• РЕГИСТРАЦИЯ
Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

«И пошёл я искать праведных...»

7 370

16 февраля 1831 года, 190 лет назад, родился Николай Семёнович Лесков


Лесков, один из крупнейших русских писателей-классиков первого ряда, чьё творчество современная писателю литературная критика расценила как «художественную проповедь», был убеждён в том, что книги должны «не только занять внимание читателя, но дать какое-нибудь доброе направление его мыслям». Это «доброе направление» писатель связывал прежде всего с христианством, отмечая, что всегда имел в виду «важность Евангелия», в котором, по его убеждению, «сокрыт глубочай­ший смысл жизни». «Истина, добро и красота» – в этой триединой формуле классик выразил идеал, к которому необходимо стремиться.

Создание ярко оригинального, неповторимо самобытного лесковского художественного мира воспринимается как настоящий писательский подвиг. «Литература – тяжёлое, требующее великого духа поприще», – говорил Лесков и самоотверженно шёл этим путём. В финале творческого пути писатель «непостыдной совести» мог по праву заявить: «Я отдал литературе всю жизнь и передал ей всё, что мог получить приятного в этой жизни, а потому я не в силах трактовать о ней с точки зрения поставщичьей. <…> я верую так, как говорю, и этой верою жив я и крепок во всех утеснениях. Из этого я не уступлю никому и ничего, – и лгать не стану, и дурное назову дурным кому угодно».

В своём творчестве Лесков изобразил мозаично пёстрые картины жизни России во всей многокрасочной полноте мира. В основе многих из них – орловские впечатления. Как былинного богатыря, Лескова, по его словам, «“тяготила тяга” знания родной земли». Лесковское творчество проникнуто подлинным, некнижным знанием народной жизни. В цикле статей «Русское общество в Париже» (1863) автор с гордостью заявлял: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне <…> так мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги. Я с народом был свой человек». Будучи «насквозь русским», зная русского человека «в самую его глубь», писатель воплотил в своих героях – с их речью, мироощущением, душевными порывами – все существенные особенности национального характера. Мастер немецкого эпического романа Томас Манн справедливо отмечал, что Лесков писал «чудеснейшим русским языком и провозвестил душу своего народа так, как это, кроме него, сделал только один – Достоевский». В прозе Лескова, «как ни у одного другого писателя нашей земли», открывается «целый мир невиданной красоты, неповторимых образов, сверкающей фантазии, расписной, причудливый мир, где Русью пахнет – и сладко, и горько, и нежно, и дымно», – с восторгом отзывался о Лескове известный писатель Юрий Нагибин.

Николай Семёнович Лесков вступил на писательскую стезю в 1860-е годы, будучи уже зрелым, сформировавшимся человеком с большим жизненным опытом и огромным запасом житейских наблюдений. Не завершив образования в орловской гимназии, «свои университеты» будущий писатель постигал «самоучкой».

В литературе он выступил прежде всего как публицист. Лесков со­трудничал с разными периодическими изданиями Москвы и Петербурга, и уже первые публикации «новейшего орловца» привлекли внимание читателей актуальной проблематикой, живой достоверностью и объёмностью знаний, честной авторской позицией, искренней интонацией. Стремясь, по его словам, «пролить в массы свет разумения», Лесков – публицист-просветитель – поднимал множество острых тем. «Торговая кабала», «Безбожные школы в России», «Вопрос об искоренении пьянства в рабочем классе», «Русские женщины и эмансипация», «Как относятся взгляды некоторых просветителей к народному просвещению», «Русские люди, состоящие “не у дел”» – в этих и других своих многочисленных заметках, статьях, очерках автор не просто высказывал собственное мнение по животрепещущим социально-экономическим, политическим, культурным вопросам, но обращался к самой сути жизни России, ни на минуту не забывая об ответственной позиции «глашатая истины», призванного к активной борьбе со злом, произволом, деспотизмом, невежеством, косностью и другими пороками.

После статьи о петербургских пожарах, в которой автор призывал бездействующую власть либо опровергнуть слухи о поджигателях, либо – если толки небеспочвенны – найти и наказать злодеев, Лесков оказался в положении «между двух огней». В раскалённой политической атмосфере тех лет «пожарная статья» вызвала суровые нападки «справа» и «слева»: со стороны правящего лагеря своё неодобрение выразил Александр II, а радикальная литературная критика фактически объявила Лескову бойкот. Писатель, по его словам, был «распят заживо».

С тех пор он прокладывал себе «третий» путь – «против течений», искал «противоположную всем дорогу». Своё «уединённое положение» Лесков подчёркивал в показательной самохарактери­стике: «Дело просто: я не нигилист и не аутократ, не абсолютист и не ищу славы моея, но славы пославшего мя Отца».

О пастырском служении – «учить, вразумлять, отклонять от всякого <…> вздора и суеверий» – размышлял Лесков уже в своём дебютном художественном произведении «Погасшее дело («Засуха»)» (1862). Знаменательно, что первым героем лесковской беллетристики стал сельский священник – отец Илиодор. В подзаголовке помечено: «Из записок моего деда». Дед Лескова умер ещё до рождения внука, но будущий писатель знал о нём от родных: «всегда упоминалось о бедности и честности деда моего, священника Димитрия Лескова». В характере героя «Засухи» многое предвещает центральную фигуру романа-хроники «Соборяне» (1872) – Савелия Туберозова. Болея душой за судьбу Родины, этот «мятежный протопоп» и безстрашный проповедник убеждён, что нельзя жить «без идеала, без веры, без почтения к деяниям предков великих… это сгубит Россию».

Вечный конфликт добра и зла, воплощённый в современном мире буржуазно-юридических установлений, представлен в единственном лесковском драматическом произведении «Расточитель» (1867). Вслед за А.Н. Островским, чьи пьесы Лесков высоко ценил, он выступает обличителем «тёмного царства». 60-летний купец Фирс Князев – «вор, убийца, развратитель». Его антипод – добрый и деликатный Иван Молчанов – предстаёт в роли мученика, жертвы деспотического произвола. Пользуясь своим положением «первого человека в городе» и продажностью судебного департамента, старый купец добивается, чтобы Молчанова признали «злостным расточителем» и устранили «от права распоряжения своим имуществом», которое передаётся в опеку Князеву. Молодой человек, обращаясь к своим истязателям, обличает беззаконие: «Вы расточители!.. Вы расточили и свою совесть и у людей расточили всякую веру в правду, и вот за это расточительство вас все свои и все чужие люди честные – потомство, Бог, история осудят».

С целью опровержения крайне пессимистического заявления А.Ф. Писемского, объявившего, что он видит во всех своих соотечественниках одни только «мерзости», Лесков в предисловии к рассказу «Однодум» (1879) возвестил: «Мне это было и ужасно и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трёх праведных, без которых “несть граду стояния”». Почти в каждом его произведении, начиная с ранних, оживают типы людей «высокой пробы» всех сословий и званий. В этом отношении Лесков – уникальная фигура в истории литературы. «У нас не переводились, да и не переведутся праведные, – утверждал он в рассказе «Кадетский монастырь» (1880). – Их только не замечают, а если стать присматри­ваться – они есть». «Это своего рода маяки», – писал Лесков в очерке «Вычегодская Диана (Попадья-охотница)» (1883).

Писатель на протяжении всей своей творческой жизни искал и изображал героя-праведника – деятеля, безкорыстно творящего добро, – сознательно, а чаще безсознательно, по душевному порыву. В лесковском художественном мире создан целый «иконостас» святых и праведников земли русской, которой нельзя было бы устоять «с одною дрянью», с «изолгавшимися христопродавцами». Только праведные спасают свою страну от окончательного упадка и гибели: «Господь сказал: если я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие. <…> не истреблю и ради десяти» (Быт. 18, 26, 32). В предисловии к циклу рассказов о праведниках Лесков указал на древнерусское убеждение в том, что «без трёх праведных несть граду стояния», то есть ни один русский город не уцелел бы, не будь в нём хотя бы трёх праведников.

Праведники воплощают идеал, заданный Самим Христом: «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рождён от Него» (1-е Ин. 2, 29). «Дети! Да не обольщает вас никто, – взывает святой Апостол Иоанн Богослов. – Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» (1-е Ин. 3, 7).

Праведники, написанные по внутреннему заданию «оправдать Русь», представляют собой «отрадные явления русской жизни», воплощают идеал ак­тивного, деятельного добра. Самоотверженная любовь к Богу и ближнему в соединении с практическим деланием – основной признак и качество праведности. Лесков не устаёт восхищаться характерами, хранящими в себе «живой дух веры», высоконравственные черты. Таковы, например, неподкупность «неберущего квартального» Рыжова («Однодум»); безсребреничество, стремление к святости Брянчанинова и Чихачёва («Инженеры-безсребреники»); совестливость, благородство, участливость воспитателей-наставников («Кадетский мона­стырь»); духовный свет «русских богонос­цев» – священнослужителей («Некрещёный поп», «Владычный суд», «На краю света»); патриотизм и талант-ливость левши («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»). Готовы на подвиг самоотвержения во имя высокого человеколюбия герои рассказов «Павлин», «Пигмей», «Русский демократ в Польше», «Несмертельный Голован», «Тупейный художник», «Человек на часах», «Пугало», «Дурачок», «Томление духа», «Фигура» и многих других.

В своей «художественной проповеди» Николай Семёнович Лесков выступил как проповедник христианских истин и как духовный наставник своих читателей, которых он всем своим творчеством призывал не заглушать в себе «способности любить и уважать Истину».


Алла Анатольевна Новикова-Строганова

http://www.russdom.ru/node/118...

Конец невежественной свободы - жестокое рабство

    Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

    Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

    ВСУ не смогли уничтожить российский «Солнцепек», оставленный на ночь в поле. Им помешал «Волнорез»

    Вооруженным силам Украины (ВСУ) не удалось уничтожить тяжелую огнеметную систему «Солнцепек», которую российские военные оставили на ночь в поле. Она была обор...

    Врагов надо знать в лицо: Татьяна и Сергей Никитины туда же…

    Даже не понятно, какой-такой вирус поразил нашу артистическую среду, что они как-то в момент потеряли связь со своей страной, со своим народом, со своими зрителями. Неужели это вирус называется риск п...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ros Orthodox 14 апреля 15:57

      Тридцать ступеней, ведущих на небеса

      Преподобный Иоанн Лествичник Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых (Лествица. 1:3)«Лествица», или «Скрижали духовные», является одним из самых значимых ...
      907
      Ros Orthodox 12 апреля 22:19

      Космос - русский!

      12 апреля 1961 года состоялся первый в мире орбитальный полёт вокруг Земли Ни октябрьские, ни майские праздники, никакие восьмые марты и близко не могут дать впечатление о том, что было 12 апреля 1961 года в России. Это сравнимо только с Днём Победы 9 мая. Демократические митинги, шествия коммунистов или демократов, теперешние многолюдства молодёжи — это...
      156
      Ros Orthodox 12 апреля 22:12

      ПОЧЕМУ ВСЕ ЛАВРЫ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ – УСПЕНСКИЕ?

      Об особом почитании православными Пресвятой Богородицы – митрополит Антоний (Паканич). Киево-Печерская Лавра – Почему именно праздник Успения Пресвятой Богородицы - один из самых любимых, самых главных, ведь Богородица в этот день почила, этот день должен быть днем скорби? – Прежде всего, с точки зрения православной веры, не следует расс...
      445
      Ros Orthodox 1 апреля 11:49

      Святитель Николай Сербский: Пост — мощное оружие

      Пост — пост душевный и телесный — должен доставлять удовольствие и радость душе человеческой. Ибо пост есть оружие, весьма мощное оружие в борьбе против лукавого духа. Воин на поле брани скорбит, лишившись оружия, так как, безоружный, он вынужден бежать или сдаться. А обретя оружие, он радуется, ибо теперь может удерживать позицию и давать отпор супоста...
      308
      Ros Orthodox 1 апреля 11:25

      План окружения Харькова составлен в 1943 году генералами Красной армии

      Битва за Харьков: когда и как наши будут штурмовать город Фото: Станислав Красильников/ТАСС «Харьков присоединить к Белгородской области. Это лучший способ решения проблемы обстрелов Белгородской области», — сказал глава Белгородской области Вячеслав Гладков. В одном только Грайворонском городском округе, по данным губернатора, за неделю повреждено поч...
      167
      Ros Orthodox 31 марта 21:40

      Начало нашего спасения — увидеть всего себя в проказе

      А утром, встав весьма рано, Иисус вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Е...
      419
      Ros Orthodox 31 марта 21:33

      Париж наш!

      К 210-летию вхождения русских войск в столицу Франции Русская армия вступает в Париж В марте 1814 года Союзные войска подошли к столице Франции.В те времена Париж был самым населённым городом Европы (более 700 тысяч жителей). С трёх сторон он был «прикрыт» водами Сены, а с четвёртой природными возвышенностями. Его защищал гарнизон в 40 тысяч солдат при...
      91
      Ros Orthodox 31 марта 21:28

      Как армии Ватутина освободили Киев

      Общая ситуация Советские сапёры строят переправу через Днепр северо-восточнее Киева. Октябрь – ноябрь 1943 г. Красная Армия на широком фронте вышла к Днепру, форсировала его с ходу и коренным образом изменила ситуацию на фронте в свою пользу. Главный немецкий оборонительный рубеж на Днепре – «Восточный вал», был прорван.Тем не менее германское командов...
      102
      Ros Orthodox 29 марта 13:26

      "Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это – безумно, и крайне гордо!"

      Письма к мирянам. Письмо 203. О невозможности спасения иноверцев и еретиков Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти безпрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противуположным, точно утешительным зрелищем! Редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христиан...
      122
      Ros Orthodox 29 марта 13:13

      Не пропустите Пассии! Четыре особые службы Великого поста, которые совершаются воскресными вечерами в храмах

      31 марта, 7, 14 и 21 апреля. Во многих храмах четыре воскресных вечера Великого Поста совершается не очень продолжительное, но трогательное и потрясающее душу богослужение — Пассия. Во время него как бы разрывается ткань времени, и всякий, слушающий песнопения, Евангельское чтение, входит в другое время и иную реальность, переживая самое страшное событие в истории люд...
      377
      Ros Orthodox 27 марта 20:53

      Живем все лучше, а детей все меньше: почему в богатых странах падает рождаемость и как ее увеличить в России

      Демограф Владимир Тимаков: бороться за традиционные ценности нужно в интернете Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ Как-то ученые провели такой опыт на мышах: дали им навалом еды, питья, игрушек. Сперва мыши ужасно обрадовались и на радостях стали активно плодиться. А потом поняли, что это не обязательно. Одним словом - заелись. Плодиться в итоге они перестали и....
      148
      Ros Orthodox 27 марта 20:42

      Русский народ стал астрологическим народом

      Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимоеВсероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса о том, как изменилась вера россиян в сверхъестественное и необъяснимое за последние полтора десятилетия.«В современном мире, в эпоху научного и технологического прогресса, растет процен...
      908
      Ros Orthodox 27 марта 20:21

      В Госдуме хотят защитить российских врачей от уголовного преследования

      Законопроект также призван поднять престиж профессии, отмечают его авторы Фото: Global Look Press/Alexander Legky Группа сенаторов и депутатов внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект, которым предлагается характеризовать действия врачей по лечению пациента как «медицинскую помощь», тогда как сегодня они носят название «медицинская услуга». Измене...
      604
      Ros Orthodox 27 марта 20:09

      "Вся армия России знала, что я дошел до своих". Подвиг сержанта Юрия Мушенкова

      Юрий Мушенков © Валерий Шарифулин/ ТАСС Герой России сержант Юрий Мушенков не любит рассказывать о своих заслугах. Самое сложное для него — вновь и вновь вспоминать и переживать события, произошедшие в июне 2023 года в зоне спецоперации. Звезду Героя России командир инженерно-штурмового подразделения получил за спасение боевых товарищей. Во время...
      2971
      Ros Orthodox 24 марта 18:16

      Только этими словами и может быть утешено человеческое сердце.

      Беседа пятнадцатая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Христианская вера есть вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Прочтем слова апостола Павла:«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадц...
      278
      Ros Orthodox 24 марта 11:29

      Жить по-русски

      Всё больше убеждаюсь, что ни дорога на Запад, ни поворот на Восток не сулят нам процветания и благоденствия. Никому, кроме самих себя, мы не нужны. И Восток, и Запад будут использовать нас в своих интересах.Везде мы будем чужими. И если мы хотим жить дальше, то мы должны жить по-русски. А что такое жить по-русски? И возможно ли это?Задумывались ли вы о том, как так по...
      1471
      Ros Orthodox 23 марта 12:05

      Вера не заключается в одном соблюдении установленных правил и предписаний

      Христианская вера — это служение. Это любовь к Богу и к людям.Случилось Иисусу в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в до...
      577
      Ros Orthodox 23 марта 11:48

      "Смерти нет": молитва о невинно убиенных жертвах теракта в "Крокус Сити Холле"

      Чудовищную трагедию в подмосковном "Крокус Сити Холле" ещё предстоит осмыслить в полной мере. Но самое главное, что можно сделать сейчас - это помолиться о невинно убиенных, в минуты своей страшной гибели ставших воинами Христовыми. Как это сделать - в материале "Первого русского".В этот день хочется только молчать и молиться. Праведному гневу ещё найдётся своё время ...
      122
      Ros Orthodox 22 марта 23:00

      «Фронтовые этюды» художника Юрия Сивачёва

      Онлайн-выставка «Фронтовые этюды» открывается на сайте МОООСХ и посвящается сложной работе, а самое главное, искреннему служению Родине в условиях фронтовой зоны СВО. Экспозиция представлена работами Сивачёва Юрия Евгеньевича — члена МОООСХ, который в 2022 г. был призван по мобилизации в звании младшего сержанта, затем зачислен в Первую фронтовую творческую бригаду ан...
      281
      Ros Orthodox 22 марта 22:29

      Ядовитый источник. Заметки о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

      Впервые роман был опубликован в журнале «Москва» (декабрьский номер 1967 и январский 1968 года). Произведение было «взрывным» и никак не вписывалось в атеистический большевистский «ландшафт». И все же оно появилось в печати. Как это произошло? В то время главным редактором журнала «Москва» был Евгений Ефимович Поповкин. Он страдал тяжким неизлечимым недугом и знал, чт...
      1396
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика