Ходили ли православные в крестовые походы?

164 13207

Любой православный человек, прочитав заголовок этой статьи, будет в недоумении: «неужели кто-то может такое подумать?»

Однако для людей, далеких от Православия, фейки про «огонь и меч», а также про «крестовые походы» - это практически обычное клише, которое они всегда применяют в «наездах» на православный люд.

Так что, увы, но приходится периодически объяснять прописные истины.  Возможность сделать такое разъяснение  в полемике наши оппоненты зарубают на корню, как это сделала недавно одна «широко мыслящая» лаборантка, которая на мой вопрос «И кого Вы именуете "захватившими власть"? заявила мне:

 Гранди • 16 декабря 15:11

«те,кто чернятт все религии , кто крестовыми походами ограбил весь мир и жег людей несогласных» (орфографию и пунктуацию не трогаю).

Прошу уточнить:

«И в какие же крестовые походы Ваше "православие" ходило?»

Мне высокомерно вещают:

 Гранди • 16 декабря 15:22

«Наберите в поиск -Крестовые походы. Кто,куда,с каким результатом. Я ж учу историю, Зачем у меня спрашиваете. Догоняйте».

Спрашиваю повторно:

«То есть вопросом не владеете. Это было с самого начала понятно. Тогда расскажите, каких таких крестоносцев побил святой князь Александр Невский под православными стягами?»

https://cont.ws/@prikhojanka/2159101#comment23188780

На этот вопрос вместо ответа получаю бан. Вот такие у нас «знатоки» истории вообще и истории Православия, в частности.

Если бы это был единичный случай, можно было бы спокойно пройти мимо. Но случай, увы, более чем типичный.

Итак, что ж такое было – «крестовые походы»?

В поисковике находим:

"Крестовые походы — военные походы периода XI–XV вв., осуществлявшиеся под эгидой Римско-Католической церкви, формально имевшие целью освобождение христиан из-под владычества мусульман, защиту христианских святынь от поругания и осквернения (первые походы), распространение и утверждение католической веры (последующие походы).

Идея священной войны, в той форме, в какой её реализовывала Римская церковь, противоречит Божественным Заповедям, учению о Церкви и Царстве Божием. Несколько Римских пап позднее приносили извинения за грехи католиков-крестоносцев".

https://azbyka.ru/krestovye-pohody

Отдельно надо отметить, что к моменту появления самой идеи крестовых походов уже состоялось разделение христианской церкви на православную ("ортодоксальную", - от греч. ὀρθοδοξία «прямое мнение; правильное учение; правоверие» - как её именуют на Западе) и католическую, или «папизм», как именуют католицизм на Востоке.

Попробуем самым простым языком, без использования сложных богословских терминов, выразить главные и принципиальные различия между Православием и католицизмом, а также объяснить, почему невозможно соединить эти два исповедания ни в какой форме? И почему Православная Церковь, устами своих Святых Отцов, категорически отвергала папизм, не признавая его за «часть христианства»?

Первое и наиболее разрушительное для Церкви католическое измышление - это тезис о «первенстве» римского епископа над всеми прочими архиереями (патриархами) Вселенской Церкви. Они этот тезис лукаво основывают на том, что римскую общину христиан основал апостол Петр,  в Риме же и распятый вниз головой при императоре Нероне в 67 году. Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь Собора св. Петра. Логика железная, согласитесь: раз наш главный собор стоит на месте погребения апостола Петра, значит, мы главнее. Не подкопаешься.

Однако никакого подчинения всех апостолов Петру из Евангелия совершенно не следует. Даже апостол и евангелист Марк, который писал свое Евангелие со слов Петра, ни одного намека на такое первенство не делает. Совсем наоборот: "И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою". (Мк. 9:35)

 Но даже не такое требование подчинения всех священников римскому папе является ересью и страшным грехом, а то, что римский епископ признан «наместником Бога на земле». Более того - его мнение о Евангелии и сама трактовка любого Богодухновенного Писания Ветхого и Нового Заветов - считается безусловно выше, чем само это Божественное Откровение. 

Если главой православной церкви является Иисус Христос, то главой католической – папа Римский, который также признан непогрешимым, вопреки евангельскому учению.

https://ruskline.ru/analitika/2016/02/25/rimokatolicheskij_papizm_glavnye_otlichiya_ot_pravoslavnoj_very

Прекрасно показано принципиальное различие между православием и католичеством в трудах сербского святого - преподобного Иустина Поповича, который сделал это на основе анализа писем и романов Ф.М. Достоевского. По убеждению Достоевского, католики отвергли происшедшую от Бога и откровением возвещенную человеку единственную формулу спасения его: «Возлюби ближнего как самого себя» — и заменили ее практическими выводами вроде: «Chacun pour soi et Dieu pour tous» (Каждый за себя, а Бог за всех) или научными аксиомами вроде «борьбы за существование». 

https://cont.ws/@prikhojanka/1...

Эти глубинные различия сумели увидеть наши предки, когда выбирали веру для Руси. На  предложение папских посланцев  принять католичество, князь Владимир ответил: "Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого".

https://cont.ws/@prikhojanka/2...

К  концу X века, когда Русь крестилась по византийскому обряду,  разделение Восточной и Западной христианских церквей на православие и католицизм вполне оформилось, а в XI веке начались те самые "крестовые походы". Это движение было организовано с благословения римско-католической церкви, которая идеологически оформила все восемь Крестовых походов. Крестовые походы продолжались с 1096 г. по 1270 г.

Термин «Крестовые походы» появился в середине XV века, и стал общеупотребительным в XVII-XVIII веках. Сами участники Крестовых походов называли себя не крестоносцами, а пилигримами (паломниками), походы же свои — паломничествами, или «священной дорогой». Однако уже в Первом Крестовом походе людей манило богатство Востока, о котором ходили сказочные легенды. Сама католическая церковь, наряду с религиозной идеей, внедряла в сознание пилигримов мысль о богатстве.

В 1096 г. в городе Клермоне (Франция) на соборе выступил папа Урбан II с призывом к Первому Крестовому походу. Призыв папы был услышан по всей Западной Европе. 

Этому призыву предшествовали попытки папы Урбана II и византийского императора Алексея I Комнина (годы правления - 1081 – 1118) возобновить диалог, нарушенный расколом 1054 года. Как раз в это время византийский император Алексей I Комнин  обратился к европейским государям и к папе за помощью в борьбе против печенегов, норманнов и турок-сельджуков, активно наступавших в Малой Азии, Сирии и Палестине. И именно в это время турками-сельджуками был захвачен Иерусалим, который с VII по XI в. находился под властью арабов. Положение Византии было настолько тяжелым, что император Алексей решился на очень серьезный шаг — за помощь в борьбе с турками обещал папе соединение Западной и Восточной церквей на основе унии.

Папа Урбан, выступая в Клермоне,  очень живо обрисовал тяжелейшее положение христиан на Востоке, особенно в Палестине, и необходимость вернуть Гроб Господень христианам. «Становитесь на стезю Святого Гроба!» — говорил папа. «Исторгните эту землю у нечестивого народа, покорите себе ее, смойте скверну своей и чужой кровью!» За эту кровь, которая должна была неизбежно пролиться, папа провозгласил полное отпущение грехов всем христианам — участникам будущего похода. Придя на Восток, крестоносцы хорошо помнили слова папы о том, что все в этой земле завещано им. «Берите», — говорил папа, и они брали, не считая свои действия преступлением. Чтобы как можно скорее избавиться от таких «гостей», императору Алексею пришлось обеспечить их дальнейшее продвижение — он собрал их и переправил через Босфор в Малую Азию. 

18 октября 1097 года крестоносцы осадили Антиохию. Осада длилась более 8 месяцев. Войдя в город, крестоносцы проявили невиданную жестокость – они убивали каждого, кто не желал принять католическую веру. Со взятием Антиохии планы крестоносцев, скрывавшиеся до сих пор под покровом благих намерений, сразу же стали ясны. Латиняне изгнали из города православного патриарха Иоанна V (1089-1100), а на его место возвели латинского. Правителем же Антиохии был провозглашен Боэмонд (Bohemond) (1050-1111).

14 июля 1099 года взятием Иерусалима и жуткой резней закончился Первый крестовый поход, ознаменовав собой начало новой эпохи мировой истории — эпохи крестовых походов, времени противостояния Запада и Востока в святом для трех мировых религий месте — городе Иерусалиме.

Из истории крестовых походов можно вспомнить захват и разорение латинянами Фессалоник (нынешние Солоники) в 1185 году. Византийский историк Никита Хониат свидетельствует: «Не то изумляет нас, что они грабили вещи, а то, что они повергли на землю святые иконы Христа и его угодников, попирали их ногами, и если находили на них какое-либо украшение, срывали его как попало, а самые иконы выносили на перекрестки для попрания прохожими или же употребляли вместо топлива при варке пищи. Всего же нестерпимее и нечестивее то, что некоторые из них, вскакивая на Престол, плясали на нем, бесчинно прыгали, распевая какие-то варварские народные песни, и совершали срамное на месте святе. Один из вождей, сидя на коне, въехал в храм мученика Димитрия. 

Греческие храмы не только не останавливали неистовства победителей, но, кажется, еще более разжигали его. Многие из побежденных, ввиду тяжести бедствий, искали себе если не защиты, то утешения в храмах и возглашали: «Kyrie, eleison!» (Господи, помилуй!»), но латиняне врывались в храмы и, нимало не уважая святости места, резали богомольцев, приговаривая: «Вот что значит “Kyrie, eleison”», и безумно хохотали при этом".

Во время Третьего крестового похода английский король Ричард Львиное Сердце по пути в Палестину захватил и разграбил Кипр в 1190 году. И конечно же, вышеупомянутые трагические события повторились во время Четвертого крестового похода, когда крестоносцы захватили Константинополь в 1204 году. Примечательно, что в грабеже участвовали не одни солдаты, но и духовные лица из латинян. И в то время как солдаты расхищали золото и драгоценности, католические монахи и аббаты хищнически устремились к православным святыням, притом не гнушаясь и насилием. А в захваченных крестоносцами Антиохии и Иерусалиме православных священнослужителей изгоняли и вместо них ставили католических, насаждая латинство и притесняя православное население.

Богатство и величие Венеции и Генуи было основано на разграблении Византии. Ценности, вывезенные венецианскими и генуэзскими купцами из Константинополя, на много десятков лет обеспечили расцвет этих городов, с их прекрасными дворцами и богатыми храмами, в которых хранились христианские святыни, вывезенные с Востока, из Иерусалима и Константинополя.

Крестовые походы на Русь.

Крестовые походы были организованы католиками также и против славян, и на территории Руси, с целью насильственного обращения наших предков в католическую веру.

В 1199 г. епископ Альберт прибыл в устье Западной Двины. За ним на 23 кораблях следовало набранное в Германии войско крестоносцев. Подчинив окрестных прибалтов - ливов, Альберт основал в 1201 г. город Ригу, который стал опорным пунктом завоевателей. Между 1202 и 1204 годами он основал Орден меченосцев по образцу Ордена храмовников (тамплиеров).  Ордену был присвоен знак отличия - красный крест и меч на белом фоне. От изображения меча на плащах орден впоследствии получил название Меченосцев (нем. Schwertbrüderorden). В 1237 году Орден меченосцев слился с Тевтонским орденом, основав Ливонский орден.

Уже начиная с 1229 года папа Римский Григорий IX призывал правителей восточной Прибалтики бороться против Руси и её союзников. 23 января 1229 года он направил послания в Ригу, Любек, Швецию, на Готланд с призывом начать торговую блокаду Руси "до тех пор, пока не прекратят все враждебные действия против новокрещённых финнов". Рекомендовалось воспретить поставлять на Русь оружие, железо, медь, свинец, лошадей и продовольствие. Примечательно, что папские послания были выпущены в период, когда в Новгороде разразился жесточайший голод, при этом немецкие купцы папу не послушались и новгородцев в конце концов выручили.

3 февраля 1232 года папа выдает своему легату Балдуину Альнскому послание, запрещающее заключать мир или заключать соглашения с язычниками и русскими (Rutenus). 

Ничего не напоминает? Или кто-то думает, что клинтоны и байдены сами что-то новенькое придумали?

Первые посягательства на новгородские земли не в последнюю очередь были связаны с тем, что слухи о разорении Батыем русских земель давали рыцарству надежду на относительно легкую победу. Немцы со шведами первоначально предлагали русским военную помощь в избавлении от монгольского ига. Правда, в этом случае жители Руси должны были принять католичество.

В июле 1240 года шведскими военачальниками Ярлом Биргером и Ульфом Фаси была предпринята попытка вторжения в новгородские земли.  Однако князь Александр, не запрашивая помощи из Владимира и не собрав даже всё новгородское ополчение, успел перехватить шведов в устье реки Ижоры, левого притока Невы. Состоящее из новгородцев и ладожан войско Александра 15 июля 1240 года неожиданно для шведов атаковало их лагерь. Шведы были разбиты. Это событие вошло в историю под названием Невская битва. Александр получил прозвище «Невский».

Поход Ливонского ордена из Дорпата на Псков инициировал тамошний епископ Герман Буксгевден в связи с претензиями на псковский престол князя Ярослава Владимировича, связанного с немцами родственными связями: его сестра была замужем за Теодорихом, братом дорпатского епископа Германа. 16 сентября 1240 года рыцари захватили город Изборск, разбили псковичей на подступах к городу и начали осаду. Рыцарям удалось подкупить псковского посадника Твердило, и тот открыл им ворота города. Псковичи пытались сопротивляться, но, потеряв воеводу Гориславича, сдались. В городе были посажены два немецких наместника (фогта), а княжеский престол занял Ярослав Владимирович.

Зимой 1240/41 годов новгородцы выпроводили Александра к отцу, от которого он принял Переяславль-Залесский. В 1241 году немецкие рыцари возвели крепость Копорье, где хранили все свои запасы. Орденские рыцари собирались идти на Новгород. Они взяли город Тёсов, грабили новгородских купцов, разорили земли на реке Луге. Новгородцы, опасаясь разделить участь псковичей, отправили послов к Ярославу за князем. Ярослав предложил им Андрея, младшего брата Александра, но новгородцы настояли именно на кандидатуре Александра (владимирское войско во главе с Андреем пришло на помощь новгородцам позже).

Александр вернулся в Новгород. Новгородское войско под его предводительством заняло Копорье в 1241 году, а ранней весной 1242 года овладело Псковом. После этого Александр принял решение провести ответный поход во владения Ордена. 

5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла одна из самых известных битв в истории Руси, получившая название Ледовое побоище. Русские понесли серьёзные потери от главного удара противника по центру, но затем нанесли удар конницей с флангов и тыла, что принесло победу. По условиям мира Орден отказался от всех своих последних захватов, ливонские вторжения прекратились на 11 лет.

 Как видим, православные народы были не участниками крестовых походов, а, главным образом,  объектами посягательства со стороны крестоносцев. К русскому народу это относится в самой полной мере.

И с окончанием эпохи средневековых рыцарей попытки латинского Запада захватить, поработить и разграбить Русь не прекратились. Последняя такая попытка с огнем и мечом, под языческой свастикой и крестами, с пряжками ремней, на которых выбивали надпись "С нами бог", была пресечена в 1945 году.

И снова потные ручонки западных крестоносцев тянутся к богатствам России, которые они давно поделили. Понимание того, что силой Россию  не победить, вынуждает современных лукавцев сеять рознь и сомнение в душах российской молодежи, отвращая молодое поколение от истинных ценностей и вековых традиций русского народа. И снова Ватикан играет в этом духовном нашествии не последнюю роль.

Ложь про "крестовые походы православных" - одна из таких лукавых ловушек. Не надо в них попадаться.

ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:

Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.

Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Секретное дело КГБ-Потопы, Полая Земля, Тайные знания.

В этой видео-статьи, будут рассмотрены факты изложены в Секретном Деле КГБ от 1983 года. Можно бесконечно спорить о том является ли это дело подлинным, или это просто чей-то вброс, или...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

Обсудить
  • Отличная статья! :thumbsup: :sparkles: :sparkles: :sparkles: Спасибо, Наташа!
  • Тему о православных и католиках сегодня уже поднимал Ros Orthodox в статье - ПРАВОСЛАВНЫЕ И КАТОЛИКИ – В ЧЕМ РАЗНИЦА? Так что я просто скопирую часть своего комментария оттуда. Главное отличие католической церкви - её иерархи возжелали светской власти и власти над миром. Даже провозгласили своего епископа (папу римского) - Изначально безгрешным наместником Бога на Земле. Ересь на ереси и сатанизмом погоняет. Православная церковь не направляла свою паству в крестовые походы на христиан иных конфессий, а католическая направляла. Если вам начнут рассказывать что это - Для того, чтоб принести единственно верное учение!! - плюньте врунам в морду. Униаты - православные принявшие верховенство папы римского, основная разница - платят десятину не в православную церковь, а римскому епископу. Вот где собака то порылась! Всё дело в деньгах, души папу римского интересуют постольку, поскольку к ним прилагаются кошельки. Вот это и есть основная разница, остальное не так важно. Считаю что Богу всё равно - направо мы крестимся, или налево, а может кладём поклоны на Восток.
  • МНЕ ТРУНО СУДИТЬ. ЕСЛИ ПОЗВОЛИТЕ, ТО ПО ЧЕХОВУ. Из письма от 11 апреля 1889 г. Антона Павловича Чехова (1860—1904) к своему брату Александру: «Ты написал пьесу? [...] Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюжи дерзок. Краткость — сестра таланта» (Поли. собр. соч. Т. XIV. М.. 1949).
  • Очень показательно, чо на шлемах "христианского" воинства рога ! :smirk:
  • :thumbsup: