Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Нужны ли для веры свечи?

72 4404

Нам, православным, не привыкать выслушивать в свой личный адрес, в адрес православной церкви и православной веры всякую клевету и хулу. Нас об этом предупреждал Господь: "И будете ненавидимы всеми за имя Мое" (Мк.13:13).

Однако нередко негатив в адрес православной веры и православной церкви обусловлен не враждой и ненавистью, а элементарным невежеством и пленением ума разного рода фейками и небылицами. На распространение таких фейков выделяются серьёзные средства, ибо те, кому поперек горла стоит Россия, понимают, что разрушить и погубить её они могут только изнутри. Одним из важнейших средств для такого разрушения является хула и клевета на Православие.

Высказав своё мнение о фейках про крещение Руси и про "крестовые походы православных", не могу не высказаться и по теме, которую чаще всего затрагивают как враги православной веры, так и те, у кого "бог в душе", но "в церковь ходить невозможно, потому что надо покупать дорогие свечки".

Что ж, начнем по порядку.

1. Для чего в церкви зажигают свечи?

Свеча – небольшой светильник, источник лучистого света. Отделение света от тьмы было одним из первых актов творения. В конце времен, когда закончится история спасения, Сам Бог будет Светом (Откр.21:23) нового творения (21:5). Поэтому тема света проходит через все Священное Писание. Светильник, прежде всего, был символом присутствия Божия. Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2Цар.22:29). Свет лампады или свечи символизирует также светлое, радостное и теплое моление к Богу. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает (Прит.13:9).

Время появления свеч в качестве светильников не удается установить документально. Технология изготовления свеч постепенно менялась. От трубки, наполненной жиром с нитяным фитилем внутри до классической восковой церковной свечи – путь в несколько веков. У греков и финикийцев был известен способ отбеливания воска (с помощью воды и солнечных лучей). Отбеленный воск Плиний называет cera punica, т. е. пунический воск. Именно восковые свечи вошли в употребление в христианском богослужении. Воск, будучи веществом чистым, мягким, источающим тонкий приятный аромат, является символом христианской души, очищенной от грехов, покорной святой Божественной воле и украшенной духовно благоухающими добродетелями. https://pravoslavie.ru/6847.ht...

Свеча необычна и по своим физическим свойствам. Гениальный физик Майкл Фарадей, открывший электромагнитную индукцию, законы электролиза и создавший первую модель электродвигателя, читал лекции о свече! "Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, – который при этом не был бы так или иначе затронут. Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания».

В заключение своих лекций о свече великий физик заметил: «Могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т. е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняя свой долг перед человечеством».

Великие ученые, в отличие от наших многомудрых атеистов, были в большинстве своем верующими людьми. Вот и Майкл Фарадей писал: «Книга природы, которую мы должны читать, написана перстом Божьим».

https://www.invictory.org/arti...

Практически с самого начала формирования первых христианских общин при богослужении использовались свечи: как для освещения (поскольку первые христианские богослужения были тайными, по ночам, в закрытых помещениях или в пещерах), так и в обрядовых целях. Тертуллиан писал: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

Пламя свечи, горящей во время богослужения, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Чем больше света, тем больше радости. Поэтому чем торжественнее церковный праздник, тем больше возжигается в храме свечей. И напротив, в определенные моменты службы все свечи гасятся, кроме той, которая освещает чтение богослужебного текста.

"На жизнь нашу смотреть надобно как на свечу, делаемую, обыкновенно, из воска и светильни и горящую огнем. Воск — это наша вера, светильня — надежда, а огонь — любовь, которая все соединяет вместе: и веру и надежду, подобно тому, как воск и светильня горят вместе при действии огня. Свеча дурного качества издает смрад при своем горении и угасая, так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника пред Богом". Преподобный Серафим Саровский.

Все свечи, которые используются в богослужении, ставят сами священнослужители - за счет самой церкви.

2. Для чего свечи прихожанам?

Ответ на этот вопрос надо разделить на две части:

1) для чего свечи прихожанам, которые участвуют в богослужении и ходят в храм - помолиться, причаститься и участвовать в церковных таинствах?

Свечи нередко являются частью церковного обряда, например, при крещении, когда их ставят у купели, а крестные родители стоят со свечами; при отпевании усопших; во время соборования, когда семикратно читается Евангелие; при венчании:

Свечи, как правило, зажигают во время крестного хода. Для крестного хода прихожане обычно приносят с собой светильники, поскольку обычные свечи быстро гаснут на ветру или просто от ходьбы.

При этом можно хоть каждый день ходить в церковь на литургию, исповедоваться, причащаться,- то есть совершать то главное, что единит человека с Богом, и при этом не потратить ни единой копейки. Свечи для того, чтобы участвовать в обычной литургии, покупать совершенно не требуется. Никто никому не запретит стоять на службе, исповедоваться и причащаться  без приобретения свечи.

Поэтому те, кто говорит, что ходить в церковь им мешает необходимость тратить деньги на свечи, либо не знают ничего о церковных службах, либо заведомо лгут.

По сложившейся традиции, прихожане, как правило, придя в храм на обычную службу, покупают свечи и ставят их на канон - за усопших и к любым иконам - о здравии. Покупают столько, сколько хотят или сколько могут себе позволить. Это не имеет значения. Важно не количество свечей и не их стоимость. Важно то, что прихожане, покупая свечу, совершают жертву.

Жертвовать Богу и церкви, вносить свою, пусть самую малую, лепту в жизнь своей церкви для церковного человека - не долг и не "обязаловка", но внутренняя потребность,  такая же, как потребность в ежедневной молитве и в регулярном причастии. Никого не удивляет ведь привычка очищать своё тело и согревать его красивой и удобной одеждой, так почему же кого-то удивляет привычка очищать свою душу и согревать её жертвенным приношением?

Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча — это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. https://azbyka.ru/nastavlenie-...

2) для чего свечи тем, кто в церковь заходит только для того, чтобы "поставить свечку"?

Мне часто приходится общаться с людьми, которые искренне полагают, что они - верующие, потому что примерно раз в месяц заходят в храм, чтобы "поставить свечки". При этом они сердечно верят, что, поставив свечу за упокой своих близких, они помогают им. Думаю, что да, действительно помогают, если делают это с любовью и без ворчания на храм за "дорогие свечки". Добровольная и с любовью совершенная жертва в память усопших - это действительно помощь усопшим.

Точно так же можно сказать о жертве во здравие самого жертвующего или его близких - если жертва приносится с любовью и с верой, то есть шанс, что такая просьба будет услышана. 

Однако есть важное отличие воцерковленных людей от "захожан". Церковный человек понимает, что не всякая его просьба приведёт к его же благу, что воля Божия далеко не всегда совпадает с волей человеческой, поэтому любое молитвенное прошение сопровождается мысленным или словесным воздыханием: "не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

"Захожане" же часто воспринимают церковь как "стол заказов": я заплатил деньги, поставил свечку, а моё желание не исполнилось!

Именно в этом - во мгновенном неисполнении сиюминутных желаний, "оплаченных" купленной в церкви свечкой, видится мне главная причина всех сетований на "дорогие свечи". Принцип "Ты мне,  я Тебе" не сработал! Вывод делается какой? Вывод делается простой: все это ложь, обман и вымогательство!

В действительности имеет место самообман:  реальную, молитвенную и глубокую связь с Богом, требующую серьезных духовных усилий, человек попытался подменить сиюминутным забегом в храм, чтобы "поставить свечку" - и более ничем себя не утруждать. Но от Бога при этом он будет  ожидать полной отдачи. "Жертва Богу дух сокрушен" (Пс.50). А какая жертва при такой гордыне?

Но воля Божия непостижима, не сиюминутна и всегда направлена на то, чтобы привести каждого из нас ко Спасению и Жизни вечной. Как она проявит себя в каждом конкретном случае и в отношении каждого конкретного человека - знать дано только Господу. Может и одна свеча, поставленная от души и с горячей молитвой, дать многое и скоро.

3. Чем вызваны бесконечные сетования на "дорогие свечи"?

Мои личные наблюдения показывают, что чаще всего такие вопли и обвинения звучат из уст тех, кто не то что в церковь не ходит, но даже близко к храму никогда не подходил. Потому что писать о том, что на дверях храмов "висят прейскуранты" могут только те, кто ни разу у этих дверей не был. Предлагаемый размер жертвы за свечи или за требы вы можете увидеть только у свечного киоска - если к нему подойдете. А если пройдете мимо в храм и на службу, то можете и не узнать про цену свечей. 

При этом все обвинения на эту тему звучат исключительно в адрес православных церквей. Например, мусульмане на свои праздники тоже совершают жертву - отдают своего или на свои деньги купленного барана, который стоит порядка 20 тысяч рублей, и никому при этом не приходит в голову осудить за такую дорогую жертву ислам, мечеть или священнослужителей.

Платных пропагандистов и не в меру ретивых богоборцев я в расчет здесь не беру, с ними всё ясно. Те же, у кого "бог в душе", такими вот сетованиями на "дорогие свечи" оправдывают свою духовную лень, своё нежелание сойти с удобного дивана, чтобы рано утром, порой в непогоду, прийти в храм, вспомнить свои прегрешения и покаяться в них, отстоять службу - примерно полтора часа, и только потом позавтракать.

Это же столько неудобств! Куда проще с дивана стучать по клавиатуре, обвиняя всех и вся. Для таких могу привести сравнение: мне тоже иногда утром бывает лень ехать в бассейн и я придумываю себе поводы этого не делать. Но потом, пересилив свою лень и поплавав часок, выхожу из бассейна и думаю: "Какая я молодец! Как мне хорошо и легко стало!"

Почему же мы не жалеем денег на своё тело, но жалеем деньги для своей души?

ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:

Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.

Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.

Сегодня 19 апреля на Украину прилетело

Хорошо прилетело, знатно. Поражены военные цели, удары были очень красивыми и качественными. Несмотря на поддержку финансами со стороны Запада, личного состава, который может воевать и ...

Обсудить
  • "Горящая свеча — это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна." - вот главное :blush:
  • Свеча - прообраз неугасимой и вечной любви Господа к своим чадам.
  • "не как Я хочу, но как Ты». Всегда помню этот завет. Мне и бабушка моя, а она много молилась, - говорила: никогда не проси ничего у Бога, кроме сил и терпения выдержать то, что выпало тебе нести. Спасибо за статью, хорошо написано - как у свечи постояла.
  • Свеча - это не только просьба к Богу о себе и близких, но это еще и мое желание научиться быть благодарным Богу, и с уверенностью принять Его святую волю обо мне.
  • "Прейскурант на дверях" - говорят? Точно - никогда в храме не были и вообще ничего не знают о такого рода культовых вещах. Дело в том, что прейскуранта вывешенного там быть не может, потому что это будет означать, что храм оказываает услуги, т.е. ведет коммерческую деятельность, а, значит, должен платить налоги с доходов. Собственно же обрядовая деятельность и пожертвования в связи с этим прихожан доходами не считается и, соответственно, налогами не облагается. Поэтому и прейсурантов быть не должно, и нет их. Церковь платит только НДФЛ с зарплаты служителей и страховые взносы.