Я довольно близко знаком с одним нашим известным кинокритиком, читаю его в соцсетях, иногда общаюсь там же. Человек он профессиональный, в кино разбирается отлично, но как только речь заходит о политике и о русском кино… В одной его рецензии звучала такая претензий: «В фильме не содержится социальной критики общественной жизни в России», а речь шла о мелодраме. То есть снимать истории о любви можно только за рубежом, а в России кинематограф с пролетарской решительностью, с классовой сознательностью и революционной целесообразностью обязан исключительно вскрывать (язвы), бичевать (пороки), обличать (несправедливость). Это просто какой-то соцреализм наоборот!
«Не время, товарищ, снимать о любви, когда у тебя пороки не бичёваны, гноящиеся язвы не вскрыты, а несправедливость до сих по не изобличена! Некогда нам, товарищ, снимать комедии, заниматься высоким искусством, спорными и новыми решениями — на нас высокая социальная ответственность, на нас надежда всей либеральной революции, а вот построим коммунизм либерализм — тогда и снимем про любовь».
Короче, снимать надо исключительно о том, что свекла в стране не колосится, и корова никак не поросится… Сия идея даёт некоторое представление о программе начавшегося вчера фестиваля «Артдокфест - 2018».
Нет, серьёзно, я отнюдь не чужд фестивальной жизни и неплохо умею читать фестивальные программы, выбирая интересные фильмы из весьма обширного, как правило, ассортимента. Если фестиваль хорошо организован, то он и запоминается надолго. Возьмём, например, далёкий уже 2009 год, программу ММКФ.
Я тогда посмотрел неплохой датский фильм «7 выстрелов» о том, как в руки школьнику попадает боевой пистолет и как он кочует из рук в руки, и что происходит с теми, к кому он попадает. Чутьё не подвело, снято было неплохо, это уже смутно сказывался тот пик скандинавского кинематографа, который потом взорвался с «Девушкой с татуировкой дракона», с сериалом «Мост» и ещё рядом интересных картин. Нуу, хотя бы «Охота» Винтерберга, за которую Мадс Миккельсен получил ветку Каннского фестиваля.
Что ещё… Там же был фильм о войне в Ливане, снятый целиком в танке. Боевые действия, показанные от и до из бронированной капсулы. И только финальная сцена, когда долгие часы боя заканчиваются, вдруг — тишина, открывается люк, танкисты вылезают посреди спокойного поля подсолнухов… Впрочем, это надо смотреть, конечно же. Ах да, название одноимённое, «Lebanon».
Далее… Литовский режиссёр Шарунас Бартас представлял драму «Евразиец», немного в духе Балабанова, о том, как гоняют контрабанду из Франции через Польшу и Литву в Россию. Помню его предпремьерное интервью, фильм показался интересным, во всяком случае о потраченном времени я точно не пожалел.
Побывал и в епархии, которую недостойно занимает Манский, посмотрел нашумевшую тогда документалку «Бухта» о том, как японцы истребляют дельфинов, как они коррумпировали международную организацию по промыслу китов и дельфинов, надоумив туда вступить кучу африканских государств, которые потом голосовали, как надо Японии, за «инвестиции» объёмом в полтора свечных заводика. Шутка, не свечных, но заводика. Африканским государствам много не надо, продаются они дёшево.
Что ещё… Походил на ретроспективу Бессона, посмотрел несколько его ранних картин самого начала 80-ых годов…
Словом, как я и сказал, до сих пор вполне помню, что я тогда выбрал и что посмотрел. И вот читаю программу нынешнего «Артдокфеста» в обзоре «Коммерсанта»:
1. Чернуха про жизнь в деревне
2. Чернуха про жизнь малых народов Севера
3. Про оппозицию в большом городе
4. Про жизнь в колонии
5. Чернуха про жизнь в деревне
6. Чернуха про жизнь в деревне
7. Про дело «Седьмой студии» и Серебренникова
8. Чернуха про жизнь в деревне
9. Чернуха про жизнь в деревне
10. Про оппозицию в большом городе
Ты понял, товарищ? Корова не поросится и свекла не колосится, а значит не время нам пока снимать про любовь да про дельфинов, а время нам, товарищ, Путина побеждать!
Ах да, самое-то главное, как же я мог забыть! Над всей фестивальной программой гордо высится оппозиционная картина самого Манского «Свидетели Путина». Творческий потенциал Манского — это ого-го, что такое! Вдохновение у него накатывает и вскипает исключительно вместе с инфоповодами. Кинематограф в жанре журналистики! Новости нашего агитпропа… Вот как вещает товарищ о «потном вале вдохновенья»:
«Я был просто обязан сделать этот фильм — 2014 год и начало событий в Украине не оставили мне выбора».
Ну согласитесь, это признак большого художника! Например, такого, как я… Я вот тоже новость прочитаю — и бегу строчить нетленку в ЖЖ, кусочек мастерписа, плевок в вечность. А у Манского в том же духе история: открывает топ Яндекса — и бегом снимать шидевер для очередного «Артдокфеста» имени себя любимого. Как говорится, сам себя на свой фестиваль не позовёшь — никто же не позовёт. Да и награду себе любимому тоже лучше вручать самостоятельно. От лица «независимого» жюри, ага…
А самое смешное, что ровно эти же товарищи поколениями завывали на тему того, как может проклятая советская власть засорять кинематограф безобразной пропагандой всякой пошлой политоты, и что искусство, подлинное искусство, должно быть свободно от политики…
И разница лишь в том, что среди нынешних нет Иосифа Хейфица, который снимал бы «Даму с собачкой» с прекрасными Баталовым и Саввиной, нет даже Юрия Кары, чтобы снять «Завтра была война».
«Весёлые ребята» советского периода хотя бы были прекрасным фильмом, а нынешние его антиподы о том, как ничего не колосится и не поросится — унылая чернуха, которую оппозиционеры могут показывать только друг другу, и друг от друга же получать за неё призы…
И непонятно, а надо ли было так истово бороться с засильем советской политоты и агитпропа, чтобы потом добровольно (!), уже безо всякой цензуры и указки сверху, поменять его на антисоветскую политоту и агитпроп?
Пишет Альберт Лекс
Оценили 12 человек
22 кармы