КУЛЬТ ТЕСАКА: РОССИИ ТРЕБУЮТСЯ ТОЛЬКО МЕРТВЫЕ ГЕРОИ

0 131

Всякий жест, исходящий из отчаянья — радикален. В этом смысле для радикального субъекта в определенный момент становится безразлично — покончить с собой или (к примеру) — выйти на прогулку. Жизнь и смерть, саморазрушение и самоподдержание — равнозначно непереносимы для радикального субъекта и наполнены одинаковым невыносимым экзистенциальным содержанием. В наше время быть радикальным субъектом чрезвычайно пошло.

Быть радикальным субъектом — быть паяцем для самого себя. Равно как и быть героем. Ровно наоборот все обстояло в эпоху модерна, но и тогда герой, бросивший вызов богу, становился манипулируемым мифологическим элементом, далее используемым для управления массами. Проще говоря, желание мальчика стать героем — не его подлинное желание, а социальный импринт, восходящий к мифологии. Государству необходимо боевое мясо и это мясо требует сакрализации.

Смерть маргинального персонажа Тесака (Марцинкевича), хоть и чудовищно жестокая и несправедливая, никак не может изменить объективный взгляд на этого человека. Псевдоидеологизированный гопник с национальными комплексами, решивший стать «защитником русских», нападая на таджиков и якобы педофилов, не может стать после смерти кем-то иным. Но тем не менее, из него пытаются сделать культ. Вот что пишет политик, постоянный участник «Форума Свободной России» Даниил Константинов:

«Наблюдаю зарождающийся культ Тесака. О нем слагают стихи и пишут песни, ему посвящают видеоролики, его «Список книг» переходит «из рук в руки» из одного аккаунта в другой, кочует по телеграмм-каналам.

Да, пожалуй, так и надо умирать. Молодым и несломленным (хотя бы внешне), оставив после себя загадки о собственной смерти.

Похоже, что русские ультраправые получили своего героя. И уже не важно, разочаровался он или нет, раскаялся ли в своих преступлениях или этих преступлений вовсе не было. Стал ли он либертарианцем или остался нацистом. Все это вторично.

Смерть в Челябинском СИЗО все спишет. И прошлые преступления и проступки, и душевные метания, и идейные поиски с причудливым результатом.

Стал либертарианцем!? Ну и что!? Среди молодых праворадикалов уже достаточно либертарианцев — белых либертарианцев)

Разочаровался и раскаялся. Непонятно. Он это или не он. И в каких обстоятельствах разочаровался и раскаялся!? После трех месяцев пыток, по дороге в Москву на очередное судилище, где светило пожизненное...

Вот только одна проблема. Нет у Тесака преемника, который мог бы подхватил его знамя из рук продолжить его дело. А без преемников такие сакральные жертвы не работает. И тем не менее, культ Тесака возникает.»

Культ курируемого героя — это все же такой особый постмодернистский прикол. Если раньше герой погибал в схватке с «богами» (т.е. с силой, заведомо превосходящей) и таким образом обеспечивал себе некоторое информационно-мифологическое бессмертие, то сегодня псевдогерой убивает себя (как в прямом смысле, так и в переносном, играя в чужие поднадзорные игры), бесславно растворяясь в белом шуме безвременья.

Сакрализация смерти — это по сути традиционная отечественная некрофилия, имеющая корни в Христианстве и в глубоком, но завуалированном, отчаянном понимании всякого здешнего человека, что жизни как таковой в России нет. Есть обыденность, тяжкий труд, бедность, ложь, иллюзии, пустые надежды. И тайной мечтой многих не только потенциальных героев, но и обывателей, становится смерть. Но способен на подвиг или даже суицид далеко не всякий. Поэтому тот, кто формально подходит под оба этих критерия, подсознательно ассоциируется у людей с героем.

Герои есть. Но они никому не нужны. Как писал в свое время одиозный политик Корчинский. И был онтологически прав.

За годы тяжелой обработки советской идеологией миллионов граждан, практически у большинства в подкорке прочно осел образ героя как неизбежной жертвы, пригодной лишь для упоминания в качестве жизненного примера для гомосоветикусов.

Сначала людей обрабатывала машина пропаганды, но затем и сами люди решили обезопасить себя от ответственности за власть и собственное будущее. Отсюда взялась псевдопацифистская, а по сути — охранительская мантра про «убить дракона». Парадоксальность ситуации заключается в том, что люди предпочитают быть мертвыми «героями», чем реальными победителями. Это глубокая депрессивность, поразившая сам русский дух, является главной и идеальной системой управления.

И немного футуристических прозрений о том, каким будет герой будущего. Герой будущего выглядит несколько иначе, чем архетипический герой, иначе чем все вообще явленные миру герои. Да что там иначе! Это совершенно иной тип. У него может не быть атрибутов, биографии, он может быть анонимен (ровно так же как могут быть атрибуты, биография, имя) — все это не имеет решающего значения.

Он знаменует и осуществляет собой (посредством себя) конец того мира, к которому мы привыкли.

И поэтому он не может быть явлен миру в своем героическом статусе, так же как не может быть принят миром до осуществления своей цели (миссии).

Но никак не герой — есть высшая роль в этой матричной игре, но и не придуманный «бог» — в ней — высшая роль. А, быть может, этакий серый кардинал — и идейный мститель и немного «иуда» («иуда» лже-смыслов, где во имя идеи, разрешения вопроса и сам он готов к самопредательству — настоящий, нет, не герой, а победитель!

Ибо высшие ходы на этой матричной доске совершаются не по правилам. Выигрывает тот, кто должен выиграть — не зафиксированный в мифологическом дискурсе субъект. Ибо каждый, кто зафиксирован, тот предсказуем, а кто предсказуем — заведомо повержен. Он проиграл, уже слившись с ролью, как Сизиф, собирающий камни. В этом смысле мы должны понимать героизм как демиургическую ловушку для амбициозных глупцов.

Алина Витухновская

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...