Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Хрущев и Церковь

218 11405

Наши либералы, как только на страну наступила "эпоха гласности", спели все мыслимые и немыслимые дифирамбы в адрес Хрущева: и "оттепель"-то он устроил, и "культ личности" разоблачил, и миллионы репрессированных обратно разрепрессировал, и вообще лучший руководитель страны всех времен и народов.

Поскольку с хрущевскими временами у меня было связано раннее детство, а от родителей и дедушки с бабушкой я про него ни одного доброго слова не слышала, меня это как-то напрягало, вызывало желание разобраться в этом вопросе. Попытки разобраться привели к выводом совершенно противоположным тому, что вещали глашатаи гласности. С тех пор дифирамбы в адрес Никиты Сергеича как-то поутихли, однако необходимость "разбора полетов" осталась. 

Особенно она необходима, когда всплывают его идейные последователи,- как среди либералов, так и среди нео-большевиков.

Сейчас, когда резко активизировалась антицерковная кампания, в том числе на КОНТе, стали всплывать старые, давно развенчанные фейки и вбросы, уходящие корнями в хрущевский троцкизм.

Поводом для этой статьи послужила публикация вот такого вот вброса:

Автора публикации не указываю, дабы не создавать ему рекламы, тем более, что он этот фейк просто вытащил из старого хлама.

Итак, автор на голубом глазу утверждает, что при Хрущеве церкви сами позакрывались, а попы сами разбежались по одной простой причине: РПЦ обязали платить налоги.

Не ответить на такую наглую клевету я не могу.

Итак, по порядку.

Причины хрущевских гонений на Церковь.

Хрущевские гонения на Церковь – одна из мрачных страниц в нашей истории. Уничтожение храмов, которые устояли в 1920–1930-е годы, атеистическая истерия в СМИ, ретивые комсомольцы у церковных оград, берущие «на заметку» всех пришедших на службу… 

И хотя 14 октября 1964 года, в праздник Покрова Божией Матери, Хрущев был отстранен от власти, преследования Церкви и верующих, маховик которых был раскручен Хрущевым, продолжались еще долгие годы.

О том, почему Н.С. Хрущев ополчился на Церковь, как изменилась церковная жизнь в результате проведенных реформ, подчинилось ли общество приказу стать всем поголовно безбожниками, разные историки высказывают разные мнения.

Вот, например, видный историк Церкви, О.Ю. Васильева, полагает, что: 

 "нельзя забывать, что Хрущев, борясь с «пережитками сталинизма», боролся и со взвешенными государственно-церковными отношениями. В этом было много личного: боязнь и ненависть. И второе: эти его волюнтаристские идеи были им очень прочувствованы, он искренне верил в то, что к 1980 году он построит предкоммунистическое общество, где не будет места религии.

Борьба с Церковью идет в русле борьбы Хрущева с «культом личности Сталина», с тем, что делал и какую политику проводил Сталин. 

«Мы продолжаем быть атеистами и будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа Скоро мы покажем последнего священника по телевидению». - из выступления Хрущева Н.С. на ТВ.

Как говорит О.Ю. Васильева:

"Сталин в военные и послевоенные годы, можно сказать, реабилитировал Церковь. 1943–1953 годы – это золотое десятилетие отношений Церкви и государства, как бы парадоксально это ни звучало. 

Государству понятно было участие Церкви в войне, в послевоенной жизни; понятно было, как она воспринимается общественным сознанием. Между прочим, есть огромное количество интересных документов, свидетельствующих, что тогдашние спецслужбы по прямому указанию Сталина следили, как реагирует народ на Архиерейский Собор 1943 года, на избрание Сергия Патриархом, на Поместный Собор 1945 года. Если бы Сталину это было не интересно, не важно с точки зрения политики внутренней и внешней, вряд ли бы эти сведения собирались.

Сложившееся к тому времени положение Церкви в государстве, ровное и взвешенное отношение к ней воспринималось тоже как «пережиток сталинизма», который надо преодолеть". 

Иерей Александр Мазырин, преподаватель Свято-Тихоновского православного Университета, полагает, что причиной хрущевских гонений на Церковь было его обещание к 1980 году построить в СССР коммунизм, поэтому религия, как несовместимая с коммунистическим обществом,  к моменту построения коммунизма должна была исчезнуть в советском обществе. Выступая на телевидении, он обещал к 1967 году показать по ТВ "последнего попа". 

Он обещал это сделать к 50-летию советской власти, однако сам у власти до этого срока не удержался, а вот Церковь выстояла.

Следует также отметить, что хрущевские гонения были направлены против всех религиозных конфессий.

Методы борьбы Хрущева с Церковью.

Уже 7 июля  1954 года ЦК КПСС принимается постановление об усилении атеистической пропаганды. Между прочим, В.М. Молотов тогда говорил: «Никита, не делай таких резких шагов, это ошибка, она поссорит нас с духовенством»

На что Хрущев ответил в свойственной ему лаконичной манере: «Будут ошибки – исправим». Но он не стал нападать на Церковь, пока не сосредоточил власть в своих руках. Только став первым и в партии, и в Совмине, он стал задумываться непосредственно о том, что делать с Церковью, как убрать ее влияние на общество и – а это было главным – как заставить забыть ту историческую роль, которую она сыграла в военные и послевоенные годы. 

Полномасштабные хрущёвские гонения развернулись с 1959 года. Это были административные, экономические и идеологические методы.

Таких масштабных репрессий, как в первые годы советской власти, а также в 1937-1938 годах, не было, за период хрущёвских гонений арестовано было несколько сот служителей Церкви. Число монахов, которых принудительно направляли в психиатрические заведения, точно неизвестно.

1. Экономические методы.

Прежде всего, была поставлена задача -  ослабить Церковь экономически. А представления о доходах Церкви были преувеличенными и совершенно не соответствовали тому, что было в действительности. Когда Хрущев думал о том, сколько в Почаевскую Лавру приходит пожертвований – рублей, «трешек» и «пятерок», ему казалось, вероятно, что сумма получается просто грандиозная. Не случайно первые удары придутся по свечным заводам и монастырским хозяйствам, а потом уже будут приниматься правовые меры против Церкви, которыми будут пытаться выдавить Церковь из общественного сознания и общественного поля.

При Сталине,  в августе 1945 года и в январе 1946-го были приняты постановления Совнаркома и Совмина о церковных организациях, которые предоставляли им ограниченное право юридического лица.  Это меняло положение Церкви, которая по декрету 1918 года и постановлению 1929-го была лишена права юридического лица. Теперь же Церкви разрешалось приобретение транспортных средств, хотя и ограниченное; разрешались покупка в собственность домов, новое строительство, а Совнаркомы республик обязывались оказывать материально-техническую помощь Церкви, выделять строительные материалы для церковных нужд.

Со "сталинским наследием" следовало покончить, поэтому: 

- 16 октября 1958 года вышло два постановления Совета Министров СССР:

1) "О монастырях в СССР". Этим постановлением поручалось Советам министров союзных республик, Совету по делам Русской Православной Церкви и Совету по делам религиозных культов в шестимесячный срок изучить вопрос о сокращении количества монастырей и скитов и внести в Совет министров СССР предложения по этому вопросу, предписывалось сократить размеры земельных угодий, находившихся в пользовании монастырей. Национализированными и муниципализированными строениями, находившимися на территориях монастырей, последние могли пользоваться на основании арендных договоров, заключаемыми с исполкомами районных и городских Советов депутатов трудящихся.

Исполняя постановление Совмина о монастырях, советские власти отнимали у обителей земельные угодья, оставляя им неудобные, малопригодные для обработки наделы. Но монастырям было крайне трудно использовать и эти земельные участки, потому что привлекать для обработки земли наемную рабочую силу или добровольный и безвозмездный труд паломников было запрещено, это квалифицировалось как эксплуатация трудящихся. В монастырях же преобладали пожилые и нетрудоспособные насельники и насельницы, потому что принимать туда лиц моложе 30 лет тоже запрещалось.

2) "О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей" - этим постановлением религиозным объединениям запрещалось продавать свечи по ценам более высоким, чем они приобретались в свечных мастерских.

Любители плевать в Православие увидели в этом постановлении уравнивание церковных организаций с предпринимателями. Однако хотелось бы посмотреть на законодательство, которое запрещало или запрещает сейчас какому-либо предпринимателю продавать нечто, приобретенные на 10 рублей, например, за 12 рублей. Заплати налоги - и продавай спокойно. А вот церквям это запретили вообще.

Тогда же вновь были введены и при этом резко завышены налоги на земли и строения монастырей, отмененные в 1945 году. Причем, повышенными налогами облагались даже кладбища при монастырях.  По оценкам церковных историков, хрущевское повышение налогового бремени на церковь носило 10-кратный характер.

- 13 января 1960 года выходит постановление ЦК «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», где очень четко говорится, что Церковь нарушила ленинский декрет 1918 года и постановление 1929 года. И что Положение об управлении Русской Православной Церковью 1945 года содержит вопиющее нарушение, а именно: пункт, согласно которому настоятель управляет приходом, и прежде всего финансово. И вот это вопиющее нарушение нужно исправить.

- В постановлении Совета Министров СССР от 16 марта 1961 года "Об усилении контроля за выполнением законодательства о храмах", которым предусматривалось ужесточение налогов на религиозные общины; не только приходские священники, как это было прежде, но и все церковнослужители должны были облагаться налогом как кустари (при этом кустарям можно было продавать то, что они купили, с наценкой).

Была четко указана дата: к 1970 году покончить со всеми нарушениями. Сформулированы положения, которые, безусловно, были направлены на подрыв именно внутрицерковной жизни: была проведена коренная перестройка церковного управления.

2. Правовая реформа.

– Во-первых, настоятели храмов устранялись от финансово-хозяйственной и административной деятельности приходов, в результате настоятель храма становился наемным работником, и договор с ним могли расторгнуть без объяснения причин; 

- во-вторых, устанавливалось управление приходом выборными органами  - "двадцатками", при этом руководить "двадцаткой" должен был светский староста. Именно светский староста руководил настоятелем храма и церковным приходом и мог принимать решения, не связанные с каноническими правилами и духовной деятельностью;

- в-третьих, были перекрыты все каналы благотворительной деятельности Церкви; 

- в-четвертых, была произведена  ликвидация льгот священнослужителям при взимании с них подоходного налога: теперь они снова стали облагаться налогом как некооперированные кустари.

Этот пункт содержал еще одну очень важную деталь, которая касается и живущих сегодня людей – пожилых церковных людей, а в то время молодых, которые помогали в храмах. Этих людей – свечниц, уборщиц, сторожей, алтарников – снимали с государственного социального обслуживания, они фактически оказывались вне правовой зоны. У них отбирались трудовые книжки, следовательно, они как бы и не работали. 

А, как известно, тунеядство в СССР каралось не только выселением «в специально отведенные местности» – то есть административно, но и как уголовное преступление.

3. Идеологические и запретительные меры.

Была развернута массированная атеистическая пропаганда. При Хрущёве её масштаб превзошёл даже то, что было в самые разнузданные 1920-е и 1930-е годы. Научный атеизм стал обязательным предметом во всех советских вузах. 

Параллельно шла травля верующих. Атеисты следили за активными верующими, предлагали им отречься, в случае их упорства устраивали публичные собрания, организовывали их изгнание с работы.

Следующее – ограждение детей от влияния религии. 

Тут перекосы были такие, что, к примеру, Куйбышевский обком вынужден был принимать специальные документы, сдерживающие ретивых исполнителей, потому что лишались родительских прав отцы и матери огромного числа протестантских и православных семей. 

Ведь это шло катком и валом: комсомольские свадьбы, общественные порицания, если не прямые преследования за крестины, отпевания… Каждую среду подавались сведения исполкомам, сколько крестилось, сколько венчалось, сколько отпевали, какое количество коммунистов присутствовало в храме… 

В печати просто истерия шла какая-то. Доходило до того, что, когда в одной из наших южных областей погиб сын у священника, ему сельский совет запретил отпевать его и даже отслужить литию. Конечно же, батюшка нарушил запрет. А верующие этого села написали письмо в журнал «Наука и религия». И эта ситуация обсуждалась, имела резонанс.  

Духовенство всячески склоняли к отречению от сана, от Церкви, от Бога – отречению публичному. И в отдельных случаях, общее число которых достигает примерно 200, это удавалось сделать. Однако это никакие не тысячи, о которых говорится в том фальшивом вбросе, который я привела в начале статьи.

В ноябре-декабре 1958 года происходит массовая чистка церковных библиотек, оттуда были вывезены все книги, кроме тех, которые нужны для совершения богослужений. Вступила в силу «Инструкция о порядке пропуска в СССР религиозной литературы и предметов религиозного культа».

В результате купить религиозные книги стало невозможно.

28 ноября 1958 г.  выходит Постановление ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам».

В 1961 году был введен учет и контроль всех таинств в церкви, то есть стало необходимо записывать паспортные данные: кто когда венчался, крестился и прочее. 

В марте 1961 года выходит «Инструкция по применению законодательства о культах», которая запрещала религиозным центрам организовывать детские и женские собрания, кружки, паломничество, экскурсии, библиотеки, оказывать благотворительность, санаторную и лечебную помощь.

Хрущев запретил колокольный звон, разрешенный Сталиным осенью  1941 года. Из библиотек исчезли религиозные книги. Власть пыталась не пустить верующих в святые места: рядом с ними или даже прямо на их месте устраивали свинарники и мусорные свалки.

                                        Кони в разрушенном храме

Мне прихожане храма Царственных страстотерпцев в Псковской области рассказывали, как у них в селе одна местная активистка решила разгромить храм на кладбище, который устоял и в период революционных гонений, и в годы войны. Она уговорила двух мужиков - пастуха и тракториста, вместе с которыми начала это делать.

На следующий день пастух утонул в болоте, а тракторист вскорости по пьянке лишился руки. Сама она умерла при родах в страшных муках: ребенок шел неправильно, и на месте ей помочь было нельзя, а районная медицинская служба не успела. Сельчане говорят, что с тех пор никто в деревне даже камешка не взял из той церкви.

Особое внимание было уделено церковному образованию.

Та острая нехватка кадров священнослужителей, которая возникла в результате репрессий, после сталинских послаблений была несколько смягчена: были открыты духовные семинарии и духовные академии. Всего к 1958 году было 8 семинарий и 2 академии. В период хрущевский гонений   5 семинарий было закрыто.

Действовали власти по-разному. Иногда препятствовали поступлению новых студентов, и при отсутствии наполняемости семинарии приходилось закрываться. Для этого могли, например, абитуриента через военкомат вызвать на военные сборы или забрать в армию. В других случаях действовали через милицию или через комсомол. А могли просто отключить электричество и воду. 

Также очень помогала система прописки. Закрывался монастырь, монахи прибивались в какой-нибудь соседний, а туда постоянно совершались милицейские рейды, которые отлавливали людей без прописки. Увозили, сажали в «обезьянники» и говорили, что «еще раз поймаем – будет срок». Похожая ситуация была и со студентами семинарии. Если человек приезжал, например, с Украины и поступал в Ленинградскую духовную семинарию, ему просто отказывали в прописке, чтобы он был вынужден покинуть город.

Как видим, наступление на Церковь шло по всем фронтам. 

Возникает наивный детский вопрос: "Так зачем надо было все это, если достаточно было, как утверждает фейкомет, просто ввести налоги?"

Результаты хрущевских гонений на Церковь.

По указанию Хрущева, была проведена перепись всех храмов и приходов. Была дана команда посмотреть, сколько храмов и приходов зарегистрировано. Оказалось, что незарегистрированных очень много. Их закрывали. Просто по причине отсутствия регистрации. И если посмотреть статистику, сравнить, сколько православных храмов было в 1960 году и сколько осталось к 1970 году, картина предстанет просто фантастическая. 

В 1960 году – 13 008 православных храмов, а к 1970 году – только 7338! 

Причем,  многие храмы можно было спасти. Но они не были зарегистрированы. Кстати, некоторые храмы в глубинке не были зарегистрированы даже к 1991 году.  И примерно в такой же пропорции сократилось количество зарегистрированного духовенства, остальных просто сняли с регистрации и служить официально они уже не могли.

К 1959 году в СССР было пятьдесят восемь монастырей и семь скитов.

За 1959 год было закрыто 18 монастырей (6 мужских и 12 женских) и четыре скита.

Хрущев ведь прекрасно понимал, что монастыри – это светоч миру. Поэтому борьба с монастырями была страшной. 42 православных монастыря, в том числе Киево-Печерская Лавра, были закрыты. К концу правления Хрущева действующими остались 16 монастырей.

Следует отметить, что закрыть храмы и монастыри удавалось не везде. Так, попытка ликвидировать Речульский монастырь вблизи Кишинева превратилась в настоящее побоище.

А когда указание о закрытии привезли в Псково-Печерский монастырь, архимандрит Алипий, в миру Иван Воронов, бумагу разорвал и сжег и сказал, что лучше пойдет на мученическую смерть, чем закроет обитель. Когда пришли отбирать ключи от пещер, он скомандовал своему келейнику:

- Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!

После этих слов, видя решимость в глазах отца Алипия, пришедшие обратились в бегство».

http://www.nsad.ru/articles/gonenie-na-cerkov-pri-hrushheve-pyat-istorij

От этого монастыря Хрущев и его приближенные в итоге тоже отстали.

Советские власти усилили давление на Троице-Сергиеву лавру – ту, которую в 1946 году по указанию Сталина частично вернули верующим, так же вернули и мощи святого Сергия Радонежского. 

В день памяти святого Сергия Радонежского 8 октября 1960 года милиция и активисты провели акцию запугивания - они задержали многих верующих и арестовали их, требуя, чтобы те больше в лавру никогда не приходили. 

Спустя год закрыли Киево-Печерскую лавру, и даже туристов в нее не пускали. А вот работу двух женских монастырей в Киеве остановить не удалось.

При этом некоторые верующие считают, что отставка Хрущева была не случайной именно 14 октября 1964-го в день Покрова Пресвятой Богородицы – возможно, так Бог воздал первому секретарю ЦК КПСС за кощунственные и циничные действия против церкви.

Как Церковь защищалась от гонений в этот период?

Рассказывает О. Ю. Васильева:

– Начну с конкретных фактов, с Конференции советской общественности за разоружение, проходившей в Москве 16 февраля 1960 года. Выступает Патриарх Алексий I. Его слова услышал весь мир: «Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и, тем не менее, она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против нее выпады предвидел Сам Иисус Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адова не одолеют Церкви Его». 

Это он сказал с высокой трибуны. Это услышали все.


Вспомним и выступления митрополита Николая (Ярушевича), его интервью ВВС. Вспомним Собор 1961 года. Все сидят в молчании, и патриарх встает и говорит: «Собор понимает тяжесть принятого решения», – и заканчивает такими словами: «Умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе. И будут прислушиваться к его мнению, а он будет спокоен, что заботы хозяйственные уже не лежат на нем и что он может всецело отдаться духовному руководству своих пасомых». 

На мой взгляд, это путеводная нить служения священства в любых условиях. Так что сопротивление власти было". 

Причем, жесткое давление власти на Церковь давало и неожиданные результаты: например, прежде совершенно равнодушная к религиозным проблемам интеллигенция начала сочувствовать и религии, и деятелям церкви. Многие известные, в том числе и на мировом уровне, люди стали выступать в защиту церкви. Дочь Сталина Светлана почти демонстративно крестилась в самый разгар антирелигиозной кампании.

https://filaretuos.livejournal.com/106027.html

А напоследок некоторые цифры: количество храмов Русской православной церкви (включая зарубежные приходы):

Так что Церковь выстояла, а вот её гонители - нет.

Использованы источники:

https://pravoslavie.ru/86664.h...  

http://www.nsad.ru/articles/go...

https://pravoslavie.ru/237.html

http://xn--80afce4b.xn--p1ai/zakryvalis-li-cerkvi-v-sssr-iz-za-nalogov/

https://pravoslavie.ru/37840.html


ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:

Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.

Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.

Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • "Борьба с Церковью идет в русле борьбы Хрущева с «культом личности Сталина», с тем, что делал и какую политику проводил Сталин." - Глупо отделять действия Хрущёва, от "линии" коммунистической партии, в целом. Как и от комми-идеологии. Два моральных урода, что Сталин, что Хрущёв. Каждый по своему. "Обое рябое". Один - расстреливал священников, разрушал храмы, второй - закрывал. Один - чёрт, другой - бес.
  • Благодарю!
  • Содержательно!
  • Спаси Господь, Прихожанка! Много потрясений, чисток, уничтожения Храмов и священников перенесла наша Православная Церковь. Но с Божьей помощью она выстояла,расширилась, укрепилась. А Хрущева никто добрым словом не поминает. В нашем Храме сегодня яблоку некуда было, упасть. Слава богу за все!
  • :thumbsup: