Байка 28. https://cont.ws/@papont/111015...
Байка 27. https://cont.ws/@papont/110799...
Шурик, персонаж уже не одного, описанного мной в цикле события, пришел к нам на экипаж инженером-гидроакустиком одновременно со мной. В Обнинске наши комнаты в общежитии были рядом и поэтому нет ничего неожиданного, что мы очень быстро сдружились. Вместе мы занимались ремонтом наших комнат и изготовлением нехитрой мебели из листовой фанеры, которую можно было купить в магазине.
Нужно отдать должное, руки у него росли из нужного места и одинаково уверенно держали что дрель, что ножовку или отвертку. Но особенным его хобби был паяльник. Я не помню, чтобы у него в руках была какая-то беллетристика, но вот подшивка журналов "Радио" за несколько лет была его настольной книгой. Инженером он был, как говорится, от Бога.
Вообще, на мой взгляд, гидроакустика находится где-то на стыке науки и шаманства. Все эти типы гидрологии, подводные звуковые каналы, зоны тени и освещенности, слои скачка, градиенты изменения солености моря сродни китайской грамоте. Я по своей специализации проходил только небольшой вводный курс этой науки и все, чего смог добиться на практике, так отличить свистяще-шипящий звук турбины подводной лодки от шумов надводной цели.
Кроме того, Шурик являлся и большим любителем рока. А в связи с тем, что аппаратуры для прослушивания записей в хорошем качестве в СССР было мало и стоила она довольно дорого, им было принято решение об изготовлении своими собственными руками усилителя сигналов и пары универсальных колонок. Где-то в течении полугода из его комнаты доносился характерный запах канифоли, а в нескольких кюветах травились в растворе железного купороса многочисленные пластинки фольгированного гетинакса под необходимые печатные платы. Если кто помнит те времена, то примерно может представить объем предстоящей работы, не говоря уже о том, чтобы найти необходимую элементную базу в виде каких-нибудь полевых транзисторов 800 или 900 серии.
Параллельно с этим, Шурик изготавливал и две колонки. Из тщательно выбранного листа 10 миллиметровой фанеры он выпилил заготовки, тщательно их ошкурил, установил три пары динамиков для басов, средних и нижних частот, фазоинверторы. Для устранения дребезжания фанеры внутреннее пространство колонок было оклеено пенопластом и поролоном.
Главным критерием всей этой работы было получение амплитудно-частотной характеристики выдаваемого сигнала максимально ровной в диапазоне от 20 Герц до 20 килоГерц. Когда у него все это получилось многие приходили к нам послушать "Квинов" или "Назарет". Другие слушали принудительно, так как на полной мощности в общежитии дребезжали стекла. Шурик очень гордился своим детищем.
Однажды, уже будучи на Севере, я застал Шурика в весьма удрученном состоянии.
- Санек, что стряслось? На тебе лица нет,
Шурик поскреб в затылке и отвечает - К нам приезжала какая-то комиссия из акустического института с современной аппаратурой
- Слышал
- Так вот они проверили у нас у всех акустиков слух. Оказалось, что выше 16 килоГерц я звуков просто не слышу.
PS. Шурик мог уже неоднократно поменять изготовленные собственноручно усилитель и колонки, но не делает этого и не собирается. Они так и продолжают работать спустя более 30 лет.
Оценили 44 человека
65 кармы