Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Россия уже никогда не будет прежней

6 2435

"На рубеже двух эпох"

митрополит Вениамин (Федченков)

Предисловие

Жизнь моя идет уже к закату, хотя один Бог знает, сколько еще придется утешаться Божьим миром и его красотами. Кое-что мне пришлось видеть за эти 60 с лишним лет. И иногда самому приходила мысль записать кое-что из пережитого, советовали то же и друзья. Но все как-то откладывалось это решение. А в это лето мне пришлось познакомиться с новым советским консулом в С. Штатах Евгением Дмитриевичем Киселевым. С его позволения, я на первый раз поделился несколькими биографическими фактами из моей жизни, попутно освещая и принципиальные вопросы момента. Выслушав меня очень внимательно, он неожиданно для меня сказал следующее:

– Вам все это нужно записать.

– Почему?

– Вы жили на рубеже двух эпох, много видели в обеих – все это само по себе интересно. Но думаю, что это было бы важно и для истории: она будет писаться на основании разных документов, а ваши воспоминания незаурядные, вы приняли новую эпоху не легко и не сразу, потому ваши переживания особенно важны как материал для будущего историка.

Удивившись такому предложению, я стал немного возражать консулу, не зная, однако, что решить. Видя мое смущение и догадываясь отчасти о некоторых мотивах его, Евгений Дмитриевич поспешил на выручку:

– Конечно, вас может остановить ваше религиозное убеждение: не будет ли это занятие признаком самолюбия? Но посмотрите с другой точки зрения на нравственный долг перед Родиной... Впрочем, конечно, ваше дело поступить как хотите.

– Спасибо! Я подумаю.

И вот решил начать эти записки. Таким образом, они в конце концов обязаны совету консула, и если будет что-нибудь интересное для истории, то поблагодарить нужно и Евгения Дмитриевича Киселева. Ему же я обязан и самим заглавием.

Заранее оговариваюсь, что я не собираюсь описывать всю жизнь свою сполна, а остановлюсь преимущественно на общественной стороне пережитого. Не буду углубляться здесь в духовную сторону моей личной жизни – хотя собственно в ней лежал и лежит центр моей души. И на церковных событиях истории буду останавливаться по преимуществу и больше для того, чтобы уяснить связь их с общественными течениями.

Таким образом, характер этих записей будет собственно политически-социальным, все остальное будет служить материалом для освещения этой общественной стороны на грани двух эпох.

Разумеется, я не придаю своим записям какого-нибудь особого значения, но вот так думал один из архиереев Русской Церкви этого времени.

Никакими другими справками я не намерен подтверждать свои воспоминания: буду писать так, как это представляется мне теперь, в данный момент. Надеюсь писать интересно. А теперь – с Богом в путь! Кажется, он будет не коротким, но запишу то, что почту интересным и для себя, и для читателей.

И еще одно размышление. Может быть, кому-либо покажется не архиерейским делом заниматься политически-социальными записками – но, как сказано, выполню свой долг перед Родиной. А всякое патриотическое дело нашей Православной Церковью считается нравственным: будет ли это служение на войне, или в партизанах, или творчество писателей на пользу родине, или же послания нашего первоиерарха, митрополита Московского Сергия, воодушевляющего народы на борьбу с современными врагами человечества – немцами, или сбор денег на танковые колонны, или речи в защиту нашей родины, или вот эти записки в поучение потомству, – все такое, связанное с именем родины, Церковь, верую, благословляет и благословит.

Несомненно, у архиерея есть более высокие и специальные духовные задачи: религия, внутренняя жизнь души, церковное устройство, наставления о вере, богословские труды. Среди моих рукописей лежит довольно материала и по этим вопросам.

Но всему особое время: иногда и архиереи могут больше отдаться общественным делам, не забывая, конечно, главного своего дела – молитвы и служения словом, благовестия, как сказали в свое время апостолы, избирая специальных семь диаконов на общественное обслуживание бедных, сирот и вдов в первые дни христианства, чем сначала занимались сами апостолы. И наша Церковь всегда шла с жизнью своего народа: история преодоления татарского ига, изживание Смутного времени, двенадцатый год, благословение освобождения крепостных крестьян, теперь сотрудничество с Советским Союзом народов, – все это благословляет и меня.

Итак, Господи, благослови!


Содержание

Деревня

Школа, общество и Церковь

Две революции

Социальный переворот

«Белое движение»

Генерал Врангель

Церковные соборы в Москве и Киеве

За границей. Ближний Восток

Европа

- Чехословакия

- Австрия, Венгрия, Германия

- Франция

- Испания

- Италия

https://azbyka.ru/otechnik/Ven...

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • Спасибо за наводку. "Будем почитать".
  • :blush:
  • ЛЕТОПИСЬ, - дело богоугодное. Но это Лет Опись, вот ей бы и надо заняться и сделать СЛЕПОК С прожитой вами ИСТОРИИ в Вашем понимании и Вашими словами. Но как то сомнительно что ваши 60 лет сознательной жизни захватывали бы "Братьев Карамазовых", Колчака и Белое движение, с чего вы соизволили начать. Это должно было бы быть уделом ваших предшественникоф. Иначе это уже не Опись Лет а какие-то Исторические Записки.
  • Это глубоко ошибочно ковырятся в событиях 100 летней давности, в то время как реальное вымирание страны стоит на пороге во весь рост.
  • Авы были на 1000-летие Крещения Руси в Троице-Сергиевой Лавре,летом 1988 года?А я Московским студентом,из глубокой провинции тогда,был.Патриарха Пимена видел недалеко.Но так и не мог понять,нахрена там была туева хуча краснорясных католических кардиналов на ЗИЛах и Волгах.Осознание пришло в 1991-м и далее с ельцинскими завываниям по николашке кровавом,страстотерпцем,убиенном английскими -виндзорскими шпионами,свалившим всё на большивиков,во что даже я тогда поверил. Жаль,что необращаемые слайдовые цветные плёнки,на которые я тогда снимал,криворукий однокурсник засветил.А кадры бы были бесценны. Море народа и не одного охранника или мента не видно было при тотальном порядке. И в бассейне "Москва",до его уничтожения я купался неоднократно.Тогда это место действительно было народным,хоть и за 1 руб. вход,но зато абонемент всего 50 копеек,даже зимой. Внуки слушают с удовольствием настоящую историю,от деда,крещенного по настоянию бабушки-Коммунистки в 1967 году.