Ушкуйники - забытые герои Руси

9 1191


Автор статьи: Дмитрий Белоусов

Дата написания: апрель-октябрь 2020г.

YouTube-интервью: от 07 мая 2020г.

Список: 100 книг по русской истории


1. Вступление...

Многие любители истории знают, что текущая романовско-советская фальсификация истории была написана немцами в конце XVII - начале XVIII веков. Это Герхард Миллер (1705-1783гж), Готлиб Байер (1694-1738гж), Август Шлецер (1735-1809гж), Иннокентий Гизель (1600-1683гж). Принцип немецкой лжи в нашей истории - все пришло с Запада. Поэтому многие славные страницы нашей русской истории были удалены немцами-фальсификаторами из учебников. Одна из таких страниц - новгородские и вятские ушкуйники. Сегодня об ушкуйниках - героях Руси, не рассказывают детям в убогой школе, не говорят по прозападному телевиденью, мало честных статей в интернете. В медийном пространстве этой темы - тоже нет. Ведь о вашем мировозрении очень заботятся западные хозяева мира - зачем русским людям герои, которыми можно гордиться? А на крохи правды повешен ярлык "разбойники". Но ведь для того, чтобы любить нашу русскую историю, искренне ею восхищаться, находить в ней реальных героев, достойных подражания, гордиться своими прадедами, достаточно просто историю Руси изучать такой какая она есть настоящая.

Во-вторых, все наши чудом сохранившиеся летописи можно назвать князецентричными. Впрочем этих русских летописей осталось "гулькин нос" - почти все уничтожено немцами при Романовых. Есть "Повесть временных лет" (известная в 3х очень поздних списках - Радзивиловская, Лаврентьевская, Ипатьевская) и две "Первая Новгородская летопись" (старшего извода - Синодальный список), младшего извода - Комиссионный, Академический, Толстовский списки). Еще раз повторю: летописцы, т.е. монахи монастырей, фиксировали в летописях только официальные действия княжеской дружины. Повторю - официальные, т.е. даже не каждый крупный шаг князей. Все же остальное - например, знаменитые походы ушкуйников в XII-XV веках, придворные монахи предпочитали вообще не замечать. Вот если бы походы новгородских ушкуйников были под предводительством какого-нибудь князя - ну-у... тогда бы придворные лакеи славили и славили подвиг князя.

Поэтому давайте вспомним правду.

2. Источники об ушкуйниках...

Откуда у нас сегодня информация? Слуги Запада не все смогли сжечь… Перечислю самые известные... Полное собрание русских летописей, там есть "Новгородская первая летопись старшего извода", "Типографская летопись" (ПСРЛ, том 24, стр.191,272), "Устюжская летопись" (ПСРЛ, том 37), "Вологодские летописи" XVI-XVIII веков (ПСРЛ, том 37, Наука, 1982), "Софийская вторая летопись" (ПСРЛ, том 6). В скандинавских первоисточниках они есть в "Словарь святых. Генрих Уппсальский" (около 1160г) и в составленной в 1320-е годы шведской "Хронике Эрика" (Часть 1; эпизод, относящемся к 1300 году). О русских героях в XVIII веке писал наш великий Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765гж) в своей "Российской истории книги первыя". На стыке XVIII-XIX веков о них упомянул даже романовский фальсификатор Николай Михайлович Карамзин (1766-1826гж) в "История государства Российского". Об ушкуйниках много пишут три официальных историка XIX века - Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879гж) в "История России с древнейших времен" и Василий Осипович Ключевский (1841-1911гж) в его "Курс русской истории". Обращаю ваше внимание на чудную фразу в издании Ключевского 1908 года "Единственный подлинный текстъ" (см.ниже). Третий историк - замечательный панславист Николай Иванович Костомаров (1817-1885гж) и его труд 1863 года. Ныне он называется "Русская республика. Севернорусское народоправство во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки". Вот только название автора, исходное название, начинается со слов "Ушкуйники. Русская республика...". Книга замечательная и на сегодняшний день - очень актуальная. Переиздана в 1994 и 2010 годах, рекомендую. В ХХ веке об ушкуйниках пишут священник-эмигрант Стефан Ляшевский (1899-1986гж) и исследователи Игорь Павлович Шаскольский, Василий Юрьевич Гумелёв, Александр Борисович Широкорад (1947гр). Есть исследование академика Михаила Николаевича Тихомирова "Разрядная книга 1475-1598 гг." (Наука, 1966г.) и конечно труды великого евразийца - это Лев Николаевич Гумилев (1912-1992гж).

Сразу говорю, что множество первичных данных об ушкуйниках подверглась романовско-советской цензуре: часть сведений была удалена, другая часть сфальсифицирована. Людям упорно врут, мол все ушкуйники - заурядные разбойники, копии викингов, толпа бродяг и т.п. Понятно, что в убогих учебниках имени денег Сороса - нет правды. Повторяю: по ушкуйникам настоящие факты - умалчиваются, сделано огромное количество фальсификаций и подтасовок, есть и откровенная ложь, а отдельные статьи правды в интернете - вообще заблокированы. Совсем детальную картину походов и подвигов ушкуйников составить сейчас уже невозможно, но... Даже дошедшие до нас сведения производят очень сильное впечатление. Ушкуйники - великие герои Руси. Оболганные романовско-советской властью герои. Наши прадеды.

 


3. Кто такие ушкуйники?

Кто же такие ушкуйники? Ушкуйники - это новгородская вольница XI-XVI веков, это торговцы, охранники купцов и... русский "спецназ древности". Вруны от истории придумали презрительный термин "повольники" - т.е. вольный, свободный человек, занимавшийся торговлей и разбоем. Любознательных отсылаю к замечательному тексту дореволюционного писателя конца XIX века Николая Эдуардовича Гейнце (1852-1913гж), это русский чех. Это книга 1895 года "Новгородская вольница" (о присоединении Новгорода к Москве). Т.е. вольница - люди "буйные" и непокорные, по Льву Гумилеву - пассионарии.


Толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова (1873-1942гж) трактует термин "Вольница" как люди из разных общественных слоев, независимые и своевольные. Ушкуйники действительно отличались большим своеволием и никогда не воевали по приказу. Никогда! И как бы сегодня предатели не врали - деньги не были главной целью их походов. Ушкуйников можно назвать защитниками Русской земли. Ведь в Средние века понятия "торговец", "разбойник" и "воин-защитник" не имели чётких границ и одно легко переходило в другое. Тех, кто не понял про понятия, озадачу вопросом - литературный Робин Гуд в Англии - это кто? Ушкуйников поддерживала и правоверная церковь Руси. Конечно старая церковь, до-романовская. Ушкуйники - это именно народная вольница. Князья в их походах никогда не участвовали. Хотя князья часто и пользовались итогами походов ушкуйников, и направляли их. Это был как аргумент политики. Типа если не будете делать, как сказано, вскоре вас посетит наш кракен, пардон миротворцы-ушкуйники.

Сегодня официальные "историки" относят наших героев-ушкуйников к морским разбойникам, пиратам, копиям викингов и т.п. негатив. Это - клевета, это - ложь. Сегодня говорится то, что требуется прозападным политикам. У братьев Стругацких есть чудная цитата: "правда - это, что сейчас во благо королю. Все остальное - ложь и преступление". Замечательная фраза, правда? При этом тексты сохранившихся летописей - мало кто читает. Ну а мы давайте наконец скажем правду: ушкуйники являлись профессиональными воинами по охране порядка и целостности границ Древней Руси, по защите русских людей. В том числе и по защите простых людей от продажных князей, от гнилой элиты.

Напомню, что захваченный русский остров Руян (ныне немецкий остров Рюген) сегодня стараниями предателей - предан забвению, а ведь это корни нашего русского мира. Русы Руяна были отличными мореплавателями и крепко держали все побережье Балтийского моря, облагая всех данью. Характерно, что историк и археолог Андрей Леонидович Никитин (1935-2005гж) очень точно называл русов Руяна "морской пехотой" своего времени. По сути, они были и торговцами, и воинами. Но в 1168 году немецко-датское войско в рамках крестового похода против славян захватило остров Руян и храм Аркона - оплоты славянской власти на Балтике. В школе об этом - не говорят, как можно... Есть YouTube-видео декабря 2018г про крестовый поход против славян - там подробно разобрано. Итак, в 1168 году по западному летоисчислению (или в 6676 году по нашему), большинство воинов-русичей Руяна - погибло, немногие выжившие пробились в родной братский Новгород. И... стали инструкторами новгородской вольницы. Подчеркну - вольницы, а не дружины князя, ведь после предательства князей на Руяне элитам никто уже не верил.

Название ушкуйники - от корабля. По рекам, морям и океанам дружины удалой новгородской вольницы передвигались на ушкуях, за что и получили прозвище - ушкуйники. В XIII веке русичами Новгорода, на основе ладьи погибшего Руяна Балтики (в северных говорах - лодья), был создан новый тип парусно-гребных судов особой постройки - ушкуев. Это название от имени полярного медведя - ушкуя или ошкуя. И медвежьими головами ушкуи с двух сторон часто и украшались. Кстати, это название медведя существовало у поморов до XIX века. В новгородской былине "О Соловье Будимировиче", в описании корабля сказано: "На том было Соколе-корабле / Два медведя белые, заморские / Нос, корма по-туриному, / Бока взведены по-звериному".


Для новгородцев считалось обычным делом пройти в молодости школу военных набегов - ватаги вооруженных молодцов шли из Новгорода в поисках добычи ежегодно. Новгородские летописи называли эти походы ушкуйников "молодечеством". Причем с ушкуйниками ходили лучшие новгородские воеводы. А оружием и деньгами им помогали богатые новгородские купцы, причем не безвозмездно - вернувшись, ушкуйники и расплачивались, и щедро делились добычей. Ну а с возрастом молодые ушкуйники часто превращались в солидных руководителей республики.


4. Корабль ушкуй

Ушкуй - знаменитый корабль русов. В наших летописях - подчищено все. Официально впервые термин ушкуй упомянут в рифмованной шведской "Хронике Эрика", где огромное место занимает описание русско-шведских войн. Хроника переведена на русский язык из манускрипта "Книга Спегельберга", текст есть в интернете, скажем на rutracker-e, любой может почитать. И в эпизоде про 1300 год, шведский флот под командованием короля Кнутссона вошел в реку Нева и сжег несколько новгородских ушкуев. Повторяю: русские ушкуи в 1300 году. Но игнорируя факты, начиная со школы в детей вбивают и вбивают вранье "Петр I создал русский флот". Но еще в 1496 году зафиксирована первая военно-морская операция Московской Руси. Эскадра поморских судов под командованием Ивана и Петра Ушатых вышла в Белое море, обогнула Кольский полуостров, атаковала и захватила три шведских корабля и высадила десант в Лапландии. В 1480 году, при царе Иване III, русские корабли добрались до Англии. А в 1559 году (12й год правления царя Ивана Грозного), царский стольник Данила Фёдорович Адашев (1510-1561гж, брат Алексея Адашева), по приказу царя построил близ нынешнего Кременчуга, около 200 русских ладей, спустился по русскому Днепру и вышел в Чёрное море. Флотилия Адашева легко выдержала столкновения с флотом Османской империи, сама навязала бой ее боевым кораблям, около десятка - сожгли, два захватили, а потом русская орда высадилась в Западном Крыму.

Но все подобные факты не мешают фальсификаторам издавать тысячи лживых учебников и вести сотни телевизионных передач про "великого Петра". В Таганроге вообще поставили памятник Петру Антихристу с надписью: "Основателю флота на юге России". С какого бодуна этот немецкий алкоголик и убийца русского народа стал основателем флота? С жалкого ботика для дурачков? Это сознательная фальсификация русской истории.


Вернемся к ушкую... Во-первых, ушкуй это большое соотношение длины и ширины, из-за чего они имели хорошую скорость. Если не брать всякие узкоспециализированные байдарки и академические лодки, а смотреть типы народных лодок, то сегодня таких типов лодок люди не знают, их нет(!) в России. Посмотрите таблицу - на соотношение длины к ширине, на обводы. Ушкуй - это 5:1, иногда даже 6:1 (4.8:1-5.6:1). Анализ коммерсантов показывает, что сегодня продается только один тип лодки с соотношением ушкуя 5,65 - это Annapolis (и то под заказ). Во-вторых, длина ушкуя составляла 12-14 метров, ширина 2,5 метра. Для автовладельцев, ушкуй - это три "Лада Гранта" в длину и полтора в ширину (4.26*1.7) - это большой корабль. Вместимость корабля - 30-35 воинов. Скорость плавания на веслах - до 12 узлов *1,852=22,2 (это более 22 км/ч).

Киль ушкуя был широким и плоским. Это был брус, его вытесывали из одного ствола дуба, поверх которого накладывалась широкая доска, служившая основанием для поясов наружной обшивки. Она скреплялась с килем деревянными стержнями (гвоздями), концы которых расклинивались. Одинаково изогнутые носовая и кормовая балки соединялись с килем деревянными гвоздями или в потайной шип. Верхний пояс обшивки был толще остальных примерно в полтора раза. Набор лодки - шпангоуты и штевни киль - тоже из дуба, а обшивка корпус набиралась из тесаных досок сосны и устанавливалась внакрой. Сегодня это называется клинкерная обшивка, т.е. когда доски укладываются внахлест, кромка на кромку, образуя своеобразные ребра. Клинкер делал лодку более устойчивой на курсе. На внутреннюю обшивку ушкуя опирались 6 или 8 банок для гребцов. Планширь (деревянный брус с гнездами для уключин, идущий вдоль борта лодки и прикрывающий верхние концы шпангоутов) - отсутствовал. Ушкуи несли единственную съемную мачту, располагавшуюся в центральной части корпуса. Вместо руля использовалось кормовое весло. Осадка ушкуя была очень маленькая - около полуметра (0,5м). При этом грузоподъемность ушкуев составляла 4-4,5 тонны. Повторю - это большой русский корабль. А для XIV-XV веков - очень большой корабль.

Это судно использовалось как для военных, так и для торговых целей. Место строительства ушкуев именовалось так же. Это правый приток реки Волхов у самого Новгорода. Именно там ушкуйники строили свои корабли, которые называли "оскуй" или "ушкуй".

Новгородцы строили два разных типа ушкуя - морские и речные. В морском варианте использовался один косой парус и по обоим концам корпуса судна делались трюмы. Напомню, что косой парус - парус, который ставится в диаметральной плоскости вдоль судна. Увы, почти все картинки в интернете - неверные. Художники с упрямством рисуют на морском не косой, а прямой парус. Прямой парус имел только речной ушкуй, как и полностью открытую палубу без трюмов. Ушкуи считались самыми крупными русскими судами XIV-XV веков. Так, псковский летописец в 1463 году ставил ушкуи выше ладей.

Когда сегодня пишут о русских кораблях IX-XVI веков, то упорно рисуют нечто совпадающее с драккарами викингов. Причем все - от художников до реконструкторов. Чаще всего это невежество, но есть и сознательные фальсификации. Идет эта ложь с XIX века. Русские ушкуи строились 8 веков подряд - с VIII по XVI век и большей частью это военный корабль, а самым большим русским судном был северный морской коч. Его строили поморы в 13-16 веках. Если русский ушкуй тоже длинный и узкий, то ни поморские кочи и раньшины, шняки и карбасы, ни новгородские бусы и шитики и близко не похожи на убогие драккары. По русским рекам ходили речные сотни лодей, стругов, дощаников, будар.

Вот такой был "ушкуй". Два нюанса... Первый: грузоподъемность русских судов - до 200 тонн груза в трюмах. Любители испанских каравелл с их 80-100 тоннами нервно "курят в сторонке". Второе - сегодня в интернете есть десятки статей самовлюбленных глупцов, которые засоряют сеть лживыми текстами. Если вы прочитаете фразу "Новгородский ушкуй был вариантом насада, от которого отличался, в основном, внешним оформлением" или глупость еще хлеще "это была легкая гребная лодка, с деревянным каркасом, обтянутая шкурами животных" - перед вами неуч, не читайте этого горе-автора больше.

Последнее неуничтоженное немцами романовых письменное упоминание об ушкуях содержится в "Псковской летописи" 1473 года. А в 1700 году указом Петра Окаянного было запрещено строительство всех исконно русских типов судов на Северных морях. А что, вы ждали другого от немецкого алкоголика с руками по локоть в русской крови?


5. Оружие ушкуйников

Теперь перейдем к оружию... Повторю: ушкуйники были добровольной профессиональной дружиной для защиты русской земли и русских людей. Профессиональной! Не надо верить лжи прозападных "историков", изображающих ушкуйников в виде толпы крестьян в зипунах с топорами да рогатинами. Подобные тексты - клевета на наших прадедов.

Ушкуйники - это избранные, туда брали далеко не каждого. Проверяли все. А знаете, как проверяли зрение? Также как ранее у белых витязей Арконы. Просто - видит ли воин звезду Мицар рядом с Алькор. Кто не знает, Алькор - это вторая звезда ручки в ковше Большой Медведицы, она двойная. Помимо физических данных, воин должен был иметь навыки длительной гребли, уметь обращаться с парусом, воевать как в пешем, так и в конном строю, обладать опытом выживания в экстремальных условиях. Воин должен был хорошо владеть крайне разнообразным оружием. Набор наступательного вооружения состоял из традиционных копье и меч, сабля, кистень, булава, русский боевой топор, скандинавская секира. Саблям ушкуйники отдавали предпочтение. Причём часто воин использовал вместе и топор, и меч. Из метательного оружия были луки и арбалеты как носимые, так и стационарные, стрелявшие тяжелыми стальными стрелами - болтами. Доспехи ушкуйника - это шелом (шлем), панцирь, кольчуга и щит. Обычные кольчуги часто заменялись или хауберком (это кольчуга с капюшоном) или байраны/боданы (это кольчуги из плоских, рубленных из стального листа, колец). Были и композитные панцири (бахтерец), в которых в кольчужное плетение вплетались стальные пластины.

Военные историки Василий Юрьевич Гумилев и Александр Викторович Пархоменко, наши современники, написали замечательную работу "Ушкуйники: вооружение и особенности ведения десантных операций". Цитата из нее: "Ушкуйники имели первоклассное вооружение. Это были профессиональные бойцы, умело действовавшие как в пешем, так и в конном строю". До территории противника они добирались на ушкуях, а на суше сражались в основном в пешем строю, хотя были случаи, когда ушкуйники нападали конными отрядами.


6. Структура отрядов ушкуйников

В поход воеводы ушкуйников брали только проверенных бойцов, хотя и молодых, но инициативных, храбрых и сообразительных. Резкий контраст с мамочкиными сыночками современности. А вот ушкуйники были храбрыми, расчетливыми, безжалостными и дерзкими воинами Руси. Очень дерзкими. Ушкуйники никого не боялись. Отряды были от десятков до нескольких тысяч воинов.

Небольшая справка: подписанием договоров в Новгороде занимался новгородский посадник. В его же ведении были судебные дела и контроль правопорядка. В реализации этих обязанностей посаднику помогало посадское войско. По сути, ушкуйники и были этим самым посадским войском.

Одним из основателем ватаг ушкуйников считается Василий Буслаев, ныне - герой новгородского былинного эпоса. Есть одноименной фильм-сказка 1982 года от режиссера Геннадия Васильева, детям младшей школы этот фильм - смотреть обязательно. В былинах про Садко и Василия Буслаева хорошо описан момент формирования посадского войска посадником. В Новгородских списках среди посадников записан Васька Буслаев (это 1171 год). Считается, что именно он в XII веке при помощи выживших воинов Арконы среди новгородцев собрал наиболее отважных воинов, готовых встать на защиту и русской земли, и простых людей.

Структура ушкуйников проста - воевода (главный) и дружина, или по простому - предводитель и ватага. Главного на ушкуе - называли "ватаманом". Вы не ослышались, повторю - "ватаманом". В Толковом словаре Даля есть понятие "Ватажный атаман", а "Ватажиться - собираться толпой, ватагой, гурьбой". По Этимологическому словарю Макса Фасмера слово "ватаман" подтверждено с 1294 года.


7. Тактика ушкуйников

Пару слов о тактике... Ушкуйники нападали на противника внезапно, а по терминологии русских летописей, "изгоном". Древнерусский термин "ИЗГОНЪ" есть в "Военной энциклопедии" Василия Федоровича Новицкого (1869-1929гж). Это том 18 редакции 1911 года (СПб). Означает: "выраженіе рус. летописей, означающее нечаян. нападеніе или начало воен. действій безъ объявленія войны". Причем, ушкуйники могли напасть на противника как днем "с ходу" на место дневки врагов, так и ночью на место ночевки. В то же время, встретив сильный отпор, ушкуйники не вступали в длительное сражение, а быстро отступали. Если их преследовали, то они отступали к ушкуям, садились в свои суда на ближайшем ручье или речке, и так уходили от погони. А благодаря форме корпуса, т.е. обводам носа и кормы ушкуй мог, не разворачиваясь, моментально отойти от берега. Иногда ушкуйники могли воспользоваться легкостью своих судов, взять их на плечи и перенести корабль несколько километров, что приходилось делать и на волоках, и при набегах.

У ушкуйников хорошо работала войсковая разведка - походы ушкуйников имели потрясающую эффективность. Они точно знали, куда и зачем идут, и хорошо ориентировались на вражеской территории.


8. Направление походов

В разные века и в зависимости от нужд Руси, у ушкуйников были четыре главных направления походов:

по Балтийскому морю. Это войны с Шведским государством. Балтика кто забыл - Варяжское море, море руянцев. В первую очередь - восточная часть Балтики, рядом с Карелией, территория современных финнов.

на земли норвежцев, на самый север Скандинавского полуострова. Откуда такой маршрут? Да рядом с обычным. Посмотрите карту - наши прадеды многие века ходили на русский Грумант. Это в XX веке западники отдали архипелаг Норвегии и теперь он Шпицберген.

на северо-восток - в Югру или "за Камень". Это за Урал, за пушниной, за соболем. Это торговая колонизация. Чаще всего - мирная, но купцам - требовалась охрана. Вот отрывок из письма одного крупного новгородского купца своему партнеру: "А если хочешь добраться спокойно к нам по реке и свой товар сберечь, прежде договорись с ушкуйниками, иначе весь груз потеряешь, а с ним и живот свой".

со второй половины XIV века - на юго-восток - по городам Золотой Орды. Подчеркну, что эти походы начались только после мусульманского переворота 1313 года хана Узбека (1283-1341гж), после трехлетней гражданской войны чингисидов 1313-1315гг. и отказа новых ханов от союза с Русью.

Первое официальное упоминание - XI век, поход новгородских ушкуйников в Югру, т.е. на Северный Урал (это было ~до 1032 года). Ушкуйники везли с собой ремесленные товары, например, железные топоры, ножи, чтобы обменять их на пушнину. На востоке ушкуйники добирались до Урала, торговали мехами и серебром: "Распространение славян северных до рек Выми и Печоры и даже до Оби... затем что дорогими собольими мехами торг из России на запад уже за семьсот лет известе... режде обращались, нежели Ермак открыл вход в Сибирь военною рукою" (М.В.Ломоносов, "Российской истории книги первыя").

В XII-XIV веках ушкуйники, эти защитники Руси, бились на Балтике со шведами, на севере с норвежцами (на землях викингов), а когда изменилась обстановка в улусе Джучи, в XIV-XV веках пошли на восток и юго-восток - на Золотую Орду, на земли по Верхней Волге, и в Сибирь. Повторю - только когда изменилась обстановка в улусе Золотой Орде.

9. Хроника походов

Немного о хронике походов ушкуйников... За XIV век было 17 знаменитых походов. Например, с 1360 по 1375 год ушкуйники совершили восемь больших походов на среднюю Волгу, не считая малых налетов. Вот эти, самые-самые знаменитые:

1187 год: Сигтунский поход. Это старая столица Швеции, примерно в 30 км на север от современного Стокгольма. Новгородские ушкуйники, совместно с карелами напали на древнюю столицу Швеции - город Сигтуну. Русский десант основательно разорил и разграбил город, который после этого нападения навсегда прекратил быть столицей. А в составе добычи, помимо прочего, увезли металлические врата, которые вот уже много веков стоят в храме Новгорода. Есть YouTube-видео октября 2018г - там все подробно разобрано. Огромная победа русов. Победа, которая конечно же удалена из всех текстов про-западных учебников.

1311 год: ушкуи под предводительством служилого Дмитрия Романовича подошли к шведскому побережью у Купцкой реки (ныне это Финляндия). Ушкуйники прошли по реке, и далее по рекам, озерам, волоком добрались до города Тавастаборга (другое название Тавастгус). Ныне это городище Хакойстенлинн, расположенное в местности Янаккала. Городище находится на крутом и высоком скалистом холме. Русские три дня осаждали неприступный замок, но взять не смогли и отступили. Новгородцы разорили районы племен емь и захватили большую добычу. По летописи, в одной из стычек погиб знатный новгородец "Константин Ильин сын Станимировича" (Широкорад А.Б., книга "Северные войны России").

1318 год: ушкуи прошли в Або-Аландские шхеры и по реке Аурай-оки (по русски "Полная река") поднялись до шведского города Або (ныне это финский город Турку). Поясняю для "грамотеев": русские земли тогда простирались до Ботнического залива, а шведов был только небольшой кусок побережья. Не было еще никакой Финляндии. Итак, 23 мая 1318 года русские сожгли и католический кафедральный собор, и замок местного епископа. Был захвачен церковный налог Ватикана, собиравшийся в течение 5 лет. Как написано в летописи, "приидоша в Новгород вси здорови" (Широкорад А.Б., книга "Северные войны России").

1320 год: В качестве ответа за попытку норвежского нападения на севере, ушкуйники под началом ватамана Луки Варфоломеева совершили морской поход (прошли Северной Двиной, Белое море, затем Северным Ледовитым) к берегам Норвегии и разорили всю область Финнмарк, располагавшуюся между южным берегом Варангер-Фьорда и городом Тромсё. Все норвежские источники упоминают этот набег, но пишут про карел. То есть русские ушкуйники разорили коренные земли и родовые гнезда будто бы непобедимых и ужасных скандинавских викингов.

1323 год. По аналогии с 1320 годом ватаги ушкуйники снова пошли к берегам Норвегии и разорили соседнюю с Финмаркеном северо-норвежскую область Халогаланд на юго-запад от города Тромсе. Потрясение горе-викингов и страх перед новым набегом русских были столь велики, что шведский король Магнус Эрикссон (1316-1374гж) и норвежский Риксрод в 1325 году обратились за помощью к Папе Римскому с просьбой организовать новый "Крестовый поход" против русских и карел. Почему шведский король? Напомню, что швед Магнус Эрикссон в три года унаследовал норвежский престол, а Риксрод - это коллективный совет монарха из 20-30 аристократов Норвегии. Эти походы заставили шведов подписать компромиссный Ореховецкий мир с Новгородом 12 августа 1323 года. Повторяю: именно ушкуйники вынуждают шведов подписать мирный Ореховецкий договор.

Еще раз обращаю ваше внимание на эти два похода ушкуйников на земли викингов - 1320 и 1323 годы. Уже десятки лет вам вешают лапшу про великих викингов, про знаменитые драккары. Напомню про десятки лживых фильмов Голливуда и вранье нашего западников. Викинги - это мол бесстрашные воины, внушающие всем страх и ужас... И мол, заслышав о приближении их драккаров, селения пустели от страха... Да забудьте. Знаете, что было, когда русские ушкуи появлялись у берегов Норвегии, на родовых землях викингов? Эти распиаренные викинги, бросив своих женщин, дома и добро, "обгадив штаны", неслись в горы, подальше от русов. И трясясь от страха, викинги ждали. Пока русские воины заберут, что хотят и уплывут обратно. Вот так. Гордитесь своими предками.

Вернемся на Балтику. Шведский король Магнус Эрикссон (1316-1374гж) в 1348 году нарушил на Ореховский мирный договор 1323 года и вторгся в Новгородские земли. С наглой идеей крестового похода и обращения в католичество русских и карел. Была захвачена крепость Корела (сейчас это Приозерск), осажден и взят город-крепость Орешек.

1348 год, немного огрызнуться русские смогли сразу же... Отряд ушкуйников во главе с новгородским посадником Онисифором Лукичем, насчитывавший 400 воинов, 23 июля 1348 года смог перебить большой отряд шведов в бою на Жабцем поле в Ижорской земле (ныне это поселок Терволово). Шведы писали о гибели 500 отборных воинов. В убогих учебниках имени денег Сороса этой битвы конечно нет. А 24 февраля 1349 года русские ушкуйники начали штурм и взяли обратно крепость Орешек, ныне Кронштадт. По летописям, при штурме погибло только 9 новгородцев. Повторю, эта победа над шведами одержана при полном отсутствии помощи дружины великого князя.

1349 год. В ответ на вторжение шведов 1348 года последовал третий морской поход ушкуйников к берегам Норвегии. По аналогии с 1323 годом ватаги ушкуйники снова пошли в провинцию Халогаланд, но теперь взяли сильно укреплённый замок Бьяркёй (норв. Bjarkoy - Берёзовый остров).

1351 год. Чтобы шведам "жизнь медом не казалась", русские ушкуйники совершили поход под захваченный Выборг, разграбив все-все окрестности.

После этого, третьего ответного похода ушкуйников, шведский король Магнус Эрикссон признал свое поражение. В результате стороны в 1351 году подтвердили условия Ореховского мирного договора и обменялись пленными. Войны западных захватчиков за земли Великого Новгорода и на севере Руси прекратились почти на 100 лет. Поход короля Магнуса Эрикссона стал последним из "крестовых походов" рыцарей на русские земли Великого Новгорода. Причем эти три ответных похода ушкуйников 1349 года так крепко запомнились шведскому королю Магнусу, что в своём завещании потомкам, написанном в 1352 году, взывал: "Приказываю своим детям, своим братьям, и всей земле Шведской: не нападайте на Русь, если крест в этом целовали; нет нам в этом удачи".

Не прекращались походы ушкуйников на северо-восток - за Урал или "за Камень". Это и в Югру, и в Верхнее Прикамье. В русских летописях и картах Прикамье фигурирует как "Пермь Великая". Ходили ушкуйники за пушниной, за соболем, горностаями, песцами. А также брали золото, серебро и узорочье. Напомню, что узорочье - драгоценные узорчатые ткани и украшения, ныне - почему-то архитектурный стиль. Новгородские купцы даже в середине XIV века объединились в своеобразную группу - "Югорщину". Духовным центром группы которой была церковь Святой Троицы на Редятиной улице в Новгороде. Эта церковь сохранилась до наших дней - см. фото:

1363 год. Ушкуйники во главе с воеводами Александром Абакуновичем и Степаном Ляпой (или Лепой, Аяпой) вышли к реке Оби. Здесь их рать разделилась - одна часть пошла торговать-воевать вниз по реке Оби до самого Студёного моря (т.е. до Ледовитого океана), а другая пошла гулять по верховьям Оби на стыке границ Золотой Орды, Чагатайского улуса и Улуса великого хана (Юань). По масштабам их путешествия не уступят и приключениям автора "Хождения за три моря", тверского купца Афанасия Никитина (х-1475гж). Вернулись ушкуйники с добычей и без потерь.

1364 год, новый поход "за Камень". Ушкуйники, расширяя свое влияние Новгорода на Урале, предпринимают большой поход на восточный склон Камня и в Приобье. Тогда же здесь строятся первые русские городки на Оби после многовекового отсутствия. Один из них, Ляпинский городок на реке Сылве, получил имя Ляпин, по прозвищу одного из ватаманов похода Степана Ляпы. Ляпин назвали и крупную реку Приполярного Урала (бывшая р.Хулга). Поход оказался удачным, долго ещё по зауральским землям разносились вести о суровых новгородцах. Тогда же были основаны за Камнем и отдельные укреплённые городки, в которых ушкуйники оставляли для себя небольшие гарнизоны - своеобразные транзитные пункты. Кстати, сегодня вруны от истории пишут, что Ляпин - это городок местных племен вогулов, а мол первое упоминание относится к 1484 году. Особо русофобствующие историки вообще пишут, что первые поселения русских на берегах Печоры и Оби появляются лишь в XVI веке.

1467 год, последний поход в летописях. Всего 120 ушкуйников из Хлынова (хлыновогородцев) ходили походом в землю Вогуличей (ныне Архангельская область) и даже захватили местного князя Асыку.

Обращаю ваше внимание на два похода ушкуйников на реку Обь - 1363 и 1364 годы. Даже если не касаться начала гибели Тартарии в 1492 году, что там фантазируют детям жалкие учебники? Что Сибирь присоединил в Московскому княжеству казацкий атаман Ермак, начавший свой поход в 1581 года. Ермак действительно пришел на Иртыш, а в 1582 году разбил хана Кучума. Но это было спустя 219 лет после ушкуйников. Больше двух веков спустя! Ведь Абакунович и Ляпа ходили по всей реке Оби.

Итак, шведов - победили, на ближнем севере соболь - самый ценный экспортный товар - был сильно выбит. А вот на юго-востоке в XIV веке стала назревать новая угроза Руси и русскому народу - враждебная Золотая Орда. Повторяю - враждебная только (!) со второй половины XIV века. Поясню...

Фальсификаторы нашей истории "бьются в истерике" про липовое иго чингисидов. Но как говорил выдающийся историк XIX-XX веков Николай Сергеевич Трубецкой "не было монголо-татарского ига, а было немецко-романовское". Ига - никогда не было. Пришли братья-славяне, руководившие тюрками, помогли князю Ярославу объединить Русь. А про XIV век - все историки молчат "как партизаны". Отчасти молчат из-за того, что в советское время изучение Золотой Орде было запрещено - даже первый хронологический список ханов составил только в 1999 году историк Вильям Васильевич Похлёбкин. В Золотой Орде в 1313 году был мусульманский переворот хана Узбека (он же Алабуга/Азбяк/Озбяк, 1283-1341гж). Это - рубикон. Но рубикон не потому, что хан Узбек принял ислам как государственную религию Орды. А потому, что Узбек перебил всю старую могольскую знать и отказался от древних правил поведения скифских батыров. В дни переворота только царевичей из рода чингисидов было убито более 120 (!), а последовавшая гражданская война длилась целых три года (до 1315 года) - до полного уничтожения десятков тысяч честных. Убивали всех, кто оставался верен древнему девятибунчужному знамени славян-чингисидов. Убивали всех, для кого честь и заветы славянской старины значили больше собственной жизни, кто как писали "прадедней славы не развеял". В Золотой Орде остались отщепенецы, ренегаты, перебежчики, предатели и карьеристы. Жадность и подлость, обман и предательство, вымогательства и взятки, насилия и грабежи, отсутствие совести и убеждений, алчность, надругательства над несторианской верой - все это теперь на Руси стали связывать с Ордой. А по обычаю людского ума - распространять последующее на предыдущее (приписывать великим моголам, увы). Переворот похоронил союз Руси с Ордой, русичей в Орде стали звать "райя" - рабы, а на Руси ордынец стал смертельным врагом-насильником. И только тогда новым направлением походов ушкуйников, воинов-охранителей русских земель, стал юго-восток - бассейн реки Волга и города Орды. В 50е годы XIV века защитники Руси появились в верховьях Камы. Ушкуйники вели разведку, проникая вглубь камских просторов, фиксируя нахождение поселений, притоков Камы, бродов, переправ. И... понеслись в атаку ушкуи:

1360 год. Ушкуйники, проплыв вниз по Волге, совершили набег на ордынский город Жукотин на реке Каме и перебили местное население. Справка: это около современного города Чистополя. К сожалению, у этой победы ушкуйников была грустная концовка, связанная с "пропивкой зипунов" в Костроме.

1366 год. Новгородские бояре Осип Варфоломеевич, Василий Федорович и Александр Абакунович громили караваны Орды между Нижним Новгородом и Казанью. Летописец князя писал, цитирую: "пройдоша Волгой из Новагорода из Великого 150 ушкуев ноугородци разбойници ушкуйници избиша татар множество. Бесермен и ормен в Новегороде в Нижнем, жен и детей, товар их пограбиша, а съды их, кербати и лодьи и учаны и пабусы и струги, то все посекоша, а сами отъидоша на Каму". Хан Золотой Орды обратился за помощью к московскому князю Дмитрию Ивановичу (будущему Донскому). Князь Дмитрий шлет грозную грамоту в Новгород. А хитрые новгородцы ответили отпиской, цитирую: "Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но гостей (купцов) твоих не грабили, били только басурман".

1369 год. Походы ушкуйников по Волге и Каме цитирую: "осенью шло Волгою 10 ушкуев, а иные шли Камою, и били их под Болгарами".

1371 год. По просьбе князя Московского и Суздальского Дмитрия ушкуйники совершают упреждающее нападение на столицу Золотой Орды Сарай (Сарай-Берке). Да-да, тот самый Сарай. Устюжская летопись гласит: "Того же лета ходили Вятчане ратью на Волгу. Воивода был у них Костя Юрьев. Да взяли Сарай и полону бесчисленная множество и княгинь сарайских" (ПСРЛ, том 37, стр.93).

Фальсификаторы истории постоянно пишут, что ханы Золотой Орды не ловили ушкуйников. Мол, все военные силы ханов Орды были направлены на борьбу за власть. Это - ложь. Ушкуйникам противостояли отборные ханские отряды Орды в тяжелом защитном вооружении. И они их - били. Продолжу:

1374 год. Отряд новгородских ушкуйников, насчитывавший около 2700 человек, на 90 ушкуях (ровно по тридцать человек на судно) спустился по Волге в Каму. Отряд взял город Вятку, оттуда вышел на Волгу и напал на город Булгар, находившийся недалеко от устья Камы. Разграбив его, ушкуйники собирались зажечь город, но жители дали откуп в 300 рублей. Получив деньги, ушкуйники разделились на два отряда: 50 ушкуев (1500 ушкуйников) ушли вниз по Волге и еще раз взяли столицу хана Золотой Орды - Сарай. Другой отряд - 1200 ушкуйников - на 40 ушкуях двинулся вверх по Волге, разоряя чувашские и марийские поселения, дошёл до устья Ветлуги и повернул по этой реке к её верховьям, откуда вышел на Вятку.

1375 год. Отдохнув пару недель в Костроме, ушкуйники на семидесяти ушкуях числом 1.500 двинулись вниз по Волге. Руководил ватаман Прокоп. По традиции они нанесли "визит" в города Болгар и столицу Сарай-Берке. Цитирую летопись: "Правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью, зато ханская столица Сарай была взята штурмом и разграблена". Отсутствие серьезного сопротивления и сказочная добыча вскружили новгородцам головы. Они двинулись еще дальше - к Каспию. Когда ушкуйники подошли к устью Волги, их встретил хан Салгей, правивший Хаджи Тарханью или Хазтороканью (это старая Астрахань), и немедленно заплатил дань, затребованную ватаманом Прокопом. Мало того, в честь ушкуйников хан устроил грандиозный пир. Захмелевшие ушкуйники потеряли бдительность и в разгар пира на них бросилась толпа вооруженных татар. Так погибли Прокоп, Смолянин и их дружина, лишь немногие удальцы смогли вернуться на Русь. Это был один из самых славных, хотя и трагических походов ушкуйников.

И это - самое большое поражение ушкуйников. Но подробности этой трагедии подчеркивают не слабость ушкуйников, а их силу. Ордынцы даже не попытались одолеть ушкуйников в открытом бою. Хазторокань была не первым, а очередным городом, где ханы с поклоном предлагали дань, чтобы только их оставили в покое. И осознайте, что Московскому княжеству без ушкуйников понадобилось еще целых два века, чтобы по следам ватаги Прокопа вниз по Волге - на Казань и Астрахань пошли русские рати великого царя Ивана Грозного. Вот цена пассионарности.

1380 год. Нападение ушкуйников на города Жукотин и Кашан Волжско-Камской Булгарии. Где Кашан - крупный город, расположен на правом берегу реки Кама, столица Кашанского улуса Золотой Орды в XIII веке. Ныне - у села Шуран Лаишевского района Татарстана. По величине Кашан являлся третьим городом в регионе (после Булгара и Биляра), представляя собой один из административных центров. Вот что сохранили булгарские летописи об этом походе, цитирую: "И идя вниз по Волге, ушкуйники... пошли к Сараю, грабя христианских купцов, а басурман убивая".

1471 год, последний поход в летописях. Ватаман Костя Юрьев с 400 ушкуйниками из Хлынова захватил столицу Золотой Орды. Город Сарай был еще грозен и в силе; чеканил свою монету, был ставкой хана, и одних соборных мечетей имел 13. Захватив большую добычу и весь ханский гарем(!), хлыняне ушли прочь. Татарский хан Ахмат, бывший с войском в отъезде, "в гневе и обиде" бросился вдогонку, но безуспешно. По приказу Ахмата казанские татары перегородили реку Каму цепями и лодками. Ушкуйники сделали вид, что собираются принять бой на суше, высадил пленников, в том числе женщин (хотя часть женщин остались с нашими молодцами!); татары, увидев ухищрения русских, начали строиться для боя, приняв своих соотечественников за вражеских воинов. Пока татары разбирались и обнимались, хлыняне прорвались в Каму и ушли без потерь, с добычей и славой.

Небольшой рассказ из старых книг как иллюстрация... С начала лета 6868 (т.е. 60е годы XIV века) в русских деревнях и посадах стали появляться седые изможденные люди. В них крестьяне узнавали своих соседей, угнанных татарами, давно оплаканных родными и даже отпетых попами. Дивные вещи говорили полоняники. Мол, наехали на татар славные витязи, у рабов православных колодки посбивали, а басурманам всем головы посекли. Кто смеялся над этими сказками, кто толковал про воинство Михаила Архангела - ведь же, кроме него; ведь с татарами сладить не мог никто.

Но тут стали появляться "робятки молодые", ушедшие куда-то на промысел несколько лет назад с ватагой новгородцев, с ушкуйниками. Приезжали парни на прекрасных конях, в персидской броне, с тугими кошельками, набитыми арабскими дирхемами. Привозили и девок восточных размалеванных, с нежными пальцами, не привыкшими к труду русской крестьянки. Мужики смотрели, выпучив глаза, а бабы ругали на чем свет стоит блудниц басурманских.

- "Откуда все это добро? - вопрошали добрых молодцев - Может, много меха в краях полуночных добыли?"

- "Да нет, - смеялись молодцы, - мы татар бьем"

- "Как на татар руку поднять, то ж батог божий!"

- "Да брось, дядя, то дело нехитрое. Кто белку бьет, кто - соболя, а мы, ушкуйники, татар бьем. Ну, пойми ж, бестолочь, промысел у нас такой!". Конец рассказа.

За два десятилетия ушкуйники убили больше татар, чем все войско Дмитрия Донского на Куликовом поле... А знаете реакцию ханов Орды на захват и разграбление ушкуйниками цветущих городов Золотой Орды? Татары жалобы писали, русским князьям жаловались... Жалобы! Люди, вы осознаете, как вам врут учебники?

10. Мораль и кодекс чести

У ватаг ушкуйников был свой свод этических норм и правил поведения, можно сказать - кодекс чести. И первым в нем стояла служение русскому народу. Не "гнилым" самовлюбленным князьям, залившим Русь кровью ради своих амбиций, а русскому народу. Ушкуйники часто жертвовали своими жизнями, чтобы вызволить угнанных в рабство. Если вы где-то увидите фразы про ушкуйников типа "горе было всем, кто оказывался у них на пути" или "только грабеж, никаких высоких мотивов" или "национальность жертв и их вероисповедание для ушкуйников не имели никакого значения" - это слова предателей.

Вторым в Кодексе чести стояло братство ушкуйников. И это не только русское "Сам погибай, а товарища выручай". Если товарищи погибли, то надо вернуться и отдать должок. Хотя бы потом. Да так отдать русский должок, чтобы враги или предатели кровью умылись до 7го колена. Пример - 1360 год. Отряд ушкуйников взял штурмом большой татарский город Жукотин. Воины без потерь вернулись на Русь и ушкуйники начали "пропивать зипуны" в ближайшем городе Костроме. Но хан Золотой Орды Хызр (или Хидырь) отправил послов к русским князьям с требованием поимки и выдачи ушкуйников. В том числе - к Дмитрию Суздальскому, как великому князю. И этот моральный урод, князь Дмитрий, вместо того чтобы подождать смены хана или проволынить это крайне непопулярное в народе Руси требование, пошел на предательство и выдачу. Причем вопреки мнению Дионисия Суздальскому (1300-1385гж), епископа Суздальского и Нижегородского, который всю жизнь проповедовал походы "на нечестивых агарян" и который всячески одобрял поход ушкуйников. По решению трех перетрусивших князей (это суздальский, нижегородский и ростовский) бояре в Костроме с помощью части её жителей напоили ушкуйников, связали их и переслали в Орду на расправу хану, где пленные были проданы как рабы.

Есть русская поговорка "я не злопамятный, я просто злой и у меня память хорошая". Прошло 10 лет от предательства, шел 1370 год. Мстя за предательство своих, ушкуйники налетели, разграбили и сожгли Кострому, не щадя ни самих предателей, ни местных. Прошло еще 5 лет, с года предательства - 15 лет - 1375 год. Рати двух ватаманов Прокопа и Смолянина на семидесяти ушкуях появились под Костромой, принадлежащей московскому князю. Пять тысяч костромичей вышли против них с оружием; воеводою у них был Плещеев. Новгородцы сошли на берег и разделились на два отряда. Одна половина пошла прямо на костромичей, а другая зашла им в тыл. По историку XIX века Сергею Соловьеву (1820-1879гж) - через лес (или через кусты можжевельника). Ушкуйники разом ударили на костромичей, - и спереди, и сзади. Воевода Плещеев первый бросил рать и побежал в Кострому: за ним все пустились врассыпную. Новгородцы вдогонку некоторых убили, других - повязали; третьи успели скрыться в лесу. Тогда ушкуйники вошли в беззащитную Кострому, простояли там неделю и ограбили её до конца: они брали все, что им попадалось под руки; не оставляли даже того, чего не могли брать с собою; взяли только то, что было подороже, остальное - сожгли.

А в 1380 году, спустя 20 лет от предательства - ушкуйники отомстили и предателям Нижнего Новгорода - сожгли город. Вот что сохранили булгарские летописи об этом походе, цитирую: "И идя вниз по Волге, ушкуйники ограбили Нижний Новгород, а город сожгли; и ограбили много людей, и в плен повели. И пошли в Каму реку, и трудно было грести, и пошли на судах, и придя в Болгары, продали всех пленников...".

С Устюгом - аналогично. Примеров - много. Вот так ушкуйники защищали свое братство. Впрочем, вруны от истории про разграбление Костромы и Нижнего пишут, что так проявлялась вражда Великого Новгорода с тверским князем, наместники которого тут правили. А особо наглые вруны пишут "разбойники, что с них возьмешь".

11. Причины упадка ушкуйничества

Москва давила все сильнее. 31 мая 1372 года князь Михаил Тверской взял город Торжок, принадлежавший Великому Новгороду, а перед этим разгромил под городом в поле новгородский отряд под командованием боярина и ушкуйника воеводы Александра Абакумовича. Того самого, что ходил на Обь. Он рискнул на открытый бой и проиграл. Типографская Летопись гласит: "и ополчишяся на бой сами бояре Новогородские... битися с Тверичи. И бысть имъ сеча велика на поли. И одолелъ князь Михаиле, а Новогородцы побежени быша. Ту же, на пръвомъ суимъ, убьенъ бысть воевода Новогородскый Александръ Абакумовичь, Иоанъ Тимофеевичь, Иоанъ Шаховъ, Григорей Щебелковъ, а иныхъ ту мужей неколико паде" (ПСРЛ, том 24).

Упадок ушкуйничества начался после 1471 года. Напомню, что при Великом московском князе Иване III (1440-1505гж) Новгород был присоединен к Московскому государству. После битвы на реке Шелони 14 июля 1471 года Новгород признал себя вотчиной князя, а князь Иван III получил право суда над новгородцами. В 1478 году был второй поход на Новгород, Великий князь получил прямое управление Новгородом и ликвидировал его самостоятельность.

  Сразу после окончательного решения "новгородского вопроса" 1471 года московские князья приказали вырезать ушкуйников из всех летописей. Уже тогда, в XIV-XV веках, московские летописцы пытались всячески очернить ушкуйников. Их называли разбойниками, крамольниками, двоеверцами и т.д. А после образования Вятской республики русских героев стали называть оскорбительным прозвищем "хлын". Хлын в древности - это болтающийся хулиган, бездельник. В Этимологическом словаре русского языка (М.Р.Фасмер) термин хлын - это "бездельник, мошенник". Говоря сегодняшним языком - бомж. Придворные летописцы московских князей сделали все, чтобы и облить грязью ушкуйников, и чтобы об их подвигах люди забыли. Романовские и советские предвзятые "историки" писали о них редко, неохотно и тоже чаще всего гадости. Но как видите - шила в мешке не утаишь, часть правды - сохранилась...

12. Вятская республика

Больше всего фальсификаций и откровенного вранья - о забытой людьми Вятской вечевой республике, истинно народной республике, республике ушкуйников. В официальных вятских документах конца XVIII века годом основания поселения Вятка считается 1199 год. Согласно "Повести о стране Вятской" (это конец XVII века), около 1181 года новгородцами был основан Никулицин городок. Причем новгородские жители отправились в путь самовольно, т.е. сами отделились от Великого Новгорода. Все рассказы, как их "мягко попросили" - ложь. В русских летописях есть 1374 год, когда отряд в 1200 ушкуйников (т.е. на 40 ушкуях) после похода на столицу Волжской Булгарии Булгар, двинулся вверх по Волге и основал в устье реки Хлыновицы город Хлынов. Точнее - подчинили местный городок, потом перенесли его на 16 км ниже по течению и построили деревянный Кремль. Город с 1780 назывался Вятка, а сейчас это город Киров, в честь большевика Сергея Мироновича Кирова (1886-1934гж).

Вольный Хлынов очень быстро рос. При этом колония не признавала власти Новгорода, несколько раз являлась враждебною Новгороду, никогда не бывала с ним во взаимодействии и испытывала против себя - по сказанию Вятской летописи "злобу своей метрополии". Руководителям Новгорода, который много веков пользовался услугами ушкуйников, конечно, не могло понравиться, что они решили отделиться и жить самостоятельно (см. работы историка Виктора Хохрина). Чтобы сохранить независимость, это маленькое государство периодически объединялось то с одними, то с другими князьями Руси, но не подчинялось ни одному, что категорически не устраивало ни Великий Новгород, ни Москву. В князьях Вятка - тоже не нуждалась. Совсем не нуждалась. Чтобы сегодня как-то вписать Вятскую республику в фантазии историков, изобрели термин: Вятка признавала лишь "верховный сюзеренитет" (покровительство) великих князей. А в горе-учебниках вообще каша - Вятка числится в качестве владений то Суздаля, то Москвы, то Галича.


 В свободное время от военных действий ушкуйники исследовали речные торговые и рыболовные пути, торговали или сопровождали охраной речные торговые караваны. У ушкуйников было своё домашнее хозяйство, поставленное на широкую ногу. У ушкуйников были свои плотники, кузницы, сапожники, гончары, швеи, скорняки, пасечники и т.д. Такое обустройство посадского войска позволяло властям Хлынова содержать его с меньшими затратами.

Конец существованию Вятской вечевой республики положили московские князья. Сначала в 1418 году Москва сделала попытку переворота. Неудачно. Сторонник Москвы Анфал Никитин поднял восстание, но был разбит воеводой Михаилом Разсохиным. Это т.н. братоубийственная битва в Раздерихинском овраге, где с обеих сторон в ночном бою погибли 4.000 человек. Вруны от истории неудачный переворот не признают до сих пор, лгут про ошибку "своя своих не познаша". В 1457 и 1459 годах Москва прямо посылала войска на захват вольного города. В первый раз удалось откупиться, но во второй - были взяты Котельнич и Орлов. Московские полки хотя и осадили город Хлынов, но взять его не смогли.

Весной 1468 года московский наместник Устюга Василий Федорович Сабуров с войском вновь хотел захватить Хлынов, но от него откупились. Но в 1489 году московский великий князь Иван III, покоривший ранее республиканский Великий Новгород, отправил на захват Вятки огромное войско во главе с лучшими военачальниками. Это князь Данила Васильевич Щеня (xx-1519гж) и боярин Григорий Васильевич Морозов. В "Архангелогородском летописце" указана численность собранных полков - 64 тысячи воинов. Но по Устюжской летописи и Летописцу Льва Вологдина в войске было 72 тысячи воинов. Причем с московскими воеводами шел даже казанский татарский отряд князя Урака. Они осадили город и обложив Хлынов горючим материалом, дали три дня на раздумье, обещав жизнь. С началом огненного штурма обитатели города покинули его. Их переписали, а всех знатных людей и купцов с семьями вывели под Москву, где троих земских воевод казнили на Красной площади. Казнили как злодеев. Это были Иван Аникиев (Оникеев), Полк Богодайщиков и Пахомий Лазарев. Их жен и детей убили по-тихому. Подчеркну - они не были ушкуйниками, они были земскими воеводами республики. Частично "хлыновские воры" были насильственно переселены в подмосковные деревни. Софийская вторая летопись гласит [ПСРЛ, том 6, стр.239]: "болших людей всех и с женами и с детми изведоша... и князь велики вятчан земскых людей в Боровсце да в Кременьсце посади[л] да и земли им подавал, а торговых людей вятчан в Дмитрове посади[л]". Современная крошечная деревушка Хлыново в Раменском районе Московской области - свидетельство этой депортации. Вятской вольнице пришел конец, вечевой колокол вольной Вятки ушкуйников был снят.

Большинство людей сегодня ничего не знает о народной республике ушкуйников. Даже люди старшего возраста и хорошего советского образования - не знают, а у молодежи знаний нет вообще. Между тем, Вятская вечевая республика - это уникальный для России опыт построения народного государства. Народного! Причем этот опыт может быть применен даже сегодня, в России XXI века. Об этом сегодня не принято говорить, не принято писать, тема - табуирована... К тому же есть большая фальсификация. Даже тем немногим, кто знает про народную республику, вбито вранье, что московские князья подчинили Хлынов только из-за походов ушкуйников. Это - ложь, причина совсем в другом. Напомню, что на древней Руси было три модели государственности. Самовластье князя, т.е. единоличный правитель - ввел великий князь Владимирский Андрей Боголюбский (1111-1174гж), сын Юрия Долгорукого. Это подтверждается исследованиями историков Василия Осиповича Ключевского (1841-1911гж) в XIX веке и Владимира Борисовича Кобрина (1930-1990гж) в ХХ веке. Повторяю, деспотизм принесли на Русь НЕ моголы, а именно Андрей Боголюбский, который ныне святой в РПЦ. Но уже в конце XII века власть князей во многих крупных городах "Низовской земли" (это Владимир, Ростов, Суздаль, Киев и др.) стала выборной: князей как приглашали, так и изгоняли, а самовластцев даже убивали. Традиции вечевой демократии начали распространяться все шире с севера Руси на юг. Кроме Новгородской, Псковской и Вятской земель, готовились независимые от княжеской и ордынской власти Тверское, Рязанское, Владимирское княжества. Если бы не действия князей, то объединение Руси вокруг центра пошло бы по типу федерации, минуя кровавый период абсолютной монархии, с её попранием прав и свобод, а после вторжения немцев Романовых в конце XVII века - еще и с их крепостническим рабством. Все предпосылки для народной демократии были. Еще раз повторю, тема - табуирована, а вруны от истории впадают в ступор при одном упоминании этого вопроса...

Что же это такое - народная республика ушкуйников? Которую наши фальсификаторы истории называют "Пиратская республика ушкуйников в Вятке". Чаще всего говорят - мол, это вечевая демократия по образцу Великого Новгорода. Это совсем не так. Вначале передачи упоминал труд 1863 года замечательного панслависта и историка Николая Ивановича Костомарова (1817-1885гж). Труд называется "Ушкуйники. Русская республика. Севернорусское народоправство во времена удельно-вечевого уклада". Про вечевое устройство пишет и "Повесть о стране Вятской", и "Архангелогородский летописец". Характерно, что тот же Николай Костомаров писал: "Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли её".

Общего у Новгорода и Хлынова всего одно - народное вече. И то, в Новгороде Вече контролировалось советом бояр, т.н. "Совет господ" или "300 поясов". Напомню, что Вече (т.е. собрание горожан) - главный орган власти республики. В Новгороде периодически был князь. Князя - приглашали в Новгород, он руководил войском в военное время на основе ряда (договора). Князю запрещалось не только вмешиваться в управление, но и даже приобретать землю и посещать Вече. Руководил Новгородом - посадник, который управлял городским хозяйством, разбирал жалобы и назначал тысяцких. В Хлынове было собственное Вече, но никогда не было ни посадников, ни князей. Высшая исполнительную власть города ушкуйников была у земского воеводы, избираемого на вече из числа местных знатных и богатых бояр. На определенный срок один из воевод становился старшим над всей территорией Вятской республикой (Низов В.В., 1989г). Ниже административной пирамиды располагались ватаманы - профессиональные военные. Функции ватаманов разные - кроме военных, тут и охрана, и промысел. Еще были подвойские, выполнявшие административные и судебно-полицейские функции. В Новгороде их звали мечники, отроки. Само название подвойский, означало судебного пристава или рассыльного, глашатая и даже исполнителя вечевых приговоров. Историки Вятского края также указывают на судебные (Эммаусский А.В., 1972г) либо административные (Зимин А.А., 1991г) или те и другие (Низов В.В., 1989г) функции подвойских. Подвойские были из числа житьих людей и купцов. Всего три должности: земской воевода, ватаман, подвойский. Все! Никакой бюрократии. Купцы, "житьи люди", крестьяне, ремесленники - имели полную свободу. В сельских местностях всеми делами ведали сотские и старосты. В случае военной опасности собиралось военное ополчение (рать) из всех способных носить оружие.

Пара нюансов... Во-первых, в древнерусских землях в Х-XII веков именно земский воевода возглавлял народное войско и к княжеской среде - не принадлежал. Во-вторых, у нас бюрократия растет с XV века, с Московского княжества. По сути нет глобальной разницы между современным "Советник государственной службы" класса Х и дьяком Приказа князя Ивана III. Но в Вятской-то республике было по-другому!

Ну и вишенка на торте... В Новгороде был Владыка (а с 1148 года - архиепископ), который помимо дел церкви, ведал казной, по сути руководил внешней политикой, имел свое войско (это Владычный полк). В Хлынове церковное управление было в руках десятильника (т.е. старшего священника). Вятка тех лет отличалась веротерпимостью: крест есть - и ладно. Иерархи церкви обвиняли духовенство республики, что там нашли убежище множество еретиков и схимников, что христианство там лишь оболочка для языческих верований и традиций. Правда сильно отличается от обвинений (и о ней молчат и историки, и современная церковь): духовная жизнь Вятской республики направлялась совсем не греческим православием, а одной из ветвей христианства (мол еретической), впитавшей в себя славянское язычество. В YouTube-лекциях "Язычество и крещение Руси" (апрель 2018г, интервью без изображений) и "Тайны тамплиеров" (ноябрь 2020г) рассказывалось про нее - это основанная святым апостолом Андреем Первозванным древнерусская церковь, выдавленная в итоге на северо-восток. С исходными положениями христианства, т.е. совсем другими принципами. Эта христианская община была основана частью славянских волхвов еще I-м веке н.э. и просуществовала на юге Руси до IX века, а на севере - до XIII века, на северо-востоке - до XV века. Как написано в тексте до-рюриковских русских былин: "Ты пойди-тко во Божью церковь, да молись Богам нашим могуци-им!". А в библиотеке Валаамского монастыря еще в XVIII веке были записи о ее шести славянских волхвах-основателях (Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф и Косма).

13. На Дон!

5я колонна, которая фальсифицировала нашу историю, усиленно внедряет народу мысль о том, что казаки являются беглыми холопами, которые собирались на окраинах России в ватаги и занимались грабежом да разбоями. Конечно, это ложь. Истории отдельных беглецов это лишь подтверждают. Часть уцелевших от разгрома 1489 года ушкуйников ушла жить на Дон и Волгу и стала ядром зарождавшегося русского казачества. Кстати, само слово "казак" впервые упоминается в летописях именно в том самом роковом для Хлынова 1489 году. Новгородские ушкуйники были одним из трех основных компонентов при формировании русского казачества. Это древняя военная линия славяно-ариев: каста кшатрии ариев --> 300 белые витязи Арконы VI-XII веков --> ватаги ушкуйников Новгорода и Хлынова XII-XV веков --> донские казаки XVI-XVIII веков. Слово "ватаман" было переиначено в "атаман" (на тюркский лад), где "ата" - "отец", истолковывается или как "отец (предок) лошадей" (т.е. всадников).

Вторая и третьи компоненты - это образ жизни кипчаков (они же куманы/половцы - второй компонент) и охранная легкая кавалерия Тартарии XI-XVIII веков (третий компонент). Кто не знает, основателем русского Войска Донского считается казачий атаман Сарык-Азман, это 1570 год. Вот только слово "сарык" на тюркском языке - это "половец" на русском. Уже потом словом "казак" стали называть тюркский народ, обитавший на Юге - на Дону, в Запорожье (казаками у половцев/кипчаков назывались низшие рода войск, легко вооруженные).

С переволоки на Волге - любимого места стоянки волжских казаков - до Дона всего 70 км. Так что потомки ушкуйников сегодня живут среди донских казаков. Обычаи казаков с точностью повторяли обычаи ушкуйников, а стремление к вольной жизни и речным походам было таким же. Даже лингвисты видят черты сходства в говоре новгородцев, вятичей и донских казаков. С возрастом часть ушедших ушкуйников примкнула к бродникам. Бродники отвечали за переправы и волоки на реках огромной территории от Подунавья до Подонья. Кстати, родство донских казаков с ушкуйниками отмечал еще известный историк казачества Евграф Петрович Савельев (1860-1927гж) в своем трехтомнике "Древняя история Казачества" в 1915 году. Книга - одна из двух об истории казаков, но её никто не читал и не знают. Как не знают и вторую - белоэмигранта Андрея Гордеева (1886-193х гж). Если будете читать труд Савельева, читайте издание только царское - там объем книги больше современного переиздания в пять (!) раз.

  Многие привычки ушкуйников - были сохранены казаками. Пример - наказание за пьянство. Во время походов некоторые отряды ушкуйники массово пьянствовали, а за это их воины расплачивались своими жизнями. Именно поэтому, именно исходя из горького опыта ушкуйников, во время походов у казаков пьянство считалось тяжелейшим воинским преступлением, за которое они беспощадно карали лютой смертью.

Несколько примеров... Казаки Ермака - классические ушкуйники, казаки Разина в персидском походе - тоже. Современная пропаганда (любая, в т.ч. церковная), объявила казачество "оплотом Христовой веры". Но как это совместить, что ушкуйников они называли еретиками и крамольниками? Приведу всего одну цитату... донского казака Степана Разина (1630-1671гж): "...В церковь не ходите, а свадьбы вкруг березы водите, как велят старинные обычаи...". Кстати, есть гравюра Разина 1671 года, на ней надпись "Хан Астраханский и Казанский". Люди, вы осознаете масштаб фальсификаций?

Казаки, повторно осваивающие Восточную Сибирь и Дальний Восток - это классические ушкуйники. Запорожские казаки с их морскими походами по Черному морю - классические ушкуйники. Знаменитый русский путешественник, тверской купец, автор путевых записей "Хождение за три моря" Афанасий Никитин (х-1475гж) был прямым потомком новгородских ушкуйников.

14. Фальсификации

Пару слов о трех типах фальсификаций... Когда пишешь об ушкуйниках, создается впечатление, что речь идет о параллельной истории Руси, отличной и независимой от той, которую ныне преподают в убогой школе. Повторюсь - очень много фальсификаций. Причем фальсификации сделаны грамотно и под разные слои населения. Можно выделить три группы кривды:

1. Многие молодые люди жаждут по-понтоваться, как-то выделиться. Но знаний-то, увы - нет. И вот такой самовлюбленный неуч где-то находит фальсификацию. Разобраться, что это обман, сам неуч - не способен. И вот этот Митрофанушка начинает постить эти помои по всем соц.сетям. Пример: встречал страницы, где неуч из Кирова-Вятки выпучив глаза дятлит "А наши-то предки оказывается были разбойниками". Вот у этого конкретного "дятла смартфона" - может и были, но ушкуйники - это герои Руси, это воины-охранители русских земель. У поэта Игоря Воробьева есть стихотворение "Русь вымирающая" 2013 года, кто не читал - рекомендую. Там есть пара строк про таких вот нарциссов:

Сколь угодно можно государство / Хаять, только это пса скулеж.

Вот не гадить на своем пространстве - / Это да, но нынче не найдешь...

2. Второй пример фальсификации - глупости и гадости про ушкуйников от феминисток. Не секрет, что последние десятилетия идет дикая пропаганда феминизма. Дичайшая пропаганда, из каждой розетки... этакая капитальная промывка мозгов. Которую, увы - видят единицы с нужным образованием. Итог - сотни тысяч сломанных женских судеб. И вот, на этом фоне феминизма, вспоминают, как ушкуйники захватывали в наложницы шведок, норвежек, татарок. Истерика "где права женщин?" и обвинения ушкуйников. Господи, это же XIV век, захват женщин как добычи - норма. Комментировать это - бесполезно.


Еще часто нам врут, как ушкуйники женились и разводились, женились и разводились. Мол по 5-7 раз. Это - обман. Никто не разводился на Руси, у женщин было два выхода из брака при живом муже: монастырь или смерть. Все остальное - выдумки неучей. Но конечно вопрос гораздо глубже. Суть вопроса - многоженство и гаремы наложниц на Руси. Но и это - не к ушкуйникам, это к старым обычаям. Как в мире, так и в древней Руси, и в средневековой. Князь Владимир Красно Солнышко, тот самый распиаренный Владимир Креститель, который сегодня в лике святых - имел пять жен + гарем. Процитирую Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765гж): "сверх своих законных жен, держал наложниц в Новегороде, в Вышгороде, на Берестове и в Белегороде больше тысячи. Но и тем не довольствуясь, насильствовал жен и девиц". Святой живет праведно, не нарушает нравственных норм жизни? Ну вот вам святой. Владимир пример для подражания или нет? Вы уж определитесь. А что же простой народ? Читаем разрекламированную "Повесть временных лет", цитирую: "радимичи, вятичи и северяне... имаху по две и три жены". Опс... Т.е. сам факт многожёнства в русских семьях присутствует в летописях. Исследователь славянской истории Яков Гримм (Grimm, "Deutsche Rechtsalterthumer" Goetthingen, 1828 год, стр.440) высказывал мнение, что славянские народы жили в многоженстве. У главного богатыря Руси Ильи Муромца, были дети от трех разных женщин: Омельфы Тимофеевна, Авдотьи Горычанки и бабы Латыгорки. Мужчина мог иметь от двух до четырех жен, в этом не было никаких ограничений. При погибшем муже женщину могли взять в семью брата. Шло это многоженство от христианства на Руси, только другого христианства - несторианства. См. Folio 36 "Жены великого хана Хубилая и дети". В несторианстве (это ветвь христианства!) было принято до 4х жен - читайте книгу Марко Поло. Еще в первые десятилетия XX века этнографы записывали рассказы русских крестьян о бытовавшем в Архангельской области обычае брать в дом вторую и третью жену. При этом женщины были гораздо счастливее, ибо мыслили свою жизнь в традиционных рамках женской жизни (гораздо больше женских хотелок исполнялось). Люди, вы понимаете, что живете в выдуманной попами и писателями истории? А настоящую историю своей страны вы совсем не знаете...

3. Третий пример фальсификации - книги. Пример: современный писатель Сергей Трофимович Алексеев (1952гр) в книге "Чудские копи" зачем-то написал, что ушкуйников именовали еще и ухорезами. Мол, потому, что своим пленникам они часто отрезали уши. Да, есть право писателя на художественный вымысел. Но исторических фактов о ушах - нет. С каких пор художественный вымысел писателя стал первоисточником? И пошла кривда по интернету...

15. Заключение

Несмотря на многочисленные попытки холуев замолчать про ушкуйников, мы должны помнить об этих непокорных, свободолюбивых людях, которые своими действиями наносили немалый урон врагам русского народа. За всё своё время существования ушкуйники честно исполняли свои обязанности защитников Русской земли от внутреннего и внешнего врага.

Понятно, что сейчас замалчиваются и сами ушкуйники, и их немыслимые походы, и связь Аркона-ушкуйники-казаки. Для врунов от истории, нет героев-ушкуйников, а уж русские белые витязи руянской Арконы - это вообще фэнтези, фолк-история.

Но с морально-психологической стороны для всего русского народа до сих пор крайне важен сам факт того, что даже когда продажные князья покорно выслуживались перед врагом, на Руси находились вольные и смелые люди, отряды которых нещадно били ордынцев на их территории и брали с них дань. Отдайте должное нашим великим русским предкам. Сегодня экономист Михаил Делягин ввел термин "одичалые". И кто еще может - подумайте: разве могут одичалые зомби телевизора быть достойными великих прадедов?





27 Планет Солнечной Системы

На долю Солнца, масса которого в - 740 раз больше общей массы планет солнечной системы известных сегодня науке, приходится всего 2% общего момента системы, а остальные 98% на - 0,001 об...

США не смогли перекрыть доступ «неправильным» странам к Starlink

Согласно исследованию, проведенному изданием Bloomberg терминалы Starlink не просто используются в странах, где их использование может быть запрещено или ограничиваться, в том числе находящихся по...

Обсудить
  • После первых строк с заявлениями о фальсификации истории дальше можно и не тратить время на чтение. Ибо ни о каких претензиях на научность речи идти уже не может.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Будучи историком по образованию, конечно, не со всем согласен, но за казаков - отдельное спасибо! :hand:
  • :open_mouth: :thumbsup: :thumbsup:
  • Казаковать древний промысел народов кочевого скотоводства. В поисках пастбищ они раселились по всему континенту от Кореи и Сибири до Скандинавии и Британии, являясь родоначальниками всех народов Европы. Молодые воины собирались в ватаги и орды и совершали набеги на соседей. Это было почетно и выгодно. Залогом успеха было наличие у них технологии полУчения железа, а с ним массового и качественного оружия. Ушкуйники это вариант такого промысла унаследованный от кельтов, гуннов, авар и других народов степи.