровольцев во Вьетнаме - утверждает Элис Миллер, - большинство лиц, совершавших самые вопиющие военные преступления, составляли те, кто подвергался жестокому обращению в детстве... Последствия подобного воспитания фатальны для отдельной личности и чудовищны для нации». В 1979 ее книга «Драма одаренного ребенка» стала бестселлером во всей Европе, она тоже оказала большое влияние на изменение методики педагогики.

Главные основы революции в воспитании были заложены после революции 68-х годов.

Сегодня педагогика, так сказать, повернулась на 180 градусов. Детям позволяется все, чтобы не мешать развернуться заложенным в них способностям, и формироваться свободной личностью. Правда, иногда кажется, что опять "перепрыгнули коня", потому что середина предполагает не только свободную личность, но и формирования способностей к усердному труду. А я слышала, что у молодежи сегодня модно хвастать, что они, к примеру, к математике не способны, слишком трудная. И большинство выбирает гуманитарные болтологические факультеты, где особое усердие не обязательно. И это в стране инженеров!

…Еще одна вещь обратила на себя внимание - эта строгость и деспотическое стремление к достижению детьми намеченных родителем целей свойственно в большей степени именно протестантской культуре. Об этом, собственно, и был фильм М. Ханеке «Белая лента», и некоторые другие его фильмы. Да и в безумных бунтарях движения 68-х был компонент протеста именно против таких отцов, против холода и отсутствия домашнего тепла, против безграничной власти и деспотизма отцов. Получается - против протестантской культуры, а вовсе не против нацизма.


КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКА СПРАВКА

Даниэль Готтлоб Моритц Шребер родился в семье адвоката в Лейпциге в 1808 году. Таким образом, его ранние детские годы пришлись на времена наполеоновских войн и оккупации - времена разрухи в экономике и сельском хозяйстве. Семья Шреберов принадлежала к евангелическо-лютеранской общине. Отец (адвокат) Йоханн Готтхильф Даниэль Шребер и мать Фредерика Шарлотта отдали сына в гуманитарную гимназию святого Фомы. Это была известная гимназия, состоявшая при церкви святого Фомы, где долгие годы работал кантором великий Иоганн Себастьян Бах. В 18 лет Даниэль Шребер окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Лейпцигского университета. Через семь лет, в 1833, он окончил учебное заведение, получив степень доктора медицины.

Затем Шребер нанялся личным врачом к путешествовавшему по Европе русскому князю Алексею Соморевскому и в течение трёх лет сопровождал последнего в поездках по Германии, Австрии, Бельгии, Франции и Англии. В 1836 он открыл собственную практику в Лейпциге и начал работать врачом-ортопедом. Два года спустя он женился на девушке по имени Луиза Генриетта в девичестве Хаасе (Haase). В их браке родилось пятеро детей: три дочери и два сына.

С 1843 года (и вплоть до самой смерти) Шребер возглавлял частную лечебницу, занимавшуюся оздоровительной гимнастикой и ортопедией. Главным образом, здесь работали над неправильной осанкой у детей и взрослых. Даниэль Шребер стал автором нескольких книг. Среди них - крайне популярная в своё время брошюра "Комнатная оздоровительная гимнастика". Эта его работа выдержала не менее 30 изданий.

Детский ремень для сна. Использовался, чтобы обеспечивать прямое положение тела во сне, одно аз дю­жин ограничительных приспособлений, придуманных не­мецким педагогом 19-го века Д.Г.М. Шребером*

Приспособление Шребера для формирования правильной осанки

источник: https://www.facebook.com/Nelli...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Сегодня 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Обсудить
  • Концлагерь... :scream:
  • Благими намерениями ...
  • Моя бабушка рассказывала, что когда она училась в гимназии (в Туле), их сажали на стулья с прямой спинкой и плоским сиденьем и привязывали под мышки длинным полотенцем или шарфиком для формирования привычки держать спину прямо. Зверство это или нет, не мне судить, но осанка у нее была до самой смерти (в 1980 году) всем на зависть.
  • Для чего мы рождаемся на планете ЗЕМЛЯ (Часть 2. Основная) Кто мы? Какова цель и смысл нашей жизни? Наша жизнь ограничена только земным существованием или нет? На сегодняшний день эти вопросы являются, пожалуй, самым важным для нас и современной мировой цивилизации. Человечество подошло к той черте, за которую переступать смертельно опасно для всего живого на планете Земля: https://cont.ws/@boninnv/1515673