12 июня вышел фильм “Донбасс. Окраина” режиссера Рената Давлетьярова, ставший первым полноценным художественным фильмом на эту тему, выпущенным официальной российской киноиндустрией. Показ ленты проходит в полупустых залах, не встречая почти никакой реакции “культурного сообщества”. Собственно, и подготовка этого фильма проходила как-то скрытно, без ажиотажа, что в наше время может сигнализировать как о высоком, так и о низком уровне кино.
Если говорить совсем кратко и не выдавать сюжетные перипетии, то “Донбасс. Окраина” – это о хороших людях на войне, которые волей случая оказываются в центре боев вокруг поселка Марьинка, в пригороде Донецке, находящегося меж двух воюющих сторон. Ополченец и боец украинской армии, киевские волонтеры и местные жители оказываются пленниками ситуации, из которой должны как-то выбираться.
Первая половина фильма – это фронтовая ваниль. В героях, которые еще днем ранее были врагами, пробуждаются светлые чувства – взаимовыручка, порядочность, смекалка. Те, кто, казалось бы, еще недавно готовы были растерзать друг друга, обнаруживают, что у них много общего, что на войне есть нормальные и сволочи, а не только живые мишени. По сути лейтмотив всего фильма - воюет один народ, разделенный обстоятельствами. Показано все это достаточно шаблонно и предсказуемо, от обилия хороших, правильных поступков теряется ощущения реальности. Настоящая война пробуждает не только высокие, но и низменные чувства – жестокость, глупость, паникерство, но в первой половине фильма их нет. Режиссер пытается добавить кровяки, однако даже показанные крупным планом обожженные трупы и рытье могил не создают ощущение апокалипсиса.
Где-то после экватора лента все же начинает развиваться угрожающе. Хорошие люди все же встречаются с плохими, да и среди протагонистов оказывается не так все однозначно. Происходящее захватывает ближе к финалу, в последние минут 15-20, что, увы, не спасает всю картину, после которой остается стойкое ощущения, что не дожали. Из сильных моментов можно выделить нетривиальную концовку, которая отсылает, ни много ни мало, к “Судьбе человека” Шолохова.
В целом, в фильме явно не хватает маленьких штрихов. Персонажи слишком ходульны, наблюдая за их действиями, почти всегда понятно, что будет в следующем кадре. Самое страшное, из того что я видел на тему “хорошие люди по обе стороны фронта” – это детские рисунки, найденные на поле боя у бойцов ВСУ. Украинские дети нарисовали своим отцам добрые картинки, исписанные словами “мир”, “папа”, “Украина”, а те держали их при себе во время сражения. Как можно догадаться, эти вояки в лучшем случае попали в плен. Вот от такого действительно мороз по коже, но столь тонкой работы в фильме нет.
Нельзя сказать, что лента совсем слаба. Она сделана с уважением к историческим событиям нашего недавнего прошлого, показана общая канва войны, позиции сторон. Видно, что с режиссером работали серьезные консультанты, глубоко погруженные в тему, и в отличие от нелепой ленты “Крым”, где слово “русский” встречается ноль раз, здесь есть и шевроны “Новороссия” в кадре, и умные диалоги, объясняющие, кто за что воюет. Фильм патриотичен, и желание его создателей показать мотивацию людей по обе стороны, объять и обнять всех, не превращается в толерантность, где нет добра и зла, а есть лишь набор точек зрения. “Донбасс. Окраина” может шокировать тех, кто вообще проспал жестокие бои 2014 года. Их этот фильм уверенно погрузит в тему. И пожалуй эту ленту было бы правильно показывать школьникам 8-9 класса, чтоб они получили представление о войне, которая до сих пор идет, и о настоящих героях, которые совсем рядом с нами (как бы специально для этого фильм выходит с маркировкой 12+).
Но все же всего этого мало. Конечно, нельзя отразить все в одном фильме, однако остается стойкое ощущения, что режиссер Давлетьяров не показал зрителям и половины бездны ада.. Если снимать по-настоящему жуткое и правдивое кино о Донбассе, то кроме хороших людей по обе стороны фронта нужно показывать и плохих. И хапуг, наживающихся на войне, как местную мелкоту, так и крупных, вершащих дела охваченного огнем края вдали от непризнанных республик. И тех, из-за кого были устранены популярные народные командиры. И тех, кто палил из установок залпового огня по мирным кварталам. Невероятно драматичные сюжеты ждут режиссерской смелости (и тех, решится финансировать такое кино) – нужно показать делишки кураторов, предателей, наемников, мажоров-политтехнологов. Однако сценарий, где будут показана хотя бы часть этого, ждет нового Балабанова, и будет экранизирован он явно не скоро.
Андрей Песоцкий
Оценили 13 человек
15 кармы