Корифей о науке

1 244

Буквально сегодня я увидел на Конте (неважно, где именно) следующую цитату одного довольно известного автора:

За несколько уже лет не проходит дня, чтобы я не получил от двух до четырех писем с просьбами о том, чтобы я тем или иным способом помог ему или ей, если это пишет сам желающий учиться, или мать, просящая за детей, чтобы я помог детям или молодым людям учиться, окончить образование, удовлетворить, как они пишут, съедающую их с детства страсть к просвещению, т. е. помог бы им посредством диплома выйти из положения людей, обязательно тяжело трудящихся, в положение вашего учителя или моей дамы. Самое же странное, при этом я сказал бы смешное, если бы это не было так жалко и гадко, – это то, что эти люди, юноши, девушки, матери, всегда все объясняют свое желание получить образование тем, чтобы иметь возможность «служить народу, посвятить свою жизнь служению нашему несчастному народу».

Вроде того, как если бы один из многих людей, несущих общими силами тяжелое бревно, вышел бы из-под бревна и сел бы на него, в то время как другие несут его, объясняя свой поступок тем, что он делает это из желания служить несущим.

Конец цитаты.

Иными словами: Трудящиеся хотят учиться только для того, чтобы стать барами и самим сесть на шею трудящимся.

Похоже, что цитируемый автор не понимает одной элементарной вещи: Для того, чтоб облегчить людям переноску бревна, нужно создать какой-то механизм. Для того, чтобы создать механизм, и не только создать его, но и пустить в серийное производство, НЕТ другого способа, кроме изучения механики (условно; сейчас есть масса других наук), получения профессии инженера и последующего запуска механизма если не в массовую продукцию, то хотя бы в мелкосерийное производство.

Вместо этого автор предлагает сделать всех равными в нищете и ношении бревна.

Дальше разрешите мне опустить часть текста и перейти к выводам автора:

 

"Но если и допустить, что цель большинства людей из народа, стремящихся к образованию, не заключает в себе ничего похвального, - скажут люди, твердо верующие в благотворность науки, - образование само по себе все-таки есть дело полезное, и желательно, чтобы как можно больше людей пользовались им".

Чтобы ответить на этот вопрос, надо ответить на то самое, о чем вы спрашиваете: что такое то, что у нас называется образованием и наукой?

Так как образование есть только обладание теми знаниями, которые признаются наукой, то буду говорить только о науке.

Наука? Что такое наука? Наука, как это понималось всегда и понимается и теперь большинством людей, есть знание необходимейших и важнейших для жизни человеческой предметов знания.

Таким знанием, как это и не может быть иначе, было всегда, есть и теперь только одно: знание того, что нужно делать всякому человеку для того, чтобы как можно лучше прожить в этом мире тот короткий срок жизни, который определен ему Богом, судьбой, законами природы - как хотите. (Выделение автора) Для того же, чтобы знать это, как наилучшим образом прожить свою жизнь в этом мире, надо прежде всего знать, что точно хорошо всегда и везде и всем людям и что точно дурно всегда и везде и всем людям, т.е. знать, что должно и чего не должно делать. В этом, и только в этом, всегда и была и продолжает быть истинная, настоящая наука.

Наука эта есть действительная наука, т.е. собрание знаний, которые не могут сами собой открыться человеку и которым надо учиться и которым учился и весь род человеческий. Наука эта во всем ее объеме состоит в том, чтобы знать все то, что за многие тысячи лет до нас думали и высказывали самые хорошие, мудрые люди из тех многих миллионов людей, живших прежде нас, о том, что надо и чего не надо делать каждому человеку для того, чтобы жить не для одного себя, но для всех людей была хорошей. И так как вопрос этот так же, как он стоит теперь перед нами, стоял всегда перед всеми людьми мира, то и во всех народах и с самых давних времен были люди, высказывавшие свои мысли о том, в чем должна состоять эта хорошая жизнь, т.е. что должны и чего не должны делать люди для своего блага. Такие люди были везде: в Индии были Кришна и Будда, в Китае - Конфуций и Лаотсе, в Греции и Риме - Сократ, Эпиктет, Марк Аврелий, в Палестине - Христос, в Аравии - Магомет. Такие люди были и в средние века и в новое время, как в христианском, так и в магометанском, браминском, буддийском, конфуцианском мире. Так что знать то, что говорили в сущности почти всегда одно и то же все мудрые люди всех народов о том, как должны для их истинного блага жить люди по отношению ко всем главным условиям жизни человеческой, в этом, и только в этом, истинная настоящая наука. И науку эту необходимо знать каждому человеку для того, чтобы, пользуясь тем опытом, какой приобрели прежде жившие люди, не делать тех ошибок, которые они делали.

И вот знать все то, к чему одному и тому же пришли все эти мудрые люди, в этом, только в этом одном, истинная, настоящая наука.

И вот, пожалуйста: вывод автора: Единственная стоящая наука - это теология. Не физика, не механика, не умение создать машину для перевозки бревен - а исключительно религиозная этика.

Мне как физику кажется, что подобная позиция - это стопроцентное мракобесие.

После чего возникает законный вопрос: А что вообще этот автор делал в школьной программе литературы времен позднего Советского Союза, и почему тексты этого автора преподавала учительница с партийным билетом КПСС в кармане?

Вы уже поняли, что это за автор? Это Лев Николаевич Толстой.


Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Так в школе же "Войну и мир" читают, а не "Письмо крестьянину".