• РЕГИСТРАЦИЯ
Сергей Петров
29 января 19:25 1425 13 39.90

Тиара Сайтаферна или Мошенники археологических раскопок

Тиара Сайтаферна или Мошенники археологических раскопок

Замечательные археологические открытия, сделанные в XIX веке в Северном Причерноморье, дали толчок широкому развитию коллекционирования древностей. Увеличение спроса на древние предметы привело к их вздорожанию, а это в свою очередь сделало торговлю древностями весьма выгодным и прибыльным делом. Такой своеобразный «бум» вынес на гребень волны и мутную пену — разного рода мошенников, начавших изготовлять и продавать фальшивые древности.

Подделка древностей в России начинается вскоре после первых блестящих археологических открытий. С конца 60-х годов XIX века центрами этой деятельности были Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Керчь, Северный Кавказ. Подделывали самые различные вещи: глиняные вазы, надписи на мраморе, монеты, золотые и серебряные украшения. С течением времени промысел этот ставится на всё более широкую ногу. В 90-е годы XIX века появляются уже настоящие «фабрики» подделок в Очакове и Одессе, где были центры торговли южнорусскими древностями.

Чаще всего качество подделок было низким, что обусловливалось не в последнюю очередь низким культурным уровнем фальсификаторов, не обладавших достаточными познаниями в области античности. Так, например, доказать поддельность надписи для специалиста обычно не представляло особого труда, если в ней были грубые грамматические ошибки или смешивались стили письма различного времени, что немыслимо в подлинном документе. В качестве «авторов» таких надписей часто выступали недоучившиеся гимназисты или студенты, и опытный специалист мог даже определить, какие разделы греческой грамматики остались неизвестными сочинителю надписи, до какого класса гимназии он успел доучиться.

Были, однако, среди фальсификаторов и весьма сведущие люди, обладавшие широкими и разносторонними познаниями. Что толкало их на преступный путь? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Причины, очевидно, могли быть самые разнообразные, но чаще всего, вероятно, фальсификаторами были отчаявшиеся бедняки, искусно эксплуатировавшиеся хитрыми мошенниками — скупщиками и торговцами древностями.russkij-uchyonyj-l-l-porte-delagard

Особого размаха подделка древностей в России достигла в 90-е годы XIX столетия. Известный русский учёный Л. Л. Портье-Делагард писал в 1896 г.: «В последние годы поддельные вещи стали появляться в большом изобилии, преимущественно очень ценные, причём они заметно и быстро улучшаются в качестве и увеличиваются в количестве». Объяснял он это значительным повышением цен на древности, как на внутреннем, российском, так и на международном рынке.

Часто фальсификация была столь высокого качества, что вводили в заблуждение даже самых искушенных знатоков.

Славились так называемые «сазоновские» монеты — чрезвычайно искусно изготовленные подделки. Делал их бывший ротмистр керченской пограничной стражи М. Сазонов. Позднее он сам рассказал о том, что в 1868 и 1869 гг. в течение трёх месяцев изготовил до пятидесяти золотых и отчасти серебряных «древних» монет; продолжал он заниматься подделками и позднее. Рассказал он и о том, каким способом делал свои фальсификации. Сазонов обычно подделывал редкие монеты и поэтому, чтобы не вызвать подозрений и не сбить цену, чеканил всего по 3—4, редко более 7 экземпляров каждой монеты. Сбывал он их в Одессе и Херсоне. В течение очень долгого времени его монеты не вызывали ни малейших сомнений в подлинности.

Фабриковались также «этрусские» расписные вазы, терракотовые статуэтки и т. д. Но особенно прославились подделки из драгоценных металлов, в первую очередь из золота.

Широкий размах производство поддельных древностей приобрело в Одессе и Очакове, где они выдавались за находки из близко расположенной Ольвии. В доме одного крестьянина из села Парутина полиция открыла целую мастерскую по изготовлению монет. Напомним, что остатки древней Ольвии расположены около современного села Парутина, которое стоит на древнем ольвийском некрополе. «Ольвийские древности» было особенно легко сбывать: Ольвия в то время ещё не исследовалась археологами систематически, и действовать там можно было более или менее бесконтрольно. Местные крестьяне вели хищнические раскопки, и поэтому без особых подозрений можно было выдавать и подделки за «ольвийские древности», якобы случайно найденные крестьянами.

В Одессе и Очакове орудовали торговцы поддельными древностями братья Гохманы, сумевшие привлечь к изготовлению подделок весьма умелых и талантливых, а порою выдающихся мастеров, часто и не ведавших о том, как используется их труд и искусство. Иногда братья-мошенники действовали через подставных лиц. Одним из таких агентов была некая крестьянка Анюта из села Парутина. Принося в музей или коллекционерам «древние» золотые изделия, чаще всего смешанные с подлинными древними предметами, она подробно рассказывала о месте и обстоятельствах их находки. Одному из любителей древностей однажды даже дали возможность самому найти поддельную вещь: её просто незаметно подсунули в раскопанную при нём древнюю могилу. И эта «находка» непосредственно при раскопках долго служила неотразимым аргументом подлинности очевидной подделки.

Мошенники действовали хитро. Дорогую подделку искусно обрабатывали, придавая ей вид древней: вазы разбивали и затем склеивали, вещи помещали в такие условия, чтобы они покрывались окислами, подобно предметам, долгое время пролежавшим в земле, и т. д. Поддельную вещь обычно пе продавали в одиночку, а чаще всего предлагали её покупателю вместе с подлинными древностями, которые должны были её замаскировать. Нередко это удавалось. Порою в заблуждение вводились даже самые опытные, маститые специалисты. Изделия фальсификаторов появились в русских музейных собраниях. Вскоре они вышли и на международную арену: через посредство Гохманов или их подставных лиц ольвийские подделки были приобретены, и притом по очень высокой цене, музеями Кракова, Франкфурта-на-Майне, Парижа. Поветрие приобретало угрожающие масштабы, но борьбу с ним вести было чрезвычайно трудно. Власти не боролись с мошенниками.

Единственным способом пресечь или хотя бы ослабить преступную деятельность фальсификаторов в тогдашних условиях было привлечение к ней внимания общественности, разъяснение способов фальсификации, предостережение от приобретения подделок. Появился целый ряд статей видных русских ученых — В. В. Латышева, Н. И. Веселовского, Э. Р. Штерна, Л. Л. Бертье-Делагарда, в которых рассматривались различные виды поддельных древностей. Один лишь неполный перечень названий статей показывает широту «промысла»: «О поддельных греческих надписях», «О новом способе подделки античных расписных ваз», «О новом способе фальсификации в серебре и мраморе», «О новейших подделках в области керамики на юге России», «Подделка греческих древностей». Вопрос о подделках был специально поставлен на X Археологическом съезде в Риге в 1896 г., где директор Одесского музея Э. Р. Штерн выступил с обширным докладом «О подделках классических древностей на юге России». Однако ничто не помогало.

Среди подделок были подлинные шедевры искусства, свидетельствовавшие о выдающемся мастерстве их творцов. Одним из них был одесский ювелир И. Рухомовский, имя которого связано с так называемой тиарой Сайтаферна — венцом фальсификаций на юге России. О ней мы расскажем подробнее. Но сначала несколько слов о её творце.

И. X. Рухомовский родился в 1860 году в небольшом провинциальном городке Мозыре в Белоруссии. Никакого художественного воспитания он не получил, но с раннего детства страстно увлекся искусством, хотя родители готовили его к карьере раввина. Этот самородок без чьей бы то ни было помощи достиг такого совершенства в ювелирном искусстве, что в киевских граверных мастерских, куда он приехал учиться, не оказалось никого, кто мог бы его ещё чему-нибудь научить.

Начало творческой деятельности Рухомовского относится к 1891 г. В 1892 г., после знаменитого мозырского пожара, он переселяется в Одессу. И здесь его мало кто знает, но зато он ловко эксплуатируется торговцами и владельцами ювелирных магазинов, которые наживают на его искусстве огромные деньги.

Девять лет трудился он над золотым «саркофагом со скелетом» — самым выдающимся своим произведением. Миниатюрный саркофаг был покрыт тончайшими рельефами, аллегорически изображавшими различные этапы человеческой жизни. В саркофаге помещался скелет величиною с палец, составленный из 167 частей, причём каждая из этих миниатюрных золотых «костей» двигалась в том направлении и ровно настолько, как у натурального скелета. За это замечательное произведение Рухомовскому была присуждена золотая медаль на выставке Салона французских художников в Париже 1903 г.

Рухомовский сочетал в своем лице гравера, чеканщика и ювелира и одинаково превосходно работал в каждой из этих областей. В то время как произведения, подобные изготовленным им, обычно могли быть созданы только общими силами скульптора, чеканщика и ювелира, он всегда работал один. Ему принадлежит и целый ряд вещей античного образца, самой выдающейся среди которых была «тиара Сайтаферна» (или Сайтафарна). Рухомовский не был мошенником, сознательно изготовлявшим подделки, он работал по заказам и обычно не знал об истинных целях своих заказчиков. Так, в частности, «тиара Сайтаферна» была ему заказана якобы для подарка к юбилею одного известного харьковского профессора. И не его вина, что им часто пользовались для крупного мошенничества.

Тиара Сайтаферна. Подделка.

В апреле 1896 года появились сообщения о том, что парижский Лувр за огромную сумму приобрёл замечательную, уникальную находку из южной России. Речь шла о золотой тиаре скифского царя Сайтаферна, найденной якобы крестьянами села Парутина в составе клада на месте древней Ольвии. Тиара (высота её 18 см, а вес 443 грамма) изумительно тонкой работы состоит из нескольких поясов — фризов. На нижнем изображены идиллические сцены из жизни скифов, на среднем, самом широком, — мифы из «Илиады». Оба фриза отделены друг от друга круговым изображением городской оборонительной стены с башнями, а на нём греческая надпись: «Царя великого и непобедимого Сайтаферна. Совет и народ ольвиополитов». 

Таким образом, тиара сама сообщала о себе все сведения — она была преподнесена в дар скифскому царю Сайтаферну жителями Ольвии по постановлению народного собрания и совета города.

О скифском царе Сайтаферне было известно из знаменитого ольвийского декрета в честь Протогена, что он «прибыл в Канкит и требовал даров». Ольвия с конца III века до н. э. была данницей скифов. Тиара, как будто, являлась прямой иллюстрацией к декрету в честь Протогена. К этому можно добавить, что шрифт надписи на тиаре во всех деталях совпадает со шрифтом Протогеновского декрета и надпись с точки зрения греческой эпиграфики безупречна. Что и говорить, Лувр мог, казалось бы, гордиться приобретением первостепенной ценности и значения. Тем не менее покупка никакой сенсации пе произвела. Сенсацию она вызвала много позднее, спустя семь лет, в 1903 г. Но прежде необходимо рассказать о событиях, связанных с покупкой тиары.

Весной 1896 г. в Вену приехал одесский торговец древностями Шепсель Гохман и предложил императорскому придворному музею приобрести вещи, происходящие якобы из случайно обнаруженного в Ольвии клада. Наиболее ценной вещью среди привезенного Гохманом была золотая тиара с надписью. Ещё раньше предприимчивый торговец пытался сбыть её Британскому музею, но там, зная его дурную славу торговца поддельными древностями, отказались даже посмотреть предложенные вещи. У австрийских специалистов подлинность тиары не вызвала сомнений, хотя директор музея и высказался против её покупки. Однако цена, которую запросил Гохман, была столь высока, что требуемую сумму собрать не удалось и Венский музей с сожалением вынужден был отказаться от покупки.

Дальше события развивались так. Гохман, который сам должен был вернуться в Россию, так как у него кончался срок визы, передал тиару двум венским антикварам Фогелю и Шиманскому, поручив продать её за 30 тысяч франков с условием, что если им удастся получить больше, то прибыль поделят. Те отправились в начале марта в Париж, где при посредничестве некоторых влиятельных лиц предложили тиару Лувру. Там она была подвергнута тщательной и всесторонней экспертизе, и среди всех учёных мужей, которые её изучали, не нашлось ни одного, высказавшего хотя бы тень сомнения в её подлинности. И среди них были такие авторитеты, как знаменитые братья Теодор и Саломон Рейнаки, крупнейшие эпиграфисты Фукар и Олло и др. Одобрил покупку и директор национальных музеев Франции Кемпфен.

Торговцы запросили баснословную цену, но стремление приобрести шедевр было так велико и уверенность в его подлинности столь глубока, что Лувр согласился уплатить за неё огромную сумму: называли цифру 200 000 франков и даже четверть миллиона (более 90 тыс. рублей золотом).

Сделка состоялась по иронии судьбы 1 апреля. «Тиара Сайтаферна» заняла место в витрине Лувра среди национальных сокровищ Франции.

Как только появились сообщения о луврском приобретении, в России сразу же раздались голоса, высказавшие сомнения в подлинности тиары. Русские учёные хорошо знали цену «ольвийским древностям», поступавшим на рынок через посредство очаковских и одесских торговцев. Казалось совершенно невероятным, чтобы о столь значительной ольвийской находке ничего не было известно в России. А о тиаре не слышали ни крестьяне из Парутина, ни коллекционеры и антиквары Одессы, ни археологи России. Кроме того, было известно, что в недавнем прошлом аналогичные «находки» были приобретены музеями Кракова и Франкфурта и все они оказались подделками.

Первым против подлинности «тиары Сайтаферна» высказался Н. И. Веселовский, выступивший на страницах столичной газеты «Новое время». В том же духе высказался и директор Одесского музея Э. Р. фон Штерн ещё в 1896 г. на X Археологическом съезде в Риге. Одним из аргументов против подлинности тиары служила и её надпись, безупречная, как сказано, с точки зрения греческой эпиграфики. В одной статье по поводу надписи говорилось: «Вероятно ли, даже возможно ли, чтобы ольвийцы осмелились грозному царю написать на лбу такую штуку? Поистине подобная идея может прийти в голову только современному поддельщику, у которого она, впрочем, и совершенно понятна, так как его воззрения не идут далее понятия о портсигаре с надписью, подаренном на именины».

Вскоре к выводу о поддельности тиары пришёл и известный немецкий учёный Фуртвенглер, который имел возможность лично осмотреть тиару в Лувре. Он доказывал, что в изображениях на тиаре наблюдается смешение разнородных и разновременных стилей, что там допущены ошибки, которые античный мастер допустить не мог, и т. д.

На высказывания русских учёных французы не реагировали — французской широкой публике они были мало известны. Но Фуртвенглера во Франции знали, и его мнение замолчать было невозможно. Против него ополчились хранитель Лувра Эрон де Вильфос, братья Рейнаки, Фукар. Много остроумия и ещё больше язвительности было в их споре с немецким учёным. Одним из важных «аргументов» в пользу подлинности тиары было глубокое убеждение, что в России, как и во всей Европе, нет современного мастера, который был бы способен на столь высокохудожественную подделку с таким глубоким знанием и чувством античности.

Тиара привлекла внимание общественности. 28 ноября Паскаль Груссе, депутат от департамента Сены, сделал заявление в Национальном собрании: сомнительные вещи не должны покупаться и экспонироваться в Лувре. Результатов это не имело.

А учёный спор тем временем продолжался. За пределами Франции события развивались в другом направлении. В начале 1897 году венские антиквары Фогель и Шимапский были привлечены к суду Гохманом, так как они не поделили барышей. А в Одессе вскоре состоялся другой судебный процесс — уже против самого Гохмана. Известный русский коллекционер П. Суручан, живший в Кишиневе, обвинял Ш. Гохмана в продаже ему поддельных «древностей». В качестве эксперта судом был привлечен Э. Р. Штерн. Здесь впервые всплыло имя Рухомовского. О нём стали говорить, как об авторе «тиары Сайтаферна».

Но 3 октября 1807 г. французский «Журналь де деба» опубликовал письмо Рухомовского, в котором тот категорически отрицал свою причастность к луврской покупке.

Дело о тиаре как будто стало затихать. В течение последующих лет лишь изредка появлялись статьи в научных журналах, где одни учёные доказывали поддельность тиары, а другие, главным образом французские, с жаром отстаивали её подлинность. А «тиара Сайтаферна» продолжала сиять в витрине Лувра.


Но вот, спустя семь лет после покупки, внезапно разразился скандал, взбудораживший весь Париж. Некий художник Элина, работавший на Монмартре, привлеченный к суду за подделки древностей, категорически отрицая предъявленные ему обвинения, написал судье, что хотя он и непричастен к данному случаю, но является автором «короны Семирамиды» (имелась в виду «тиара Сайтаферна»), купленной Лувром в 1896 году. События, последовавшие за этим сенсационным заявлением, как и все, связанное с «тиарой Сайтаферна», могли бы стать сюжетом захватывающего детективного романа. Мы здесь постараемся рассказать о них лишь в самых общих чертах.

18 и 19 марта 1903 г. влиятельная парижская газета «Матэн» опубликовала интервью с Элина, который заявлял, что он работал для «фабрики» подделок произведений античного искусства на Монмартре. По словам Элина, он в 1894 г. изготовил золотую корону по заказу некоего господина Шпицера, заплатившего за нее 4500 франков.

Дискуссия о тиаре вышла таким образом за пределы учёных споров. Она стала предметом внимания широкой прессы, искавшей сенсации на потребу читателей.

Учёные Лувра поначалу встретили газетную шумиху снисходительными улыбками. Все приобретаемое Лувром, заявляли они, проходит тщательнейшую экспертизу со стороны виднейших специалистов; Элина — не более чем мистификатор. И в этом, как мы увидим, они были правы. Хранитель Лувра Эрон де Вильфос иронически заметил корреспонденту одной из парижских газет, что теперь тиара имеет уже трех авторов: Гохманов, которых Штерн называл сначала, Рухомовского и Элина. А маститый Саломон Рейнак, запрошенный газетой «Матэн», просто расхохотался.


Вскоре действительно выяснилось, что Элина был самозванцем — он всё выдумал от начала до конца и был легко разоблачен. Прежде всего, Шпицер, якобы заказавший тиару в 1894 г., никак этого сделать не мог, так как он умер за четыре года до того. Однако, «афера с тиарой Монмартра» взбудоражила весь Париж. Экспансивные парижане бурно выражали свои чувства. В популярной «Фигаро» появились сатирические стишки и карикатуры, парижские мальчишки, никогда не упускавшие случая поиздеваться над власть имущими, распевали на улицах куплеты о тиаре, в которых не они не щадили ни учёных, ни правительство. За три дня, с 19 по 21 марта, в Лувре побывало более тридцати тысяч человек, чтобы посмотреть на ставшую вдруг знаменитой вещь.

Но скоро в этом шуме появились голоса, которые смогли внести ясность.

23 марта «Матэн» опубликовала письмо, а затем и интервью одного русского ювелира, жившего в Париже. Тот заявлял, что луврская тиара является произведением его лучшего друга Рухомовского, которому он сам помогал на протяжении восьми месяцев в течение всей его работы. Ювелир ручался за личную честность Рухомовского, который, по его словам, изготовлял тиару, не ведая, что она предназначается для мошеннической продажи в качестве «подлинной» древней вещи. Другое аналогичное письмо поступило в газету от жившей в Париже русской дамы, по словам которой, Рухомовский говорил ей, что видел свое произведение в Лувре, но не в силах доказать свое авторство.

Эти заявления произвели впечатление разорвавшейся бомбы. Ведь Рейнак заявлял публично, что никакого Рухомовского в Одессе найти не удалось и такового вообще не существует. Теперь же газеты сообщили, что после поступивших писем Рухомовский был допрошен в Одессе русской полицией и подтвердил, что является автором «тиары Сайтаферна», но вместе с тем отрицал какую бы то ни было причастность к её продаже. Выяснилось также, что русские учёные Орешников, Штерн и Кизерицкий неоднократно информировали Лувр о своей уверенности в поддельности тиары, но руководство музея упорно держало это в секрете.

Теперь дольше отмалчиваться было нельзя. В тот же день, 23 марта, Совет национальных музеев Франции собрался в Лувре на экстренное секретное совещание и после длительного заседания министр Шомье передал представителям печати следующее официальное коммюнике: «Министр народного просвещения решил создать комиссию с целью рассмотрения подлинности объектов наших национальных собраний». Вечером того же дня официальное агентство новостей «Гавас» передало новое сообщение: Эрон де Вильфос просил у министра из-за серьезных сомнений в подлинности тиары разрешения изъять её до выяснения этого вопроса из коллекций Лувра. Он получил её немедленно. Тиара была извлечена из витрины, где она красовалась около семи лет.

Через несколько дней «Фигаро», сделавшая запрос в Одессе, опубликовала сенсационную телеграмму: «Гравер Израиль Рахумовский, проживающий в Одессе, Успенская улица 36, категорически заявляет, что он является автором тиары, изготовленной им в 1896 г. по заказу лица, прибывшего из Керчи. Рахумовский готов по получении 1200 франков прибыть в Париж. Лувр, заявил он, может потратить 1200 франков, чтобы выявить подлинность вещи, за которую он уплатил 100 тысяч».

После этого художник Элина признался, что он выступил самозванцем, чтобы, как он заявил, обратить наконец внимание общественности на «тиару Сайтаферна».

Министр народного просвещения назначил Клермона-Ганно, профессора Сорбонны, члена Академии, уполномоченным по расследованию вопроса о подлинности тиары.

Братья Рейнаки, тем не менее, продолжали отстаивать подлинность луврской покупки. Саломон Рейнак, как более решительный, упорно доказывал, что во всём мире неизвестно ни единого предмета или публикации, с которой тиара могла бы быть скопирована. Фальсификатор же, утверждал он, не способен на создание оригинальной вещи, он всегда только копиист и не более того.

Пресса неистовствовала. Она даже обвинила Саломона Рейнака в том, что он якобы сам одессит, связанный с фальсификаторами, и поэтому сознательно заметает следы. Здесь уже газетчики переборщили. Саломон Рейнак, знаменитый французский археолог, несомненно не имел никакой связи с мошенниками-фальсификаторами. Он действительно верил в подлинность тиары.

5 марта 1903 г. в Париж инкогнито приехал Рухомовский и поселился в отеле «Централь» под вымышленной фамилией Барде. Но от вездесущих репортеров не так-то легко было укрыться, и они очень скоро разыскали его. Рухомовский стал героем дня, кумиром парижан, которым очень импонировало то, что этот маленький человек дал им повод посмеяться над сильными мира сего. Портрет Рухомовского появился во всех парижских газетах.

Когда корреспонденты спросили его о предстоящем расследовании, которое Клермон-Ганно держал в строжайшей тайне, он со смехом ответил: «Тиара? Но это не искусство, это мелочь, это ничего… Ах! если б вы видели мой саркофаг!». Речь шла об уже упоминавшемся нами миниатюрном золотом саркофаге с рельефами, в котором помещался скелет, подлинном шедевре ювелирной техники, выставленном во время описываемых событий в Салоне французских художников; автору, как сказано выше, была присуждена золотая медаль.

Расследование длилось около двух месяцев, и на конец 2 июня Клермон-Ганно доложил о его результатах министру, и 11 июня «Ле Тан» опубликовала следующее коммюнике. Рухомовский предъявил 4 подлинные фотографии тиары в момент, когда она была передана Гохману, а также эскизы четырех фрагментов, сделанных им для памяти. Прежде чем показать Рухомовскому тиару, Клермон-Ганно допрашивал его в течение восьми часов, выясняя различные мелкие детали и т. д. Рухомовский выдержал это испытание.

Мемориальная доска ювелиру Израилю Рухомовскому в Одессе (ул. Осипова, 6)

Рухомовский рассказал, что работал над тиарой в Одессе в течение 7—8 месяцев и получил за неё 1800 рублей. Он указал и на источники, служившие ему образцами при создании тиары. Это были широко известные в то время «Русские древности в памятниках искусства» Толстого и Кондакова — для скифских сюжетов и популярный «Атлас в картинках к всемирной истории» Вейсера — для мотивов из «Илиады». В этих изданиях были допущены некоторые графические ошибки, и все они оттуда перешли на тиару. Далее Рухомовскому было предложено сделать несколько вещей с этих изданий. Он выдержал и это испытание — вещи были изготовлены точно в той же технике, что и тиара. Наконец, последнее испытание заключалось в том, что Рухомовский должен был изготовить часть самой тиары. Обе вещи оказались абсолютно идентичными. Больше никаких сомнений в авторстве Рухомовского не оставалось.

Выводы Клермоп-Ганно сводились к следующему: «1) тиара Лувра фальшива; 2) она изготовлена по указанию некоего X (Гохмана) современным мастером; 3) этот мастер — Рухомовский».

Но братья Рейнаки, несмотря ни на что, продолжали спорить. Они доказывали археологическую ценность тиары, указывая на то, что она якобы частично всё же древняя, но «доделанная» современным «реставратором» и таким образом является тем же, что и античные мраморные статуи, в большинстве своем подвергшиеся реставрации. Но к их голосам никто уже не прислушивался. Вопрос с «тиарой Сайтаферна» был решён окончательно. Она была сначала передана в музей современного искусства, а затем вернулась в Лувр, где вот уже более семидесяти лет хранится среди подделок.

Так закончилась крупнейшая афера с подделками древностей. На этом рассказ о «тиаре Сайтаферна» можно было бы и закончить. Упомянем лишь ещё об одном любопытном эпизоде, происшедшем во время пребывания Рухомовского в Париже. Некий предприимчивый американский бизнесмен предложил Рухомовскому совершить кругосветное турне с демонстрацией тиары. Для этой цели он был готов купить её у Лувра за ту цену, которая была за неё уплачена. Проект этот не был, однако, осуществлён — то ли не дал согласия Рухомовский, то ли французское правительство предпочло финансовый убыток новым насмешкам над французскими учёными.

О дальнейшей судьбе И. X. Рухомовского, этого несомненно выдающегося художника, известно мало. После опубликования материалов о «тиаре Сайтаферна» в 1967 г. автор этих строк получил много писем читателей, в числе которых было и письмо племянницы Израиля Рухомовского, проживавшей в Минске. По её словам, Рухомовский остался в Париже, где он жил в бедности и умер там в 1936 г. в возрасте 76 лет. Из завещания Рухомовского: «И ещё в моих мечтах есть пожелание, чтобы на памятнике было высечено несколько строк: Человеком счастливым я был в жизни. Тишина и спокойствие, хлеб и одежда были всегда в моём доме. Я любил моё «царство», мою жену и мой дом.

Также после моей смерти мой дух будет жить В делах моих…» 

В 1924 году копия «тиары Сайтаферна», сделанная Рухомовским, выставлялась в Бурлингтонском клубе изящных искусств, как выдающееся произведение русского искусства. Ещё два произведение И. Рухомовского находятся в собрании музея Фаберже — это кулон в виде тиары Сайтафарна и колье со сценами античной жизни.

Большая часть (около 80) работ Израиля Рухомовского находилась в руках частного коллекционера — мецената Райтлинга. Покупая их, Райтлинг полагал, что приобретает настоящие древности.

Разоблачение аферы с «тиарой Сайтаферна», изготовленной одесским ювелиром Рохумовским, нанесло тяжёлый удар по торговцам поддельными «древностями».

Старший из братьев Гохманов, непосредственно замешанный в продаже фальшивой тиары, совершенно отошёл от дел. Младший, правда, продолжал свою деятельность, но и он не решался больше торговать золотыми «древностями», поскольку доверие к ним было полностью подорвано. Теперь он перешёл на торговлю подделками из серебра и, надо сказать, немало преуспел на новом поприще.

Первая подделка из серебра (маска бородатого бога) была продана Одесскому музею. Даже такой специалист, каким был директор музея Э. Р. Штерн, имевший огромный опыт разоблачения подделок, был на сей раз обманут: с серебряными фальсификациями ему ещё не приходилось сталкиваться. В 1906 году первая крупная серия поддельных серебряных сосудов была продана Л. Гохманом через подставное лицо одному высокопоставленному лицу в Крыму. Два года спустя вторая крупная серия поддельных серебряных ваз с рельефными украшениями, среди которых были ритоны со сценами из жизни скифов, напоминавшими изображения на куль-обской вазе, была продана московскому Историческому музею, где фальсификация была вскоре обнаружена.

Разоблаченный в России, Л. Гохман перенёс свою деятельность за границу. Уже в 1908 г. в Германию был направлен большой «транспорт» подделок, из которых Штерн упоминает ещё один серебряный ритон и бронзовое зеркало с золотой рукояткой. Когда Штерн показал фотографию этого зеркала, присланную ему ввиду возникших сомнении в его подлинности, Шепселю Гохману, тот признал в нём работу своего младшего брата. Преступная деятельность Л. Гохмана в России продолжалась вплоть до установления Советской власти в Одессе. После революции он эмигрировал в Берлин, Имеются основания предполагать, что он вывез из Одессы или готовые подделки, или даже работавшего на него мастера и продолжал заниматься своими мошенническими делами. Отголоски этой деятельности живы вплоть до настоящего времени.istoricheskij-muzej-v-moskveВ 1962 г. в печати появились сообщения о приобретении Лувром «памятника античной торевтики первостепенного значения». Речь шла о серебряном позолоченном ритоне в форме кабаньей головы с рельефными фигурами скифов на горле. Проведенный через несколько лет крупным знатоком античной торевтики Северного Причерноморья А. А. Передольской тщательный анализ изображений на луврском ритоне и их сравнение с куль-обскими показал, что и этот ритон едва ли может считаться подлинным — он является не более чем весьма искусной подделкой. Подобный же поддельный ритон с изображениями скифских воинов хранится в Историческом музее в Москве, в коллекции подделок, некогда приобретенных в качестве подлинных вещей — это один из серебряных сосудов, приобретенных у Л. Гохмана в 1908 г. Прототипом изображений московского ритона, так же как и луврского, послужили изображения на куль-обской вазе. Едва ли можно сомневаться в том, что оба они вышли из рук одного фальсификатора древностей.

О происхождении луврского ритона ничего не известно. Известно, однако же, что между 1910 и 1920 годами он находился в одной частной коллекции в Германии, а это наводит на след деятельности всё того же печально известного Л. Гохмана. Можно предполагать, что ритон скорее всего попал в Германию с упоминавшимся выше «транспортом» подделок в 1908 года.

Борьба с фальсификаторами и торговцами поддельными древностями была длительной и упорной. Но не они представляли главную опасность для развивающейся археологии на юге России.

Куда более опасными были так называемые «счастливчики», преступная деятельность которых в конце XIX и начале XX века приобрела угрожающие размеры. Подделку можно было разоблачить, и в большинстве случаев это удавалось довольно легко. Грабители же в любом случае наносили огромный и непоправимый ущерб науке, поскольку они разрушали археологические памятники, выхватывали из комплексов лишь наиболее ценное с материальной точки зрения, и если даже позднее похищенные ими вещи попадали в руки учёных, они уже были обесценены отсутствием точных сведений об обстоятельствах и условиях их находки и т. д. Если центрами фальсификации древностей и их сбыта, как уже говорилось, были Очаков и Одесса, то «счастливчики» орудовали главным образом в районе Керчи. Никакие запреты и угрозы не могли унять грабителей. Риск всегда окупался и сулил легкую наживу.

Многие «счастливчики» приобрели огромный опыт в раскопках древних могил; у них выработались разнообразные приёмы поисков этих могил, своеобразная интуиция. Ещё в конце 40-х годов автору этих строк приходилось встречаться в Керчи с последними представителями этой «профессии», тогда уже глубокими стариками. В то время они были уже многолетними и весьма ценными помощниками Керченского музея и археологов. Один из них водил нас по замечательным керченским расписным склепам, которые в те годы было уже чрезвычайно трудно отыскать, а он находил их по одному ему ведомым признакам. Попутно он показывал и целый ряд могил, некогда открытых «счастливчиками», и всякий раз вспоминал: «наш грабеж» или «не наш грабеж».

Закон был бессилен приостановить деятельность грабителей древностей, но археологи вели с ними жестокую борьбу в буквальном смысле не на жизнь, а на смерть. Грозой для «счастливчиков» являлся бывший с 1901 по 1918 год директором Керченского музея крупный ученый-археолог Владислав Вячеславович Шкорпил. Он преследовал их и днём и ночью, не давая ни минуты покоя. Многие «счастливчики» вследствие его неустанной борьбы с ними оказались совсем не счастливыми — они были переданы в руки полиции и оказались за решеткой. Борьба была опасной и в конце концов закончилась для Владислава Шкорпила трагически. В 1918 г. «счастливчики» зверски убили его.vladislav-vyacheslavovich-shkorpilОбычно грабителями могил были люди невежественные, не понимавшие, какой огромный вред они наносят науке. Ими руководило лишь одно стремление — обогатиться. Путь искательства кладов казался им простым и легким, а в замечательных золотых произведениях искусства, которые они находили, они чаще всего видели не более как драгоценный металл; художественной и научной ценности вещей «счастливчики» просто не понимали.

Но были и иного рода хищники — авантюристы и мошенники, причастные к археологии, которые, прикрываясь именем науки, уничтожали бесценные сокровища в целях личной наживы. Такие мошенники наносили науке особенный урон, поскольку они сознательно вредили ей. Особенно прискорбной и вопиющей была история «горного техника» Д. Г. Шульца, с печальной памяти именем которого связана гибель замечательных Келермесских курганов недалеко от Майкопа.

В 1897 году «горный техник (практик)», как он себя именовал, Шульц вёл раскопки в Закавказье по Открытому листу, выданному ему императорской Археологической комиссией. Но поскольку отчёт его о раскопках оказался неудовлетворительным и безграмотным, ему было отказано в возобновлении разрешения на дальнейшее ведение раскопок. Однако Шульц упорно продолжал добиваться права на археологические исследования, и когда он в 1903 году, уже будучи на Кубани, вновь обратился в Археологическую комиссию с очередным ходатайством, ему было предложено поработать под руководством Н. И. Веселовского, который в то время вёл там раскопки курганов.

Н. И. Веселовский поручил Шульцу раскопать несколько разоренных грабителями курганов возле станицы Апшеронской, но тот самовольно расширил поле своей деятельности и стал копать курганы около станицы Келермесской. В конце 1903 г. он раскопал здесь несколько курганов, и ему удалось обнаружить роскошное нетронутое погребение скифского вождя VI века до н. э., о чём свидетельствовали изумительные золотые и серебряные изделия, присланные Шульцем в Петербург в Археологическую комиссию. Победителей не судят. Комиссия возместила Шульцу расходы на работу и выдала ему Открытый лист на право раскопок в 1904 году.

Келермесские находки представляли первостепенный научный интерес. Наряду с вещами из так называемого Мельгуновского клада они были наиболее древними остатками скифских царских сокровищ на юге нашей страны, относящихся, вероятно, еще к началу VI века до н. э. Очевидно, в Келермесском кургане был похоронен вождь скифского племени, осевшего в Прикубанье при возвращении скифов из походов в Малую Азию в VII веке до н. э.

Трудно переоценить научное значение Келермесских курганов, если бы они были исследованы добросовестно и на научной основе. Исключительно велика была и художественная ценность келермесских находок — серебряного позолоченного зеркала, серебряного ритона, золотых чаш, ножен меча, секиры. Здесь наблюдается сочетание мотивов скифского искусства с мотивами древне-восточного переднеазиатского, преимущественно ассиро-вавилонского, а также греческого малоазийского. Легко вообразить, какую огромную художественную ценность представляли бы сокровища Келермеса, если бы все они сохранились. Если бы!

Келермес, курган № 1. Железный меч с обложенной золотым листом рукоятью, в ножнах с золотой обкладкой. Общая длина 61 см, длина ножен около 47 см. 

На обкладке перекрестия рукояти и устья ножен одинаковые пары мужских крылатых фигур перед передне-восточным урартским символом древа жизни. С обеих сторон золотой обкладки ножен по 8 чеканных изображений фантастических зверей с туловищами львов и быков, с головами грифонов, львов, быка и с крыльями в виде зубастых рыб

Уже во время работы Шульца в Келермесе деятельность «горного техника» вызвала подозрение местных властей: в конце декабря 1903 года Кубанское областное правление послало о нём запрос в Археологическую комиссию. А ещё раньше Комиссия получала из Тифлиса, где в то время проживал Шульц, сообщения, что человек он недостойный доверия, авантюрист. Но победителей не судят! Археологическая комиссия заверила кубанские власти, что Шульц действует на законном основании, по всем правилам, и нет причин быть недовольными его деятельностью.

Между тем некоторые из законсервированных на зиму курганов, которые раскапывал Шульц, были разграблены казаками, и вещи из них проданы в Майкопе. Часть этих вещей Археологической комиссии удалось приобрести за весьма высокую цену.

Шульц повёл активную борьбу против кладоискателей. Он нещадно преследовал их, составлял на них протоколы, передавал дела в суд, постоянно жаловался в Археологическую комиссию, что местные власти не желают препятствовать хищническим раскопкам курганов, а мировые судьи по существу оправдывают пойманных грабителей, ограничиваясь наложением на них штрафа в размере одного рубля. Своей борьбой с кладоискателями, чрезвычайно раздувавшейся и постоянно подчеркивавшейся им, Шульц стремился войти в доверие к Археологической комиссии. При этом, как будет видно, он был движим корыстными и преступными побуждениями.

Шульц упорно добивался от Археологической комиссии признания себя её сотрудником. В апреле 1904 г, в прошении, направленном в Комиссию, Шульц пишет: «Осмеливаюсь просить … записать меня в своего постоянного члена сотрудника при Комиссии и благоволить мне выслать аттестат, а также везде при деле поименовать меня не как частное лицо, а своего служащего по археологии. Нося имя как действительного сотрудника при императорской Археологической комиссии мне будет гораздо легче бороться… с хищниками кургано-копателями, в противном случае представляется затруднение действовать целиком в интересах Комиссии. Благоволите также выслать мне (если возможно) печать для пакетов и казенную печать для отправки посылок по почте или же выслать мне разрешение на заказ таковых печатей».

Хотя Шульц, разумеется, не получил того о чём просил, он всюду именовал себя «сотрудником императорской Археологической комиссии», а вскоре заказал и штамп. Получив Открытый лист на право ведения раскопок в 1904 г., Шульц продолжал раскопки Келермесских курганов.

И вдруг стало ясно, что Шульц — авантюрист и мошенник, ловко одурачивший Археологическую комиссию.

В начале мая в Археологическую Комиссию поступило письмо из Ростова-па-Дону от коллекционера книготорговца Романовича. В нём сообщалось, что в Ростове появились в продаже золотые курганные древности. Из переписки с Романовичем выяснилось, что проданы были золотые чаши, массивная шейная гривна весом 180 золотников (768 грамм) и ряд других украшений, а продавцом их оказался… Шульц. Через Романовича часть этих чрезвычайно ценных вещей Археологической комиссии удалось приобрести за 5000 рублей. Их сопоставление с келермесскими, присланными Шульцем ранее, не оставляло сомнения — они происходили из одного комплекса.


Это был невиданный скандал. Нужно было срочно принимать меры. Археологическая комиссия немедленно сообщила начальнику Кубанской области, что Открытый лист, выданный Шульцу, «комиссиею объявлен впредь недействительным», о чём она просила известить атамана Майкопского отдела. Н. И. Веселовскому, ведшему в то время раскопки на юге, поручается срочно выехать в Ростов, выяснить все обстоятельства дела и, если подозрения в отношении Шульца подтвердятся, разыскать его, отнять Открытый лист и возбудить против Шульца судебное преследование «по обвинению в утайке древностей, добытых путём раскопок».

В Ростове Н. И. Веселовскому удалось выяснить следующее: в конце апреля 1904 г. Шульц в сопровождении какой-то женщины прибыл туда под вымышленной фамилией и привез курганное золото, частью в слитках, частью в виде вещей. Здесь он предложил купить золото некоему часовщику, но, поскольку у того не оказалось денег, продал вещи одному ювелиру. При этом обязательным условием он ставил, чтобы всё было переплавлено в слитки. Золотую шейную гривну ювелир переплавил, но чаши продал Романовичу. Всего Шульц продал 8 фунтов золота и выручил 4500—5000 рублей. Довольный проделанной операцией, Шульц обещал привезти новую партию золота.

Из Ростова Н. И. Веселовский поехал в станицу Келермесскую, где он застал Шульца. Вскоре оттуда в Петербург прибыла телеграмма: «Сознался лист отобран Веселовский».

Оказалось, что Шульц с самого начала обманывал Археологическую комиссию. Он сознательно сообщал неправильные сведения о местах находок вещей, утверждал, что они найдены в курганах, расположенных на частных землях, между тем на самом деле курганы были на общественных землях. Дело в том, что, как уже говорилось, древности, найденные на казенных и общественных землях, считались собственностью казны, в то время как найденные на землях частных считались принадлежащими хозяевам земель и могли быть приобретены Археологической комиссией лишь путем покупки. Ясно, что Шульц, который всё время прикидывался простаком, на самом деле сознательно готовился к преступлению. В своих отчётах он все умышленно искажал.

Ввиду того, что погубленные Шульцем вещи вернуть уже все равно нельзя было, а также во избежание скандала судебное дело против Шульца возбуждено не было. И тут Шульц совсем обнаглел. В течение десяти лет он с упорством, достойным лучшего применения, буквально засыпает Археологическую комиссию заявлениями, рапортами, прошениями, в которых изображает себя сначала жертвой ошибки, затем оклеветанным сознательно, из зависти очернённым и т. д.

Он не только оправдывается, но и требует, угрожает. Видя, что Археологическую комиссию ему больше не провести, он начинает посылать «верноподданнические прошения» самому царю и царице. Сорок прошений послал он Николаю II. Постепенно в них всё более начинает вырисовываться его облик ярого черносотенца и негодяя. Здесь постоянно фигурируют фразы вроде «лживые враги России», «готовые потопить всю Россию», «неразумные забастовщики» и т. д. В ходе этой многолетней тяжбы выяснились многие подробности жизни авантюриста Шульца. На всех прошениях Шульца, однако, неизменно стоит одна и та же резолюция: «Оставить без внимания».

Так в результате «деятельности» этого мошенника были погублены ценнейшие и интереснейшие Келермесские курганы.

Преступной деятельности грабителей и мошенников, фальсификаторов и скупщиков древностей был положен предел лишь после установления Советской власти на юге нашей страны.

Началась новая эра в археологии — новая эра и в исследовании античных и скифских древностей Северного Причерноморья.

Источник  

Подписывайтесь на мой блог, участвуйте в обсуждениях, будет много чего

История словен и русов от древнейших времен до наших дней Подписывайтесь на наш журнал, узнавайте больше о нашем славном прошлом и настоящем

АВТОР РЕКОМЕНДУЕТ
Николай 27 октября 10:19

О методичке для сталинистов

Причиной написания этой заметки послужила статья известного на Конте либераста-русофоба под русской фамилией.https://cont.ws/@eremin762/1103707В ней он изложил англосионистские взгляды на патриотическую позицию относительно истории 20-го века. Ниже эти взгляды (жирным шрифтом) приводятся вместе с моими комментариями, основанными на подходе заметкиhttps:...
Загрузка...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    NATA-SHA Вчера 21:08

    Антон Бардин: как главный русский мошенник XIX века переписал историю государства....

    Наши знания об истории и культуре человечества во многом основаны на древних рукописях. Но что если бесценные документы погибнут в огне, как это произошло при наполеоновском нашествии? В Москве XIX века этой ситуацией воспользовался Антон Иванович Бардин – знаменитый фальсификатор древних книг.Кем был БардинДата рождения Бардина неизвестна, как и другие подробности ег...
    -->
    242

    Фольклор. - Женщина в народной памяти. Символ-традиция-миф. Часть II. - Русский фольклор.

    Рассмотрение образа женщины в русском фольклоре правомерно начать с того, как формировались женские божества у славян. Очень важное место в языческом пантеоне божеств занимали мифические силы плодородия и самой жизни – рожаницы, юные девы-сестры, которые обитают повсеместно: на небе, на земле и под землей, в пещерах и в жилищах. Они распоряжаются судьбой человека.Сред...
    -->
    530

    Фольклор. - Женщина в народной памяти. Символ-традиция-миф. Часть I.

    Как определить, измерить или даже только обозначить вклад женщины в мировую культуру? «Мужчина велик на земле и в веках, но каждая йота его величия выросла из женщины», – говорил американский поэт Уолт Уитмен. Влияние женщины на культурный прогресс, то скрытое, то рельефно осязаемое, прячется или проявляется порой самым неожиданным образом. Мимоходом оброненное ею сло...
    -->
    601

    ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ

    Последний, в уходящем году, пост с актуальным для текущего дня историческим материалом. В дальнейшем, после небольшого перерыва, будет только материал про наступающий Новый год, и, на крайний случай - Апокалипсис (а что, разве не историческое событие?);), коли тот  захочет наступить. Ну, и, конечно текучка в других темах, от которой постараюсь избавиться, ну...
    -->
    397

    Фольклорно-этнографические источники: что это и зачем они нужны? - Ч. I

    Здравствуйте, дорогие друзья!И снова вы заставляете меня думать!Это, пожалуй, самое важное. А ещё – я понимаю, что сам работаю на важном и интересном для вас направлении.  Спасибо…Итак, под влиянием весьма бурной дискуссии после серии предшествующих постов, я… решил в очередной раз начать с начала. Поделиться с вами, почему я (и не только я!) считаю фольклорно-эт...
    -->
    558
    Glen 14 декабря 22:11

    Дед Мороз и Санта Клаус. И причём здесь СШАтовские пиндосы???

    Для начала, придуманная история: Наш Новый Год не мыслим без доброго Деда Мороза и его внучки Снегурочки. Ни одно западное Рождество (Европа, Англия, США и другие) не обходится без самого главного персонажа — Санта Клауса. Но кто же этот добросердечный даритель подарков? Это реальный персонаж или выдуманный? Почему его так назвали и где он живет? На все эти вопросы я ...
    -->
    1482
    Ходанов Созидатели
    14 декабря 20:46

    ДЕТИ ГОР. КАМНО, КУРГАНЫ

    ДЕТИ ГОР. КАМНО, КУРГАНЫ«Если хотите увидеть место самое древнее,ищите самое красивое»Н.К. РерихПосле успешного окончания первого курса института ЛИТМО я с другом и тёзкой Колей Трифоновым собрался летние каникулы 1976 года провести в ССО (студенческий строительный отряд).  Не совсем чтобы в ССО, а точнее совсем не в строительный отряд, а…в археологическую экспе...
    -->
    1750

    Фольклор.- Тайные знания славянских волхвов.

    Заговоры и заклинания составляют древнейший пласт народной культуры и непосредственно, как и сказка, связаны с магией.C помощью заклинательных формул наши предки надеялись заручиться поддержкой стихийных сил природы и их повелителей, Бога и христианских святых, предотвратить или прекратить нежелательные явления, вызвать или ускорить благоприятные перемены. Но если мол...
    -->
    973
    vitsar 13 декабря 10:37

    О Великом Хане из Орды

    О Великом Хане из Орды и Новом порядкеМною было обещано написать про Орду, вот пришло время, исполняю.Братья историки нам вещают про Великого Хана по имени Чингиз, пришедшего невесть откуда и сотворившего мировую империю- Орду от океана до океана, поработившую Русь Матушку и целых 300 лет взимавшую дань с Руси, пока не произошло чудо и Русь не освободилась бла...
    -->
    598
    Галина. Тувик
    13 декабря 02:37

    Восстание Пугачёва – локальный бунт или трёхлетняя война с остатками Тартарии?

    Опубликовано 30 ноября, 2018 - 11:32 пользователем Артём Путник "То, что мы считаем историей - это всего лишь сказки, рассказанные победителями."                                                            &...
    -->
    894
    Sage 12 декабря 20:25

    Интересные факты о зиме.

    Зима – это самое холодное и снежное время года. По крайней мере, с этим высказыванием согласится каждый житель нашей страны. А, между тем, половина людей, проживающих не планете Земля, никогда не видела снега.Для зимы существует несколько определений – календарная, астрономическая и климатическая. С календарной все понятно – у нас это декабрь, январь и ...
    -->
    725
    NATA-SHA 11 декабря 19:29

    Браки между какими родственниками не разрешены в православии...

    Согласно современному семейному кодексу, брак не заключается между близкими родственниками (например, между отцом и дочерью, между бабушкой и внуком или между родными братом и сестрой). Однако по православным канонам препятствием к созданию семьи являются не только кровные узы. Кровные узыРодство между людьми определяется степенями и линиями. 1-ая степень родства – ро...
    -->
    1230

    Фольклор.- Тайные знания русской деревни. - Русские предания и легенды.

    На вопрос, откуда же пошли русские мифы и легенды, принято отвечать, что их, как и весь европейский эпос, сформировала греко-римская культура. Однако ответ этот не совсем правильный.Сознание древних людей по отношению к природе и окружающему их миру было достаточно условным и примитивным, и потому у многих древних народов культура очень похожа. Отсюда налицо схожесть ...
    -->
    1153
    Glen 11 декабря 15:00

    Пётр и Владимир - древнерусские имена.

    Все русские имена, имеют свои значения, в соответствии с их СЛОВОМ - сложением образов в описание. То есть, каждая буква русского языка, является символом определённого образа, так же как и чёрточки китайских иероглифов:  Около 80% иероглифов составляют так называемые фоноидеографические знаки, или фоноидеограммы. Иероглифы такого типа обычно состоят из двух част...
    -->
    800
    water 10 декабря 20:40

    ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ

    "Воздвигни, чадо, дом для Богородицы, тогда святители будут жить в граде твоем и руки детей твоих лягут на плечи врагов твоих".Поучение св. Петра Митрополита благоверному Князю Иоанну Даниловичу.***В 1997 году отмечали 850-летие основания МОСКВЫ. Празднества прошли шумные, но главный вопрос, почему Москва стала столицей, так и остался без вразумительного ответа. ...
    -->
    1089
    Sage 10 декабря 17:06

    Мистическая Манарага

    Есть в глухом российском Приполярье, в Национальном парке Югыд-Ва на территории республики Коми, мистическая гора Манарага (1662 м). Ее по праву называют Царицей Уральских гор и считают самой красивой вершиной Урала. Манарагу невозможно спутать ни с одной другой вершиной по причине ее уникальной, самобытной формы.Показать полностью… Гора представляет со...
    -->
    3312
    sugochka
    9 декабря 17:09

    История кипчаков, которых мы именуем половцами.

    Башкорд - хан крупной (около 20.000 человек) половецкой орды.Русский историк В. Н. Татищев называет его одним из сильных степных князей кипчаков. В Чернигове хана почитали за его мужество, дипломатичность, высокий авторитет среди именитых русских князей. Его обаяние и красота снискали ему любовь русской княгини. Во время осады половцами Киева погиб князь Владимир Давы...
    -->
    4309
    Дмитрий Варапаев
    8 декабря 12:14

    Восемь гвоздей в крышку гроба норманской теории. Основные положения норманизма

    В основу так называемой норманской теории положен постулат о том, что основателями древнерусского государства были якобы представители скандинавского племени, именовавшего себя Русь. Подтверждением этому факту будто бы является известная история из Повести временных лет о призвании варягов.В соответствии с норманской теорией скандинавское племя пришло на территорию, г...
    -->
    1650
    Sage 8 декабря 12:37

    Славянские праздники декабря – смерть и рождение.

    Колесо жизни крутится непрерывно, от рождения к смерти и дальше, к новому рождению. Оттого и праздники начала зимы традиционно символизировали умирание старого и зарождение нового. Подведение итогов года и подготовка к году новому – вот чему посвящали славяне торжества декабря.День Зари – торжество светлых богов        ...
    -->
    1362
    Виктор Максименков 7 декабря 18:13

    Модель Солнечной системы из 24 Планет, на золотом артефакте возрастом 3500 лет.

    Цель создания этой видео-статьи, расшифровать золотой артефакт возрастом 3500 лет найденный в Германии в районе города Шифферштадта. Это первый из найденных 4-х подобных артефактов по всей Европе, два из которых я уже расшифровал в предыдущих видео, и все они оказались моделями Солнечной системы в которой присутствует 24 Планеты.В видео-статье показаны принципы которы...
    -->
    4362
    Россия-Сегодня 6 декабря 21:40

    КАЗАЧЬИ ПРЕДКИ. ЧАСТЬ 4.

    «Нам нравится эта работа - называть вещи своими именами» - (К. Маркс). Скифы - это одно из киммерийских племён (или наоборот, киммерийцы - одно из скифских племён, разницы практически никакой), которое сформировалось на Алтае - восточной окраине Большой (евразийской) Киммерии. Их греческое имя «скифы» относилось первоначально к обитателям в...
    -->
    1744

    Запретное в русском фольклоре. - Роды: мужские и женские - 18+

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы продолжаем серию статей, о изначально запретных для обсуждений в народной среде, элементов народной традиции.Вы думаете, что присутствие мужчины при родах – это чисто современная, новая тенденция? Вовсе нет! Ещё задолго до того, как появилось узи для беременных, и обнаружился резкий всплеск живого интереса к тому, чтобы проводить с...
    -->
    4490
    Альберт Келойти 4 декабря 15:31

    Уникальная тайна Восточной Африки.

    Загадка в полвека. Не смотря на то, что лишь в 20-м веке человечество столкнулось с проблемой ядерных отходов, возраст в Африке обнаруженного могильника с ядерными отходами, составлял около 2 миллионов лет.                             Ядерный могильник, Габон, Африка.В 1972 году одна ф...
    -->
    1807
    Nikkuro 1 декабря 04:23

    «Чаще, чем считалось»: как неандертальцы спали с людьми

    Биологи: люди скрещивались с неандертальцами неоднократно  Люди скрещивались с неандертальцами много раз, а не единожды, как считалось ранее, выяснили американские биологи. Особенно активно этим занимались жители Восточной Азии, у которых сегодня на 20% больше неандертальского генома, чем у европейцев.  В геноме большинств...
    -->
    5026
    Михаил Михайлов 30 ноября 08:30

    Древние артефакты земли царицы Савской

    Царица Савская, упоминаемая в Библии, не имеет в этой Книге собственного имени. В Коране она именуется Билькис. В эфиопских преданиях царица носит имя Македа. Конкретных доказательств существования этой властной, расчетливой и хитрой женщины не существует, поэтому в энциклопедических изданиях она считается личностью легендарной...http://repin.info/iz-tmy-vekov/drevnie...
    -->
    1492
    sugochka
    28 ноября 21:08

    Башни-кулы

    Кула – на боснийском языке значит «башня». В Боснии и Герцеговине сохранилось немало зданий с таким названием, которые с виду напоминают обычный жилой дом в несколько этажей. Но на самом деле это маленькая частная крепость. Такие башни-кулы строили мелкие феодалы, у которых на строительство серьёзной крепости не было средств , с начала османского владычества в Боснии...
    -->
    1700

    Пять знаменитых археологических открытий довоенного СССР

    Пять знаменитых археологических открытий довоенного СССР Бурное развитие археологии как науки в дореволюционной России было ознаменовано множеством открытий, в том числе и вошедших в золотой фонд мировой археологии. Однако этот процесс был прерван началом Первой мировой войны и последовавшей за ней Гражданской войной. На полтора десятилетия организованн...
    -->
    982

    Археологи приблизились к разгадке тайны пустого саркофага из Ростова

    Археологи приблизились к разгадке тайны пустого саркофага из РостоваПри раскопках в храмах Ростова Великого ученые Института археологии РАН исследовали пустой саркофаг XIII века, находящийся в Успенском соборе Ростова. До сегодняшнего дня нет никаких данных о том, кому предназначался этот саркофаг, и был ли в нем кто-то когда-либо похоронен.Новые данные...
    -->
    3172
    Михаил Михайлов 26 ноября 08:42

    Невероятные микенские артефакты Генриха Шлимана

    Известный предприниматель и авантюрист, россиянин немецкого происхождения Генрих Шлиман больше всего прославился в археологии. В своих поисках он руководствовался собственной теорией о полной историчности произведений Гомера. Шлиман обожал этого древнегреческого поэта и даже выучил древнегреческий язык, чтобы читать «Илиаду» и «Одиссею» в подлиннике. Правда, в научной...
    -->
    2570
    Sage 22 ноября 17:50

    Тайна "подземного московского дома"

    Строительство метро – это всегда большие раскопки. Одну из интереснейших находок за всю историю московского метро сделали в 1985 году строители станции «Боровицкая». Примерно на глубине 6 метров был обнаружен небольшой дом из красного кирпича.Но что еще более поразительно: помимо стен и окон внутри здания сохранились и мебель, и домашняя утварь. Работы ...
    -->
    3026

    Что показали раскопки у села Здолбица?

    Что показали раскопки у села Здолбица? В 1953 г. во время земляных работ у с. Здолбица, Здолбуновского района. Ровенской области, было случайно открыто погребение в каменной гробнице. Находка обнаружена на территории колхозного двора во время сооружения силосных ям. Вещи, найденные возле костей погребенного (медное височное кольцо и лепной сосуд), ...
    -->
    6625

    Ученые показали, как выглядела жертва ритуалов майя

    Ученые показали, как выглядела жертва ритуалов майяУченые при помощи 3D-моделирования восстановили облик Евы из Нахарона — женщины из племени майя, которая погибла 14 000 лет назад.Женский скелет нашли 10 лет назад в одной из подводных пещер в Мексике, неподалеку от приморского города Тулум. Тело лежало на глубине почти 400 метров, благодаря чему останк...
    -->
    5128
    Sage 12 ноября 17:19

    Таинственные петроглифы в Пакистане.

    Эти петроглифы находятся в Пакистане, в долине реки Инд. Некогда в этих местах существовала высокоразвитая индская цивилизация, ничем не уступавшая египетской и месопотамской. Именно от нее остались эти древние изображения, высеченные на камнях. Присмотритесь — не кажется ли вам...
    -->
    3444
    navy_navy 7 ноября 19:29

    Последний сибирский единорог

    Первая реконструкция Elasmotherium sibiricum. (Фото: Wikimedia Commons) Elasmotherium , также известный как Гигантский Носорог или Гигантский Сибирский Единорог, - вымерший вид носорога, который жил в евразийском районе в позднем плиоцене и плейстоцене. Они жили еще 2,6 миллиона лет назад, но самым последним окаменелостям примерно 29 000 лет. Самый ...
    -->
    3000

    Расшифрована ли золотая книга индейцев, найденная в Эквадоре?

    Расшифрована ли золотая книга индейцев, найденная в Эквадоре?В 1965 году в Эквадоре этнолог Хуан Мориц при помощи местных индейцев обнаружил огромный подземный лабиринт Лос-Тайос и древнюю библиотеку, которая насчитывала тысячи книг из тонких металлических пластин, покрытых странными символами. Мориц писал: "На этих пластинах, вероятно, изложена история...
    -->
    2861

    В поисках чемоданчика со свастикой, затерянного на Кавказе, — El Mundo.

    Автор статьи в «Эль Мундо» рассказывает о необычном путешествии в Республику Адыгею на Северном Кавказе, где в 1942–43 годах агенты эзотерического нацистского общества «Аненербе» разыскивали странные предметы в ходе специальной секретной операции. Интерес к эзотерическим знаниям в лоне немецкого национал-социалистического движения давно известен. Многие писали о прист...
    -->
    3007

    Тайны сейдов и петроглифов русского Севера

    Тайны сейдов и петроглифов русского СевераИ так, что мы знаем о загадочных сейдах, которые расположены не только на русском Севере, но и в центральной России, на Урале, в Крыму, в Сибири, и в других местах нашей планеты Земля?Владимир Александрович Трошин:Что такое "Сейд"? В последние годы все больший интерес к нашему краю проявляют научные круги России...
    -->
    3508

    Ученые выяснили, как выглядела грудь у неандертальцев

    Ученые выяснили, как выглядела грудь у неандертальцевНеандертальцы оказались не коренастыми и сгорбленными «мачо» с накачанной грудью, а обладателями хорошей осанки и очень больших легких, что противоречит классическим представлениям о «пещерных людях». К такому выводу пришли ученые, восстановившие их грудную клетку и описавшие ее в журнале Nature Commu...
    -->
    3477
    Max Van Sinndler 28 октября 23:28

    Путин, придурки и антинорманисты

    На днях на Валдайском форуме Путин обозначил наш русский национализм как "придурошный". И он полностью прав. Как только Османская империя, в рамках которой в пик ея могущества жили и славяне, и греки, и румыны, и венгры, и арабы, и армяне, и курды возжелала всех отуречить, а тем, кто не желает, тому "секир башка", то очень скоро по историческим меркам от Блистательной...
    -->
    1221

    У побережья Болгарии на глубине около 2000 метров обнаружено древнегреческое судно

    Телеуправляемые подводные аппараты нашли следы древнего кораблекрушенияПрактически нетронутый древнегреческий корабль обнаружили на дне Черного моря. Он затонул около 2400 лет назад.Затонувшее судно нашли у побережья Болгарии на глубине около 2000 метров. На таких глубинах воды Черного моря почти не содержат кислорода. Это предотвращает разложение древе...
    -->
    4169

    Три пряслица с надписями из Белоруссии

    Алексеев Л.В. Три пряслица с надписями из Белоруссии Пряслица с надписями — редкая находка. Б. А. Рыбаковым, специально занимавшимся ими, собрано их всего восемь 1. Происходят они из Киева, Вышгорода, Новгорода, Старой Рязани, Гродно и Преслава (Болгария). Настоящая заметка пополняет список еще двумя, ранее не известными пряслицами с надписями из Белору...
    -->
    4322

    Эдвард руки-ножи: странная находка в древней могиле превратилась в мем

    Эдвард руки-ножи: странная находка в древней могиле превратилась в мемВ одном из итальянских некрополей обнаружены останки человека с протезами вместо рук. Теперь он обрел вторую жизнь.Новая «жизнь» в сетиВ августе этого года воин с ножом вместо руки стал настоящим мемом в Twitter. Древнего воина сравнили с Эдвардом Руки-ножницы, орком из «Властелина к...
    -->
    3993
    Rage Man 10 октября 00:32

    Куда исчезли деньги Тартарии?

    Всем, кто задаёт тупой вопрос о том, куда девались деньги Великой Тартарии - смотреть это короткое десятиминутное видео. Спасибо за просмотр. ...
    -->
    2973
    Sage 9 октября 17:39

    В грязевом вулкане на Тамани обнаружены остатки не менее 120 слонов.

    Палеонтологи за несколько десятилетий раскопок обнаружили в грязевом вулкане Синяя Балка на Таманском полуострове костные остатки не менее 120 крупных животных, таких как слоны и древние носороги — эласмотерии, рассказал ведущий научный сотрудник Южного научного центра РАН, кандидат биологических наук Вадим Титов.Раскопки древнего памятника Синяя Балка...
    -->
    3166

    Восьмилетняя жительница Швеции нашла в озере меч возрастом 1,5 тысячи лет

    Восьмилетняя жительница Швеции нашла в озере меч возрастом 1,5 тысячи летВосьмилетняя жительница Швеции Сага Ванечек обнаружила меч возрастом около полутора тысяч лет на местном озере Видёрстерн. По данным местных СМИ, Сага отправилась на озеро Видёрстерн вместе с семьей. Стоя на берегу, она бросала в воду камни и палки. Ища очередную палку, девочка и н...
    -->
    2017
    Вадим Витихов 4 октября 19:05

    АРТЕФАКТЫ ЛАВРЫ. ЧТЕНИЕ ВЕДИЧЕСКИХ ПЛИТ!

    ПРИВЕТ ДРУЗЬЯ! Вот и долгожданное видео. Здесь мы с вами ЧИТАЕМ ВЕДИЧЕСКИЕ НАДГРОБЬЯ, те самые, что были откопаны в Троице-Сергиевой Лавре, и это несомненно АРТЕФАКТЫ для нас. Открываются довольно интересные подробности о времени правления Елены Глинской и затем ИВАНА ГРОЗНОГО. А вот кто такой Морозов? Смотрите и узнаете много нового....
    -->
    2095
    Клинок 22 сентября 13:45

    Найден перстень 12-го века, или бессовестная ложь?

    Добрый день,  дорогие мои!! Долгое время мне было лень писать, но сегодня пересилил это  прекрасное состояние,  а причиной послужило  событие,  что не таясь разнесли по миру "археологи". Прежде чем высказать своё мнение, дадим слово самим "героям". Завершены исследования культурных слоев XIII столетия Славенского конца древнего Н...
    -->
    3243

    При перевозке в Гохран золотые монеты подменили гаечными ключами

    При перевозке в Гохран золотые монеты подменили гаечными ключамиСтаринный клад из 260 золотых монет был похищен при перевозке из Курской области в Москву. Когда коробка с древней находкой была доставлена в Гохран, эксперты обнаружили в ней лишь три гаечных ключа и канцелярский степлер. СК РФ уже возбудил уголовное дело по факту кражи.Следственный комите...
    -->
    4761

    Височные украшения древних славян

    ВИСОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯНСуществует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей...
    -->
    2616
    КудеярЪ 4 сентября 15:01

    МОНГОЛО-ТАТАРЫ - ЭТО МЫ!

    300 лет, казалось бы, срок не большой и мы должны знать всё об этом периоде истории, но оказывается, что существует множество подтверждённых фактов, которые никак не учитываются официальной наукой! ...
    -->
    2880
    Sage 2 сентября 19:09

    Величественный мегалитический комплекс в Сибири.

    Чтобы осмотреть крупнейший в бассейне Среднего Енисея Салбыкский курган, являющийся изюминкой знаменитой хакасской Долины Царей, нужно проехаться 60-70 км в северо-западном направлении от Абакана. Представителями тагарской культуры здесь возведено свыше сотни могильников, но лишь некоторые обладают диаметром основания свыше 50 м. Предполож...
    -->
    1867
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика