Порядок, целомудрие, воздержание и воспитание

26 1216

Материнские заметки

«Учитесь властвовать собою…»

А.С. Пушкин. Евгений Онегин

Делай, что хочешь. Замечай, чего именно тебе хочется, и немедленно исполняй свои желания. Игрушки – когда ты маленький, вещи – когда большой. Еда – чего бы мне еще такого захотеть? Впечатления и зрелища, то, что способно зацепить – не только компьютерные игры, а просто непрерывное мелькание картинок, поток сообщений и «лайков», неважно чего – важно, чтобы смартфон всегда в руке и в голове…

В этом беспорядочном потоке не возникает даже вопроса: ограничивать ли себя. Неспособность «взять себя в руки» особенно ярко проявляется в области половых отношений.

Добрачные отношения, множество половых партнеров и пресловутый «гражданский брак», разводы – измены. Даже попытка остановиться, назвать вещи своими именами, то есть блудом, грехом, а по смыслу слова – блужданием без руля и ветрил, вызывает не только отторжение, но и агрессию.

Нельзя сказать, чтобы таких явлений не знала человеческая история. Такое – и хуже – бывало, и не раз. Падения совершались и в самые строгие времена. И сейчас с каждым из нас может случиться такое. И «самым правильным», самым строгим подвижникам случалось падать, так что – не о суде речь, ни в коем случае. Каждую овечку повесят за свой хвостик. Речь исключительно о нас самих. В чем мы растим самих себя и своих детей. Вот обсуждаю с одной девушкой – православной девушкой – фильм. Замечаю: вообще-то отношения героини и героя, которые «переспали» друг с другом, называются, как ни крути, блудом. А она в ответ: «Ты же понимаешь, что сейчас в жизни все не так. Сейчас не бывает такого, чтобы девушка сначала выходила замуж… Сейчас просто любят». Нет рамок – есть «любовь». А проще – мои желания. А в рамках – тесно… Как же быть?

Упорядочивание как педагогическая задача

Одна из задач христианского воспитания звучит странно и даже дико: «упорядочить» детей.

Святитель Иоанн Златоуст так заканчивает проповедь о воспитании детей, обращенную к отцам семейств:

«Итак, образовать и упорядочить себя и их <жен и детей> – вот наша обязанность»[1].

Что же это такое – «упорядочить»? Никуда не деться, посмотрим первоисточник: упорядочить здесь – ρυθμίζειν[2]. Ῥυθμίζω, ῥυθμός – «делать стройным, приводить в порядок, устраивать, располагать (в стройном порядке), прилаживать»; это однокоренное к такту, рифме[3]. Интересное такое родство воспитания детей и поэтического творчества. Родители как поэты, дети как стихи – хорошо звучит, да? А еще Златоуст называет дело воспитания «искусством упорядочивания души и образования ума»[4].

Златоуст называет дело воспитания «искусством упорядочивания души и образования ума

Эта стройная поэтичность может быть названа «воздержанием»[5]. Когда упорядочить – значит научить держать самого себя, держать себя в руках. Что-то вокруг умеренности, умения соблюдать меру[6]. Слова здесь могут быть разными, и вообще это слова разные – помимо ритмичности-порядочности здесь и воздержание-целомудрие, которое σωφροσύνης , и буквально воз-держание, ἐγκράτεια. Но все это – в одну сторону.

Привести к внутренней красоте-стройности, научить ребенка управлять самим собой, своими желаниями – одна из задач воспитания. И одновременно – метод воспитания. И еще – наполненная самыми глубокими смыслами супер-идея христианского воспитания. Да и вообще христианского отношения к жизни. Между прочим, воздержание, которое ἐγκράτεια, – это один из плодов Святого Духа[7].

Державное воспитание

Воспитать ребенка – как раз научить его властвовать собой. То самое умение управлять самим собой.

Святитель Иоанн Златоуст говорит емко, образно:

Привести к внутренней красоте-стройности, научить ребенка управлять своими желаниями – одна из задач воспитания

«Начальники — те, которые умеют управлять сами собою. К душе имеют отношение следующие три предмета: дом, город и вселенная; во всем есть постепенность.

Кто хочет быть начальником дома и хорошо управлять им, тот должен прежде всего устроить свою собственную душу, потому что она – ближайший его дом...

Кто мог устроить свою душу и одно в ней сделать господствующим, а другое подчиненным, тот будет в состоянии управлять и домом; кто домом, тот и городом, а кто городом, тот и вселенной»[8].

Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст

Эту идею гениально выразил русский народ, сказав о бездельниках и беспорядочных людях, что они «без царя в голове». Здесь как раз о душе как о царстве. О царе – не из серии «что хочу, то ворочу», а ровно наоборот: царь здесь тот, кто все в порядок приводит. А еще тех, у кого нет царя в голове, называют «разнузданными», такими, у которых нет узды, которые – снова и снова – не способны управлять собой.

Как же научить ребенка управлять самим собой? В самом начале здесь – самовоспитание родителей. Не может управлять другими людьми, своими детьми, тот, кто не научился управлять самим собой.

Управлять ребенком – не подчинить себе ребенка, не забрать в свои руки полную власть над ним, а подчинить, чтобы вскоре… отпустить. Ведь в итоге от нас требуется не рабов вырастить, а как раз свободных. Мы учим детей послушанию не для того, чтобы они выросли бесхребетными солдатами-исполнителями, как любят пугать «либеральные» ораторы. Как раз наоборот – чтобы привести наших детей к истинной свободе, чтобы наш малыш вырос и смог самому себе, как начальнику, подчинить свою собственную душу, и чтобы он смог в случае нужды управлять и другими людьми.

Пять способов научить ребенка воздержанию

В одном из текстов святитель Иоанн Златоуст буквально в одной фразе показывает методы и задачи воспитания детей (если совсем точно, здесь речь идет о сыновьях):

«Пусть они научатся обуздывать чрево, воздерживаться от лишних издержек, быть расчетливыми, нежно любящими, пусть они научатся повиноваться власти»[9].

Здесь половина – о том самом воздержании. Попробуем по порядку:

«Обуздывать чрево»

Умение управлять самим собой начинается с умения управлять своим желудком. Это – о посте, о том, зачем нужен детский пост. Управление своими желаниями начинается с примитивного: научиться иногда ограничивать себя в еде, отказываться от чего-то вкусного, вообще – отказываться от чего-то именно из послушания. Это невероятно важная тренировка на пути к добродетели воздержания, на пути воцарения в собственной голове. И все это – именно для детей, а не только для взрослых людей: подобный подход предполагает, что ко взрослому состоянию ребенок уже должен освоить, хотя бы в общих чертах, эту добродетель.

Умение управлять самим собой начинается с умения управлять своим желудком

О том, как коррелирует «умение воздерживаться в еде» с формированием духовных качеств, совсем с другой стороны, но все же показывает исследование, приведенное в книге «Эмоциональный интеллект» Даниэла Гоулмана:

«На первом этапе дошкольникам было предложено пирожное и сказано, что если они на 15–20 минут воздержатся от того, чтобы его съесть, тогда получат еще одно пирожное. Спустя 14 лет этих детей снова обследовали, и был зафиксирован следующий примечательный факт: кто в младенчестве проявил самоконтроль и смог воздержаться от незамедлительного удовлетворения аппетита, те оказались теперь более стабильными эмоционально, к ним лучше относились учителя, их любили друзья, они продемонстрировали гораздо более успешные результаты на национальных тестах, по сравнению с теми детьми, которые 14 лет назад тотчас же съели пирожное»[10].

Впрочем, о том, что телесный-пищевой пост обязательно связан с духовным совершенствованием человека, говорит существование поста с древнейших времен – и в Ветхом Завете, и во всех, даже далеко не христианских культурах.

Как важно научить детей обуздывать чрево, вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст повторяет не раз, в самых разных проповедях, и часто – снова соединяя разные виды воздержания в единый педагогический процесс:

«Научи сына петь те преисполненные любомудрия псалмы, например: сначала о воздержании <целомудрии –σωφροσύνης> , или, прежде всего, о несообщении с нечестивыми... об обращении с добрыми... о воздержании чрева (γαστρὸς κρατεῖν), об удержании рук, о нестяжательности, о том, что и деньги, и слава, и все подобное – ничто»[11].

В другом месте святитель говорит о ребенке:

«Пусть выучится поститься, если не постоянно, то по крайней мере два раза в неделю – в среду и в пятницу»[12].

Когда мы сейчас говорим о детском посте, мы имеем в виду «не есть много конфет», или строже – «не есть мясного», или, в качестве супер-строгого поста, – «не есть мясного и даже молочного», вегетарианский или веганский стол всего-то четыре раза в год. Но во времена Златоуста имелось в виду полное воздержание от пищи, например, до вечера. Я не призываю лишать детей еды, я сама в детстве постилась не так строго, и дети мои так, по-настоящему, не постятся, вообще никого никуда не призываю, просто рассказываю – у каждого из нас своя мера. Просто напоминаю, что имеется в виду под словом «пост» у древних отцов. Это как у ниневитян, когда во имя покаяния постились – ничего не ели – и «малолетние дети», и даже скот[13].

В общем, воздержание в этом пункте – это про еду. А не про то, «что в душе», не о том, что «главное людей не обижать». Святые отцы получше нашего знали и повторяли – да, главное людей не обижать! Нет сомнений, главное – добродетели стяжать! И да – пост – всего лишь средство, а не цель. И тем не менее они настаивали на педагогической значимости пищевых ограничений.

«Воздерживаться от лишних издержек»

Почти современное «ограничение потребления». Только здесь – не во имя всяческой экологии, а во имя добродетели воздержания. Снова – умение управлять самим собой. И снова – не бросить все, ходить юродиво-голым по пустыням, а всего лишь не тратить, не покупать, не просить лишнего. Научить ребенка думать: а действительно ли мне эта вещь так нужна? Действительно ли нужно первоклашке устраивать день рожденья в крутом центре с двадцатью аниматорами и тортом высотой с ребенка, или можно позвать друзей домой и угостить их мороженым и пиццей? Действительно ли пятикласснику необходим айфон последнего поколения, или можно купить смартфон в пять раз дешевле, с такими же точно функциями?

Воспитание ребенка должно быть подобно воспитанию воина и философа

Воспитание ребенка должно быть подобно воспитанию воина и философа[14]. Но снова нет речи о каких-то крайностях. В другом месте святитель Иоанна Златоуст говорит: «пусть в большинстве случаев <ребенок> обслуживает себя сам. Пусть в том только будет ему прислуживать слуга, в чем не сможет он сам обслужить себя...»[15]. Даже личная прислуга здесь предполагается, и даже не предлагается лишать работы слуг. Так что – без крайностей. Воздержание, в том числе, когда «все включено».

«Быть домостроителями»

Следующий пункт в русском переводе полного собрания творений Златоуста звучит непонятно: «быть расчетливыми». На самом деле у Златоуста говорится – быть οἰκονομικοί. Прямо и буквально речь об экономике, поскольку наша «экономика» происходит от слова «ойкос» – «дом». Так что уместнее это слово перевести как «домоустроительными», то есть: «пусть дети научатся управлять домохозяйством».

Снова об управлении. Но на этот раз – об управлении не только самим собой, но и своим ойкосом, окружением, бытом. Сначала ребёнок учится управлять самим собой, телом-желудком. Затем упорядочивает свое потребление – вещи, деньги, сокращает издержки. А как в древней, времен Златоуста, так и в современной экономике, сокращение издержек есть одна из основ успеха. Но мало «сократить издержки» – надо все устроить, упорядочить. И тот, кто приводит в порядок жизнь вокруг себя, приводит в порядок вверенную ему область жизни – пространство дома.

«Нежно любящими»

Этот наш философ-аскет-экономист ничего стоить не будет, если при этом не научится любить

Но и этого мало. Недостаточно сокращать издержки и ограничивать себя, недостаточно рассчитывать, устраивать и упорядочивать. Все это приобретает цель и смысл, если подчинено любви. У Златоуста – быть φιλόστοργοι, это именно о нежной, дружелюбной любви.

Этот наш философ-аскет-экономист ничего стоить не будет, если при этом не научится любить, не научится поворачиваться лицом, душой и сердцем к людям, к ближним своим. Да и вообще начало, суть и венец христианского воспитания – конечно же, любовь. Без нее наш расчётливый философ – не то что в медь звенящая или кимвал звучащий, а сухарь, даже на звуки неспособный. Зато с любовью эта философия воздержания превращается в настоящую мудрость.

«Пусть они научатся повиноваться власти»

Способность поставить себя на второе место. Хотя бы на второе, а не всегда на первое. Представить, что есть кто-то выше тебя, и ты спокойно воспринимаешь наличие такой иерархии в миропорядке.

Да, «к свободе призваны вы, братия» (Гал. 5,13), в этом христиане истинные либералы. Но в отличие от тех, кто сейчас либералами называется, христиане чужую свободу тоже уважают. И признают, что мы все равны перед Богом – но устройство миропорядка предполагает иерархию. И еще мы помним: «противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13, 2).

Это – снова об управлении и об упорядочивании. Порядок в голове, порядок в доме – и порядок в обществе, государстве. И апостол Павел, и Златоуст получше нашего понимали, насколько безумной может быть власть – и в семье, и в государстве, – насколько извращенными могут быть требования власть имущих, насколько далекими от христианского учения. Но это, хотя бы в идее, повиновение власти, почтительное уважение к вышестоящим, способность признать, что кто-то может быть выше тебя – принципиально.

Космическое целомудрие

Иногда русское «воздержание» – это в первоисточниках целомудрие, σωφροσύνης. Какое важное, какое непростое понятие! За которым стоит столько всего… Целомудрие – это особенная мудрость, но по умолчанию это может означать воздержание от внебрачных отношений, от блуда[16]. Понятию σωφροσύνης Златоуст сам дает определение: под «целомудрием» понимается «пристойность»[17]. Это порядочность от слова «порядок». Это буквально тот самый космос, который против хаоса. В другом месте святитель дает другое определение: «целомудрием называется здравое состояние ума»[18].

Привести ребенка к целомудрию – еще одна задача воспитания:

«преимущественно будем их <детей > сохранять в целомудрии, – тут более всего возможен вред юности»[19].

Все та же самая задача – упорядочить; научить ребенка этому порядку в половой сфере – также задача родителей[20].

Именно в половой сфере проявляется способность или неспособность человека к умению держать себя в руках

Именно в половой сфере проявляется способность или неспособность человека к умению держать себя в руках. Чтобы научить ребенка половому воздержанию, как раз и важно, по мысли Златоуста, приучать ребенка к воздержанию в пище – об этом уже была речь. Никто не говорит, что навык к посту гарантированно предохраняет от блуда – к сожалению, и жития святых, и патерики, и опыт общения с людьми «воцерковленныими» показывает, что гарантий тут нет никаких. И, к сожалению, кроме «просто поста», здесь много чего еще должно быть включено. Но пост здесь – и помощник, и дополнительный шанс, и тренировка, которая помогает нам и нашим детям не «распускать» себя.

Во времена Златоуста границы детства были другими. Например, девочка могла быть уже в 12 лет обручена, и замуж выходили в 13–16 лет, легко и запросто. Молодые люди женились позже, но все равно, учитывая среднюю продолжительность жизни, по-нашему скорее рано. И при этом власть отца, реальная и юридическая, была несравненно больше, чем сейчас. Собственно, тогда эта власть была, а сейчас ее нет. Поэтому многие советы святых отцов о том, как сохранить ребенка в целомудрии (например, о ранних браках, в которых имеется в виду подростковый возраст), могут не работать сейчас, хотим мы этого или нет. И тем не менее многие мысли великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста явно «на все времена» и могут помочь современным родителям ничуть не меньше, чем они помогали полторы тысячи лет назад жителям востока Римской Империи. Между прочим, в тамошних мегаполисах ситуация была, пожалуй, повеселее нашего – не только добрачные связи как норма, не только разводы и измены, но и откровенная педерастия в школах была обычным и часто даже поощряемым делом… Пожалуй, даже «толерантный» Запад не дошел еще до того состояния, в котором были античный Рим или Афины эпохи упадка. И в Константинополе, и в Антиохии времен Златоуста ситуация была не лучше. Святитель обращался к жителям мегаполисов, по нравам не очень-то отличавшимся от современной Москвы или Нью-Йорка – та же жизнь в многоэтажках, то же смешение культур, та же распущенность нравов, и тогда и сейчас люди, хотя бы пытающиеся жить к Богу, были довольно малым стадом...

Можно выделить несколько методов воспитания ребенка в целомудрии (здесь преимущественно речь идет о сыновьях), которые мы находим в творениях святителя Иоанна Златоуста.

«Говорить о девстве»[21]

Именно о девстве, хотя целомудрие – оно и в девстве, и в честном браке, и воспитывать ребенка в целомудрии, по тому же Златоусту, – это, в частности, готовить его к браку. В трактате «О воспитании детей» святитель советует приводить ребенка к монахам, обращать внимание ребенка на епископов[22]. Сейчас модно говорить: ну не может мужчина/женщина терпеть до брака, невозможно и вообще вредно это! Обращение к монашескому опыту показывает подростку воздержание как реальность: монахи живут так годами, десятилетиями – всю жизнь, до старости. И живут, и здоровы, и счастливы. Я бы не стала ребенку повторять, что вот, мол, «сколько девственников в монастыре собралось». Нет – просто бывать в монастырях, хорошо бы и пожить иногда, хорошо бы дружить с монахами, послушниками, чтобы дети росли в этом впечатлении полной, счастливой жизни, жизни служения Богу, жизни, в которой, в частности, равноангельски «не женятся и замуж не выходят».

Учить словами.

Златоуст советует родителям беседовать с детьми о целомудрии, «внушать… вразумлять, устрашать, угрожать, делая то одно, то другое», обращаясь к образу брачных венцов как знаку победы над страстью»[23]. Мне кажется, просто по собственному опыту девочки, которая воспитывалась в церковной семье, что не обязательно и даже нецеломудренно постоянно «долбить» ребенка на эту тему. Но иногда, наедине, серьезно говорить с подростком, со взрослым ребенком – как раз обязательно. Правда, важный нюанс: подросток услышит эти слова только от того, кого любит и уважает.

Наши дети должны услышать о том, что «просто переспать» – это грех, разрушающий личность, грех, разрушающий будущий брак

Совсем недавно мне довелось столкнуться со страшной историей. Молодой человек, из верующей семьи и вроде бы сам считающий себя верующим, «испортил» девушку – просто «переспали», по взаимному желанию, конечно. Человек правда тянется к Церкви – и вот он почти случайно он узнал, дошло: чудовищную вещь совершил. Говорит: я же не думал, что это настолько важно. Молодой человек хороший, добрый, и сейчас он серьезно намерен воздерживаться до брака, сколько бы лет ни пришлось ждать. Поразительно то, что церковное детство и юность не показали ему, четко и однозначно, насколько это недопустимый поступок. Дело не в том, что «не утерпел», а в том, что «не собирался терпеть».

И с такими ситуациями я сталкивалась уже не однажды: когда человек даже исповедуется, причащается – но считает блуд чем-то «не очень хорошим». Не границей, которую нельзя переходить в принципе, не преступлением – а так, конфету на кухне у мамы стащил. Наши дети, мне кажется, должны четко, ясно, доходчиво услышать слова о том, что «просто переспать» – это грех, разрушающий личность, грех, разрушающий будущий брак, грех, который может быть омыт покаянием – но покаяние еще как понадобится. Услышать четко и определенно хотя бы о том, как называются отношения вне брака: все те нелицеприятные, полуцензурные выражения, которыми наша культура спокон веков ограждала девушек и молодых людей от падения. Далеко не всех слова ограждают – но все же это забор, через который еще перелезать придется.

Подготовка к браку

Начатая с отрочества подготовка к браку многих моих друзей и подруг сохранила для честного брака

Также, по Златоусту, сохранение в целомудрии – это когда юноша рассматривает свое тело как то, что принадлежит его будущей невесте, а нарушение целомудрия как разрушение будущей семьи[24]. Для меня самой это было одним из важнейших моментов: с детства я начала и молиться о будущем муже, и готовиться… к материнству.

И каждый молодой человек в моей жизни виделся мне как «возможно, мой будущий муж, отец тех самых пятерых детей, которых я себе придумала» – или «точно не мой будущий муж, не дам ему растить моих деток». На эту тему можно говорить много, но здесь не будем об этом. Скажу только, что начатая с отрочества серьезная подготовка к браку многих моих друзей и подруг сохранила для честного брака с любимыми и честными людьми. Так что – система работает, проверено многими молодыми людьми и девушками и в 1990-е, и в нулевые, теми, кто учился в светских вузах и вел вполне себе активную и со всех сторон интересную жизнь.

Еще много чего

Здесь и опыт воздержников-аскетов, которые немало сказали и написали на эти темы в последние пару тысяч лет. И живой опыт девушек и мужчин, которые честно живут в наше время – и это об отношениях с родителями, об отношениях с друзьями, об учебе, о работе, о развлечениях, о спорте… Это разговор отдельный, конечно.

***

Как мы научим своих детей и самих себя управлять своими желаниями? Как мы научим их – и себя – держать себя в руках? Как научимся сначала подумать, а потом говорить, сначала соразмерить – найти меру – а потом делать? И в полноте радости принимать те великие дары, которые нам Господь посылает – не в беспорядочном «хочу немедленно», а в порядке, в нужном месте, в установленное время, чтобы Податель благ благословил и эти дары, и нас самих? У каждого из нас могут быть разные пути получения такого образования – в зависимости от обстоятельств, здоровья, возраста. Живи не как хочется, а как Бог велит – освоить эту народную и библейскую мудрость непросто. Но ведь когда с любовью, нежной любовью, когда с Богом – тогда ведь возможно все. И даже больше.

Анна Сапрыкина


Книги Сапрыкиной Анны в интернет-магазине "Сретение"


[1] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Ephesios XXI, PG 62, 154; ПСТ 11,1,190. Здесь и далее ПСТ – Полное собрание творений, с указанием цифрами тома, книги и страницы).

[2] Словарь Вейсмана. Словарь Liddle&Scott дает буквальный перевод bring into a measure or proportion, а также приводит и педагогическое значение educate, train.

[3] Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. Словарь Liddle&Scott дает буквальный перевод bring into a measure or proportion, а также приводит и педагогическое значение educate, train (A Greek-English lexicon / Сomplited by Henry George Liddell and Robert Scott. – New York: Oxford University Press, 1996).

[4] Τί γὰρ ἴσον τοῦ ῥυθμίσαι ψυχὴν, καὶ διαπλάσαι νέου διάνοιαν – искусство упорядочивания души и образования ума (Иоанн Златоуст, свт. In Matthaeum, PG 58, 584, перевод наш, в рус. переводе: ПСТ 7,1, 617: «образования души и просвещения ума»).

[5] На церковнославянский ῥυθμίζειν возможно, может быть «пересказано» как въздръжати (ср. Златоуструй: «подобаше ти его въздържати»; см. ОР РГБ Ф. 98 (фонд Егорова). № 240. Л. 250. Однако и И. Срезневский, и Г. Дьяченко славянское въ(о)здръжати не возводят к Ῥυθμίζω.

[6] Показательна мысль императора Константина Великого о том, что Моисей своей мудростью «настолько превосходил своих предшественников, что и главнейшие между язычниками люди, то есть мудрецы и философы, старались соревноваться с ним в мудрости. Подражая ей, Пифагор настолько прославился своим воздержанием, что и воздержаннейшему Платону служил образцом умеренности» (Евсевий Памфил. Жизнь Константина. М., 1998. С. 201).

[7] Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22–23).

[8] Иоанн Златоуст, свт. In Acta apostolorum LII PG 60, 366; ПСТ 5,1, 455.

[9] Μαθέτωσαν γαστρὸς κρατεῖν, πολυτελείας ἀπέχεσθαι, οἰκονομικοί τινες εἶναι, φιλόστοργοι, μαθέτωσαν ἄρχεσθαι. (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 548; ПСТ 11, 2, 682).

[10] https://pravoslavie.ru/127285.html.

[11] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Colossenses, IX, PG 62, 362-363; ПСТ 11,1, 433.

[12] Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis. §79; Русский перевод: О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского средневековья: пособие для учащихся педколледжей и студентов вузов: В 2-х т. Т. 1: «В Христе сокрыты все сокровища премудрости». Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей христианского Средневековья / Сост., ст. к разделам и комм. Безрогова В.Г., Варьяш О.И. М.: АО Аспект Пресс, 1994. С. 193.

[13] См.: Иоанн Златоуст, свт. Беседа 2. О покаянии ниневитян // Иоанн Златоуст, свт. ПСТ, 12.

[14] Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, §63; Рус. Пер. С. 189.

[15] Там же. С. 191.

[16] Ср. Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, SC 949, 983, 1010.

[17] σωφροσύνην δὲ τὴν κοσμιότητα (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546). Кοσμιότης – «порядочность, благопристойность, скромность, умеренность», κόσμιος (κόσμος) – соблюдающий порядок и т.п.

[18] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Titum, IV, PG 62,682; ПСТ 11,2,861.

[19] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 681. Речь идет именно о юности – после того, как проходит «ранний возраст», наступает следующий период, юность, время действия «похоти» (Иоанн Златоуст, свт. In Matthaeum, X, PG 57, 185; ПСТ 7,1, 100).

[20] Иоанн Златоуст возлагает ответственность за то, как формируется сознание детей, в частности, за половую распущенность, на их отцов (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 681. С. 680, 681). Эта же мысль высказывается и другими авторами, например, в «Постановлениях апостольских»: если дети «уклонятся в бесчиние и впадут в блуд, и если подвергнутся этому по нерадению родителей, то вина за их души будет лежать на родителях» (Постановления апостольские. Сергиев Посад: Свято-Троицкая сергиева лавра, 2006. С. 103. Книга 4.).

[21] «Я уже говорил вам, что если зло становится трудноискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве (παρθενίας), о целомудрии (σωφροσύνης), о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещано в Писании» (Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, SC 262–266; рус. пер. C. 179).

[22] Родители должны показывать ребенку примеры людей, ведущих воздержанную жизнь: это может быть пример «того, кто стоит во главе Церкви» (Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, §83; Рус. пер. С. 194), пример воздержанных «рабов»: «ибо неуместно, когда раб является воздержанным, свободный же оказывается ниже его» (Там же. С. 193 ).

[23] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 681.

[24] Ср. также: Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, §81–82.



Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • Воспитание детей - высшее Счастье на Земле, и огромное терпение ! Вразуми нас всех Господь !!!
  • Помоги вернуть ту чистоту душ, которая была у народа...
  • Вроде всё правильно, но не могу избавиться от ощущения, что меня пытаются в чем-то обмануть, отвликая внимание на ложные цели.
    • b2b
    • 10 марта 2020 г. 10:39
    :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Всё это будет разрушено (если это есть в жизни) и невозможно (если только начинаешь так жить) при наличии одного из этих червей: алкоголь, курение, наркотики и мат. Хоть один из этих элементов возьми, и это будет конец всякой порядочности и благочестия.