В XVIII веке с началом промышленного освоения Урала Верхотурье остается в стороне от нового Сибирского пути. Городу грозило забвение, но волею судьбы ему было предназначено стать духовным центром Урала и Сибири благодаря селению Меркушино. А случилось это так.
В 1620 году в 53 километрах от Верхотурья на оживленной Государевой дороге возникло село Меркушино. Село было многолюдным: кроме обычных сельских занятий его жители выполняли важные транспортные работы. Рядом с Меркушино на Туре действовала верфь, где строились суда, и работал причал, откуда эти суда с грузом одно за другим отправлялись в Сибирь. Именно в этих местах в середине 20-х годов появился человек по имени Симеон. По преданию, был он дворянского происхождения и прибыл на Урал из центральной России, покинув родные земли то ли от невзгод смутного времени, то ли в поисках духовной жизни.
Симеон Верхотурский (Симеон Меркушинский; ок. 1607—1642) — святой Русской православной церкви, почитается в лике праведных как небесный покровитель уральской земли.
Сведения о жизни Симеона очень краткие и известны только из его жития, составленного в конце XVII века на основе рассказов его современников — «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святаго и праведнаго Симеона новаго сибирскаго чудотворца». Составил эту повесть митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий после того, как освидетельствовал в 1695 году обретенные мощи праведника.
Согласно житию, Симеон родился в знатной боярской семье в Европейской России. После смерти родителей в смутное время пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье. В 1620 году перебрался в село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Именно в Меркушине и его окрестностях он провёл большую часть жизни, скрывая своё происхождение.
В селе посещал местную деревянную церковь святого Архангела Михаила. Летом, когда не было необходимости укрываться от морозов, любимым занятием Симеона было ужение рыбы. Рыбалка давала необходимое пропитание и помогала заниматься размышлениями.
По преданию, для этого Симеону полюбился один камень на Туре, в нескольких верстах от Меркушино в сторону Верхотурья. Тот камень, очень удобный для сидения, был защищен от солнца развесистой елью.
Здесь Симеон мог проводить помногу часов подряд. Эти камень и ель, начиная с XVIII, но особенно с XIX века, почитаются паломниками, их изображения можно увидеть на многих иконах, посвященных Симеону праведному.
Камень, на котором рыбачил Симеон Меркушинский
Зимой он занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда. Отличался нестяжанием, и чтобы не получать платы оставлял одежду недошитой и уходил из села.
Праведный Симеон явил собою новый тип святости — «опрощения». Вёл проповедь христианства среди вогулов. Но был хвор и угас по причине слабого здоровья. Скончался в Меркушине в 1642 году и был похоронен на кладбище при церкви. Схоронили его рядом с сельским храмом Архистратига Божия Михаила и забыли до поры до времени.
Через пятьдесят лет о нем вспомнили, когда его гроб непонятным образом оказался на поверхности земли, а его останки оказались совершенно не тронуты тлением. Вскоре тело Симеона извлекли из могилы. Производившие это люди увидели почти целое тело. Разложились от времени лишь одежда и пальцы одной руки. Мощи были объявлены нетленными, их перенесли в местную церковь для поклонения, а в могиле открылся цельбоносный источник.
Над родником сначала построили деревянную часовню, а в 1808 году возвели каменную. В разверзнутой могиле стал бить источник, вода из которого обладала такими лечебными свойствами, что потянулись в Меркушино за волшебным исцелением люди со всего края, а позднее и из более дальних мест. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления.
18 декабря 1694 года по указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия игуменом Далматовского монастыря Исааком с прочими клириками было совершено освидетельствование мощей и опрос о имевших место исцелениях.
На следующий день в Меркушино прибыл сам митрополит, но выслушав донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах», отнёсся к данному факту скептически.
Житие сообщает, что после этого у митрополита заболел глаз и он, решив, что это кара за его сомнение, сам освидетельствовал мощи. В гробе, поднятом из могилы, были найдены костные останки, плотно покрытые плотью, и истлевшая одежда. Игнатий объявил их нетленными, а затем, по сообщению жития, во сне получил откровение об имени святого и повелел именовать его новоявленным угодником Божиим праведным Симеоном.
30 декабря 1694 года Игнатий вновь посетил Меркушино, вторично освидетельствовал мощи, перенёс их в церковь и покрыл гроб шёлковой пеленой, а также дал указание собрать сведения о жизни святого. На их основе было составлено житие и акафист праведного Симеона.
В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».
Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной.»
И потекла от новоявленного святого река благодатных исцелений. Слава нового угодника Божия росла, и в 1704 году его мощи торжественно были перенесены в город Верхотурье. С тех пор стали звать его Симеоном Верхотурским, а до этого все знали его как Симеона Меркушинского.
В 1886 г. на месте обретения мощей св. Симеона был возведен небольшой Свято-Симеоновский храм, который светлой просторной галереей соединялся с величественным собором в честь Архистратига Божия Михаила.
В самом Меркушино, после перенесения мощей в Верхотурье, в церкви Архангела Михаила остался лишь гроб Симеона. В начале XIX века взамен сгоревшей церкви построили настоящий архитектурный ансамбль. Он состоял из двух храмов, соединенных галереей.
. В годы советской власти стройный архитектурный ансамбль села Меркушино, состоящий из двух храмов и соединявшей их галереи был уничтожен: в 1931 году был взорван Михаило-Архангельский собор, в 1945 разобрана на кирпичи галерея.
В 60-ые годы 20-го века школьники под руководством взрослых, засыпали могилу праведника и устроили в Свято-Симеоновском храме спортзал. Тянулись долгие годы забвения. Только редкие паломники, невзирая на запрет, приезжали поклониться святой земле.
В 90-х годах верующим был возвращен Свято-Симеоновский храм в Меркушино. В 1991 году насельники и насельницы Свято-Николаевского мужского и Покровского женского монастырей Верхотурья в течение недели очищали могилу святого праведного Симеона.
Через день после того, как могилу освободили от земли, пришедшие в Симеоновский храм увидели, что она до середины наполнена водой. Это было чудо, которое явил праведник после стольких лет поругания места его последнего земного упокоения. С тех пор паломники приезжают сюда за святой водой, получают исцеления от телесных и душевных болезней.
Как свидетельствует Священное Писание, «время разрушати и время созидати... Время разметати камение и время собирати...» (Еккл. 3:3,5).
В XIX веке вблизи любимого Симеоном камня на Туре была поставлена деревянная часовня, разрушенная в годы советской власти. Уже в наше время, в 1997 году, это место было отмечено возведением Поклонного креста.
С 1997 года в селе Меркушино действует Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. 25 мая 2001 года была совершена повторная закладка Михаило-Архангельского собора.
Осенью 2002 года здесь побывал заместитель министра внутренних дел страны, главнокомандующий внутренних войск России генерал-полковник Вячеслав Тихомиров. По преданию, он долго стоял на туринском камне, а потом сказал, что принял решение от имени МВД России построить на этом месте храм. 6 ноября 2002 года состоялась церемония закладки первого камня. Строительство вели в течение трёх лет солдаты, служившие в этих краях. В 2005 году прошло первое богослужение.
В августе 2004 г.было торжественное освящение Михаило-Архангельского храма.
Михаило-Архангельский собор и Свято-Симеоновская церковь
Спустя чуть более 300 лет после обретения мощей Симеона Верхотурского в Меркушино произошло новое чудо – в мае 2002 года были обретены нетленные мощи 22 - летнего священника отца Константина Богоявленского, который был убит большевиками 14 июля (27 по новому стилю) 1918 года.
По воспоминаниям старожилов, когда молодого священника вместе со старостой меркушинской церкви вели к месту казни, за сельское кладбище, он всю дорогу сам себя отпевал. Их заставили рыть себе могилу, а затем на виду у насильно собранных сельчан расстреляли. Через три дня было совершено отпевание. Тогда же, вероятно, состоялось и перезахоронение тела расстрелянного священника в церковной ограде.
Его нетленные останки были обнаружены 31 мая 2002 года, в разгар работ по восстановлению разрушенного в 1931 году храма во имя Святого Архистратига Михаила. Неожиданная находка: произошла на площадке, которую расчищали от строительного мусора и была задета могила. Крышка гроба откинулась… Так на земле, где триста с небольшим лет назад православные люди обрели мощи святого праведного Симеона Верхотурского, второй раз за три с небольшим века были обнаружены нетленные останки.
В могиле было найдено Евангелие 1893 года издания в металлическом окладе. Листы в нем прекрасно сохранились. На форзаце был обнаружен рукописный текст. Графологическая экспертиза подтвердила, что надпись сделана отцом Константином Богоявленским, образец его почерка был найден в метрических книгах Михаило-Архангельского храма. Была также проведена судебно-медицинская экспертиза: в черепе обнаружено пулевое отверстие, примерно установлен возраст убиенного, время захоронения. В архивах отыскались различные документы, позволившие сестрам составить краткое жизнеописание отца Константина.
С 1997 года в селе Меркушино действует Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. 25 мая 2001 года была совершена повторная закладка Михаило-Архангельского собора.. Монастырем, с помощью благодетелей, полностью восстановлен из руин весь храмовый комплекс и обустроено две гостиницы для паломников.
В Меркушино постоянно проживает около 20 сестер, которые несут различные послушания: поют и читают в храме, принимают богомольцев. А три раза в год, в дни празднования 1-го и 2-го обретения и перенесения мощей праведного Симеона, сюда из Екатеринбурга приезжают почти все сестры монастыря
Иконостас Михаило-Архангельского храма
С помощью местных меценатов были воздвигнуты малахитовые колонны с позолоченным обрамлением снизу и сверху, мраморный пол, позолоченный алтарь с неописуемой красоты иконами.
На крышке серебряной раки сделана гравировка иконы мученика Константина.
Спуск через галерею в храм праведного Симеона к его гробнице. Перед гробницей висит икона святого и неугасимая лампадка.
Гробница праведного Симеона в Меркушино
С 1997 года в селе Меркушино действует Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. 25 мая 2001 года была совершена повторная закладка Михаило-Архангельского собора..В августе 2004 г. правящий архиерей совершил торжественное освящение Михаило-Архангельского храма. Монастырем, с помощью благодетелей, полностью восстановлен из руин весь храмовый комплекс и обустроено две гостиницы для паломников..
В наши дни, после многих лет запустения, вновь оживает земля святого Симеона, вновь множество богомольцев стекается к его мощам в Верхотурье, к чудотворному его источнику в селе Меркушино: люди идут отдохнуть душой, помолиться праведнику об исцелении своих телесных и душевных недугов - и многие по вере получают действенную помощь.
В Дни памяти: 12 мая (Второе обретение (перенесение) мощей) , 12 сентября (Перенесение мощей) , 18 декабря (Прославление) 31 декабря Православная Церковь прославляет праведного Симеона Верхотурского. По традиции в этот день тысячи паломников с Урала, Сибири, со всей России съезжаются к местам духовного подвига этого угодника Божия. Центром торжеств становится небольшое село Меркушино, где жил праведник.
Источники: http://www.pravchelny.ru/kamblago/?ID=10028
http://www.cofe.ru/blagovest/
http://nashural.ru/travel/chto-posmotret-v-verhoture.htmМеркушино
Оценили 44 человека
71 кармы