Леонид Енгибаров. Шут.

234 5029

«Шут»… пренебрежительно? Уничижительно? Вовсе нет. Шут – личность в придворных кругах примечательная. Мало кому дозволяется сказать правду властелину. Можно и в немилость впасть. А шут, привлекая внимание звяканьем бубенцов на шутовском колпаке, может сказать повелителю истинное, сокровенное, что размягчит его засохшее сердце и заставит задуматься, пустить слезу и рассмеяться. А может заронить идею, подсказать решение.

Леонид Енгибаров, лучший клоун мира (1964 г.), человек, собиравший полный цирк зрителей, был таким шутом. А его повелителем были мы, зрители.

Его называли «Клоун с осенью в сердце», «Думающий клоун», а Владимир Высоцкий, написавший пронзительное стихотворение на его смерть, сказал: «Шут был вор: он воровал минуты…»

Леонид Енгибаров прожил короткую (всего 37 лет) яркую жизнь. Он, как метеор, прочертил сияющую линию на ночном небосводе, рассыпался искрами, оставил след в душах зрителей. Много написано о нем, воспоминания о встречах, истории от родных, почти нет отрицательных мнений, что примечательно. Нашла только два – о том, как его пытались выжить «старички» клоуны новосибирского цирка и о том, как он «требовал работы только на чистом манеже, а не во время перестановок».

Леонид умер в 1972 году. Через полвека трудно разобраться, читая мемуары, что в них правда, а что придумано. Но, к счастью, остались кинокадры с его репризами, фильмы с его участием и его новеллы. Да, да – шут был еще и писателем.

Он родился в 1935 г. Москве, «в семье армянина Георгия Саркисовича, повара по профессии (работал шеф-поваром в ресторане гостиницы «Метрополь»), и Антонины Андриановны — русской, уроженки Тверской области. Это был третий брак Георгия Саркисовича; у Леонида было два старших единокровных брата (от двух предыдущих браков отца) — Михаил, ставший известным скульптором в Одессе, и Рачья (Капланян) — впоследствии народный артист СССР, главный режиссёр Ереванского драматического театра».

Вот что писал сам Леонид:

«Мать долгих двадцать лет мечтала, чтоб ее сын был «не, как все». Сама она родилась и выросла в Марьиной Роще и все у нее было, в общем, как у людей: трудное детство, восемь сестер и братьев, война и муж, погибший на фронте, и голодные послевоенные годы — все как у людей, обычных людей в Марьиной Роще, и страстно она хотела, чтоб сын ее был «не как все». Правда, фантазия матери в выборе профессии для сына дальше переводчика где-то в посольстве не шла. Да и трудно это тренировать фантазию, когда тебе едва исполнилось двадцать лет и ты уже шьешь по двадцать часов в сутки варежки с одним пальцем на правой руке — такая уж мода была во время войны…»

Не из этих ли воспоминаний родилась реприза «Жизнь женщины»?

К  сожалению, кадр непропорционально растянут, но другое видео я нашла только в ВК.

https://vk.com/video36951276_167898908

Ну как вам? Шут или нечто гораздо большее? Интермедия, на мой взгляд, грустная. Хотя и над ней публика, как полагается, смеялась.

Марьина роща… старый деревянный дом, оставшийся от деда. Одну комнату мать сдавала жильцам, во второй жили сами. Еще в школе Лёня начал заниматься боксом. Стал мастером спорта, после школы поступил в институт физкультуры. Отсюда, из спорта, его потрясающее владение телом, легкость движений, исполнение сложнейших акробатических трюков.

Отсюда – его бойцовский характер. Упал? Встань и продолжай биться.


Л. Енгибаров

В бою ничьих не бывает

Третий раунд. Через минуту. Тот самый, который решит бой. Я сажусь, нет, падаю на табуретку в своем углу. А через минуту, нет, уже через пятьдесят секунд… В углу напротив — твой противник и твой друг Толька Завьялов. Его боковые — это все равно что вращающийся пропеллер самолета. Осталось тридцать секунд. Все знаю: надо разрывать дистанцию и бить сухо слева, справа, слева и снова кружить по рингу. Осталось двадцать секунд. Черт с ним, с этим Толькой, ну будет у меня не 124 победы, а столько, сколько было — 123. Тоже ведь немало. Осталось пятнадцать секунд — третий раунд, мучительный, долгий и безжалостный… И тогда старый боец, мой тренер, добрый и мудрый наставник, находит нужные слова: «Встань, малыш, встань, и будь мужчиной, ибо в бою ничьих не бывает». Теперь, спустя много лет, я уже не помню, выиграл я у Тольки Завьялова или нет, помню только, что я встал».

Посмотрите великолепную репризу «Бокс». Скажете ли вы, что артист – профессиональный боксер? Нет. А это сложно – ни одним мускулом (за десять лет бокса движения стали автоматическими) не показать, что ты можешь все.

Были ли в его жизни провалы? После училища Леонида распределили в Ереванский цирк. На тот момент здание цирка было на реконструкции, и труппа отправилась на гастроли. В Новосибирске, в 1959 г., состоялся дебют молодого артиста. К сожалению, это было полное фиаско.

«Многолетний партнер Енгибарова клоун Альберт Минасян рассказывал: «Дело было в том, что некоторые детали оказались «недотянутыми». Прежде Леонид не выступал на манеже, репетировал в камерных залах, на сцене. Он потерялся в огромном круглом амфитеатре, это было ударом почти смертельным! Нашлись те, кто предложил отправить начинающего клоуна в Москву с «волчьим билетом». Другие сказали: «Дайте парню шанс! Вы посмотрите, как он работает – в шесть утра на манеже, а уходит последним!..» Леонид не любил вспоминать новосибирский эпизод. Тогда он выдержал. Продолжил репетиции. Пригласил меня в свою репризу «Бокс», стали работать вместе. С труппой объехали многие цирки страны. Уже в 1960-м публика стала встречать его аплодисментами. А потом – грянул абсолютный триумф».

Он выдержал. «Помню только, что встал».

В 1962 г. на студии «Арменфильм» был снят фильм о цирковом клоуне «Путь на арену». В нем Енгибаров сыграл самого себя, клоуна Леню. Для нас фильм особенно ценен включенными в него интермедиями артиста. Запись хорошего качества, рекомендую посмотреть, окунуться в атмосферу «толстых пузатых 60-х», увидеть цирк «изнутри».

Новеллы родились по простой причине. Нужно было самому писать сценарии и придумывать репризы. Клоун Лёня не только виртуозно владел техникой акробата, мог жонглировать, приковывать внимание зрителей к себе, маленькому человечку на арене, подчас среди униформистов, устанавливающих оборудование для следующего номера (помните Пугачеву «а мною заполняют перерыв»?), он еще и писал.

Из воспоминаний Ю. Никулина: «Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно».

На свой необычный манер

Он по жизни шагал над помостом

По канату, по канату,

Натянутому, как нерв.

Реприза "Тарелочки"

К сожалению, мне не удалось найти законченный вариант репризы, но в конце, после разбитых в момент «триумфа» тарелок, Енгибаров подбирает свою, мятую, небьющуюся тарелку и уходит с опущенной головой за занавес. О чем реприза? Конечно, о разбитой мечте. Но… «помню, что я встал».

 Л. Енгибаров. О себе

В гардеробной я механически загримировался и только тогда понял, что сегодня мой дебют, премьера в Московском цирке, который считается, и по праву, лучшим в мире. Я вдруг представил себе, что будет, если я провалюсь! Противный комок встал в горле, но где-то в глубине было другое чувство, чувство спортивного азарта, хорошей спортивной злости, было тело, гибкое, сильное, послушное любой мысли, и было то, что вынашивалось в течение пяти лет, и просто так уступать я не хотел. Я помню этот вечер до мельчайших подробностей. Я помню, как ко мне за кулисы забежал незадолго до конца спектакля один известный цирковой актер и умолял меня «продержаться, потому что пока все идет колоссально…», а я становился все спокойнее, главное было оставлено напоследок.

Помню ревущий зал после последней клоунады «Бокс» и, что совсем невероятно, вызовы после моего ухода, вызовы, как будто это театр, а не цирк. Смеющиеся лица зрителей, рядами уходящие вверх от барьера манежа, и только одно лицо, залитое слезами, лицо справа в четвертом ряду, лицо моей матери. Все это я помню, как будто это было вчера, не помню только как я себя вел, что я чувствовал на манеже, осталось в памяти лишь ощущение свободы и счастья. В 1961 году я не был совсем новичком: к тому времени я уже проработал год на манеже и с 1956 г. , правда, не регулярно, работал на телевидении и эстраде как пантомимист. Главное, что удалось сделать, если так можно выразиться, — общие контуры репертуара для цирка и для эстрады, а репертуар для клоуна, да и новая реприза, новая пантомима, так дорого стоят автору, кажется, нет такого гонорара, который бы мог окупить его муки, даже если это маленькое произведение рождается на лету. Сколько стоит за этим часов самоистязания, самобичевания, сколько часов отчаяния от мысли, что ты абсолютно бездарен и последнее, что ты сделал, так и останется последним».

Разве этакое кто-нибудь мог придумать за артиста?

За такой намек на любовь к обилию наград  можно было запросто вылететь из профессии. Повелитель шута, публика, хохочет – значит, все в порядке, шут достучался до сердца властелина! Рассказывают, что Брежнев видел эту репризу и хохотал.

«Окончив в 1959 году училище, я начал работать в цирке коверным клоуном, и хотя судьба меня бросала из города в город, с арены на арену, мелькали Оренбург, Астрахань, Саратов и навсегда оставались в памяти красавица Одесса, сказочный Краков и величественный Ленинград, я не забывал о пантомиме, и в каждом из этих городов состоялось по три-четыре вечера пантомимы. В те же годы я наотрез отказался показывать по телевидению свои цирковые номера, так как считал и считаю, что сделанное и написанное для тринадцатиметрового манежа надо и исполнять там, а главное — лучше всего цирковые номера смотрятся на манеже цирка. Поэтому по телевидению я выступал и выступаю только со специальной программой (например, «Ревю», «Огонек») или показываю пантомимы. Это привело к тому, что многие зрители знают меня только как мима. Думаю, это не страшно. Постепенно такая работа привела к тому, что у меня скопилось примерно 23–24 пантомимы и появилась мысль сделать сольный концерт».

Пантомима «Человек-шлагбаум». Слов не нужно!

В 1966 г. вышел документальный фильм «Знакомьтесь, Енгибаров!» Автор фильма, Владимир Лисакович, вспоминает:

«В 1965 году продюсер из ФРГ Гамбаров (он известен тем, что обладал правами на прокат во всем мире фильмов Андрея Тарковского) заказал серию фильмов о советском цирке - предполагалось снять документальные ленты об Олеге Попове, Юрии Никулине и о Леониде Енгибарове в том числе. Заказ тот исполнен не был, но в планы студии его включили. Так получилось, что мне, молодому начинающему режиссеру, достался фильм о Енгибарове.

Мы с Леней познакомились и начали работать. Я поехал за ним в Саратов, где он тогда был на гастролях, потом перебрались в Киев - снимали в цирке, в парках и даже в цеху одного из заводов, где поставили стулья для многочисленных зрителей. По вечерам мы всей съемочной группой собирались вместе и не раз наблюдали, как на наших глазах Леня придумывает новые номера. Однажды я подумал, что хорошо бы снять его импровизации. Правда, для этого пришлось арендовать люкс, потому что в его маленьком номере вся наша техника просто не поместилась бы. Эти кадры тоже вошли в картину и стали бесценными».

Из-за того, что фильм, по мнению худсовета киностудии, вышел слишком грустным (фильм о грустном клоуне должен был быть смешным?), его не принимали.

Беда была в финале.

«Нам удалось поймать редкий кадр: когда в воскресенье, отыграв три представления подряд, бледный и усталый Енгибаров пришел в гримерку, у него не было сил даже закурить. Ассистент поднес ему зажигалку, Леня потянулся к ней, и в кадре хорошо видно, что рука его дрожит».

Из стихотворения В. Высоцкого «Шут был вор»

В светлом цирке между номерами

Незаметно, тихо, налегке

Появлялся клоун между нами

Иногда в дурацком колпаке.

Зритель наш шутами избалован -

Жаждет смеха он, тряхнув мошной,

И кричит: "Да разве это клоун!

Если клоун - должен быть смешной!"

Вот и мы... Пока мы вслух ворчали:

"Вышел на арену, так смеши!"-

Он у нас тем временем печали

Вынимал тихонько из души.

А как не дрожать руке, когда делаешь вот такое, да три представления подряд:

Из книги М. Влади «Прерванный полет»:

«Среди твоих любимых артистов есть один, нежность к которому у тебя безгранична. Его зовут Енгибаров. Он молод, и нем все прекрасно. Он тоже своего рода поэт, он заставляет смеяться и плакать публику – и детей и взрослых. Этот волшебник украл пальму первенства у стареющего Олега Попова и других традиционных ковровых клоунов. Он работает в минорных тонах. Никаких тортов с кремом в лицо, красных носов, полосатых штанов, огромных ботинок. Разбивая тарелки, он переключает публику с бешеного хохота на полную тишину, а потом удивляешься, что у тебя стоит ком в горле, – и вот уже люди вынимают носовые платки, чтобы украдкой вытереть слезы. Этот удивительный атлет творит чудеса на арене, и если тебе удается на несколько секунд сделать «крокодила на одной лапе», то он без видимого УСИЛИЯ может больше минуты оставаться в таком положении».

Фильм приняли. Его спас сам Гамбаров. Узнав, что возникли сложности, он приехал в Москву и заявил, что если худсовет не принимает картину, он ее забирает. Проблемы тут же исчезли.

Л. Енгибаров. Шар на ладони

"В цирке люди делают сложнейшие трюки. Они летают под куполом, жонглируют десятком предметов и еще стоят на руках, и этому, я утверждаю, особенно трудно и сложно научиться. И сложно это не только потому, что по ночам у вас будут болеть плечи от бесконечных тренировок, распухать кисти рук и наливаться кровью глаза…

Все это, конечно, тяжело, и все-таки это рано или поздно забывается. Вот только одно никогда не забывается, это когда ты стоишь на двух руках, медленно отрываешь одну руку от пола и понимаешь, что у тебя на ладони лежит земной шар".

Леонид Енгибаров был романтиком. Он оставил нам коротенькие новеллы о звездах, о любви. Они удивительно нежны и лиричны.

Л. Енгибаров. Зонтик

"…Немного помолчав, она сказала: «Но нам же негде жить, у нас нет дома».

Он рассмеялся и сказал, что у него есть зонтик, совсем новый, который сам раскрывается, если нажать на кнопку. И зонтик — это прекрасный дом, очень уютный для двоих. Правда, у него нет стен, но зато стоит протянуть руку, и вы узнаете, какое на улице время года, например, прошла весна или все еще идет. С таким домом, как зонтик, удобно путешествовать, приятно слушать дождь и еще…

Но она не спросила: «что еще…» и ушла к другому, у которого была однокомнатная квартира со всеми удобствами, но, наверное, все-таки не было такого зонтика, а если и был, то, согласитесь, зачем человеку два дома, это же смешно…

Теперь, спустя много лет, она наконец поняла, какой это был чудесный зонтик, маленький парашют, держась за который вдвоем, можно улететь далеко-далеко, особенно в дождливые дни…

И она тоскует в своей уже трехкомнатной квартире, потому что, чем больше квартира, тем дальше друг от друга те, кто в ней живут, и когда идет дождь, она готова броситься вниз, чтобы разыскать свой зонтик, но разве с пятнадцатого этажа узнаешь, какой зонтик твой?

А если и узнаешь, то ведь неизвестно — исправно ли сегодня работает лифт".

Интермедия «Зонтик».

Официально Леонид был женат один раз, на актрисе Аде Шереметьевой. Вместе они прожили недолго, развелись.

Ада Шереметьева

Вот что вспоминает режиссер Енгибарова, Юрий Белов:

«Они встретились в Ленинграде. Сразу после окончания училища Аде дали в театре главные роли. С Лёней у них случился сумасшедший роман: поэт, он вообще умел потрясающе любить. Женщины падали именно от того, как он любил. Там было всё: цветы среди зимы- она шла к цирку, а он забрасывал ей дорогу цветами. Он рисовал ей самые радужные перспективы, говорил, что в цирке она немедленно станет звездой, и сам верил в это. Ну какая женщина выдержит такой натиск- конечно, они расписались. Из Ленинграда молодожёны по разнарядке поехали в Минск. Там кончился их роман и началась жизнь. Ада впервые вышла на манеж: Леня ввёл её в свои репризы, где у него должна быть партнёрша. Она выходила в “Статуе”- посидеть на лавочке- и бросала цветок в “Боксе”. Всё. Какая уж тут звезда... Цирк показался ей адом, она не приняла его- сразу и насовсем. Актриса поняла, что, уйдя из театра, осталась без ничего. Последней каплей стал день, когда они приехали в Москву, где Енгибаров жил со своей обожаемой матерью в Марьиной Роще, в старом деревянном доме без удобств, с туалетом во дворе. Для неё это был шок, крушение всех надежд».

Леонид Енгибаров с Ярмилой Галамковой

Достоверно известно о двух дочерях Леонида, Барбаре и Евгении. На гастролях в Чехословакии он познакомился с журналисткой и художницей Ярмилой Галамковой (погибла в автокатастрофе в 1977 г.). У них родилась дочь Барбара, а у Барбары – сын Петер, который удивительно похож на деда и даже решил пойти по его стопам.

Петер Поппер, клоун, внук Леонида Енгибарова




Из интервью с Петером (2018 г.)

«Клоунада была призванием Енгибарова. Чувствуете, что и для вас она становится смыслом жизни?

Я попробовал множество профессий, от техника на телевидении до маляра, но всё это было временно. В Росгосцирке я уже 8 лет, на сцене – больше 6. Я работаю, учусь, делаю всё, чтобы стать клоуном.

Где сейчас работаете?

Выступаю в шоу Тиграна Акопяна в паре с другим клоуном. В дальнейшем, хотелось бы попробовать себя в соло».

В конце 60-х годов слава Енгибарова достигла зенита. Он гастролировал по СССР и за его пределами (правда, строго в «границах соцлагеря», не простили ему «побег» из Чехословакии в Австрию). Выступает на эстраде в «Вечерами пантомимы». Пишет прозу, ее публикуют в журналах. Снимается у кино у известных режиссеров: Р. Быков («Айболит-66»), В. Шукшин («Печки-лавочки»), Т. Абуладзе («Ожерелье для моей любимой», оба - 1972).В эти же годы выходят фильмы о нем – «Знакомьтесь, Леонид Енгибаров» и «2-Леонид-2».

Сумасшедшая нагрузка, востребованность, народная любовь. Товарищ клоун, что вам еще нужно? Да ничего особенного, всего лишь быть самим собой.

Быть «клоуном соло», как написано в дипломе. „Я не паузы между номерами заполняю, а на мне строится зрелище и публика идет на меня“ – говорил он и был прав. Если человек идет своим путем, по натянутому канату, без страховки – ему лучше знать, что он должен успеть сделать еще на своем пути.

В 1970 г., отработав последние гастроли, Енгибаров уходит из Союзгосцирка и создает вместе с режиссером Юрием Беловым собственный театр со сложным названием «Эксцентрический ансамбль Леонида Енгибарова». Леонид хотел просто – «Театр Леонида Енгибарова», но в министерстве культуры решили, что это «уже слишком» и попросили заменить «театр» на «эксцентрический ансамбль».

Они поставили всего два спектакля – пробный (посмотреть, как отнесется к начинанию публика) «Звездный дождь» и «Причуды клоуна». Репетировали весной и летом в ДК в Марьиной роще, а осенью поехали на гастроли.

Запись спектакля «Причуды клоуна» не найти в интернете. Фотографий осталось мало. Есть описание части сюжета в воспоминаниях Татьяны Беловой, участницы спектакля и супруги Юрия Белова.

«Была выстроена тема — девушка, о которой мечтает Леня, история любви. Он выходил, снимал фонарь, влюбленные парень и девушка устремлялись друг к другу, но, как только он опускал фонарь, они теряли друг друга, и в результате он понял, что должен стать фонарным столбом. Сюжет другого номера таков: выходит девушка с магнитофоном, выезжает на велосипеде Леня. Нажимая на кнопки, девушка начинает им управлять: при обратной перемотке он едет назад, с ускорениями, замедлениями движения — номер был очень трогательным».

Второе отделение состояло из сольных пантомим в сопровождении енгибаровских новелл, которые Татьяна читала за кулисами».

За несколько дней до смерти Леонид дал интервью корреспонденту радиостанции Д. Юзину.

«Этот театр — итог нашей десятилетней работы в жанре эксцентрики, пантомимы, клоунады. Недавно закончился наш первый сезон. Театр существует при Российской концертной организации, которую возглавляет Юрий Львович Юровский, руководитель опытный и сильный. За сезон мы сыграли 700 спектаклей. Нас посмотрело четверть миллиона зрителей. Мы побывали в тридцати городах Советского Союза, проехали от Дудинки до Ялты, от Ужгорода до Красноярска.

КОРРЕСПОНДЕНТ. В Москве вас еще не видели?

ЕНГИБАРОВ. Этот спектакль в Москве еще не видели. Вообще я выступал в Москве не раз, трижды был на арене Московского цирка, выступал на сцене Театра эстрады, но спектакль "Причуды клоуна" является для москвичей новым.

КОРРЕСПОНДЕНТ. Что это за спектакль?

ЕНГИБАРОВ. Ну, я не буду раскрывать его секрет, потому что хочу, чтобы это было сюрпризом и для вас и для тех, кто будет на спектакле. Это спектакль поэтичный, это спектакль смешной, это спектакль чуточку грустный, это спектакль серьезный. Таким мы его видим и таким мы его стараемся играть. Зрители решат, правы мы или не правы. Но что касается сложнейших трюков, интересных и смешных номеров, то это я вам на спектаклях в октябре месяце в Москве гарантирую».

Мечта исполнилась. Герой Енгибарова мечтал играть на скрипке (см фильм «Знакомьтесь, Енгибаров!» с 4-й минуты https://www.youtube.com/watch?... ), и у него получилось. Свой собственный театр, возможность творить, успех…

«КОРРЕСПОНДЕНТ. Почему настоящий клоун, да и любой клоун вызывает всегда грусть? Я никогда не смеюсь, когда вижу клоуна.

ЕНГИБАРОВ. Если вы не смеялись даже тогда, когда смотрели меня, я вернусь в цирк, чтоб рассмешить вас. Надо смеяться. И должно быть смешно. Это обязательно.

Клоун всегда был шутом... Шут — это бремя, которое несет на себе клоун, бремя художника. И поэтому клоун всегда должен оставаться человеком: с одной стороны, он — шут, то есть профессионал, который обязан - знать законы смеха, а с другой стороны, он имеет право на свое собственное отношение к смеху, к тем событиям, которые происходят в данный момент на арене ли, на экране или на сцене».

Леонид Енгибаров умер от инфаркта миокарда в Москве, 25 июля 1972 г., в 37 лет. Стояла жара, горели торфяники. Он заболел ангиной, но переносил ее на ногах. Как осложнение, образовался тромб, оторвался и привел к инфаркту.

Марина Влади описывала реакцию В. Высоцкого на известие о его смерти так: «Однажды тебе звонят, и я вижу, как у тебя чернеет лицо. Ты кладешь трубку и начинаешь рыдать, как мальчишка, взахлеб. Я обнимаю тебя, ты кричишь:

– Енгибаров умер! Сегодня утром на улице Горького ему стало плохо с сердцем, и никто не помог – думали, что пьяный!

Ты начинаешь рыдать с новой силой.

– Он умер, как собака, прямо на тротуаре!»

Кто-то запустил мерзкую сплетню. Леонид умер у себя дома, и «скорая» была на месте. К сожалению, не сразу поняли, что это не «больной желудок», а стремительно развивающийся инфаркт. И Высоцкий в стихах-посвящении напишет:

В сотнях тысяч ламп погасли свечи.

Барабана дробь - и тишина...

Слишком много он взвалил на плечи

Нашего - и сломана спина.

Зрители - и люди между ними -

Думали: вот пьяница упал...

Шут в своей последней пантомиме

Заигрался - и переиграл.

Он застыл - не где-то, не за морем -

Возле нас, как бы прилег, устав, -

Первый клоун захлебнулся горем,

Просто сил своих не рассчитав.

В этом видео 2 записи стихотворения, первая– читает сам автор.

И, как завещание, последняя новелла

Л. Енгибаров. Не обижайте человека

"Зря, просто так обижать человека не надо. Потому что это очень опасно.

А вдруг он Моцарт? К тому же ещё не успевший ничего написать, даже «Турецкий марш».

Вы его обидите — он и вовсе ничего не напишет. Не напишет один, потом другой, и на свете будет меньше прекрасной музыки, меньше светлых чувств и мыслей, а значит, и меньше хороших людей. Конечно, иного можно и обидеть, ведь не каждый человек – Моцарт, и всё же не надо: а вдруг…

Не обижайте человека, не надо. Вы такие же, как он.

Берегите друг друга, люди!"

Что же осталось нам, ныне живущему властелину?

Всего 13 лет творчества. Полосатая майка, нелепая одинокая подтяжка, улыбка, обращенная к каждому зрителю…

А нам остался Звездный дождь.

«Я подарю тебе звездный дождь. В жизни каждого человека бывают звездные дожди, чистые и удивительные: если не дни, то хоть редкие часы, полные звездного света, или хотя бы минуты, пусть даже мгновения, бывают, обязательно бывают, стоит только вспомнить…

Помнишь, когда ты совершила самый гордый поступок… День и час, когда ты увидела человека, ставшего самым любимым… Миг восторга от встречи с искусством…Счастливые минуты смеха, развеявшие горе и боль… И многие-многие, сверкнувшие прозрением мгновения нашей жизни люди называют звездными. Я дарю тебе звездный дождь. Взгляни, его капли я принес тебе в ладонях».



Благодарю вас за прочтение!

В статье использованы материалы

https://bulvar.com.ua/gazet...

https://knigogid.ru/books/7...

https://ru.wikipedia.org/wi...

https://ygashae-zvezdu.live...

https://fishki.net/1884925-...

https://www.rulit.me/books/...

http://www.ruscircus.ru/pos...

https://www.liveinternet.ru...

https://zen.yandex.ru/media...

https://www.metronews.ru/no...

Поздравляю с Новым годом!

Желаю счастья, здоровья, творческих успехов! 

С Новым годом! Счастливой зимы,

Теплых встреч, настоящего чуда!

Пусть приятные люди, как мы,

Обязательно рядышком будут!

Поздравляем сердечно сейчас,

Оптимизма желаем, успеха!

Чтобы радостей было у Вас,

Как на Северном полюсе – снега!

Автор - Елена Сиротина

Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...

Обсудить
  • Спасибо, интересно было читать.
  • Замечательная подборка, большое спасибо за труды!!
  • :blush: :thumbsup:
    • Vik
    • 30 декабря 2021 г. 11:28
    :hibiscus: :hibiscus: :hibiscus: С Наступающим, Танечка !
  • Спасибо!