Школа М. П. Щетинина - Как она есть! Алекс Фоменко (Опыт осмысления методики академика РАО Михаила Петровича Щетинина)

0 1133


«Хочется написать книгу о ребенке. Но всякий раз думаю, что еще рано, что еще не готов, чего-то не понимаю. К тому же мало времени. Каждый день приходится писать живую книгу. И все отдавать са-мому процессу. Вот этим реальным де-тям».
М.П. Щетинин,
академик РАО,
руководитель Лицея
по формированию личности
детей и подростков х. Текос
(город-курорт Геленджик)

Статья 1
ЗДЕСЬ РОЖДАЕТСЯ НОВАЯ РОССИЯ.

Первое, что меня подвигло на поездку в Те-кос, было то, что по итогам 2001 года академик Михаил Петрович Щетинин признан «Человеком года», наряду с Президентом России В.В. Путиным. Это сразу заинтересовало меня. Что же это за человек такой, которого поставили в один ряд с Президентом? Что в нем такого уж выдающегося? Стал интересоваться, расспрашивать своих знакомых, которые уже побывали в его школе в Текосе. Для меня стало откровением то, что ни один из опрашиваемых мною людей не говорил равнодушно - либо это были хвалебно-восторженные высказывания («Замечательно!», «Великолепно!», «Ново!», «Гениально!»), либо откровенно негативные («Щетинин создал новую секту!», «Дети в его школе перегружены!», «Он эксплуатирует детский труд» и т.д.)

Так в чем же суть этого явления – Школа М.П. Щетинина, о котором ни один человек равнодушно не может говорить? Я попытался это выяснить.

Стал искать статьи о методике преподавания и воспитания в школе М.П. Щетинина. Но странное дело. Нигде не мог найти аналитического материала, а газетные статьи, рассказывающие об этой школе, были такие же, как и высказывания людей – кардинальные в своих суждениях. Либо резко - «Да!», либо категорично – «Нет!».

Тогда я решил – «Будь что будет, но я должен поехать в Текос, увидеть все сам и, если Бог позволит, пообщаться с Михаилом Петровичем»,- тем более что ехать недалеко…

Первое, что бросилось в глаза, когда мы приехали в Текос, было здание школы. Невозможно поверить, что всю эту красоту сотворили детские руки. Далеко не каждый архитектор, мастер-строитель смог бы такое создать, а тут – дети… Сразу повеяло чем-то непонятным и непостижимым, что еще больше заинтересовало и заинтриговало меня.




Пока я ждал, когда выйдет дежурный-администратор, я наблюдал за всем, что происходило вокруг. Столько красивых и одухотворенных детских лиц я не встречал, пожалуй, за всю свою жизнь. Они как будто светятся изнутри. Мне, совершенно незнакомому человеку, каждый проходящий мимо говорил «Здравствуйте!» И обязательно добрая, открытая улыбка навстречу. Все публикации об этой школе и ее детях, которые мне довелось прочесть, тоже отмечали эту особенность. Светлые, одухотворенные лица, открытые и радостно встречающие все новое, добросердечно и жизнерадостно желающие каждому - «Здравствуйте!»

Мы часто за нашими суетными заботами пробегаем мимо друг друга, порой не замечая, не успевая поздороваться с близкими людьми, не то что с первыми встречными, а здесь сказать первому встречному, пусть даже незнакомому человеку – «Здравствуйте!» - оказалось нормой. И меня это приятно удивило.

Когда дежурная провела меня на территорию школы, я увидел что везде группами по 5-7 человек сидят дети с книгами и тетрадями. Что-то пишут, читают, рассказывают друг другу. Не увидел я и той суеты, толкотни и «броунского движения» детей по территории, которое присуще обычной школе. И тишина. Только слышно как шелестят деревья и поют птицы.

Я спросил у дежурной: «А где ваши классы, в которых вы занимаетесь?» Она удивленно подняла брови и ответила: «А у нас нет классов. Они нам не нужны» И тогда я понял, что вопросов у меня возникло гораздо больше, чем ответов, которые я хотел получить, побывав здесь.

Когда мы подошли и дежурная представила меня Михаилу Петровичу Щетинину, я увидел перед собой человека, взгляд которого, казалось, как рентген увидел всю мою душу, мои мысли. Но в тоже время это был добрый и светлый взгляд. Передо мной стоял белый как лунь, но со смеющимися глазами УЧИТЕЛЬ. Именно таким я себе и представлял настоящего УЧИТЕЛЯ.

Мы сели на лавочку и разговорились.

Прежде всего, меня интересовало, не методика преподавания предметов в его школе. Это отдельный и достаточно серьезный профессиональный разговор в среде педагогов. А вопрос воспитания, причем духовного воспитания. Что является стержнем любой методики в педагогическом процессе.

У Михаила Петровича своя точка зрения на воспитание и свой философский взгляд на вещи.

«Любовь, истина, воля, род, совесть, честь, жизнь, отец, дитя, чадо, ребенок - ключевые слова моей жизни.

Ребенок – космическое явление, продукт вселенского труда многих-многих его предков. И относиться к нему надо именно как к космическому явлению.

Мы различаем понятия - "ребенок", "чадо" и "дитя". Это три ипостаси целостной личности. Ребенок - это смотрящий подробно в каждую деталь жизни. Ребенок очень легко переключается: то на то, то на это. Он подвижный, он с интересом смотрит на все то, что происходит. Вот капля дождя упала - ему это интересно, вот птица запела - ему это интересно, вот кто-то стукнул - он подошел, вот здесь что-то такое зашевелилось - он и туда заглянул. Как нам кажется, он всегда пере-ключается, он не может сосредоточиться. Это ребенок в человеке.

А есть чадо. Чадо - это когда я утверждаю любовь, весь мир. На древнерусском языке "ча" - это любовь безграничная. Она не отягощена заботами. А "ча да" - это дать подтверждение. Я утверждаю "ча", любовь. Или весь целостный мир. Это - "я и мир - одно" - как когда-то сказал Лев Николаевич Толстой.

А еще есть дитя. У нас русских, дитя - это дедка. Дед и дитя - это как бы одно и тоже. Дед мой и мой сын - это наследники друг от друга. Мой дед - это есть мой сын. Дитя. Дедка. Т.е., мы этим подчеркиваем, что в человеке еще есть третья составляющая для того, чтобы он был человеком в полной мере - это его долг. Это он - как род, проистекающий из века в век. Я же не начинаюсь, скажем, 50 лет назад, я продолжаю путь своего отца, а мой отец - продолжает путь своего отца, а тот отец... Т.е., курица-яйцо, курица - яйцо, курица - яйцо. Сколько лет яйцу? Вопрос некорректный. Потому что течение причин этого яйца уходит далеко вглубь веков. Там может быть бесконечность, там - вечность. Поэтому дитя - это сама вечность. Ребенок - это подробность вечности. А чадо - это весь мир, как целое, где все взаимоувязано в полном взаимосогласии. Эта мысль о человеке, как дитя, которое несет в себе родовую память, лежит в основе всей нашей системы образования, которую мы здесь пытаемся утвердить. Важно смотреть на ребенка, как на чадо и на дитя еще, а не только, как на ребенка.

Наша школа - "Родовая школа". Да. Т.е. мы смотрим на человека, как на род. Он есть род. И когда я смотрю ему в глаза и вижу вечность его, тогда я вижу его самого. Когда же я подчиняю его какой-то своей мысли и не слушаю его вечность, тогда я ему мешаю. Поэтому, очень важно для того, чтобы понять нас, понять, что мы не смотрим на ребенка, как на малое существо, которое ничего еще не понимает. Оно несет в себе память рода».

Если честно, то для меня это было откровением. Никогда и нигде еще, ни в одной школе, ни один учитель не высказывал ничего подобного.

Щетинину удается играть роль творца с естественностью природного явления. Его диктата не замечаешь. Его воля утверждается не дисциплиной, она растворена в атмосфере. Воля - одно из ключевых понятий для Михаила Петровича.

На вопрос, что же такое – Воля. Щетинин ответил, что «Воля - это когда я существую одновременно с окружающим меня миром и нахожусь с этим миром в гармонии. Мир вокруг меня и я в нем. И тогда я волен».

«Не может быть давления сверху над человеком. Человек есть ВОЛЯ сама. И поэтому у нас дисциплина идет от внутреннего понимания необходимости делать свою роль в общем деле. Как скажем, музыкант в оркестре, он играет свою мелодию, но согласует ее с мелодией других, чтобы была симфония. Мы, в общем, с этой дисциплиной пришли, это образ нашей жизни. Организованность и воля - они всегда соотносились с понятием необходимости. Ведь воля - это все, воля - это весь простор и воля - это как бы и стержень мой, это моя крепость. У нас это одно понятие у русских. Воля - это как бы такой организованный дух, организованная мысль, направленная мысль - волевой человек. И воля - это простор, это все передо мной раскрывшееся. Т.е., когда я - воля, тогда я есть все, я все вижу и во всем поступаю точно, чтобы всему не повредить.

Знание в нашем понимании - это есть главный смысл человека на земле. Но не знания для того, чтобы запомнить, получить диплом, аттестат зрелости, формально, а знания, чтобы улучшить жизнь. И поэтому, когда я живу, осознавая свою роль, свой смысл, ради чего я среди людей, я хочу понять их. Вот мое познание. Я хочу понять, а как же мне им помочь.

Возникает вопрос: "Скажите, как ручей мечтаний с рекою вечной соединить? При том ни боли, ни страданий, чтоб никому не причинить?" Я хочу знать, как же мне прожить, как мне построить свой путь, чтобы я помог другим людям в их понимании всех других и в их утверждении себя на земле. В этом есть нескончаемый процесс познания.

Очень важно тому, кто идет к детям, свой предмет давать так, чтобы он понимал необходимость этого предмета для своей жизни. И если ребенок сидит и какой-то предмет усваивает потому, что так сказали взрослые, а для чего, он не понял, то он не поймет этот предмет. Он будет бунтовать против именно такого отношения к нему. Нам надо думать о том, что мы детям несем, как преподать то, что мы предлагаем, чтобы ребенок принял, чтобы он действовал сейчас, немедленно. Поэтому мы все предметы, которые в школе изучаем, мы изучаем детьми.

У нас дети преподают предметы. Прежде, чем войти к нам в систему познавательного процесса, ребенок сначала осваивает весь курс сред-ней школы по одному какому-то предмету, но с целью передачи. Уже этот предмет ему оказывается необходим, чтобы он среди сверстников своих состоялся, они его приняли. Это как бы его визитная карточка, кто он есть такой. Я - математик, я - физик, я - химик, я - биолог. А дальше, для того, чтобы мне вступить в отношения с детьми, поскольку они мне предлагают другие предметы, я тем самым вынужден и принимать их продукты, их ценности, которые они для меня специально приготовили.

Но их задача, тех, кто дает свой предмет, сделать все, чтобы с предме-том, которым увлечен их сверстник, они связали свой предмет, т.е. нашли согласие, соединение с тем, что ему близко, что ему дорого. Тогда только создается целостное образовательное пространство, и дети в этом пространстве чувствуют себя уверенно, потому что все оказывается направленным на смысл их собственных устремлений, а не противоречия им. Вот это и есть основа познавательного процесса. Когда он не просто как назидание, сверху спущенный. Мол, так надо, когда вырастешь - поймешь. Нет, так нельзя.

Вот в это мгновение, в сию секунду, в сию минуту ребенок должен понимать, для чего он делает это действие. Если он не понимает это, в нем происходит угасание поисковой активности. Поиск истины, поисковая активность - это, кстати, основа развития личности и основа здоровья.

Образовательное пространство, мы создаем вместе с детьми, с их помощью. Это их мысли, они являются авторами этого образовательного пространства. Поэтому они у нас спокойные. А ведь здесь 400 человек. Если поставить здесь микрофон, тут соседняя школа недалеко, метров за 300 уже будет слышен ор. Они орут.

Мне кажется, что дети орать не должны, по-скольку они, наоборот, несут с собою согласие. Ребенок кричит от боли, от горечи, когда нарушается что-то, гармония рушится, тогда он начинает кричать. Мы отмечаем это и говорим, что, вот, он не соображает ничего, и начинаем воспитывать, наказывать его. Он еще сильнее кричит. Это кричит он обычно от тоски, от несправедливости, от несоразмерности того, что он внутри себя несет и того, что происходит вокруг него.

У нас, на самом деле, творя образовательное пространство, занимаясь научной деятельностью, они осуществляют самих себя. Потому что смысл образования - поиск истины, поиск согласия, нахождение основ счастливой жизни, определение, что такое счастье. Мы стараемся, все делать для того, чтобы они искали смысл всюду и его утверждали».

Никто не станет спорить с тем, что образовательный климат это условие экономического процветания, это экономический фактор. Но сверху приказами и указами этого не сделаешь. Это сделаешь только вовлечением граждан в определение целей и содержания образования. Поэтому содержание образования и цели образования это результат переговоров, договора между образовательным сообществом и местным сообществом и гражданами. Если эти договоры возможны, тогда образовательный уровень будет расти. Ведь образовательный уровень растет не от того, какие отметки у учеников, а от того, какое место образование занимает в сознании граждан.

Часто можно услышать и по радио и по телевидению, что наш народ, русский народ за период власти тоталитаризма растерял свою элиту, свой генофонд. Но только здесь в этой школе понимаешь, что это не так.

Знаете, как ответили мне ребята, когда я их спросил - зачем вы здесь учитесь? « Мы хотим служить Родине, России». И это без ложного па-фоса и напыщенности.

Здесь воспитывается новая русская элита, новый тип руководителей с новым мышлением, новым мировоззрением, которому предстоит вывести Россию на новый уровень. Здесь готовят будущих ученых, руководителей предприятий, губернаторов, президентов, но не чиновников, не клерков, а ДЕЯТЕЛЕЙ. Именно здесь, именно сейчас создается новый человек XXI века.


ЗДЕСЬ РОЖДАЕТСЯ НОВАЯ РОССИЯ!
Статья 2
КОЛОКОЛА РОССИИ


Вся методика обучения М.П. Щетинина рассчитана на созидание творческой личности, а не пассивного носителя несвязанных осколков информации, и важнейшей чертой Лицея в с. Текос является воспитание в детях общинного мышления, умения жить и плодотворно трудиться в коллективе. Лицеисты учатся вместе работать и вместе учиться.

Мы продолжаем разговор о Лицее-интернате в х.Текос, под руководством академика М.П. Щетинина.

Писать статьи и книги о школе жизни - трудное дело. Тем более если вести разговор о школе XXI века.

В сегодняшней статье мне хотелось бы обратиться к самому главному основанию в воспитании, которое проповедует Михаил Петрович - это утверждение прекрасного во всем: и в том, как чистится картошка и как укладывается кирпич за кирпичом, и в том, как танцевать и петь, что читать и как разговаривать с человеком. Детей в школу Щетинина везут с разных концов России и СНГ. От некоторых родители просто избавляются, ибо не справляются с их воспитанием. И дети обретают здесь и дом родной, и радость жизни.

Целью методики Михаила Петровича является создать среду, в которой расцветает личность, творчество, индивидуальность. М.П. Щетинин старается наиболее полно раскрыть творческий потенциал личности ребенка, не просто получить на основе глубоких знаний целостное представление об окружающем мире, а приме¬нить их в реальной жизни.

Как известно, полушария человеческого головного мозга выполняют разные функции. Левое отвечает за логику и схематическое мышление, правое за эмоции и об¬разное мышление. Традиционно, в школе перегружается левое полушарие, правому же полноценно “реализоваться” не дают. Поэтому в школах отмечается резкое ухудшение здоровья и успеваемости детей.

Правое полушарие отвечает еще и за творческое мышление. Оставляя его без должного внимания, детей приучают действовать по заранее заданному алгоритму. Такой человек становится своеобразным зомби, живущим по раз и навсегда усвоенным правилам. Во многом по этому, по данным социологов 68% учащихся предпочитают пассивно впитывать информацию. Смотреть телевизор или слушать радио, и собственная интеллектуальная активность стремиться “к нулю”

И немаловажно и то, что “левополушарность” современного образования мешает эмоциональному развитию ребенка, его заинтересованности и положительным эмоциям. Согласитесь, что привычный стимул - школьная оценка - чаще всего источник отрицательных эмоций или самоцель, но не стимул к получению твердых знаний.

М.П. Щетинин сумел переломить эту устоявшуюся практику. В его Лицее дети прежде всего учатся “правополушарнаму” - творческому и активному подходу к жизни. Этому служат как специальные занятия, развивающие образное, творческое мышление, так и весь уклад Школы. Необычные здания, открытые учебные площадки, настенная роспись, повергающее в изумление гостей Лицея - во всем этом великолепии чувствуется невероятная тяга к Прекрасному. М.П. Щетинин считает, что творческий труд, по принципу “сам придумал - сам сделал”, есть неотъемлемая составляющая образовательного процесса, позволяющая маленькому человеку поверить в свои силы. Он уже никогда не станет слезливой “жертвой обстоятельств”. С другой стороны, способность к честному труду есть признак здоровой генетики и психики. Потому здесь, в сказочных теремах, созданных самими детьми, нет места угрюмой тоске, лжи, вражде.

- Наша задача - устранить агрессию. Поэтому мы не устраиваем состязаний или чемпионатов даже по футболу. Зачем поощрять агрессивность? Главное для нас - духовность, близость к природе, любовь и уважение к человеку, к его предкам, его Роду.

Главное чему здесь учат, как правильно жить в нашем обществе. Пусть не покажется высокопарным, но Родовая школа в Текосе прежде всего, прививает любовь к Родине. Здесь, в отличие от любой городской школы, включают ребят в работу, приучают самостоятельно мыслить.

.

- Давайте поймем, что детская непосредственность есть путь самопознания взрослых. Через детское творчество мы можем постичь непорочность прекрасного, его божественность. Великим художником становится тот, в ком чудом уцелела детская наивность. Дети не могут заниматься мазней, но тысяча взрослых сплошь и рядом заняты ею, порождая оскорбляющую и унижающую человеческое достоинство грязь словом, краской, звуками, и, к стыду нашему, многие воспринимают ее как искусство.


Наши дети в течение дня вылезают из своих погружений в науки и самоподготовку, чтобы петь, танцевать, заниматься рукопашным боем. Собирается хор русской народной песни, а поют все - и дети, и взрослые, ансамбль танца (танцуют тоже все) - поют и танцуют с осознанием родовой памяти, потому и песни, и танцы особо выразительны, а исполнение доводится до профессионализма.

У нас в Лицее существует свой ансамбль «Колокола России». Это тоже своего рода ступень в развитии личности. И если в ансамбле «Колокола России» человек смог утвердиться, то странным образом у него начинает все получаться и он добивается больших успехов в изучении других наук и предметов

Виталий Кузовкин, инструктор рукопашного боя:

Рукопашный бой мы выбрали тоже не случайно. Народная хореография, русский рукопашный бой. В принципе рукопашный бой мы строим таким образом, чтобы он закрывал всю программу, которая есть в школе по физкультуре, то есть мы в этом плане застрахованы. Помимо этого есть многие плюсы - это традиционный народный стиль, который дает человеку возможности чувствовать все время свою корневую основу, народную основу. Это первое. Второе - учитель должен быть сильным, он должен уметь защитить своих детей в любой ситуации, он должен чувствовать свою внутреннюю силу и быть способным к любой реакции, действию, движению. И рукопашный бой дает эту уверенность в жизни, такую стабильность, крепость.

В школе Щетинина учат тому, что владение способами русского рукопашного боя нужно только для защиты слабых, для защиты Родины. Никто из школы Щетинина никогда не воспользуется своими высокими умениями рукопашного боя, чтобы мгновенно сбить с ног ради наживы, ради корыстных целей.

И лица, и одежда у здешних ребят до умиления простые, открыто российские, без всяких там крайностей украшательств, макияжа и прочее.

Существует мнение, что Щетинин отрывает своих воспитанников от всего остального мира и тем губит детские судьбы. Действительно, он отрывает их от насилия и злобы, но тут же устанавливает единство со всемирным сообществом, для которого любовь к Родине, нравственная и духовная чистота, утверждение человека являются высшими ценностями.

Система воспитания в школе Щетинина базируется на пяти основных фундаментальных направлениях. Эти направления как мощные сваи поддерживают все здание школы:

• Первое основание, на котором держится воспитание в Лицее, - нравственно-духовное развитие каждого.

• Вторая основа - это чувство прекрасного.

• Третья основа - это устремленность к познанию.

• Четвертое основание - это труд.

• Пятое основание - это мощная физическая подготовка каждого: маленького и взрослого, ученика и учителя, девочек и мальчиков.

Первое основание - нравственно-духовное развитие каждого. Здесь живут, любя и уважая друг друга, трудятся на общее благо, учатся, чтобы учить других, творят красоту, чтобы радоваться самим и доставлять радость другим.

Примут в школу, скажем, какого-то сорванца, с которым не справилась целая группа наставников, - здесь он мигом становится сдержанным, а потом добрым и чутким, а дальше и добромыслящим, прекрасномыслящим. Кто его воспитывает и развивает? Как будто никто. Но в действительности все, так как каждый проявит в нему внимание, подарит любовь, поможет преуспеть во всех хороших делах. Что же этому сорванцу остается? Забыть сквернословие, погасить в себе зло, исполниться доверия.

Важно то, что в Лицее никого не учат любви к Родине, не читают нравоучений. Высокие моральные принципы питомцы лицея усваивают в силу того, что согласно этим принципам живет сам Лицей. Нравственно-духовное развитие каждого есть результат самого образа жизни, а не нравоучений и показов.

Об этой - первой основе - мы попытались рассказать в предыдущей статье.

Сегодня хотелось бы поговорить о не менее важном аспекте жизни лицеистов о воспитании чувства прекрасного на основе русских нацио-нальных традиций и фольклора.

Щетининцы любят природу, они верят в родовую память и зов предков в речи, в духовной культуре, в традициях; историю воспринимают не как мертвое прошлое, а как источник обретения истины. В контексте духовности, историзма и родовой памяти зарождаются в сердцах молодых людей утонченное понимание патриотизма и любовь к Родине. Любовь к Родине не как какое-нибудь абстрактное понятие, которое, может быть, станет реальностью при особых обстоятельствах, а самая что ни на есть конкретика. Начиная с заботы о благоустройстве той части Родины, которая доверена им, и завершая накоплением ду-ховных и физических сил для защиты ее ценностей и просторов. Что получают дети от такой нравственно-духовной основы жизни? Глаза каждого молодого человека светятся, на лице у каждого - внутреннее спокойствие и созидательная радость.

Залог будущего России - в нашем пристрастном отношении к нашей истории, не-посредственном соединении с памятью предков. В этом и заключается принцип народности или родообразности нашей школы: принцип воссоздания живого об¬раза родочеловека, в данном случае - славянина, русского. Вообще образ ключевое слово в концепции изучения истории, ведь образное мышление и есть, по сути, не¬посредственное вхождение в сферу великой русской культуры и духовности, постижение ее смысла. Историю России мы склонны рассматривать как историю Рода. Но глубоко ошибочное мнение, что русский - это только национальность. Русь есть свет. И, по нашему мнению, всякий, несущий его в душе, есть от Рода Русского. Маленький человек должен осознать свою безмерность: язык, народная песня, танец, ремесла, боевое искусство, обычаи, традиции - все, что только составляет понятие народ, есть и будет первейшими условиями вхождения ребенка - родочеловека - в мир, освоенный родом, явленный, развернутый в нем и его же самого...

Школа Щетинина - настоящая община в самом лучшем контексте этого понятия, в контексте российского исторического пути, российской социально-экономической и духовной культуры. Именно общинность жизни становится камнем преткновения для многих в познании школы Михаила Петровича.

Устремленность к цели, общие интересы и энтузиазм, преданность идеалам и любовь к ближнему, взаимоподдержка и взаимопомощь, высшая организованность, исключающая такие понятия, как нарушение дисциплины и правонарушение. Возвышенное понимание чувства Родины, творческий, созидательный труд каждого, подчеркнутое уважение к родовой памяти, к предкам, к родителям. Полный отход от дурных человеческих пристрастий - от курения и алкоголизма, от злости и тщеславия, от зависти и ненависти. И все это исключительно только на основе добровольного выбора каждого ученика. Здесь живут так: хочешь остаться - поживи сперва пару недель, сделай выбор, а по¬том решай окончательно. Ибо нарушать нравственно-духовные основы нельзя.

Иные наблюдатели приходят в ужас: как же эти молодые люди в дальнейшем смогут адаптироваться, перестраиваться, выживать в нашем злобном, некультурно-конкурентном, технократично устроенном обществе, если в них так много доверия, любви, чистоты; жалко детей - надо спасать их! Иные же делают ошеломляющий вывод: это секта, иначе почему они так преданы идеалам, духовно-нравственным ценностям, почему так любят своего предводителя, надо, чтобы всего этого не было, и тогда все будет в порядке!

И никто из них не пытается понять, что учитель и ученики просто строят свой дом, в котором им очень хорошо жить вместе, потому что фундамент крепкий.


Статья 3
ТРУДОМ СВОИМ
СЛУЖИТЬ ОТЕЧЕСТВУ!

«Начертал Господь закон свободного труда и во внешней природе, и в самом человеке, в его теле, сердце и уме. Творец сделал труд необходимым условием физического, нравственного и умственного развития и само счастье чело-века поставил в неизбежную зависимость от личного труда. Карая, Господь сострадал своему созданию; посылая смерть, полагал семена новой жизни. "Трудись!" - сказал он чело-веку».
Ушинский К.Д.
«Труд в его психическом
и воспитательном значении»

Продолжая разговор о Школе-лицее под руководством М. П. Щетинина, мы сегодня поговорим об одном из основных направлений в системе воспитания, которую проповедует Михаил Петрович – о воспитании через труд.

Известно высказывание А.С. Макаренко, одного из выдающихся педагогов советского времени: “Труд без идущего рядом образования не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Труд как воспитывающее средство возможен только как часть общей системы”.

 Макаренко на своем уникальном опыте наглядно показал, как труд - сельскохозяйственный, в мастерских и на фабрике - способен преобразовывать людей.

Отношение к педагогическому творчеству и опыту А.С. Макаренко переживало разные времена от критики со стороны педагогического "олимпа" до его "канонизации" советской системой воспитания и образования. Были периоды, когда Макаренко внимательно изучали, непомерно восхваляли, защищали многочисленные диссертации, а средняя школа, начиная с сороковых годов, медленно, но верно скатывалась к гимназии прежних лет.

Центр образования академика Щетинина М.П. - полное юридическое название "Центр комплексного формирования личности детей и подростков" Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации является примером развития идеи школы-хозяйства А.С. Макаренко в современных условиях. Трудовая, созидательная концепция Центра не ограничивается производственной стороной трудовой деятельности, а включает и интеллектуальную подготовку учащихся, входящих в состав нескольких научно-педагогический производственных объединений.

Примерами хозяйственно-экономической деятельности Центра являются: швейная мастерская по дизайну и пошиву национальных ко-стюмов; два цеха по сбору лекарственных трав; пекарня; цех по производству соевых продуктов; пасека; мельница; подсобный сельскохозяйственный комплекс; строительная организация "Росюгучпрофстрой"; столярный цех; бетонный завод; автохозяйство; художественная мастерская по производству изделий народных промыслов. В Центре созданы условия, когда каждый ребенок участвует в тех или иных экономических проектах. Но приоритет в Центре образования отдается строительству как принципу созидания и преображения себя и окружающей среды.

По мнению М.П.Щетинина, ребенок в школе не должен готовиться к жизни, а - полноценно жить. Ему необходимо строить школу: ее здание, учебный и воспитательный процесс, обеспечивать хозяйственные нужды, выполнять сельскохозяйственные и производственные работы, продолжать исследовательскую деятельность. И выпускники школы Щетинина оканчивают среднюю школу, получают несколько высших образований, учатся в аспирантуре, руководят лицеями, работают на разных должностях.

- Цель учебы в нашей школе - сформировать личность, всесторонне образованную, способную передавать свои знания другим, способную своими деяниями, своим трудом служить Отечеству... У нас нет учеников в чистом виде. Каждый является учителем или экспертом. Ученики реально создают учебные пособия и учебники. Эти учебники мы используем как систему роста самих ребят, потому что в будущих школах России учебники будут делать сами учащиеся. Так что наша школа – это и учителя, и ученики, и все они – исследователи. Особое значение мы придаем истории, народной хореографии, народному пению, народному ремеслу и народному русскому боевому искусству, оно строится не на агрессии, а на любви.

Учащиеся в такой школе ощущают себя взрослыми, а не учениками.

Дети не только учатся, но и работают в столярных мастерских, швейном цехе, на растворобетонном узле, пилораме. Красочные уютные терема они не только проектируют, строят, отделывают, но и сами расписывают.


«Образовательное пространство, которое мы создаем с детьми, с их помощью, это реализация их мысли, они являются авторами этого образовательного пространства. Поэтому, творя образовательное пространство, занимаясь научной деятельностью, строя свою школу своими руками, они осуществляют самих себя. Потому что смысл образования – поиск истины, поиск согласия, нахождение основ счастливой жизни, определение, что такое счастье. Мы стараемся все делать для того, чтобы они искали смысл всюду и его утверждали».

Труд лежит в основе обучения в Лицее. Труд, но не принудительная трудовая повинность, а творческий труд. Развивающий одновременно и руки, и мышление, воспитывающий зоркость глаза, ловкость всех движений и смекалку, инициативность в любой деятельности. Тесная связь учебы с трудом и труда с учебой - учиться, чтобы уметь трудиться, трудиться, чтобы уметь приобретать знания и навыки. Наконец, накапливать знания нужно так, чтобы они не оставались мертвым капиталом, а могли быть впоследствии использованы для блага своего народа, своего Отечества.

Человек создан по образу и подобию Божию, и он не может не творить.

Труд как творчество –основа основ для развития ребенка. Неважно, какое конкретное дело он делает, он должен его делать творчески, с полной самоотдачей, но при этом, не нарушая гармонии, заложенной в природе, ибо все в мире взаимосвязано.

«Наша задача, - говорит Михаил Петрович, - состоит не в том, чтобы менять, отрицать прошлое, а в том, чтобы дополнять его. Мне вообще кажется, что знаменитый закон "отрицания отрицания" в русской философии звучит иначе - закон "дополнения дополнения". То есть, когда ты живешь в движении, ты дополняешь этот процесс, а не отрицаешь его - ты служишь будущему и этим осуществляешь свой долг».

Посмотрев, какие терема построили ученики в школе, невольно задаешь себе вопрос: «Возможно ли, чтоб дети такое построили?» Разнообразные, не похожие друг на друга здания, уникальное оформление стен, выдержанное в русском духе. Да и сами стены внутри здания, где каждый кирпич расписан, все это создает ощущение нереальности, фантастичности.

Но в том-то все и дело, что творческая фантазия ребят не сдерживается здесь какими-то рамками, а воплощенная в камне и дереве потрясает, волнует и вызывает восторг.

Учебно-познавательный процесс в Лицее строится методом погружения в смысл, в систему изучаемого предмета. И, таким образом, осу-ществляется погружение в саморегулирующийся процесс космического самовоспроизводства.

Собрав однажды ребят, которые занимаются пчеловодством, Михаил Петрович рассказывал им: «Вот посмотрите – пчела, которая собирает мед. Что такое мед? Что такое цветок? Цветок - это высший момент расцвета растения, кульминация его радости, всего, что природа в него заложила, пик жизненных сил. И именно в это время пчела собирает его нектар и несет к себе в улей. Представляете, какой энергетический потенциал заложен в меде? Помимо этого она является объединяющим началом на всем лугу. Каждый цветок в пик своего расцвета общается через пчелу друг с другом и наступает момент единения каждого цветка в огромное поле радости и созидания».

«Жажда вечности наполняет мир. Россия - это служение вечности. Поэтому нас не может понять мир экономических единиц, тех, кто живет сиюминутной, экономической жизнью. Мы никогда не будем стяжателями, пока мы русские. Отдавая - мы богатеем, и, только служа, мы можем жить».

В первые дни пребывания в школе дети вме-сте со взрослыми определяют и осмысливают ключевые основы жизни, непреходящие ценности, выявляют головные проблемы современного состояния человечества, путь которого из вечности им продолжать, отстаивать сегодня. Определяются особенности народа, в колыбели коего они родились, чье семя несут в себе, через служение которому, и выражая интересы которого, им предстоит утверждать всечеловеческие ценности. В процессе осмысления коллективно договариваются о конкретных формах, содержании и особенности жизни коллектива в современных условиях, обозначают задачи стратегические, дальние, уходящие в века, близкие на десятилетия, ближайшие на годы и дни. Так принимаются учебный план, освещается содержание всех предметов познавательного процесса, выбираются виды производственной деятельности, основы экономической и финансовой жизни школы, рассматривается характер сотрудничества с окружающей средой, устанавливается структура коллектива, основы его существования и взаимообязательства.

Так обретается единство взрослых и детей, так происходит процесс соединения опыта вечности и века, так рождается гармония великого единства двух начал, двух устремлений: устремления сохранить наш материальный мир, как множество вариантов образа единого с целым, и устремления утвердить существовавшее искони, из вечности восстающее Слово Истины. Не зря ведь древнее имя этого единства - СОКОЛА (школа), где одно - сокол, устремленный к земле, самозабвенно отдающий себя земному, т.е. материальному, и другое - сокол, летящий к небу, бесстрашно, неотвратимо отдающий себя Богу."


Статья 4
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ ОТ РОДА!

Продолжая разговор о духовности в воспитательном процессе в школе под руководством академика М.П. Щетинина, хочу попытаться объяснить основные точки отсчета, на которых строится весь фундамент методики Михаила Петровича Щетинина по формированию личности ребенка.

Наша современная православная церковь везде и всюду (впрочем, как и любая другая) пытается доказать, что ее вера самая правильная. Что только так, а не иначе надо воспринимать этот мир и ту всемирную энергию, которая в нас и вокруг нас. Но в этом-то и кроется самое большое препятствие для саморазвития. Духовность пусть даже самая правильная не должна доходить до фанатизма и ортодоксальности. Крайности всегда вредны, а в воспитании детей тем более.

Утверждая свои постулаты, говоря о том, что та или иная вера самая правильная, вольно или невольно приходится отвергать любые другие верования и религии. Именно поэтому к Школе М.П. Щетинина у Православной русской христианской церкви очень настороженное отношение.

«Мы ищем истины и топчем ее ногами!» - Эта мысль ведет к следующему заключению: история должна быть зеркалом минувших деяний человеческих. Но это зеркало должно быть плоским и отнюдь не выпуклым или выпуклым, дабы оно не могло ни уменьшать, ни увеличивать отражающиеся в нем предметы, а передавало бы их с тою же отчетливостью, с какою совпадали в него лучи событий. На основании этого положения можно сказать, что история без критики есть сказка; но критика – этот страж нашего мышления – должна иметь основанием здравый смысл, или логику, без которой она заслуживает название пустословия. Упрямые мыслители, желающие заставить говорить факты по своему предубеждению, употребляют или диктаторский тон, провозглашая все то, что им не нравится, подложным или ошибочным; или дилеммами стараются опутать истину. Но дилемма есть увертка софиста, а софист есть фокусник, отводящий глаза зрителей и показывающий черное белым, а белое черным, а потому дилемма в истории есть посягательство на ис-тину.

Михаил Петрович считает, что «наша задача состоит не в том, чтобы менять, отрицать прошлое, а в том, чтобы дополнять его. Мне вообще кажется, что знаменитый закон "отрицания отрицания" в русской философии звучит иначе - закон "дополнения дополнения". То есть, когда ты живешь в движении, ты дополняешь этот процесс, а не отрицаешь его - ты служишь будущему и этим осуществляешь свой долг».

Православная Христианская вера на Руси это уже наша история, наши корни, один из духовных стержней наших предков. Но при всем при том, крайне необходимо собирать по крупицам и изучать богатейший пласт древних знаний и древней культуры нашего славянского народа. Ведь Христианству на Руси не многим более тысячи лет, а Русское государство гораздо дольше существует. Действительно, почему мы в школах и институтах скрупулезно изучаем легенды и мифы древней Греции и Рима и при этом абсолютно не занимаемся изучением наших русских легенд и преданий? Не потому ли и вырастают у нас поколения «Иванов родства не помнящих»

А ведь еще в 1861 году Егор Классен, в своей работе «Новые материалы для древней истории славян» ( Москва. Университет. 1861.) писал: «Славянское племя в Европе, считая его и чистых, и онемеченных Славян, заключает в себе больше душ, нежели сколько их во всех прочих чужеродных племенах, вместе взятых.

…славянский род старше всех прочих родов в Европе; ибо условием для размножения племени служит время, и чем многочисленнее племя, тем оно должно быть и старее.

Древность Славян в Европе подтверждается еще фактически и давним пребыванием их под именем Венедов на Балтийском Поморье, на котором они выселились еще при Зороастре, как говорит о том Зенд-Авеста; что по вычислению, сделанному Германцами, случилось за 2000 лет до нашей эры. О Руссах мы имеем хотя и позднее сведение, однако, уже при Птолемее, т.е. во втором столетии была Великая Россия, ибо он пишет о Велико-Руссах (Vuillerozzi) и знал также Хазар-Русских, называя их Chasirozzi. Племя Руссов Саввейских мы встречаем при Соломоне, царе Иудейском; Руссов же мы находим при защите Трои. Это обстоятельство ставит их современными первоначальным греческим владениям, образовавшимся из финикийских, лидийских и пеласгийских колоний в Европе. Кинув на эти обстоятельства философский взгляд, мы можем заключить, что как Римляне живут ныне второй политической и нравственной жизнью, под именем Итальянцев, как Греки, в том же отношении рассматривая, даже третьей жизнью; почему же Славянам не приписать той же судьбы народов? Такого же падения и восстания? А если это, по естественному ходу житейского быта, допускаемо, то можем предполагать, что и славяне стояли некогда на высокой степени образования и, может быть, на высшей, в сравнении с другими, современными им тогда народами».

Из исторических источников известно, что правопреемницей религиозных представлений славян (в том числе и Руссов) являлся Зороастризм, а Зороастризм является общепризнанной религией единобожия. Таким образом, древняя религия Руссов никогда не была многобожием (язычеством). Сам термин «языческий» на древ-нерусском языке означает «национальный». Когда антирусские силы называют древнюю религию Руссов «языческой», то вкладывают в это слово смысл «многобожия». Но нам, руссам (русским), нужно понимать «языческие» как «национальное» и вкладывать в это слово смысл «единобожия». А единый бог у древних руссов назывался РОД. «Все начинается от Рода»!

В своей работе «Язычество Древней Руси» (М., 1987) Б.А. Рыбаков объясняет слово «Род» как «всеобъемлющее обозначение Вселенной во всех ее жизненных, пространственных и временных проявлениях».

Именно поэтому Род не только бог у древних славян, но и родом называли несколько поколений одной семьи. Род, родственники, родители это все однокоренные слова. Точно также и по мнению Михаила Петровича Щетинина, человек не может представляться как существо, ограниченное жизнью одного поколения, тем более - несколькими годами или десятилетиями. Он - дитя вечности, и потому он - сам Род, носитель памяти Рода, состоящий внутри себя из бесконечного числа колен своего существования. Родочеловек возраста не имеет: память Рода, сосредоточенная в нас, отмеченная в таких понятиях, как совесть, искра Божья, дух, - поистине бесценное сокровище, которое раскрывается в нас неисчерпаемым могуществом знаний. При условии, конечно, нашего открытия его, опоры на него.

Принцип вневозрастности, существующий в школе-лицее, и утверждает в ребенке родочеловека, открывая его громадный духовный потенциал, космизм знаний, сокрытый в родовой памяти. Кроме того, вневозрастной коллектив, а по сути - семья берет на себя задачу сотворения самой системы воспитания и образования, перераспределяя обязанности между своими членами в зависимости от качества и особенностей результата их труда, особенностей их характеров, но нив коем случае не по возрастным данным.

Школа родочеловека должна быть создана родочеловеком, а потому дети, как и взрослые, должны стать учителями - сотворцами такой школы. А взрослые, как дети, - учениками в их совместном сотрудничестве. Весь процесс обучения основывается на выстраивании доверительных отношений между людьми, между учениками и учителями, роли которых выпадают поочередно всем. А когда такие отношения выстроены, обучение происходит само собой - без мысли, что кто-то кого-то учит, и кто-то чего-то не знает. Происходит встреча - явление основополагающее для нас - встреча между людьми владеющими подобными знаниями. От степени доверия друг другу, открытости отношений и происходит больший или меньший обмен информации - не только вербально, и на уровне подсознания. В процессе такого общения и будут приобретаться новые знания, но, по сути, будет вспоминаться забытое».

Наши предки оставили нам в наследство столько примеров воспитания в себе Силы Духа, что их хватит на многие и многие поколения.

Мы с вами прекрасно знаем, что именно примеры воспитания Духа, показанные нашими предками, являются теми опорами, на которых строится здание восприятия мира как окружающего, так и внутреннего для каждого из нас.

Да, конечно, сейчас эти примеры не находят достаточно широкого отклика в сердцах молодежи. Время, в которое мы с вами живем, диктует нам всем, к сожалению, совершенно иные ценности, противоположные тем которым учили нас наши отцы и деды.

И тем ценнее пример школы-лицея под руководством М.П. Щетинина, где не только сохраняют наши исконные основы духовного, нравственного, культурного и этического отношения к миру и к людям, но и преумножают их.


Статья 5
СЛОВО-КЛЮЧ, СЛОВО-ОБРАЗ
– ПОГРУЖЕНИЕ!

Мы прекрасно понимаем, что воспитание детей и преподавание предметов два различных и, вместе с тем, неразрывно связанных между собой направления деятельности ПЕДАГОГА. Педагог это не только воспитатель, он еще и преподаватель того или иного предмета. В этой статье я хотел бы поговорить о методе изучения и преподавания школьных предметов в Лицее под руководством Михаила Петровича Щетинина.

Наблюдая процесс преподавания предметов в общеобразовательной школе, я пришел к выводу, что изучение предметов идет разорвано. Частично предмет изучается в пятом классе, затем в шестом, седьмом и т.д. Для наглядности приведу пример. Мы начали изучать в пятом классе треугольники. Прошли две-три темы, затем бросаем их и приступаем к изучению квадратов, потом также, бросив квадраты, приступаем к изучению кругов и т.д. и т.п. В результате у ребенка возникает полный хаос в голове.

А после каникул, на следующий год приходится вспоминать заново пройденный материал и вновь (опять-таки частично) давать новые темы. Таким образом, происходит разрыв в познании предмета, и изучение его происходит поверхностно. А если учесть, что за день ребенок изучает три-четыре и более предметов, то можно представить какая каша у него в голове после учебного дня.

При традиционной урочной системе каждый следующий урок (новая доминанта) как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. При подобной системе изучения предметов ребенок находится в постоянном стрессе, что сильно сказывается на его поведении не только в школе, но и в быту, в семье. Развиваясь в постоянной стрессовой ситуации, ребенок уже не заинтересован в развитии собственных способностей и талантов. Для него становится главным формальное отно-шение к предмету. Зазубрить, сдать и забыть все это как страшный и кошмарный сон.

Наше общество очень динамично развивается и чем дальше, чем сильнее возникает потребность в интенсивности учебного процесса, «прессовании времени». Вроде бы понятная, но так трудно достижимая цель, над путями к достижению которой бьются многие уже не один десяток лет.

Но вот, кажется, ключ к решению проблемы времени найден – погружение в тему, в предмет.

М.П. Щетинин считает, что погружение в предмет – это способ более полного его познания. Логично использовать его прежде всего в начале знакомства с учебным предметом, чтобы вызвать интерес к нему.

«С тех пор как впервые взволновала меня проблема таланта,- говорит Михаил Петрович,- прошло более двадцати лет. Не было дня, чтобы не думал о ней. И возникла мысль: а что, если посмотреть на нашу сущность иначе? По-другому взглянуть на наше тело, мозг? Представить их как одно целое?

Очень красивое слово: разум. В нем слышатся два: раз и ум. Единый ум. Множество сведений, “слепков действительности” разом соединены в совокупное во взаимосвязи и отличии составляющих.

Именно в создании условий для своевременного развития всех внутренних сил ребенка, всех его задатков заключается разгадка таланта.

Наша идея возникла не в школьном классе и не за рабочим столом – на деревенской улице, в образе, привычном с детства...

Сруб колодца. Крутится барабан, наматывает цепь и поднимает полное ведро с чистой родниковой водой. Пустое ведро с гулким эхом падает в бездну. Всплеск – оно погрузилось в воду. И вдруг слово-ключ, слово-образ – погружение! А за этим образом другой: цепь, звенья которой крепко соединены между собой, вытягивает полное ведро. И включилась мысль. Школьные предметы – те же звенья. Но сцепления в голове ученика не происходит. Почему? Потому что нет погружения в предмет.

По-гру-же-ние. Слово обернулось идеей: по-гружение – это способ познания.

Чтобы определиться, найти “свой” предмет, нужно глубоко погрузиться в него, а не барахтаться на его поверхности, скользить по касательной. Причем работа должна строиться так, чтобы в различных видах деятельности были задействованы все анализаторы (зрение, слух, моторика), индивидуальные занятия чередовались с групповыми и коллективными, репродуктивные задания с творческими.

Мы пытаемся с самого начала крепко связывать параграфы, темы, сосуществующие под обложкой учебника, в стройную, объединенную общей идеей конструкцию Знания. Постигать его нужно, погружаясь в самую суть, то есть «усваивая эту идею».

Интересно организован здесь процесс преподавания общеобразовательных предметов.

Здесь нет привычных классов, привычных звонков к началу и окончанию уроков. И учеба как таковая ведется не по когда-то заведенным канонам, а по-своему свежо, с отступлением от стандартов. Чего стоят хотя бы такие приемы: второклассник, сам еще только познающий предмет, уже приучается преподавать первоклассникам. И так ступень за ступенью. Все школьники здесь одновременно и ученики, и учителя (сразу формируется человек, готовый делиться своими знаниями с другими).

Как идет процесс изучения, к примеру, творчества М.Ю.Лермонтова? В обычной школе как? Краткая биография и знакомство всех, наверное, прежде всего с повестью "Герой нашего времени". И все. Здесь же учащиеся по желанию "разбирают по рукам" все основные произведения поэта и потом каждый рассказывает о прочитанном, узнанном. Получается не одностороннее, а углубленное всеохватное изучение творчества поэта.

«Новая форма организации учебного процесса позволила более интересно и продуманно организовать вторую половину дня, занятия по интересам, говорит далее Михаил Петрович, - Закончились обязательные уроки. “Ты свободен. Что тебя интересует, ученик? Какое оно, твое дело? Ты еще не знаешь? Мы даем тебе возможность выбрать. Ищи, пробуй!” Разве может быть иной позиция школы?

А много ли человеку надо? Много. Надо, чтобы кто-то услышал его, присмотрелся бы по-доброму. И он расцветет, вырастут у него крылья и не будет для него преград».

Михаил Петрович прекрасно понимает, что для того, чтобы достичь вышесказанного, необходимы решительные шаги к открытому диалогу с учеником, педагогике сотрудничества. Именно это и поставило перед всеми педагогами Лицея проблему всестороннего развития и самосовершенствования учителя. Да, воспитания самого педагога. И не надо этого пугаться, ведь воспитывая детей, учитель воспитывает и самого себя.

По мнению Щетинина, есть только один путь воспитания творческого коллектива – предоставление возможности высказывать и отстаивать свои мысли каждому – и ученику, и учителю. И все в лицее стремятся к тому, чтобы решение было действительно коллективным – принятым в результате обсуждения всех точек зрения, всех “за” и “против”.

«Проблема отношений, общения, взаимопонимания – одна из главных в педагогике. Подлинное общение невозможно с позиции силы, волюнтаризма, авторитарности. Только при демократическом стиле отношений возможен рост коллектива, - считает Михаил Петрович.- Мы учились строить отношения на основе уважения, бережного отношения друг к другу, боролись с грубостью, нервозностью. Не сразу утверждался взгляд на учителя как на старшего товарища ученика, призванного помочь ему и в учении, и в формировании его личности.

Сколько же нам надо взаимного терпения друг к другу, чтобы старшим не унизиться до снисходительности, а младшим не проявлять по-казной, нарочитой независимости. Мало сказать, мало подумать о необходимости веры в силы ребенка, о необходимости разговора с ним на равных, мало, очень мало. Нужно шаг за шагом, ломая перегородки штампов, идти к высоте равенства с детьми. И только тогда начнется мучительно трудное, но крайне важное умение смотреть в глаза ребят не сверху, а прямо.

Мы сами, будучи детьми, прошли эту школу искаженных, как в кривом зеркале, отношений взрослого и ребенка. Внушаем из поколения в поколение: старших надо уважать! А верно ли так упрощенно, от календаря распределять достоинства людей? Взрослость – синоним духовности, ответственности. Не годы нужно уважать, а мудрость, силу духа независимо от возраста».


Статья 6
НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ!

Как все-таки любят у нас в России вешать ярлыки на людей. Тем более если эти люди неординарны и не вписываются в общепризнанные системы координат.

Вот повесил православный священник Алексий Касатиков на школу-лицей под руководством М.П. Щетинина ярлык, что это секта, опубликовал свой опус в газете и в интернете и часто теперь слышу, что школа-лицей в Текосе это не нужное и даже вредное дело.

И как теперь ни доказывай, что это совершенно не так, что там действительно воспитывают ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО – бесполезно!

А было ведь все просто… Приехал как-то в Школу-лицей священник. Впрочем и священником-то его назвать было трудно. Разве что ряса была надета. А внешний вид такой, будто вылез этот человек с мусорной свалки. Грязный и не-опрятный. Впрочем, это дело каждого человека ходить так, как ему удобно.

И начал этот священник всюду ходить, да высматривать, а что же здесь такое. Что это за школа такая, где классов нет, звонков на уроки тоже нет, учителей или педагогов вещающих с кафедры вообще не видно. Что же здесь происходит? Вроде школа, кругом дети бегают, суетятся, каждый занят своим делом… Не понятно… Стал задавать вопросы, да все с закавыкой, а ответы получал простые, ясные. И что самое поразительное, что нет здесь хмурых, забитых трудной жизнью людей, а все почему-то улыбаются, да каждый еще и «здравствуйте!» говорит.

Посмотрел он, посмотрел на все это, и страшно ему все не понравилось. Не вписывается в рамки его, священника, сознания подобное. И начал он всем давать советы как жить, да что необходимо делать, чтобы стать как все – хмурыми да забитыми жизнью людьми, у которых и свет в окошке что его, священника, проповедь. Но дети и взрослые послушали-послушали его и… продолжили жить как жили.

И все бы было ничего, но тут ему сказали, что пошел бы он все-таки прежде помылся, а то неудобно как-то… Запах неприличный от него. Вот тут совсем рассвирепел наш священник. Да как они посмели ему, священнику Православной Церкви, да замечания делать!!! Страшно он оби-делся, предал всех анафеме и уехал. А от обиды написал опус о своем посещении школы и назвал его «Школа Щетинина: Лесное «чудо» или «чудо лесное»?».

Но имеет ли право священнослужитель, если он таковым себя считает, держать обиду в сердце, а тем более мстить. Ведь месть один из тяжких грехов?

Часто наши православные священники путают себя с Церковью. Они считают, что любой православный священник обязательно представ-ляет Церковь и имеет право толковать мудрость Священного Писания. Но беда заключается в том, что толкование происходит в меру своего человеческого понимания.

Нужно сразу понимать, что православный священник и Православная Церковь это совершенно два разных понятия. Важно понять, что они (православные священники) прежде всего обыкновенные люди, желающие служить Богу через Церковь. И, как обыкновенные люди, они также имеют свои человеческие слабости и даже пороки.

Вера без осмысления и осознания это фанатизм, а фанатики это такая же крайность, как и атеисты, которые абсолютно отвергают Бога

Как обидно и горько бывает за нашу Православную Веру, когда выходит к тебе холеный в рясе «от Версаче» священник и начинает тебе говорить о терпении к тяготам жизни. Такому с позволения сказать священнику сразу хочется задать вопрос: «А видел ли он сам подобные тяготы, к которым призывает?»

Нет, господа горе-священники, многие из вас постепенно превращаются в тех самых фарисеев, которых Иисус Христос выгонял из Храма.

Вы закостенели в своих догматах и не хотите прислушиваться к изменениям жизни. Потому вам любое новаторство, исходящее от талантливых людей, как кость в горле. Тем более если эти люди неординарны и не вписываются в вашу, как вам кажется, общепризнанную систему координат. И методы, которыми вы действуете, чтобы защитить собственное благополучие самые серьезные. Ибо любой, покушающийся на вашу монополию диктовать как жить и творить в этом мире, ваш самый злостный враг. И самое простое действие, чтобы снивилировать или уничтожить неугодного человека это повесить на него ярлык.

Вот так взять и сказать, что «сведения, по-ступающие от лиц, посетивших Центр комплексного формирования личности детей и подростков (далее - ЦКФЛ) в пос. Текос Геленджикского района Краснодарского края или имевших общение с членами этой группы, дают основания заподозрить, что ЦКЛФ носит признаки тоталитарной группы (секты, неокульта), характерные для данных групп».

И не надо ничего более. Пусть потом что хотят, то и делают. Если начнут оправдываться, то значит «нет дыма без огня», а если смолчат, то значит они и в самом деле такие. Прекрасная логика, и давно отработанная методика… еще иезуитами.

Но почему, собственно, священников нельзя критиковать? Они что, приняв сан, становятся неприкасаемыми? Они уже не люди, а нечто больше? Кто такое придумал? Сама Церковь? А может быть иерархи этой Церкви? Но ведь иерархи тоже люди и могут ошибаться…

А что такое давать определение что это тоталитарная секта, как не «вешание ярлыков»? Кто дал право судить?!

«Не судите,- говорил Христос,- да не судимы будете!» Наверное, сей постулат Иисуса Христа не для священника Алексея Касатикова. Ибо он судит и судит в слепой ярости и обиде. А сие грех есть великий! Не забывайте об этом господа хорошие!


Статья 7
ШКОЛА М.П.ЩЕТИНИНА
–СЕКТА ЛИ ЭТО?

Я долго думал над тем, как же писать о духовном воспитании в Государственном общеобразовательном лицее-интернате по формированию личности детей и подростков, которым руководит академик М.П. Щетинин. Что же главное в этом воспитании и почему по этому поводу так много споров?

Понятно, что духовное воспитание – базовое в системе воспитания и в становлении молодого поколения, в развитии личности будущего человека. И кто бы что ни говорил, но именно на духовности базируются затем все приобретенные человеком знания. Если в детстве человеку преподали хорошие уроки доброты, мужества, любви. Если родители и педагоги смогли в нем развить и укрепить такие качества как коллективизм, патриотизм, самопожертвование, твердость и решимость в достижении цели, то дальнейшие знания, приобретаемые в жизни, не смогут сбить такого человека с пути, а только укрепят его.

Часто разговаривая с людьми о школе академика М.П. Щетинина, я постоянно задавался вопросом: Почему многие люди, особенно православные священники говорят, что это – тоталитарная секта? Мол М.П. Щетинин, под видом обучения в интернате, воспитывает детей не так, как подобает по православным канонам.

Вот и недавно мне попалась в руки газета «Русский вестник», где говорилось о прошедшей в Екатеринбурге научно-практической конференции по теме «Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма». В списке тоталитарных сект значится и «Щетинина школа». Здесь же дается и определение тоталитарных сект. Привожу его дословно.

«Тоталитарные секты – определяются как особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными прикрытиями. Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации».

Анализируя это определение и примеряя его на лицей-интернат в х. Текос, хочу вместе с Вами, дорогой читатель, попытаться понять – применительно ли оно к школе М.П. Щетинина?

Начнем с самого начала. Что такое понятие – «тоталитарный» или «тоталитарная»? В словаре С.И. Ожегова находим определение: « ТОТАЛИТАРНЫЙ – Основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности». Применительно к нашей теме разговора – надо было бы заменить слово государство на слова – одного человека. Но как же можно называть тоталитарной группу людей, где абсолютно все решения принимаются коллегиально? В школе Щетинина действительно все решения ребята принимают сами. Безусловно, Михаил Петрович имеет свою точку зрения на какие-то вопросы, но решение все-таки принимаются совместно – и детьми и педагогами на общих сборах у костра. И каждый имеет полное право высказать свое мнение. О каких попраниях демократических свобод может тогда идти речь?..

Далее – понятие «секта». В том же словаре С.И. Ожегова находим: «СЕКТА – 1. Религиозное течение (община), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее. 2. (в переносном смысле) Группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах».

По первой части этого определения хочу сказать, что ни о каком-либо отделении от истинно русской - Православной Христианской Церкви – нигде, не только самим Михаилом Петровичем не было сказано, но и ни одним из его учеников. Более того, в самом лицее уже который год существует Текосское хуторское казачье общество, входящее в структуру Кубанского казачьего Войска. К слову сказать одно из лучших казачьих обществ не только Геленджикского РКО, но и всего ККВ. А Казачество и Православие два неразделимых понятия. Духовным наставником этого казачьего общества является православный священник – настоятель Храма в п.Архипо-Осиповка отец Василий. Сам Михаил Петрович родовой казак, казачий полковник, почетный член Геленджик-ского районного казачьего общества, никогда и нигде не высказывался против Веры Православной.

По второй части определения понятия «сек-та» скажу, что многие выпускники этого лицея работают на предприятиях и в организациях не только по нашей матушке-России, но и за рубежом. Каждый день в этой школе проходят встречи с различными известными не только в России, но и за рубежом людьми, людьми с мировым именем, что совершенно опровергает замкнутость «в своих мелких, узких интересах».

Дальнейший анализ понятия «тоталитарная секта» и вовсе показывает, что определение «тоталитарная секта» категорически не подходит к школе-лицею под руководством М.П. Щетинина. О какой власти над своими последователями и их эксплуатации может идти речь, если все то, что построили, сделали и делают ребята в этом лицее идет на общее благо и они сами этим пользуются. Живут, в построенных своими руками, домах-теремах. Сами ведут свое хозяйство и не только сами им пользуются, но и помогают другим жителям хутора Текос, особенно пожилым и престарелым.

В определении далее говорится, что «тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов». Зачем М.П. Щетинину обманывать и навязывать пропаганду о своей школе, если к нему выстроена очередь на обучение. И сейчас в этой очереди более трех тысяч человек. Проживание и обучение в этой школе бесплатное для родителей и детей. И это одна из принципиальных позиций М.П. Щетинина.

Можно, конечно, согласиться с тем, что определенная цензура информации существует в этой школе. В частности, дети практически не смотрят наши телевизионные каналы. Хотя «нашими» их можно назвать с большим трудом.

С другой стороны, что в нашем телеэфире сейчас показывается? Какая жизнь там пропагандируется? Кто является культовым героем нынешней молодежи? К сожалению, кроме всевозможных лотерей, азартных игр, катастроф, всевозможных катаклизмов наши корреспонденты ведущих телеканалов не хотят ни о чем другом говорить и ничего другого показывать. Сенсация – вот их основной объект внимания. А фильмы, которые «крутят» на этих каналах? Чему хорошему и доброму могут научить боевики, кроме как пропагандировать культ силы, жестокости, бездуховность и радость сиюминутной выгоды? Как определить такое явление, когда из убийцы делают культового героя (пример, фильмы «Брат» и «Брат-2»). Постоянно на нас с экрана смотрят монстры в человеческом обличии, которых и людьми-то назвать сложно. И это герои нашего времени! Что же, прикажете на этих образчиках воспитывать подрастающее поколение? С них брать пример?! Чтобы через телевидение духовно калечить наших детей, превращая их в «поколение «NEXT», которое ничего кроме дискотек, сникерсов, марсов, пепси и кока-колы не признает? Нет уж увольте, господа. Пусть лучше будет такая цензура как у М.П. Щетинина в школе, чем то, что грязным водопадом несется на нас с экрана телевизора.

И последняя часть определения тоталитарной секты. В ней сказано, что лидеры подобных организаций прибегают «к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации».

Если человек запуган, если на него оказывается мощное психологическое давление, то такой человек не будет прямо и безбоязненно смотреть вам в глаза, и, конечно, ни в коем случае не смо-жет высказывать четко и ясно свои мысли. Такие люди, как правило, не могут самостоятельно думать, не прибегая по поводу или без повода к мнению своего лидера.

А вы посмотрите на детей в школе М.П. Щетинина. Нет в их взгляде «боязненной пришибленности» свойственной действительно сектантам. Каждый из них ощущает свою родовую значимость в этом мире, и каждый осознает ту ответственность перед своим Отечеством, своими предками, перед Родом своим за деяния свои. Такие люди не будут никогда и ни перед кем-либо склонять в бездумном повиновении свою голову. Они мыслящие и думающие, и не пугаются при встрече с трудностями жизни. Они ежедневно готовятся к ним. Никто и ничем их не сможет запугать, тем более насильно удерживать. Насилием духовность в человеке не воспитаешь. И это аксиома.

Таким образом, я прихожу к выводу, что школа академика М.П. Щетинина не замкнутая в себе тоталитарная секта, а нормальное, человеческое, новаторское явление в педагогике, которое не только нельзя отрицать и хаять, а необходимо изучать и пропагандировать методы и формы воспитания нового Человека. Все остальное – от лукавого.


Статья 8
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ И ВЕРЫ
(Вместо эпилога)

Всегда и во все времена люди делали попытки как-то осознать этот мир, осмыслить явления природы, поступки людей и т.д. Т.е. люди пыта-лись философски осмыслить нашу жизнь.

Вера и религия людей, какая бы она ни была, становилась главным в понимании психологии развития человека и общества. На нынешнем этапе существует несколько религий – христианская, иудейская, буддийская, мусульманская. Христианская Вера подразделяется на католическую и православную, католическая в свою очередь делится на массу ответвлений. Причем самое интересное то, что каждая конфесия считает свои догмы самыми правильными и отстаивая их готова даже на физическое уничтожение противников этих догм. И долгое время религия властвовала над умами людей, поддерживая существующую власть. Но в начале 20-го века эта власть религии была сведена к минимуму. Власть как таковая осталась без религии, и, естественно, стала жёстче.

А у такой власти часто вызывает протест любое новое явление, которое не вписывается в созданную ею же самой систему координат. И частенько вместо того, что бы как-то изучить это явление и взять его на вооружение, власть без рассуждения просто априори его отвергает. Это легче. Ведь любое новшество «напрягает», заставляет думать, ломая стереотипы. А власть, да и мы все, к великому сожалению, мыслим стереотипами, штампами если быть более точным.

Так чем же раздражает власть академик М.П. Щетинин?

А ничем особенным, просто он позволил себе заниматься тем, что власти крайне не нужно и даже вредно.

Нас всегда и везде учили и учат, что любое явление или предмет должны иметь направленный вектор развития и стремиться к своему идеалу, АБСОЛЮТУ.

А вот такое явление как власть? К какому абсолюту она стремится? Безусловно, к АБСО-ЛЮТНОЙ ВЛАСТИ! А что такое – абсолютная власть? Это – ДИКТАТУРА. Либо диктатура одного человека, либо группы людей (семьи), либо класса.

Но тогда возникает другой вопрос. А кто является идеальным объектом воздействия для абсолютной власти? Ответ тоже лежит на поверхности. Это люди не умеющие думать, мыслить, а только беспрекословно выполнять те или иные приказы власти. Идеальный образчик для такой власти это не мыслящее и совершенствующее себя существо, а раб, биологический робот или манкурт (по-Айтматову).

Тем более такой власти не нужны люди умеющие думать, делать анализ ситуации и выводы, а еще задавать власти вопросы, на которые власть ответить не может и становится в тупик. А уж люди, которые воспитывают в подрастающем поколении способности мыслить, изучать и анализировать, вообще становятся «притчей во языцех» и на них «спускают всех собак».

Почему подобное происходит? Потому, что для людей стоящих у власти всегда было важным одно – сохранение своей беспредельной власти над людьми и даже не над самими людьми, а над их душами и мыслями. А здесь постулат – разделяй и властвуй – как нельзя лучше подходит. Вот потому власти выгодно чтоб люди «грызлись» между собой. Ибо когда люди между собой конфликтуют, то они не обращают внимания на дела самой власти, потому что она (власть) где-то далеко, а сосед всегда рядом и постоянно раздражает.

Именно для отвлечения людей и существуют на сегодняшний день все средства массовой ин-формации. Отвлекают людей по-разному. То где-то что-то упало, то взорвалось, то какая-нибудь катастрофа или пожар… Все это подается с претензией на сенсацию и весь информационный поток «крутится» возле одной ключевой новости. И чем «ярче» информация, тем дольше о ней говорят. Но почему-то об ошибках власть предержащих говорят очень скупо, а порой откровенно умалчивают. Зачем это делается? Ответ опять-таки лежит на поверхности.

Любая власть стремится к абсолютной власти и любая власть понимает, что если она будет владеть мыслями и умами людей, то это и будет абсолютная власть. Поэтому формирование духовной составляющей, веры во что-нибудь или в кого-нибудь является главным в деятельности любой власти.

Что такое Бог? Бог – это не старичок с белы-ми, как лунь волосами и бородой. Это все мы и все что нас окружает, в том числе и энергия. Концентрация положительной или отрицательной энергии в одном месте проявляется всегда действием, делом. Если это отрицательная энергия – это может быть болезнь или неприятность, ссора и прочее. Если же положительная, то это счастливое состояние души, радость, положительные эмоции, ситуации и прочее.

Но энергия имеет свойство притягиваться к себе подобной энергии, потому что в конечном итоге она волновой резонанс, который воздей-ствует на все и вся, что находится вокруг нас. И, хотим мы того или нет, все мы связаны в единое целое энергетическим полем Земли. Вот потому мы и не должны выдавать в пространство отрицательную энергию. Ведь выпустив ее в ноосферу она увеличивается, растет и распространяется в арифметической прогрессии. А когда в одном месте концентрируется много отрицательного, то возникают конфликты, войны.

Созидает только Добро и ничего больше. Никогда еще в мире Зло не было созидательной силой. И чем больше Добра, тем больше блага и для Человека, и для Человечества, и для Мира, и для Природы, и, в конечном итоге, для Бога.
И именно на этих простых основах строится отношение ребят в лицее под руководством М.П. Щетинина. Поэтому вы никогда не услышите здесь ни бранного слова, ни гневного высказывания, ни любого другого проявления негатива. Только доброе отношение к рядом находящемуся человеку. И не важно, каков этот человек, сколько ему лет и чем он занимается. Главное, что это – ЧЕЛОВЕК! Что за ним – его РОД и десятки поколений его предков и пращуров. И что он не одинок ни в этом мире, ни во Вселенной.

И вот когда это понимает ребенок, когда в него эту истину с детства вкладывают, то он никогда не будет другому ребенку, находящемуся рядом, делать плохо.

А разве не этого ли мы все хотим для своих детей? И, не так ли хотим мы их воспитать?

Вот этим и занимается всю свою жизнь Ми-хаил Петрович Щетинин - выдающийся педагог-новатор, академик Российской академии образо-вания, организатор и руководитель Лицея по формированию личности детей и подростков!

 Алекс Фоменко, 2017

Школа М. П. Щетинина - Как она есть! (Алекс Фоменко) / Проза.ру

Сервер предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной прозы

WWW.PROZA.RU



#ШКОЛЕЩЕТИНИНАЖИТЬ

Ссылки на материал по данной теме:

ПЕТИЦИЯ Школе Щетинина жить!

https://www.change.org/p/%D0%B...


БЕСПРЕДЕЛ! Школу Щетинина Закрывают НЕЗАКОННО!

https://www.youtube.com/watch?...


Вконтакте - группа :

https://vk.com/shkola_shetinin...


Вера Писаренко: репортажи о том, что происходит со Школой Щетинина М.П.

https://www.facebook.com/group...


О Щетинине Михаиле Петровиче на сайте школы:

http://raeliceum.ru/o_rukovodi...


YouTube Школа Щетинина

https://www.youtube.com/channe...


#МИХАИЛ_ЩЕТИНИН #ШКОЛА_ЩЕТИНИНА #ЩЕТИНИН #МЕТОДИКА_ЩЕТИНИНА #ЛИЦЕЙ_ЩЕТИНИНА

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...