Протесты в Беларуси. Прямая трансляция. Обновляется

Христос и прогресс

133 924

XX век поставил человеческое сознание перед многими парадоксами, которых оно прежде не ведало. Однако одним из самых поразительных среди них является тот, который понимается как глобальный Кризис технократической цивилизации.

Современный мир стоит на грани, за которой реально видится гибель не только всех достижений научно-технического прогресса, но и самой жизни на Земле. Что привело к этому? Это очевидно: бурная человеческая деятельность, направляемая тремя основными движущими силами нашей цивилизации: наукой, философией, религией. Более парадоксальную ситуацию трудно себе представить: то высшее, что есть в человечестве и, как кажется, по самой своей природе предназначенное быть светом на пути его жизни, ведёт к всеобщей и страшной трагедии. Где истоки столь неожиданных последствий?

Хотя и непросто ответить на этот сложный вопрос, требующий всестороннего анализа большого комплекса различных составляющих человеческого прогресса, однако не вызывает сомнений, что одной из непосредственных причин, породивших современный кризис, является практически полный в последние два-три столетия разрыв взаимопонимания между важнейшими областями духовной и интеллектуальной жизни общества: научной и философской, с одной стороны, и религиозной – с другой. Поэтому среди множества наших проблем выявление и восстановление изначально бывшей взаимосвязи и гармонии между религиозным, философским и научным видением мира представляется сегодня одной из наиболее актуальных. На это указывают хотя бы следующие её аспекты.

1. Мировоззренческий. В истории Нового времени, начиная особенно с т. н. эпохи Просвещения, научно-технические достижения и философская мысль стали рассматриваться не только как необходимые, но и как единственные средства, способные дать человеку полноценную жизнь, – вопреки христианству, которое в лучшем случае рассматривается как добрая, красивая традиция, поддерживающая опрёделенную моральную атмосферу в обществе, но, по существу, представляющая собой нечто архаичное, антинаучное, оторванное от насущных проблем жизни и уводящее человека в иллюзорный мир беспочвенных мечтаний.

Однако такое пренебрежительно-отрицательное отношение к христианству и противопоставление его науке и философии влечёт за собой далеко идущие и совсем не безобидные психологические, нравственные и практические последствия, самым негативным образом отражающиеся на человеке. Ибо пока имеет место подобное убеждение, не может быть ни духовно единого и устойчивого общественного сознания, ни истинно гуманных достижений, ни целостного мировоззрения, достойно отвечающего человеку на важнейший для него вопрос: «Зачем я живу и творю, если всё кончается смертью?»

2. Духовный. Потрясающий научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременно резком снижении в них христианской религиозности, приводит, как утверждает статистика, всё большее число людей не к обещанному раю на земле, а к разочарованию в жизни, потери её смысла, нравственным извращениям, тяжёлым нервно-психическим расстройствам и самоубийствам. Антикультура, аморализм, псевдорелигии развиваются с такой катастрофической скоростью, что уже реально угрожают совершить небывалую в истории всемирную революцию, грозящую уничтожить на планете все традиционные духовные ценности, а с ними и самого человека. В результате кризисы, в первую очередь моральный, экологический и экономический, всё сильнее поражают современный мир. Человечество оказалось перед реалиями, которые угрожают не только благополучию человека, но и самой жизни на Земле и всё с большей силой ставят под сомнение избранный путь развития.

Поистине парадоксальное явление! Невольно вспоминаются библейские слова: «Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма» (Иов. 30: 26). Куда же ведёт человека современная цивилизация, «освободившаяся» от Христа? Не зовёт ли она сама теперь к немедленному пересмотру приоритетов в нашей жизни и серьёзному обращению взора к тем духовным ценностям, о которых всегда говорило христианство?

3. Экологический. Идея комфорта, кое-где отчасти достигнутого, но для большинства человечества по-прежнему лишь обещаемого научно-технической революцией, настолько заворожила всё человечество, что оно забыло не только о духовных, нравственных и религиозных ценностях, но и о самой своей жизни, не говоря уже о жизни своих потомков. Наслаждение, выгода, власть – вечные страсти и неизменные спутники комфорта – буквально свели с ума и окончательно поработили современного человека, заставляя его губить ту природу, частью которой он сам является, ввергая мир в тяжелейший экологический кризис. Достаточно указать хотя бы на то, что в настоящий момент потребление энергии выросло настолько, что если бы всё население Земли перешло на уровень потребления индустриальных стран, то экологическая катастрофа последовала бы немедленно. Не случайно академик РАН Н.Н. Моисеев писал:

«Глобальная катастрофа может подкрасться совершенно незаметно и разразиться совершенно неожиданно и столь стремительно, что никакие действия людей уже ничего не смогут изменить»1. Научно-технологический уровень нашей цивилизации, действительно, делает сегодня в принципе возможным, чтобы усилия даже очень узкого круга лиц могли в течение ничтожно малого времени безвозвратно погубить, по меньшей мере, все высшие формы жизни.

Таково фактическое положение вещей. Правда, обычно полагают, что современные кризисы обусловлены ошибками социально-политического и научно-технического характера и с прогрессом знания они постепенно будут сведены на нет.

Однако теперь стало уже совершенно очевидным, что источник Кризиса находится в самом человеке, в его роковой идее ложного прогресса, которой он живёт всю историю и которая, если он от неё не откажется, погубит наш мир, ибо он не выдержит антропогенной нагрузки и Катастрофа станет неизбежной. Тот же академик Н.Н. Моисеев писал: «Человечество как биологический вид смертно, и в этом смысле конец человеческой истории однажды наступит. И не в каком-нибудь совершенно неопределённом будущем, а, может быть, уже в середине XXI века»2.

В чём сущность этой идеи, приведшей к подобному исходу развития нашей цивилизации? Сначала ответим на простой вопрос: на что направлены усилия любого народа и человечества в целом? Конечно, на то, чтобы приобрести максимум материальных и культурных (часто называемых духовными) благ. Эта цель была неизменной в течение всей истории. И даже религии (так называемые языческие) были подчинены ей. На её осуществление направлены и теперь все силы человечества. Наука, философия, само религиозное сознание подавляющего большинства людей и народов живёт только этим и работает только на это. В Евангелии она названа мамоной. Но почему такая целеустремлённость приводит человечество не к естественно предполагаемому всеобщему процветанию, а к окончательной планетарной трагедии? Оказывается, человек нарушает самый фундаментальный закон своего бытия. Но прежде чем сказать о нём – небольшое отступление.

Существует определённая иерархия планов бытия. Низший – физический уровень. Принципиально возвышающийся над ним – биологический. В свою очередь он оказывается низшим по сравнению с психическим. (Потрясающая, например, сила человека, находящегося в состоянии аффекта, или смерть матери при известии о гибели ребёнка, наглядно свидетельствуют об этом.) Ещё более высокий уровень, которому подчинены в человеке и биологические, и психические стороны жизни, представляет собой нравственный. Ради правды человек может пожертвовать всем своим благополучием.

Сама жизнь перед её лицом часто теряет свою ценность. Сколько мучеников за идею знает история! Однако высшим уровнем является духовный, перед которым даже нравственность оказывается вторичной, подчинённой. Если нравственность человека оценивается по характеру его отношения к другим людям, к семье, закону, окружающей природе, к внешнему миру, то есть по его поступкам, то духовность – это совсем другая категория. Она познаётся по главной цели жизни человека, сокровенным побуждениям его души, её чистоты от всякой внутренней грязи, прежде всего, от рабства трём главным идолам, на алтари которых человек от начала своего бытия приносит все свои силы, таланты и часто саму совесть, – это искание наслаждений, комфорта, развлечений, материального изобилия, власти и славы, или, по выражению одного святого: сластолюбия, сребролюбия, славолюбия. Духовность, естественно, предполагает высокую нравственность, но нравственность далеко не всегда является свидетельством истинной духовности. Ибо нередко человек с безупречной, с точки зрения общественной морали, нравственностью бывает заражён такой гордыней, честолюбием, завистью, алчностью и т. п., что действительно является «святым сатаной». В таком случае нравственность теряет всю свою значимость.

Эта иерархия ценностей свидетельствует об очень важном: дух, в конечном счёте, определяет содержание и направленность всей человеческой деятельности, являясь своего рода неким маточным раствором, порождающим «кристаллы» активности всех низших уровней жизни человека. Но состояние духа, или духовность человека, обусловлено той высшей целью, к которой он стремится.

Таковая цель может быть обращена к исканию смысла жизни, к истине, святости, любви, к тому, о чём писал апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22). А может и не подниматься выше трёх идолов, потребностей и страстей обыденной жизни. В таком случае истинные духовные ценности и идеалы: чистота совести, любовь к другому человеку, жертвенность, бескорыстность, Бог, душа, вечность будущего существования личности – оказываются ничего не значащими, более того, превращаются в ничто, в помеху этой жизни.

Но разве не очевидно, как при такой «духовной» установке будет развиваться жизнь и деятельность отдельного человека, любого народа, мира в целом? Об этом ясно говорят и история, и современность. Роковые последствия такой плоской, чисто материалистической «духовности», перспектива которой полностью уничтожается неминуемой смертью каждого человека, последствия измены духовным началам жизни в развитии нашей цивилизации видели многие лучшие люди всех времён и народов. Известный русский общественный деятель XIX века Иван Сергеевич Аксаков произнёс в связи с этим замечательные по своей силе и пророческому пафосу слова:

«Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечёт – уже совлекает с себя – и образ человеческий и возревнует об образе зверином»3 (ср. Откр. 13: 1–18).

Сказано, кажется, слишком сильно. Но разве современные небывалые по своим масштабам и остроте проблемы – нравственные, социальные, экологические, экономические и другие, – не свидетельствуют о характере прогресса, отвергшего Христа, Его духовные и нравственные ценности, возвещённый им смысл человеческой жизни?

Разве узаконенная (!) пропаганда всеми видами СМИ всякого рода безнравственности и извращений, открытого глумления над телом и душой человека, господство «золотого тельца», диктат преступных кланов и т. д. – не свидетельство одичания дехристианизированной цивилизации?

Разве современная демократия, давшая власть не демосу (народу), а наднациональным, враждебным всем народам мира финансово-экономическим спрутам, не только не подконтрольным никаким государствам, но и диктующим любым правительствам свою волю, – не является настоящим деспотизмом и, по существу, нескрываемым рабством народов? Наконец, и так называемая религиозная свобода, то есть полная вседозволенность оккультизма, магии, колдовства, вплоть до сатанизма, и социальная свобода пропаганды разврата, жестокости и насилия – разве это не совлечение с себя современным цивилизованным обществом образа Божия и человеческого и ревность об образе зверином?!

Дух творит себе формы. Какова духовность, таковы и плоды. Эта простая истина содержит в себе ключ к тайне парадокса нашей цивилизации, к решению главнейшей её проблемы. Этим ключом является основной закон человеческой жизни, возвещённый Христом: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды его, и это всё приложится вам» (Мф. 6: 31–33). Под исканием Царства Божия и правды его разумеются не розовые мечты о вечных райских наслаждениях, но святость души в этой жизни от любых грязных дел и поступков, мыслей и желаний, любых неправд, лжи, зависти, гордыни и проч. Ибо Христос сказал: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17: 21).

Не трудно понять, что все кризисы, в конечном счёте, порождены отступлением человека от бесспорных норм духовно-нравственной жизни. Поэтому, если бы люди стали на путь созидания внутри себя этого Царства святости, правды, любви, то не трудно представить себе, какова бы стала общественная, экономическая, культурная и т. д. жизнь. Она вся изменилась бы, и время благоденствия настало бы на Земле. Вот где ключ к решению всех проблем жизни. Однако кто захочет и сможет им воспользоваться? Но этот закон действует в обратном направлении, когда ищем, прежде всего, что есть, что пить и во что одеться, а не Царства Божия и правды Его. Тогда всё то благополучие, которого так жаждем, не приложится нам.

Таков ответ с христианской точки зрения на центральный вопрос современности: почему человечество приближается не к триумфу полного благоденствия на Земле, а с поразительным ускорением – к своей окончательной и бесповоротной трагедии?

Принципиальная ошибка человеческого сознания в целом и изначальной идеи цивилизации заключается в искажении цели человеческого бытия. Человек стихийно, безумно усматривает первостепенную цель своей жизни не в духовном и нравственном очищении и совершенствовании, а, прежде всего, в славолюбии, сребролюбии, сластолюбии – в культе этих языческих идолов. Они, порабощая ум, ослепляют его, в результате чего деятельность человека приобретает ложный характер и бумерангом возвращается против него. Как однажды заметил А.С. Хомяков: «Умом всё управляется, страстью всё живёт». Человеческий ум, забывший о первичности духовных ценностей, становится игрушкой страстей и отсюда, естественно, причиной всех бед в нашем мире. Один из замечательных русских духовных мыслителей XIX столетия святитель Игнатий Брянчанинов подчёркивал, что вся деятельность человека всецело зависит от того, куда и как направлен его ум. Но страсти, порабощая ум, ослепляют его, в результате чего деятельность человека, имеющего ложную цель жизни, в конечном счёте, бумерангом обращается против него самого. Это в полной мере относится к развитию человеческой цивилизации в целом.

Сейчас, когда со времени пришествия Христа прошло два тысячелетия, человечество уже в глобальном масштабе получает ясную возможность увидеть и осознать плоды близорукого материалистического понимания жизни. Такое осознание в настоящий момент чрезвычайно важно, так как оно является первым условием для изменения образа своих мыслей (по-гречески: метанойи, т.е. покаяния). Об этом, хотя и со своих позиций, писал академик Н.Н. Моисеев:

«...людям потребуется изменить прежде всего самих себя и принципы своего существования». Но «хватит ли, – продолжает он, – времени и потенции у планетарного сообщества»? И хотя отвечает: «Это никому неизвестно»4, – всё же хотелось бы верить в лучшее.


А.И. Осипов

заслуженный профессор Московской духовной академии и семинарии, академик РАЕН, доктор богословия


1 Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? М., 1999. С. 42.

2 Там же. С. 33.

3 Аксаков И.С. Христианство и современный прогресс. Цит. по: Палицкий А. На запросы духа. Петроград, 1914. С. 7.

Логичные вопросы от белоруса к бунтовщикам

Добрый вечер, КОНТ! Вы в курсе происходящего в РБ. Интернет тоже стал площадкой для того, что на некоторых ресурсах чуть позже назовут гражданским бульбосрачем 2020 года. В одном из белоруских па...

Они ТАМ есть! (21+ осторожно мат)

Не удержался, даже отложил жаренную картошку, которая прямо сейчас остывает. Но оно того стоит! Я не знаю что это за город и ни в коем случае не знаю, что это за парень. Да и не могу я в...

Ответный ход полиции

   11-го августа с самого утра полиция дала ответ на акт неповиновения мигрантов, произошедший в Москве около станции метро "Тёплый стан". Правда тогда СМИ сообщали, что массо...

Обсудить
  • И это, тоже часть предназначеного пути.
  • Дух творит себе формы. Какова духовность, таковы и плоды. Эта простая истина содержит в себе ключ к тайне парадокса нашей цивилизации, к решению главнейшей её проблемы. «Создал Господь Бог человека из пыли земной, вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек ожил» (Бытие 2:7;) Что же за дух такой , вдохнул создатель в человека ? Какова духовность , таковы и плоды . Ну а по нашему , что посеешь , то и пожнешь . :smirk:
  • Христос и прогресс несовместимы. Человек полетел в космос вопреки иудейской идеологии.
  • прогресс - это круто ! https://ru.wikipedia.org/wiki/Свято-Троицкий_собор_и_Русский_духовно-культурный_центр Разработку и проектирование крестов осуществила российская компания ЗАО «Инновационное Управление Строительством» (ICM), партнёр французской компании Bouygues.
  • По теме статьи я написал свои статьи - приглашаю автора к дискуссии. Мой тезис - такой: главное - это физическое выживание человечества, а не истина, хоть религиозная, хоть научная... Прогресс техники - это метод выживания человечества, нынешняя наука и религия не соответствуют уровню развития техники, ведут себя как обезьяны с гранатой, и потому мешают выживанию... https://cont.ws/@frol2019/1688079 Предложение нового смысла жизни: физическое существование человечества https://cont.ws/@frolfrolov/942969 Научное мировоззрение (как и религиозное) - смертельно опасно для человечества Ядерной-глобальной эры https://cont.ws/@frolfrolov/817082 Религия - это детство человечества, но пришла пора взрослеть, а иначе - всеобщая смерть И ещё. Претензии на знание истины - это гордыня, смертельно опасная в Космическую/Ядерную эру... Для выживания нужен абсолютный скепсис. https://cont.ws/@frolfrolov/688205 Манифест Post-мышления (мышления XXI века) https://cont.ws/@frol2019/1466297 С точки зрения всего человечества. Выпуск 3. Предисловие к Манифесту человечества. Для кого он написан?