Современный российский художник Сергей Иванович Сурин один из немногих, кто занимается темперной живописью на бересте.
Сергей Сурин окончил педагогический институт, по образованию историк. С берестой работает с 2003 года. В работе очень помогают знания, полученные в ходе этнографических экспедиций. Состоит в палате ремесел в г. Москве и Санкт-Петербурге. Участвовал в многочисленных персональных выставках, как Всероссийских, так и международного класса.
Художник много путешествует по России. Сначала он фотографирует понравившиеся пейзажи, а затем по фотографиям воссоздает их в своих работах. Все, что пытливые глаза художника заприметили на пути - церквушки, часовни, скалы, холмы, берега рек и озер, попадает на уникальные берестяные полотна. Кажется, что сама русская душа нашла отражение на тонкой березовой коре!
Немного о бересте
Береста или берёста,значение двух этих слов одинаковое, можно называть и так, и так. Смысл один - это наружная часть берёзы, попросту кора, точнее верхняя её часть.
Использовалась и используется многими народа мира с древних времён: в письменности, строительстве ,в изготовлении домашней утвари,некоторых элементов одежды,например лаптей, и конечно для изготовления декоративных поделок, сувениров и живописи.
Зимний вечер
Большинство из нас знакомы с берестой только как с хорошим материалом для разведения костра в лесу, она хорошо горит и пахнет,но как оказалось, способов её применения огромное множество.
Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского. О.Кижи"
Одним из способов является темперная живопись на бересте.
Цвета осени
Это в наше время очень редкий вид искусства, в котором много тонкостей.
Например, срез бересты связан с током берёзового сока, который происходит примерно в конце весны, начале лета, когда вокруг всё начинает зеленеть, с берёз можно делать срезы.
Ночь покоя
Технология среза, опять таки, целое отдельное искусство, потому что не зная как это делать, можно нанести вред дереву, от которого оно в итоге погибнет.
Суздаль. Лето
А Сергей Иванович мастер в этом деле. Он был участником многих выставок, как в России, так и международного уровня, и теперь художник может гордиться не малым количеством грамот и дипломов.
Летний полдень
Сергей Сурин всегда ищет красоту вокруг себя. Красивые места, изображенные на картинах Сурина, существуют на самом деле.
Светлый вечер
Сергей Иванович сначала снимает пейзажи на фотоаппарат, а потом по снимкам воссоздаёт и оживляет на бересте все эти сказочные церквушки, часовенки, холмы, берега озер и рек, которые ему удалось увидеть у себя на пути.
Закат зимы
А береста для художника является холстом и подходит для этого лучше всего: она придает работам ,бархатистости, объёмности, лёгкости, и создаётся впечатление что работы, которые создаёт художник, живут и дышат.
"Знаменская часовня д. Корба о.Кижи"
Интересно, что в молодости Сергей Иванович даже и не думал становиться художником и, тем более мастером берестяной живописи. Он хотел стать археологом или историком-этнографом.
Изучение этнографии и археологии и стало решающим в карьере художника.
Храм Покрова на Нерли
Во времена студенческих экспедиций на Полярный Урал и полуостров Ямал, он впервые ознакомился с творчеством местных самородков-ремесленников, их работы своей красотой потрясли Сергея Ивановича
Сергей Иванович буквально заразился росписью на бересте, которая в последствии стала главным делом его жизни.
От автора
Изучая быт и культуру малых народов, я объехал весь Русский Север, Урал и Сибирь. Много видел разрушающихся и брошенных храмов и монастырей, и щемило сердце, глядя на эту былую, а ныне гибнущую красоту.
Воспоминание
Вот и решил запечатлеть всё увиденное, чтобы хоть таким образом сохранить для потомков. Выбрал бересту, потому что материал чистый, светлый от него Русью пахнет.
Заготовки делаю во Владимирской области: там немного производственных предприятий и печки топят по старинке берёзовыми дровами, вот береста и остаётся. Работаю темперной краской, которой в основном иконы пишутся.
Но береста капризна, обладает водоотталкивающим свойством, поэтому наносить краску приходится в несколько слоёв и ждать, пока просохнет каждый слой.
Варваринская часовня, д.Коккойла, Карелия
На сушку и подготовку самой бересты уходит от девяти месяцев до двух лет. Иногда сюжеты береста сама подсказывает. Иной раз возьму кусочек, покручу в руках и сразу в памяти всплывает некогда увиденное: вот этот нарост на холмик похож, на котором стояла церквушка , а вот этот на сугроб или Карельское озерцо.
Задонск
Так же береста диктует времена года и суток на картинах. Тёмные полоски на бересте отлично передают наше северное небо. Наросты лишайников на картинах кстати настоящие,живые,начнут зеленеть если на них влага попадёт.
В унисон с природой
Природа расписывает бересту как ей угодно, украшает причудливыми наплывами, завитками с сочетаниями штрихов. Не каждый человек может создать такое полотно, не нарушив естественного рисунка и гармонии. В основном сюжеты для работ это - богатейшая природа, православная тематика,жанровые композиции.
Цвета вечера
При взгляде на картины не оставляет ощущение чего-то близкого, родного. Это и понятно, ведь береза испокон веков почитается как символ русской души и всей России.
Кстати у древних скандинавов, тевтонов,славян и эстов береза была символом Солнца, света и плодородия.
Ночное серебро
Считалось, что береза отгоняет злых духов и защищает от ведьм. Поэтому лунатиков и лентяев кормили березовой кашей. Символика березы и дуба, связана с общей идеей Мирового дерева — модели Вселенной. В Швеции сбор ветвей берёзы служит залогом хорошего урожая.
Русские крестьяне перед Троицей срубают молодую березу, наряжают ее в девичье платье устанавливают в доме и украшают лентами, а после этого выносят к реке и бросают в воду, что является заклинанием дождя.
В начале весны девушек украшают березы венками и разноцветными лентами - это символизирует весеннее пробуждение природы. Отсюда и частые метафоры, сравнения белой,стройной березки с молодой девушкой ,весной и девичеством.
Летний день
Они основаны на очевидных, зрительных ассоциациях и языческих традициях. Во многих видах искусства эти изобразительные метафоры и олицетворения рождали художественные, поэтические образы весны и молодости, мягкого солнечного света и свежей зелени, любви и нежности.
У славян верхний слой березовой коры - белый с темными полосками - назывался березовым дубом (от дубить — делать луб, лыко) или берёстой. Как материал для письменности береста использовалась в Индии. Это засвидетельствовано во время вторжения Александра Македонского и его войск в страну (326-325 гг. до н. э.). В 13 в. так же для письма береста применялась в Кашмире, хотя с 7 в. уже была известна бумага.
Часовня на горе Маура Вологод. обл.
Берестяные изделия украшали росписью и тиснением. Ажурную, прорезную бересту использовали для украшения церквей, в иконостасах, окладах икон.
Под влиянием приемов холмогорской резьбы по кости мастерами шемогодского промысла с середины 19 в. изготавливались шкатулки, ажурные берестяные табакерки, портсигары с подкладкой из фольги и цветной бумаги.
Как оказалось в мировой практике , использование карельской березы в русской мебели первой половине 19 в было уникально. Такая мебель стала характерным компонентом убранства интерьеров помещичьих усадеб и городских особняков.
Сергей Сурин
Чудеса России - берестяные промыслы
Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию.
Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия: кузова, корзины, пестери, лапти, хлебницы, солонки.
По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства - вышивкой и резьбой по кости.
Береста шла на изготовление туесов - сосудов с крышкой, которые делали из цельного «сколотня» («сколотень» - снятая чулком со спиленного дерева кора березы). Плетеные изделия выполняются в технике прямого и косого плетения.
Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала. Так, весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя - теплая, темно-коричневая.
Шемогодский промысел берестяных изделий
При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный цветовой эффект.
Центры берестяной резьбы: Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия.
Оценил 91 человек
188 кармы