КАК ПИСАТЬ РАССКАЗЫ...МЫСЛИ ВСЛУХ . СОВЕТЫ МАСТИТОГО АВТОРА С МОИМИ РЕМАРКАМИ.

15 339


Как бы нам всем не помешала инструкция...или хотя бы разбор процесса написания рассказа, статьи...

Отчего то, что кажется таким привлекательным и искромётным в твоих мыслях, при попытке перенести твои рассуждения на бумагу (выложить в сеть) вдруг превращается в тяжёлое сырое тесто...в котором вязнет всё: и мысли и стиль и юмор и , и, и...

Но ведь есть же строгая и подробная инструкция, "разработанная для внешнего употребления троллями всех разливов".

Обидно. Для "подземных жителей " постарались, а мы - люди? Нам тоже нужна помощь и совет.

И я его нашла.

И делюсь с вами.

Я намеренно не указываю имя того маститого писателя, который предлагает нам свою помощь. Пусть это пока будет ...загадкой. Интересно, по стилю его узнает кто-нибудь? Свои ремарки я помещаю в скобках. Они в тексте автора не значатся.



Итак...поехали!

"Когда берёшь в руки перо (садишься за клавиатуру), рассказ становится тяжкой обузой. Рассказ (устный) должен течь, как течёт ручей среди холмов и кудрявых рощ. Встретив на своём пути валун или каменистый выступ, поросший травой, (понимай - контраргумент) ручей (рассказ ваш) сворачивает в сторону, гладь его возмущена (в поисках выхода из тупика), но ничто не остановит его течения - ни порог (логический тупик), ни галечная мель на дне русла  ( необходимые для лучшего понимания бытовые "приземления"). Он (ручей или мысль рассказчика) и минуты не течёт в одном направлении, но он ТЕЧЁТ, течёт стремительно, иной раз нарушает все правила грамматического хорошего тона, иной раз опишет круг в добрых три четверти мили (говорящего уведёт в сторону его воображение или ассоциации...) чтобы затем вернуться к месту, не более чем на ярд отстоящему от того, где он протекал час назад, но он ТЕЧЁТ и верен в своих прихотях по крайней мере одному закону, закону повествования, которое, как известно, не знает никаких законов. Главное - пройти свой путь; как пройти - не важно, важно пройти до конца. ( И сформулировать главную мысль, подвигнувшую рассказчика в этот витиеватый путь)

Когда же (конкретно) берёшь в руки перо (садишься писать), прихотливый ручеёк повествования превращается в канал.

Он (ваше изложение) течёт медленно, плавно, достойно, дремотно. В нём нет ничего дурного, если не считать, что он дурён от начала и до конца. Он слишком приглажен, слишком благопристоен, слишком литературен.

Ни стиль его, ни тема, ни повадка не пригодны для хорошего повествования.

Он полон отражений (ссылок), тут ничего не поделаешь, это в его природе. Словно отлакированная, сверкающая поверхность канала отражает всё, что он видит на своих берегах: деревья, цветы, коров - всё, что ни попадётся. И, занятый этим, он требует уйму времени." (Тогда как живой устный рассказ занимает минуты...)

Вот такие мысли и выводы посетили...пока не скажу, кого.

Скажу только, что он скоро будет юбиляром.

И мы будем отмечать 185 лет со дня его рождения.

И эту статью прошу рассматривать, как первый цветок в его юбилейный венок .

А теперь пример того, как сам юбиляр следовал своим советам.

Рассказ "Прогулка с Преподобным". В зачине рассказа автор откровенничает с нами, что однажды чёрт его дёрнул отправиться в пеший поход с одним ...Преподобным, затравившим автора своим неиссякаемым краснобайством и выносливостью. "Я хромал и был полумёртв от голода и усталости. Кожа у меня на пятках стёрлась до живого мяса. Преподобный был свеж, как розан. Я не мог глядеть без отвращения на его счастливую, улыбающуюся физиономию."

Наконец спутники достигли вожделенной деревенской гостиницы. В гостиной было два местных сельских жителя. Старый и молодой. Ох, не в добрый час Преподобный обратился к молодому конюху с вопросом о лошадях. " Молодой парень мгновенно поднял голову. Его добродушное лицо осветилось...выражением живого интереса....

- Выводим, да ещё каких! Недурных - не то слово! Здесь пошибче надо сказать!

Без всякого сомнения это был добродушнейший молодой человек на свете, и ему даже в голову не приходило чем-либо задеть своего собеседника. Но в расщелины своего краткого высказывания он умудрился затолкать не меньше двух с половиной ярдов разнообразнейших и восхитительнейших богохульств и непристойностей. " Речь его "лилась легко и свободно, как поток лавы из бездонного кратера, и вся пламенела багровым огнём стихийного и сокрушительного сквернословия. Это был его родной язык. Он не знал, что нарушает установленные приличия. ... Преподобный был в состоянии паралича, впервые в жизни его язык не повиновался ему. Ничего подобного я не видел, это было упоительно. Блаженство (отдыха) которым я наслаждался до того, как бы померкло в сравнении с тем, какое я испытывал сейчас....  Даже малейшего смешка не вырвалось из моих плотно сжатых губ. Я сидел с каменным лицом, не шевеля пальцем - само благонравие, - и тихо умирал от радости. Преподобный бросил на меня молящий взгляд, как бы взывая - Не покидай товарища в беде, помоги выпутаться... Но я остался недвижим."  

Преподобный испробовал разные темы с таким же успехом и, отчаявшись, открыл, что  он - священник! Вокруг него все захлопотали, но язык не изменили...так и пришлось Преподобному сдаться на милость местных деревенских доброжелательных простачков...не знающих приличий.

Вывод автора : "Соблюдая правила приличия мы многое теряем."

В смысле, что сам автор не мог из-за правил приличия "заткнуть" навязчивого собеседника и вообще отказаться от ненужной прогулки. Но за страдания автора Преподобному воздалось со-стороны местных.

Такой вот рассказ...ему более ста лет. Судите сами.

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Сегодня 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Обсудить
  • Все уже придумано до нас! ТОРЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКТ НЕЗАМЕНИМОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ЮБИЛЕЙНЫХ СТАТЕЙ, ТАБЕЛЬНЫХ ФЕЛЬЕТОНОВ, А ТАКЖЕ ПАРАДНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ. ОД И ТРОПАРЕЙ Раздел I. Словарь Существительные 1. Клики 11. Час 2. Трудящиеся 12. Враг 3. Заря 13. Поступь 4. Жизнь 14. Вал 5. Маяк 15. Пески 6. Ошибки 16. Скок 7. Стяг (флаг) 17. Конь 8. Ваал 18. Сердце 9. Молох 19. Прошлое 10. Прислужник Прилагательные 1. Империалистический 5. Индустриальный 2. Капиталистический 6. Стальной 3. Исторический 7. Железный 4. Последний Глаголы 1. Пылить 6. Вершить (ся) 2. Взметать (ся) 7. Петь 3. Выявлять 8. Клеветать 4. Рдеть 9. Скрежетать 5. Взвивать (ся) 10. Грозить Художеств. эпитеты 1. Злобный 2. Зубовный Прочие части речи 1. Девятый 4. Пускай! 2. Двенадцатый 5. Вперед! 3. Пусть! (Междометия, предлоги, союзы, запятые, многоточия, восклицательные знаки и кавычки и т. п. ) Примеч. Запятые ставят перед "что", "который" и "если". Многоточия, восклиц. знаки и кавычки-где только возможно. Раздел II. Творческая часть (Составляется исключительно из слов раздела 1-го) 1. ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ Девятый вал Восточная Магистраль -- это железный конь, который, взметая стальным скоком пески прошлого, вершит поступь истории, выявляя очередной зубовный скрежет клевещущего врага, на которого уже взметается девятый вал, грозящий двенадцатым часом, последним часом для прислужников империалистического Молоха, этого капиталистического Ваала, но, невзирая на ошибки, пусть рдеют, а равно и взвиваются стяги у маяка индустриализации, пылающего под клики трудящихся, коими под пение сердец выявляется заря новой жизни: вперед! 2. ХУДОЖЕСТВ. ОЧЕРК-ФЕЛЬЕТОН ПУСТЬ!.. -- Вперед! Он пылает под клики трудящихся... Он выявляет зарю новой жизни... -- Маяк! Индустриализации! Пусть отдельные ошибки. Пусть. Но зато как рдеют... как несутся... как взвиваются... эти стяги! Эти флаги!.. -- Пусть -- Ваал капитализма! Пусть -- Молох империализма! Пусть! Но на прислужников уже взметается: -- Последний вал! -- Девятый час! -- Двенадцатый Ваал! Пусть клевещут. Пусть скрежещут. Пусть выявляется злобный зубовный враг! Вершится историческая поступь. Пески прошлого взметаются скоком стали. Это-"железный" "конь"!.. Это: -- Восточная! -- Магистраль! "Поют сердца"... 3. ХУДОЖЕСТВ. СТИХОТВОРЕНИЕ А) Тринадцатый Ваал Поют сердца под грохот дней, Дрожит зарей маяк. Пускай индустрии огней Трепещет злобный враг. Железный конь несет вперед Исторьи скок взметать, Семью трудящихся несет Ошибки выявлять. Взвивается последний час. Зардел девятый вал, Двенадцатый вершится час Тебе, Молох-Ваал! Б) Восточный вариант Цветет урюк под грохот дней, Дрожит зарей кишлак. А средь арыков и аллей Идет гулять ишак. Азиатский орнамент 1. УРЮК (абрикосы) 2. АРЫК (канал) 3. ИШАК (осел) 4. ПЛОВ (пища) 5. БАЙ (нехороший человек) 6. БАСМАЧ (нехороший человек) 7. ШАКАЛ (животное) 8. КИШЛАК (деревня) 9. ПИАЛА (чашка) 10. МЕДРЕСЕ (духовное училище) 11. ИЧИГИ (обувь) 12. ШАЙТАН (черт) 13. АРБА (телега) 14. ШАЙТАН-АРБА (Средне-Азиатская ж. д. ) 15. ТВОЯ-МОЯ НЕ ПОНИМАЙ \ 16. МАЛА-МАЛА / выражения Добавление При помощи материалов раздела 1-го по методам раздела 2-го сочиняются также: романы, повести, поэмы в прозе, рассказы, бытовые зарисовки, художеств, репортаж, хроника, эпопея, пьесы, политобозрения, игра в политфанты, радиооратории и т. д.
  • :thumbsup: :sparkles: :sparkles: :sparkles: 30 ноября исполняется 185 лет со дня рождения знаменитого американского писателя, журналиста и общественного деятеля Марка Твена.
    • ilya
    • 26 ноября 2020 г. 16:50
    Марк Твен, конечно, хорош, неподражаем и вообще один из родоначальников жанра. Есть и более современные инструкции по написанию рассказов. Михаил Веллер. "Технология рассказа". Очень рекомендую.
  • Три пачки сигарет. Ведро кофе. Абзац готов. Легко! :point_up: :star2: (Бесплатно).