Что скрывал «великий лицедей» Евгений Лебедев.

12 2337

"Холстомер"! Гениальнейшая работа!!!

Только учтите, это поздняя запись 1989 года. Поставлен он Товстоноговым в 1975 году.

Никогда и ничего не видел на сцене сильнее этого... КТ

​ "Историю лошади". Действительно, это была что-то необыковенное.

Я помню этот спектакль будто видела его недавно.

Зал смотрел, затаив дыхание.​​

​15 января исполняется 100 лет со дня рождения Евгения Лебедева, советского актёра театра и кино, которого называли «великим лицедеем» XX века.

 

Имя Евгения Лебедева хорошо знакомо старшему поколению. Его роли в фильмах

«Два капитана», «Поднятая целина», «Иду на грозу», «Свадьба в Малиновке», «Блокада» помнят многие, но это лишь малая часть из актёрских работ талантливого артиста, который выходил играть на сцену вплоть до 80 лет. На долю драматического актёра выпало немало испытаний, в юбилей Лебедева хочется вспомнить лишь некоторые из них.

​​«Поповский сын»

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Сталинской премии первой степени и Государственной премии СССР родился в городе Балаково в семье священнослужителя. И, к сожалению, первый серьёзный урок, который пришлось усвоить талантливому юноше: своё происхождение надо скрывать.

Евгений Лебедев. 1987 год.

Где бы ни появлялся комсомолец, его гнобили, называя «поповским сыном». Расплачиваясь за «родословную», Лебедев был вынужден сменить несколько театральных училищ, переезжать из города в город, подрабатывать грузчиком, разнорабочим, вальцовщиком, бутафором и... учиться врать. Лебедев говорил, что его родители умерли в голодном 1921 году, а сам втайне от всех встречался с матерью. «С тех пор как я стал врать, ко мне стали хорошо относиться, меня перестали называть „попёнком“, „кутейником“. Но страх перед Богом всё время ходил за мною и напоминал о моих грехах до тех пор, пока я не привык к нему, потому что другой страх сделался страшнее. Бог неизвестно ещё, когда накажет. А люди наказывали быстро», — позже вспоминал артист.

Врать про смерть отца ему пришлось недолго: в 1937 году Алексея Лебедева расстреляли. А всего за несколько дней до этого в привокзальном буфете на станции Аркадак состоялась их последняя встреча. Отцу — за шестьдесят, сыну — двадцать. Эту встречу актёр запомнил навсегда: «Первый и последний раз я пил с отцом. Он мне сам предложил: „Я хочу с тобой выпить. Я чувствую, что мы больше никогда не увидимся“. Я никак не ожидал услышать от него такое. А он смотрел в стопку и говорил, как заклинание, как молитву: „Запомни: никогда не теряй веру. Никогда с ней не расставайся. Что бы ты ни делал, в деле твоём должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба. Не оскверняй храма своего, храм — в тебе самом, храм — душа наша. Трудись — и воздастся тебе, стучи — и откроются тебе двери познания жизни, ищи — и найдёшь... Не обижай людей, ибо в человеке есть Бог. Бог — это человек“».

Евгений Лебедев в роли Ивана в сцене из спектакля «Иван». 1986 год.

Детдом

В биографии Лебедева был ещё один страшный эпизод, о котором он не мог забыть никогда. Через год после смерти отца расстреляли его мать, и у молодого актёра на руках осталась малолетняя сестра, которую ему запретили взять с собой в общежитие.

Чтобы пристроить малютку, артист пошёл с ней в Народный комиссариат просвещения, где ему заявили: «Врагов не устраиваем. Кому нужно, тот о них позаботится. Уходите». После отправился в женотдел, где услышал: «А, поповские выродки! К нам пришли? Деться некуда, поездили, покатались на нашей шее. Хватит!» После долгих скитаний и унижений Лебедеву удалось пристроить Нину в детский дом, но для этого пришлось соврать, что он нашёл девочку на улице и даже её не знает.

Конечно же, через много лет артист разыскал свою младшую сестру, которую в 1937, казалось, навсегда оставил в детдоме, но от душевных ран не оправился никогда. «Он всю жизнь не мог себе этого простить, но по-другому было нельзя», — вспоминал друг Лебедева Олег Басилашвили. Также его коллега по сцене был прав, когда говорил: «Всю боль свою за родных, за их перечёркнутые, исковерканные судьбы он вложил в роли. Можно сказать, трагедия жизни сотворила его как актёра, наложила отпечаток на всё его творчество».

Евгений Лебедев в роли Холстомера в драматическом мюзикле «История лошади» по повести Л. Толстого «Холстомер». 1978 год.

Несыгранная роль

Пожалуй, самым «тяжёлым» в карьере талантливого артиста был спектакль «История лошади», в котором он сыграл главную роль. В истории его героя — старого пегого мерина — было много из жизни самого Лебедева. Актёр говорил: «Я играю лошадь. Прежде чем сказать первую фразу, я всегда вспоминаю отца и мать, а уж потом говорю: „Когда я родился...“». А зрители утверждали, что тот, кто хоть раз видел в БДТ «Историю лошади», уже никогда не мог забыть этого артиста: столько в нём было боли.

Однажды критик Эльга Лындина охарактеризовала Лебедева: «Он обладал даром буквально на глазах зрителей создавать внутренний мир своих героев: трепетный, противоречивый, перетекающий из одного состояния в другое. Актёр умел удивить лукавством и шальной удалью, ошеломить эффектом, взрывом эмоций, к чему точно подводил зрительный зал». А когда в возрасте 35 лет артист дебютировал на большом экране, уже широкая публика смогла убедиться в его таланте.

К 80 годам в копилке Лебедева были десятки театральных и киноролей, но, к сожалению, ему так и не удалось сыграть на сцене всё, что он хотел. Главной мечтой артиста была роль шекспировского короля Лира. Лебедеву даже предлагали сыграть её в нескольких театрах, но он отказывался, так как в то время служил в БДТ, где главным режиссёром был Георгий Товстоногов, его близкий друг и шурин. Артист не хотел «предавать» своего товарища (в то время было не принято играть в чужих труппах). Жена Лебедева, Натела Александровна Товстоногова, об этом вспоминала так: «Женя даже не говорил ему об этих предложениях. Но всю жизнь он мечтал о роли короля Лира. И не просто мечтал, а работал над ней, как будто готовился к премьере. И эта роль, я точно знаю, у него была готова. И текст знал наизусть. Хотя он её так никогда и не сыграл».

Незадолго до смерти Лебедев перенёс тяжелейший инсульт, после которого ему пришлось заново учиться двигаться, ходить, разговаривать. Он даже вернулся в театр, но в возрасте 80 лет ушёл навсегда не только со сцены. Его вдова была убеждена, что этой смерти могло бы и не быть в этом возрасте: «Он был очень сильным человеком даже в свои восемьдесят... Если бы его не уговорили на абсолютно ненужную ему операцию, которую ещё и не сумели сделать, он бы сейчас играл в театре...».

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Нателла, жена Лебедева и сестра Товстоногова, была прихожанкой Свято-Иоанновского монастыря на Карповке. Удивительно красивая и тонкая женщина.
  • Продавал и предавал. В этом вся суть глумодеев. Как живёшь, так и умираешь.
    • Sergio
    • 18 августа 2017 г. 10:14
    Царствие Небесное! Прекрасный актёр!
  • ...интересно было бы взглянуть на фотографии убиенных родителей актёра, батюшку о. Алексия, и матушки его...