Истинность Христианства. Аргумент второй: нравственно-этический

122 1306

Аргумент первый: исторический https://cont.ws/@orthodoxren/1...


Мы сталкиваемся в учении Христа с беспрецедентным пониманием того, кто спасётся, кто в духовном отношении выше, кто в духовном отношении ближе к Богу. Учтите, и Христос, и апостолы были правоверными иудеями, не забывайте. Правоверными, то есть исполняли все предписания закона. Посмотрите, как праздновали Пасху, закалали пасхальных агнцев, вкушали его. Всё было, правоверные. То есть, воспитаны в этой среде. И вдруг, мы что находим? Радикальное отличие учения Христа от того, что было в той религии. Помните Его отношение к субботе? Я говорю, Христос просто протестант настоящий. Представляете, в субботу, что такое? Да ещё этих, когда Его обвиняет фарисей, говорит: а если ваш вол или осёл упадёт в яму в субботу, вы как, вытащите? Отвечать нечего, они просто приходили в ярость. Это, кстати, специфика фанатизма: когда отвечать нечего, просто приходят в ярость, и всё.

Первым в рай входит бандит. Вы знаете, такого ещё религии не знали. Откуда это? Откуда такое, что вы? Чтобы в рай вошёл? Оправдание мытаря, этого обманщика, сборщика налогов. Это неосуждение блудницы. Более того, в пример даже поставить её, когда умыла слезами своими Его ноги и миром помазала, этому фарисею, которому пригласил Его. В пример поставил: отпускаются тебе грехи твои.

Вообще, я вам скажу, это Его слова, что «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию», это Его отношение к кающемся людям, это Его прямое заявление о спасении грешников, не праведников, а грешников. Причём под праведниками что разумелось? Учтите, в чём Он был воспитан: праведник это тот, кто тщательно исполняет все церковные постановления, понятно вам? Церковные постановления. И сейчас церковный человек, вы же знаете, ходит в церковь, соблюдает посты, посещает богослужения, подаёт записки, ставит свечи, служит молебны, панихиды – церковный человек. А дальше что начинается? Что такое воцерковлённый человек? А дальше познаётся совсем другое.

Вся ветхозаветная религия на этом уровне, которую осуждал Христос. Это свелось к религии, это, и только это. А Христос обращает внимание вдруг на совсем другое, на состояние сердца человеческого, и говорит: вы как гробы окрашенные, которые снаружи кажутся прекрасными, а внутри исполнены… не будем говорить. Слышите? Что такое внутри? Страсти человеческие. Вот к чему пришёл Христос. Весь центр Его учения, всё внимание на это направлено, на очищение души, исправление души человеческой.

Дело-то в чём, я на что обращаю внимание? Возникает вопрос вот какого рода. Откуда мог взять это Христос, не учившийся, как об этом в Евангелие написано, апостолы, эти некнижные люди? Откуда они могли взять эти вещи? О том, что особенно этот разбойник в рай – это просто еретические вещи с точки зрения той религии, в которой Он был воспитан. Никто никогда и речи об этом не мог вести. В ад, и больше ничего! Откуда?

Вы знаете, ни из каких языческих религий, об этом даже и говорить нечего, что могло быть взято. Там вообще этого нет. Даже ветхозаветная религия этого не знала. Не случайно осуждали Христа, потому, что Он действительно противоречил своим учением всем установившимся нормам воззрения на то, что должен делать человек, чтобы быть спасённым. Всё было ясно, что было нужно делать. Основная идея, какая была? Заработок: спасение надо было заработать. То, чем сейчас дышит уже давным-давно католичество. Заслуги, то есть, иначе. То, что в католической церкви называется заслугами, должными и сверхдолжными заслугами. То было.

И вдруг всё совершенно другое, всё внимание обращено на душу человека, на её состояние. Оказывается, спасается не тот, кто всё делает, исполняет вот эти все церковные предписания. Христос не осуждает этого, не подумайте, Он не говорит, что не нужно их исполнять. Но спасается не тот, кто это исполняет, а тот, кто видит свою греховность и кается искренне в ней. Вот это-то как раз и явилось камнем преткновения для всех Его обличителей. Это как раз уже было утрачено, это уже забыли. И насколько забыли, подумайте, даже сами же ученики, которые постоянно с ними ходили, постоянно слушали, и вы подумайте, даже после воскресения Христа задают какой Ему вопрос? «Не теперь ли Равви, устраяешь царство Израилю?» Наконец-то, теперь Ты воскрес, теперь уже всё, теперь, наверное, станешь царём? Вы слышите, чем жили? Вот идея: земного царства. И вдруг Христос отвергает полностью эту идею.

Я привожу эти рассуждения и говорю, что, оказывается, совершенно меняется в христианстве, совершенно меняется взгляд на условие спасения человека. Спасение не зарабатывается. Спасение есть исцеление, исцеление через познание своей греховности и покаяния. Если хотите, смирения. Спасается мытарь, спасается блудница, спасается бандит. Как спасаются? При условии покаяния. Гибнут кто? Так называемые праведники, всё исполняющие, весь закон: «горе вам» – ответ на эту праведность. Странно, воспитан в этом, и вдруг такие вещи! Откуда? Вот так, друзья мои. Это, действительно, один из естественных вопросов, которые возникают, и который наряду с другими, конечно же заставляется задуматься: откуда такое могло быть? Откуда такое могло быть?

Мы не видим, и нет у нас основания думать, что Иосиф, в доме которого Он воспитывался, ни Его Мать, чтобы они откуда-нибудь получили такие взгляды. Да нет, ниоткуда, никто. Напротив, все кругом, все, вплоть до Его учеников мыслили так, как мыслили все иудеи того времени.

«Трудно богатому войти в Царствие Божие». Ученики: «а кто же тогда спасётся? А кто же тогда спасётся?» Потому, что богатство что означает? Милость, благоволение к праведнику. Ты праведный, вот тебе и богатство. Ты бедный, значит, ты грешник.

«Равви, кто согрешил, что он родился слепым?» – помните? Очень всё чётко было: праведно живёшь – тебе богатство и слава. Грешник? – вот ты нищий. Ах, ты нищий – значит ты грешник. Ты богатый – значит ты праведник. Ух, как всё чётко! Как всё чётко. И вдруг Христос всё перевернул. Странно, откуда же это?


Нагорная проповедь


Даже с чисто формальной точки зрения христианство не содержит в себе никаких положений в учении, которые противоречили бы совести человеческой, или разумному отношению к жизни человеческой. Напротив, христианство призывает именно к жизни по совести, более того, возводит нравственное начало в человеке на такой высокий уровень, что даже люди, очень далекие от христианства сознаются в том, что более замечательного образа в истории, более совершенного образа, нежели образ Христа, не встречали нигде. Это образ совершенного человека. Вот Он какой христианский идеал, вот на Кого мы ориентируемся. Христос - идеал потрясающий: и любви, и мужества, и заботы о элементарных нуждах. Вспомни, - свадьба, видно у бедных людей вина не хватило. Для них какая скорбь это, какое расстройство, какое поношение со стороны окружающих. Что же Он делает? Воду в вино претворяет, подумайте какие заботы, даже о самых простых вещах. Нет-нет, христианство не отвлекает, не мешает жить. Христианские заповеди - это не помеха к вольной жизни, совсем нет, Христос заботится даже о самых элементарных человеческих нуждах. Христианство не содержит в себе никаких положений, повторяю еще раз, которые бы противоречили разумному отношению к жизни, началам совести, началам нравственности, нет этого в христианстве. Этот аргумент прямо говорит о том, что христианство - религия, против которой мы ничего не может сказать дурного.

Многие христианские идеи, относящиеся к духовно-нравственной сфере жизни, такие, как идеал обожения и достижение личностью богосыновства (а не растворение в божестве или осознание себя им); спасение грешников (т.е. осознавших себя недостойными Бога и покаявшихся, как мытарь, блудница, благоразумный разбойник), а не только праведников; понимание заповедей Божиих – не как средств «заработка» Царства Божия, а как условий познания себя, приобретения смирения и через это – единения с Богом (спасение); совершенно иное понимание бесстрастия (не бесчувствие стоиков, а чистота души от всякого зла и совершенство в любви), мира (ирини, в отличие от иудейского шалома), любви (даже к врагам) и др., оказались принципиально новыми, неизвестными древнему миру. Каков же источник этой неведомой доселе «оригинальности» и высоты духовно-нравственного учения, если ни Сам Основатель христианства, ни апостолы не были ни философами, ни учителями, ни учеными...?!

Православие предлагает принципиально иное, по сравнению с другими религиями, учение об условиях достижения конечной цели человеческой жизни – спасения. Оно говорит, что спасение – не награда верующему за его добрые дела, молитвы, жертвоприношения, священнодействия, подвиги, как это видим во всех дохристианских религиях, но следствие искренности его покаяния и приобретения смирения, или духовной нищеты (Мф. 5: 3). Об этом, как главнейшем условии достижения Царства Божия, единогласно говорят и все святые. Святой ИСААК СИРИН выразил это в следующих замечательных словах: «Пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение… Воздаяние уже бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны»[1].

И все прочие христианские истины о духовной жизни поражают своей необычностью и глубиной, отличающей их от всех прочих религий. Так, Православие:

- призывает верующего не просто к нравственному совершенству, а к обо́жению – благодатной причастности Самому Богу, переживаемой как состояние особого мира душевного, любви ко всем и всему творению, неизреченной радости;

- называет высшим духовным плодом и вершиной духовного совершенства человека не милосердие и справедливость ветхозаветного Ягве и не те классические добродетели, которые были известны всему античному миру: мудрость, мужество, умеренность и справедливость, но любовь, приобретаемую в сердце человека не иначе, как по мере его очищения от страстей и приобретения смирения;

- заповедует любовь (греч. agáph – «агапи») ко всем, даже к врагам.

Эти истины Евангелия, как и целый ряд других, явились принципиально новыми и, как правило, не просто неизвестными древнему миру, но и часто прямо противоречащими тому, чем он жил и во что верил. Как могли они в таком множестве и в таком необычном духовном ключе возникнуть в сознании не учившегося, рядового, как кажется, и воспитанного в правоверии иудея Иисуса – не законоучителя, не священника, не философа?


по материалам лекций

засл. проф. МДАиС А.И. Осипова


Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • на самом деле это не совсем так
  • А вот у апостола Иакова ( родного брата Иисуса, замечу), на этот счёт, было несколько иное мнение :stuck_out_tongue_closed_eyes: :stuck_out_tongue_closed_eyes: :stuck_out_tongue_closed_eyes: ¹⁴ Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? ¹⁵ Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, ¹⁶ а кто‐нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? ¹⁷ Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. ¹⁸ Но скажет кто‐нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. ¹⁹ Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. ²⁰ Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? ²¹ Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? ²² Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? ²³ И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». ²⁴ Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? ²⁵ Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? ²⁶ Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Иакова 2:14-26
  • Мы, рождены во-грехе., Без греха- небудет покаяния, без покаяния небудет прощения ( осознания) - своей греховности... Пыль дорог, по которым мы идём в процессе жизни, предполагает в себе разбросанные грабли ., христианин должен идти при этом набивая шишки, делая выводы каяться и идти дальше. Но, главная задача христианина, исправить генетические ошибки в своих ) последышах, отпрысках ... Подсказать где лежат те самые грабельки ... , по которым предки уже прошли . Тем самым приходя , даже может и через поколения., но к благодати Божией. Гармонии..
  • Христос был Самаритянином а не иудеем.
  • если ни Сам Основатель христианства, ни апостолы не были ни философами, ни учителями, ни учеными...?! не учившегося, рядового, как кажется, и воспитанного в правоверии иудея Иисуса – не законоучителя, не священника, не философа? ////// Противоречие однако: Матфея 2 1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Да и Апостолы Его были не простые люди и знали что Он Царь.