Историческое предназначение России в свете Евангелия

33 4887

Беря интервью у какой-то знаменитости, журнали­сты обычно в конце зада­ют вопрос: «Вы — счастливый человек?» Не глупо ли это? Ведь тот, кого спрашивают, достиг большого жизненного успеха (иначе у него не брали бы интервью), он богат и знаменит, так о чём спрашивать? А вы знаете, в этом шаблонном вопросе есть глубокий смысл, ибо можно добиться славы, денег и комфорта, но быть при этом несчастнее бедняка. Это подтверждается жизнью мно­гих «звёзд», головокружитель­ная карьера которых вела, как выяснялось, к потребности в искусственном счастье — в наркотиках. Но эти частные трагедии никого не учат — мир продолжает думать, что сча­стье есть богатство и слава, а это уже общая трагедия совре­менного человечества. И как всякая историческая трагедия Нового времени, она имеет своей причиной забвение на­ставлений Христа. В данном случае такого: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повре­дит?» (Мф., 16:26).

Стоит хоть чуточку вду­маться в эти слова Иисуса, как их справедливость становится очевидной. Действительно, ведь счастье есть характери­стика состояния души, т.е. категория внутренняя. Если быть точным, надо говорить не о «счастье», а об «ощуще­нии счастья». Человек счаст­лив, когда в нём нет мучаю­щих его страстей, нет гнева и злости, когда его чувства находятся в гармоничном со­гласии, и ему открывается главная тайна прочности бы­тия — его причастность к той «широкой как море» любви, о которой писал Алексей Кон­стантинович Толстой. Именно к такому состоянию, которое и есть счастье, бессознательно стремится душа каждого че­ловека. Ибо оно для неё есте­ственно, и только в нём она обретает себя как полноцен­ную духовную единицу. Вся­кое же повреждение не даёт ей достигнуть этого состоя­ния, и в качестве такой едини­цы она себя теряет, становясь несчастной. Причинами же повреждений души чаще все­го бывают внешние соблаз­ны, особенно соблазны славы и богатств, вернее, страсти, порождающие эти соблазны, и как раз об этом предупреж­дает нас Христос. Но мы дав­но уже пропускаем Его пред­упреждения мимо ушей.

Эта глухота к Божьему сло­ву не есть следствие нашего легкомыслия или глупости -это следствие того принципи­ального, упорного и вполне сознательного нежелания до­пустить какое бы то ни было вмешательство Бога в нашу жизнь, о котором мы гово­рили в предыдущей беседе. Мы уподобляемся упрямым и злым детям, которые счи­тают, что уже не нуждаются в советах родителей, и назло им делают всё наоборот.

Сегодня в мире редко мож­но встретить по-настоящему счастливого человека, т.е. человека с неповреждён­ной душой. Это значит, что у большинства людей души повреждены. Повреждает же их тот образ жизни, к ко­торому они приучены с дет­ства и который разрушает их внутреннюю гармонию. Мы страдаем в основном потому, что живём неправильно, ори­ентируясь на какие-то второ­степенные ценности (вроде обогащения или публично­сти) и совершенно игнорируя главную ценность — собствен­ную душу. Мы обеспокоены ростом неврозов и нервных срывов, но в их предотвраще­нии уповаем на психологию -набор противоречащих друг другу человеческих фантазий об устройстве человеческой души, само существование которой признаётся этой на­укой как-то неохотно. А в это время в любой стране мира можно купить совсем дёшево или даже получить бесплатно книгу, которая нас учит, как надо вести себя, чтобы не по­вредить своей душе. Тот, Кто сотворил эту душу и знает все её особенности, как не может знать ни один психолог. Эта книга — Евангелие.

И по форме, и по содержа­нию её текст абсолютно уни­кален, ничего похожего за всю историю человечества не было написано. Форма уни­кальна своей доходчивостью: язык евангелистов понятен любому человеку от ребёнка до старика, от полуграмот­ного пастуха до получившего блестящее образование ин­теллектуала. Но самое пораз­ительное в том, что при всей своей простоте эта форма оказывается пригодной для наполнения многослойным содержанием, углубляясь в которое находишь ответы на всё более серьёзные вопросы, пока не доберёшься до таких, ответить на которые чело­веку не дано. Но на вопрос о том, как нам надо жить, что­бы не повредить свою душу и спасти её, Евангелие даёт исчерпывающий ответ. А поскольку этот вопрос для нас самый важный, мы говорим, что Евангелие содержит в себе полноту истины, подраз­умевая под ней спасительную истину. Здесь от Евангелия можно получить ответ на лю­бой вопрос — хоть самый об­щий, хоть конкретный.

Зададим для начала вопрос в общей форме: как надо по­ступать, чтобы спасти свою душу?

Ровно такой вопрос задаёт Христу в Евангелии некий бо­гатый юноша, и там, конечно, даётся на него ответ.

Сначала Иисус напомина­ет юноше необходимость со­блюдать заповеди Моисея. Узнав, что тот их соблюдает, но хочет большего, Христос говорит ему: «…ещё одного не достаёт тебе: всё, что име­ешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мною» (Лк., 18:22).

Ответ звучит жестоко, но разговор был публичный, назидательный, и Христос знал, что он сохранится для будущих поколений, поэтому предельно заострил пробле­му. Если встаёт альтернати­ва — богатство или спасение души, материальные или ду­ховные сокровища, что ты выбираешь? Юноша этого ис­пытания его решимости спа­сти свою душу не выдержал, и это заставляет задуматься о себе каждого, кто читал Еван­гелие.

Вот вам самая общая, стра­тегическая рекомендация: во всех случаях, когда жизнь ста­вит тебя перед необходимо­стью выбирать между мате­риальным благом, радующим плоть, и духовным благом, радующим душу, выбирай второе. Держись этого пра­вила неукоснительно, и всег­да в конечном счёте будешь в выигрыше; отступишь от него — тебе будет плохо. Вот как просто. А мы сегодня на­рушаем это правило и отдаём приоритет материальному, поэтому нам становится всё хуже и хуже. Мы чувствуем это и ищем причины ухудше­ния. В СССР говорили: при­чина в том, что мы отступили от истинного марксизма и за­менили его тоталитаризмом. На Западе говорят: причина в том, что мы отошли от истин­ного капитализма и заменили его финансовыми спекуляци­ями. Может быть, это было бы верно, если бы нынешний кризис был социальным или экономическим, но это кри­зис более глубокий — кризис материализма. Факел нашей жизни чадит, коптит и тухнет по той причине, что отключе­но питающее его начало — жи­вотворящий дух, и мы наде­емся на бесполезную для вос­произведения жизни плоть. Но это — напрасная надежда, ибо плоть может воспроизве­сти только саму себя, но сама по себе плоть ещё не есть жизнь, а есть лишь матери­альная предпосылка жизни, и её воспроизведение только в этом качестве бессмысленно. Жизнь есть одухотворённая плоть, если же она не одухот­воряется, она остаётся нере­ализованной возможностью жизни. Дух же, пробуждаю­щий плоть к жизни, даётся ей Богом. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт., 2:7). О том же говорит Христос Никодиму: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие: рождённое от плоти есть плоть, а рождён­ное от Духа есть дух. Не удив­ляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин., 3:5-7). Обратим внима­ние на такую деталь: то, что даётся человеку свыше и оду­хотворяет его плоть, есть Дух с большой буквы, т.е. Дух Бо­жий, а то, во что Он претворя­ется, соединившись с плотью, становится личным человече­ским духом, которая пишется с маленькой буквы.

Итак, Евангелие с полной определённостью ставит дух выше плоти. Современный же человек исповедует материа­лизм, т.е. ставит плоть выше духа. Когда же возникло это принципиальное расхожде­ние и что было его причиной? Современный человек ска­жет, что учение о первично­сти духа есть ложное учение, оправдывающее существова­ние такого паразитического института, как Церковь, опро­вергаемое логикой и несовме­стимое с научными данными. На самом же деле логика как раз с неизбежностью приво­дит к этой точке зрения, а на­учный материал её убедитель­но подтверждает.

Начнём с логики. Совер­шенно ясно, что, прежде чем мы совершим какой-то мате­риальный поступок, т.е. при­ведём в движение нашу плоть, в нас должно возникнуть же­лание совершить этот посту­пок или же осознание необ­ходимости его совершить. Но и желание, и осознание суть духовные категории, значит, наше духовное управляет на­шим материальным, т. е. пло­тью. Что же первично — управ­ляющее или управляемое?

Обратимся к науке, взяв только один её результат. На­ука установила, что материя вселенной возникла в момент Большого взрыва, произошед­шего 13,7 миллиардов лет на­зад, до этого её не было. Но принцип причинности, без которого ни о чём невозмож­но было бы рассуждать и вся наша жизнь стала бы абсолют­но непредсказуемой, не может быть нами отброшен, следова­тельно, Большой взрыв имел какую-то причину. Эта причи­на не могла быть материаль­ной, ибо до Большого взрыва материи не было, значит, она была духовной. Что же первич­нее — причина или следствие?

Концепция приоритетно­сти материи перед духом не только не подтверждается логикой и научными данны­ми, она вопиюще противо­речит и тому, и другому. А если называть вещи своими именами, это полный абсурд, дикость, издевательство над здравым смыслом и факта­ми. Но этот абсурд положен современным «цивилизован­ным» человечеством в осно­ву своего мировоззрения и своего поведения. Как могло распространиться это массо­вое умопомешательство, как взрослые люди могут всерьёз утверждать, будто мёртвая материя обладает животворя­щей силой?

Объяснение элементарно. Материализм был закономер­ным следствием апостасии. Как только европейцы возна­мерились поставить себя на место Бога, они начали пре­вращаться в материалистов. Повреждение ума было след­ствием повреждения воли. Иначе и быть не могло: воля в человеке первична, она подчиняет себе всё осталь­ное — и разум, и чувства. Она заставляет разум изобретать теоретические построения, которые обосновывают её решения, а чувства заставля­ет придавать этим решениям облагораживающую эмоцио­нальную окраску. В XV веке бывшие христиане пожелали «сами стать как боги» — это был акт их воли. Но пока на­стоящий Бог считался Твор­цом всего, в том числе и че­ловека, объявить себя выс­шими Его было невозможно. Значит, надо было приказать разуму «доказать», что все­ленную не Бог сотворил, а она была всегда, и человека тоже не Бог сотворил, а он возник как-то иначе. Когда есть спрос, непременно по­является и предложение. Лаплас выполнил первый за­каз, «доказав», что научное объяснение возникновения вселенной «не нуждается в гипотезе Бога», а Дарвин вы­полнил второй заказ, «дока­зав», что человек произошёл от обезьяны.

В. Н. Тростников, православный философ, историк, богослов, математик

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • "Если быть точным, надо говорить не о «счастье», а об «ощущении счастья»." Т.е. надо говорить: халва, халва, халва... (дальше читать не стал - очередное убожество)
  • "Эта причи­на не могла быть материаль­ной, ибо до Большого взрыва материи не было, значит, она была духовной." Это - ошибка. Вы путаете материю с веществом и полем. До большого взрыва, если он был, была другая форма материи, которая существует вне времени и пространства, как протяженности.
  • Большого взрыва не было, потому что Вселенная не может допустить полного переходя всей энергии в материю или всей материи в энергию. Деление на нуль потому невозможно - это состояние нестабильности.
  • Почитаем Новейший Завет. Скоро грядёт.
  • :thumbsup: :thumbsup: Прекрасная статья о духе и материи. Спасибо , получила большое удовольствие. Удивило в коментах, что люди не понимают, что есть «ощущении счастья». Жалко их... Не думала, что так всё запущено...